— Остается только молиться!
Нет, наверное, священника, который не отвечал бы регулярно этими или похожими на них словами на то и дело звучащий у аналоя с Крестом и Евангелием вопрос: «Что мне, батюшка, делать?!». И как же часто бывает, что человек, получив этот ответ, отходит, понурив голову, словно понимает: да, дело плохо, тут уж НИЧЕМ НЕ ПОМОЖЕШЬ! А мы видим это и провожаем отходящего взглядом, полным удивления, огорчения, осуждения, а то и попросту — равнодушным.
На самом же деле надо бы человека догнать, вернуть, объяснить такую простую и важную одновременно вещь: в том-то и дело, что помочь можно. И не беда, что способ назван лишь один, он от этого менее действенным не становится.
Сколько в жизни ситуаций, обстоятельств, когда наших сил решительно недостаточно для того, чтобы обеспечить желаемый результат! Или когда вообще понятно: что бы мы ни делали, все будет без толку либо даже обратится во вред. Женщина жалуется на мужа: пьет, денег нет, бьет, расстаться она с ним не может — дети общие, да и любит его. У другой муж неверующий, каждый разговор о Боге приводит к ссоре, мало того — заканчивается скандалом, богохульством. А у этого мужчины жена тяжело больна, сколько еще проживет, лишь Господь знает, и на руках дети малые. Кто тут, кроме Бога, поможет, кто все это преобразит, изменит? Как здесь не понять — «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5)?
Стоит человек, поведавший священнику что-то подобное, и смотрит на него, ожидает ответа, совета. Какого — сам не знает. Но ждет: если батюшка не ответит, то куда еще податься?
И слышит:
— Ты молись!
И думает: «Да что ж это такое! Что за отговорки такие?» Что ему, сказать мне больше нечего?
Есть, конечно. Посоветуйся с врачами (юристами, психологами, знающими людьми и далее по списку), обратись к собственному жизненному опыту, к здравому смыслу, взвесь все «за» и «против». Покаяйся, в чем совесть обличает, исправь свою жизнь, если она не очень исправна.
Но при всем при этом и над всем этим — молись!
Молись, потому что ничего ровным счетом без Господнего «вмешательства» сделать как следует не сможешь.
Молись, потому что это самый естественный путь к тому, чтобы обрести то, что тебе действительно необходимо. Помни только, что иногда это то, чего ты так хочешь, иногда — что-то диаметрально противоположное, а иногда — вообще нечто, никоим образом с представлениями и желаниями твоими не связанное. Но — необходимое.
Только и относись к молитве соответственно. Не как к повинности, не как к формальности, не как к «бабушкиному рецепту»: «Попробую, хуже не будет, а вдруг поможет!». Молитва — самое важное и нужное дело. Она — самое действенное средство. И поэтому молись всерьез, по-настоящему.
Как? Прежде всего, с верой: в то, что слышит Господь, в то, что любит Господь, в то, что никого и никогда не оставит Он и не забудет. Со вниманием: если ты просишь о чем-то, то проси так, чтобы присутствовать в просьбе своей всецело, умом понимая, а сердцем переживая то, что произносят твои уста. С усердием и терпением: не раз, не два, а многажды, сколько потребно будет. Со смирением: недостоин я милости от Господа, как мне требовать ее! С надеждой: недостоин, да, но на милость Его все же уповаю. И с доверием: как устроит Он, как решит, так и быть тому, и слава и благодарение Ему за все!
Такая молитва не останется без плода. Само пребывание в ней во много крат ценней просимого, потому что поставляет душу в правильное положение по отношению к Господу. И оживает в этой молитве душа, и воскресает, и иной становится, и открывается ей сокрытое прежде.
Нужно только, чтобы именно сим образом все разумел о молитве тот, кто услышал совет: «Молись!». И чтобы давший этот совет не затруднился его разъяснить.
И не затруднится, наверное. Если молится...
Расскажите батюшке о том, что дочь не хочет ездить в храм. Может быть, он что-нибудь предпримет.
Раньше думал, что дорог до цели только две: совпадающая с Божией Волей и не совпадающая, на которой нас ждут горькие таблетки для вразумления (от которых мы по немощи своей обычно просим избавить) и правильной ориентации. Похоже, жизнь гораздо разнообразнее и благословенных дорог много, например, пять, остальные же не являются таковыми. Выбирая дорогу из множества дорог и спрашивая в молитве на неё благословения, мы заканчиваем словами: «если есть на это Твоя Святая Воля», чтобы исключить выбор шестой, не лежащей в Воле Творца, дороги.
Мы просим подать нам «доброго и полезного душам нашим», хотя Господь постоянно делает это. Похоже, по своей слабости, мы хотим еще больше благодати, большей и скорейшей помощи Божией в деле нашего спасения.
В прошлой статье вы с грустью рассуждали об комментариях читателей на статьи священников, - пожалуйста, не принимайте близко к сердцу иногда циничные, а чаще "всезнающе-поучающие" мнения нас, малограмотных в деле спасения,, немилостивых читателей.
Я почти взяла себе за правило вообще не читать все комментарии, настолько они опошляют и рассевают смысл и настроение почти всех публикуемых статей.
А вам еще раз огромное спасиБо за вашу доброту и заботу!
Просительная молитва почему-то действенна только если вначале сказать: "Господи, прости мои пригрешения". Поэтому всегда прежде чем попросить о чём-то, произношу эти слова.
Игорю: просительная молитва нужна всегда о себе и о других людях для дарования благих качеств. Если, покаявшись, молимся об исправлении ближнего, Бог начинает действовать через нас, через наше очищенное внутреннее состояние подсказывает нам, как себя вести, чтобы ближний стал лучше, ведёт нас, а ближние "ведутся" за нами, я так часто это замечала. "Спасёшься сам - и вокруг спасутся тысячи" - это главное. Очищаться самим и молитвой помогать очищаться другим. И мне кажется, что такая молитва работает всегда. Маленькие изменения происходят постоянно.
А вот если молитва о чём-то другом, особенно если страстная, то часто Бог не даёт того, что просили, чтобы что-то мы уразумели. Понимание потом приходит. А иногда наоборот, что-то даёт, чтобы уразумели потом, что не надо было этого просить, и всё это во благо - в умножение разума.
Но бывают особенно исключительные случаи когда просто думать о «добром и полезном душам нашим» никак нельзя. Например, о даровании детей, исправлении и здоровье для них и для близких. Здесь мысли свои надо облекать в конретные слова прошения с сильнейшим напряжением и мольбой. Этим, как я думаю, человек показывает в чём он особенно неждается. Речь, конечное, не относится к прозаичным материальным благам, достатку и комфорту.
__________
Константин
Вы верно рассуждаете, но здесь я позволю себе с Вами не согласиться.
Если проблема остается, значит не от сердца молится, а разумом. Ум отвлекается и блуждает в мирских заботах. Не слышит Господь его молитвы. И дело не в количестве произнесенных молитв, а все-таки в качестве ее.