Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. М.: Изд-во Сретенского монастыря, Олма Медиа Групп, 2012.— 640 с.: ил. |
Исполнись волею моей…
А. С. Пушкин
Успех этой книги, почти сразу же ставшей миллионником, признанной лучшей книгой 2011 года по версии Ассоциации книгоиздателей России и до сих пор занимающей верхние строчки рейтингов продаж, подтверждает простую истину: людям нужна хорошая книга. Ведь автор, настоятель Сретенского монастыря, рассказывает не о том, «как стать богатым и счастливым за три дня», а о таких серьезных вещах, как Бог и вера, и о таких серьезных людях, как монахи, священники и просто православные. И оказалось, что это интересно всем: взрослым и детям, гастарбайтерам и университетским профессорам, бизнесменам и «ботаникам», верующим и тем, кто думает, что ни во что не верит. Эту книгу не только читают, но и покупают, чтобы подарить друзьям. О ней говорят, а сарафанное радио, как известно, лучшая реклама.
Между тем понять, в чем секрет этой книги, не так просто, а разгадывать его — занятие почти столь же захватывающее, как и чтение православного бестселлера. Тематика? Но, помимо Библии и святоотеческих трудов, о которых, разумеется, разговор особый, сегодня издается море православной литературы, в том числе и книги современных авторов, в том числе священников и монахов. Среди этих книг много замечательных, и почти все из них находят своего читателя, но их коммерческий (читай: тиражный) успех не сравним с успехом «Несвятых святых». Язык? Но тексты его высокопреподобия лишены формальных изысков. Жанр? Но это просто сборник рассказов и новелл, судя по всему, написанных в разное время — и в период многолетнего послушничества, когда у автора было больше времени для творчества, и сравнительно недавно, когда ему, несомненно, стало значительно труднее выкраивать время на «писанину», и композиционно никак не выстроенный. К тому же многие фрагменты текста давно знакомы тем, кто присутствовал на встречах с автором или бродил по православным сайтам. И все-таки именно тематика, язык и жанр стали краеугольными камнями успеха книги.
Она — о главном, о том, что волнует всех без исключения (даже тех, кому якобы все «по барабану» — ведь душа человека, по словам Тертуллиана, христианка): о том, зачем человек живет на свете, о том, как Господь ведет его по жизни, о том, как узнать промысел Божий о себе и следовать ему несмотря ни на что. Но просто «поставить вопросы» мало — на них надо дать убедительный ответ. И архимандрит Тихон такой ответ дает. Он, вне всякого сомнения, прекрасно владеет «предметом»: многих своих героев он знал лично, во многих событиях принимал непосредственное участие. Более того, ему удается сделать так, чтобы его ответ был услышан и понят самыми разными читателями, независимо от возраста, уровня образования и близости к церкви. В этом сказывается его дар проповедника, катехизатора и миссионера, но не только. По образованию он сценарист, и книга получилось очень киногеничной: читатель так и видит перед собой картинку, прекрасно выстроенный кадр, в котором герои книги словно оживают, чем достигается своеобразный «эффект участия». Звучит в книге и голос автора, но тихо и деликатно: ни словом, ни намеком он не указывает на свою огромную роль во многих описываемых событиях.
Голос автора чист и прозрачен. Ему удалось избежать двух ловушек, в которые, к сожалению, попадают многие православные авторы: соблазна «высокого штиля», то есть манеры писать на искусственном, мертворожденном языке, этаком псевдоцерковно-славянском наречии, на котором, как представляется таким авторам, приличествует писать «о высоком», и валяния гладких, округлых, безжизненных текстов, сглаживающих любые острые углы и не допускающих даже намека на улыбку, зато щедро сдобренных «сахаром сиропычем».
Книга написана «в простоте», но эта простота дорогого стоит, как «простое батистовое платье» Анны Карениной, про которое Долли знала, «что значит и за какие деньги приобретается эта простота». Ведь и Христос говорил так, чтобы его понимали и простые рыбаки, и многоумные фарисеи. Да и проза Пушкина «просто» суха и точна.
Что касается жанровой и композиционной «непричесанности» (автобиографическая проза перемежается с христианскими притчами, рассказы о старцах Псково-Печёрского монастыря соседствуют с почти детективными историями об околоцерковных аферистах и мошенниках, воспоминания о простых (если такие бывают) монахах и великих подвижниках — с сюжетами из жизни самых обыкновенных (если такие бывают) и весьма известных людей — хозяйки овощной базы, уполномоченного по делам религий, дочери и тещи маршала Жукова и даже экс-генпрокурора России Устинова), то она дает возможность читать книгу с любого места. Прочитав (проглотив!) книгу в один присест, можно с чувством, с толком, с расстановкой наслаждаться отдельными ее фрагментами, тем более что книга очень насыщена эмоционально — в ней есть место и трагедии, и юмору, она дает пищу и уму, и сердцу.
Есть и еще один, четвертый фактор успеха книги. Это ее оформление. Дизайн книги тоже выполнен в простоте — никаких турусов на колесах. Ни пестрой обложки, ни дизайнерских нагромождений: хорошая бумага, удобочитаемый шрифт. Даже опечаток почти нет, что нынче большая редкость. И фотографии — дивные фотографии, каждая из которых — не просто исторический документ, но документ высокохудожественный, будь то портреты Великого настоятеля, отца-эконома и других насельников Псково-Печёрского монастыря, последней дивеевской монахини матушки Маргариты или простых мирян. Даже физиономия хулигана кота, убедившего своего хозяина в бесконечной доброте и долготерпении русских священников, или хитрая рожица степной лисички, еженощно лакомящейся молоком во славу Божию, чтобы поддержать веру неграмотного крестьянина, удивительно выразительны и уместны.
Тематика, язык, жанр, композиция и оформление книги пребывают в гармонии, которая дает удивительное, редкое единство формы и содержания. Но все-таки главный фактор успеха книги, «пятый элемент», без которого она осталась бы просто хорошей книгой, так и не став событием,— это, видимо, тот факт, что автор писал ее не ради славы или наживы и даже не ради хлеба насущного, а во славу Божию. Средства, вырученные от продажи «Несвятых святых», должны пойти на строительство храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских на Крови на Лубянке.
Остается добавить, что книга дышит любовью к Богу и людям. Автор любит и своих героев, и читателей. Он показывает нам удивительный мир — только, в отличие от миров, создаваемых «литературными» авторами, это мир реальный, мир Божий. Это мир, полный пасхальной радости и надежды. Архимандрит Тихон несет людям благую весть. Вот поэтому книгу хочется не просто читать и перечитывать — в ней хочется жить. Христос воскресе, ваше высокопреподобие, дорогой отец Тихон!
и хорошо, что рекламируют. Если вы воцерковились давно и давно прочитали эту книгу, то это не значит, что и другие о ней давно знают. Каждый день идет чудо обращения людей из атеиста в верующего и люди еще не знают, что есть очень интересные духовные книги, они тыкаются в разные стороны, ища ответы на свои вопросы и очень нужно, чтобы им на пути попалась ЭТА книга, а не какая-нибудь сектанская под благовидным духовым названием. И я не понимаю такой негативной реакции, ведь мы должны любить людей и желать им полезного для их душ, а чтение этой книги очень исцеляет душу. Лучше негодуйте на светскую супер-навязчивую и часто неприличную и греховную рекламу, которую наизусть знают даже дети, а вот Отче Наш и Символ Веры сколько детей(да и взрослых тоже) знают?
Вот такая реклама!