Образ святого Иоанна Богослова в кондаках преподобного Романа Сладкопевца

Апостол Иоанн Богослов. Апостол Иоанн Богослов.
Образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова занимает значительное место в творчестве преподобного Романа Сладкопевца[1]. Прежде всего следует назвать 60-й кондак, посвященный непосредственно ему[2]. Некоторые авторы сомневаются в принадлежности этого текста преподобному Роману, однако один из наиболее выдающихся исследователей его творчества Гродидье де Матон – правда, не без колебаний, – приписывает этот текст именно ему. Далее, в 39-м кондаке на исцеление хромого (Деян. 4: 1–10) значительное внимание уделяется евангелисту Иоанну – спутнику святого апостола Петра, вместе с ним сотворившему это чудо[3], а также в 47-м, посвященном всем апостолам (лишь позднее он стал употребляться только для службы апостолам Петру и Павлу)[4]. Святой Иоанн Богослов упоминается также в 18-м кондаке – на чудо в Кане Галилейской[5], в 50-м кондаке – на Второе Пришествие[6], в 54-м кондаке – на Пятидесятницу[7].  

Для преподобного Романа Сладкопевца характерно высокое почитание святого Иоанна Богослова. В 39-м кондаке он ставится нисколько не ниже святого апостола Петра:

Но поскольку главою был Петр для двенадцати,
Богослов стремится даровать ему первенство,
мы же первенство припишем обоим
надеждою веры[8].

Евангелист Иоанн Богослов именуется «богоглаголивым» (ὁ θεσπέσιος – 18-й кондак 6-я строфа) и даже «божественным» (ὡς ὁ θεῖος ἡμᾶς ᾿Ιωάννης [ἐδίδα]ξεν – «как божественный Иоанн научил» – 18-й кондак 2-я строфа).

Из церковно-поэтических текстов преподобного Романа можно выявить следующие черты святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во-первых, он – девственник.

Об этом говорится в хорошо известном православному читателю проэмии (вступлении) к кондаку 60: «Величие твое, девственниче, кто повесть?»

И поэтому, как девственнику, Господь на кресте вручает ему Свою Пречистую Матерь:

Спутницей имея девство, среди матерей Деву и Матерь Христову ты приял во свои.
Ибо Сына Ее ты не оставил в час божественного Его страданья.
И пред крестом предстоя, ты услышал глас Божественный:
«Се бо Мати твоя, о друже», – и ко Матери паки воззвал Он:
«Се бо чадо твое, Мати моя, с ним сотвори обитание
Как с богословом и другом Христовым»[9].

Далее: евангелист Иоанн Богослов – молитвенник:

И молишися о душах наших,
яко богослов и друг Христов.

В 39-м кондаке (на исцеление хромого у Красных ворот) говорится:

И, если кто со старанием устремится
к сонму святых, и апостолов, и пророков,
обнаружит, что праведные все молились,
насколько свершенными были от дел добродетельми,
стремились намного более держаться
надежды веры.
Посему и апостолов двунадесятица
сообща и отдельно пребывала в молитвах,
явили признательность к Царю и Богу,
посредниками спасения всем явились[10].

Иоанн Богослов (Евангелист на острове Патмос диктует своему ученику Прохору текст Книги Откровения). Мануил Панселин. Фреска Иоанн Богослов (Евангелист на острове Патмос диктует своему ученику Прохору текст Книги Откровения). Мануил Панселин. Фреска
    

Следствием непрестанной молитвы является дар чудотворения: «Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления» (60-й кондак, вступление).

Далее: он – целитель, который исцеляет не с помощью лекарств, растений или железа, но единственно верой и молитвой. При этом он исцеляет не только болезни, но и страсти. Говоря в 39-м кондаке о святых апостолах, и о святом евангелисте Иоанне в частности, он замечает:

Для верных они явились невидимыми помощниками,
но стали для них и врачами видимыми,
исцеляя не лекарствами и травами
и врачуя не железом и орудьями,
но словом и верою во Христа,
ее же держали как пламень против страстей неисцельных,
и страсти преследуя со великою властию,
людей же просвещая сиянием пламени,
но днесь грядите, Петра и Иоанна мы вспомним[11].

Особо подчеркивается забота святого Иоанна Богослова (как и святого апостола Петра) о болящих, его сочувствие и сострадание хромому, стремление восставить вначале его душу, а затем и тело:

Ныне, как Христа ученики, его да не презрим мы,
да не будем беззаботными, ни безответными,
мы пред хромым, но немного побудем.
И хотя ничего, что он просит, не стяжали мы,
что имеем, то щедро дадим ему.
Пусть он воспримет, что даст благодать Господня.
Надежду предпошлем ему сего даянья.
И слова обратим к нему увещевания.
Надлежит ведь душу прежде ног нам восставить,
да так он исцелением насладится
в надежде веры[12].

Образ бескорыстного целителя и чудотворца Иоанна Богослова резко противопоставляется бездарным и корыстным врачам – современникам преподобного Романа Сладкопевца:

Поспешите, скажите, вы, опытные во врачебном искусстве, Гиппократ, нам скажи и, Гален, объясни.
И вы, их таинники, мясорубку предельно познавшие,
оперировать, жилы резать стремящиеся,
вы, болезни их тянущие, ради мзды души их изымающие,
крови радующиеся, скажите нам, как без этого Кифа
вместе с Иоанном хромого преславно укрепли
без оплаты, не так же, как вы. Богу же слава, чрез Него же сие совершает
Богослов и друг Христов[13].

Преподобный Роман Сладкопевец прекрасно осведомлен в медицинской терминологии и тем не менее беспощадно издевается над медиками. Это издевательство выражается даже на лексическом уровне: врачи называются νοσοτριβουντες – по аналогии с παιδοτριβουντες (воспитывающими), то есть «воспитывающими, взращивающими болезнь». Для хирургов Роман придумывает и другое слово: κρεοκοπία – буквально; «мясорубка» – его личная выдумка от глагола κρεοκοπειν, встречающегося у трагиков. Что инкриминирует святой Роман современным ему врачам? В основном – жадность: οἱ μισθοὺς τὰς ψυχὰς αὐτῶν αἴροντες – «через мзду души их изымающие»: то, что через требование чрезмерной оплаты они доводят до голодной смерти своих пациентов; но также и бездарность, стремление резать пациента во всех случаях. В кондаке «на святого Пантелеимона» святой Роман Сладкопевец также обрушивается на врачей, которых называет «растленным собранием (или корпорацией) лжеврачей»[14], и также подчеркивает их жадность. Поэтому на таком мрачно фоне бескорыстие святого Иоанна Богослова и поразительные исцеления выглядят еще более ярко.

Кроме того, преподобный Роман воспевает святого апостола Иоанна как прогонителя демонов: «Чудеса совершал он мгновенно, демонов изгоняя, Сатану же ногами с демонами попрал он».

Весьма подробно, сообразно с «Деяниями Иоанна», преподобный Роман рассказывает о изгнании демонов во время проповеди Иоанна Богослова. Однако весьма вероятно, что речь идет не только о тех чудесах и исцелениях, которые некогда свершал сам апостол Иоанн Богослов, но и о тех, что происходили после его кончины, в том числе и во времена преподобного Романа Сладкопевца. На это, на наш взгляд, может указывать настоящее время во фразе: βρύεις γὰρ θαύματα καὶ πηγάζεις ἰάματα – «точиши чудеса и изливаеши исцеления». Соответственно, кондаки преподобного Романа могут отражать чудеса и народное благочестие его эпохи.

Особая тема – образ апостола Иоанна как Богослова.

Он именуется «священнописателем» в контексте рассуждения о его богословии. Примечательно, что преподобный Роман Сладкопевец считает святого Иоанна Богослова обличителем арианства:

Велий он был священнописатель. «В начале было Слово, и Слово было к Богу» – он провзгласил –
И, сказав: «И Бог был Слово» – заградил уста Ария[15].

Богословие святого Иоанна Богослова коренится в любви и исходит из груди Богочеловека Христа, к которой приклонился святой апостол Иоанн на Тайной вечери. Вот как об этом говорится в 47-м кондаке, посвященном святым апостолам:

Днесь яви деянье, Иоанне,
Все да научатся, что не напрасно ты
приклонился ко груди Моей.
Борозды сотвори Моему источнику,
Егоже воды твоя любовь почерпнула,
И приду, если хочешь, и, напоив, упою твой посев.
Слова, словно семена, засей; увеличив, твои хлеба умножу,
Единый ведый сердечная[16].

Слово Иоанна Богослова не случайно уподобляется хлебу, поскольку оно символически уподобляется манне небесной и Евхаристии – Хлебу Жизни:

Сын Зеведеев, радующий мир словесами своими
и сердца утверждающий наши хлебом веры пророчески,
яко Богослов и друг Христов[17].

Его богословие подтверждается делами и чудесами, проистекающими из его праведной, чистой и бескорыстной жизни:

Души восставляет это чудо, не оставляя голени хромого Христа сила божественная.
Те, кто дерзают Христа называть простым человеком, держатся мненья
явно ничтожного: если простой человек, как говорите,
как же дела таковые и столькие единым словом творит?
без мзды, не так, как вы, Богу же слава, чрез Него таковое творит
Богослов и друг Христов[18].

Однако здесь важно и другое: преподобный Роман Сладкопевец исповедует «неохалкидонское» догматическое учение, в котором особый акцент ставился на Божестве Христа, точнее – на единстве Божественного Субъекта во Христе[19]. И в богословии евангелиста Иоанна он находит искомую основу для православного исповедания, опровержение арианства и несторианства.

Особое значение богословия апостола Иоанна преподобный Роман видит в области триадологии и пневматологии:

Сына Отцу единосущна
проповедал яснейше, славне, и Дух Святой исходящий,
яко Богослов и друг Христов[20].

Говоря о богословии, важно указать, что для преподобного Романа оно не является результатом обычного человеческого обучения – сверхъестественным воспитателем становится Сам Господь Иисус Христос. Мирская наука, и в частности философия, оказывается даже враждебной подлинному богословию:

От груди Учителя, к ней же припал ты, блаженне, почерпнул ты премудро
богословия учения.
И философов языковредье потопил ты, как прежде египтян,
И верный Израиль воистинну православия
К земле наставил[21].

Если мы обратимся к событийной стороне кондаков преподобного Романа Сладкопевца, то увидим некоторые новые черты и по отношению к Священному Писанию и Священному Преданию. Так, в кондаке на Пятидесятницу содержатся весьма интересные сведения о его проповеди:

Как увидели их * языками глаголющих всеми *, отвсюду сошедшиеся
Воскликнули, дивяся: «Что это значит?»
Галилеянами апостолы * являются,
И как же видим мы*, что для всех народов
Теперь они соотечественники?
Когда Египет созерцал * Петр Кифа?
Когда Андрей же обитал * посредине рек?
Сыновья Зеведея * когда видели Памфилию?

Эта строфа имеет известную историко-географическую привязку. Во-первых, существуют свидетельства о том, что апостол Петр проповедовал в Египте[22].

Известны «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора[23]. Возможно, под «городом парфян» имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе, по сути дела – экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим[24]. Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней»[25].

Далее, в кондаке на Иоанна Богослова говорится о том, что юноша, обращенный Иоанном Богословом и ставший потом разбойником, был таковым изначально:

Следует нам рассказать о разбойнике. Юношу быстрого и душою горячего видя, разбойника, блаженный,
сего уловив, передает епископу[26]

Между тем в соответствующем месте «Церковной истории» Евсевия Кесарийского мы не находим ничего подобного[27]. Вероятно, это добавление призвано подчеркнуть подвиг обращения юноши и его последующего возвращения.

Итак, в кондаках преподобного Романа Сладкопевца мы созерцаем образ евангелиста Иоанна как девственника, молитвенника, чудотворца и богослова, научившегося богословию не от людей, но от Самого Господа и свидетельствующего о Нем не словами, но делами и чудесами.

Диакон Владимир Василик

9 октября 2013 г.

[1] О творчестве преп. Романа см. фундаментальную монографию: Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origines de la poésie religieuse a Byzance. Paris, 1977 (с подробной библиографией). На русском языке: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997; Василик В.В. Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца // Ежегодная богословская конференция Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2000. С. 80–90.

[2] Sancti Romani Melodi cantica: cantica dubia / Ed. P. Maas and C.A. Trypanis. Berlin: De Gruyter, 1970: P. 1–10. (Далее – Cantica dubia.)

[3] Romanos le Mélode. Hymnes / Ed. J. Grosdidier de Matons // Sources Chrétiennes. Vol. 114. Paris, 1967. P. 324–350. (Далее – SC. 114.)

[4] Romanos le Mélode. Hymnes / Ed. J. Grosdidier de Matons // Sources Chrétiennes. Vol. 128. Paris, 1981. P. 86–122. (Далее – SC. 128.)

[5] Romanos le Mélode. Hymnes / Ed. J. Grosdidier de Matons // Sources Chrétiennes. Vol. 99. Paris, 1965. P. 300–320. (Далее – SC. 99.)

[6] SC. 128. P. 232–266.

[7] Ιbid. P. 470–498.

[8] ἀλλ' ὅτι κορυφαῖος ἦν    Πέτρος τῶν δώδεκα,
σπουδάζει ὁ θεολόγος    πρεσβεῖα τούτῳ διδόναι·
ἡμεῖς οὖν ἐπιγράψωμεν    ἀμφοτέροις
τῇ ἐλπίδι τῆς πίστεως. – Hymnus 39. Stropha 5 // SC. 114. P. 306. Здесь и далее перевод диакона Владимира Василика.

[9] Σύνοικον ἔχων τὴν παρθενίαν    ἐν μητράσι παρθένον    καὶ μητέρα Χριστοῦ    παρέλαβες εἰς τὰ ἴδια·
τὸν γὰρ αὐτῆς υἱὸν μὴ καταλείψας    ἐν τῇ ὥρᾳ τοῦ θείου αὐτοῦ πάθους
καὶ τῷ σταυρῷ    παρεστὼς φωνῆς θείας ἀκήκοας·
„᾿Ιδοὺ ἡ μήτηρ σου, φίλε”·    καὶ τῇ μητρὶ δὲ πάλιν ἐφώνησεν·
„᾿Ιδοὺ τὸ τέκνον σου, μῆτερ μου·    σὺν αὐτῷ τὴν κατοίκησιν ποίησον
ὡς θεολόγῳ    καὶ φίλῳ τοῦ Χριστοῦ.” – Hymnus 60. Stropha 5 // Cantica dubia. P. 3.

[10] "καὶ εἴ τις ἐπαναδράμῃ    μετὰ σπουδῆς
πρὸς τὸ πλῆθος τῶν ἁγίων    <καὶ> προφητῶν    καὶ ἀποστόλων,
εὑρήσει ὡς οἱ δίκαιοι    πάντες προσηύχοντο,
οἱ τέλειοι ἐν ἅπασι    τοῖς κατορθώμασιν·
ὅσῳ γὰρ τέλειοι ἦσαν    ταῖς ἀρεταῖς ἐκ τῶν ἔργων,
τοσούτῳ πλέον ἔσπευδον κραταιοῦσθαι
τῇ ἐλπίδι τῆς πίστεως.
ἐντεῦθεν τῶν ἀποστόλων    ἡ δωδεκὰς
καὶ κοινῇ <καὶ> κατ' ἰδίαν    ἐν προσευχαῖς    προσεκαρτέρουν·
εὐγνώμονες ἐδείκνυντο    τῷ βασιλεῖ καὶ θεῷ,
μεσῖται [σωτηρ]ίας δὲ    πᾶσιν ἐγίνοντο. – Hymnus 39. Stropha 2 // SC. 114. P. 302

[11] [῾Υπ]άρχουσι τοῖς πιστοῖς    βοηθοὶ ἀόρατοι,
ἐτύγχανον καὶ τῶν [...]ν    ἰατροὶ ὁρώμενοι,
οὐ θεραπεύοντες    φαρμάκοις καὶ [τα]ῖς βοτάναις,
οὐδὲ σιδήρῳ ἢ ἄλλοις τοιούτοις ἰώμενοι,
ἀλλὰ λόγῳ καὶ τῇ πίστει    τῇ εἰς Χριστόν,
ἣν κατεῖχον ὥσπερ φλόγα    κατὰ παθῶν    ἀθεραπεύτων,
τὰ πάθη μὲν διώκοντες    μετ' αὐθεντίας πολλῆς,
ἀνθρώπους δὲ φωτίζοντες    τῇ τῆς φλογὸς ἀστραπῇ·
ἀλλ' ἄρτι δεῦτε, τοῦ Πέτρου    καὶ ᾿Ιωάννου μνησθῶμεν. – Hymnus 39. Stropha 3 // SC. 114. P. 304.


[12] Νῦν ὡς Χριστοῦ μαθηταὶ    τοῦτον μὴ παρίδωμεν,
ἀνόνητοι τῷ χωλῷ    μηδὲ ἀναπόκριτοι
ὅλως γενώμεθα·    προσμείνωμεν οὖν ὀλίγον·
καί, κἂν οὐδὲν ὧν αἰτεῖ ὁ προσαίτης κεκτήμεθα,
ἀφ' ὧν ἔχομεν ἀφθόνως    δῶμεν αὐτῷ·
ἀφ' ὧν ἡ χάρις παρέχει    ἡ τοῦ κυρίου    λάβῃ καὶ οὗτος·
ἐλπίδα οὖν προπέμψωμεν    τούτῳ τῆς δόσεως
καὶ λόγους προσλαλήσωμεν    καὶ προτρεψώμεθα·
τὴν γὰρ ψυχὴν σπουδαστέον    πρὸ τῶν ποδῶν ἀνεγεῖραι,
 ἵν' οὕτως τῆς ἰάσεως    ἀπολαύσῃ
τῇ ἐλπίδι τῆ<ς πίστεως>. – Hymnus 39. Stropha 3 // SC. 114. P. 310.

[13] Σπεύσατε, φράσετε οἱ ἐν πείρᾳ    〚οἱ〛 τῆς ἰατρικῆς ὄντες,    ῾Ιπποκράτης, εἰπὲ    καί, Γαληνέ, διασάφησον
καὶ ὑμεῖς ὅσοι σὺν τούτοις μύσται    οἱ τὴν κρεοκοπίαν εἰδότες ἄκρως,
οἱ χειρουργεῖν    καὶ τὸ φλεβοτομεῖν ἐπιτρέχοντες,
οἱ ἐκ τῶν νοσοτριβούντων,    οἱ μισθοὺς τὰς ψυχὰς αὐτῶν αἴροντες
αἱμοχαρεῖς,    εἴπατε ἡμῖν, πῶς ἄνευ τούτων Κηφᾶς
καὶ ἅμα τῷ ᾿Ιωάννῃ    τὸν χωλὸν παραδόξως ἐνεύρωσαν
μισθοῦ χωρὶς καὶ οὐχ ὡς ὑμεῖς;    τῷ θεῷ δὲ ἡ δόξα, δι' ὃν ταῦτα τελεῖ – Cantica dubia. Ηymnus 62. P. 6.

[14] Cantica dubia. Ηymnus 62. P. 45.

[15] Μέγας ὑπάρχων ἱερογράφος,    „᾿Εν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος    καὶ ὁ Λόγος δὲ ἦν    πρὸς τὸν θεὸν” ἀπεφθέγξατο
καὶ τὸ εἰπεῖν „Θεὸς ἦν ὁ Λόγος”    ἀπεστόμησε 〚τὸν〛 ῎Αρειον καταπλήττων. –Hymnus 60. Stropha 2 // Cantica dubia. P. 2.

[16] Νῦν δεῖξον ἔργον, ὦ ᾿Ιωάννη·
πάντες μάθωσιν ἄρτι    ὡς οὐ μάτην τὸ πρὶν
ἀνέκλινά σε τῷ στήθει μου·
ποίησον αὔλακας τῇ πηγῇ μου
ἦς τὰ νάματα ἤντλησεν ἡ στοργή σου·
ὄρυξόν μοι    ὡς δικέλλῃ τῇ γλώττῃ διέξοδον,
καὶ ἥξω    οὗ ἐὰν θέλῃς    καὶ ποτίσας μεθύσω τὸν σπόρον σου·
ὡς κόκκους λόγους κατάβαλε,    καὶ αὐξήσας πληθύνω τὰ λήϊά σου
ὁ μόνος γινώσκων    τὰ ἐγκάρδια. – Hymnus 47. Stropha 7 // SC. 128. P. 98.

[17] ὁ γόνος τοῦ Ζεβεδαίου,    ὁ εὐφραίνων τὸν κόσμον τοῖς λόγοις αὐτοῦ
καὶ τὰς καρδίας στηρίζων ἡμῶν    ἐν τῷ ἄρτῳ τῆς πίστεως προφητικῶς 
ὡς θεολόγος    καὶ φίλος τοῦ Χριστοῦ. – Hymnus 60. Stropha 2 // Cantica dubia. P. 302.

[18] Ιστησι φρένας τοῦτο τὸ θαῦμα    †μὴ στερήσας† τὰς βάσεις,    τὰ σφυρὰ τοῦ χωλοῦ,    ἡ τοῦ Χριστοῦ θεία δύναμις
οἱ ψιλὸν ἄνθρωπον †τολμῶντες λέγειν†    τὸν Χριστὸν ὀνομάζειν δοκοῦντες εἶναι
γνώμη μικρά·    εἰ ψιλός ἐστιν ὥσπερ ὑμεῖς φατε,
πῶς ἔργα θεοῦ τοιαῦτα    καὶ τοσαῦτα ἐργάζεται λόγῳ ἑνὶ
χωρὶς μισθοῦ καὶ οὐχ ὡς ὑμεῖς;    τοῦ θεοῦ δὲ ἡ δόξα δι' ὃν ταῦτα τελεῖ
ὁ θεολόγος    καὶ φίλος τοῦ Χριστοῦ.  – Hymnus 60. Stropha 7 // Cantica dubia. P. 4.

[19] О неохалкидонском богословии см., в частности: Иоанн Мейендорф, протоиерей. Христос в восточно-христианской мысли. М., 2000.

[20] τὸν υἱὸν τῷ πατρὶ ὁμοούσιον
ἀνακηρύξας τρανώτατα, ἔνδοξε, καὶ τὸ πνεῦμα 〚τὸ ἅγιον〛 ἐκπορευτόν,
ὡς θεολόγος καὶ φίλος τοῦ Χριστοῦ. – Ηymnus 60.

[21] ῾Ο ἐκ τοῦ στήθους τοῦ διδασκάλου,    οὗ ἀνέπεσες, μάκαρ,    ἐξαντλήσας σοφῶς    θεολογίας τὰ δόγματα
τῶν φιλοσόφων τὰς γλωσσαλγίας    κατεπόντισας ὡς τοὺς πρὶν Αἰγυπτίους
καὶ τὸν πιστὸν    ᾿Ισραὴλ πρὸς τὴν γῆν καθωδήγησας
τῆς ὄντως ὀρθοδοξίας. – Hymnus 60. Stropha 25 // Cantica dubia. P. 12.

[22] Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. СПб.: Летний сад, 2001. С. 191–208.

[23] См.: BHG 2056. Греческая версия Деяний подготовлена к изданию византологом доц. А.Ю. Виноградовым, который любезно познакомил автора с текстом.

[24] Деян. 13: 13.

[25] Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997. С. 313.

[26] Λέγειν τὰ τοῦ λῃστοῦ ἀναγκαῖον·    νεανίσκον ἀστεῖον καὶ θερμὸν τὴν ψυχὴν    λῃστὴν ἰδὼν ὁ μακάριος τοῦτον ἀγρεύσας τῷ ἐπισκόπῳ παρατίθεται. – Ηymnus 60. Stropha 15 // Cantica dubia. P. 8.

[27] «Придя в один город неподалеку (некоторые называют и его имя), он водворил спокойствие среди братьев, и, заметив юношу, видного собой, красивого и пылкого, апостол обратился к тамошнему епископу, которого поставил: “Я целиком вверяю его тебе пред лицом Церкви и Христа”». – Евсевий. Церковная история. 3. 20.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кондак Романа Сладкопевца на Рождество Богородицы Кондак Романа Сладкопевца на Рождество Богородицы
Перевод и комментарии
Кондак Романа Сладкопевца на Рождество Богородицы Кондак Романа Сладкопевца на Рождество Богородицы
Перевод и комментарии
Диакон Владимир Василик
Впервые на русском языке публикуется полный текст кондака на Рождество Богородицы, написанный преподобным Романом Сладкопевцем.
Кондак на Сретение Господне Кондак на Сретение Господне
Прп. Роман Сладкопевец
Кондак на Сретение Господне Кондак на Сретение Господне
Преподобный Роман Сладкопевец
К Богородице поспешим, желая Сына Ее видеть, Прильнувшего к Симеону – Того самого, на Кого с небес взирая, бесплотные в изумлении говорят.
О кондаке Сретения и его творце О кондаке Сретения и его творце
Архим. Платон (Игумнов)
О кондаке Сретения и его творце О кондаке на Сретение Господне и преподобном Романе Сладкопевце
Архимандрит Платон (Игумнов)
Среди литургических творений преподобного Романа Сладкопевца кондак на Сретение Господне пользовался всегда особой известностью.
Комментарии
римма 9 октября 2014, 11:38
Святой Иоанне Богослов, Роман Сладкопевец, помолитесь Господу Богу о мне грешной и недостойной. Ведите меня таким путем по жизни, чтобы я работала на благо людей, чтобы был смысл от моей трудовой деятельности и правильное применение моего опыта и знаний. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Елена.Украина 9 октября 2013, 22:23
Так и хочется петь любимому Апостолу:"Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×