Целью моей поездки было проведение богослужений в нескольких приходах на престольные праздники – изначально их планировал посетить Митрополит Иларион. К сожалению, Его Высокопреосвященство не смог поехать; он попросил меня заменить его и провести богослужения в нескольких приходах. Когда люди узнали о моем приезде, они просили меня отслужить и в других приходах. В общей сложности во время пребывания в епархии, я служил Божественную литургию 11 раз; семь из них были на престольные праздники приходов.
Какое впечатление произвела на Вас жизнь в Австралийской епархии? Что бы Вы могли сказать о живущих там верующих?
Как Австралийская епархия, так и верующие произвели на меня сильное впечатление. Епархия очень активна, духовенство сплоченное и очень поддерживает друг-друга. Я был на нескольких встречах духовенства и их семей, и казалось, что они все – одна семья. Верующие тоже очень теплые и дружелюбные. В каждом приходе ко мне подходили люди, чтобы лично поприветствовать меня в Австралии и пожелать счастливо провести здесь время. Меня очень тронули их тепло, щедрость и гостеприимство.
Что Вам особенно запомнилось и произвело наиболее сильное впечатление?
Встреча с членами духовенства – выпускниками Свято-Троицкой семинарии, которых я знал еще давно – и их семьями, а также знакомство с другими представителями духовенства и мирян в приходах. Это было очень приятно. В целом, австралийцы показались мне очень дружелюбными и вежливыми. Это мне напомнило жизнь в Соединенных Штатах лет 40 назад. Их жизнь не настолько стремительно быстра.
Вы хотите сказать, что стремительный образ жизни вреден?
Стремительный образ жизни наносит вред нашим душам, мы все время думаем только о том, чтобы завершить очередное задание и перейти к следующему, забывая о Боге и молитве. Не смотря на все приборы, экономящие время, изобретенные в последние 50 лет, у нас не остается времени на самое главное: молитву и посещение церкви. Многие опускают молитвы и пропускают богослужения, потому что они, якобы, слишком заняты. На самом деле это вопрос правильного распределения жизненных приоритетов. Нам следует заниматься тем, что важно в вечной жизни, а не во временной.
Расскажите о приходах, которые Вы посетили – чем они отличаются от приходов Восточно-Американской епархии? Нет ли у них интересных епархиальных традиций и обычаев? Может быть, Вы хотели бы, чтобы наша епархия переняла что-нибудь?
Среди множества приходов, которые мне довелось посетить, некоторые [церкви] были большими и красивыми, другие более скромными, как у нас в епархии. Меня приятно удивило, как много людей приходят на службы: как на всенощные, так и на литургии. (Некоторые появлялись везде, где мы служили архиерейскую литургию – так были рады принимать епископа в местном приходе). Я служил литургию в престольный праздник Петропавловского собора в Стратфильде (пригород Сиднея), который выпал на пятницу – на службе было более 300 человек. Даже в большом приходском зале места хватило не всем, и для них была устроен большой навес на улице. Сестричество приготовило для всех присутствующих угощение, около половины из которых были из соседних приходов. Очень многие люди взяли выходной, чтобы присутствовать на богослужениях. Такого не увидишь в наших приходах в США.
Особое впечатление произвела на меня их любовь к Церкви, духовенству и приходам. Они действительно стараются помогать своим приходам и монастырям, как физическим трудом, так и финансово. Церкви очень красивые, а монастырям не приходится волноваться о том, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. Конечно, монахи и монахини работают, но им не приходится нести дополнительного бремени "зарабатывания денег". Для наших зарубежных монастырей в США это настоящая проблема. В Австралии монахи занимаются молитвой и выполнением послушаний. Все приходы платят взносы и поддерживают епархию. Они были искренне удивлены, услышав, что не все наши приходы поддерживают епархию и монастыри в той же степени, что и они.
По Вашему мнению, почему приходы и миряне в Австралии так поддерживают епархию и монастыри? Может быть, люди там более заботливые и церковные, или есть какая-нибудь другая причина?
Сложно сказать, почему австралийские приходы по-другому относятся к поддержке епархиальной администрации и монастырей. Я не обсуждал этого с ними, но видел, что они понимают, что в этом состоит их христианская обязанность. Они считают это само собой разумеющимся.
Что делается для повышения активности молодежи в Церкви?
Духовенство проводит активную работу с молодежью. Когда я был там, один священник собирался ехать с группой молодежи в Россию, а затем во Святую Землю. Многие молодые люди копят деньги, чтобы можно было ездить в эти групповые поездки. Тот священник собирался ехать с группой из 120 человек во Святую Землю – это было 14 групповое паломничество под его руководством. Мне бы хотелось, чтобы и среди нашей молодежи это стало более популярно. Паломничества во Святую Землю и Россию очень важны для укрепления веры и духовной жизни верующих, особенно молодежи.
Мне удалось побывать в Мельбурне, где я виделся с духовенством и несколькими старыми друзьями, и они отвезли меня в горы Тамборин. Были очень красивые виды, что-то вроде тропического леса, огромные эвкалипты, экзотические птицы. В целом, там очень мало деревьев и птиц, которые можно найти и у нас в Северной Америке. Мне также показали Blue Mountains в нескольких часах езды от Сиднея. Похоже на нашGrand Canyon, заросший австралийскими деревьями и другой растительностью. Очень красиво. Я также ездил в монастыри, расположенные загородом, как они говорят "in the bush". Расположены они в очень отдаленных местах, пользуются солнечными батареями и генераторами для производства электроэнергии, собирают дождевую и речную воду для питья и поливки огородов. По дороге в монастыри нам встретилось много кенгуру и уаллаби.
Не могли бы Вы подробнее рассказать о жизни в австралийских монастырях. Каково отношение верующих к монашеству, часто ли они ездят в паломничества?
Старейший монастырь РПЦЗ в Австралии – женский монастырь в Кентлине, около 50 км от Сиднея. Он посвящен Казанской иконе Божией Матери. На Синодальном сайте есть краткая история обители здесь. Я служил в их старой церкви, расположенной рядом с Казанским храмом и посвященной Всем Святым, на их престольный праздник. Старый храм теперь – англоязычный приход с 35 прихожанами. В монастыре около шесть монахинь, настоятельница – мать Мария; все службы совершаются на церковно-славянском языке. После совершения богослужений в храме св. Иоанна Крестителя в Канберре в день престольного праздника, я отправился с игуменьей Анной и матерью Кристиной в их монастырь в Бангарби, шт. Новый Южный Уэльс, в очень отдаленной местности в нескольких часах езды от Канберры. В монастыре, посвященном Введению во храм Пресвятой Богородицы, подвизаются семь сестер. Они получают электроэнергию с помощью солнечных батарей и генераторов, а воду откачивают из реки (в бак на склоне холма) и собирают дождевую воду. В настоящее время они располагаются в сравнительно небольшом помещении и служат в деревянной часовне на расстоянии около 100 метров от общежития, но новое монастырское здание за полмили оттуда уже почти достроено. В будущем они надеются построить и новую церковь.
На следующий день игуменья Анна отвезла меня в мужской монастырь в Бомбале, за полтора часа от женского монастыря. Это монастырь, посвященный Преображению Господню. Настоятель – о. Сергий (Шатров), а основатель – архим. Алексий (Розентул) – духовник монастыря. В монастыре также подвизаются иеромонах Макарий (Эриксен), два монаха и послушник. В монастырь приезжают помолиться и поработать множество верующих. Большая часть монастыря была построена паломниками, многие из которых искусные строители. В монастыре есть гостиница с кроватями на 59 человек, но там могут расположиться до 100 человек. Гости привозят постельное белье и одеяла, и должны убираться за собой. Многие приезжают поработать в монастыре во время отпусков и каникул.
Откуда в монастырь приходят послушники? Это местные австралийцы, русские или иммигранты в третьем-четвертом поколении?
Происхождение монашествующих в монастырях сходно: некоторые из них русские австралийцы, другие – австралийцы или американцы, принявшие Православие.
Восточно-Американскую и Австралийскую епархии связывает интересная особенность: основной язык местного населения – английский. На каком языке в основном служат в Австралии: на английском или церковно-славянском? На каком языке общаются между собой верующие: на английском или русском?
Служат в основном на церковно-славянском, однако есть несколько приходов, где все службы совершаются на английском языке. Некоторые приходы служат исключительно на церковно-славянском, другие – на славянском и английском. В основном, мы в Америке больше служим по-английски, чем в Австралии, поскольку у нас больше новообращенных. Я познакомился с пятью священниками, принявшими Православие, и им пришлось научиться служить по-славянски. Во всех церквях, где я служил, я говорил проповеди по-английски, и только одна женщина заметила (по-английски), что очень жаль, что я не говорил проповеди по-русски. Между собой все, в основном, говорят по-английски, если его все понимают, и по-русски, когда нужно. В Стратфильдском приходе по субботам проходят занятия русской школы, где учатся 120 детей; их обучают русскому языку и церковным дисциплинам.
Спасибо за уделенное нам время, Владыка. Похоже, поездка была замечательной. Может быть Вы бы хотели что-нибудь передать верующим в Австралии?
Я бы хотел поблагодарить их за теплую встречу, доброту и гостеприимство. Было очень радостно находиться среди благочестивых православных христиан. Good on ya!
Пресс-служба Восточно-Американской епархии