Заметки на полях. Часть 2: Наблюдения и впечатления

          

Родительское пожелание

– Будьте добры, расскажите нам, пожалуйста, на экскурсии по Оптиной что-нибудь этакое… Какое? Ну, вы же понимаете, такое… Богодухновенное! Чтобы мои дети-подростки сразу раз – и в Бога уверовали!

«Тихон сидит тихо»

– Мы на экскурсию к вам – с ребенком. Восемь месяцев. А куда же нам его?! Да, младенец… Да, экскурсия длится больше часа… Не, вы ему не помешаете! И он – вам! Он – Тихон и будет вести себя тихо!

Маленький Тихон действительно ведет себя тихо, слушает про Оптинских старцев и блаженно улыбается все полтора часа.

И всё для того, чтобы…

Паломница жалуется:

– Вот наша жизнь: грешишь да каешься… Бегаешь за батюшкой, ищешь его, ищешь – и всё для того, чтобы наговорить про себя кучу гадостей! Ага, это я про исповедь!

Праздник преподобной Марии Египетской? Сегодня? Ну, что я могу сказать по этому поводу?! Мария Египетская, конечно, имеет отношение ко всем нам… Вот только мы к ней никакого отношения не имеем!!!

Деликатно и неделикатно

Паломник опровергает недостоверную информацию:

– Если говорить деликатно, то это недостоверно… А если говорить неделикатно – то это бред сивой кобылы!

Точка дислокации

Муж с женой во время экскурсии:

– Вы знаете, мы прочитали в книге «Пасха красная»: космонавты видели из космоса, как от Оптиной Пустыни поднимается столб света. Мы поняли так, что это благодать, по-видимому… Не могли бы вы нам показать это место в Оптиной, откуда столб света исходит? Ну, точку дислокации, так сказать… Как это не можете?! А еще экскурсовод…

«Можно вам исповедаться?»

– Алло, это экскурсионная служба?

– Да, здравствуйте.

– Оптина Пустынь?

– Да, слушаем вас.

– Можно вам исповедаться?

«Это я, но не к вам!»

Захожу в паломническую гостиницу. На мне черная длинная юбка, черный жилет, на голове платок – так одеваются все, кто трудится на постоянном послушании в Оптиной. Мне навстречу – радостные паломницы, которые заждались дежурного администратора паломнической гостиницы:

– Ой, это вы! Наконец-то!

– Нет, это не я! То есть это, конечно, я, но не к вам…

И мы дружно смеемся.

«Как Ока?»

Едем из Оптиной на автобусе. Весна, половодье, сильный разлив всех рек в Калужской области: Оки, Жиздры и других. На остановке рядом – автобус из другого края. Наш водитель, не обратив внимания на номера, высовывается из кабины и спрашивает у другого водителя:

– Как Ока?

Неместный водитель не понимает вопроса. Слышит только непонятное: «Ка-ка-ка?» Страшно удивляется. Крутит в ответ пальцем у виска и передразнивает:

– Ко-ко-ко!

«Вы знаете, что такое благодать?»

Старец Илий. Фото: Иван Жук
Старец Илий. Фото: Иван Жук
В Оптину приехал старец, отец Илий. Батюшку окружает толпа, все стараются что-то спросить, получить благословение. Вниманием старца завладевает одна паломница:

– Батюшка, вы знаете, в нашем городе один храм – такой благодатный! А другой – не очень… А вот еще один – там благодати совсем нет!

Старец печально:

– А вы знаете, что такое благодать?

Ум в голове сидит!

В очереди на исповедь – высокая полная дама уже в годах, с пышной химической завивкой, на самом верху которой узенькая полоска шарфика; на лице явный перебор косметики. Дождавшись очереди, громко:

– Отец Н.! Вот молитва Иисусова чего-то не идет у меня! А чего – не понимаю! Вот вы мне объясните: как это ум в сердце опускать надо? А то он у меня никак не опускается. Так в голове и сидит! Ум-то!

Отец Н. что-то деликатно и тихо отвечает. В ответ всё так же громко, на весь храм:

– Как это – не надо мне опускать ум в сердце?! Как это Господь Сам устроит?! Я книжки духовные читаю! Я вам не какая-нибудь бескультурная!

Девушка с голубыми волосами

Паломница рассказывает:

«Дело было в нашем храме. Скромно одетая девушка подходит к священнику после службы:

– Батюшка, я вот хочу свою подругу к нам в храм привести…

– Бог благословит, приводи.

– Да она, батюшка…

– Что такое?

– Да она… Совсем никакая… И выглядит…

– Ну, как она выглядит?

– Да одежда и прическа – совсем для храма не подходящие…

– Ничего… К нам тут вообще ходила девушка с голубыми волосами и кольцом в носу…

– Батюшка, это я была – год назад…

–…»

«Наконец-то помолюсь!»

Две инокини из женского монастыря рассказывают:

«Пришли мы в монастырь, все – неопытные, новоначальные. И наставницы наши такие же: преемственность монашеская утеряна, стариц да и просто опытных монахинь днем с огнем не сыщешь… Кто как горазд, тот так и подвизается… Одна трудница всё время жаловалась:

– Помолиться некогда: всё время на послушании! Да и негде: в келье по несколько человек живем!

– А на службе?

– Да на службе, среди людей – какая молитва?!

Стала она одна ночью ходить в храм.

А другая трудница была “зациклена” на колдовстве и порче и всё выискивала вокруг колдунов. Вот она и принялась духовнику жаловаться:

– Батюшка, я проследила за сестрой ночью, в окно храма видела, как она посреди церкви руками машет и завывает – ну точно колдует! Колдунья, она, батюшка, точно: колдунья!

Духовник очень удивился и остался после вечерней службы в алтаре. Стемнело, слышит: пришла трудница. Духовник тихонько выглядывает и видит, как она встает на колени и радостно, на весь храм восклицает:

– Наконец-то помолюсь от души, Господи!

И начинает громко молиться, при каждом слове воодушевленно и высоко взмахивая руками:

– Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас: батюшку дорогого, всех сестер и меня, грешную!»

Откровение помыслов

Инокиня, приехавшая в Оптину в паломническую поездку, поделилась, как лет 15 назад, когда их монастырь только открылся, настоятельница решила ввести традиционное монашеское делание – откровение помыслов. Но сестры, не привыкшие к такому деланию, вместо откровения помыслов стали впадать в грех осуждения, наушничества, сплетен. Появился соблазн с помощью этих самых откровений снискать себе льготы или, наоборот, восстановить матушку против тех, кто не нравится. Сестры стали называть это откровение помыслов – откровением домыслов.

А поскольку в большинстве своем они были люди искренние, имеющие желание подвизаться, то скоро поняли (и первая – настоятельница), что до откровения помыслов еще дорасти нужно. И тем, кто открывает, и тому, кому открывают. Настоятельница отменила «домыслы», и каяться в помыслах сестры стали на исповеди – опытному духовнику.

Об этой грустной истории я рассказала игумену С., духовнику уральской женской обители. Большинство сестер этой обители (а я хорошо их знала, так как десять лет окормлялась и несла послушание в этом монастыре) начали иноческую жизнь лет 15–20 назад. Чистые, ревностные, они пришли не из-за скорбей и напастей, а потому что возлюбили Господа. Господь призвал – и они пришли. Этими сестрами можно было залюбоваться. Страсти ведь оставляют отпечатки на лицах людей: в выражении глаз, уголках губ. А тут передо мной были удивительно светлые лица, на которых – след не страстей, а чистоты и молитвы.

И духовник сказал тихо:

– Вот, если они будут и дальше подвизаться, трудиться и молиться, то, возможно, лет через 50 кто-то из них обретет духовный опыт, станет не старушкой, а старицей и сможет принимать откровение помыслов.

«Скорее покупайте!»

Инокиня с юмором вспоминает о себе самой десять лет назад.

Пришла в обитель юной девушкой, подвизалась ревностно, по новоначалию ее «заносило». Так, начитавшись про память смертную, про то, как древние старцы даже заранее себе гроб сколачивали и в нем спали, старалась всячески эту самую память смертную хранить. И начала себе собирать погребальное облачение: молитву, сорочку, тапочки и так далее. Только никак не могла купить крест, который кладут обычно в гроб. Простой такой пластмассовый крест.

И вот заходит в монастырскую лавку, а туда только что привезли большие черные пластмассовые кресты. Она обрадовалась, скорее купила. Бежит, радостная, к сестрам и кричит громко:

– Сестры, кресты в гроб привезли, идите скорее себе покупайте!

Немая сцена…

«Как тебя зовут, благодетель ты мой?!»

Н. приехал в Оптину помолиться, потрудиться. В обители ему так понравилось, такой мир и покой душевный обрел, что решил остаться здесь навсегда. Сначала попытался стать трудником. Но не смог: всю жизнь работал шахтером, и хоть на вид мужчина еще крепкий, но работать физически уже не может – руки сильно болят и дрожат.

Поехал, продал дом на родине за 500 тысяч, попытался купить жилье рядом с Оптиной, чтобы каждый день бывать на службах, окормляться у духовного отца. Время идет, а за 500 тысяч никакого жилья не продается. Искал-искал, не может найти. Духовник благословил читать каждый день акафист святителю Николаю Чудотворцу. Прочитал он несколько дней акафист – нашлась квартира. Хоть и в бараке, но подведены и газ, и вода. И хозяин просит удивительно мало – 400 тысяч. Таких цен за жилье нет уже и в Козельске.

Н., радостный, говорит хозяину:

– Брат, да возьми хоть 450!

– Нет, 400 хватит. Живи на здоровье.

– Да как тебя зовут-то хоть, благодетель ты мой?!

– Николай…

Хозяева Оптиной Пустыни

Схимонахиня Елисавета делится своими мыслями:

– Мне всегда представляется, что Оптина Пустынь – это один такой большой-большой дом, где мы все живем. А в самом конце дома, в отдаленной комнате, живут Оптинские старцы. Живут среди нас. И они здесь – хозяева. Всех видят, всех знают. Мы иногда забываем, что они здесь главные. Но они про нас не забывают и опекают всех обитателей монастыря как своих духовных чад. И именно они решают, кто будет здесь жить… Они ждут и заранее знают, кто приедет к ним в гости…

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Ольга Рожнёва

27 июня 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Заметки на полях. Рассказы Заметки на полях. Рассказы
Ольга Рожнёва
Заметки на полях. Рассказы Заметки на полях
Рассказы
Ольга Рожнёва
В час ночи отец Н. пришёл в келью, помолился. Упал на доски кровати. Что-то крутилось в голове. Что? А, вспомнил! Сегодня у него – день рождения. Пятьдесят лет. Ну что ж… «Многая лета» ему спели на день Ангела, а дни рождения монахи не отмечают
Краски бытия Краски бытия
Ольга Рожнёва
Краски бытия Краски бытия
История вторая. О чадах и пастырях
Ольга Рожнёва
Прямо на исповеди батюшка стал что-то говорить мне, что-то советовать. А я слушала его совсем рассеянно и думала про себя: вот я университет окончила, два языка иностранных знаю, а уж книг перечитала сколько! И что может мне батюшка нового сказать, мне – такой умной и взрослой!.
Оптинский старец.
Рассказ
Оптинский старец.
Рассказ

Ольга Рожнёва
Толпа расступается, и отец Илий сам подходит к страдающему человеку, и мы видим, как старец обнимает его ласково, подобно матери, утешающей плачущее дитя. Мужчина сквозь слёзы пытается объяснить, рассказать о своём горе, и окружающие понимают, что это потеря близкого человека. И вот мужчина уже рыдает, склонившись к плечу старца, а батюшка сам почти плачет и ласково обнимает рыдающего. И такая любовь на лице старца
Комментарии
Анатолий Николаевич30 августа 2013, 16:24
Татьяне:
Что касается внешнего и внутреннего: оно всегда взаимосвязано. Внутренняя чистота проявляет себя во внешнем образе скромного поведения и целомудренной одежды. Если же мы будем нецеломудренно одеваться, пользоваться неумеренно косметикой, раскрашивая себя неестественно (Это в какой же цвет накрасить губы нужно, чтобы проходящий мимо прихожанин сразу понял, что вы их накрасили? Лучшая косметика – та, которая незаметна или почти незаметна), будем курить или впадать в другие страсти, и при этом будем утешать себя, что зато мы внутренне чисты – не будет ли это странно?
Или начнём грешить, чтобы быть несовершенными – а то вдруг впадём в тщеславие и подумаем, что мы теперь не такие как все? «Ведь быть несовершенными в чём-то полезно для нас самих», как Вы пишете? Давайте напьёмся или впадём в блуд – вот тогда нам точно тщеславиться будет нечем, и это будет очень-очень полезно для нашего смирения. Так? А потом будем удивляться, чего это у нас лица не такие светлые как у инокинь из рассказа. Или чего это мы никак не можем стяжать умно-сердечную молитву Иисусову, которая и не всем подвижникам-монахам давалась, а одному на тысячу.
Милая Татьяна, у Вас доброе сердце и хорошие устремления. Примите мои слова за совет человека, который Вас намного старше, не обижайтесь на них, и не спешите писать длинные комментарии, когда Вы ещё многое не понимаете. Помоги Вам Господи! Простите, больше к этой теме я возвращаться не смогу.
Анатолий Николаевич30 августа 2013, 16:22
Татьяна, благодарю Вас за добрый и спокойный тон ответа. Это делает Вам честь. К сожалению, Вы многое недопонимаете. Вы пишете: «Нельзя себя причислять к этим "девушкам со светлыми лицами" - я понимаю, это красивый образ»
Это не красивый образ, а реальные люди, о которых автор пишет с уважением. Вас же саму никто не требует причислять себя к этим девушкам, автор и себя и к ним не причисляет: Ольга пишет о сёстрах, которые пришли в монастырь в юности, чистыми, не потрёпанными страстями и плотскими грехами, которые подвизаются там в трудах и молитвах, и их чистая душа проявляет себя в светлых лицах. Если мы с вами такой свет не стяжали – кто же виноват? Как живём – так и выглядим…
Что касается Вашего тщеславия – чем же нам тщеславиться-то? Тем, что Господь нас в храм призвал? Тем, что нас терпит там – со всеми нашими немощами и грехами? И никто нас там святыми не считает, не беспокойтесь.
Что касается осуждать или быть мишенью для осуждения, вы считаете, что лучше быть мишенью. Неправильно. Избегайте, по возможности и того, и другого. Помните, что говорит Господь по поводу того, кто введёт другого в соблазн? Про мельничный жернов на шею - помните?
Татьяна26 августа 2013, 12:58
Продолжение.

Я говорю то, что став как те люди из мира - немного (в допустимую меру) внешне, терпимей к их недостаткам внутренне - я стала к ним добрей. Я их не осуждаю. "Мы с тобой одной крови" Не только с православными. С моими родителями, моими друзьями, моими коллегами. С людьми в автобусе. "Я такая, как все." Ничем не лучше. Я просто жить стараюсь по совести, но это сугубо мое дело.
И пусть я лучше буду мишенью для осуждения, чем сама буду осуждать ни за что, ни про что...

И не крашу я губы в храм, никогда. А в миру - могу. А если меня наш прихожанин увидит, с накрашенными губами? Какова будет реакция? Мы друг друга-то не судить не можем, что уж говорить о всех остальных.

И рассказы Ольги Рожневой я очень люблю. Но у каждого бывают спорные моменты, и меня просто немного покоробило некоторое из прочитанного. - но это мое сугубо личное мнение.
Татьяна26 августа 2013, 12:54
Анатолий Николаевич, спасибо за Ваш ответ.
Я понимаю, что несколько "зарвалась" и можно подумать, что все это сказано в осуждение православных сестер. Но нет! Я не осуждаю их. Я говорю: нельзя себя причислять себя к этим "девушкам со светлыми лицами" - я понимаю, это красивый образ, но он очень опасен в первую очередь для этих же девушек. Нельзя это, не полезно это. Понимаете? Так легко считать себя просветленной только лишь по причине "православного вида".
Я прошла через это, я сама. И пытаюсь и с другими поделиться моим открытием: быть несовершенным - в чем-то полезно для нас самих. По крайней мере, для меня. Я тщеславна. И в храме эта опасность возрастает в разы, ведь все, кто приходит в храм, считают нас, тех, кто там уже находится - чуть ли не святыми. И это у всех так. Люди ждут любви, ждут понимания. А на что они чаще всего натыкаются?



Анатолий Николаевич23 августа 2013, 09:35
Татьяне в продолжение:
К вопросу о светлых лицах. После причастия многие из нас светлеют лицом. Светлы лицом – святые, даже тяжело болеющие. От Оптинских старцев исходило иногда просто сияние благодати. Если же мы теряем светлость нашего лица после причастия слишком быстро, если наши страсти и грехи не позволяют нам быть светлыми лицом – что же делать? Будем каяться в этом и стараться стать лучше.
Благодарен автору, которая таким коротким и вроде бы забавным, а на самом деле очень печальным и глубоким рассказом нам всё это напомнила.

Анатолий Николаевич23 августа 2013, 09:33
И ещё, Татьяна, вы призываете к неосуждению, и тут же осуждаете девушек «со светлыми лицами и в длинных юбках», - «я чувствовала какую-то наигранность в этих одеяниях, якобы "православных". В чём здесь наигранность – в целомудрии? И что вы носите сами? Иногда вижу короткие юбки, или обтянутые джинсами телеса женщин, которые хотят выглядеть привлекательно. Вопрос: что они хотят привлечь – мужскую похоть? Может, они слишком юные и, насмотревшись телевизор, думают: так и нужно? Как Наташа Ростова, которая чувствовала естественное чувство смущения, стыда, свойственное целомудрию, если бы её только не убедили, что необходимо именно так оголяться на бал, именно такое глубокое декольте…
Не будем осуждать этих юных девушек да и взрослых женщин, которые получились из таких девушек, преодолевших собственное целомудрие. Но при чём здесь вообще Иисусова молитва, тем более её высшая степень - умно-сердечная?
По поводу того, что вы губы накрасили и стали «мишенью для осуждения». Может, просто не стоит красить губы в храм? Как вы будете прикладываться к иконам и причащаться? И потом – давать повод к искушению и соблазну – тоже грех.
Анатолий Николаевич23 августа 2013, 09:30
Татьяна, вы пишете о наивности женщины, которая удивлялась, что не идёт у неё умно-сердечная Иисусова молитва. Здесь речь скорее не о наивности, а о дерзости. Жаль, что вы этого не понимаете. Почитайте о Иисусовой молитве. Умно-сердечная молитва – молитва очень высокой степени, доступная чаще монахам-подвижникам. Преподобный Варсонофий предостерегал об опасности и дерзости «выпрашивания» молитвы высокой степени:
«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу».
Преподобный Макарий учил: несвоевременное стремление к умно-сердечной Иисусовой молитве, к "высокой","созерцательной" жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью:

«Многим прилично и полезно помнить слово св. Исаака Сирина, который советует употреблять образ молитвы согласно с образом своей жизни и соответственно мере душевного устроения, говоря: "Сообразна с житием твоим должна быть и молитва твоя".
…Если же нечиста зеница душевного ока твоего, то не дерзай устремлять взор на солнечный шар (мысленный), чтобы не утратить тебе и сего малого луча, т.е. простой веры, и смирения, и сердечного исповедания, и малых посильных тебе дел, и не быть извергнутым в единую область духовных существ, которая есть тьма кромешная, то, что вне Бога и есть подобие ада, как извергнут был тот, кто не устыдился прийти на брак в нечистых одеждах».
Татьяна21 августа 2013, 11:01
В продолжение моего сообщения

Для меня девушки в длинных юбках со светлыми лицами - люди, к которым я так и не смогла стать причастной. Это, может, мой грех. Господи, прости меня грешную... Мне стыдно, но я чувствовала какую-то наигранность в этих одеяниях, якобы "православных". Я мало бывала в монастырях, поэтому мое суждение субъективно. Но я тоже люблю Бога, и молюсь Ему, и причащаюсь, как и все православные. Но почему между нами такая пропасть?????
Братья и сестры, будьте терпимее, мы не знаем, кого Господь прославит, а кого поставит на место.
Не судите.
Нам всем надо учиться любить. И тогда Господь и узнает, что мы - Его ученики.

Простите...
Татьяна21 августа 2013, 10:55
Екатерина, согласна с Вами. Мне так жалко стало эту паломницу, и стыдно за то, что ее приводят в пример как легкомысленную и так наивно пытающуюся выпытать у батюшки, почему "не идет молитва"... Никогда, никогда нельзя судить о человеке по внешности! Человек - на пути к Богу. Одного этого достаточно, чтобы прикусить язык и не судить о чьем-то недостоинстве.
Как грешно и стыдно делать это нам, христианам. "По тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою". А у нас пришла в храм в юбке покороче - уже стала мишенью для осуждения своих же братьев и сестер. Глаза накрасила - тем более. А губы - так вообще.
Мне страшно, потому что я теперь сама такой соблазн для прихожан. Я выгляжу как новоночальная. Но когда я была новоночальной сама - так же ходила как курица, уныло и некрасиво одевалась. И осуждала тех, кто выглядел не так, как я. Кто сказал, что христианки должны быть некрасивыми? Не должны выглядеть вызывающе - да. Но и не быть посмешищем для простых людей. Выглядеть достойно, чтобы нас не воспринимали как пришельцев с другой планеты, в первую очередь наши неверующие родные и близкие. Монахи - те не имеют такого права в одежде. А мы должны просто быть готовыми в любой момент сменить свою одежду на рубище и не подвинуться душой.
Елена23 июля 2013, 18:48
Екатерине:
В Оптину приезжают сотни людей каждый день, тысячи за неделю, среди них огромное количество высоких и полных дам с химической завивкой. По этой характеристике совершенно невозможно узнать человека. Описываемая дама, вполне возможно, побывала в Оптиной только один раз (если бы окормлялась постоянно, врял ли бы утверждала, что "её ум в голове сидит"). В этих маленьких рассказах часто речь идёт и о других монастырях, так что не факт, что это вообще произошло именно в Оптиной.
Поэтому не стоит пытаться опознать человека, которого узнать всё равно не получится. Так вы можете на каждую десятую паломницу смотреть подозрительно: не у неё ли "ум в голове сидит"?
Не нужно ничего себе сочинять. Так же можно искать инокиню, купившую крест в гроб среди сотен инокинь, приезжающих в обитель. А зачем вам это делать? Примите за назидательную шутку. И постарайтесь тратить своё время на что-то более полезное.
Екатерина21 июля 2013, 17:34
Ольга, с удовольствием читаю Ваши рассказы. Но в этот раз меня огорчила история "Ум в голове сидит". Считаю, что такие вещи всё равно тайна исповеди. Если женщина и вела себя неадекватно, скажем так, Вы не должны это рассказывать всем, но покрыть ради христианской любви. Более того под описанный образ очень подходит одна временами приезжающая паломница, и когда я ее вижу, сразу вспоминаю этот рассказ и примеряю к ней (невольно). Читателей у Вас много, и если все так будут на нее смотреть, а кто и скажет что-нибудь ей или за ее спиной или осуждать станет, то получится, к сожалению, плохо. И Вы будете виноваты в этом грехе, потому что не промолчали. Простите меня, что позволила себе это написать.
Виталий 4 июля 2013, 12:00
Спасибо :-)
Валентина30 июня 2013, 17:46
Спасибо,Ольга! Читая "Оду бабушкам", расплакалась,- так близка эта боль за детей и внуков.Молюсь,чтобы и мои муж и дети пришли к Богу,чтобы хоть внуки подрастали в истинно православных семьях.
Преподобные старцы оптинские,молите Бога о нас!!!

р.б.Валентина
р.Б.Марина с Камчатки29 июня 2013, 17:40
Оленька, луч Христов, у вас дар от Господа, вы пишите, как реченька бежит, всё по течению и так складно всё и без смущения...покой, мир, любовь и тишина идут от ваших рассказов, сколько благодати, утешения вы приносите людям....берегите свой дар. Слава Тебе Господи во веки!! Хочется от ваших рассказов каяться, каяться и исправлять свою грешную жизнь...
Михаил28 июня 2013, 14:37
Великолепно. Спасибо! :)
lyudmila toll28 июня 2013, 05:42
Так все просто и искренне описано ....
замечательная вы Ольга писательница
теплосердечная .
И я мечтаю в Оптиной потрудиться
помолитесь о р Б Людмиле.
Спаси всех Господь и заступись Пресвятая Богородице!
Лиза28 июня 2013, 01:37
А у меня паломнические поездки трудно даются ( не из-за денег и времени), хоть бы в Оптиной когда- нибудь побывать... Помолитесь, Преподобные старцы Оптинские, позовите в гости.
Иулия27 июня 2013, 21:35
Спасибо вам, Ольга, пишите еще! Очень интересно и поучительно. Во многом благодаря вашим искренним рассказам пришла в Церковь. Милости Божией вам!
Ольга27 июня 2013, 20:26
Благодарю Вас, Ольга, за то, что пишете о славной Оптиной пустыне, хорошо , проникновенно!
Я живу в Киеве, а родилась в Калуге, давно не была на своей дорогой Родине.
Дивные виды на фото с Оптиной,
Благолепие.
Спаси нас всех, Господи!
Нелли27 июня 2013, 18:48
Спаси Господи!
Ирина27 июня 2013, 14:39
Ольга, очень вам признательна за ваши рассказы. Благодаря им я познакомилась с сайтом Православие.ру. А в начале года, прочитав один из ваших рассказов, написала, что много лет хочу поехать в Псково-Печерский монастырь, но никак не получается. Видно помолились за меня добрые люди и моя мечта удивительным образом осуществилась, я была там в свой день рождения. А вы в мой день рождения написали рассказ "Заметки на полях" и начинается он как раз с рассказа об о. И. Крестьянкине. Вот такие чудеса! Спасибо всем кто за меня помолися! Храни Вас Господь.
Julia27 июня 2013, 14:32
Уважаемая Ольга Рожнёва!
Всегда с удовольствием читаю ваши статьи и рассказы.

Храни Вас Господь!
Елена А.27 июня 2013, 13:55
Спаси Господи, Ольга! Очень мило написали, с юмором и теплотой.
Оптина... благодатная Оптина! Молитвами, любовью и ароматами трав здесь пропитан воздух. А раз здесь побывав, ты просто не сможешь не вернуться.
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
Людмила27 июня 2013, 12:21
Как эдорово, что мы православные!
Ирина 27 июня 2013, 11:33
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

И Вам, Ольга, большое спасибо за ваши наблюдения. Храни Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×