Где подвизались святые Британских островов
Если подвижники Востока удалялись в пустыни, а аскеты Севера – в леса, то пустынники Запада уходили спасаться на острова, подвизались на побережье и возле устьев рек – эстуариев, возведя бесчисленное количество островных и прибрежных храмов. И в этом нет ничего удивительного, если мы примем во внимание тысячи островов, составляющих архипелаг, на котором мы живем, – островов, расположенных как в открытом море, так и во внутренних водах.
Острова
Очень многие острова вокруг наших берегов сохраняют церкви или часовни, посвященные местным подвижникам. Самым важным из них является остров Айона, где основал монастырь святой Колумба – первый покровитель Шотландии; самым впечатляющим, несомненно, – все еще голый и обрывистый Скеллиг-Майкл («Скала архангела Михаила»), своего рода «ирландский Афон», в 7 милях от западного побережья Ирландии, в Атлантическом океане. Среди множества других выделим остров Инишмуррей (inish, inch, YNYS означает «остров»), Скэттери, Аранские острова в Ирландии, Сула Сгейр, Норт-Рона в Шотландии, Бардси и Калдей в Уэльсе, Линдисфарн (Святой остров) и остров святого Герберта (на озере Дервентуотер) в Англии, острова Силли в Корнуолле, Нормандские острова в проливе Ла-Манш и островок Инис-Сейриол рядом с островом Англси в Уэльсе. Как здесь оказывались святые? Многие из них сначала останавливались на каком-нибудь прибрежном островке, прежде чем продвинуться вглубь Британии и основать там свою обитель. Или же, наоборот, большие монастыри на берегу моря часто сооружали отшельнические скиты на близлежащих островках.
Берега
Зачастую какой-нибудь монах останавливал свою тростниковую лодку у морского берега и начинал молиться там же или на вершине соседнего утеса. Позднее на этом месте возводилась крошечная часовня. Другие подвижники заходили в речные долины с крутыми склонами и строили монастыри или часовни за излучиной долины, где было свободное место и где они могли оставаться невидимыми с моря.
Такими, например, были первый женский монастырь в Англии, основанный преподобной Энсвитой на утесах Фолкстона (этот монастырь, к сожалению, разрушен морем), а также обители, основанные святой Хильдой в Уитби, святой Бегой в Сент-Бис в Камбрии и святой Эббой в Сент-Эббс-Хэде.
Напомним и о том, что многие святые устроили свои обители в бывших римских крепостях, как, например, преподобный Фурсей в Бург-Касле в Норфолке, святитель Феликс в Данвиче и, возможно, в Феликсстоу в Саффолке, святитель Кедд в Брэдуэлле графства Эссекс, где построенная им в середине VII века церковь сохранилась до наших дней.
В Уэльсе одной из таких часовен является часовня святого Патрика в Уайтсэндс-Бей («Залив белых песков») близ Сент-Дейвидса в Пембрукшире. Здесь в 1924 году были найдены руины четырехугольной часовни и захоронения. Эта часовня использовалась ирландскими паломниками. Другой пример – церковь в уэльской деревне Лландануг в Мерионете (ныне часть графства Гвинед. – Примеч. пер.). Она стоит на галечниково-песчаной отмели, освящена во имя святого Тануга (VI в.; память 10/23 декабря), о котором мы теперь ничего не знаем. Заметим: ранние надписанные камни в нынешней церкви относятся к V веку!
Над городком Лландидно в Уэльсе (графство Конви), на вершине холма Грейт-Орм, можно найти маленькую церковь во имя святого Тудно (VI в.; память 5/18 июня). Святой источник в честь Тудно бьет в 100 ярдах от храма. Само здание храма, правда, относится к более позднему средневековому периоду, но ниже на берегу находится пещера, где, по преданию, подвизался святой Тудно. Пещеры были излюбленным местом уединения ранних подвижников. Нам представляется, что жизнь свою отшельник устраивал так: пещера рядом с водой, церковь и источник в укрытом углублении среди крутых утесов наверху. На побережье Мерионета находится другая подобная церковь, во имя святого Келиннина, рядом с Тивином. Нынешняя церковь тоже средневековая, но очень простая.
Эстуарии
Эстуарии рек были одним из самых распространенных путей проникновения вглубь суши в те времена, когда не было или почти не было дорог. В двух районах этим способом особенно часто пользовались: первый из них – Восточная Англия: сильно размытый и затопляемый полуостров, выступающий в Северное море (когда-то там везде была суша); второй полуостров – это Корнуолл с эстуарием реки Фэл (где город Фалмут). Здесь множество бухточек, затопляемых во время прилива, и несть числа древним храмам, стоящим возле самой воды: церкви во имя святого Глувиаса, святого Милора, святого Коа, святого Иуста, святого Мавеса и других. Все они относятся к эпохе святых (V–VII вв.).
Ирландцы на Гебридских островах
Ирландские монахи были великими мореплавателями – и не случайно. Они отправлялись в дорогу за аскезой. Странствуя по суше и по морю, они искали «белого мученичества» – становились добровольными изгнанниками-скитальцами. В этих путешествиях они обретали места для отшельничества на островах северо-восточной Атлантики. Они были их пустыней, подобной пескам северо-восточной Сахары, куда удалялись египетские монахи-пустынники.
Это «мореплавательское» движение началось очень рано. Примечательно, что, куда бы ни причаливал живший в VI веке святой Брендан Мореплаватель, самый известный из всех ирландских монахов, странствовавших по морю, он везде находил ирландских подвижников, заселявших эти острова еще с середины V века. Точно известно, что ирландские монахи достигли Фарерских островов ко второй четверти VIII столетия и Исландии к концу того же столетия – около 795 года.
Однако землей, которая в первую очередь привлекла «ирландскую Фиваиду» монахов, была соседняя «Альба», находившаяся всего в 13 милях от северных берегов Ирландии. Фактически монахи-скотты (то есть ирландцы) дали свое название, свой гаэльский язык и единство той стране – «Альбе», ибо она стала известна как «Шотландия», то есть дословно «Земля скоттов = ирландцев». Миссия ирландских монахов состояла в том, чтобы обратить ко Христу всю эту страну, начиная с близкого западного побережья и далее продвигаясь на восток. После себя они оставляли свои кельи, отшельнические домики и монастыри, называемые по-гаэльски «kil». Многие топонимы западного побережья Шотландии, островов Внутренних и Внешних Гебрид говорят нам о том, что здесь подвизались монахи с начала VI века на протяжении почти трех столетий. Вспомним о некоторых из этих святых.
Святой Киаран Сайгирский (ок. 450? – ок. 530; память 5/18 марта), прозванный «первенцем среди ирландских святых», родился на острове Клир-Айленд, недалеко от побережья Корка, в самой южной точке Ирландии. Его мать принадлежала южному ирландскому клану Корку-Лоегде – первому ирландскому клану, принявшему христианство. По преданию, подвижник основал монастырь Сайгир (ныне местечко Сейркиеран близ города Бирр графства Оффали) еще при жизни просветителя Ирландии святого Патрика. О нем известно как о святом, который имел особенную дружбу с дикими животными. Святой Киаран был похоронен в Сайгире в Ирландии, а в «Альбе» (то есть Шотландии) провел свои ранние годы.
Наибольшее число посвященных ему мест находится на полуострове Кинтайр на западе Шотландии (переводится с гаэльского как «мыс») между городами Тарберт и Кэмпбелтаун. Это место первоначально называлось «Кеан Лох Килле Киарайн», что значит «Верхняя часть озера Лох-Киаран, или Килкерран». «Кил» – слово, весьма часто встречающееся как составная часть географических названий в Шотландии и Ирландии, оно переводится как «келья». С его помощью очень легко уже по названию места определить, что здесь находился отшельнический домик или монастырь того или иного святого. Имеются еще один Лох-Киаран дальше к северу по направлению к Тарберту, а также приход Килкиаран, расположенный через пролив, на острове Айлей. На этом острове, на западной стороне района Риннс-оф-Айлей, в местечке Килкиариан, до наших дней сохранилась средневековая часовня, правда, без крыши. Можно предположить, что на этом месте изначально стояла келья святого Киарана.
В письменных источниках Килкерран назван монастырем, возможно, с 15 монахами, пришедшими сюда из Ирландии с Киараном. Об этом говорит поздний ирландский документ под названием «Литания святых паломников».
Килкерран приобрел такую известность, что в 608 году стал местом погребения короля Айдана (574–608), правителя гаэльского королевства Дал Риада. Рядом с Килкерраном находится ныне почти недоступная пещера – бывшее место уединения подвижника, – называемая «пещерой святого Киарана». Это почти в 5 милях от Кэмплтауна, если идти вдоль побережья. На полу пещеры – камень, на котором высечен шестиугольный крест с монограммой «Chi-Rho» и бордюр-меандр, составленный из квадратов. Все это подтверждает, что пещера – древнее святое место.
Преподобный Брендан Клонфертский, называемый Мореплавателем (486 – ок. 575; память 16/29 мая), родился в 486 году на полуострове Дингл в ирландском графстве Керри, где ему посвящено множество населенных пунктов. Он более всего известен своими морскими странствиями, во время которых достиг Фарерских островов (где местечко Брандарсвик носит его имя), Исландии, а также, возможно, Гренландии и даже Ньюфаундленда! Святой Брендан, однако, знаменит и как основатель монастырей на Гебридских островах. Память о нем сохраняется в нескольких местах вдоль побережья этих островов, от Керри до архипелага Сент-Килда. Предполагают, что сооружения наподобие келий на острове Хирта – крупнейшем острове из группы Сент-Килда – могут относиться ко времени святого Брендана. Здесь также есть посвященная ему часовня. Следует заметить, что не было такого святого с именем «Килда». Это название произошло от норвежского слова Skilder, означающего «щит».
Раннее житие святого Брендана сообщает, что он основал свой первый монастырь на Гебридах около 524 года. Он располагался на острове Элахнав – одном из островов группы Гарвеллах. Название меньшего по размеру острова рядом с Элахнавом в переводе с гаэльского означает «Место уединения святого Брендана». Еще несколько других мест с тем же именованием можно найти к югу от города Обан.
Существуют также пролив Килбраннан между островом Арран и полуостровом Кинтайр, Килбреннан близ Бриджента в верхней части залива Лох-Индаал на острове Айлей, а также Килбрандон, выше Куан-Ферри на острове Сейл, напротив острова Малл.
Святой Брендан основал и еще один монастырь на Гебридских островах, возможно в 530-е годы. Он находился на острове Тайри. Этот остров с его плодородной почвой был известен как «монашеская житница» на протяжении всей эпохи святых. На самом деле это был первый из, как минимум, четырех монастырей, основанных на острове Тайри до второй половины VI века. Хотя преподобный Брендан позднее возвратился в родную Ирландию и основал там монастырь Клонферт в нынешнем графстве Голуэй в 561 году, он все равно еще не раз возвращался в «Альбу».
Преподобный Кайннех из Агабо (также Кеннет, Кензи, Канис; ок. 520 – ок. 600; память 11/24 октября) родился в области Дерри на севере Ирландии, был современником и другом преподобного Колумбы. Предположительно, именно он выстроил первую церковь в городе Сент-Андрус графства Файф в Шотландии. Около 544 года по совету преподобного Финиана Клонардского будущий святой переехал в «Альбу», то есть в Шотландию. Подвижник поселился на Гебридских островах, хотя впоследствии и возвратился на родину в Ирландию для учреждения обителей, самой известной из которых была обитель Агабо (Килкенни), основанная около 577 года.
В центральной Шотландии об этом святом напоминают топонимы от полуострова Кинтайр до низменности Глен-Мор, хотя это вовсе не говорит о том, что он сам действительно побывал во всех этих местах.
Из жития святого Кайннеха мы узнаем, что он вел отшельническую жизнь на «Птичьем острове», который невозможно точно идентифицировать. На этом островке морские птицы вели себя столь шумно, что святой вынужден был повелеть им хранить молчание вплоть до окончания утрени. Наиболее вероятно, что это был крошечный островок Текса рядом с Айлеем. На Тексе до наших дней сохранились руины средневековой часовни – вполне возможно, что она построена на месте отшельнической кельи Божиего угодника. Напротив него, на острове Айлей, есть мыс с названием Дунивайг, что в переводе примерно может означать «Крепость маленького святого».
Несомненно, святой Кайннех посещал и Айону, о чем свидетельствуют два местечка на этом острове. Они называются Кил-Хайннех («Келья (или церковь) Кайннеха») и Клад-Кайннех («Кладбище Кайннеха»). На острове Тайри тоже есть местечко Килкеннет, или Килкайннех. Здесь по сей день стоит частично разрушенная средневековая церковь. На острове Южный Уист святому угоднику посвящена церковь в Килхайни.
Напротив острова Тайри и в миле от берега острова Малл расположен островок Инчкеннет – «Остров святого Кеннета». На этом месте некогда существовал большой монастырь – главная обитель святого Кайннеха в Шотландии. Но от монастыря сегодня здесь остались лишь руины часовни.
Святой Эрнан (VI в.; день памяти неизвестен) был дядей преподобного Колумбы – братом его матери. Его могила находится в местечке Киллернандейл на острове Джура. Святой Эрнан был одним из 12 спутников, отправившихся со святым Колумбой из Ирландии в Шотландию. Вероятнее всего, именно на этом острове он основал свой монастырь, в котором был игуменом.
Святая Эйтна (VI в.; день памяти неизвестен) – мать святого Колумбы. На севере острова Айлей местечко Килмени (по-гаэльски – Килл-н'Эйтне) названо в ее честь. Камень на одном из островов группы Гарвеллах, к северу от острова Джура, по преданию, является надгробным камнем на бывшей здесь некогда могиле святой Эйтны, которая предсказала следующее: «Я рожу сына, и то, о чем он будет учить, узнают во всей Ирландии (Эрин) и Шотландии (Альбе)».
На самом южном острове этой группы – острове Элахнав, название которого означает «Святой камень», – сохранились кельи-ульи сухой кладки, свидетельствующие о том, что здесь подвизались монахи или монахини, и вполне возможно, что святая Эйтна была одной из них. Святую Эйтну особенно почитали между VII и XII столетиями.
Святой Колумба (ок. 521 – 597; память 9/22 июня) – величайший из ирландских монахов, странствовавших по морю. Жители западных островов Шотландии и Хайленда считают его своим покровителем, поскольку во многом благодаря Колумбе пикты, скотты (ирландцы в Шотландии) и северные англы (через остров Линдисфарн) были просвещены светом Христовым.
Он родился в 521 году в Донеголе в Ирландии, а в Шотландию отправился в 563 году. Однако Колумба покинул Ирландию не из-за битвы, причиной которой стала Псалтирь, переписанная им, – это не более чем легенда, придуманная в 1523 году. Напротив, святой Адамнан, биограф Колумбы, ясно пишет, что будущий святой уехал из Ирландии в поисках «белого мученичества», то есть ради добровольного странничества-изгнания. Не только остров Айона (по-гаэльски – И-Колумкилле, то есть «Айона святого Колумбы»), куда подвижник причалил, по-видимому, в 565 году и где многие места носят его имя, но и другие острова Гебридского архипелага тоже связаны с этим подвижником.
Во-первых, на северо-западном побережье залива Лох-Каолиспорт полуострова Кинтайр есть расположенная выше уровня воды пещера естественного происхождения. Среди местных жителей пещера известна как «пещера святого Колумбы». Возможно, преподобный, приплыв в Шотландию из Ирландии (находящейся всего в 13 милях) накануне Пятидесятницы 563 года, высадился именно здесь. Крест с древней монограммой «Chi-Rho» высечен в стене пещеры над простым престолом из камня. Обнаруженные в ней каменные гробы свидетельствует о том, что она использовалась во времена святого Колумбы.
Во-вторых, если можно доказать, что остров, ныне называемый Джура, и есть остров Хинба, описываемый святым Адамнаном в житии Колумбы, то святой угодник основал монастырь и на этом острове. Над заливом при Тарберте на восточном берегу Джуры находятся древние погребения, а также «стоячий камень» с высеченными крестами. Это место называется Килмоир – «Церковь Марии». Место очень древнее, а находящийся здесь же фундамент старинной часовни называется Cill Chaluim-chille – в переводе с гаэльского: «Церковь (или келья) святого Колумкилле (Колумбы)». Немного восточнее бьет «источник святого Колумбы».
Наконец, на северо-западе от Айоны находится остров Тайри, где святой Колумба основал еще один монастырь. Он был расположен рядом с главной деревней этого острова – Скариниш.
Преподобный Молуаг (Молуог) Лисморский (ок. 530 – 592; память 25 июня / 8 июля) родился на севере Ирландии. Он принял монашество в монастыре Бангор. Отправился в «Альбу», вероятно, в 562 году и основал монастырь на острове Лисмор в морском заливе Лох-Линне. Святой Молуаг был связан со святым Бренданом Мореплавателем, поскольку, как и он, слыл великим путешественником, совершал поездки на острова и вглубь материковой Шотландии, основал поселения Форт Аугустус, Глен Уркухарт и Роусмарки на полуострове Блэк-Айл, где надгробный камень из песчаника, предположительно, лежит на его могиле. (Однако святой преставился в местечке Ардклах бывшего графства Найрншир – с 1996 года это часть области Хайленд). Две церкви освящены во имя этого святого на Кинтайре, обе называются Кимолуаг. Такие же церкви с тем же названием можно найти и на островах Малл, Тайри, Раасэй и близ деревни Уиг на острове Скай.
Два храма посвящены ему и на Западных островах (Внешних Гебридах). Это Килмолуаг на острове Паббей (переводится с норвежского как «Остров священников») в проливе Харрис и очень древняя «часовня Молуога» в деревне Эоропи прихода Несс на самом севере острова Льюис-энд-Гаррис. Есть предположение, что очень маленький оркнейский островок Папа-Уэстрей («Западный остров священников» в переводе с норвежского) тоже связан со святым Молуагом. Даже если некоторые из этих храмов относятся к более позднему или средневековому периоду, Молуаг все равно остается одним из любимейших святых Шотландии.
Святой Финлагган (также Финдлуган; † ок. 590; память 3/16 января). В озере Лох-Финлагган, напротив вершин Папс-оф-Джура, находится небольшой остров Эйлин-Мор. Его гаэльское имя – «Святой остров», и он до 1493 года был королевской столицей кельтской Шотландии. Здесь некогда стояла часовня, построенная над кельей святого Финдлугана, именем которого первоначально назывался остров (остров святого Финлаггана). В «Альбу» (Шотландию) святой приплыл из Дуна ирландского графства Лимерик. Был братом и учеником святого Финтана Дунского и упоминается святым Адамнаном в «Житии святого Колумбы». Согласно житию, он спас святого Колумбу от разбойников.
Святой Кормак († ок. 590; память 12/25 декабря) был игуменом основанного святым Колумбой монастыря Дарроу в ирландском графстве Оффали. Этот святой получил прозвание «Кормак из моря», так как очень много странствовал по морю. Было записано, что подвижник трижды пускался в море в поисках «пустыни в океане», но нигде не смог ее обрести. Крошечная часовня, от которой остались одни руины, находящаяся на упомянутом выше маленьком островке Эйлин-Мор, освящена в его честь. Хотя эти руины средневековые, они напоминают о келье Кормака. Это была, вероятно, почти недоступная, служившая местом для пустыннической жизни пещера на юге острова, в которой был найден древний, высеченный из камня крест с монограммой ««Chi-Rho». В Килмори на полуострове Кинтайр сохранилась еще одна посвященная святому Кормаку средневековая часовня.
Святой Адамнан также сообщает, что Кормак был одним из спутников святого Колумбы, отправившихся с ним на остров Айону. Некоторые ученые предполагают, что он также основал обитель на одном из Оркнейских островов. Совершенно точно, что на Оркнейских островах ирландские монахи жили уже в середине VI века. Они, возможно, подвизались в Брог-оф-Диернесс на северной оконечности материковой части района Оркни, хотя сохранившиеся там руины относятся ко времени после норвежских поселений.
Преподобный Комгал Бангорский (ок. 516 – ок. 601; память 11/24 мая), основавший ирландский монастырь Бангор около 559 года, совершил лишь одну поездку в «Британию» (Шотландию), чтобы «повидать некоторых святых мужей», как повествует житие. Это было, возможно, в 564 году, когда он увиделся со святым Колумбой и затем прибыл на Тайри, где основал монастырь.
Святой Доннан (Донан) с острова Эгг и с ним 52 подвижника († 618; память 17/30 апреля). Подобно тому, как египетская Фиваида перестала существовать после арабских завоеваний и начавшихся затем гонений и убийств, ирландская Фиваида была разорена викингами, нападавшими начиная с 794 года. Однако еще за 200 лет до этого мучениками стали святой Доннан и 52 его сотоварища. Святой Доннан был одним из младших спутников святого Колумбы и подвизался не только на Айоне, но и, пожалуй, на острове Уитхорн, поскольку имеются церкви, посвященные этому святому (Килдонан), и в районе Дамфрис-и-Галлоуэй, где расположен этот остров. Однако больше всего храмов этому угоднику можно найти на Кинтайре, Арране, Скай, Южном Уисте, в Уиге, на острове Эгг, а также в Хайленде за Глен-Мором.
В Пасхальную ночь, 17 апреля 618 года, в своем монастыре на острове Эгг святой Доннан был замучен вместе с другими 52 монахами. Они погибли от рук не пиратов-викингов, а пиратов-пиктов. Это было предзнаменованием будущих кровавых событий.
Святой Ронан (VII в.?; день памяти неизвестен). Пристань на Айоне, известная на гаэльском как Порт-Ронайн (Сент-Ронанс-Бэй), возможно, связана с малоизвестным святым по имени Ронан. Предположительно, он отправился на Западные острова (Внешние Гебриды), а именно на остров Льюис-энд-Гаррис, просвещать местный народ истинной верой. Ронан построил маленькую часовню в деревне Эоропи местечка Несс на этом острове, рядом с мысом Батт-оф-Льюис. До наших дней сохранились несколько камней, сгруппированных вокруг небольшого зеленого пригорка. Это сооружение называется Теампулл Ронайн – «Часовня святого Ронана».
В 44 милях на северо-восток от Льюис-энд-Гарриса расположен очень уединенный островок Рона, ныне называемый Северный Рона. По преданию, он так назван в честь святого Ронана. Некогда на Роне находился высеченный каменный крест, относимый ко времени не позднее начала VIII века. Сейчас этот крест находится на острове Льюис-энд-Гаррис. На островке Рона сохранились каменные руины кельи отшельника, а рядом – стены постройки XII века, известной как часовня святого Ронана. Даже если сам святой на этом острове и не жил, то совершенно точно, что в этой настоящей «пустыне» жил другой отшельник океана, который и построил здесь часовню во имя святого Ронана.
Святой Беккан с острова Рам († 677; память 17/30 марта) – первый из известных отшельников Гебридских островов; он упоминается здесь около 632 года. Преставился в 677 году. Также вспоминаются и «мудрые спутники» святого Беккана – следовательно, и другие анахореты тоже поселились на острове Рам вместе с ним.
Святой Комман († 688; память 18/31 марта). Килхоман в Риннс-оф-Айлей был основан в VII веке и назван в честь святого Коммана с острова Айлей. Комман упоминается в житии святого Колумбы, написанном святым Адамнаном. Это был тот самый святой, который услышал от игумена Фергны Айонского (605–623), что он видел неземной свет, сходивший на святого Колумбу. Фергна был дядей святого Коммана. Брат святого Коммана святой Куммене Белый (Аильбе) стал игуменом Айоны в 657 году.
Святой Маэлруба из Эпплкросс (642 – ок. 722; память 21 апреля / 4 мая), прозванный «апостолом пиктов», родился близ Дерри в северной Ирландии в 642 году. Его мать была племянницей святого Комгала Бангорского, основателя одного из крупнейших и важнейших монастырей в Ирландии. Маэлруба стал монахом Бангора ранее 571 года. Из ирландских Анналов мы знаем, что будущий святой Маэлруба приплыл в «Альбу» в том же году и что по числу посвященных ему мест в Шотландии из всех святых он уступает лишь Колумбе. Он жил на полуострове Кинтайр, в Аргайле, а на острове Айлей мы находим название Киларроу – производное от «кельи святого Маэлрубы».
От острова Айлей посвященные Маэлрубе церкви отмечают продолжавшееся два года морское путешествие святого на север вдоль западного побережья материковой Шотландии. Наконец святой приплыл в Апур Кроссан, позднее получивший название Эпплкросс, напротив островов Раасэй и Скай.
Название Эпплкросс означает «Устье реки Кроссан». Однако «Кроссан» по-гаэльски называется «Amhain mare», то есть «Река Маэлрубы». Именно здесь в 673 году Маэлруба учредил монастырь, где к нему присоединились монахи из северо-восточного ирландского монастыря Бангор. Эта обитель выросла в процветающий монастырь, земли которого занимали почти 6 квадратных миль.
Святой Маэлруба почитается покровителем всего побережья Уэстер-Росс – от Эпплкросс на север до залива Лох-Брум. Из названий местных населенных пунктов видно, что святой и его ученики были очень активными в деле миссионерства, доходили до острова Скай и дальше до Гарриса (южная часть острова Льюис-энд-Гаррис. – Примеч. пер.), а также на восток до северной Шотландии, или Королевства пиктов, как она в то время называлась. Этой частью тогда управлял король-христианин Бруде I (560–584/586), помогавший просвещать свое королевство.
***
На Айону совершались набеги в 795, 802 и 806 годах, когда 68 монахов приняли мученическую кончину от рук язычников викингов. Хотя вскоре, в 807 году, все жители Айоны покинули остров, 15 января 825 года еще один монах – святой Блатмак – принял мученическую смерть на Айоне. Так что «белое мученичество» ирландцев, искавших изгнания в «пустынях» океана, закончилось красным мученичеством и пролитием их крови ради Христа. Конечно же, эта жертва не была напрасной, ибо во многом благодаря ей язычники норвежцы в IX веке обратились ко Христу, а сама Шотландия оставалась глубоко христианской страной на протяжении последующих столетий.