Протоиерей Питер Гиллквист |
Питер Гиллквист родился 13 июля 1938 года в лютеранской семье. С малых лет его сердце горело любовью к Богу. Во время учебы в университете Миннесоты он стал членом протестантского «Студенческого крестового похода в поисках Христа» и решил посвятить всю свою жизнь проповеди Вочеловечившегося Бога.
Однако в протестантизме его слишком многое не устраивало. Было очевидно, что разногласия протестантского мира о самых главных истинах христианства свидетельствуют о его «суммарной» ошибочности. Протестантские деноминации, каждая из которых претендовала на звание истинной церкви, имели не только человеческое происхождение, но и исповедовали часто прямо противоположные друг другу истины.
«Протестантизм не восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма», — так писал священномученик Иларион (Троицкий) в своем труде «Христианства нет без Церкви»[1].
Дух разделения властвует над протестантами в силу того, что, услышав о Христе и возымев желание идти за Ним, они отвергли то, что Он создал на земле — Церковь Христову. Церковь, о которой Господь дал обетование, что «врата ада ее не одолеют» (Мф.16:18).
Осознав несостоятельность христианства вне Церкви и ощутив глубокую потребность найти ту Самую «Церковь Нового Завета», которую основал Господь, молодой Питер Гиллквист покинул «Кампус Крестового похода» и вместе с группой единомышленников основал новую общину, названную ими «Новозаветным апостольским Орденом». Интересно, что главной задачей Ордена стали не столько проповедь и миссионерство, сколько скрупулезное изучение истории Церкви, раннехристианского богослужения и вероучения, и как следствие — возвращение к истокам христианства.
«Вместо того, чтобы строить новые фундаменты в каждом поколении или каждом веке, мы изо всех сил старались понять, существует ли возможность оставаться на первоначальном апостольском основании, сохраняя веру, однажды и навсегда переданную всем святым, и, в то же время построить на этом фундаменте новый этаж для нашего времени, чтобы поселить на нем наших современников. Мы все менее и менее интересовались, находятся ли христиане второго или третьего века в нашей церкви. Вопрос стоял наоборот: находимся ли мы в их времени и церкви? … Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь. Вместо того, чтобы быть судьями истории, мы приглашали историю судить нас. Нашим основным вопросом было: что стало с Церковью, о которой мы читали на страницах Нового Завета? Существовала ли она по-прежнему? Если да, то где? Мы хотели быть ее частью», — пишет отец Питер в своей книге «Возвращение домой»[2].
В итоге изучения истории Церкви и вероучения христиан первых веков Гиллквист и его сподвижники пришли к выводу, что истинным христианством является Православие и лишь оно одно:
«В православии сегодня, также как и во все прошедшие годы, основы христианского вероучения, богослужения и церковного управления никогда не подвергаются пересмотру. Например, никто не может быть православным священником и отрицать божественность Христа, Его Непорочное Зачатие, Воскресение, Вознесение и Второе Пришествие. В течение двух тысячелетий Церковь не уклонилась со своего пути. Она является Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Она — Новозаветная Церковь. Врата адовы, несмотря на многочисленные попытки, не одолели ее»[3].
Придя опытно к Православию в 1979 году, «Новозаветный апостольский Орден» был преобразован в «Евангелическую Православную Церковь». Однако оставался ещё один неразрешенный вопрос:
«Нам предстояло встретить Православную Церковь в ее современном виде. На что она похожа? Примет ли она нас? И, что самое важное — является ли она преданной своему учению, духовно живой — короче говоря, осталось ли она Православной?»[4]
Питер и члены «Евангелической Православной Церкви» попытались сблизиться с Православной Церковью Америки и Константинопольским Патриархатом, однако в силу определенных причин ни к каким конкретным результатам это не привело. Центральную роль, по словам о. Питера, в приведении его общины в Православную Церковь сыграл о. Александр Шмеман. В частности, тот посоветовал «не ограничиваться изучением лишь Американской Православной Церкви», поскольку «когда для вас настанет время войти в Православие, это будет соединение со всей Церковью. Поэтому познакомьтесь с Греческой, Антиохийской и Сербской Церквами».
В 1987 году членам общины удалось встретиться с Антиохийским Патриархом Игнатием IV, который прибыл с визитом в Лос-Анджелес. В результате этой встречи 17 приходов «Евангелической Православной Церкви», насчитывавшие на тот момент около 2000 человек, были приняты под омофор Антиохийского Патриарха, получив официальное название «Антиохийская Евангелическая Православная миссия». Питер Гиллквист был рукоположен во священника, возведен в сан протоиерея и назначен главой миссионерского отдела Архиепископии.
Позже состоялась целая волна переходов в Православие не только евангелических протестантов, но и римо-католиков и лютеран. В американских и канадских городах начали свое существование новые миссии.
В 1995 году «Антиохийская Евангелическая Православная миссия» была упразднена, а ее общины были приравнены к другим приходам Антиохийской архиепископии Северной Америки.
О своем удивительном пути в Православие о. Питер подробно написал в замечательной книге «Возвращение домой: от протестантизма к Православию», а также в статье «От протестантизма к Православию: 30 лет спустя».
Протоиерей Питер Гиллквист мирно отошел ко Господу 1 июля 2012 года в США в возрасте 73 лет, будучи окружен семьей и духовными чадами. Один из его сыновей — Питер Джон — также стал православным священником.
Воистину «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35). Верующее и горящее любовью ко Христу сердце Питера Господь просветил подлинным светом разума Евангелия Своего и привел его в Церковь, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20:28) — в Церковь, в которой надлежит спастись и нам.
Вот например: "...считается как бы признаком хорошего тона быть в какой-то бессознательной вражде ко всему церковному... В нашей, так называемой “прогрессивной”, печати есть множество лиц, которые добывают себе средства к существованию исключительно почти клеветой на церковные учреждения, на представителей церковной иерархии... У недобрых людей бывает так, что когда слышат они что-нибудь дурное о своих врагах, то очень спешат всему этому дурному верить, боясь, как бы это дурное не оказалось неправдой (!)... слышать дурное о [враге] всегда так приятно грешному человеку."
Аудиокнига на русском на "Правторе" (http://pravtor.ru/viewtopic.php?t=10253)