Паломничество
Раньше люди старались совершать паломничество так, чтобы понести какой-то труд, принести жертву. Часто шли пешком, стирая ноги в кровь. Похоже, времена эти минули в прошлое, и сейчас мы предпочитаем комфорт в поездке. Но не все.
Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век. |
После экскурсии паломница делится рассказом о своей бабушке:
«Едем мы на поезде в Оптину: я, муж и наша бабушка старенькая. И вот она ходит тихонечко по вагону туда-сюда, туда-сюда. Муж не выдержал:
– Бабуся, ну что же вам спокойно-то не сидится? Зачем вы всё ходите?
– Я иду в Оптину Пустынь!»
Про Дашеньку
– Мы к вам на экскурсию – всей семьей! Да, мои! Два сыночка и лапочка дочка! А я вот вам сейчас расскажу, пока народу нет. Ребята, погуляйте немножко. В книжную лавку? Можно, только Дашу за руку возьми…
Что же я рассказать-то хотела? А – вот: ждала первого ребенка, думала – дочка, назвать хотела – Дашенька. Родился сын. Хорошо: вторая дочка будет. Забеременела вторым. Опять сын. Тоже хорошо: два сына! Через девять лет только снова забеременела. Мать у меня неверующая, стала донимать: «Делай аборт! Не прокормишь троих. Кто ты такая? Простая телятница…» – «Нет, мама, там моя дочка Дашенька…» – «Там пацан опять… Делай аборт, тебе говорю!»
А с ней не спорю, чтобы не расстраиваться, а сама время тяну, вот уже пять месяцев беременности – поздно аборт-то делать! Родила – дочка! Дашенька! 2.400. И вот никак младенчик вес не набирает. Набрала 2.500 и – никак. Ей уже три месяца, а она всё 2.500. Положили нас в Калуге в областную больницу на обследование. Врачи ничего понять не могут. Она кушать – кушает. А в весе не прибавляет. Заговорили об операции. Я – реву.
А в палате со мной матушка с ребенком лежала. Она меня с Дашенькой – в охапку, к мужу-священнику отвезла – и он нас обеих окрестил. Я сама-то тоже некрещеная была.
И что вы думаете?! После крещения ребенок стал быстро набирать вес! Сейчас Дашеньке четыре с половиной. Умница! Мне помогает во всём, даже полы метет. Приду с фермы, а она как обычно спрашивает: «Мама, что делала? Муку кормила?» – «Кормила, доча, кормила».
Не поняли?! Это она с младенчества так телят зовет! Знаете, я даже сама после крещения изменилась. Да-да! Я была какая-то… жестокая такая… агрессивная… Скажет кто-нибудь что-то не по мне, я хожу – злюсь, всё думаю об этом, всё придумываю, как бы ответить позлее, чтобы отомстить, значит.
А сейчас: обидят – да и ладно! А я и не расстроилась! Как-то легче на душе стало после крещения, как-то веселее. Я ведь не умею толком-то объяснить… Понимаешь?
– Понимаю.
– Вот и рассказала… А теперь можно нам экскурсию по Оптиной?
Что же мешает нашему спасению?
Отец иеродиакон Н. рассказывает, как стал свидетелем разговора паломников с владыкой Феогностом, приехавшим в Оптину.
– Владыка, благословите! Разрешите задать вам вопрос… В наше время так много факторов, мешающих спасению души: глобализация, высокие технологии, виртуальные реальности, которые на самом деле расчеловечивают человека; компьютерные игры и бесконечное общение в социальных сетях, отрывающее людей от реальной жизни; монстры телевидения, которые зомбируют зрителей, – опасностей миллион! Как вы полагаете, что же является самой большой опасностью для спасения души и жизни по заповедям Божиим?
– Эгоизм.
– …
Чудаки с гостинцами
Оптинский игумен Н. рассказал мне о своей сестре. Ему очень хотелось, чтобы она пришла к Богу, но сестра о вере не задумывалась и в церковь не ходила. Отца Н. очень любят его духовные чада, их любовь к духовному отцу распространялась и на его сестру.
Они часто стучали в дверь ее московского дома, не заходя дальше прихожей, – просто чтобы передать какие-то гостинцы, угощение, сладости. Чем-то порадовать сестру любимого отца, просто поздравить с церковными праздниками и подарить подарки.
Она сначала не понимала этих людей, удивлялась их гостинцам. Если случалось кому-то из них зайти при ее подругах, говорила: «Это опять от брата гости… Странные люди… Чудаки!»
Подруги в модных нарядах, с дорогим маникюром и изысканной прической, выглянув в прихожую, позже высмеивали ее гостей: всех этих простых, без косметики, в длинных юбках, непонятно чему радующихся женщин, этих не слишком элегантных бородатых мужчин с сияющими лицами, которые просто так привозили ей гостинцы, передавали поклон от брата.
Сестре хотелось защитить их, и она говорила в ответ на ехидные колкости подруг: «Зато – они такие добрые! У них у всех – такие радостные светлые лица!»
Потом она стала задумываться, почему у людей из ее окружения лица – совсем не радостные и не светлые, почему они не готовы никого бескорыстно радовать. И ей захотелось чаще видеть «этих чудаков»…
А спустя несколько лет она приехала к брату в Оптину Пустынь и сказала, смущаясь:
– Знаешь, я хочу стать такой, как твои чудаки, – такой же доброй, искренней, открытой. Верующей. Помоги мне, пожалуйста!
Плащаница
После экскурсии паломница рассказывает об удивительном случае. Она сама доктор наук, преподаватель МГУ. Начали с мужем, тоже преподавателем МГУ, воцерковляться уже в зрелом возрасте. А у них была верующая подруга, и она вышивала золотом плащаницы для храмов. Вот как-то они купили у подруги плащаницу Успения Пресвятой Богородицы.
А сейчас в Оптиной есть старцы?
Часто задают на экскурсии вопрос: «А сейчас в Оптиной есть старцы?» Обычно отвечаем:
– Знаете, а они отсюда никуда и не уезжали. Они здесь хозяева.
Три важных бизнесмена на экскурсии сетуют:
– Приехали мы в ваш монастырь, зашли в храм, попросили дежурного инока открыть мощи преподобного Амвросия, а он отказал. Дескать, не вовремя, после молебна приложиться можно будет. Нам молебнов ваших ждать некогда, у нас дел много. Мы ему деньги предлагаем, а он смотрит так удивленно – и денег не берет.
На следующей экскурсии – группа бабушек из далекой уральской деревни. Вот уж никакой важности у них нет, наоборот, робкие такие бабушки, видно, что совсем бедные, может, на последние деньги в Оптину приехали. Делятся радостно:
– Доченька, мы на молебен-то опоздали, думали: теперь уж к мощам батюшки Амвросия не приложимся. Видать, недостойные мы. А монах-то у мощей нам стекло отодвинул и говорит: «Прикладывайтесь, матушки!» Вот радость какая, доченька! Вот как нас батюшка Амвросий хорошо встретил!
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
http://www.zyorna.ru/catalog/books/item_871/
Дороги нашей жизни. Интервью с Ольгой Рожневой: https://www.youtube.com/watch?v=wV5Dg5sS5gk
Видео-рассказ О. Рожнёвой "Сорок минут":
https://www.youtube.com/watch?v=wVWGxk-QvEE
Как здорово было бы подарить такую книгу друзьям, родным. Да и самим почитать не на страницах интернет-портала (при этом огромное спасибо Православию.ру), а на страницах "живой" книги Ваши замечательные живые повествования...
Спаси Вас Господь!
Дай вам Бог здоровья.
Слава Господу Богу за все.
ОТЧЕ и Сыне и Душе Святый помилуй нас
Пресвятаяя Богородице Матерь Божия
Царица Небесная спаси нас !
Сколько света, любви и доброжелательности в этих немудрёных рассказах! Божией помощи Вам и многая и благая лета!
Трудитесь во Славу Божию и нам на радость!