Родительское пожелание
– Будьте добры, расскажите нам, пожалуйста, на экскурсии по Оптиной что-нибудь этакое… Какое? Ну, вы же понимаете, такое… Богодухновенное! Чтобы мои дети-подростки сразу раз – и в Бога уверовали!
«Тихон сидит тихо»
– Мы на экскурсию к вам – с ребенком. Восемь месяцев. А куда же нам его?! Да, младенец… Да, экскурсия длится больше часа… Не, вы ему не помешаете! И он – вам! Он – Тихон и будет вести себя тихо!
Маленький Тихон действительно ведет себя тихо, слушает про Оптинских старцев и блаженно улыбается все полтора часа.
И всё для того, чтобы…
Паломница жалуется:
– Вот наша жизнь: грешишь да каешься… Бегаешь за батюшкой, ищешь его, ищешь – и всё для того, чтобы наговорить про себя кучу гадостей! Ага, это я про исповедь!
Праздник преподобной Марии Египетской? Сегодня? Ну, что я могу сказать по этому поводу?! Мария Египетская, конечно, имеет отношение ко всем нам… Вот только мы к ней никакого отношения не имеем!!!
Деликатно и неделикатно
Паломник опровергает недостоверную информацию:
– Если говорить деликатно, то это недостоверно… А если говорить неделикатно – то это бред сивой кобылы!
Точка дислокации
Муж с женой во время экскурсии:
– Вы знаете, мы прочитали в книге «Пасха красная»: космонавты видели из космоса, как от Оптиной Пустыни поднимается столб света. Мы поняли так, что это благодать, по-видимому… Не могли бы вы нам показать это место в Оптиной, откуда столб света исходит? Ну, точку дислокации, так сказать… Как это не можете?! А еще экскурсовод…
«Можно вам исповедаться?»
– Алло, это экскурсионная служба?
– Да, здравствуйте.
– Оптина Пустынь?
– Да, слушаем вас.
– Можно вам исповедаться?
«Это я, но не к вам!»
Захожу в паломническую гостиницу. На мне черная длинная юбка, черный жилет, на голове платок – так одеваются все, кто трудится на постоянном послушании в Оптиной. Мне навстречу – радостные паломницы, которые заждались дежурного администратора паломнической гостиницы:
– Ой, это вы! Наконец-то!
– Нет, это не я! То есть это, конечно, я, но не к вам…
И мы дружно смеемся.
«Как Ока?»
Едем из Оптиной на автобусе. Весна, половодье, сильный разлив всех рек в Калужской области: Оки, Жиздры и других. На остановке рядом – автобус из другого края. Наш водитель, не обратив внимания на номера, высовывается из кабины и спрашивает у другого водителя:
– Как Ока?
Неместный водитель не понимает вопроса. Слышит только непонятное: «Ка-ка-ка?» Страшно удивляется. Крутит в ответ пальцем у виска и передразнивает:
– Ко-ко-ко!
«Вы знаете, что такое благодать?»
Старец Илий. Фото: Иван Жук |
– Батюшка, вы знаете, в нашем городе один храм – такой благодатный! А другой – не очень… А вот еще один – там благодати совсем нет!
Старец печально:
– А вы знаете, что такое благодать?
Ум в голове сидит!
В очереди на исповедь – высокая полная дама уже в годах, с пышной химической завивкой, на самом верху которой узенькая полоска шарфика; на лице явный перебор косметики. Дождавшись очереди, громко:
– Отец Н.! Вот молитва Иисусова чего-то не идет у меня! А чего – не понимаю! Вот вы мне объясните: как это ум в сердце опускать надо? А то он у меня никак не опускается. Так в голове и сидит! Ум-то!
Отец Н. что-то деликатно и тихо отвечает. В ответ всё так же громко, на весь храм:
– Как это – не надо мне опускать ум в сердце?! Как это Господь Сам устроит?! Я книжки духовные читаю! Я вам не какая-нибудь бескультурная!
Девушка с голубыми волосами
Паломница рассказывает:
«Дело было в нашем храме. Скромно одетая девушка подходит к священнику после службы:
– Батюшка, я вот хочу свою подругу к нам в храм привести…
– Бог благословит, приводи.
– Да она, батюшка…
– Что такое?
– Да она… Совсем никакая… И выглядит…
– Ну, как она выглядит?
– Да одежда и прическа – совсем для храма не подходящие…
– Ничего… К нам тут вообще ходила девушка с голубыми волосами и кольцом в носу…
– Батюшка, это я была – год назад…
–…»
«Наконец-то помолюсь!»
Две инокини из женского монастыря рассказывают:
«Пришли мы в монастырь, все – неопытные, новоначальные. И наставницы наши такие же: преемственность монашеская утеряна, стариц да и просто опытных монахинь днем с огнем не сыщешь… Кто как горазд, тот так и подвизается… Одна трудница всё время жаловалась:
– Помолиться некогда: всё время на послушании! Да и негде: в келье по несколько человек живем!
– А на службе?
– Да на службе, среди людей – какая молитва?!
Стала она одна ночью ходить в храм.
А другая трудница была “зациклена” на колдовстве и порче и всё выискивала вокруг колдунов. Вот она и принялась духовнику жаловаться:
– Батюшка, я проследила за сестрой ночью, в окно храма видела, как она посреди церкви руками машет и завывает – ну точно колдует! Колдунья, она, батюшка, точно: колдунья!
Духовник очень удивился и остался после вечерней службы в алтаре. Стемнело, слышит: пришла трудница. Духовник тихонько выглядывает и видит, как она встает на колени и радостно, на весь храм восклицает:
– Наконец-то помолюсь от души, Господи!
И начинает громко молиться, при каждом слове воодушевленно и высоко взмахивая руками:
– Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас: батюшку дорогого, всех сестер и меня, грешную!»
Откровение помыслов
Инокиня, приехавшая в Оптину в паломническую поездку, поделилась, как лет 15 назад, когда их монастырь только открылся, настоятельница решила ввести традиционное монашеское делание – откровение помыслов. Но сестры, не привыкшие к такому деланию, вместо откровения помыслов стали впадать в грех осуждения, наушничества, сплетен. Появился соблазн с помощью этих самых откровений снискать себе льготы или, наоборот, восстановить матушку против тех, кто не нравится. Сестры стали называть это откровение помыслов – откровением домыслов.
А поскольку в большинстве своем они были люди искренние, имеющие желание подвизаться, то скоро поняли (и первая – настоятельница), что до откровения помыслов еще дорасти нужно. И тем, кто открывает, и тому, кому открывают. Настоятельница отменила «домыслы», и каяться в помыслах сестры стали на исповеди – опытному духовнику.
Об этой грустной истории я рассказала игумену С., духовнику уральской женской обители. Большинство сестер этой обители (а я хорошо их знала, так как десять лет окормлялась и несла послушание в этом монастыре) начали иноческую жизнь лет 15–20 назад. Чистые, ревностные, они пришли не из-за скорбей и напастей, а потому что возлюбили Господа. Господь призвал – и они пришли. Этими сестрами можно было залюбоваться. Страсти ведь оставляют отпечатки на лицах людей: в выражении глаз, уголках губ. А тут передо мной были удивительно светлые лица, на которых – след не страстей, а чистоты и молитвы.
И духовник сказал тихо:
– Вот, если они будут и дальше подвизаться, трудиться и молиться, то, возможно, лет через 50 кто-то из них обретет духовный опыт, станет не старушкой, а старицей и сможет принимать откровение помыслов.
«Скорее покупайте!»
Инокиня с юмором вспоминает о себе самой десять лет назад.
Пришла в обитель юной девушкой, подвизалась ревностно, по новоначалию ее «заносило». Так, начитавшись про память смертную, про то, как древние старцы даже заранее себе гроб сколачивали и в нем спали, старалась всячески эту самую память смертную хранить. И начала себе собирать погребальное облачение: молитву, сорочку, тапочки и так далее. Только никак не могла купить крест, который кладут обычно в гроб. Простой такой пластмассовый крест.
И вот заходит в монастырскую лавку, а туда только что привезли большие черные пластмассовые кресты. Она обрадовалась, скорее купила. Бежит, радостная, к сестрам и кричит громко:
– Сестры, кресты в гроб привезли, идите скорее себе покупайте!
Немая сцена…
«Как тебя зовут, благодетель ты мой?!»
Н. приехал в Оптину помолиться, потрудиться. В обители ему так понравилось, такой мир и покой душевный обрел, что решил остаться здесь навсегда. Сначала попытался стать трудником. Но не смог: всю жизнь работал шахтером, и хоть на вид мужчина еще крепкий, но работать физически уже не может – руки сильно болят и дрожат.
Поехал, продал дом на родине за 500 тысяч, попытался купить жилье рядом с Оптиной, чтобы каждый день бывать на службах, окормляться у духовного отца. Время идет, а за 500 тысяч никакого жилья не продается. Искал-искал, не может найти. Духовник благословил читать каждый день акафист святителю Николаю Чудотворцу. Прочитал он несколько дней акафист – нашлась квартира. Хоть и в бараке, но подведены и газ, и вода. И хозяин просит удивительно мало – 400 тысяч. Таких цен за жилье нет уже и в Козельске.
Н., радостный, говорит хозяину:
– Брат, да возьми хоть 450!
– Нет, 400 хватит. Живи на здоровье.
– Да как тебя зовут-то хоть, благодетель ты мой?!
– Николай…
Хозяева Оптиной Пустыни
Схимонахиня Елисавета делится своими мыслями:
– Мне всегда представляется, что Оптина Пустынь – это один такой большой-большой дом, где мы все живем. А в самом конце дома, в отдаленной комнате, живут Оптинские старцы. Живут среди нас. И они здесь – хозяева. Всех видят, всех знают. Мы иногда забываем, что они здесь главные. Но они про нас не забывают и опекают всех обитателей монастыря как своих духовных чад. И именно они решают, кто будет здесь жить… Они ждут и заранее знают, кто приедет к ним в гости…
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
Что касается внешнего и внутреннего: оно всегда взаимосвязано. Внутренняя чистота проявляет себя во внешнем образе скромного поведения и целомудренной одежды. Если же мы будем нецеломудренно одеваться, пользоваться неумеренно косметикой, раскрашивая себя неестественно (Это в какой же цвет накрасить губы нужно, чтобы проходящий мимо прихожанин сразу понял, что вы их накрасили? Лучшая косметика – та, которая незаметна или почти незаметна), будем курить или впадать в другие страсти, и при этом будем утешать себя, что зато мы внутренне чисты – не будет ли это странно?
Или начнём грешить, чтобы быть несовершенными – а то вдруг впадём в тщеславие и подумаем, что мы теперь не такие как все? «Ведь быть несовершенными в чём-то полезно для нас самих», как Вы пишете? Давайте напьёмся или впадём в блуд – вот тогда нам точно тщеславиться будет нечем, и это будет очень-очень полезно для нашего смирения. Так? А потом будем удивляться, чего это у нас лица не такие светлые как у инокинь из рассказа. Или чего это мы никак не можем стяжать умно-сердечную молитву Иисусову, которая и не всем подвижникам-монахам давалась, а одному на тысячу.
Милая Татьяна, у Вас доброе сердце и хорошие устремления. Примите мои слова за совет человека, который Вас намного старше, не обижайтесь на них, и не спешите писать длинные комментарии, когда Вы ещё многое не понимаете. Помоги Вам Господи! Простите, больше к этой теме я возвращаться не смогу.
Это не красивый образ, а реальные люди, о которых автор пишет с уважением. Вас же саму никто не требует причислять себя к этим девушкам, автор и себя и к ним не причисляет: Ольга пишет о сёстрах, которые пришли в монастырь в юности, чистыми, не потрёпанными страстями и плотскими грехами, которые подвизаются там в трудах и молитвах, и их чистая душа проявляет себя в светлых лицах. Если мы с вами такой свет не стяжали – кто же виноват? Как живём – так и выглядим…
Что касается Вашего тщеславия – чем же нам тщеславиться-то? Тем, что Господь нас в храм призвал? Тем, что нас терпит там – со всеми нашими немощами и грехами? И никто нас там святыми не считает, не беспокойтесь.
Что касается осуждать или быть мишенью для осуждения, вы считаете, что лучше быть мишенью. Неправильно. Избегайте, по возможности и того, и другого. Помните, что говорит Господь по поводу того, кто введёт другого в соблазн? Про мельничный жернов на шею - помните?
Я говорю то, что став как те люди из мира - немного (в допустимую меру) внешне, терпимей к их недостаткам внутренне - я стала к ним добрей. Я их не осуждаю. "Мы с тобой одной крови" Не только с православными. С моими родителями, моими друзьями, моими коллегами. С людьми в автобусе. "Я такая, как все." Ничем не лучше. Я просто жить стараюсь по совести, но это сугубо мое дело.
И пусть я лучше буду мишенью для осуждения, чем сама буду осуждать ни за что, ни про что...
И не крашу я губы в храм, никогда. А в миру - могу. А если меня наш прихожанин увидит, с накрашенными губами? Какова будет реакция? Мы друг друга-то не судить не можем, что уж говорить о всех остальных.
И рассказы Ольги Рожневой я очень люблю. Но у каждого бывают спорные моменты, и меня просто немного покоробило некоторое из прочитанного. - но это мое сугубо личное мнение.
Я понимаю, что несколько "зарвалась" и можно подумать, что все это сказано в осуждение православных сестер. Но нет! Я не осуждаю их. Я говорю: нельзя себя причислять себя к этим "девушкам со светлыми лицами" - я понимаю, это красивый образ, но он очень опасен в первую очередь для этих же девушек. Нельзя это, не полезно это. Понимаете? Так легко считать себя просветленной только лишь по причине "православного вида".
Я прошла через это, я сама. И пытаюсь и с другими поделиться моим открытием: быть несовершенным - в чем-то полезно для нас самих. По крайней мере, для меня. Я тщеславна. И в храме эта опасность возрастает в разы, ведь все, кто приходит в храм, считают нас, тех, кто там уже находится - чуть ли не святыми. И это у всех так. Люди ждут любви, ждут понимания. А на что они чаще всего натыкаются?
К вопросу о светлых лицах. После причастия многие из нас светлеют лицом. Светлы лицом – святые, даже тяжело болеющие. От Оптинских старцев исходило иногда просто сияние благодати. Если же мы теряем светлость нашего лица после причастия слишком быстро, если наши страсти и грехи не позволяют нам быть светлыми лицом – что же делать? Будем каяться в этом и стараться стать лучше.
Благодарен автору, которая таким коротким и вроде бы забавным, а на самом деле очень печальным и глубоким рассказом нам всё это напомнила.
Не будем осуждать этих юных девушек да и взрослых женщин, которые получились из таких девушек, преодолевших собственное целомудрие. Но при чём здесь вообще Иисусова молитва, тем более её высшая степень - умно-сердечная?
По поводу того, что вы губы накрасили и стали «мишенью для осуждения». Может, просто не стоит красить губы в храм? Как вы будете прикладываться к иконам и причащаться? И потом – давать повод к искушению и соблазну – тоже грех.
«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу».
Преподобный Макарий учил: несвоевременное стремление к умно-сердечной Иисусовой молитве, к "высокой","созерцательной" жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью:
«Многим прилично и полезно помнить слово св. Исаака Сирина, который советует употреблять образ молитвы согласно с образом своей жизни и соответственно мере душевного устроения, говоря: "Сообразна с житием твоим должна быть и молитва твоя".
…Если же нечиста зеница душевного ока твоего, то не дерзай устремлять взор на солнечный шар (мысленный), чтобы не утратить тебе и сего малого луча, т.е. простой веры, и смирения, и сердечного исповедания, и малых посильных тебе дел, и не быть извергнутым в единую область духовных существ, которая есть тьма кромешная, то, что вне Бога и есть подобие ада, как извергнут был тот, кто не устыдился прийти на брак в нечистых одеждах».
Для меня девушки в длинных юбках со светлыми лицами - люди, к которым я так и не смогла стать причастной. Это, может, мой грех. Господи, прости меня грешную... Мне стыдно, но я чувствовала какую-то наигранность в этих одеяниях, якобы "православных". Я мало бывала в монастырях, поэтому мое суждение субъективно. Но я тоже люблю Бога, и молюсь Ему, и причащаюсь, как и все православные. Но почему между нами такая пропасть?????
Братья и сестры, будьте терпимее, мы не знаем, кого Господь прославит, а кого поставит на место.
Не судите.
Нам всем надо учиться любить. И тогда Господь и узнает, что мы - Его ученики.
Простите...
Как грешно и стыдно делать это нам, христианам. "По тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою". А у нас пришла в храм в юбке покороче - уже стала мишенью для осуждения своих же братьев и сестер. Глаза накрасила - тем более. А губы - так вообще.
Мне страшно, потому что я теперь сама такой соблазн для прихожан. Я выгляжу как новоночальная. Но когда я была новоночальной сама - так же ходила как курица, уныло и некрасиво одевалась. И осуждала тех, кто выглядел не так, как я. Кто сказал, что христианки должны быть некрасивыми? Не должны выглядеть вызывающе - да. Но и не быть посмешищем для простых людей. Выглядеть достойно, чтобы нас не воспринимали как пришельцев с другой планеты, в первую очередь наши неверующие родные и близкие. Монахи - те не имеют такого права в одежде. А мы должны просто быть готовыми в любой момент сменить свою одежду на рубище и не подвинуться душой.
В Оптину приезжают сотни людей каждый день, тысячи за неделю, среди них огромное количество высоких и полных дам с химической завивкой. По этой характеристике совершенно невозможно узнать человека. Описываемая дама, вполне возможно, побывала в Оптиной только один раз (если бы окормлялась постоянно, врял ли бы утверждала, что "её ум в голове сидит"). В этих маленьких рассказах часто речь идёт и о других монастырях, так что не факт, что это вообще произошло именно в Оптиной.
Поэтому не стоит пытаться опознать человека, которого узнать всё равно не получится. Так вы можете на каждую десятую паломницу смотреть подозрительно: не у неё ли "ум в голове сидит"?
Не нужно ничего себе сочинять. Так же можно искать инокиню, купившую крест в гроб среди сотен инокинь, приезжающих в обитель. А зачем вам это делать? Примите за назидательную шутку. И постарайтесь тратить своё время на что-то более полезное.
Преподобные старцы оптинские,молите Бога о нас!!!
р.б.Валентина
замечательная вы Ольга писательница
теплосердечная .
И я мечтаю в Оптиной потрудиться
помолитесь о р Б Людмиле.
Спаси всех Господь и заступись Пресвятая Богородице!
Я живу в Киеве, а родилась в Калуге, давно не была на своей дорогой Родине.
Дивные виды на фото с Оптиной,
Благолепие.
Спаси нас всех, Господи!
Всегда с удовольствием читаю ваши статьи и рассказы.
Храни Вас Господь!
Оптина... благодатная Оптина! Молитвами, любовью и ароматами трав здесь пропитан воздух. А раз здесь побывав, ты просто не сможешь не вернуться.
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
И Вам, Ольга, большое спасибо за ваши наблюдения. Храни Вас Господь!