Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Владимирские торжества в Америке: «проба пера»

В часе езды от Нью-Йорка, в городке Джексон, обычно тихом, в этом году громко и масштабно отпраздновали два юбилея: общерусский – 1025-летие Крещения Руси – и 75 лет со времени основания Свято-Владимирского храма-памятника. И пусть с меньшим размахом, чем в Москве, Киеве или Минске, но для православного и русскоговорящего населения прилегающих к мегаполису штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси Владимирские торжества, после продолжительного затишья, стали дорогим сердцу праздником и теплым воспоминанием о родине – для кого-то реальной, для кого-то исторической. А для организаторов – Восточно-Американской епархии, смело взявшейся возродить когда-то популярные многолюдные празднества на Владимирской горке, на которые собиралось до 6000 человек, – можно сказать, «пробой пера».

В минувшее воскресенье на общеславянский праздник в Джексон приехали Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, иерархи РПЦЗ, представитель Украинской Православной Церкви – епископ Хотинский Мелетий, викарий Черновицкой епархии; епископ Квебекский Ириней – викарий Канадской епархии Православной Церкви в Америке.

По случаю торжеств в Свято-Владимирский храм были принесены три чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Путеводительница русского зарубежья – Курская-Коренная, мироточивая Иверская Монреальская (Гавайская) и Почаевская.

Литургия совершалась на церковнославянском и английском языках. По окончании богослужения духовенство и паломники прошли крестным ходом по территории храма-памятника. Высокопреосвященнейший митрополит Иларион и сослужившие ему иерархи совершили освящение воды.

***

Октябрьский переворот, Вторая мировая война привели многих русских на североамериканский континент. Завершив путь из Европы у пристани Нью-Йорка, русские, украинцы, карпатороссы принимались осваивать менее дорогие и агрессивные пригороды Города Большого Яблока. Наиболее уязвимы перед зарубежьем были эмигранты первой волны – без денег, без знания языка; они присматривали землю (так называемые фермы) в основном в Нью-Джерси. И сейчас стоит выехать от Нью-Йорка, и дорога приведет вас в монастырь Ново-Дивеево с прилегающими жилыми домами, где поселились русские и украинцы, в общество «Отрада», а дальше – на Толстовскую ферму, откуда дочь писателя Александра Львовна после Второй мировой неустанно – под свое имя – «выписывала» на «свободные земли Вашингтона» из немецких лагерей бывших своих соотечественников. На Лонг-Айленде – городок Си-Клиф с Серафимовским храмом и Казанским неподалеку. По дороге на Трентон, столицу штата Нью-Джерси, на одной из таких русских «ферм» РОВА (Русского общества взаимопомощи в Америке) русские организовали Владимирское общество с целью построить особый храм-памятник. Как сказал бы великий поэт: «Здесь русский дух…» Кстати, памятник Пушкину находится неподалеку от Владимирского храма. Потому как место вокруг Владимирской горки, где в 1930-е годы русские купили землю, задумывалось как русское поселение: с православным храмом, Пушкинским парком с памятником поэту, русской библиотекой, школой. Здесь казаки устраивали праздники со скачками; работал ресторан, на танцплощадке играла музыка, пары танцевали, дети лакомились мороженым.

Протоиерей Георгий Зеленин настоятельствует в храме архангела Михаила неподалеку – в Патерсоне. И хотя к первым волнам эмиграции батюшка не принадлежит, но, 23 года прожив в Америке, помнит многолюдие Владимирских торжеств:

«В последние годы ремонт храма оттеснил на задний план массовые праздники, когда настоятели отменяли службы в своих приходах, грузили хоругви, организовывали автобусы и привозили “к Владимиру” своих прихожан. К концу 1980-х место стало оскудевать. В этом году большинство приходов снова отменили службы и призвали народ приехать и помолиться вместе в честь юбилеев Крещения Руси и основания храма и тем самым возобновить традицию не только местных Владимирских торжеств, но и славянских, общеправославных.

Радует, что в этом году здесь много молодых лиц. Это означает, что у Православия в русском зарубежье есть будущее. Мы сердцем ощущаем, что мы уже не “партизанский отряд”, который сидит в своем приходе, в своем “лесу” и, как может, бьется с врагом рода человеческого; сегодня мы – члены единой большой армии, сплоченной православной семьи. К тому же для меня, как для множества других людей, это возможность повидаться со знакомыми, с которыми была потеряна связь: люди получают назначения в другие места, переезжают, переходят в другие приходы. На таких неформальных праздниках мы делимся своими радостями, скорбями, просим молиться друг о друге. Интернет – это все-таки виртуальное общение, которое никогда не заменит естественного человеческого, когда ты видишь глаза собеседника».

Справедливости ради отмечу, что Свято-Владимирский праздник проводился все эти годы, но по скромности своей напоминал больше приходской и никак не общеепархиальный и не всенародный. Последние действительно массовые торжества проводились в храме в год Тысячелетия Крещения Руси.

Диакон Андрей Псарев из Джорданвилля часто приезжал на Владимирские торжества будучи редактором «Православной Руси». Здесь митрополит Иларион рукоположил его в сан диакона в 2009-м.

«Сегодня была сделана попытка максимально вернуться в 1950-е годы, к тому народному подъему, который царил здесь в день святого Владимира, ведь храм-памятник и задумывался как храм, который объединял бы всех американцев славянского происхождения. Надеюсь, что в Русской Зарубежной Церкви будет восстанавливаться понимание того, зачем мы здесь, в чем наша задача, больше будет вестись соборного диалога между архиереями, духовенством, прихожанами, мужчинами и женщинами, людьми разных поколений», – говорит отец Андрей.

В 1938 году, в год празднования 950-летия Крещения Руси, по инициативе архиепископа Виталия (Максименко) было решено ознаменовать юбилей сооружением величественного Свято-Владимирского храма-памятника в селении Кассвилль, которое позже было переименовано в Джексон.

На том холме, где сейчас стоит храм, в XIX веке находилась американская пресвитерианская церковь, окормлявшая ранних поселенцев этой местности. И хотя часовни сейчас уже нет, но старое кладбище осталось, и земля пока еще находится в собственности пресвитерианцев.

Заложили храм в 1940 году архипастыри Русской Церкви в Америке: митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко) и епископ Макарий (Ильинский). Но некогда единая Церковь скоро разделилась на три части – Американскую, Зарубежную и Московскую. Архиепископ Виталий вошел в Зарубежную Церковь, в чьем ведении с того времени и находится храм-памятник.

Основой разработки проекта стала Преображенская церковь в Переяславле-Залесском, а в основу внутреннего устройства положен интерьер Свято-Владимирского собора в Киеве. Впрочем, внутреннюю отделку, да и собственно верхний Владимирский храм с венчающим его куполом, завершат только в 1980-е годы.

Из-за Второй мировой войны строительство было приостановлено. Работы по сооружению нижнего храма возобновились в 1948 году при новом настоятеле иеромонахе Антонии (Медведеве), будущем архиепископе Сан-Францисском, и продолжились при следующем настоятеле протоиерее Василии Мусине-Пушкине. К Тысячелетию Крещения Руси интерьер храма был расписан известным иконописцем зарубежья архимандритом Киприаном (Пыжовым). Иконостас, за основу которого был взят Успенский храм Московского Кремля, спроектировал и построил епископ Ирийский Даниил (Александров), написавший и большинство икон в иконостасе.

Евгений Иванович Плышевский вспоминает, как в 1987 году, к Тысячелетию Крещения Руси, покрывал золотом купол. Родился Евгений Иванович в Белоруссии, жил в Якутии, с Украины во время Великой Отечественной попал в Германию. Оттуда, из лагеря Фишбек, в 1950-е годы семье удалось перебраться в Америку. Свято-Владимирский храм был тем местом, где 30 и 31 июля 1988 года Русская Зарубежная Церковь проводила официальные празднования при участии всего Архиерейского Собора и главы Дома Романовых Великого князя Владимира Кирилловича.

А до юбилейных торжеств праздники возглавляли три архиерея: архиепископы Виталий и Никон (Рклицкий), из Джорданвилля приезжал епископ Аверкий (Таушев) и молодой тогда иеромонах Лавр. После литургии крестный ход шел на озеро, где освящали воду.

Храма с золотым куполом тогда еще не было. Был один действующий нижний храм во имя святой княгини Ольги. Заасфальтированная «крыша» этого храма и служила той площадкой, на которой устанавливали палатку, престол и совершали литургию.

Келейник Первоиерарха иеромонах Тихон, до пострижения в монашество носивший имя Владимир, был рукоположен в священный сан за торжественной литургией 28 июля. «Удивительно радостное чувство, воодушевление, которое охватило в этот день всех участников праздника, коснулось и меня, – говорит он. – Подобные торжества, которые объединяют людей вокруг Церкви, вокруг Евхаристии, особенно необходимы для молодежи, потому что это единственное, что нас здесь, за рубежом, может реально объединять, скреплять и не давать нам рассеиваться, а существовать единым организмом, который называется Церковь Христова».

Участники нынешних торжеств были тронуты тем, что на праздник приехали и представители дипломатического корпуса славянских государств. Тем не менее торжества не были заформализованы, заорганизованы, и даже Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин оказался в самом центре событий, рядом с юными разведчиками, сжимавшими в руках 75 голубей, приготовившись выпустить их в небо под пение «Спаси Господи, люди Твоя…»

И еще одно несомненное преимущество юбилейных торжеств видится в том, что каждый, кто вдали от родины ощущает свою культурную и духовную связь с ней, смог найти здесь то, что ему ближе: литургия, крестный ход, святость икон, общение, трапеза и даже советские шлягеры и танцы на природе…

Первые приезжавшие к восточному побережью русские пришли сюда во избежание ужасов безбожного большевизма. Третья и последующие волны ехали сюда просто в поисках лучшей жизни для своих семей. Им стоило не одно десятилетие построить этот храм как свидетельство своей неизменной веры и любви к Богу и России. И, как заметил епископ Хотинский Мелетий, «те, кто думают, что людям нужны только деньги, заблуждаются, потому что деньги – без духовного сегмента – обесцениваются. Обесцениваются не в смысле финансовом, а в смысле вечности. Человек, который не видит в этой жизни ничего, кроме материального, – несчастный человек. И такие торжества напоминают секулярному миру, что есть и здесь люди, которые ищут вечного, непреходящего, небесного».

Татьяна Веселкина
(Джексон, Нью-Джерси)
Фото автора

2 августа 2013 г.

Рейтинг: 9.1 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Воспоминания 95-летнего архим. Илии (Барна) Воспоминания 95-летнего архим. Илии (Барна) Воспоминания 95-летнего архим. Илии (Барна) «В тот миг я решил, что если выживу, то стану священником»
Воспоминания архимандрита Илии (Барна), старейшего клирика Патриарших приходов в США
Татьяна Веселкина
Японские снаряды поразили «Колорадо» в двадцати двух местах. Все, кто находился на верхней палубе, были убиты. Среди погибших Михаил увидел и своего друга.
«Нам подобает следовать примеру святых отцов» «Нам подобает следовать примеру святых отцов»
Митр. Иларион (Капрал)
«Нам подобает следовать примеру святых отцов» «Нам подобает следовать примеру святых отцов»
Беседа с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Когда люди хотят присоединиться к Церкви, иметь миссионерскую общину, я всегда стараюсь идти им навстречу, потому что наш долг – исполнять повеление Спасителя: «идти, научить и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Батюшка Ваня (+ФОТО) Батюшка Ваня (+ФОТО)
Монастырь под Детройтом
Батюшка Ваня (+ФОТО) Батюшка Ваня
Интервью с архимандритом Пахомием (Белковым)
Татьяна Веселкина
Харпер Вудз – небольшой городок в получасе езды от Детройта. Типичная одноэтажная Америка. И вдруг… Знакомая позолота и синева куполов. Колокола. Монашеский корпус. К созданию русского монастыря преподобного Саввы Освященного на центральном западе Америки приложил руки и сердце, труды и молитву его основатель – архимандрит Пахомий (Белков).
Путь к идеалам Святой Руси Путь к идеалам Святой Руси
Образ правителя
Путь к идеалам Святой Руси Путь к идеалам Святой Руси
Вспоминая святого князя
15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России и на Украине установлено празднование Дня крещения Руси. Накануне этого праздника сайт «Православие.ру» обратился к пастырям с просьбой ответить на вопросы: в чем и как сегодня люди, облеченные властью, могут подражать святому князю, чтобы приблизить свой народ к идеалам Святой Руси? а все мы чем и как можем по-настоящему почтить память святого князя в своей жизни, своих поступках и делах?
Комментарии
Вера 3 августа 2013, 16:27
С праздником, православные!!! Смотрите, где нас только нет! По всему миру разбросало нас, да и сами разбрелись..... Зачем-то Господь попустил, чтобы православные люди из России были рассеяны?...Может для укрепления и возрождения веры? Для чего мы все сейчас - не в России?
Протоиерей Борис Опарин 2 августа 2013, 21:27
В силу многих уважительных причин, возникших в условиях жизни в Бруклине, многие православные не смогли присоединиться к торжествам на Владимирской горке...Благодаря замечательной статье Татьяны Весёлкиной мы частично восполнили этот вынужденный пробел в своей православной жизни. Детально ознакомившись со статьёй во время занятий взрослой приходской воскресной школы, мы стали духом едины с этим важным и духовно ценным событием... Благодарим и пресслужбу Восточно-Американской епархии и секретаря епархии протоиерея Сергия Лукьянова за рассылки, чудесные фотогалереи и проникновенные комментарии... Благодаря всему перечисленному не смотря ни на какие обстоятельства, диктуемые современными условиями жизни в Америке, наши прихожане чуствуют себя единым телом со всей полнотой нашей Церкви... Пусть Господь примет ваши труды!
Настоятель храма свт. Иоасафа Белгородского в Бруклине
прот. Борис Опарин
Александр Парамонов 2 августа 2013, 18:52
Спасибо вам также что опубликовали интересную статью Татьянину с фото репортом. Советую всем тоже посмотреть нового фильма Митрополита Илариона "ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ".
Мария 2 августа 2013, 13:02
Спаси Господи за интересную статью! Приятно было также и отца Николая, он привозил Курско-Коренную икону Божией Матери в нашу Канадскую епархию. Храни вас всех Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×