Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 4. На заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе

Источник: Святая Гора

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Милостивый и нестяжательный

Владыка Антоний был совершенно не привязан к деньгам. Всю свою заработную плату1 он раздавал нуждающимся. Также поступал с пожертвованиями. Карманы отца Антония всегда были пусты. Любой нуждающийся мог прийти в митрополию и получить у Владыки гарантированную финансовую помощь.

Детям из небогатых семей Митрополит помогал получить образование. Он ежемесячно высылал им необходимую сумму для оплаты общежития, на питание и другие расходы.

Однажды знакомая женщина пожертвовала владыке Антонию десять золотых лир. Рано утром он позвонил отцу Стефану и сказал: «Отче, ночью я совсем не спал. Мне пожертвовали десять золотых лир. Я боялся, что если умру – люди найдут десять золотых монет и скажут что православный митрополит собирал золотые лиры». В ту же минуту Владыка поспешил в монастырь и пожертвовал деньги на нужды обители.

Когда митрополит Антоний бывал в Афинах, его часто приглашали совершить таинство Соборования. Все деньги, которые ему жертвовали, он неизменно отдавал монастырям своей епархии.

Деньги, которые ему жертвовали в деревнях, владыка никогда не брал а опускал в ящик для пожертвований храма того же селения, где его хотели отблагодарить деньгами.

О себе отец Антоний не думал никогда. Он ограничивал себя во всём, чтобы иметь возможность помогать бедным. Его милостыня всегда была тайной. Только Бог и те, кому он помогал, знают какой огромной была его благотворительная деятельность.

Простой и смиренный

Смирение владыки было так велико, что в этом отношении с ним не могли сравниться не только архиереи, но и большинство священников. После престольного праздника храма святой Марины в Цотили все шли в митрополию за традиционным угощением. Владыка сажал за свой стол о. Хризостома Зафиропулоса, а сам садился на простую табуретку вместе с остальными.

По вечерам он часто без предварительного предупреждения приходил в монастырь в Дриовуно. Он заходил в Архондарик, и если его приход оставался для братии незамеченным, мог долго просидеть в одиночестве, боясь отвлечь монахов от их дел и забот. Во время трапезы он ел вместе с остальными иноками, не требуя себе какого-то особенного угощения.

В первые годы архиерейского служения у митрополита Антония не было ни энколпиона, ни архиерейского посоха. У него была простая деревянная трость без серебряной рукоятки. Мантию он взял только для своей хиротонии. После этого ни разу не надевал её в пределах своей митрополии.

Однажды владыку Антония пригласили на престольный праздник в афонский монастырь Филофей. Ему одели мантию и подняли на архиерейский трон. Иноки подходили к нему за благословением, а Митрополит не шевелился и стоял с высоко поднятой головой. Иеромонах Стефан удивился: «Неужели Владыка так возгордился из-за того, что ему одели мантию? Не может такого быть. Что-то случилось». Он подошёл к отцу Антонию и спросил, всё ли у него хорошо.

- Отец Стефан, я задыхаюсь! Этот хомут, который вы на меня одели, я не могу носить. Он очень тяжёлый.

- Преосвященнейший, может вы наступили на мантию?

- Не знаю.

И действительно оказалось, что он наступил на облачение. Когда мантию поправили, Владыка принял свою обычную позу с склонённой вниз головой.

«Злата и одежды»2 он не жаждал никогда. Владыка носил майки, которые остались у него со времён армейской службы. Потёртые брюки и рубашки. Когда на одежде появлялись дырки – он её зашивал и снова надевал. Владыке покупали и дарили новые рясы, брюки и рубашки, он благодарил и не отказывался от подарков, но отдавал их другим, сам же оставался в ветхих одеждах.

Ещё со времён службы отца Антония странствующим проповедником у него был деревянный саквояж. Со временем у него отломилась ручка и сломался замок, поэтому Владыка закрывал его верёвочкой и носил подмышкой. Ему дарили всё новые и новые портфели и саквояжи, которые митрополит принимал с благодарностью, но тотчас отдавал нуждающимся.

Он оставался простым и смиренным архиереем, который выше денег и имущества и не беспокоится о ценах и курсах валют.

Когда отец Антоний служил в деревнях, он надевал единственное облачение, которое у него было на протяжении всего его иерейского служения. Сестры монастыря в Ормилии сшили ему красивое облачение, но он его так ни разу и не надел.

У Владыки была одна единственная митра (самая дешёвая из тех что можно было встретить в продаже), которую он надевал только на Рождество, Пасху и Успение. Его архиерейская одежда в основном состояла из частей облачений почивших архиереев. Поэтому разные части облачения митрополита были разных цветов. Но Благодать Божия озаряла благоговейного и смиренномудрого Владыку одетого в старые и скромные облачения. Во время Божественной Литургии его лицо сияло удивительным неземным светом.

Владыка не искал славы, но был славен своей добродетелью. Автомашину митрополии он сразу поставил в гараж и ни разу не использовал. В Афины ездил на рейсовом автобусе, а на заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе. Не случайно в народе владыку называли «архиерей общественного транспорта».

Во время путешествий Владыка крестился, проезжая мимо каждого храма и поклонной часовни.

Во время одной из поездок в Афины автобус митрополита Антония застрял в местечке Камена Вурла из-за сильного снегопада. Всю ночь Владыка бодрствовал и молился оставаясь на своём кресле в автобусе.

Пастырские визиты по территории своей митрополии он совершал пешком, на армейском внедорожнике или автостопом.

Некоторые случаи, связанные с его путешествиями, надолго вошли в народную память. Однажды Митрополит шёл пешком из одной деревни в другую и по дороге встретил двухместный пикап местного фермера. Водитель не знал Митрополита в лицо и принял его за простого священника. Вместе с фермером ехала и его жена, и фермер попросил её пересесть в кузов, чтобы посадить в салон батюшку, но Митрополит первым успел забраться в кузов, чтобы не стеснить фермера и его супругу. Когда машина въехала в деревню, водитель увидел, что на центральной площади селения собрались все местные жители от мала до велика. Только тогда он понял, что в кузове своего пикапа вёз самого Митрополита.

В другой раз Владыка шёл пешком из Сиатисты в Галатини. По дороге ему встретился мусоровоз, который подвёз его до места назначения.

В одном из селений Воийского района Владыку однажды подвёз до места назначения трактор. Водитель не понял, что подвозит самого Митрополита, и спросил его, по какой цене он приобрёл мёд (небольшую банку с которым Владыка держал в руках). Отец Антоний назвал цену, которая показалась трактористу чересчур высокой: «Эх батюшка, тебя, наверное, приняли за какого-нибудь архиерея и содрали с тебя столько денег».

Окончание следует…


Источник: Святая Гора

22 августа 2013 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 В Греции священнослужители являются государственными служащими и получают зарплату.

2 4я книга Царств, 7:8.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×