Молись!

— Остается только молиться!

Нет, наверное, священника, который не отвечал бы регулярно этими или похожими на них словами на то и дело звучащий у аналоя с Крестом и Евангелием вопрос: «Что мне, батюшка, делать?!». И как же часто бывает, что человек, получив этот ответ, отходит, понурив голову, словно понимает: да, дело плохо, тут уж НИЧЕМ НЕ ПОМОЖЕШЬ! А мы видим это и провожаем отходящего взглядом, полным удивления, огорчения, осуждения, а то и попросту — равнодушным.

На самом же деле надо бы человека догнать, вернуть, объяснить такую простую и важную одновременно вещь: в том-то и дело, что помочь можно. И не беда, что способ назван лишь один, он от этого менее действенным не становится.

Сколько в жизни ситуаций, обстоятельств, когда наших сил решительно недостаточно для того, чтобы обеспечить желаемый результат! Или когда вообще понятно: что бы мы ни делали, все будет без толку либо даже обратится во вред. Женщина жалуется на мужа: пьет, денег нет, бьет, расстаться она с ним не может — дети общие, да и любит его. У другой муж неверующий, каждый разговор о Боге приводит к ссоре, мало того — заканчивается скандалом, богохульством. А у этого мужчины жена тяжело больна, сколько еще проживет, лишь Господь знает, и на руках дети малые. Кто тут, кроме Бога, поможет, кто все это преобразит, изменит? Как здесь не понять — «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5)?

Стоит человек, поведавший священнику что-то подобное, и смотрит на него, ожидает ответа, совета. Какого — сам не знает. Но ждет: если батюшка не ответит, то куда еще податься?

И слышит:

— Ты молись!

И думает: «Да что ж это такое! Что за отговорки такие?» Что ему, сказать мне больше нечего?

Есть, конечно. Посоветуйся с врачами (юристами, психологами, знающими людьми и далее по списку), обратись к собственному жизненному опыту, к здравому смыслу, взвесь все «за» и «против». Покаяйся, в чем совесть обличает, исправь свою жизнь, если она не очень исправна.

Но при всем при этом и над всем этим — молись!

Молись, потому что ничего ровным счетом без Господнего «вмешательства» сделать как следует не сможешь.

Молись, потому что это самый естественный путь к тому, чтобы обрести то, что тебе действительно необходимо. Помни только, что иногда это то, чего ты так хочешь, иногда — что-то диаметрально противоположное, а иногда — вообще нечто, никоим образом с представлениями и желаниями твоими не связанное. Но — необходимое.

Только и относись к молитве соответственно. Не как к повинности, не как к формальности, не как к «бабушкиному рецепту»: «Попробую, хуже не будет, а вдруг поможет!». Молитва — самое важное и нужное дело. Она — самое действенное средство. И поэтому молись всерьез, по-настоящему.

Как? Прежде всего, с верой: в то, что слышит Господь, в то, что любит Господь, в то, что никого и никогда не оставит Он и не забудет. Со вниманием: если ты просишь о чем-то, то проси так, чтобы присутствовать в просьбе своей всецело, умом понимая, а сердцем переживая то, что произносят твои уста. С усердием и терпением: не раз, не два, а многажды, сколько потребно будет. Со смирением: недостоин я милости от Господа, как мне требовать ее! С надеждой: недостоин, да, но на милость Его все же уповаю. И с доверием: как устроит Он, как решит, так и быть тому, и слава и благодарение Ему за все!

Такая молитва не останется без плода. Само пребывание в ней во много крат ценней просимого, потому что поставляет душу в правильное положение по отношению к Господу. И оживает в этой молитве душа, и воскресает, и иной становится, и открывается ей сокрытое прежде.

Нужно только, чтобы именно сим образом все разумел о молитве тот, кто услышал совет: «Молись!». И чтобы давший этот совет не затруднился его разъяснить.

И не затруднится, наверное. Если молится...

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Духовная жизнь начинается со слез Духовная жизнь начинается со слез
Митр. Афанасий Лимассольский
Духовная жизнь начинается со слез Духовная жизнь начинается со слез
Митрополит Лимассольский Афанасий
Через слезы действует молитва в человеке. Пока ты не плачешь, ты будешь страдать. Если же научишься плакать, начнешь отдыхать душой.
Молитва мирян Молитва мирян
Из наследия Оптинских старцев
Молитва мирян Молитва мирян
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?
Без нее очень трудно Без нее очень трудно
Игум. Нектарий (Морозов)
Без нее очень трудно Без нее очень трудно
Игумен Нектарий (Морозов)
Стоит перестать молиться или начать молиться формально, «по долгу», как возникает чувство, словно ты в полынье, а лед стягивается над твоей головой. Чувство обыденности, серости, безнадежности и даже бессмысленности всего. Поэтому тот, кто не молится, часто унывает. А потом это состояние становится хроническим, и уже ни на что духовное нет в принципе сил.
«Где двое или трое…» «Где двое или трое…»
Прот. Андрей Ткачев
«Где двое или трое…» «Где двое или трое…»
Протоиерей Андрей Ткачев
Женщины в доме мадам Коко любили девочку страшно. Вся нерастраченная жажда семьи, материнства, вся жажда дарить, а не продавать любовь изливалась на эту слепую девочку. Её тискали, прижимали к груди, её носили на руках, причёсывали, её баловали сладостями.
Комментарии
Олег 7 октября 2013, 18:39
хорошая статья...каюсь,каюсь Господи,что мало молюсь,на многое способна молитва веры.
Владимир28 августа 2013, 14:46
Галина,
Расскажите батюшке о том, что дочь не хочет ездить в храм. Может быть, он что-нибудь предпримет.
Галина13 июня 2013, 14:48
Спаси,Господи,за статью.Вот уж год как мы с дочкой не можем ходить в наш храм в честь иконы Казанской Божией Матери.А все из-за того,что там одна женщина "делает" порчи.Наколдовала она и на мою дочь!А Света - болеет .Разговаривала с приходским священником ,а он:"Это твой крест ты его и неси"А Света говорит:"Хоть бы постоять в храме,просто постоять."И не ходим.Были 2 раза,но под "прицелом" этой женщины. Жаловаться никуда не стала,положила все на волю Божию.Сама еще в город съездть смогу ,а дочь не может и не хочет.Вот только молимся !
Павел и Антонида Девятовы 3 июня 2013, 12:54
Это то ,что нужно!Мы рады ,что именно сейчас открыли этот сайт. Спасибо Тебе ,Господи!
Елена М 3 июня 2013, 12:41
Александр:"И дело не в количестве произнесенных молитв, а все-таки в качестве ее."-Не буду с Вами спорить, Александр, в отношении качества, но ведь не нам судить о качестве (тем более чужих молитв).На мой взгляд, кроме молитв есть еще поступки, дела, которые человек совершает и, возможно, по делам своим и получает,если он к кому-то не прислушивается, то возможно и к нему также,а может быть,для человека то, о чем он просит Бога за другого человека, на самом деле, больше проформа, нежели искреннее желание- всё возможно, конечно же.Человек может и от неверия не читать предложенную молитву,а так,обращаться к ней от случая к случаю, мол,ладно,время есть - на всякий случай прочитаю - и так бывает,а ведь по вере нашей нам и воздается...Вот мне недавно предложили послушать ответ Лазарева (кажется, у меня на фамилии плохая память), так там он говорил, что если женщина сама подвержена целой массе недостатков, то на большее, чем агрессивного пьяницу и ревнивца она и расчитывать не может, ей прежде необходимо избавиться от собственных недостатов (не перечисляю какие он называл конкретно, уже не помню, т.к. у меня такой проблемы нет, слава Богу!)


Геннадий31 мая 2013, 19:55
Статья превосходная!!!
Игорь31 мая 2013, 13:31
Спасибо всем за комментарии!
Раньше думал, что дорог до цели только две: совпадающая с Божией Волей и не совпадающая, на которой нас ждут горькие таблетки для вразумления (от которых мы по немощи своей обычно просим избавить) и правильной ориентации. Похоже, жизнь гораздо разнообразнее и благословенных дорог много, например, пять, остальные же не являются таковыми. Выбирая дорогу из множества дорог и спрашивая в молитве на неё благословения, мы заканчиваем словами: «если есть на это Твоя Святая Воля», чтобы исключить выбор шестой, не лежащей в Воле Творца, дороги.
Мы просим подать нам «доброго и полезного душам нашим», хотя Господь постоянно делает это. Похоже, по своей слабости, мы хотим еще больше благодати, большей и скорейшей помощи Божией в деле нашего спасения.
Людмила31 мая 2013, 10:04
На собственном опыте(а он у меня мизерный),СООБЩАЮ вам братья и сестры...МОЛИТВА ПОМОГАЕТ. Вот пишу, и слезы льются в подтверждение мною написанного,МОЛИТЕСЬ!!! ГОСПОДЬ нас слышит,это я точно знаю. БОГ вам в помощь дорогие!!! Батюшке Нектарию низкий поклон и здравие!!!
Вероника31 мая 2013, 00:26
СпасиБо!!!! Еще и еще раз спасиБо за ваши такие чуткие и добрые и напутственные статьи, дорогой отец Нектарий!!
В прошлой статье вы с грустью рассуждали об комментариях читателей на статьи священников, - пожалуйста, не принимайте близко к сердцу иногда циничные, а чаще "всезнающе-поучающие" мнения нас, малограмотных в деле спасения,, немилостивых читателей.
Я почти взяла себе за правило вообще не читать все комментарии, настолько они опошляют и рассевают смысл и настроение почти всех публикуемых статей.
А вам еще раз огромное спасиБо за вашу доброту и заботу!
Елена Т.30 мая 2013, 23:58
"Если рядом кто-то злится, надо за него молиться"
Просительная молитва почему-то действенна только если вначале сказать: "Господи, прости мои пригрешения". Поэтому всегда прежде чем попросить о чём-то, произношу эти слова.
Игорю: просительная молитва нужна всегда о себе и о других людях для дарования благих качеств. Если, покаявшись, молимся об исправлении ближнего, Бог начинает действовать через нас, через наше очищенное внутреннее состояние подсказывает нам, как себя вести, чтобы ближний стал лучше, ведёт нас, а ближние "ведутся" за нами, я так часто это замечала. "Спасёшься сам - и вокруг спасутся тысячи" - это главное. Очищаться самим и молитвой помогать очищаться другим. И мне кажется, что такая молитва работает всегда. Маленькие изменения происходят постоянно.
А вот если молитва о чём-то другом, особенно если страстная, то часто Бог не даёт того, что просили, чтобы что-то мы уразумели. Понимание потом приходит. А иногда наоборот, что-то даёт, чтобы уразумели потом, что не надо было этого просить, и всё это во благо - в умножение разума.
Елена.Украина30 мая 2013, 21:14
Молюсь. Лишь один Господь знает ,что нам полезно,и что приведет ко спасению. Но выбор этот человек делает сам. Да будет воля Его.
Константин30 мая 2013, 16:43
Господь всегда дает человеку то, что ведёт его к исправлению. Убеждён на собственном опыте. Болезнь, трудности, чтобы человек не укоренялся в грехе.
Но бывают особенно исключительные случаи когда просто думать о «добром и полезном душам нашим» никак нельзя. Например, о даровании детей, исправлении и здоровье для них и для близких. Здесь мысли свои надо облекать в конретные слова прошения с сильнейшим напряжением и мольбой. Этим, как я думаю, человек показывает в чём он особенно неждается. Речь, конечное, не относится к прозаичным материальным благам, достатку и комфорту.

__________
Константин
Надежда30 мая 2013, 16:07
Дорогой отец Нектарий! Всегда с нетерпением жду Ваших публикаций. Сейчас не могу удержаться от желания написать о своём опыте молитвы, если можно так выразиться. Более 20-ти лет я страдала от того, что не понимала и, наверное, не любила детей моего мужа (у него двое, у меня двое, оба мы были овдовевшие). Слёзно просила Господа, чтобы Он подал мне милостивое сердце. Понимала, что не просто так всё это у меня складывается: грешна, ленива и недостойная... Этим Великим Постом по милости Божьей часто причащалась. И вот однажды на Светлой седьмице сижу, вышиваю и вдруг почувствовала, как из сердца будто бы гвоздь выскочил, а с ним и вся неприязнь исчезла! Как же это замечательно и прекрасно: жить со спокойной душой и совестью! Позвонила детям, попросила прощения у них (правда, они не поняли в чём дело, я их не обижала). Теперь живу и прислушиваюсь к себе, боюсь возвращения плохого. Безмерно благодарна Господу за его ко мне, грешной, милость. Спаси Вас Господь, о.Нектарий!
Мария30 мая 2013, 16:02
Хорошая статья.
Александр30 мая 2013, 14:22
Цитата от Елена М. "Если же человек прислушался и молится, как его батюшка научил, а проблема остается, нужно предложить ряд еще других молитв и сказать..."

Вы верно рассуждаете, но здесь я позволю себе с Вами не согласиться.
Если проблема остается, значит не от сердца молится, а разумом. Ум отвлекается и блуждает в мирских заботах. Не слышит Господь его молитвы. И дело не в количестве произнесенных молитв, а все-таки в качестве ее.
http-observer30 мая 2013, 13:38
Игорю: В жизни бывает случаются обстоятельства, когда просить все же приходиться. И в этом на мой взгляд, исполняется реченное пророком Давидом в псалме (Пс.49:14,23) "...Принеси Богу жертву хвалой своей и исполни пред Всевышним обеты твои. Призови Меня (Бога) в день скорби твоей, и Я избавлю Тебя, и прославиш Меня", и там же "...Жертва приносимая хвалой, прославит Меня; и вот путь, каким дарую человеку спасение". И так, как видим из примера, молиться и просить Бога все же придется, но наипаче жертва приносимая хвалою угодна Ему.
Людмила30 мая 2013, 12:43
Главное:Молитвенно просим ПОНИМАНИЯ воли Божией в отношении своей жизни и себя. И тогда по мере понимания научаемся отличать злое и доброе в себе и своем мире.И постепенно( в смирении и терпении нашем), правильно ( по Божьей ,а не нашей воле) раскладывается "пасьянс" нашей жизни,находятся ответы на наши вопросы и просьбы. Больно и очень трудно дается нам всем различение добра и зла в себе.
Елена М30 мая 2013, 12:10
Хотела еще сказать насчет ответа батюшки тем, кто спрашивает: что делать? Слово : молитесь - оно , конечно,правильное слово, но напоминает людям отговорку бюрократа, потому что очень не конкретно, а ведь в арсенале Православной церкви есть столько молитв и стольких святых (всех которых знают батюшки и которых,возможно, не знают некоторые прихожане). Что стоит батюшке назвать имя и определенную молитву вопросящему совета? А в следующий раз,если к нему придет тот же человек и с той же проблемой, спросить: а какую молитву ты читаешь? Если человек вас послушал и действительно читает и молитву и акафист батюшкой названный, он неприменно назовет эту молитву и святого, а , если он даже этим себя не утруждает, а ждет какой-то другой от вас подсказки, значит стоит ему указать на то,что по вере своей он и получает. Если же человек прислушался и молится, как его батюшка научил, а проблема остается, нужно предложить ряд еще других молитв и сказать - молись и этим святым и я за тебя тоже неприменно помолюсь.Вот так мне это представляется....
Елена М30 мая 2013, 11:54
Игорь!Хотела бы попытаться ответить на Ваш вопрос. Человеку всегда дается выбор, он всё-таки есть этот выбор.Бог милостив и подержит Ваш выбор, если Вы к нему обратитесь и он также угоден Богу.Представьте себе две дороги к одному и тому же пункту: одна по шоссе, но объездная дальняя, а другая природная в ямах и рытвинах,но короткая, какую именно выберите Вы сами, на ту Вас Господь и благословит (если Он также считает Вас достойным попасть именно в этот пункт).Кроме того, молитва учит нас просить (а не требовать), а научившись просить у Бога, для Вас будет также естественно просить и у ближних своих, а не требовать чего-то, а это поможет Вам входить в более добрые взаимоотношения с людьми, научит взаимопониманию.В конце концов почему бы вообще не обратиться к Богу с молитвой, хотя бы ради благодарности за то, что Он подарил Вам жизнь и безусловно дает Вам в ней делать выбор.Если же Вы сами пытаетесь идти навстречу не тому, что Вам может дать Бог, а делаете свой выбор, ведущий Вас к злому и вредному, т.е. поддаетесь воле бесовской, Господь может отпустить Вас, как в псалме:не хотите послушать - ходите путями вашими (и не жалуйтесь, если они Вас не туда заведут), извините, что не цитирую, но смысл в том, что по делам своим и получите.
Игорь30 мая 2013, 11:04
Объясните пожалуйста зачем в молитве что-то просить, если в конце мы добавляем: «если есть на это Твоя Святая Воля»? Ведь если просимое совпадает с Волей Божией, то событие неизбежно, а если нет, то просить бесполезно? Кроме того, Бог знает наши желания и, если нам полезно, даст просимое и без просьбы, а если это не полезно, то не даст? Зачем просим подать нам «доброго и полезного душам нашим», если Господь не может подать злого и вредного? Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×