«Незадавшаяся» служба

О претензиях, возникающих во время богослужения

Что скрывать, бывает такое. Пришли мы в храм на службу – скажем, на всенощное бдение – с самой насущной духовной потребностью, то есть в том состоянии, когда нам действительно надо и мы всем существом это чувствуем. А в храме почему-то всё – или, по крайней мере, многое – не так, как нам бы хотелось и как вообще требуется.

Начинающий чтец бормочет шестопсалмие, спотыкаясь на каждом слове; на клиросе, напротив, читают со скоростью автоматной очереди: ни слова не разберешь. Половина хора болеет, у оставшейся половины дело не ладится – ошибка за ошибкой. Регент расстроен, никак не соберется и не заставит собраться певчих. Алтарник опять что-то перепутал, батюшка явно раздражен, да к тому же и не тот батюшка служит, которого видеть хотелось… И мы падаем духом. И сползаем в уныние. А плоды уныния – раздражение и обида на всех и вся. И мысли типа «Зря пришла – одно расстройство».

Ответить этому не так сложно: достаточно напомнить себе о том, что в храм мы приходим не ради изменений в собственном внутреннем состоянии. Внутренние перемены происходят, конечно, и должны происходить, но они не самоцель, они суть следствие. А в храм-то мы приходим – ради Бога, ради того, чтобы Ему служить, потому и называется богослужение богослужением. И если кто-то другой не очень хорошо, не очень умело или даже просто лениво свое служение несет, это нашей собственной лени и внутреннего нерадения (с унынием, раздражением и прочим) никак не оправдывает. Но дело даже не только в этом. Дело еще и в том, что такая вот «неудачная», «незадавшаяся» служба может сослужить очень хорошую службу нам, то есть научить нас чему-то очень важному. Это я недавно открыла для себя на собственном опыте.

Нет, я не хочу сказать, что это все неважно или простительно. Как говорит один мой знакомый церковный чтец – очень, кстати, хороший: «Божие дело делаем, Ему Самому служим – лучше мельничный жернов на шею, чем небрежение». В богослужении мелочей нет, конечно, и все должны действовать на пределе собственных сил. Но в том-то и дело, что силы человеческие ограничены. И даже самый лучший настоятель не может дать гарантий, что у него всегда всё будет исключительно хорошо; что он вовремя справится с любой ситуацией: и заболевшему чтецу достойную замену найдет, и трудного алтарника перевоспитает, а нет – так уволит и тут же другого возьмет – почти идеального…

И нам, прихожанам, не стоит, наверное, так рассуждать: «Мы к вам, отец такой-то, пришли, а вы уж будьте добры – обеспечьте здесь нам полный порядок и высокое качество». Потому что в Церкви мы – не потребители услуг, не клиенты, а, прежде всего, члены общины – христианской семьи. И этот кадровый дефицит, нехватка людей, способных хорошо прислуживать в алтаре, хорошо читать, петь – он ведь в нас имеет причину, в нашем православном народе. Обратим внимание хотя бы на одно обстоятельство: за последние годы в храмах мужчин прибыло, но женщины по-прежнему составляют большинство, да не простое, а подавляющее. На иной всенощной окинешь храм взглядом: одни платочки! Хорошо, если один прихожанин на десять прихожанок приходится, а не на двадцать. Откуда же взяться толковым пономарям, сильным чтецам? Будем рады тому количеству, в котором они у нас есть-таки.

Один мой знакомый (не саратовец), будучи недоволен службой в конкретном храме и действиями тамошнего священника, пошел жаловаться правящему архиерею.

– А у вас самого, – спросил архиерей, – канонических препятствий к рукоположению нет?

– Что?..

– Вы, насколько я знаю, примерный семьянин, образование у вас высшее, воцерковлены давно, вредных привычек не имеете. Поступайте на заочное в семинарию, через год мы вас рукоположим во диаконы, а там, глядишь, и до настоятеля дорастете – у нас это нынче быстро. И наведете в том же храме порядок.

– Да что вы, владыка! У меня совсем другие планы на жизнь!..

С той поры этот мой приятель архиереям на священников не жалуется.

Не так давно случилось мне страшно нервничать и даже, прямо говоря, разозлиться во время вечернего шестопсалмия. Желание подойти к чтецу и спросить его: «Для кого вы сегодня читали?!» – нарастало по мере продвижения бедняги от 3-го псалма к 142-му. На «уны во мне дух мой» парень был уже весь в поту. Я стояла рядом, потому заметила это… И до меня, наконец, дошло: он читает впервые, очень волнуется; чувствует, что читает плохо и именно от этого – от испуга и стыда – читает еще хуже…

Моя злость прошла; желание отругать сменилось желанием подбодрить, утешить, сказать что-то теплое…

Но я подумала еще и о другом. Как ни коряво читал шестопсалмие этот мальчик, я разбирала текст – то есть различала слова – нормально. И неумелость чтеца совсем не мешала мне делать то, ради чего мы собственно и приходим в храм: сердцем следовать за словами священных песен, переживать произносимое. Почему же я этого не делала? Я была занята иным, а именно – своими претензиями к чтецу и к настоятелю, который не нашел никого пограмотней. Своей досадой – на то, что все здесь сегодня не так, как мне хотелось. И потому мне было уже не до псалмов. Теперь открываю Псалтирь и читаю – то бездонное, то скорбное и торжествующее, что поднимает человека над землей… и что прошло в те минуты мимо моего сознания: «Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою…» (Пс. 142: 11).

Богослужение всякий раз проверяет нас на цельность, на подлинность нашей жизни – именно жизни внутренней. «Пребывание в храме – отражение всей жизни. Как живем, так и в храме себя держим». Это мысль святителя Феофана, затворника Вышенского. Богослужение спрашивает нас, чем мы живем, что для нас главное, чем определяется состояние нашей души: преходящими эмоциями (тем же недовольством, раздражением, обидой и т.д.) или непреходящим смыслом? Естественными душевными симпатиями и антипатиями – к священнику или к кому-то еще – или любовью к Богу? «Неудачное» (если мы решимся употребить это не совсем корректное определение) богослужение проверяет нас, как мы видим, ничуть не хуже, чем «удачное», – только по-своему. Из чего не следует, конечно, что недостойное служение может быть оправдано.

Действительно, когда человек старается изо всех сил, но у него не получается, – к этому можно терпимо, с пониманием отнестись. А как быть, когда не стараются? То же «автоматное» чтение, явно механическое, без ума и без сердца – может ли не вызывать гнева? А когда певчий на клиросе «работает голосом», одновременно рассылая эсэмэски, чуть ли не кроссворд разгадывая? А небрежность и неряшливость священника – ведь и с этим приходится сталкиваться…

Да плохо это всё, конечно. Очень плохо. Но – «дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (великопостная молитва Ефрема Сирина). Вам не случалось во время Херувимской песни думать о ремонте квартиры? А на простом нетерпении: «Как долго… устала, скорей бы» – не приходилось себя ловить? А домашние молитвы проговаривать механически, совершенно ничего не соображая и не чувствуя? Мне приходилось, и не раз, не два, не три. А ведь если вдуматься, это ничуть не меньший грех, чем описанное выше. Просто он невидим и неслышим для окружающих.

Иногда бывает так, что священник служит недостаточно хорошо или к прихожанам не очень внимателен или даже раздражителен против воли – просто от усталости, от навалившихся трудностей и бед. Чем возмущаться, подумаем лучше, как ему помочь. Иногда для этого нужно подмести и помыть окна в храме, а иногда – просто улыбнуться и сказать: «Спаси Господи вас, батюшка, за службу». Да и не ему одному…

Жаль, что незадачливому чтецу шестопсалмия я ничего поддерживающего так и не сказала. Утешением, но вместе и упреком мне служит то, что я сумела-таки заметить во время той всенощной удивительное, спокойное и доброе терпение немногочисленных прихожан. Они принимали всё как есть, они не имели бы ни к кому никаких претензий – даже если бы всё было вдвое хуже. И это удивительное, трогательное отсутствие претензий – даже в тех случаях, когда претензии, кажется, были бы вполне законны – я, слава Богу, наблюдала в церкви не раз.

Марина Бирюкова

25 июня 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Богослужебное пение и музыка Богослужебное пение и музыка
Протоиерей Виталий Головатенко
Приходишь в храм с покаянным чувством, а на клиросе слышишь оперу. Особенно это смущает Великим постом. О церковности и нецерковности тех или иных наших клиросных песнопений рассказывает протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства консерватории
«Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума» «Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума»
Прот. Леонид Ролдугин
«Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума» «Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума»
Беседа с протоиереем Леонидом Ролдугиным
Сейчас многих волнует вопрос о возможных изменениях в богослужении. Мы попросили высказаться на эти темы протоиерея Леонида Ролдугина.
Пути решения проблемы понятности богослужения Пути решения проблемы понятности богослужения
(eще о проекте документа комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века»)
Священник Алексий Агапов
В проекте документа в качестве центральной справедливо выделена проблема понимания богослужебных текстов. В качестве главного средства ее разрешения предложена новая редакторская правка богослужебных книг. Кроме того, кратко упомянуты задачи повышения уровня церковной образованности прихожан и церковнослужителей и улучшения качества звучания церковной службы. Хочу включиться в обсуждение и высказать ряд критических соображений – как по содержанию, так и по форме текста.
Комментарии
Наталия30 ноября 2018, 23:29
Как же все не просто.Потеряна приемственность служащих в церкви.Все как- будто в первый раз . И пение и чтение ведь имело опыт в Церкви на Руси.Только в больших городах есть выбор всего этого.А так ведь Господь призывает на служение или сослужение.А клиросное служение хоть длинное , хоть быстрое по времени всегда благодатное.У человека не из монастыря дома ждут неверующие или просто больные родственники.А к Богу в гости или послужить хочется.Как пока Господь научил человечка служить или молиться - так и Слава Богу.!
Маргарита13 февраля 2014, 10:04
Спаси вас Господи за статью!
Конечно мы должны быть терпимы друг ко другу, и в Храм мы прежде всего приходим к Богу, Ему помолиться, а не оглядывать по сторонам кто что как делает, каждый отвечает за свои поступки, если поставлен человек на какое либо место в Храме, значит есть на то благословение, не нам судить. Всякое бывает, чтец может тихо читать, но искренне, все слышно бывает и различимо, а бывает поют на клиросе громко, с эмоциями, да ничего не понимаешь, стой молись про себя да и все. Мы все пред Богом стоим, любое послушание в храме трудно, говорить со стороны легко, а попробуй Псалтирь почитать, не у каждого получится.
Спаси Господи!
lyudmila toll30 июня 2013, 03:25
спаси Бог вас дорогие Федоровна,Юлия !
особенно понравился--- коммент Лия---
желала бы всем нам иметь такое понимание
смирение любовь к рядом стоящим братьям сестрам .
правда я согласна как только помолишься о человеке
вдруг обидевшим или просто несогласным с тобой в чем то
-- сразу получаешь приятные мысли --проверяю на себе --истинно.
Ирина29 июня 2013, 17:39
Спасибо большое за статью и за комментарии - всегда помогает нашему просвещению.

А я, наверно, в разрез всем высказываниям скажу: хорошо, конечно, когда знаешь, КАК правильно читать и слова службы слышишь отчётливо... но не от этого ли, простите меня!!! начинаешь немножечко привередничать?
А когда ты ещё недостаточно опытен во всех тонкостях и слов-то толком не улавливаешь... но вот, как вы сказали, СЕРДЦЕМ слушаешь.
Знание всегда лучше, чем незнание, но порой оно и мешает. Простите меня, если что не так сказала.
ольга28 июня 2013, 00:44
в храме должны петь только церковные люди
Алексей27 июня 2013, 20:19
Сам 10 лет работал в Московских храмах алтарником, чтецом и в хоре пел. Знаю, как порою автоматически все происходит. Но хорошо получается только у тех, у кого есть внутренний задор, если так можно выразиться. Богослужебные облачения шьются красивыми и нарядными для того, чтобы передать хоть маленькую частичку красоты Царствия Божия. Так же и служить надо, красиво. А еще не мало важный фактор, как талант. Богослужение - это еще и искусство. А искусство без таланта не бывает...
ольга27 июня 2013, 01:57
в храме певчие должны обязательно стоять в платочках в скромной одежде женщины только не в брюках и не в мини юбке без всяких телефонов в руках поведение певчих очень смущает народ никогда даже в далёкие 7о 8о 9о годы когда было мало храмов такого не было и люди дорожили храмом храм есть дом молитвы и нечего приходить на клирос и болтать разговаривайте на улице ноне в храме поймите это дорогие певчие что пение это не работа а служение богу а заработать можно в другом месте приходите во время на службу ведь вы поёте богу простите и не обижайтесь
Федоровна26 июня 2013, 11:16
Людмиле Толл. Шестопсалмие состоит из псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142. Читается на Утрене. А я на службах раздражаюсь на прихожан и не могу с собою справиться, хотя прекрасно понимаю, что поведение прихожан меня не касается.
Юлия26 июня 2013, 02:02
для lyudmila toll 3 37 62 87 102 142 псалмы
Сергей25 июня 2013, 23:19
Простите, мои дорогие братья и сёстры, но не замечал я, чтобы на вечере при чтении шестопсалмия, да и на литургии при чтении апостолов прихожане подходили ближе к алтатю, чтобы лучше слышать чтеца. То ли все наизусть знают писание, то ли обладают отменным слухом, не знаю. Сам не приемлю спешки в службе, но и не упрекаю никого. Хочешь службу без спешки, чтобы чтец читал размеренно, выделяя каждое слово, иди в монастырь, там никто никуда не торопится. Ну, а если, это приходской храм, не требуй невозможного. Закрывайте глаза, чтобы ничего не отвлекало от молитвы.
Н.Н.25 июня 2013, 22:55
Однажды на исповеди я сказала священнику, что мне, "воспитанной" на монастырском мужском хоре, очень не нравится, как у нас на приходе поёт смешанный хор - женские голоса очень сильные, много их, все "солируют" - ну прямо концерт, а не церковное пение. Батюшка внимательно и сочуственно выслушал, и сказал:"Благодари Господа, что есть кому петь и хоть так поют и ты имеешь возможность ходить на службу в храм и потерпи себя". ВСё - вылечил одной фразой...
Владимир25 июня 2013, 20:30
Тут вот какая штука. Автор говорит, что мы не клиенты, а члены церковной общины. Но тогда надо, чтобы и богослужение было полностью организовано силами самой общины. Чтобы и чтецы, и певчие были из своих. Тогда действтиельно претензий к клиросу не будет - сами сделали, сами и пожинаем плоды.

А тут мы пользуемся услугами наемных певчих. А они могут и халтурить откровенно. Жаловаться или нет - опять же, какой там настоятель. Если отец родной для прихожан, то уж сам позаботится, а если живет по принципу "просто я работаю священником"? Тогда обращаться к нему за этим бесполезно.
lyudmila toll25 июня 2013, 20:12
Дорогая Марина скажите пожалуйста а из каких псалмов шестопсалмие состоит
Слава Богу ! Помиловал !
что не было у меня таких мыслей в церкви.
Алексей25 июня 2013, 18:54
Православные, рискну выделится из общего благообразного фона.
Прежде всего автору - спасибо за статью. Очень по делу
Но с другой стороны. Нескладно проведенная служба может и оттолкнуть. Батюшка, часто, и сам понимает что происходит. Но раз прошло без замечаний, два - и в привычку вошло.
По моему скромному суждению - на Бога надейся и сам не плошай. И батюшке сказать иногда (или письмо написать) а может и куда выше пожаловаться.
Ей Богу странно смотреть как алтарники с фингалами в застиранных подрясниках служат (храм отнюдь не бедный). Дети, новоначальные, просто случайно зашедшие видят все эти детали и делают свои выводы. И смею полагать это не мысли "помолимся за служащих во храме сем".

Людмила 25 июня 2013, 16:12
Спасибо автору, что поделилась хорошими мыслями. Одно только непонятно - почему чтец обязательно должен быть мужчиной? У нас в храме за клиросом в качестве чтецов и певчих прекрасно уживаются прихожане как мужского, так и женского пола. И общими усилиями служба звучит если не идеально, то, слава Богу, неплохо :) (те певчие, которое получили хорошое обучение, держат тон и передают тем, кто не имел такого счастья :)
Лия25 июня 2013, 13:07
На службе надо служить. Молиться за тех,кто труждается и у кого дело не ладится. Молиться за священников, певчих, пономарей, лавошниц, если у них что-то не ладится.
Когда хлебнешь этого церковного труда, посмотришь как трудятся священники вне храма, уже просто нету сил раздражаться и сетовать. Они становятся родными и близкими, они вместе с тобой несут твои тяготы, а ты, возможно во время службы несешь уже и их. Только так мы можем стать одним целым. И Господь действительно так проверяет нас на любовь и сплоченность, а лукавый на разобщенность.

Помню у нас был один иподиакон. Ему служба давалась нелегко. Мы за него молились от сердца. Всем храмом И он очень быстро "выправился".

И еще помню преподаватель семинарии, когда мы выходили вместе на службу сказал: "Ну, что послужим?". Я ответила: "Я не служу. Я сослужу". А он улыбнулся и сказал: "В храме во время службы служат все и клир и мир."

Вот такие заметки из церковной жизни.
А статья действительно замечательная. Про то как мы вместе или "вместе".
р.б.Сергий25 июня 2013, 12:35
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон автору, Марине Бирюковой, за добрые плоды благодатного опыта воцерковления!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Александра25 июня 2013, 12:21
Марина!

"Жаль,что незадачливому чтецу шестопсалмия я ничего поддерживающего так и не сказала"- пишете Вы. Попробуйте,в следующий раз, просто за него помолиться(от всего сердца!),как только почувствуете раздражение,и реальность изменится !Опыт!
Ольга25 июня 2013, 12:20
Спасибо. Статья хорошая и правильная. Только вот не могу удержаться от недовольства и, каюсь, гнева, когда один и тот же сборный хор на одной и той же всенощной Пятидесятницы раз за разом, т.е. год за годом, опускает стихиру "Царю Небесный". Сокращая т.е. богослужение, видимо по неведению, за счет ключевого песнопения этого вечера. И как быть? Подходить говорить об этом - регентша с характером и слушать не станет. Настоятель пару раз перебивая тишину сам начинал петь "Царю Небесный" в нужном месте. Но, все едино, до товарищей не доходит. И как же реагировать, если ты 50 дней ждал этого момента и этой молитвы?
Александр25 июня 2013, 12:18
Уважаемая Марина Бирюкова!Изменение во внутреннем духовном состоянии человека и есть та цель и надежда с которой мы приходим на богослужение, покоянно молясь, надеясь на милость Божию.Вспомните кто первый вошел в рай!У Вас явно в митовозрении домостройные понятия(внешнее) перетекает на духовную жизнь.
Игорь25 июня 2013, 12:10
спасибо!
Матушка Татиана25 июня 2013, 11:23
"Неудачное" богослужение время от времени бывает у каждого хора, даже на православном канале "Союз" бывают клиросные сбои во время трансляции. И в эти моменты надо понимать, что у клироса нет возможности делать дубли, выбирать лучший вариант и уже его посылать в эфир. Сбои неизбежны - мы же живые люди, да к тому же и ох какие грешные. Не извиняя клирошан, признаюсь: в эти моменты очень важна поддержка и понимание прихожан, любовь которых покрывает и усталость хора, и болезненное состояние регента (а больше некому!), и волнение новоначального чтеца (кстати, именно у начинающего чтеца можно хорошо разобрать смысл читаемого текста, так что запинки в чтении становятся поводом вслушиваться в читаемое; под чтение по типу "реченька журчит" стоять на всенощной вроде бы и комфортно, да и мыслям-скакунам простор, а тут, глядишь, и очнется прихожанин от своих мыслей и начнёт молиться.) Прослужив на клиросе 18 лет уверилась в том, что есть чему поучиться опытным чтецам у новоначальных коллег: это и благоговение, и старание, и напоминание о своих грехах и невежестве, а то уже в в монастырях "Приидите, поклонимся..." звучит не как призыв к молящемуся люду к поклонению САМОМУ ХРИСТУ, а как нечто обязательное, конечно, но не сильно значимое.
Татиана25 июня 2013, 10:28
Все верно! Себя не видим... А батюшек наших сейчас очень нужно поддержать: и в трудах и добрым словом. А то вороньё слетелось - негатив сплошной в Интернете .
Ирина25 июня 2013, 10:26
Марина, большое спасибо! Хочется придти в храм и послушать молитвы, псалмы, поучиться как правильно их читать. Действительно, когда чтец читает быстро и небрежно - это очень огорчает, теряется смысл богослужения, не понятно зачем пришел. Однажды сама попросила такого чтеца читать разборчево. Потом на душе было как-то скверно, правда читал он уже старательно и все было понятно. Спасибо за правду, за номинание, что самому все делать надо хорошо, а не осуждать других. Каждую ситуацию надо рассматривать с разных сторон, что вы и сделали, в этом и ценность вашей статьи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×