В развернувшейся ныне дискуссии об исповеди и причастии следует, вероятно, выслушивать мнения не только ныне здравствующих, но и принимать во внимание духовный опыт усопших подвижников благочестия – этот кладезь церковной мудрости. Предлагаем читателям отрывок из книги владыки «Божии люди», где говорится о пользе частой исповеди.
Вспоминаю другого игумена, по имени Исаакий. Он перед служением литургии в праздники всегда исповедался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его: зачем он это делает и в чем ему каяться? какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением:
«Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью».
По поводу этих «малых» грехов припоминается здесь широко известный случай с двумя женщинами, имевший место в Оптиной пустыни. К старцу отцу Амвросию пришли две женщины. Одна из них имела на своей душе великий грех и потому была крайне подавлена. Другая была весела, потому что за ней никаких «больших» грехов не значилось. Отец Амвросий, выслушав их откровения, послал обеих к речке Жиздре. Первой он велел найти и принести огромный камень, какой только она была в силах поднять; а другая должна была набрать в подол своего платья маленьких камней. Те исполнили повеленное. Тогда старец велел обеим отнести камни на старые места. Первая легко нашла место большого камня, а вторая не могла вспомнить всех мест своих небольших камней и воротилась со всеми ими к старцу. Он и объяснил им, что первая всегда помнила о великом грехе и каялась и теперь могла снять с души своей его; вторая же не обращала внимания на мелкие грехи, а таких оказалось много, и она, не помня их, не могла очиститься от них покаянием.
P.S. Игумен Исаакий, имевший обыкновение часто исповедоваться, – не кто иной, как преподобный Исаакий Оптинский, священномученик. В 1938 году он кровью своею засвидетельствовал верность Господу. Имени ученого митрополита история для нас не сохранила.
А если Господь пошлет врага,для исцеления какой-нибудь страсти или стяжания добродетели терпения или молитвы,скажем? Или вы уже безстрастны и все добродетели собраны? Боюсь,что ваш духовный отец хочет решить важнейшие вопросы вместо Господа,от "ветра головы своея"... И кстати,вы кого больше слушаетесь; его или мужа?
Добродетели не собраны, увы... Первый опыт превращения врага во НЕврага длился почти 2 года, с физической болезнью, (очень хотелось оправдаться и обличить своих обидчиков в клевете и подлоге (так оно и было); честно скажу - очень нелегко далось, и морально, и физически. Главное - простить... и врага нет.Духовный отец всегда сдерживал мои метания и говорил: дай место Господу. Мой муж - человек не воцерковлённый, моя духовная жизнь его не очень интересует (хотя когда я болела и не могла читать Правило - он мне читал вслух), а во всех остальных делах непременно слушаюсь (во всяком случае, стараюсь!) мужа (даже если, на мой взгляд, он не совсем прав) - это ВЫУЧКА духовного отца. Я стараюсь ему не докучать, своему духовному отцу, обращаюсь в крайних случаях... И что интересно - он берёт трубку сразу. А если попытаюсь "схитрить" - не дозвонюсь. Всё чистая правда. Просто мне очень повезло... Благодарю Господа. А Вы меня простите, если чем-то обидела (иногда, каюсь, специально шла на обострение - дискуссию оживить... женская вредность и несовершенство).
Н.Н. Было бы забавно,если бы не было так грустно... Вы себе опять врагов нашли и сплачиваете вокруг себя патриотов на беспощадную борьбу с "крамолой"...
Спасибо Вам, и не грустите. Нет у меня врагов, уже давно - НЕ БЫВАЕТ. Так отец мой духовный меня научил. Стараюсь изо всех малых сил ...С трудом и Божией помощью - получается... пока.
..." Они и ревнуют по-евангельской чистоте жизни. Пусть со временем они "все поймут",но евангельский эталон неизменен и обязателен для всех. Не гасите этот огонь веры,а лучше погрейтесь у него,возможно и ваша свеча засияет ярче."
Если людям СВЫШЕ ДАНО (огонь веры) - разве можно его загасить со стороны... Как бы им самим ДО ТЛА не сгореть... "от ветра головы своея", и куда их ревность их заведёт - БОЛЬШОЙ ВОПРОС... Страшно за них, и это правда. По поводу своей свечи сказать ничего не могу - со стороны виднее... Но вот погреться предпочту у огня, который не гаснет более 2000лет; и привёл меня (и не только меня!) к нему духовный отец, которому я доверяю и вижу плоды его трудов. Простите.
18:46Слава:
Слава,Слава, ничего-то Вы не поняли...
Колличество исповедей не влияет на качество, а скорее наоборот. Обращетесь вы как то панибратски, где этому научились?
Образы у вас какие то гулаговские позволите нам сесть? у вас образ пастыря карабса барабаса, а у нас по другому "аз есмъ пастырь добрый", говорит Господь.
Перед причастием исповедь обязательна.
P.S.: А исповедников и причастников сразу видно. Поклон вам.
"А ведь похоже права НН - действительно "атаки": очень не свойственные для этого сайта комментарии".
Никита, я уже в этом не сомневаюсь... Не хочется перечислять имена (в другом комменте я уже это сделала), но повторюсь: задача этих ребят - как можно больше вбросить на сайт комментариев, весьма сомнительных с православной точки зрения (кочетковцы здесь точно есть!)и попытаться перетянуть (массовостью) сомневающихся на свою сторону, тем самым перевесив чашу весов на "облегченный вариант". Сектантская методика. Они очень активны...
Опасность в том, что ооочень многие, для кого и вопроса-то нет - перед причастием исповедоваться всегда, а просто исповедоваться - по мере необходимости - в этой дискуссии и участвовать-то не будут... Священники, которые хорошо знают своих прихожан и подходят к каждому индивидуально -
как поступали - так и будут поступать... А вот НЕОБНОВЛЕНЦАМ и ОБЩЕХРИСТИАНАМ НЕОБХОДИМО УЗАКОНИТЬ НУЖНЫЙ ИМ ПОРЯДОК - ПРИЧАЩАТЬСЯ БЕЗ ИСПОВЕДИ. Вот и весь фокус.
Дорогие пастыри! Вы ответственны перед Богом за вверенных ВАМ чад! Не надо потакать нашим слабостям. В данной ситуации КАЧЕСТВО важнее, чем КОЛИЧЕСТВО. Ведь это истинная правда: ЕСЛИ ВЫ ПОЗВОЛИТЕ НАМ СЕСТЬ - МЫ ЛЯЖЕМ. И ВАС с собой потянем... ПРОСТИТЕ Христа ради.
И, когда Вы говорите, что Церковь что-то предлагает, то подкрепляйте свои слова соответствующими правилами Церкви. Нет такого Церковного правила обязывающего каждого христианина исповедоваться перед Причастием. Если бы оно было, оно было бы общеобязательным для всех Поместных Церквей. Не нужен спор ради спора.
Кстати исповедь может быть и такой: я тут каялся на этой неделе, не нагрешил особо, ничего за собой не заметил.
И это будет правдивее чем на себя наговаривать и выдумывать какие то грехи в которых в в душе то и не каетесь, на словах разве что.
В противники кого записали? Много уважемых батюшек вполне заслуженных, учат, что если исповедался и знают вас то второй раз можно не делать. Тут приводили А.Ткачева в пример. Что он враг церкви или обновленец? Не только, он есть еще настоятели храмов.
Вопрос касается если причащаться чаще чем раз в неделю или раз внеделю. например исповдеовался в четрвег и по правилу должен в субботу перед воскресной.
Я не считаю себя противником, не обновленцем, опираюсь на мнение Даниила Сысоева в его книге о Причастии. Что он обновленец?
Так вот он вполне автритетно доказывает, что много правил придумано исходя из того периода: синодального когда причащались одни раз в год или в посты и до этого в церковь ни ногой. Таким да. А если человек бывает в храме каждый день, молиться. Вы его правилами всякими опытвать будете?
Отвечу на один. Ольга пишет: "Вот я бываю на литургии больше одного раза в неделю....И что мне отстаивать очереди с ребенком на руках,чтобы выдавить из себя таинство исповеди???" Ольга, выдавливать из себя ничего не надо, тем более - Таинство. Это раз.
Два - если вы бываете в храме столь часто, как утверждаете, то наверно могли обратить внимание, что женщины с маленькими детьми всегда проходят на исповедь без очереди, их с радостью пропускают. Это два. Три. Если больше двух раз в неделю бываете, то значит и на буднях, а в будни дни очень мало где бывает очередь.
Отцы учат другому отношению к Церкви, к ее Святым Таинствам. Я вам могу подсказать - простите, очень возмутил ваш пост - в чем вы могли бы исповедоваться: в отсутствии благоговения и страха Божия, без которых, как учит нас святой апостол Павел, если к Чаше подходить, можно заболеть смертельно.
Есть приятель у меня,крещеный,но не церковный; захожу,говорит,как-то с утра в храм свечку поставить,а там очередь к Чаше какой-то... Ну все стоят и я встал; подхожу и мне с ложечки "компотик с хлебушком" дают... Приятно! И потом так хорошо стало,что аж жуть... Это,говорю,Серега,тебя Господь сподобил причаститься Своих Тела и Крови - благодари. Таинство - оно и есть Таинство.
«Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся».
Для Н.Н. вам бы только обличать и ярлыки вешать.
Слава, если я не права - покажите, в чём неправа. А так голословно... Если Вы не из них - то хотя бы задумайтесь, почему похожи на них. Поверьте, обличать и ярлыки вешать, во-первых, не одно и то же, а во-вторых - не так уж и приятно, а совсем даже наоборот. Обидно, что далеко в сторону забрести можете, особенно если без духовника.
Не понимаете, как опасно ходите. Уберечь хочется...
Вы пишите "Покаяние дело добровольное не регламентируется правилами". - Покаяние не просто дело добровольное, оно должно быть живой потребностью, крайней необходимостью очиститься от греха. Покаяние - это ежеминутное наблюдение за собой и ненависть ко греху, рождающее жизненную потребность очиститься. Поэтому совершается постоянно, при внимательном наблюдении за собой.
Вы пишите: "Как гениальную картину нельзя писать каждый день. Но по вдохновению, временами. Так и каятся по распорядку нельзя, будет формальность. Я за то чтобы каждая исповедь была как гениальная картина художника, написанная с помощью Бога человеком." - Не нужна Богу гениальная картина, написанная не умелой рукой. Не получиться! Для того, чтобы написать гениальную картину, необходимо много и упорно трудиться каждый день! Только тогда, можно написать гениальную картину, иначе - получиться мазня. Которую, конечно, можно назвать НОВЫМ направлением в искусстве, что часто и делают. А тех, кто не понимает, называют глупцами ;-) Для того, чтобы покаяться, как Вы пишете, вдохновенно, необходимо уметь видеть свой грех и стремиться от него избавиться. А это достигается упорным трудом. От греха очень трудно избавиться.
Или у нас все стали святые, и если и согрешают, то только помыслами? Что тут вообще обсуждать?
Перечитайте "Письма" отца Иоанна (Крестьянкина ) - везде он благословляет причащаться раз в две недели, и нигде даже близко речи не идет, чтобы без исповеди.
Чепуха какая-то сегодня началась - это враг наущает, чтобы люди шли к Чаше без исповеди, и сами себе были вместо духовника.
Помоги нам Господи. Революции наверно мало было
Т.е он исповедовался перед праздниками. А мирян перед каждым причастием, т.е. даже чаще чем у святого. Выходит даже большие требования к ним чем самый "продвинутый" батюшка накладывал на себя.
Еще одна мысль посетила почему так не делают.
Православные верят в такой постулат: Благодать действует не смотря на греховность священника.
Вывод зачем исповедоваться если благодать все равно действует непреодлолимо. Есть такая вера?
Что то мне это напоминает догмат о непогрешимости понтифика в римской церкви.
Анастасии: в принципе разговор не о чем. Святой говорил я за частую исповедь и сам делал. И вы если у вас получается делайте. Но у страца и младенца получается по разному. Стремиться надо, но один подход к взрослому другой к отроку третий к ребенку. Нельзя всех мерить под одну гребенку. и одни и теже првила для всех глупо устанавливать.
Я себя не считаю продвинутым наврено младенцем в вере. Так что извиняйте.
"Славе: Удивительно, что у нас всегда находятся люди, готовые поучить и прославленных святых"...
У меня такое чуство, что в последнее время на сайт началась массированная атака общехристиан, кочетковцев и др. неообновленцев... Такое пишут - диву даёшься.
И что удивительно - даже не смущаясь. Подумаешь, священники по многу лет служат, исповедуют, причщают - всё равно они не указ, Я в храм пришел, посмотрел, - и МЕНЯ здесь что-то не устраивает... Нееет, приспосабливаться к приходу Я не буду, пусть будет по-моему(Если Я тебя придумала - будь таким, как Я хочу)... А не будет церковь под меня подлаживаться - так она сама и виновата...
А беда наша в том, что у нас всякий считает свое мнение самых главным, не слушая мнения людей, чья святая жизнь давно засвидетельствована. Простите
Наверно надо осознать сначала грехи и пользу разглядеть их и тогда Бог пошлет покаяние. А иначе бремя неудобоносимое.
Есть разница между монахом в монастыре и мирянином. Покаяние дело добровольное не регламентируется правилами. Как гениальную картину нельзя писать каждый день. Но по вдохновению, временами. Так и каятся по распорядку нельзя, будет формальность. Я за то чтобы каждая исповедь была как гениальная картина художника, написанная с помощью Бога человеком.
Почему вот, например, никто не беспокоится совершением заупокойных служб (панихид и литии) в воскресные и праздничные дни? А ведь есть конкретные правила, запрещающие такое смешение. Ещё раз повторюсь: давайте брать из духовного богатства Церкви все сокровища, а не только какую-то удобную для нас часть.