Вопрос, которым неминуемо задается любой говорящий, а тем паче пишущий священник: как его слушают, как читают? Ведь если говорит он или пишет всерьез, если его цель — словом своим послужить спасению ближних, то как же не переживать о том, приносит ли это служение плод, или же нет в нем ровным счетом никакого смысла!
А вот со словом письменным все чуть сложнее.
С одной стороны, пишущему, как правило, гораздо сложнее проследить за тем, каков в целом практический результат его творчества: большая часть читательской аудитории — все же незнакомые ему лично люди. С другой, если говорить о текстах, в том числе и о тех, авторами которых являются пастыри, то они чаще всего рано или поздно попадают в интернет. А там — комментирование, обсуждение на различных форумах и, следовательно, возможность понять, как текст принят, какова читательская реакция на него. Это, безусловно, еще не свидетельство о том, в чьей душе и жизни и какую именно перемену слово произвело (и произвело ли вообще), это — обратная связь с читателем, шанс «почувствовать» его.
И слава Богу, что эта связь есть.
Но вот, что очень быстро замечаешь, когда на нее «выходишь»: комментарии по преимуществу делятся на два типа. Это либо благодарность за труд и полученную от чтения радость (пользу), либо выражение несогласия с написанным, критика. Первое в принципе должно быть приятно, второе — полезно.
Однако приятность под вопросом, потому как не знаешь наверняка, не сиюминутно ли испытываемое человеком воодушевление. Да и обременительна на самом деле похвала для того, кто хоть чуть-чуть пытается внимать себе. Хоть немного...
И полезность также сомнительна. Потому что, конечно, критика, она смиряет, но... Но очень жалко, что нередко она оказывается совершенно неконструктивной.
О чем я? О том, что то и дело приходится видеть, как написанное и опубликованное кем-то изобличается в «спорности», «противоречивости», «несоответствии», в «непонятности» и т. д. и т. п.
Иногда, когда с чем-то подобным сталкиваешься сам как автор, то радуешься: вот, подсказали что-то, чего ты не заметил, указали на то, что ты просмотрел. Но бывает и совсем по-другому. Ты видишь, что налицо некое повторение истории о Ходже Насреддине, его сыне и ослике (помните: кому из них на ком ехать; какой бы вариант не избирался, а все находились недовольные). Разные люди обвиняют один и тот же текст (и автора вместе с ним) в заведомо несовместимых грехах: в «чрезмерном ригоризме, консерватизме» и тут же — в «либерализме». В «неоправданном усложнении» и «неуместном упрощении». В «шаблонности» и «оригинальничаньи». Причем, разумеется, происходит это со статьями самых различных авторов в священном сане, исключения тут крайне редки.
И нет тут, в общем-то, ничего странного и необъяснимого. И не потому, что большая часть того, что пишется, пишется абы как. Пишется как раз чаще вполне кондиционно. Просто далеко не всегда избирается верный подход к прочтению. Если задаться целью что-либо оспорить, опровергнуть, то разве это что-либо «устоит»? Сколько находилось и находится людей, которые на протяжении почти 2000 лет находят «противоречия» в Евангелии, объясняют, почему «его нельзя понимать буквально», по какой причине «большинство заповедей неисполнимо»! Что уж мудреного в том, чтобы пастыря, решившего поделиться с народом своим опытом, «разобрать по косточкам»?
Вот только... Только принесет ли это кому-то пользу? Пастырю — может быть: если смирится, потерпит, но и трудов своих не бросит. Читающим — вряд ли.
А ведь возможен и принципиально иной подход. Постараться понять: что хотел тебе автор сказать? Что стоит за тем или иным его утверждением? Что можешь ты извлечь для себя из прочитанного, какую получить пользу?
Хотя это, вне всякого сомнения, зависит от устроения читающего, от состояния его сердца, от того, чего он на самом деле хочет: послушать или поспорить, что-то новое открыть или себя показать.
Ну, и от того, кем он является, по меткому выражению старца Паисия — пчелой или мухой. Это и определяет все. В данном случае — что видит человек, смотрящий в книгу, компьютерный монитор или даже слушающий живого проповедника или оратора.
Это, упаси Господь, не обида на кого-то и не критика. Это, скорее, просто указание на то, как найти ключ к уразумению читаемого, к обретению от него пользы. Потому что, еще раз повторюсь: священнику так хочется, предлагая людям рожденное жизнью и опытом слово, знать, что кому-то оно и правда поможет, по крайней мере, услышано и понято будет...
" понять: что хотел тебе автор сказать? Что стоит за тем или иным его утверждением? Что можешь ты извлечь для себя из прочитанного, какую получить пользу?"
Недаром сказано: следить за мыслями другого (великого)человека - наука самая занимательная. А уж интерпретация этих мыслей зависит от степени духовности, наверно. Но надо учиться пониманию.
Спаси вас Господи!
Что получаю, читая статьи, размещенные на Православие.ru? - силы, чтобы преодолеть оскорбления, непонимание со стороны противников многодетных семей, утешение и взаимопонимание счастья, приносимое детьми, их влюбленными глазами в маму когда они еще только младенцы..., уроки жизни - у многих людей крест намного тяжелее, чем у меня и Господь не оставляет их, и набираюсь сил преодолеть лень, уныние...
Очень понравилось то, что был упомянут яркий образ старца Паисия по поводу мух и пчел, очень уж он правдивый и меткий! Сам часто к нему обращаюсь.
В Ваших размышления по поводу обратной связи и неконструктивной критики мог бы подписаться под каждым словом. А по поводу того, приносят ли труды плод... мне кажется, если христианин трудится со смирением и молитвой, прося Бога вразумить через себя грешного читающих его или слушающих, то все будет. И люди, настроенные изначально только на спор и критику, может вдруг начнут всерьез задумываться и извлекать из прочитанного или услышанного духовную пользу. Главное — на Бога положиться, а Он все устроит на благо. )
"Кто хочет извлечь что то для себя непременно извлечет...
А автору хотелось бы сказать не обижайтесь, батюшка, люди разные, состояние духа разное, всем угодить нельзя".
Согласна, присоединяюсь. Только хочу добавить вот что: по моему впечатлению, на сайте много людей, не имеющих духовных отцов и даже духовников. И им, наверное, не всегда понятно, что хочет сказать автор (а хотелось бы, чтобы понималось написанное ОДНОЗНАЧНО, особенно, когда это касается Священного писания). Человека, воспитанного строгим духовным отцом, "сбить с толку" не так-то просто, а неофитов и "беспризорных" (простите!) - легко! Поэтому авторам надо строже относиться к своим словам и не забывать, что "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся" и не быть невольным искусителем.
Огромное спасибо и низкий поклон Вам, о. Нектарий, за Ваш нелёгкий просветительский труд и заботу о наших душах.
Христос Воскресе!
А вообще по моим наблюдениям наибольший отклик вызывают те тексты духовных писателей, которые содержат четко сформулированное "рассудительное знание", заранее рассчитанное на контраргументацию, которую может привести современный читатель исходя из его мировоззрения и системы ценностей.
К сожалению, в текстах некоторых современных духовных авторов не хватает "миссионерского" глубины проникновения в образ мысли читательских масс, который автору может быть мало знаком, а также иногда недостает точности, тщательной работы с понятиями и проработки логических связок в тексте.
Всегда с интересом читаю Ваши статьи...и часто нахожу в них ответы на свое состояние души.Будто бы мысли на расстоянии:)...от души к душе.Спасибо Вам большое.
Храни вас,Господь !
Для меня о.Нектарий один из авторов прочтение который обязательно.
Пчела стремится на цветок,
А муха на ...
Понять причину этого
Не каждому дано.
Но есть закон природы,
И есть Законы Духа-
Не хочешь жить как пчёлка,
Жизнь прожужжишь как муха.
Обладая свободной волей, данной ему Творцом, человек делает выбор, что является для него приоритетом в данный, исторический момент и на перспективу. А затем реальность вносит коррективы, умножая мудрость или доводя до безумия.
Человек предполагает, а Бог-располагает. Какое семя в душе будешь взращивать, то и прорастёт, такими плодами и напитаешься и других напитаешь.
Простите, если я кого-то невольно обидел, но мне кажется, что во всем, что мы делаем, мы должны в первую очередь искать пользы своей душе. Помоги вам всем в этом Господь.
Батюшка,Вы не представляете сколько людей читают Ваши статьи. Комментарии один из нескольких сотен оставляет, если не меньше. Пишите, очень помогают Ваши слова!
С благодарностью, Сергий.
Это кстати ко многим комментирующим в соц.сетях и не только относится. Я эту мысль давно понял, но вот так точно только сейчас прочитал. Сппасибо Вам за совет!
Вы совершенно напрасно задаетесь вопросом о том, как воспринимают Ваши статьи. Если Вы пишите о наболевшем, о том, что Вас лично тревожит, всегда найдется тот, кому это близко. Впрочем, Вы это и без меня хорошо знаете. Так что и я Вам зазря написала. Впервые в жизни оставляю свой комментарий к публикации. Так Вы меня задели. Я ведь часто читаю именно Ваши статьи.
Вы лучше напишите о том, грех ли брать новый полис ОМС, в котором штрих-код и СНИЛС. Я от него отказалась, и думаю, что лучше умереть, чем принять звериное имя, так ведь, кажется, оно в Апокалипсисе называется.
Я, проживающая свою жизнь в грехах,"иду" на Ваш голос,как слепо(глухо)рождённая. Исправить себя, свои привычки, представления, невозможно без Слова, без такого вот общения в интернете, мы Ваши "интернетприхожане". Дай, Господи, Вам сил, долготерпения, здравия и СПАСЕНИЯ!Низкий поклон Вам, Батюшка Игумен! И помощи Божией в трудах!
"Вот таких то батюшка образно и назвал "мухами" и "пчелами"." и "Вот мне его статья(прежняя, где он обо всем этом и рассказывал) понравилась." Благодарю Вас, Татьяна, за пояснения. Правда мне казалось , что о подобном сравнении было написано в статье Духанина В. и очень корректно, он даже указал, кому именно принадлежит это сравнение (старцу Пасию), но, в принципе, наверное, для Вас какая разница, кто был автором.....
В классе было много мальчишек и,конечно же,шалостей тоже хватало....ну оступился человек один раз,второй-тут же на него вешался "ярлык"хулигана,двоечника,неисправимого и пр.пр.А дети что-одни озлоблялись,другие думали,что так и надо,коль в школе так происходит,третьи просто соглашались со всем.А меня терзал вопрос-ну почему же не пойти навстречу,почему не попытаться понять этого"хулигана"? Я же вижу,что он хороший парень,он страдает,не знает как выбраться из всего этого....а потом и выбираться перестает....Это потом уже,повзрослев,я поняла,что значительно проще поставить "штамп",для этого не надо трудиться,думать,вникать,а вот понять-это же напрягаться нужно,работать....
И вот до сих пор мы "пожинаем"плоды духовной лености и равнодушия....А сейчас все многочисленные средства информации отнимают последнюю возможность напрягать мозги,анализировать,прикладывать сердце...
Вот и получается,что теперь можем либо поспорить(себя показать вернее),либо выразить благодарность,тоже не слишком много говорящую о понимании материала....А ведь заставлять себя понимать-это элементарное честное отношение к умственному труду,как заповедал нам Господь о всяком виде труда-добросовестно трудиться.Дай Вам Бог,отец Нектарий,терпения с нами,неразумными!
И Ваше беспокойство в последней статье-лучшее этому доказательство.
Увы,это беда нашего времени-нежелание понимать,во всем-в прочитанном,в услышанном,увиденном,в отношениях между людьми.Да,многое идет от воспитания в семье,многое от природных наклонностей и склада ума....я эту тенденцию увидела еще в свои школьные годы(а было это в начале 80х),причем шло это напрямую от многих наших учителей(а вернее-педагогов).Хотя в те годы уровень преподавания был все еще высок,и мне,как круглой отличнице,жаловаться вообще вроде не на что,но меня,тогда еще ребенка,ставила в недоумение оценка нашими учителями некоторых моих одноклассников.
старец Паисий Святогорец писал, что пчела, залетая в какой-нибудь двор, минует мусор и хлам и непременно найдёт прекрасный цветок, на который и сядет, муха же, влетая в прекрасный сад с благоухающими цветами, всё равно отыщет грязь и нечистоту. "Так одних можно отнести к категории мухи, а других- к категории пчелы. А вы себя куда относите?"
Кто захочет понять и искать ответы, поймёт и найдёт. Кто захочет задавать лишь вопросы, он и не нуждается в ответе.
Пишу от себя, как я это поняла. У батюшки была статья, когда он образно, чтобы люди поняли, сравнил плохих и хороших людей с мухами и пчелами. Светские психологи,когда помогают пациенту изменить свою жизнь, тоже прибегают к таким вот метафорам чтобы люди со стороны увидели свою проблему и посмеялись над ней и вышли из плохой ситуации. Здесь также. Есть люди, которые во всем видят только плохое, а есть, которые в любой проблеме видят полезное для себя. Вот таких то батюшка образно и назвал "мухами" и "пчелами". Первые ищут все плохое а вторые - созидают. Ведь наша главная задача-спасение своей души, но мы часто игнорируем Евангельские заповеди, "забываем" их, а вот такое образное сравнение сразу напоминает нам, что "мухи" не спасутся. Вот мне его статья(прежняя, где он обо всем этом и рассказывал) понравилась. И теперь прежде чем начать сплетничать и говорить о людях плохо, я вспоминаю эту статью и не хочу быть мухой, разносящей заразу, поэтому или молчу или пытаюсь сказать о человеке хоть что-нибудь хорошее.
ПИШИТЕ!!!
В духовной области очень важно иметь одну "длину волны" с Учителем. Именно по "длине волны" мы и выбираем, кого читать. У меня с Вами она одна. Это просто констатация факта. Потому что я часто читаю Ваши статьи частями, чтобы перевести дух.Так глубоко Ваши слова проникают в душу.
Я совсем не умею писать и решилась написать этот комментарий только потому, что почувствовала в Вашей статье потребность в этом.
В нашем городе прекрасные храмы и хорошие священники. Но именно Вы являетесь той самой веревечкой, благодаря которой я пытаюсь достать чистой воды из глубокого колодца.
Пишите, пожалуйста.
Глубокое признание за труды, за "рожденное жизнью и опытом слово" Ваше, батюшка, и о.Андрея (Ткачева), и о.Павла (Гумерова), и Валерия Духанина, и Димитрия Шишкина....
Вы даете "ключ к уразумению читаемого, к обретению от него пользы", к Вашим творениям возвращаешся, перечитываеш, иногда одно слово, заново прочитанное, оказывается спасительным и есть свидетельство о том, что в душе и жизни необходимую "перемену слово произвело".
Удивительно, но каждый астрономический день по актуальности своих проблем я обретаю их решение через слово на сайте! Слава Богу! Такой же промыслительной оказывается и информация для моих друзей, которые получают эти ссылки на е-mail. Чудо!
В биогеоценозе всегда будут и пчелы, и мухи. Через ленность и др. мы часто бываем теми, которыми не хочем быть. Ваши публикации совершают прогрессивную метаморфозу: из кого-то в пчелу. Не бросайте трудов своих, пожалуйста! Надо, очень надо. Они - воздух, елей, глюкоза, провокация, трезвление, направление пути... Спаси Господи.