Апостол Петр: все дороги ведут в Рим

Часть 3-я


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 14:00 мин. Размер 6.8 Mb)

1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария путешествуют по Италии. Сенкевич обдумывает роман о пребывании в Риме апостола Петра и об основании им христианской общины в столице империи. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Прежде супруги Сенкевич посетили собор святого Петра и базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они отправились в южный пригород Рима, в катакомбы святого Каллиста.

– Видишь эти зеленые холмы, Марыся? Под ними находятся древние катакомбы. Первые христиане углубили их и использовали для захоронения мучеников, казненных в Риме. Никто точно не знает размер и сложность получившегося лабиринта.

– Чем же провинились христиане перед Римом? Не могу поверить, что их истребляли просто так. Дыма без огня не бывает.

– О, да, дорогая, все началось именно с дыма, окутавшего столицу мира, – отвечает Сенкевич, – и с огня, охватившего город в ночь на 19 июля 64 года…

Семирадский Г.И. Светочи христианства (Факелы Нерона)
Семирадский Г.И. Светочи христианства (Факелы Нерона)
Великий пожар Рима начался в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка. К утру пламенем была охвачена большая часть города. Бедствие продолжалось шесть дней и семь ночей, опустошив десять из четырнадцати кварталов города. Счету погибшим в огне не было числа.

– По-моему, Генрик, прежде я уже читала об этом у Светония. Нерон мнил себя великим поэтом, собирался описать в стихах гибель Трои и в поисках вдохновения повелел поджечь Рим. Сам император наблюдал за огнем с безопасного расстояния, одетый в театральный костюм и с лирой в руках.

– Кто знает, Марыся? Во всяком случае, многие обвиняли в пожаре именно его. Посмотри, что пишет Тацит: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых. Он предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Их облачали в шкуры диких зверей, чтобы отдать на растерзание львам, распинали на крестах, привязывали к столбам и поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады…»

– Я видела это! Знаешь, Генрик, четыре года назад я была в Кракове и видела в Национальном музее большую картину художника Семирадского. На картине изображен сад перед Золотым дворцом Нерона в преддверии чудовищной театрализованной оргии. Слева, около дворца и на его ступенях, расположились многочисленные зрители во главе с императором. В красочной толпе – сенаторы и полководцы, философы и музыканты, игроки в кости, танцовщицы и гетеры. В правой части картины изображены последние приготовления к казни. Христиане привязаны к шестам и обмотаны коконами из просмоленной соломы. Рабы запаляют огненные факелы, и один из них уже поднимается по лестнице, готовый поджечь первого несчастного – старика с белой бородой. На раме картины было написано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

– Семирадский изобразил факелы, устроенные Нероном из живых людей. Сгорая в страшных мучениях, они осветили самую безобразную оргию Рима и в то же время распространили по миру свет учения Христа. Поэтому картину художник назвал «Факелы Нерона, или Светочи христианства».

Посетив катакомбы святого Каллиста, супруги Сенкевич возвращаются в Рим по Старой Аппиевой дороге. Писатель сидит с правой стороны экипажа. Неожиданно его задумчивый взор падает на небольшую белую церковь, отмеченную геральдическим щитом с изображением трех пчел – гербом аристократического семейства Барберини.

– Странно. Я ездил по Аппиевой дороге не раз, но прежде не замечал этой церкви. Марыся, ты не знаешь ее названия?

– И это у меня спрашивает пан великий писатель? Возможно, этот храм – единственный в мире с посвящением-вопросом: «Domine, quo vadis?» или «Камо грядеши?», что означает: «Куда идешь, Господи?» Кажется, Ориген первым записал эту историю из Священного Предания. Апостол Петр, спасаясь от преследования Нерона, уходил из Рима и на рассвете в этом самом месте увидел Спасителя, идущего к Вечному городу…

Радуясь возможности поучить чему-то знаменитого писателя, Мария продолжила свой рассказ, указывая на аккуратно выложенную дорожку в центре храма, символически изображающую Аппиеву дорогу. Но Сенкевич уже не слышал жены. Он задумчиво осматривал изображения, украшающие стены церкви слева и справа от него: на одном – бегущий из Рима святой Петр, напротив – являющийся ему Спаситель. Мощная волна вдохновения уносила писателя в Рим 67 года от Рождества Христова…

***

– Мир тебе, учитель! Я принес грозную весть с Палатина. Император узнал, что вы с Павлом из Тарса пережили гонения и находитесь в столице. Он приказал найти вас и бросить в Мамертинскую тюрьму. Сейчас отряды преторианцев обыскивают все дома в Заречье.

– Отче, пусть завтра на рассвете Назарий выведет тебя из города к Альбанской горе. Там мы тебя встретим и заберем в Анций, где нас ждет корабль, чтобы повезти в Неаполис и на Сицилию.

– Скройся, пастырь наш, ведь в Риме тебе не уцелеть. Сохрани живое слово истины, дабы не исчезла она вместе с нами и с тобою. Послушайся нас, просим тебя как отца!

Апостол качал головой, однако он не говорил, что не покинет Рима, и сам колебался, потому что уже давно в его душе поселилось сомнение, даже тревога. Паства рассеяна, дело погибло, Церковь, которая до пожара возросла могучим древом, обращена в прах властью Зверя. Не осталось ничего, кроме слез, воспоминаний, мук и смерти. Уже не раз рыбарь Господень воздевал в одиночестве руки к небу и вопрошал:

– Господи! Что мне делать? Как мне здесь остаться? И как мне, немощному старику, бороться с несметной ратью злого духа, которому Ты разрешил владеть и побеждать? Нет уже тех овец, которых Ты приказал мне пасти, нет Твоей Церкви, пустыня и скорбь в столице Твоей, так что ж Ты ныне прикажешь мне? Оставаться ли здесь или увести остатки стада, дабы где-нибудь за морями мы славили имя Твое тайно?

Комаров Н. Апостол Петр
Комаров Н. Апостол Петр

Часто ему мечталось, что вот покинет он Рим, верующие пойдут за ним, и он уведет их далеко-далеко, в тенистые рощи Галилеи, к тихим заливам Генисаретского озера. И все сильнее жаждало сердце рыбака тишины и отдыха, все больше тосковало по озеру и по Галилее, все чаще заливали слезы старческие глаза. А между тем небольшая горстка оставшихся христиан, стоя на коленях, умоляла апостола покинуть Рим. И Петр решился. Простирая руки над коленопреклоненными людьми, он произнес:

– Да будет прославлено имя Господне и да свершится воля Его!

На другой день в предрассветных сумерках два странника шли по Аппиевой дороге к равнине Кампании. Одним из них был Назарий, другим – апостол Петр, который покидал Рим и гонимых единоверцев. Дорога была пустынна. Над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге.

– Назарий! Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам?

– Нет, отче, я ничего не вижу.

– Смотри, Назарий, к нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии.

Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола.

– Учитель, что с тобою?

Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

– Христос! Христос!

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

– Камо грядеши, Господи?

Назарий не услышал ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

– Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо:

– Камо грядеши, господин мой?

– В Рим.

***

Мария Володкович оставила мужа два года спустя. Роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» был переведен более чем на 50 языков мира и удостоен Нобелевской премии в 1905 году. А барельеф с профилем польского писателя стараниями благодарных читателей установлен в стене церкви «Quo vadis?» на старой Аппиевой дороге.

Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект "Радио России" и Русской Православной Церкви

Сергей Мазаев

15 июля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дух Отца нашего Небесного Дух Отца нашего Небесного
Архим. Тихон (Шевкунов)
Дух Отца нашего Небесного Дух Отца нашего Небесного
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Когда мы с вами исповедуем Христа Господом Богом, Сыном Божиим и Мессией, исповедуем от всего сердца и всей жизнью своею, открывает нам это не учебник по Закону Божию, а Дух Отца нашего Небесного. (MP3 файл. Продолжительность 10:06 мин. Размер 7.3 Mb)
Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
29 июня / 12 июля 2013 г. Пятница 3-й седмицы по Пятидесятнице. Память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:14:60 мин. Размер 54 Mb)
Апостол Петр: идущий по волнам Апостол Петр: идущий по волнам
+Аудио
Апостол Петр: идущий по волнам Апостол Петр: идущий по волнам
Часть 1-я
Сергей Мазаев
Дерзновение – это сила, удерживающая нас в жизни в качестве ее героев, а не зрителей. Она-то и делает простого рыбака не статистом Священной истории, а ее действующим лицом.
Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
28 июня / 11 июля 2013 г. Четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:26 мин. Размер 112 Mb)
Комментарии
Евгения12 июля 2015, 14:10
Слава Тебе Господи, слава Тебе!

Святые апостолы Петр и Павел, молите Господа о нас грешных.

Слава силе Твоей, Господи!
prot Ioann11 июля 2014, 13:45
замечательная статья -анализ на "Камо грядеши" Сенкевича есть у Дворкина, рекомендую. Там рассматриваются все тонкости католичества в этом произведении.
Владимир23 июля 2013, 13:02
И все таки католики остаются католиками, что стоят слова писателя в обращении Апостола Петра к Господу: "Нет уже тех овец, которых Ты приказал мне пасти, нет Твоей Церкви, пустыня и скорбь в столице Твоей", Столицей Господа он называет Рим? Церковью он называет, только тех христиан, что были в Риме? Не кажется ли вам, что это однобокость в суждении, свойственное католической церкви?
Виктория16 июля 2013, 18:17
Спаси Господи автора!
Елена.Украина16 июля 2013, 00:09
Книга "Камо грядеши?" Генрика Сенкевича в свое время очень понравилась. Как любили друг друга первые христиане.Дай,Господи,и нам,современным христианам,хоть немного такой любви и веры. Спаси Господи,Сергея Мазаева,за все три части "Апостола Петра".
Филатов Алексей15 июля 2013, 21:46
Богу нашему Слава!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×