Посланцы князя Владимира

Прибытие в Киев епископа Прибытие в Киев епископа
    

«Не знаем, на небе мы были или на земле», – говорили послы князю Владимиру после того, как побывали на службе в Великой Софии Константинополя. Этот довод стал в ряд с прочими, когда Красное Солнышко земли Русской стал взвешивать в своем сердце, какая вера лучше. Понятно, что политический момент был одним из главных: очень уж хотелось породниться нашему князю с императорами Царьграда, а те, естественно, выставляли первым условием брака православие жениха. Конечно же, вспомнили и бабку князя – святую Ольгу, которая была «мудрейшей из женщин», и если бы была греческая вера плоха, то не приняла бы ее. Все это ясно и понятно. Но так же ясно и понятно, что если бы не столь важны были доводы княжеских послов, то не упомянул бы летописец о них вообще, не вспомнил бы про их «исследование» вер.

«Не знаем, на небе мы были или на земле». Грубое, но и простое славянское сердце почуяло не только благодать Божию, но и истовость веры греков. Можно много говорить об оскудении веры в Византии, которая привела империю к падению через несколько сот лет, но думается, что послы Владимира застали еще расцвет греческой духовности. Еще не так много времени прошло после Торжества Православия, еще в памяти были свежи гонения иконоборцев, а память о гонениях заставляет служить истово. (Может, поэтому мы с таким трепетом служим в день Новомучеников и Исповедников Российских?)

Не могло поразить послов только великолепие храма или превосходное пение патриаршего хора. Холодность, которой часто дышит торжественность, не может укрыться от чуткого простого сердца. Значит, в храме Святой Софии не было мертвой машинальности, а была атмосфера христианского братства. Хочется верить, что это так, думается, что это именно так, ведь в простых словах посланцев Владимира – прямое подтверждение тому. «Не знаем, на небе мы были или на земле». Только на Небесах, в сиянии невечернего света, совершается высшее и торжественнейшее служение, исполненное жертвенной любви. Несомненно, что отголосок этого служения увидели княжеские нарочитые, а потому и не знали уже, где находятся: уже Там или еще здесь, но уже как ракета, которая вроде бы еще тут, но уже с дюз валит пламя и земля начинает уходить вниз.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Беседа Владимира с греческим философом о христианстве.
Мне часто хочется плакать над этими словами княжеских соглядатаев. Я захожу на праздник в сельский храм, а бывает, что и в столичный, и часто спрашиваю себя: если бы в Великой Софии богослужение совершалось так, как нередко совершается у нас, то в какой бы вере мы сейчас были?

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4: 32) – это свидетельство апостола Луки многократно вошло в Литургию. Например, перед пением «Отче наш» священник молится, чтобы все молящиеся могли «едиными устами и единым сердцем» прославить имя Отца и Сына и Святого Духа. Иногда мне удается почувствовать это. Иногда – то на своем приходе, то на службе в другом храме. К сожалению, я не могу похвастаться, что часто ощущаю это сакральное единство Церкви воинствующей. В основном бывает, что батюшка молится сам по себе, хор – сам по себе и народ – также сам по себе. И дело тут не только в том, что зачастую прихожане мало понимают смысл читаемых текстов (особенно канонов и стихир), всё гораздо глубже. Мне часто вспоминается рассказ одного столичного (небелорусского) священника. У них на приходе – хор духовенства. Одни священники и диакона служат – по чреде, другие – поют на хоре вместе с монахами. Как рассказывал этот священник, часто с этого хора, который должен быть образцовым, бывает слышен «велий» шум и гомон. И вот представьте себе картину: праздничная служба, полиелей, служащее духовенство выходит на середину храма. В это время на клиросе поднимается уже такой беспорядок, что предстоятель не выдерживает, поворачивается лицом к хору и прямо с середины храма делает поющим замечание: «Эй, на хоре! Ведите себя тише!» На что с хора дружно поют в ответ: «Аминь!» Это звучит как анекдот, печально только, что это – современная церковная жизнь.

«Не знаем, на небе мы были или на земле»… Как горько читать эти слова!.. Особенно после такой службы, как я только что описал. Каюсь, я грешен – и не могу себя заставить достоять до конца службы (когда, конечно же, я молюсь не в алтаре), если на ней начинает твориться или бесчиние, или уставная неразбериха, или торопливое чтение-пение, или еще в чем-нибудь враг вредит службе. Как художник не может безразлично смотреть на мазню или поэт воспринимать графоманство, так и любой человек, любящий чинное внимательное богослужение, не может спокойно относиться к коверканию службы Богу. Поэтому если богослужение вместо мира причиняет мне огорчение, то я бегу из этого храма. (Хуже, если в это время я в облачении нахожусь в алтаре, и бежать мне некуда.)

Я не хочу быть ругателем современной церковной жизни и признаю: бывает, что ты получаешь от службы истинное утешение и искренне радуешься за приход или обитель, в которой находишься. Мне кажется, что по службе можно судить, в каком духовном состоянии находится приход, как по исповеди человека – на какой ступени духовной лестницы он стоит. Как исповедь обнажает нас перед Богом и духовником, так же и молитва открывает нам глаза на наше духовное убожество. Собственно, я и не хочу говорить, что поднятая проблема – болезнь исключительно нашего времени. На протяжении всей церковной истории мы видим и горение веры, и мертвящую холодность в человеческих сердцах. Я не хочу докапываться до глубинных причин этой проблемы. Я знаю близкие моему сердцу причины: лень, потакание своим страстям, невнимательность и небрежение. Я знаю, что когда провожу день накануне службы без памяти Божией, вне какого-то умного предстояния перед Богом, то служение у меня превращается в службу, где нет места огню и дерзновению.

«Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48: 10). Кто не знает этих слов пророка Иеремии?! Я даже так скажу: кто из духовенства и церковного причта не знает этих слов пророка Иеремии?

Я долго думал о том, что конкретно меня иногда выбивает из колеи во время богослужения. И пришел к выводу, что это не отдельно взятое неудовлетворительное пение или чтение, состояние храма или поведение духовенства. Похоже, все-таки иногда мое духовное чувство притупляется, и я оказываюсь не в состоянии почувствовать эту гармонию единства Церкви воинствующей – земной – и Церкви торжествующей – небесной. Разные факторы и обстоятельства могут сопутствовать этому и усугублять эффект, но результат всегда один: творение Духа Божия – христианское богослужение, данное нам через святых, удивительно гармоничное и красивое, – рассыпается на составные части, как звучание оркестра от неудачного движения дирижера превращается в какофонию. Как в гирлянде, где все лампы зависят друг от друга, если гаснет одна – следом потухают и все остальные.

Быть на одной волне с Церковью Небесной – значит служить в постоянном подвиге, умном подвиге предстояния перед Богом. И это требование не только для духовенства, а для всех участников богослужения. Только тогда будет согласие между небесной святостью – уже статической, перманентной – и земной святостью – еще динамической, имманентной, ускользающей (в удержании этой ускользающей святости и состоит христианский подвиг). Очевидно, что эту гармонию, это единство Небесной и земной Церквей почувствовали в чем-то невежественные, но простые и чуткие сердцем посланцы Владимира, поэтому-то и стерлась у них в сознании грань между Небом и землей и уже не знали они, где находятся: уже Там или еще тут, но уже как ракета…

В свое время протопресвитер Александр Шмеман говорил, что подготовка к Литургии (и к причастию на ней) должна занимать у человека все время от конца одной Литургии до начала другой. Отец Александр совершенно не имел в виду, что нужно непрестанно поститься и вычитывать каноны, он имел в виду постоянное ожидание Причастия, постоянную память о Христе. Для этого он даже предлагал читать каждый день на протяжении всей недели на выбор одну из молитв последования ко Святому Причащению. Расширяя его мысль, можно сказать, что подготовка к литургии – это вся наша жизнь, проводимая пред лицом Божиим. Проводимая так, будто мы должны принять Причастие – прямо сейчас, а не через три дня поста. Просто представьте в то время, когда вас борет раздражение, или чревоугодие, или похоть, или еще что-нибудь, готовы вы ли в эту минуту принять Тело и Кровь Спасителя? Если абстрагироваться от воздержания в пище и вычитки канонов – нравственно и духовно готовы ли вы «днесь» принять в себя Христа и Его любовь? Ответ очевиден. Видимо, как раз наоборот и жил святой Енох: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24). Это и есть библейское «хождение пред Богом» – ежечасно полагать себя на судилище заповедей Божиих и ощущать присутствие Божие. О, когда бы мы могли так жить и совершать Литургию! Тогда уже не понадобилось бы совершать никаких миссионерских мероприятий, потому что сама наша Литургия была бы лучшей проповедью о Христе, как некогда и совершилось в храме Святой Софии в царствующем граде Константинополе.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святой князь Владимир – Креститель русских Святой князь Владимир – Креститель русских
Свт. Николай (Велимирович)
Святой князь Владимир – Креститель русских Святой князь Владимир – Креститель русских
Святитель Николай (Велимирович)
Каков был в язычниках Владимир, таковы были и русские славяне. Какая сила под солнцем могла из этой мрачной орды сотворить народ, приручить его, переродить, преобразить, воскресить и дать ему душу святую вместо души звериной? Единственно сила веры Христовой! Она из Владимира-волка сделала Владимира-ягненка. Владимир – обжора и пьяница начал поститься. Владимир-кровопийца начал обходить больницы и тюрьмы… Нужно было исцеленного князя Киевского показать тем, кто болен, чтобы они с радостью приняли лекарство, давшее ему здоровье.
В чем нравственная сила св. великого кн. Владимира? В чем нравственная сила св. великого кн. Владимира?
Свт. Иоанн (Максимович)
В чем нравственная сила св. великого кн. Владимира? В чем нравственная сила святого великого князя Владимира?
Святитель Иоанн (Максимович)
Князь Владимир сам в себе проявил истинного христианина и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным своим примером.
Комментарии
Силвия27 августа 2013, 23:38
Хорошая статья, только упоминание Шмемана меня смутило, так как это противоречивая личность
Василий Украинец10 июля 2013, 23:02
Василий Украинец:
Поляки говорят: "jakie spoeczestwo - takie naboestwo" и круг замкнулся


На портале не пропечатываются специфические польские буквы - вот и вышло немного странно.
Одним словом, польская пословица гласит: "Каково общество - таково и богослужение".
Василий Украинец 6 июля 2013, 23:09
Поляки говорят: "jakie spoeczestwo - takie naboestwo" и круг замкнулся
Александр 5 июля 2013, 02:00
Золотые слова! Спаси Господи!
Владимир 5 июля 2013, 00:54
1.Давид говорит:"благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих...". "Но как можно благословлять Его на всякое время, когда ночь проводим во сне, но Дух бодрствует" Об этом нам говорил Христос, позже и Василий Великий. Значит внутренний наш " человек" ни на минуту не теряет общения с Богом, хотя внешний наш мертв. Внешний всегда мертв, и только Богом жив и существует. «И,Тот, Кто производит все в человеке, никогда не отлучается от того в ком все производит» (Василий Великий). Тогда только одна разница, ходим во свете или во тьме. И насколько око (ум) светло, настолько тело чисто. В остальном Бог управит, ибо и немощи на себе несет. С политическим моментом не согласен, ибо тогда еще, князь Владимир познал Бога Истинного, а с Ним и Страх Божий, тогда вернее сказать Бог познал Свое.
Владимир 5 июля 2013, 00:51
2.А не так, то никогда бы Владимир без Бога Истинного не сделал бы верный выбор, но, тогда не зная Страха Божия, политические мотивы не помогут. Но Бог познал Свое, тогда в этом случае Божий промысел браком в Боге дочери и сестре императорской династии, утвердил царское происхождение княжеского рода Владимира, пусть и языческого. В противном случае и апостол Павел не нес бы Слово Божие язычникам. А все, что Богом освещено – Божие, а Божие всегда несет на себе печать избранности. Потому и Русь Православная, пройдя этапы духовного роста от младенца, через зрелый возраст до старца, всегда была под покровом Божиим. И в гроб войдет зрелым зерном в новой ткани, через крещение и просвещение.
lyudmila toll 4 июля 2013, 06:38
как замечательно сказано А Шмеманом--
каждый день читай одну из молитв ко Святому причащению
......сегодня же буду стараться начать это полезное правило.
Господь мой !Отец мой Небесный !покажи мне
в чем я виновата перед ТОБОЙ,научи меня с терпетом
горящим сердцем молиться ТЕБЕ.
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ помилуй мя
Иоанн 3 июля 2013, 22:18
Помоги нам Господи!
Александр 3 июля 2013, 14:15
Аминь!
Алексей 3 июля 2013, 12:39
Спаси Господи, батюшка! Я нашёл для себя ответ в Ваших словах.
р.Б .Алла 3 июля 2013, 11:56
Спаси Господи,о.Сергий!Воистину,все о чем написано ,имеет место быть,и это прискорбно.Порой не понимаешь слов службы,т,к,служащий священник очень тихо и скороговоркой ведет службу,певчие на клиросе поют не тот глас,а мы,грешные,заняты своими разговорами-то проходящая мимо знакомая здоровается,то мысли убегают куда-то.Прости,Господи ,мя,грешную!Забываем,что пред Богом стоим и ответ за нерадение будем нести.Сейчас очень много доступной литературы,в которой объясняется,как молоться на литургии,как вести себя в храме,как и когда поклоны совершать.Но ,к сожалению ,такая литература менее всего пользуется спросом у прихожан.Правда,когда "прижмет"беда,бежим в храм и тогда уж молимся истово,требуя помощи.Вот я- нерадивая такая,но Господь должен,нет-просто, обязан помочь мне.Потребительское отношение ко всему -даже к Милосердному Богу.Страшно!Начинать нужно каждому с себя и иметь Страх Божий,тогда Господь услышит и поможет,и с Его помощью спасемся!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×