Владыка Иоанн

Владыка Иоанн (Максимович) – самый святой человек Руского Зарубежья. Да что Зарубежья! Это живая Четья Минея, в которой и исповедничество, и святительство, и преподобничество, и юродство. Между тем он был гоним в конце жизни. Гоним яростно и при этом – своими. Зарубежная Церковь, таким образом, убежав от бессовестных и жестоких гонений на веру со стороны «товарищей», сама, в лице подавляющего большинства иерархов, стала гонительницей современной святости, живущей под боком. Тема слишком важна, чтобы сделать вид, что ее не было. Грех глубоко в человечестве поселился. И оказывается святость колет глаз не только отпетому безбожнику или пленнику атеистической идеологии. Святость колет глаза всем вообще, не исключая священнослужителей. Может быть им (нам) она колет глаз более, чем всем прочим. Ух, как страшно! А мы все: «Евреи, евреи. Не узнали, отвергли. Предали, распяли». А ведь не узнать, предать, распять, отвергнуть ту святыню, к которой со временем весь мир на коленях поползет, у христиан получается чуть не в каждом поколении. Святых легче чтить на расстоянии, да по прошествии времени, когда уже все ясно. А вблизи святого находясь, его не узнать – проще простого. Мало того, что не узнать – еретиком назвать (как Оптинских старцев), смутьяном и врагом законной власти (как Митрополита Филиппа – Грозный царь), или просто сумасшедшим, как собственно Иоанна Шанхайского.

Сам Владыка Иоанн понятно чем навлек на себя немилость. Слишком свободен от условностей, ничего барского и чопорного, никакого сходства с одной из орлиных голов на двуглавом гербе. Вместо омофора мог полотенце на плечи поверх саккоса надеть. Митры все какие-то легкие. Как игрушечные. С простенькими камешками. Спит все время, где только сядет (чем только ночью занимается?). Говорит гугниво, служит долго, все стихиры, кажется, наизусть знает. Псаломщикам с ним – беда. Часто непричесан, иногда в алтаре бос. Короче – сплошное исключение из правила. Вблизи таких людей, как в луче света, сразу вся пыль видна. На фоне этого «исключения» все блестящие, красочные и пышные признаки архиерейского достоинства действительно теряют в цене, обнаруживают свою вторичность, изрядную ненужность или, по крайней мере, условность. Конечно, можно целой корпорации за это зуб на человека наточить. Златоуста, и того съели. Не в один присест, а в два или более, но съели. Неужели этого не съедим? Он ведь не Вселенский учитель. Он просто чудак, вредный и непредсказуемый.

Я говорю это все, прекрасно сознавая, что окажись я на месте тех архиереев, поступал бы я так же, как они. Я бы старался притушить этот источник света, казавшийся слишком ярким, даже дерзким, к тому же странным, позорящим привычный имидж архиерея. Не разглядел бы я по грехам и тщеславию святости из-за обиды, а потом, когда дал бы волю затаившимся страстям, и вовсе потерял бы контроль и вмешался в травлю. Так и Ксения блаженная казалась большинству просто немытой и сумасшедшей старухой. Так и на Иоанна Крондштадского не один поп волком поглядывал, завидуя славе, а некоторые вслух высказывались: «А чего в нем особенного? Он такой же, как мы. Мы все, если угодно, Иоанны Кронштадские». И вот эти гонения, эти неузнавания, эти замены белого на черное и черного на белое в оценочных суждениях, мне кажутся самыми страшными и самыми опасными. Они тенью идут за Церковью через всю историю.

Есть в нашем русском православном мировозрении черты, которые провоцируют нас на специфические ошибки. Во-первых это закрытость к истории и будущему. Нечувствие будущего, если угодно. Получив от Византии слишком большое наследие, которое мы от некультурности долго переварить не могли, получив пышный культ и разработанную догматику, мы получили также в нагрузку и чисто византийскую уверенность, что все уже сделано. Творчество закончилось, теперь осталось хранить. При такой установке мышления дерзким и еретичным кажется все новое. Дескать, не надо больше ничего. Не выдумывайте новшеств. Они сплошь вредны. Только берегите то, что есть. То, что история не ожидается, а творится, нам, как церковному народу, еще предстоит понять всем сердцем. И то, что просто хранить ничего нельзя, если предварительно не понял, что же тебе вверено (а это великий труд – понять и оценить хранимое сокровище), нам тоже предстоит уразуметь. До тех пор над нами вечно будет угрожающе нависать тень обскурантизма и ложной апокалиптики. Это было первое. А второе то, что одной из главных категорий мышления нашего является понятие «ересь». Оно к месту и не к месту вешается ярлыком на разные явления с поражающей легкостью. Чуть что непривычно, странно, ново – ересь. А раз ересь, значит «высшая степень виновности». Вот и все. Дальше можно сжевать с костями самого святого человека, пребывая в полной уверенности, что ты угождаешь Богу. Так и написано: «Настанет час, да всяк иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу». Третье – любовь к мелочам и страстное к ним внимание. Попробуй только перепутать и местами поменять палицу с набедренником, или надеть греческую рясу вместо русской! Ой, что ты! Не моги. Это тоже, если не на ересь, но на раскол, на бунт и вызов тянет. Пусть никто ничего не понял, зато все нужное «вычитали»! Слово-то какое – «вычитали». Вычитали, отстояли и довольны. Мы теперь достойны, а до вычитывания и выстаивания были недостойны, и так далее. Две последние черты делают нас сильно похожими по религиозному психотипу на евреев. Знаю, что это неприятные слова. Но именно евреи страшно внимательны к мелочам, множат их до бесконечности, и в отступники с еретиками записывают всех своих, которые дерзают быть свободнее обычного, не впадая пусть даже в грехи и безобразия. Похожесть на евреев греет и колет. Греет Богоизбранностью, но колет угрозой убийства праведников, вечно погибавших в Иерусалиме. Владыка Иоанн как раз и попал под гнев всех любителей «тысячи мелочей» и священного материализма. И все эти интуиции не в Зарубежье родились. Они в чемоданах подсознания с Родины при бегстве были вывезены. Это все наше – русское, родное, требующее исцеления и исправления.

Теперь Шанхайского Владыку почитает весь мир. И мы конечно тоже. Мы не только почитаем его. Мы гордимся им. Он наш кормилец, защитник, продолжатель традиций. Он проявляет скрытую в недрах нашей церковной жизни силу и святость. Все это так. Аминь! Только гордиться не надо. Подражать надо, а не гордиться. Иногда ночь не поспать и упасть на рассвете головой на раскрытую Библию. Иногда весь день после службы объезжать больницы с Дароносицей, полоной Даров, на груди. Иногда настолько замаяться от ежедневных служб, что забыть что-то из одежд на выезде и действительно омофор по необходимости заменить полотенцем. Нужно не бояться прослыть дурачком за Христа, потому что это один из признаков апостольства (мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе). И уж чем-чем, но барством нужно жертвовать, если уж не в пользу юродства, то в пользу обычной простоты и доступности.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Современный чудотворец: по следам святителя Иоанна Шанхайского Современный чудотворец: по следам святителя Иоанна Шанхайского
Екатерина Степанова
2 июля Русская Церковь чтит память великого подвижника православного зарубежья свт. Иоанна (Максимовича), известного также как св. Иоанн Шанхайский. Предлагаем вам фоторепортаж об этом удивительном святом и связанных с ним местах.
«Нам подобает следовать примеру святых отцов» «Нам подобает следовать примеру святых отцов»
Митр. Иларион (Капрал)
«Нам подобает следовать примеру святых отцов» «Нам подобает следовать примеру святых отцов»
Беседа с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Когда люди хотят присоединиться к Церкви, иметь миссионерскую общину, я всегда стараюсь идти им навстречу, потому что наш долг – исполнять повеление Спасителя: «идти, научить и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Всеправославный епископ Всеправославный епископ
Прот. Андрей Ткачев
Всеправославный епископ Всеправославный епископ
Похвальное слово святителю Иоанну (Максимовичу)
Протоиерей Андрей Ткачев
Если мы знаем святых, подобных Иоанну Шанхайскому, то сомнение в благодати Святого Духа, которой напитано Тело церковное, — смертный грех.
Воспоминания об архиепископе Иоанне Шанхайском Воспоминания об архиепископе Иоанне Шанхайском
Владимир Рэн
Православие соответствует духу людей, которые говорят по-русски. Это очень важно. Все исходит от Церкви. В этом была сила русской эмиграции. Где бы ни оказывались эмигранты из России, в какой бы далекий городок их ни забрасывало, там обязательно был священник и сразу же организовывалась маленькая церковь. А Церковь воспитывала так, как воспитывала на протяжении многих веков. Вся культура шла через Церковь. И у нас все наше воспитание было связано с храмом.
Комментарии
Елена 2 июля 2021, 12:52
О,Святитель-чудотворец Иоанн Шанхайский! Моли Господа и Бога нашего о нас и чадах наших, об укреплении добрых пастырей наших - Духовных отцов и наставников - в вере Истинной!!! Слава Богу за все!!!
Татьяна13 ноября 2017, 17:49
Спасибо за статью. Святитель Иоанн Шанхайский , моли Бога о мне р. б. Татьяне.. Мне не легко жить вдали от отчего дома со своей семьей. Очень бы хотеа чтобы Бог мне послал духовного наставника . Хотела бы я узнать свой дальнейший путь. Спаси всех Господи. Р. Б Татьяна
Татьяна18 июня 2014, 16:43
Очень рада восхитительной статье про Владыку Иоанна!
Евгений 1 января 2014, 14:47
Очень рад Вашей статье. Спасиба Вам за разумный подход и в самом деле что главнення истина или обвертка
Очень уважаю, люблю, почитаю Святого святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан - Францизского. Молитвами святого архиепискпа Иоанна пусть Господь всех нас хранит, бережет и благославляет.
Спасибо Вам батюшка Андрей за добрую статтью!
Асташева Светлана 3 декабря 2013, 23:33
С Праздником, батюшка. Всё вышеизложенное очень похоже и на судьбу отца Павла Груздева. А ещё - на жизнь Христа. Ведь это Его гнали, оплёвывали,называли лжемессией и.т. А Он сам сказал - меня гнали, будут гнать и вас. Мир любит только своё подобие...
Анна 7 августа 2013, 15:05
Спаси Христос, отче! Ведь действительно страшно - не узнать... И не обязательно святого, мы сами ежедневно не узнаём друг в друге Христа, ежеминутно забывая, что мы Образ Божий.Владыку Иоанна очень люблю, и не раз получала от него помощь. Очень близка мне Ваша мысль о трёх великих святителях (высказанная в одной из статей) - о написании иконы свтт. Иоанна, Луки (Войно-Ясенецкого) и Николая Сербского. Не знаю только, есть ли ещё просвещённые Духом иконописцы, могущие такой образ написать.
елена18 июля 2013, 22:11
люблю почитаю и молюсь !спаси Господи за статью !
Александр Владимирович16 июля 2013, 18:53
Спасибо, отец Андрей.
Н.Н. 8 июля 2013, 18:37
22:28р.Божий Виктор , Днепропетровск .:
Да ВЫ бунтарь батюшка ! Как же я ВАС люблю !

Не спешите с выводами... Мне, например, очень хочется верить, что Вы ошибаетесь. Если о.Андрей любовью покрыват какие-то "промахи" Владыки Иоанна, то это вовсе не значит, что он призывает священство невнимательно готовиться к службам и, например (простите!) вместо забытой митры повязывать голову полотенцем. И, надеюсь, что о. Андрей не призыват СПЕЦИАЛЬНО менять местами палицу и набедренник (зачем?), но уж коли по невнимательности такое произошло - не надо делать из этого трагедию. А подрясники греческого образца в Москве - не редкость.
Из Писания видно, что СВЯТОСТЬ очень трудно, а зачастую и невозможно, воспринимать и переносить людям грешным (каковыми мы все и являемся, в том числе и окружение Владыки Иоанна); и там прямо сказано, что не бывает пророка в своём Отечестве. Так было, есть и будет. И я, например, не уверена, что не соблазнюсь, если в нашем храме наш замечательный и всеми любимый батюшка выйдет на проповедь босиком и с нечесанными волосами... (не заболел ли он - первое, что приходит в голову). Простите.
Ольга Уэллс 8 июля 2013, 18:07
Позвольте с Вами не согласиться, о. Андрей. Я уверена, Вы не стали бы травить Владыку. Есть те, кто по духу близки святым и те, кто по духу близки гонителям. Не все современники Владыки его травили, были и ученики, и многие, кто любили и почитали его. Гонения свт. Иоанна были большим испытанием для всех его почитателей, однако, те, кто искренне любят, не будут прислушиваться и верить клевете и грязи, которые обычно выливают на подобных Божиих избранников.
Светлана 8 июля 2013, 15:47
недавно на приходи услышала такую фразу: нет ничего страшнее поповских войн. А ведь правда, это невероятный соблазн для "внешних" и большая боль для "внутренних". Храни всех Господь!
М.И. 7 июля 2013, 15:49
Каждому современному христианину есть что почерпнуть для верности жизни, т.е. верности ежедневного исповедования Христа, в Вашей статье!
Только:
"Но именно евреи страшно внимательны к мелочам, множат их до бесконечности, и в отступники с еретиками записывают всех своих, которые дерзают быть свободнее обычного, не впадая пусть даже в грехи и безобразия."

"И все эти интуиции не в Зарубежье родились. Они в чемоданах подсознания с Родины при бегстве были вывезены. Это все наше – русское, родное, требующее исцеления и исправления."

Все плохое - чье-нибудь, но- не наше.Разве страсти национальны? Разве теплохладность и незаметное отхождение от Христа имеют географическую привязку в происхождении.
Деление и отгораживание не приводит к единству .
А , давайте, подумаем и представим , что бы написал сам святитель Иоанн (Шанхайский ) прочитав такую статью?
Думаю, лучшим комментарием всегда будут слова апостола Павла в 1-ом послании к Коринфянам, 12 и 13 глава.
Светлана 7 июля 2013, 14:05
Уважаемый отец Андрей, я постоянно выписываю и читаю Ваши книги, потому, что в них написано от сердца, искренно, то, что Вы прочувствовали и чем щедро делитесь с нами. Эта статья - не исключение, все верно, без вранья.
Василий Украинец 6 июля 2013, 22:57
О. Андрей описал одну из обыденнейших ситуаций в Церкви во все времна и у всех народов...так было и так будет...кто знает, может так и должно быть? Кто знает?

Относительно "новшеств". Очень опасная тема - как раз "над пропастью во ржи". С одной стороны, да что-то нужно менять ибо все гниет, с другой - перемены превращаются в катастрофу и теряется то, что хотя-бы было, но его хотелось чуть-чуть подправить...ну чуть-чуть!

В документах Западной Церкви слово "реформа" начинает появляться примерно в 9-10 веках, по моим наблюдениям. Но!!! Тогда это слово имело прямо противоположное значение нынешнему! Реформа как реставрация в отличие от инноваций.

"Будущее Церкви в ее прошлом" - гениальное прозрение архиепископа Марселя Лефевра.
р.Божий Виктор , Днепропетровск . 6 июля 2013, 22:28
Да ВЫ бунтарь батюшка ! Как же я ВАС люблю !
Н.К.С. 6 июля 2013, 00:41
Благодарность О.Андрею, за его труды и насыщение нас той полезной информацией и за его безконечные труды, в рассказах не по перессказу, а по увиденному и удивительно рассказанному, что возникает эффект присутствия в том месте о чем, или о ком повествует этот неутомимый слуга Божий.
Елена М 5 июля 2013, 15:37
Сильно написано! Спасибо Вам, батюшка!Бог в помощь в том же направлении.
Александр 5 июля 2013, 13:39
Думаю, можно со всей уверенностью предположить, что те архиереи, о которых ведёт речь о.Андрей, будучи священниками также осуждали аналогичное поведение архиереев в их времена.
Может быть, даже публично, зарабатывая себе этим "очки популярности" у "ревностных" прихожан.
Иоанн 5 июля 2013, 12:42
Слава Богу! Святителю наш Иоанне, моли Бога о нас, грешных!
Анна 5 июля 2013, 12:34
Написанное прот. Андреем о т.н. новом можно применить в отдельно взятых случаях и отдельно взятых ситуациях. Традиции церкви надо хранить свято и быть внимательным к т.н. мелочам. Нынче много развелось модернистов.
Зинаида 5 июля 2013, 11:21
Батюшка, родненький как Вы все правильно написали... Узнала о том, есть такой святой в 2001 г.от прихожан общины Царственных мучеников в Рино, штат Невада. Гостила там . Окормлял общину протоирей Павел Волменский , настоятель храма Вознесения Господня в г. Сакраменто. Добрые люди мне и житие свт. Иоанна подарили и фотографии. В Вознесенском храме , у о. Павла, икона с частицей мощей святителя. Дивный храм! Не часто могла там бывать, но чувствовала себя как дома. И причащалась Святых Таинств. Душа просила слезно, отец Павел все понимал и причащал. Приехала домой , пошла на исповедь и спрашиваю батюшку: " грех ли это" , чувствую , что нет . Добрый наш о . Олег вздохнул только, и сказал , что свт . Иоанна он почитает и молится ему, великому заступника за нас грешных. Тогда , до воссоединения церквей, когда пели " Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь" - всегда перед глазами вставал Свято Вознесенский храм. Может не по теме написала, но от души. р. Б. Зинаида
Прихожанин 5 июля 2013, 02:17
Да,батюшка Иоанн был святой жизни человек,шёл к людям первым, на беду отзывался-а сейчас..?
А сейчас таких пастырей еденицы,и то в деревнях да сёлах,а городские батюшки всё больше утопают в роскоши и заботятся о своём токмо благополучии а не о душах пасомых- это я сегодня увидел когда вышел из Храма после праздничной службы :пол сотни-сотня инамарок у стен монастыря ,конечно может и паломники кто приехали,но роскошь батюшек бросается в глаза-забывают наши пастыри что написано на обратной стороне священнического креста и подобием Кого они должны быть.
Всё очень грустно от этого становится.
Про архииереев с предыдущим читателем согласен.
Варлаамо-Хутынский монастырь,Новгородская область,с.Хутынь.
С праздником!
лена 5 июля 2013, 01:07
Спаси Господи!отец Андрей статья замечательная!
Василий Многодетный 5 июля 2013, 00:35
Помолитесь обо мне, пожалуйста, нет у меня Любви...
Валентин 4 июля 2013, 23:50
Батюшка Андрей, Ваша статья, вероятно, в первую очередь адресована клиру и в ней бьется Ваше пламенное сердце и рвутся Ваши жилы. Надеюсь, этот самый клир, читает Ваши статьи и книги. А мы, обычные миряне, считающие себя православными и иногда заходящие в церковь, вероятно, согласны с Вами, что у нынешней Православной Церкви много разных проблем и задач. Но лично меня больше волнует отсутствие этой церкви за церковной оградой, чем нарушение каким-нибудь священником «тысячи мелочей». Хотелось бы посмотреть хоть на одного современного миссионера у нас, на каком-либо рынке, или в вузе, на пляже или в других местах массового скопления православных. Вот бы и была хоть какая-то альтернатива сектантским табунам, с утра до вечера бродящим по улицам и обнимающим прохожих за талию. Да и в стационарах бы не мешало появляться хотя бы несколько раз в неделю и раздавать краткую апологетичискую памятку для противостояния все тем же харизматическим табунам.
Н.Н. 4 июля 2013, 22:15
..."Творчество закончилось, теперь осталось хранить. При такой установке мышления дерзким и еретичным кажется все новое. Дескать, не надо больше ничего. Не выдумывайте новшеств. Они сплошь вредны. Только берегите то, что есть"...
---Что-то меня здесь насторожило... Как показывает жизненный опыт, практически ВСЕ новшества в сфере нравственности и морали (надеюсь, на догматическое богословие и литургику мы покушаться всё-таки не будем) приводят исключительно к послаблению критериев и, в конечном итоге, к кризису...

"То, что история не ожидается, а творится, нам, как церковному народу, еще предстоит понять всем сердцем. И то, что просто хранить ничего нельзя, если предварительно не понял, что же тебе вверено (а это великий труд – понять и оценить хранимое сокровище), нам тоже предстоит уразуметь".
---Очень хорошо сказано!

"До тех пор над нами вечно будет угрожающе нависать тень обскурантизма и ложной апокалиптики. ".
---обскурантизм - враждебное отношение к просвещению, науке, прогрессу; мракобесие;
---ложная апокалиптика - ложный жанр религиозной литературы.
Трудно в это поверить... 21-ый век на дворе... Или так всё "запущенно"?
Алексей 4 июля 2013, 21:19
Статья - превосходная! Спасибо, о.Андрей!
Andrei 4 июля 2013, 18:38
komu interesni imena gonitelej Ioanna Shanhajskogo obratitesj k biografii otca Serafima(Rouza).Tam podrobno vse.
lyudmila toll 4 июля 2013, 18:31
Господи Иисусе Христе сохрани нам батюшку Андрея!
Низкий поклон!
Какое сердечное проникновенное из души вынутое понимание подвига святителя отца Иоанна
мог дать только такой же просветитель и раб ИИСУСА ХРИСТА.
слезы радости о нашем современном новомученике святом!!!!!!!!
и щемящие сердце чувства переполнили меня и полностью абсолютно я с вашими мыслями не просто согласна а даже нет слов таких как в сердце вошло..... читала и
как будто видела сейчас рядом батюшку любимого Иоанна
я читала о батюшке Иоанне здесь в сайте все что могла найти но это---
как вы отец Андрей написали -- итог всех рассказов очевидцев о батюшке .
Никто не описал а почему же он умер рано ведь все его так любили а вы объснили что самые важные персоны гнали его как и Господа нашего гнали .
Молитвами Святого владыки нашего батюшки Иоанна
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ БОЖЕ наш помилуй нас.
Дивны дела ТВОИ ГОСПОДИ!
СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ.
NATALIA 4 июля 2013, 17:54
I AGREE
Наталия 4 июля 2013, 17:37
Шмелев Александр Александрович,село Райковщина ,Яготинскийр-н Киевская обл Свято-успенский женский монастырь иеросхимонах,узнайте как он гоним,а ведь это наследник рода Шмелевых
Ирина Михайловна 4 июля 2013, 16:42
Читая Ваши статьи о.Андрей, ловлю себя на ощущении, что даже не столько воспринимаю изложенную информацию, сколько чувствую людей, о которых Вы пишите. Прочитала о владыке Иоанне и таким теплом, такой любовью наполнилось сердце! И еще одна мысль - какое счастье, что в храме, прихожанкой которого я недавно стала, такие же простые, любящие,"теплые" батюшки!
Спаси Бог всех!
СВГ 4 июля 2013, 16:39
Правда о всех нас... Господи, спаси и помилуй нас грешных...
Елена 4 июля 2013, 16:13
Низкий поклон, отец Андрей.
Храни Вас Господь.
Все правильно, именно поэтому трудно объяснить иногда людям, почему мы любим и ходим в церковь.

...но кому Церковь не мать, тому Бог не отец...


Елена
Анна Вихляева 4 июля 2013, 16:03
Отец Андрей, Ваши слова - одна сплошная боль. Не расстраивайтесь. Люди, в плане грехов, всюду и всегда примерно одинаковые. Непохожего обязательно будут уничтожать любыми способами. Но, ведь, и Бог есть! Он своих угодников не оставляет. Иоанна Шанхайского мы почитаем как святого. А где те, кто его гнал? Мы даже имен их не знаем.
Лара 4 июля 2013, 15:42
"Пусть никто ничего не понял, зато все нужное «вычитали»! Слово-то какое – «вычитали». Вычитали, отстояли и довольны. Мы теперь достойны, а до вычитывания и выстаивания были недостойны."

- Как точно. Даже смешно)))
о Владыке Иоанне сказано тепло, очень хорошо. Спасибо.
Ирина 4 июля 2013, 15:04
Моли Бога о нас, Св.Прав. Иоанн Шанхайский!
Александр 4 июля 2013, 15:04
Браво, о. Андрей! (Дружные и продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию, причем без "подкалывания"). Не в бровь, а в глаз. За нашим священноначалием уже давно заметен этот грешок. Многие архиереи ведут себя так, что впору снимать обувь с ног и ниц падать перед ними, т.к. поскольку ты находишься рядом с этим архиереем, то земля эта - святая. Многие забыли, что не заблудший народ должен идти к ним на поклон, а они, как истинные и заботливые пастыри, должны выходить и искать заблудших овец своих. Я читал про некоторых греческих архиереев, наших почти современников (они жили в годы войны), что им даже не слабо было взять в руки веник и подмести у себя в резиденции, не прося никого сделать это за них. "И кто из вас больший, тот пусть будет для всех слугою", так говорится в Писании. А некоторые наши архиереи до сих пор этого не понимают и понимать не хотят.
прот. Борис 4 июля 2013, 13:46
Действительно, чтобы хранить и передать Православие, надо сначала самому его усвоить.
Сергий 4 июля 2013, 13:33
Спаси и укрепи Вас Бог, отец Андрей! Слово Ваше не в бровь... И меня это болит, как и то повреждение которое вижу в себе так и то что во вне в " злых делателях"...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×