Сам Владыка Иоанн понятно чем навлек на себя немилость. Слишком свободен от условностей, ничего барского и чопорного, никакого сходства с одной из орлиных голов на двуглавом гербе. Вместо омофора мог полотенце на плечи поверх саккоса надеть. Митры все какие-то легкие. Как игрушечные. С простенькими камешками. Спит все время, где только сядет (чем только ночью занимается?). Говорит гугниво, служит долго, все стихиры, кажется, наизусть знает. Псаломщикам с ним – беда. Часто непричесан, иногда в алтаре бос. Короче – сплошное исключение из правила. Вблизи таких людей, как в луче света, сразу вся пыль видна. На фоне этого «исключения» все блестящие, красочные и пышные признаки архиерейского достоинства действительно теряют в цене, обнаруживают свою вторичность, изрядную ненужность или, по крайней мере, условность. Конечно, можно целой корпорации за это зуб на человека наточить. Златоуста, и того съели. Не в один присест, а в два или более, но съели. Неужели этого не съедим? Он ведь не Вселенский учитель. Он просто чудак, вредный и непредсказуемый.
Я говорю это все, прекрасно сознавая, что окажись я на месте тех архиереев, поступал бы я так же, как они. Я бы старался притушить этот источник света, казавшийся слишком ярким, даже дерзким, к тому же странным, позорящим привычный имидж архиерея. Не разглядел бы я по грехам и тщеславию святости из-за обиды, а потом, когда дал бы волю затаившимся страстям, и вовсе потерял бы контроль и вмешался в травлю. Так и Ксения блаженная казалась большинству просто немытой и сумасшедшей старухой. Так и на Иоанна Крондштадского не один поп волком поглядывал, завидуя славе, а некоторые вслух высказывались: «А чего в нем особенного? Он такой же, как мы. Мы все, если угодно, Иоанны Кронштадские». И вот эти гонения, эти неузнавания, эти замены белого на черное и черного на белое в оценочных суждениях, мне кажутся самыми страшными и самыми опасными. Они тенью идут за Церковью через всю историю.
Есть в нашем русском православном мировозрении черты, которые провоцируют нас на специфические ошибки. Во-первых это закрытость к истории и будущему. Нечувствие будущего, если угодно. Получив от Византии слишком большое наследие, которое мы от некультурности долго переварить не могли, получив пышный культ и разработанную догматику, мы получили также в нагрузку и чисто византийскую уверенность, что все уже сделано. Творчество закончилось, теперь осталось хранить. При такой установке мышления дерзким и еретичным кажется все новое. Дескать, не надо больше ничего. Не выдумывайте новшеств. Они сплошь вредны. Только берегите то, что есть. То, что история не ожидается, а творится, нам, как церковному народу, еще предстоит понять всем сердцем. И то, что просто хранить ничего нельзя, если предварительно не понял, что же тебе вверено (а это великий труд – понять и оценить хранимое сокровище), нам тоже предстоит уразуметь. До тех пор над нами вечно будет угрожающе нависать тень обскурантизма и ложной апокалиптики. Это было первое. А второе то, что одной из главных категорий мышления нашего является понятие «ересь». Оно к месту и не к месту вешается ярлыком на разные явления с поражающей легкостью. Чуть что непривычно, странно, ново – ересь. А раз ересь, значит «высшая степень виновности». Вот и все. Дальше можно сжевать с костями самого святого человека, пребывая в полной уверенности, что ты угождаешь Богу. Так и написано: «Настанет час, да всяк иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу». Третье – любовь к мелочам и страстное к ним внимание. Попробуй только перепутать и местами поменять палицу с набедренником, или надеть греческую рясу вместо русской! Ой, что ты! Не моги. Это тоже, если не на ересь, но на раскол, на бунт и вызов тянет. Пусть никто ничего не понял, зато все нужное «вычитали»! Слово-то какое – «вычитали». Вычитали, отстояли и довольны. Мы теперь достойны, а до вычитывания и выстаивания были недостойны, и так далее. Две последние черты делают нас сильно похожими по религиозному психотипу на евреев. Знаю, что это неприятные слова. Но именно евреи страшно внимательны к мелочам, множат их до бесконечности, и в отступники с еретиками записывают всех своих, которые дерзают быть свободнее обычного, не впадая пусть даже в грехи и безобразия. Похожесть на евреев греет и колет. Греет Богоизбранностью, но колет угрозой убийства праведников, вечно погибавших в Иерусалиме. Владыка Иоанн как раз и попал под гнев всех любителей «тысячи мелочей» и священного материализма. И все эти интуиции не в Зарубежье родились. Они в чемоданах подсознания с Родины при бегстве были вывезены. Это все наше – русское, родное, требующее исцеления и исправления.
Теперь Шанхайского Владыку почитает весь мир. И мы конечно тоже. Мы не только почитаем его. Мы гордимся им. Он наш кормилец, защитник, продолжатель традиций. Он проявляет скрытую в недрах нашей церковной жизни силу и святость. Все это так. Аминь! Только гордиться не надо. Подражать надо, а не гордиться. Иногда ночь не поспать и упасть на рассвете головой на раскрытую Библию. Иногда весь день после службы объезжать больницы с Дароносицей, полоной Даров, на груди. Иногда настолько замаяться от ежедневных служб, что забыть что-то из одежд на выезде и действительно омофор по необходимости заменить полотенцем. Нужно не бояться прослыть дурачком за Христа, потому что это один из признаков апостольства (мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе). И уж чем-чем, но барством нужно жертвовать, если уж не в пользу юродства, то в пользу обычной простоты и доступности.
Очень уважаю, люблю, почитаю Святого святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан - Францизского. Молитвами святого архиепискпа Иоанна пусть Господь всех нас хранит, бережет и благославляет.
Спасибо Вам батюшка Андрей за добрую статтью!
Да ВЫ бунтарь батюшка ! Как же я ВАС люблю !
Не спешите с выводами... Мне, например, очень хочется верить, что Вы ошибаетесь. Если о.Андрей любовью покрыват какие-то "промахи" Владыки Иоанна, то это вовсе не значит, что он призывает священство невнимательно готовиться к службам и, например (простите!) вместо забытой митры повязывать голову полотенцем. И, надеюсь, что о. Андрей не призыват СПЕЦИАЛЬНО менять местами палицу и набедренник (зачем?), но уж коли по невнимательности такое произошло - не надо делать из этого трагедию. А подрясники греческого образца в Москве - не редкость.
Из Писания видно, что СВЯТОСТЬ очень трудно, а зачастую и невозможно, воспринимать и переносить людям грешным (каковыми мы все и являемся, в том числе и окружение Владыки Иоанна); и там прямо сказано, что не бывает пророка в своём Отечестве. Так было, есть и будет. И я, например, не уверена, что не соблазнюсь, если в нашем храме наш замечательный и всеми любимый батюшка выйдет на проповедь босиком и с нечесанными волосами... (не заболел ли он - первое, что приходит в голову). Простите.
Только:
"Но именно евреи страшно внимательны к мелочам, множат их до бесконечности, и в отступники с еретиками записывают всех своих, которые дерзают быть свободнее обычного, не впадая пусть даже в грехи и безобразия."
"И все эти интуиции не в Зарубежье родились. Они в чемоданах подсознания с Родины при бегстве были вывезены. Это все наше – русское, родное, требующее исцеления и исправления."
Все плохое - чье-нибудь, но- не наше.Разве страсти национальны? Разве теплохладность и незаметное отхождение от Христа имеют географическую привязку в происхождении.
Деление и отгораживание не приводит к единству .
А , давайте, подумаем и представим , что бы написал сам святитель Иоанн (Шанхайский ) прочитав такую статью?
Думаю, лучшим комментарием всегда будут слова апостола Павла в 1-ом послании к Коринфянам, 12 и 13 глава.
Относительно "новшеств". Очень опасная тема - как раз "над пропастью во ржи". С одной стороны, да что-то нужно менять ибо все гниет, с другой - перемены превращаются в катастрофу и теряется то, что хотя-бы было, но его хотелось чуть-чуть подправить...ну чуть-чуть!
В документах Западной Церкви слово "реформа" начинает появляться примерно в 9-10 веках, по моим наблюдениям. Но!!! Тогда это слово имело прямо противоположное значение нынешнему! Реформа как реставрация в отличие от инноваций.
"Будущее Церкви в ее прошлом" - гениальное прозрение архиепископа Марселя Лефевра.
Может быть, даже публично, зарабатывая себе этим "очки популярности" у "ревностных" прихожан.
А сейчас таких пастырей еденицы,и то в деревнях да сёлах,а городские батюшки всё больше утопают в роскоши и заботятся о своём токмо благополучии а не о душах пасомых- это я сегодня увидел когда вышел из Храма после праздничной службы :пол сотни-сотня инамарок у стен монастыря ,конечно может и паломники кто приехали,но роскошь батюшек бросается в глаза-забывают наши пастыри что написано на обратной стороне священнического креста и подобием Кого они должны быть.
Всё очень грустно от этого становится.
Про архииереев с предыдущим читателем согласен.
Варлаамо-Хутынский монастырь,Новгородская область,с.Хутынь.
С праздником!
---Что-то меня здесь насторожило... Как показывает жизненный опыт, практически ВСЕ новшества в сфере нравственности и морали (надеюсь, на догматическое богословие и литургику мы покушаться всё-таки не будем) приводят исключительно к послаблению критериев и, в конечном итоге, к кризису...
"То, что история не ожидается, а творится, нам, как церковному народу, еще предстоит понять всем сердцем. И то, что просто хранить ничего нельзя, если предварительно не понял, что же тебе вверено (а это великий труд – понять и оценить хранимое сокровище), нам тоже предстоит уразуметь".
---Очень хорошо сказано!
"До тех пор над нами вечно будет угрожающе нависать тень обскурантизма и ложной апокалиптики. ".
---обскурантизм - враждебное отношение к просвещению, науке, прогрессу; мракобесие;
---ложная апокалиптика - ложный жанр религиозной литературы.
Трудно в это поверить... 21-ый век на дворе... Или так всё "запущенно"?
Низкий поклон!
Какое сердечное проникновенное из души вынутое понимание подвига святителя отца Иоанна
мог дать только такой же просветитель и раб ИИСУСА ХРИСТА.
слезы радости о нашем современном новомученике святом!!!!!!!!
и щемящие сердце чувства переполнили меня и полностью абсолютно я с вашими мыслями не просто согласна а даже нет слов таких как в сердце вошло..... читала и
как будто видела сейчас рядом батюшку любимого Иоанна
я читала о батюшке Иоанне здесь в сайте все что могла найти но это---
как вы отец Андрей написали -- итог всех рассказов очевидцев о батюшке .
Никто не описал а почему же он умер рано ведь все его так любили а вы объснили что самые важные персоны гнали его как и Господа нашего гнали .
Молитвами Святого владыки нашего батюшки Иоанна
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ БОЖЕ наш помилуй нас.
Дивны дела ТВОИ ГОСПОДИ!
СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ.
Спаси Бог всех!
Храни Вас Господь.
Все правильно, именно поэтому трудно объяснить иногда людям, почему мы любим и ходим в церковь.
...но кому Церковь не мать, тому Бог не отец...
Елена
- Как точно. Даже смешно)))
о Владыке Иоанне сказано тепло, очень хорошо. Спасибо.