Уснули почти мгновенно, и даже не услышали, как колокол и било созывали на полунощницу. Впрочем, кто-то из нас все-таки встрепенулся и, надо сказать, вовремя. Припозднились мы совсем ненамного.
Как и положено, ночь прошла в молитве. Мы начали втягиваться в непривычное для нас временное измерение. Утро показало, что оно прошло безболезненно, все были бодры, тем более, что небо было чистым и дождя не предвиделось.
Выпив чая с хлебом (сегодня пятница и в монастыре обеденной трапезы не было), вышли в сторону монастыря Дохиар. Там находится известная всем икона Скоропослушница, надеемся, что нас до Неё допустят.
От Зографа через полчаса по укатанной дороге спустились к пристани. На каменистый берег северной части Эгейского моря и юго-западной части полуострова Афон, ещё накатывала вчерашняя, затухающая уже волна.
Было свежо и тепло одновременно. Воздух очистился, после ветра и дождя, а краски окружающего пейзажа восстанавливали наше душевное равновесие после вчерашнего путешествия по безжизненной "луне". Недалеко отсюда проходит граница пожара, а здесь мы увидели прежний уютный зелёный покров из листьев и травы.
По дороге вместе с нами шёл на пристань болгарин по имени Мефодий, как выяснилось чуть погодя. Он как-то быстро расположил нас к себе, и так как неплохо говорил по-русски, рассказал, что трудился здесь некоторое время, а сейчас болен весьма, вот и решил выехать в Кариес, для чего и спешит к парому.
Уже стоя на пристани и узнав, что один из нас священник, он уговорил его принять у него исповедь, прямо здесь на берегу. И дал нам ватку, пропитанную миром от Димитрия Солунского, неожиданно для нас у него оказавшимся. Миро распространяло необычное благоухание и даже на свежем морском берегу перебивало все запахи. Оно было любезно подарено батюшке, который отвезёт его своему сыну Димитрию, родившемуся как раз под этот день мученика, и носящему его святое имя. Вот и называйте это как хотите, а на мой взгляд, чудо великое. Помазал нас отец Андрей миром от святых мощей, и пошли мы вдоль берега, а затем на верхнюю дорогу по направлению к монастырю Костамонит.
Монастырь Дохиар стоит на берегу моря между пристанью Зографа и монастырём Ксенофонт.
Дорога же к нему пролегает вокруг горы и заходит в ещё один монастырь - Костамонит, который по преданию начал строить Константин Великий ещё в 4 веке и был закончен его сыном.
Впрочем, можно не делать длительный обход по дороге, а пройти по берегу моря, как мы это выяснили при возвращении проходя это место на пароме.
***
По дороге на Костамонит навстречу нам шёл монах. На наше
приветствие он никак не отреагировал и проследовал мимо.
Если бы такое произошло у нас в светском мире, то за
подобное могли бы даже и побить, но здесь другое измерение
и мы знаем, что афониты живут по негласному закону исихии
(безмолвия). Через безмолвие монах-исихаст не только
удаляется от пустых бесцельных забот, но в первую очередь
со вниманием следит за своим внутренним состоянием ума и
сердца. Он сосредоточен на главном, на рассмотрении
помыслов, трезвенной их оценке и последующем отражении
его, если этот помысел может нанести какой-то вред
безмолвнику.
Вот и Ефрем Филофейский передаёт научение своего старца на этот счет: "Самое большое приобретение - молчание, оно выше всех добродетелей", говорил Иосиф Исихаст. "Если мы возьмём и все добродетели положим на одну чашу, а молчание - на другую, то молчание перевесит. Потому что, когда монах сознательно молчит, он будет молиться или пребывать в созерцании. Когда он молчит и молится, к нему приходит сокрушение, плач, слезы, умиротворение и тишина. И когда человек молчит, он не осуждает, не празднословит, не лжёт, не клевещет, не говорит о том, о сем, о пятом, десятом, не слушает, когда другие говорят дурное. Вследствие такого молчания душа напитывается благодатью. С молчанием приходит плач, плач приносит слёзы, слёзы производят очищение, а очищение удостаивает человека видения Бога. Безмолвник может увидеть Его в своём сердце ощутимо, увидеть вещи, которые никогда не сможет представить себе тот, кто открывает рот и разговаривает".
Читая такие пояснения подвижника, отпадают все вопросы сразу. Наконец-то понимаешь почему мир катится под гору и все более стремительно. Люди не только не могут молчать, но они даже вроде бы по виду и молча, занимаются зачастую одним бесполезным попечением, хотя бы и называли это необходимым на потребу.
Монастырь Костамонит (Основан в XI веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана)
В Костамоните находятся мощи великомученика Архидиакона Стефана; глава священномученика Власия; часть плеча св.царя Константина; рука св. Трифона и другие мощи святых. В соборном храме две чудотворные иконы: Божией Матери Предвозвестительницы и первомученника Стефана. Замечательна здесь также древняя икона Богоматери Одигитрии, она в своё время находилась во Влахернском храме в Константинополе. Мы надеялись, что нам удастся зайти в храм и поклониться святыням, однако время нашего прибытия было неудачным.
В середине дня вся братия находилась на послушаниях, и хотя нам пообещали, что вскоре придет архондаричный, но он так и не появлялся. Поэтому я вышел во двор монастыря и занялся фотографированием котов, кошек и котят, которых здесь было великое множество. Коты пестрили своими разномастными одеяниями, и судя по всему были не избалованы вниманием и избытком пропитания.
Монахи, иногда появлявшиеся во дворе, отличались тем, что их одежда была латана-перелатана и подшита цветными заплатами. Это вполне вписывалось в окружающий вид монастырских стен и келий. Молитвенный дух здесь чувствовался, а это самое главное для обители.
Интересно, что Костамонит одна из немногих афонских обителей, которая не принимает экономической помощи от Европейского Союза.
Пробыв здесь ещё немного, вышел за монастырские стены в надежде, что в следующий раз получится остаться здесь на ночную службу и тогда помолюсь у чудотворных святынь.
Мы вышли на тропу, которая перешла в автомобильный серпантин, идущий в Дохиар. Шли не спеша. Время нас не поджимало, да и врабатываться таким образом в привычный ритм путешествующего, идя под ярким солнцем, было оптимальнее. Все-таки опыт за плечами у каждого немалый. Как всегда в трудную минуту, а мы уже порядком подустали, рука машинально потянулась за чётками.
Монастырь Дохиар. (Основан в десятом веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила и 1/14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы.)
Среди достопримечательностей монастыря - собор XVI в. с фресками Критской школы. Богато украшенный иконостас был написан в 1783 г. Дохиар насчитывает 12 храмов на своей территории, и вне её - по 4 храма напротив каждой из стен.
Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей. Главный храм в Дохиаре в честь свв. Архангелов.
Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница», написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражён слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления.
Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным» - чудотворный источник Архангелов, под именем “Агиасмы”.
В монастыре имеются части мощей следующих святых: священномуч. Харалампия; св. муч. Мины, Кирика, Меркурия; св. Иоанна Златоустаго; св. Нила Мироточиваго; преподобного Петра Афонскаго; св. Ахиллея; св.великомуч. Пантелеимона; св. Давида Солунскаго; глава св. Филофея; часть от главы св. Иоанна Предтечи; св. Марии Магдалины; св. Мины Калликелада; св. муч. Марины; св. архидиякона Евпла; часть перста Иакова Персянина; часть св. Павла Фивейскаго; часть кости св. Апостола Андрея; части св. великомуч. Феодора Стратилата; глава св. Дионисия Ареопагита; глава св. Феодора Начертанного; глава св. Василия Амасийскаго; часть св. Космы бессребренника; св.Иоанна Милостиваго; Феодора Тирона и другие. Показывается часть камня, с которым брошен был в море мальчик, чудесно спасённый Архангелами ( Четьи-Минеи 6 Сентября).
Дохиар встретил нас оживлением.
У монастырских врат нас встретила дюжина разномастных котов.
Кто лениво прогуливался, а кто нежился, принимая различные расслабляющие позы, под лучами ещё жаркого, хотя уже и далеко осеннего, средиземноморского солнца.
Такое соседство нам уже привычно, и я бы даже сказал, что без котов мир Афона потерял бы свой необычный уют. А так есть коты, и глядя на них догадываешься, что им без молока и мясного здесь все-таки довольно туго приходится. И, как не крути, получается, что они тоже своего рода "аскеты". Монахам, опять же, пример для подражания, в терпении лишений и радости любому незначительному подарку от судьбы. Кстати, коты на Афоне бдительно охраняют кельи и скиты от змей, коих здесь весной и летом полным полно, как говорят афониты.
В архондарике подавали воду, лукум, маленькие стаканчики с "анисовкой" и даже кофе. Каждый выбрал то, что ему было по душе, а кто-то пошёл в лавку за иконками. Мы, как и положено, поступили точно также. Иконки Скоропослушницы были закуплены с запасом. Знакомых много и такой подарок всегда приятен.
Во дворе монастыря все вымощено камнем. Постройки стоят плотно. Возвышаются вверх, и кое-где из каменной стены вдруг произрастает гранатовое, апельсиновое или лимонное дерево.
Доступ к иконе Скоропослушницы открыли после недолгого ожидания. Оклад чудотворного образа увешан дарами благодарных молитвенников. Помолились и мы с земным поклоном Матушке, испросив помощи в своём предстоящем деле, за близких, болящих и за знакомых. Конечно же, не забыли оставить записки и за страждущих. Помогай нам, Матушка, Своим заступничеством.
В Дохиаре, как и везде, молятся и трудятся монахи и послушники, но судя по потрёпанным, латанным и выцветшим подрясникам, весьма напряжённо. Как раз сейчас вся братия дружно собирала оливки, прямо на пути нашего следования. Мы, стараясь не наступать на упавшие под ноги плоды, вышли на дорогу, ведущую в Ксенофонт.
Вокруг суетилась братия монастыря, и я первого же встречного озадачил каким-то вопросом по-русски. Монах, улыбнувшись ответил также по-русски. И из разговора выяснилось, что в монастыре много насельников из России и сейчас все занимаются уборкой урожая. На вопрос для чего нужны механические приспособления, которыми жужжат над деревьями, он объяснил, что это чудо техники позволяет сбивать оливки с веток, что значительно ускоряет их сбор. Далее оливки загружаются в мешки, потом перебираются, вымачиваются в солёной воде, и дней через 40-50 могут подаваться на столы в трапезную.
Недалеко, от Дохиара находится Ксенофонт. Тропа проходит по берегу и вокруг открываются живописные виды, а при спуске к морю, уже почти перед самым монастырём, мы увидели источник святого Великомученика Георгия. Было жарко и мы испили водицы. Она несколько солоновата, но это и не удивительно, море находится всего в нескольких шагах.
Подошли к воротам монастыря, выходящими прямо на морской берег.
Море от монастырских стен отделяет всего 30 метровый слой гальки и шум прибоя – непременное условие молитвенного бдения монахов.
За стенами раскинулась обширная и ухоженная территория.
Растут вековые деревья, в бассейне плавают золотые рыбки, на клумбах цветы. Чувствуется аккуратная рука настоятеля и братии.
Пошли искать храм.
За первым, который нам показался основным, оказался второй собор больших размеров.
Догадываемся, что в нём, наверное, и проходят главные службы. Так и оказалось. Дверь открыта, до начала вечерни ещё несколько минут. Мы заходим, никто нам не препятствует. В храме просторно, даже очень. По стенам иконы, в киоте слева от иконостаса чудотворный образ Одигитрии. Помолились Богородице, подошли к другим иконам. Уже когда начали выходить наружу, прозвучал первый глас колокола. Созывали на службу.
Монастырь Ксенофонт (греч. Μονή Ξενοφώντος) - (Основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил своё название. Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в 1809-1819 гг. на пожертвования братии монастыря Филофей и является самым большим на Афоне)
Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, мученицы Параскевы
Особо почитаемые иконы
Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)
Икона Преображения Господня
Очень редкая в своём роде икона XIIIв, написана восковыми красками на стеарине.
Икона Святого Георгия
Икона XI в, находится в Соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костёр, но, к счастью, один православный спас её и бросил в море для того, чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке Святого видна рана, которую нанёс ножом иконоборец, и из которой, соглано преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».