***
святитель Филарет Московский |
Лично для меня очевидно, что теология может дать науке абсолютно новый подход к осмыслению процессов и явлений тварного мира. Через богословскую призму многое видится совершенно иначе. Чтобы не быть голословным, я предлагаю читателю вооружиться микроскопом и погрузиться ненадолго в мир биологии.
Внимательно разобравшись в физиологических процессах собственного организма, мы вдруг обнаружим, что они, эти процессы, подтверждают и дополняют учение Церкви о человеке, а о некоторых из них есть косвенное упоминание в Евангелии.
Например, за время жизни тело каждого из нас несколько раз полностью умирает и воскресает. Вообще жизнь человека состоит из постоянного умирания и воскрешения. Биологи выделяют два типа гибели клеток – некроз и апоптоз. Некроз – гибель насильственная, в результате ожога, удара и т.д. Апоптоз – естественное умирание клетки, которое запрограммировано либо в ней самой, либо где-то в организме (ученые об этом по сей день спорят). Примечательно, что и человек может погибнуть как естественным способом – от старости или болезни, так и насильственным. Если с некрозом всё понятно, то апоптоз – одна из великих тайн организма. Ученые не могут объяснить, почему клетка вдруг сама по себе гибнет, когда вокруг есть всё, чтобы она жила дальше. Причем умирает она по разработанной до мельчайших подробностей схеме. Создается впечатление, что срабатывает какой-то механизм, ограничитель жизни. Например, красные клетки крови эритроциты живут 120 дней, затем погибают, и двухвалентное железо, входящее в состав гемоглобина, транспортируется в костный мозг для синтеза молодых клеток.
Доказано, что суммарная масса клеток, которые на протяжении одного года жизни подвергаются разрушению, эквивалентна массе тела человека. Столько же за год появляется новых клеток. То есть если вы, дорогой читатель, весите 80 килограмм, то такая же масса клеточного материала умирает и образуется ежегодно.
А вообще, по самой распространенной теории, организм человека полностью обновляется каждые семь лет. Каждые семь лет мы умираем и воскресаем! Если вспомнить, что в православном богословии семь – число полноты, то остается лишь снова преклониться перед премудростью Творца. Святитель Григорий Богослов очень точно однажды сказал, что «человек – трупоносец». Он имел в виду, конечно, нашу смертность вообще, но и в данном контексте эти слова выглядят очень выразительно.
Живет себе человек, знает, что наступит когда-то смерть, а потом и воскресение, не подозревая о том, что два этих процесса идут на клеточном уровне, не прекращаясь, на протяжении всей его жизни. Как видим, изучение биологии может настроить душу христианина на памятование о смерти и явить прообраз всеобщего воскресения.
Вот еще пример. Любая иммунная реакция протекает с помощью клеток крови лейкоцитов. Это наша внутренняя армия, вернее – клеточный спецназ. Если в организм проникает какое-то инородное тело, к примеру заноза, лейкоциты устремляются туда и вступают в сражение. Многие из них в этом бою гибнут, образуя гной. Но если они не будут сражаться и умирать, может начаться сепсис – заражение крови. Мы видим, что и на клеточном уровне многое зиждется на жертвенности. Заглянем в микроскоп – и там увидим десницу Творца, узрим премудрость Того, Кто однажды сказал: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). В нашем случае вместо зерна – лейкоцит, но смысл остается примерно тем же: без жертвенности нет жизни.
Организм беременной женщины почти всегда испытывает недостаток кальция, который требуется для формирования костей ребенка. Богом заложено так, что все важнейшие питательные вещества идут прежде всего малышу, часто в ущерб здоровью матери. Если этой жертвы не будет, то не будет и жизни.
В XX веке жил канадский ученый-биолог Ганс Селье. Он досконально разработал учение о стрессе. По его теории, при адаптации организма к воздействиям окружающей среды запускаются два типа реакций – стресс и дистресс. Дистресс возникает при чрезвычайном воздействии на организм каких-либо факторов, ведущих к заболеванию или даже смерти. А стресс – это нормальное воздействие раздражителей, с которым организм полностью справляется. Например, легкий румянец кожи лица от мороза – это стресс, а обморожение любой степени – дистресс. Стресс полезен, его принцип заложен и в основу спортивной тренировки и даже духовной жизни. Без стресса ее просто нет. Очень четко сказал об этом преподобный Исаак Сирин: «Никто не восходит на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается». В духовной жизни необходимо интенсивное, но и умеренное напряжение. Прекрасный тому пример – пост. Если человек взял на себя чрезвычайную меру поста, то он может сломаться, подорвать здоровье, истощить свой организм, то есть вместо стресса получить дистресс.
Из всех этих фактов мы видим, что не только богословие может что-то привнести в биологию, но и биология в силах обогатить христианина новыми полезными знаниями.
Таких примеров множество. Думаю, для каждого здравомыслящего человека очевидно, что богословие способно помочь науке обобщить имеющиеся в ее багаже данные, собрать их в единое целое. В естественных науках, в частности в биологии, сейчас накоплено огромное количество научно-фактического материала, разработаны новые методы манипуляции организмом, очень остро стоит вопрос с этической возможностью применения многих открытий на практике. Клонирование, трансплантация органов, смена пола, эвтаназия – все эти вопросы требуют духовно-нравственного осмысления. Большинство из них вообще решаются только с богословских позиций.
В контексте сказанного становится очевидно, что диалог между богословием и светской наукой сейчас не только возможен, он необходим. Печально, что многие высокопоставленные представители научного сообщества этого не хотят понимать.
А вот есть и менее нейтральные факты, скажем, свидетельствующие против шестоднева. Да, конечно, можно сказать, что в Библии написано иносказательно, и не обязательно трактовать её буквально. Но тогда можно и насчёт любого другого места Библии так сказать (что, кстати, регулярно происходит, в т. ч. в христианстве), и Библия уже не будет незыблемым эталоном истины и руководством к действию. А христианин, принимающий Библию выборочно - это уже не христианин (равно как выборочно принимающий Ветхий завет - не иудей).
Странно другое, что в "свободном мире" атеизм не менее распространен, чем на постсоветском пространстве, а его всемирные лидеры как раз и являются представителями этого "свободного мира". Есть над чем задуматься. И тут скорее более важным является личное решение.
Конечно, когда Церковь загнана в гетто ей очень приятно сочувствовать. Странно, что интеллигенция (и научная, и творческая) так и не смогла воцерковиться в годы советской власти.
Наука и ее деятели с некоторых пор стали претендовать на антирелигиозное положение, т.е. быть "вместо-" (не против, а вместо!) религии. Сейчас получаю второе высшее образование и скажу вам, что прошло 12 лет после первого - ничего не изменилось, еще хуже стало. Без кивка в сторону христианства ни один учебник не обходится. А вот мусульманство и буддизм почему-то у ученых мужей в почете! Ни имамы, ни брамины ненависти не вызывают. И в-правду, как указывает автор, с диалогом беда.
Что касается академиков, не судите строго, они выросли в такое время, что многие их страхи вполне объяснимы. Однако, когда началась компания по ликвидации РАН, первая мысль была об этом письме академиков. Даже невольно участвуя в неправде, открываешь ей доступ в самые близкие структуры.
Уважаемый Юрий, наука - это наука. Превращение науки в религию означало бы ее гибель, причем вряд ли от этого хоть кто-то бы выиграл. Наука продуктивна лишь постольку, поскольку зиждется на объективных данных и на определенных строгих методах работы. Однако отдельные ученые - такие же люди, как и отдельные верующие. И верующие далеко не безгрешны, и ученые не бывают во всем непредвзяты...
А какая агрессивная политика?Нет никакой агрессии!Скорее по отношению к верующим людям агрессия. Мне доводилось слышать-как это ты веруешь,работая врачом? У тебя диплом отобрать надо и с работы выгнать!
Да,Иван,именно так мне говорили атеисты!
А любовь с действиях священноначалия как раз есть-сколько женщин спасли от аборта,сколько наркоманов спасаются в церковных центрах! Атеистам это слабо- для них-убил младенца абортом-и"ничего страшного".
Очень интересно!