В интервью порталу «Приходы» предложенный к общецерковному обсуждению документ прокомментировал протоиерей Димитрий Смирнов, первый заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
Не могли бы Вы поделиться своими впечатлениями от обсуждаемого текста?
− Необходимость подобного документа давно назрела, потому что по вопросу о подготовке ко Святому Причащению сейчас в Церкви наблюдается большой «разнобой». Предложенный проект дает очень правильные ориентиры и ссылки на древних авторов и более поздних. Это полезнейший документ, который, я думаю, существующую практику приведет к необходимой и традиционно-церковной норме.
В проекте документа говорится: «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии». В интернете можно увидеть такую реакцию на обсуждаемый проект: «Ну вот, так и не отделили причастие от исповеди, а в греческой традиции такого нет». Что бы Вы могли ответить таким критикам
− Во-первых, интернет можно сравнить с тем, что пишут на заборах: помимо доброкачественных объявлений на них можно увидеть все, что угодно. Однако это не значит, что необходимо реагировать на все, что там написано.
Во-вторых, некоторые вещи церковной элладской практики абсолютно не приемлемы для членов Русской Православной Церкви.
Нужно помнить: церковные документы всегда составляли люди сведущие и имеющие на то специальное благословение иерархи.
На любой выдвигаемый контраргумент против этого документа можно ответить довольно легко. В то же время на критику, которая раздается со стороны анонимных авторов − если нет подписи, ссылки, может быть, телефона, − мне кажется, вообще не надо реагировать.
«Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах − в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) − является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых», − отмечается в опубликованном проекте. Однако далеко не во всех храмах совершаются вечерние богослужения, кроме как в субботы и накануне великих праздников. Как, по Вашему мнению, должен поступать в таком случае человек, желающий причаститься в один из «рядовых» дней?
− Человек должен следовать той практике, которая есть в его храме, ничтоже сумняшеся. Если он имеет достаточно времени, например, находясь на пенсии, то может восполнить подготовку по церковным книгам – в том же интернете можно найти необходимые последования, каноны. И такое рвение можно только приветствовать. Но это уже келейное правило − никто не будет его ни запрещать, ни регламентировать.
Надо также понимать, что то правило, которое мы сейчас используем при подготовке ко Святому Причащению, сложилось только в XVIII столетии. Понятно также, что его не использовали крестьяне, поскольку не имели книг, которые были отпечатаны в Киево-Печерской монастырской типографии и других – это был удел образованных монахов. Но это не значит, что малограмотные не причащались.
Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица. Поскольку в этот период Устав не предусматривает поста, в обсуждаемом документе признается соответствующей каноническому преданию сложившаяся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практика, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. А какими в этом случае правилами должны руководствоваться люди, по тем или иным причинам не соблюдавшие пост, но желающие в дни Пасхальной седмицы сподобиться причастия Святых Таин?
− Подобные вопросы оставляются на усмотрение духовника– тогда совесть причастника будет спокойна. У нас на приходе есть такая практика: на Светлую седмицу желающие причаститься не вкушают мяса – вот такой минимальный пост, и их души спокойны.
Хотя Пасхальная седмица – это особый период в году, когда вообще всякий пост неуместен – он не соответствует литургическому содержанию этого времени. Был Великий пост, его человек, если он православный христианин, должен придерживаться в той мере, насколько позволяют обстоятельства его быта, здоровья, степень вхождения в церковную жизнь. А Светлая седмица – иное время, и если кто-то будет вкушать в эти дни непостную пищу и причащаться, то себе этим никак не повредит.
Не надо, чтоб возникала боязнь что-то сделать не так. Вспомним 66-е Правило Трулльского Собора, авторитет которого подтвержден VI Вселенским Собором: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся». Думается, не стоит противоречить такому авторитету, как Вселенский Собор.
В некоторых храмах можно увидеть, что на Светлой седмице литургии служат, но из-за того, что люди в эти дни поститься не должны, причастие не совершается. Исходя из текста предложенного к общецерковному обсуждению документа, можно сказать, что подобная практика полностью уйдет из жизни Церкви?
− Я с таким сталкивался, но эта практика, к сожалению, нехристианская. Литургия служится ведь исключительно ради причащения христиан Святых Христовых Таин. То, что против Евхаристии, − против Христа. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, писал: «Кто не причащается, тот не любит Господа нашего Иисуса Христа». Поэтому кто такое практикует – вне Христа и вне Его Церкви, сознательно он это делает или бессознательно. Любое гонение на Евхаристию – это гонение на Христа!
Попросить Господа, чтобы дал духовника.
Как страшно это звучит. Это ведь разрыв связи верующего с Господом Иисусом Христом. В наше время, когда людей нужно не укреплять в вере, но спасать, такая мера самоубийственна. Второй вопрос о духовнике. Например у меня не было и нет духовника. Мой духовник Библия и Святые Отцы. Что же делать таким людям, как я? Возможно что таких очень много.
Илье
Илья, вы какой-то протестантский подход проповедуете. Наверное, на Болотной площади научились, себя считать мерилом истины. Как вы можете сравнивать частоту отлучения в разных церквах? Священники что ли докладывали вам сколько прихожан они отлучили? Вы учите Церковь, как она должна действовать, чтобы соответствовать вашим представлениям. А затем превозносите одну Церковь на другой. Не оценивайте других по себе. Оцените критично себя, вы не пуп земли. Думаю, тогда перестанете писать глупости и учить священников, как им правильно понимать Евангелие.
В греческой православной церкви никто ничего не делает без благословения духовника: и если это благословение причащаться без исповеди (за неимением отлучающих обстоятельств), то ему стоит следовать.
Если человек сам по себе будет действовать только на основе документов, которые написаны для всеобщего безразборного пользования, то он подвержен впадению в порочные духовные состояния, вызванные отсутствием духовного наставления. Можно провести аналогию с самостоятельным медицинским лечением исключительно по книгам.
Греческая церковь практикует исключительное право духовника (при этом духовника не принято менять, как это часто делают в России; это называется духовным прелюбодеянием) разрешать или отлучать от Причастия своих духовных чад.
Также, что-то, что нечасто я встречал на собственной практике в России, но довольно активно действует в Греческой церкви - это отлучение от Причастия на определённый срок, в качестве наказания за определённые грехи (мне, будучи великим грешником, довольно часто приходится ждать в Греции).