«Мы в ответе за тех, кого оттолкнули»

О реальной и мнимой грубости церковных работников

Представляем очередную беседу из книги «О Церкви без предубеждения», на страницах которой игумен Нектарий (Морозов) и Елена Балаян рассуждают о проблемах церковной жизни.

— Одна из самых распространенных обид, на которые жалуются люди, впервые переступив порог храма,— холодность, грубость и даже высокомерие церковных сотрудников. Каждый из них почему-то считает своим долгом сделать замечание человеку, который пришел в храм поставить свечку и сделал что-то не так. И звучит это замечание часто не в форме доброго совета, а именно в форме раздраженного упрека. Что это за странная напасть такая, откуда она взялась?

— Порою люди сами, приходя в храм, ведут себя не вполне корректно. Но, наверное, я бы сделал большую ошибку, если бы об этом стал говорить в первую очередь. Нет, я считаю, что действительно на сегодняшний день люди в храмах сталкиваются с холодностью, невнимательностью, равнодушием. И я бы не стал это никаким образом оправдывать: это действительно беда современной церковной жизни. Это то, на что Господь указывал, как на один из признаков бедственного положения мира,— отсутствие любви, ее оскудение. В Евангелии Он говорит об этом так: По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь[1]. Поэтому каждого верующего Господь спросит о том, в чем его вера проявлялась.

Уже апостол Павел отмечал, что есть люди, которые хотя и носят имя верных, но через них имя Божие хулится, а не прославляется[2]. И если неверующий человек, который хочет получить представление о христианстве в его идеальных проявлениях, должен добросовестно исследовать жизнь святых, а не жизнь обычных, таких же, как он, грешных людей, которыми Церковь наполнена сегодня.

— Вы говорите «любовь охладеет», а человек, приходя в Церковь, об этом ничего не знает и ожидает, что именно в ней он эту любовь найдет, потому что — где же еще? Он ожидает, что любовь эта не будет зависеть от того, насколько он плох или хорош, от того, правильно он одет или не очень. Там, в храме, он ждет безусловного приятия и — не находит его.

— Я скажу вещи, может быть, внешне друг другу противоречащие, но тем не менее одинаково имеющие место. Человек, придя в Церковь, вполне возможно, столкнется в ней и с холодностью, и с равнодушием, и где-то даже с грубостью. А с другой стороны, если проявит немного терпения, обязательно найдет в Церкви и участие, и любовь.

— Да, но до этого счастливого момента дело может ведь и не дойти. Человек решит, что Церковь — это закрытая организация, элитарный клуб, отделенный от всего остального мира высоченным забором…

— И, тем не менее, никому не возбраняется зайти за этот «забор» и оказаться внутри этой «организации». И никто из тех, кто сюда зашел, внутри этого «забора» не родился. Все современные христиане сюда пришли своими собственными ногами, сами сделали этот выбор. И каждый из тех, кто пришел в Церковь, тут же мог убедиться в том, что ничего закрытого здесь нет, что это именно общая жизнь. Другое дело, что многие люди этой жизнью не готовы жить.

— Одну мою подругу очень интересует, почему на все вопросы о том, почему человека в Церкви что-то оттолкнуло или обидело, священники отвечают: «Это вас бес искушает». Не является ли это мистическое объяснение попыткой уйти от ответственности?

— Является, безусловно. Объяснять все действиями бесов, конечно, нельзя. Иначе вообще ни в чем бы не было человеческой вины.

— А еще она жаловалась, что однажды священник ответил на ее вопрос настолько грубо и формально, что она потом долго плакала и в церковь возвращаться не хотела…

— Я согласен с тем, что многие из нас, священников, иногда по немощи, иногда по совершенно неправильному пониманию сущности своего служения, людей от Церкви отталкивают. Да, это есть. И говорить, что этого нет, было бы и неправдой, и большим злом, потому что люди видят, как есть на самом деле, и если мы в каких-то благих целях будем их обманывать, то эта ложь блага не сотворит. Но, наверно, все-таки нужно разграничивать те случаи, когда действительно священник отталкивает человека от Церкви и когда обратившийся к нему просто не готов ничего слышать. Бывает, что человек любое невинное замечание воспринимает с обидой. Поэтому, если учесть степень самолюбия современного человека, то можно сказать, что в некоторых случаях виноваты все-таки не священники, а сами люди.

Понимаете, вот кто-то приходит креститься. Священник говорит, что перед этим необходимо пройти хотя бы небольшой курс огласительных бесед, чтобы понять сущность этого таинства. А человек отвечает: «Мне этого не надо». Священник возражает: «Но без этого я не могу Вас крестить, потому что это будет профанация таинства». И слышит в ответ: «Так Вы меня что, к Богу не пускаете?». Но дело ведь не в том, что мы не хотим кого-то «пускать», и даже не в том, что этот кто-то не соблюдает «наших правил», а просто это лишено смысла. Более того, мы будем за это отвечать — за то, что совершили по формальному признаку то, что должны были совершить осмысленно. И, наверное, соотношение здесь где-то пятьдесят на пятьдесят: в пятидесяти случаях из ста кто-то из нас, священников или церковнослужителей, возможно, человека отталкивает. А в другой половине случаев человек просто не хочет смиряться с тем, что является Церковью, с ее правилами и без чего церковная жизнь невозможна.

— А бывает и так, что человек и рад смириться, и ведет себя очень скромно, а его все равно обижают. Я была свидетелем такого случая: к свечному ящику подошла женщина и робко спросила, как бы ей принять крещение и что для этого нужно. Работница свечного ящика обдала ее таким высокомерным презрением, что я бы на ее месте точно убежала…

— Так, безусловно, тоже бывает. Но если человек, который это услышал со стороны, в той или иной степени церковный, то его долг в этой ситуации подойти к обиженному посетителю и восполнить недостаток усердия и любви работницы свечного ящика. И я считаю, что в данном случае, поскольку Вы были свидетелем этой сцены, Вы и должны были это сделать.

— Каким образом?

— Нужно было подойти к этой женщине и рассказать ей, как готовиться ко крещению, в чем заключается смысл этого таинства и объяснить, что не нужно по этой работнице церковной лавки, которая ей как-то чересчур сухо ответила, судить о всей Церкви, потому что эта работница лишь один из ее немощных членов, но не вся Церковь в ее полноте.

— Мысль о том, люди, которые приходят работать в храм, неидеальны, вполне понятна. Но они ведь пришли на эту работу не только чтобы деньги получать, но и с определенной целью — помогать людям на их пути к Богу. Между тем градус раздражения, которое люди наблюдают в храме, особенно за свечным ящиком, порой превосходит градус раздражения в общественном транспорте. Люди не понимают, почему так происходит, и это ставит крест на их только что зародившейся симпатии к вере и к Церкви…

— Что касается раздражения… Если бы Вы знали, с чем приходится сталкиваться человеку, который стоит за свечным ящиком в храме! Я сам, будучи послушником в монастыре, год или полтора стоял за свечным ящиком — нес такое послушание. Это очень сложная вещь, намного сложнее, чем торговать в магазине, потому что степень абсурдности вопросов, просьб, требований людей порою превосходит всякую возможную вероятность. И необходимость отвечать на это каждый раз не просто корректно, а со вниманием, теплом и уважением очень сильно человека выматывает.

Вот представьте себе ситуацию. Это было лет четырнадцать тому назад… Я стою за свечным ящиком, приходит в храм посетитель с изломанными ушами, с якорной цепью на шее, с глазами человека, который неоднократно видел чужую смерть и сам кого-то убивал. Он подает мне записки для поминовения, и я вижу там имена: Заур, Магомед и дальше в том же духе. А сам человек — русский. Надо сказать, что он у меня сразу вызвал чувство, с одной стороны, расположения и симпатии, а с другой — чувство сострадания, потому что я прекрасно понимал, кто передо мной стоит, и понимал, что если этот человек пришел в храм при всем том, что в его жизни есть и было, наверное, в нем есть что-то доброе.

Я пытаюсь ему объяснить, что на Литургии поминовение людей некрещеных невозможно. А он мне отвечает, что его не интересует никакая «летаргия»: «Я так всегда делал и делать буду». И я понимаю, что наш разговор меньше чем за минуту принимает такой характер, что мне надо отступить назад, чтобы не произошел эксцесс, потому что еще немного, и он мне сделает что-то такое, из-за чего потом тоже будет меня поминать в одной из таких записок либо как тяжело болящего, либо об упокоении.

Тем не менее я потом вышел из-за свечного ящика, пошел с ним говорить. Я не принял у него тех записок, но отнесся к нему с полным пониманием, и все закончилось благополучно. Однако есть одно «но»: он был один в этот момент. А если бы в очереди стояло еще 10–15 человек?

— Да, случай забавный. Но Вы намеренно берете такой крайний пример, чтобы создать яркое впечатление. Можно подумать, персонажи с изломанными ушами и якорными цепями заходят к Вам регулярно…

— Что Вы, «крайний пример»… Вы знаете, что в храм приходят отпевать попугаев? Не верите? Смеетесь? А Вы понимаете, что нельзя смеяться в тот момент, когда Вас об этом просят? Ведь человек, который об этом просит, на самом деле скорбит. Он же не просто так пришел, у него, кроме этого попугая или кошечки, в жизни больше никого не было. Это, как правило, бабушка какая-нибудь. А еще порой приходят люди, которые спрашивают, нельзя ли искупаться в купели для крещения за деньги. И люди нездоровые приходят постоянно. Чего только нет… Многие идут в храм, совершенно не понимая, куда они идут,— с ведром, лопаткой, с детским велосипедом, с банкой пива… стоя в храме, пьют воду «из горла». Им даже дела нет ни до благочестия, ни до благоговения. И человек, который стоит за свечным ящиком, принимает на себя первый удар. Люди изнашиваются от этого.

— Да, все это, видимо, действительно нелегко. Но, наверное, люди, которые идут служить в храм, знают, на что идут. Разве их не предупреждают о возможных трудностях, не настраивают относиться к этому со смирением, как к неизбежному испытанию, данному для духовного укрепления?

— Вы знаете, когда юноша идет служить в ряды Вооруженных Сил, его предупреждают, что на войне стреляют. А когда начинают стрелять, он почему-то падает и накрывает голову руками. И не хочет вставать и куда-то идти.

— Психика — вещь тонкая, с этим не поспоришь. Но иногда сотрудницы храмов очень некрасиво ведут себя даже в тех случаях, когда вокруг ничего к этому не располагает. Я хочу рассказать о случае, который произошел со мной, когда я только начала интересоваться Церковью. Я поехала в Оптину пустынь, чтобы пожить там несколько дней. И там мне захотелось написать записки о здравии, а как это сделать правильно — не знала, боялась ошибиться. И обратилась к пожилой монахине, будучи полностью уверенной, что она мне с радостью поможет: она ведь монахиня, почему бы ей не помочь? Каково же было мое удивление, когда вместо подсказки я услышала гневную тираду, обличающую мою неграмотность. Она говорила с таким раздражением, с такой злобой, что я на секунду забыла, где нахожусь. По счастью, я сумела это пережить, но вот причины такого поступка до сих пор не понимаю. Он выглядит абсурдным и алогичным. Как человек может так разговаривать с людьми, живя в монастыре?

— Дело в том, что пребывание человека в Церкви или в монастыре, даже в течение очень долгого времени, не является свидетельством того, что в его душе все благополучно. Очевидно, что в душе этой монахини благополучия духовного не было. И трудно сказать, было ли ей так плохо в тот момент, когда Вы к ней обратились, или ей вообще в жизни плохо и поэтому она находится в таком состоянии, но факт остается фактом.

Впрочем, интереснее другое. Почему разные люди в одном и том же храме или монастыре находят для себя столь разные вещи: одни — утешение, обретение веры и укрепление в ней, а другие — то, что, наоборот, от веры и Церкви отталкивает? Почему так бывает, что одному Господь дает одно, а другому — другое? Недавно на сайте нашего храма началась некая дискуссия между людьми, которые ходят в один и тот же храм. И вот одна женщина говорила о том, что ей в храме очень тесно, мешает то, что рядом стоят люди, что она, когда хочет поклониться, на кого-то натыкается, а стоящие за ее спиной натыкаются на нее. А другая говорила о том, что ей в этом же самом храме бывает очень хорошо: чувство, что рядом с тобой люди, создает ощущение удивительного единства. Два разных человека говорят об одном и том же, только для одного это плюс, а для другого — минус.

— Видимо, все дело в нашем внутреннем состоянии. Каждый находит в окружающем мире и в Церкви то, что в какой-то мере уже есть в нем самом. Но как объяснить это моей подруге, которая в Троице-Сергиевой Лавре, средоточии российской духовности, стала свидетелем того, как монах выгнал девушку из храма только за то, что она была без платка. Подругу это шокировало. Она не понимает, почему какой-то внешний атрибут может привести к такому радикальному повороту событий. Недавно она призналась, что до сих пор боится Церкви и что ей легче молиться дома у икон, чем ходить в храм, где она натолкнется на грубость и непонимание. До какого состояния, спрашивается, надо довести людей, чтоб они начали бояться Церкви? Наверное, прав был английский писатель Честертон[3], сказав, что самым сильным доводом против христианства являются сами христиане…

— Нет никакого оправдания тому, что сделал монах, выгнав эту девушку из храма, потому что фактически он выгнал человека, который пришел не к нему, а к Богу. Бывают ситуации, когда человека необходимо вывести из храма, потому что он просто нехорошо себя ведет или пришел в храм в купальном костюме. Но случай, Вами рассказанный, не из этого разряда.

— Но почему не все монахи и не все церковные сотрудники, живя в самом сердце Церкви, это понимают?

— По той причине, что все мы люди, испорченные грехопадением и находящиеся в состоянии грехопадения. И выход из него, исцеление человека — это процесс очень долгий и очень мучительный. И, с одной стороны, когда кто-то из нас встает на пути человека, который идет к Богу, и отталкивает этого человека,— это преступление, которое не имеет оправдания. А с другой стороны, и на пути каждого из нас — каждого священника, каждого мирянина — в свое время тоже кто-то вставал, кто-то гнал нас, поступал с нами жестко, невежливо. Но что-то подсказывало и моему сердцу, и сердцу многих других людей, которые пришли в Церковь и служат в ней, что настоящее в Церкви — это то, что есть в ней хорошего, доброго, святого, а ненастоящее, чуждое ей является просто чьей-то бедой, а то и трагедией. Естественное чувство, естественное желание человека, который понимает суть этой проблемы,— это прийти в Церковь и вести себя богоугодно — благоговейно, благочестиво, быть любящим, милующим, помогать другим. И это опять-таки единственный способ помочь исправить что-то в Церкви. И поверьте, если человек будет искать в Церкви правильное, нужное, духовное, он это найдет.

— В вашей епархиальной газете «Православная вера» как-то появилась статья под названием «Мы в ответе за тех, кого оттолкнули»[4], где был приведен вопиющий, но уже не удивительный в контексте нашего разговора эпизод: пожилая «всезнающая» свечница безо всякой деликатности требует от молодой женщины, плачущей перед образом Богоматери, встать с колен, потому что «от Пасхи до Троицы не положено». Так кто все-таки эти «мы», которые ответственны за подобные вещи? Прихожане? Сотрудники храма? Настоятель?

— Тут, с одной стороны, безусловно, первостепенна ответственность настоятеля. И наверное, никто из нас не сможет оправдаться занятостью или другими уважительными причинами, если у нас за свечным ящиком стоят работники, которые людей от Церкви отпугивают. При этом могу сказать, что любой настоятель, как бы занят он ни был, рано или поздно об этом все равно узнаёт и исправляет это положение: сначала напомнит сотруднику, что он был ознакомлен со своими обязанностями, трудностями и особенностями деятельности за свечным ящиком и согласился нести это послушание, которое в Церкви на самом деле является очень ответственным, со вниманием и участием ко всем посетителям, считая делом чести умиротворить каждого, невзирая на его настроение. Если же взаимопонимания добиться не удается и все остается по-прежнему, то с человеком надо без колебаний расставаться и заменять другим.

— А Вам самому приходилось увольнять людей по упомянутым причинам?

— Могу привести совсем свежий пример. У нас рядом со строящимся Петропавловским храмом действует сейчас временный храм, и там, естественно, кто-то постоянно стоит за свечным ящиком. И вот однажды я беседую с директором находящейся по соседству школы, и она рассказывает о том, что и она, и некоторые ее коллеги раньше этот храм посещали, но потом перестали туда ходить, потому что как-то раз она зашла в храм после работы, у нее была с собой папка с какими-то финансовыми документами, и, как это порой бывает с человеком во время молитвы, она настолько обо всем забыла, что оставила там папку и ушла без нее. А потом, вспомнив, отправила за ней своего секретаря. Та пришла, попыталась эту папку забрать и столкнулась примерно с такой реакцией продавца за свечным ящиком: «Зачем ты сюда пришла, с такими ногтями и с такой прической? А вот эта, которая перед тобой приходила, это директор вашей школы? А чего она с такими ногтями и с такой головой сюда ходит? Вам что, делать больше нечего?». И тотчас, выяснив, кто это был, я эту сотрудницу увольняю, причем увольняю показательно, объяснив всем остальным, за что она уволена.

— А как сама женщина объяснила свое поведение?

— Абсолютно неважно, как она будет это объяснять: просто таким людям не место в числе сотрудников церковных структур. Я нашел трех человек, которых она, что называется, отвадила от посещения храма, а о скольких еще мы не знаем? Мы просто не имеем права таких людей оставлять на подобной работе, потому что они будут приносить вред Церкви, людям и, конечно, себе. И сострадание к этому человеку здесь должно проявляться в том, чтобы лишить его возможности губить и свою душу таким образом. К чему я это говорю — к тому, что в Церкви нас всех терпит Господь, и мы должны терпеть друг друга, но непосредственно на ниве церковного служения должны оставаться те люди, которые, по крайней мере, не причиняют вреда приходящим в Церковь.

— А Вас самого, когда Вы входили в церковную жизнь, сильно задевали проявления грубости и холодности или Вы спокойно к этому относились?

— Как ни странно, да — относился к этому вполне спокойно. И не по причине того, что я человек изначально несамолюбивый и неранимый — отнюдь. Просто главное заставляло забывать обо всем второстепенном. Кроме того, мое глубокое убеждение, что обращению человека к Богу должно обязательно сопутствовать чувство покаяния пред Богом: именно с него начинается наша вера и с призыва к нему — евангельская проповедь[5]. Если покаяние в начале церковной жизни у человека отсутствует,— значит, по большому счету его христианская жизнь еще не началась или началась, но совершенно неправильно. А чувство покаяния, чувство того, что ты сам никуда не годишься, заставляет забывать о недостатках других и видеть человека как бы «сквозь» них.

[1] Мф. 24, 12.

[2] См.: Рим. 2, 24.

[3] Гилберт Кит Честертон (1874–1936 гг.) — английский писатель и мыслитель, один из мастеров детективного жанра.

[4] См.: http://www.orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2006/18/14.html

[5] См.: Мф. 3, 2.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Образ Церкви на телевидении Образ Церкви на телевидении
Игум. Нектарий (Морозов)
Образ Церкви на телевидении «Запоили святой водой…»
Образ Церкви на телевидении
Игумен Нектарий (Морозов), Елена Балаян
О том, в каком виде телевидение показывает Церковь, стоит ли священнику ходить на ток-шоу, рождает ли читательский спрос предложение или дело обстоит с точностью до наоборот.
«О Церкви без предубеждения» «О Церкви без предубеждения»
Беседа с авторами книги
«О Церкви без предубеждения» Острые вопросы и честные ответы
Беседа с авторами книги «О Церкви без предубеждения»
Антон Поспелов
Искреннее желание разобраться в том, что смущает, а порой и отталкивает от Церкви «внешних» людей — со стороны светского журналиста, готовность отвечать на любые, в том числе, и болезненные вопросы со стороны священника, — характерные черты данного издания.
«В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога» «В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога»
Священник Михаил Богатырев
Была промозглая ранняя весна, я замерзла и автоматически спрятала руки в карманы куртки, чтобы немного согреться. Не успела я так простоять и пары минут, как ко мне подошла женщина в монашеском одеянии и сказала, а точнее, выкрикнула, что в святом месте православному человеку не положено держать руки в карманах. Сделано замечание было в довольно грубой форме, к ее критике охотно присоединились некоторые прихожане. От удивления я даже не смогла что-то ответить, а вместо этого стыдливо опустила голову. Было обидно до слез.
Свечи на вынос Свечи на вынос
Валерий Мельников
Свечи на вынос Свечи на вынос
Рассказ
Валерий Мельников
В церковной лавке толпились люди. Брали в основном свечи. Молодая женщина попросила десять штук восковых. – Простите, вы ставить будете или с собой хотите взять? – спросила работница лавки. – С собой. – А можно узнать, для чего? – Да вот дочка болеет, бабушка лечить будет. Воск отливать.
Злая Даниловна. Рассказ Злая Даниловна. Рассказ
Ольга Рожнёва
Злая Даниловна. Рассказ Злая Даниловна. Рассказ
Ольга Рожнёва
– Батюшка, вот говорят и пишут про злых церковных старух, наша Даниловна и есть такая. Она только людей распугивает. Ну почему, почему человек всю жизнь в храм ходит и такой злой? – Злой, говоришь? А давай мы её выгоним! – ответил отец Василий. – Как это выгоним? – опешила Ольга. – Очень просто, выгоним, и все дела!
Комментарии
Андрей31 июля 2022, 13:17
Вспомнился случай из жизни: был на службе в одном из киевских храмов на "православный женский день", то есть День жён-мироносец. Во время службы батюшка с горечью обратился ко всем женщинам в храме, говорит мол куда подевалось ваше женское смирение, ваша доброта, забота и женственность? И привёл пример, как в церковном чате женщина, которая только пришла в храм и начала воцерковляться, задала простой вопрос. А на неё налетели как коршуны и просто заклевали, и что самое важное - это сделали только женщины. Вряд ли она потом пришла в храм. А батюшке пришлось корвалол потом пить из-за душевных переживаний. К сожалению, многие женщины впали в гордыню. Потому и мужчин (да и женщин) мало в церкви.
раба Божия тамара21 мая 2021, 23:21
В начале 70-х отмечали первомай у одноклассницы на дому(десятый класс)уже ночью кто-то предложил: Пойдемте в церковь-сегодня же Пасха!Часовня была на кладбище и сразу же вспомнилось- пожружка говорила:- Носят куличи по могилкам,а нам-Съешь, внученька,освященный.Прошли сквозь ряды сидящих бабушек с узелками белыми с куличами, толпа в церкви аж на крыльце.подружка покрепче проложила дорогу,я зашла и остолбенела: яркий свет, всё золотом сияет, свечи горят, нежный запах ладана,поют, радостные лица,кто-то тронул за плечо даёт свечку: Передайте Николе.А я не понимаю.Мужчина взял и подоброму сказал: комсомольцы на экскурсию пришли.Стыдно стало,вышла,всего пару минут была,а подруга: что так долго?
Евгения24 июля 2018, 22:47
Я СОГЛАСНА С ИГОРЕМ.Потому что нет никаких своих, каждый приходит, молится, причащается и уходит сам по себе. ВТОРОЕ НЕ У ВСЕХ ЕСТЬ ВРОЖДЕННОЕ ЧУВСТВО ТАКТА ОБЩЕНИЯ. Я УВЕРЕНА ЧТО БОЛЕЕ ЗДОРОВЫМ В ПСИХИЧЕСКОМ ПЛАНЕ ЛЮДЯМ ЭТО НЕ СОВСЕМ ПОМЕХА. НО ПРОСТО ЧАЩЕ ТЕПЛА И УЮТА ЖДУТ ЛЮДИ ИМЕННО ЛИБО ТРАВМИРОВАННЫЕ ЛИБО ТАК СКАЖЕМ НЕ СОВСЕМ ЗДОРОВЫЕ. ДАВАЙТЕ ПОКА ПОВРЕМЕНИМ ПОЖАЛУЙСТА С ТЕРМИНАМИ И ПОНЯТИЯМИ ГОРДОСТЬ И ПРЕТЕРПЕТЬ.
ВОТ ИХ ЛЕГКО ОТВАДИТЬ ИЛИ НАПУГАТЬ, А ВЕДЬ ПРАВДА ОНИ ПРИШЛИ К Богу, а не за твоим советом. ну уж если хочешь помочь, обратись так как хотел бы чтобы обратились к тебе или к твоей может престарелой маме или твоему ребенку. хотя чаще кричат сами немощные духовно.
Александр18 октября 2017, 15:51
Пугает не хамство, а полное отсутствие внимания! Я год ходил в церковь и ко мне ни разу никто не подошел просто поинтересоваться - зачем пришел, может подсказать что-то. В результате я бросил это занятие - зачем без толку время тратить - все равно ничего не происходит.
Димитрий15 июня 2016, 09:02
Священник - слуга каждому к нему пришедшему человеку, вся его жизнь - служение, "Служение в Любви Божьей". И если кто из пришедших чего-то не знает, то пусть священник для себя уяснит - какое либо незнание человека о поведении в храме, молитве или в чем ином - это мой недочет! Я будучи священником ОБЯЗАН стать полезным для самого грешного "пришедшего" ко мне. А, если кто из рукоположенных считает иначе, то беда. Веры, Надежды и Любви вам братья и сестры.

P.S. От себя добавлю: Среди "случайных" людей встречающихся вам (нам) в повседневной жизни часто бывают Ангелы, так что как говорят Отцы Церкви - "В КАЖДОМ человеке надо видеть Ангела", это не только метафорический образ для отношения к ближнему, но и вполне практический Мудрый Совет Божий.
С Богом! Ангела Хранителя вам!
Михаил18 ноября 2015, 10:04
После первой попытки принять таинство Крещения прошёл год, прежде, чем предпринял вторую. Здесь нужно, конечно, понимание со стороны священников, что в Храм люди приходят совершенно больные духовно и то, что может показаться смешным и нелепым для "опытных" христиан, является серьёзным и важным для тех, кто первый раз пришёл в Храм. Это также, как если бы врач отказался лечить больного, потому что он не может поставить себе градусник (кажется нелепо, но для тяжело больного это проблема). Впрочем, я полагаю, что для нас, прихожан, более важно то, чтобы мы своим поведением не отталкивали людей от православной веры поступками и словами не только в Храме, но и за пределами Храма.
Марина19 августа 2015, 10:06
Я в храм случайно попадаю
(отрывок)

Я в храм случайно попадаю и не ропщу – благодарю
Я правил ни каких не знаю и молча про себя молю
Прости Отец, я правил здешних здесь не знаю,
И понимаю лишь одно, должна вести себя здесь тихо.
И в большом - лишь уваженье: к всем тем, кто здесь уже давно.
И Ты мой Бог сказал однажды:
- Не бойся и тихонечко войди, и не чему не удивляйся,
Поможет лишь посланник мой тебе. Все разные вы здесь на свете,
И лишь прошу, не рассуждай и не суди.
(3 ангела)
Евгений15 октября 2013, 08:59
я на исповеди сказал о своем грехе,что вошел в запой прибавив при этом что чуть не умер выходя из него.Священник мне сказал что лучше было бы что бы помер.Меня покоробило от этих слов.Прав ли он.
Екатерина22 сентября 2013, 22:02
Дело хорошее и спасительное для души - в церкви работать . Надо бы перед началом такого дела отслужить молебен.
А в целом, считаю, не надо делать замечания никому. И если делать - то так, словно разговариваете с королём или королевой. Где-то я читала рассказ про грубого человека, который стал вежлив и приветлив , когда ему сказали, что каждый встечающийся ему - король.
А лично я несколько дней поработала помощницей в свечном ящике, и ощущения остались радостные, хотя приходили люди разные и с разными вопросами. А мне и свечнице очень было приятно отвечать на их просьбы и вопросы, даже появилось чувство творческого порыва, но и некоторое чувство своей беспомощности.При этом я поняла, что без Божией помощи в жизни не обойтись.
Ксения20 сентября 2013, 12:08
Спаси Господи!
сама была в ситуации вот такого человека, первый раз пришедшего в храм, и неласковость ко мне тоже была, но меня это ни сколько не оттолкнуло. Думаю,свечниц очень поймут люди, которые работают с очередями ежедневно. Это очень тяжело. Тогда, в первый раз, я не смутилась, ведь я к Богу пришла, в конце-концов к священнику за советом или разговором, а не к свечнице. Она тоже человек, как и все, и ежедневно выслушивать и видеть "глубокое неверие и язычество" у приходящих в храм, тоже задача не из легких, не говоря уже о элементарной усталости от бесконечного потока людей. То, что человек - христианин не означает, что у него всегда бесконечное терпение и отсутствие скорбей в личной жизни, не каждому дано терпение, но каждый христианин должен к этому стремится. Когда в первый раз приходишь в храм, равно как и в тысячный, ты приходишь к Богу, ты приходишь помолится, исповедоваться, Причаститься, и это должно быть главным.
а те, кто уходят в первый же раз после грубости свечниц - это люди, которые пришли в храм просто так, и если не свечница, их бы оттолкнул кто-то еще, вплоть до того, что они не нашли иконы святого в данном храме, которому хотели помолится и уйдут такие люди, не желая слушать о Христе.
не вините свечниц, задумайтесь над тем, какие вы сами христиане, если пришли в храм через 10-40 лет после крещения, прожив жизнь без Христа и Церкви, вышедшие сейчас из храма просто от того, что у вас не хватило терпения улыбнутся в ответ...
Тамара16 сентября 2013, 15:17
"Я сам, будучи послушником в монастыре, год или полтора стоял за свечным ящиком — нес такое послушание. Это очень сложная вещь, намного сложнее, чем торговать в магазине, потому что степень абсурдности вопросов, просьб, требований людей порою превосходит всякую возможную вероятность. И необходимость отвечать на это каждый раз не просто корректно, а со вниманием, теплом и уважением очень сильно человека выматывает." Сложно потому, что забываем о заповедях. Например,:"возлюби ближнего своего как самого себя".
р.Б.Алексий12 августа 2013, 12:51
Ключевым в этой статье выделил бы последний абзац. Возможно, что со всеми были такие случаи, либо лично, либо видели со стороны, это как раз те моменты, когда своей реакцией проявляются внутренние приоритеты человека, его уровень развития и веры. Кто заметит это в себе и на первое место Любовь, тот переходит дальше в следующий класс возрастать, кто нет остается на второй год.
Спаси Господи!
Сантехник28 июня 2013, 18:07
Ув. Максим!
Я случайно только что забрался на это обсуждение – думал, оно уже закончено – и вдруг услышал Ваше мнение о мои словах… Не ответить было бы чёрной неблагодарностью – хорошее слышишь редко…
Если мой ответ на Ваш вопрос несколько не совпадает с авторским ответом – у Вас есть реальная возможность сравнения…
*
Я привык к таким ответам со стороны священства на мало-мальски сложные вопросы: молись, крестись, исповедуйся, чаще причащайся, живи по Заповедям Божиим… /Вопросы типа – из какой глины сделаны кирпичи в Храме Василия блаженного меня не интересовали…/.
Такой ответ, конечно, верен… Нечего возразить…
*
Ну, а теперь позвольте на Ваш вопрос ответить Сантехнику – Если я правильно Вас понял, Вас интересовал вопрос – где взять любовь, причем в большом количестве. И как её не утратить, делясь ею ближним…
Дело в том, что существует такой духовно-нравственный закон: «Чем больше любви ты отдаёшь – тем больше ее у тебя становится»… Он несколько не стыкуется с обычными балластными соотношениями нашей жизни – но в духовном мире действуют иные законы…
Если я не прав – священство поправит… Подстрахуйтесь на всякий случай…
Пример-подтверждение: – несколько сказанных Вами в мой адрес приятных слов – и тут же ответ по другому духовно- нравственному закону - закону благодарности - «Благодарю».
Сантехник.28.6.13.
Лариса26 июня 2013, 12:37
Cергею Ка:
..с Иудой и Пилатом вы загнули конечно.

Никто не оправдывает хамства - ибо проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением. Речь идет о личной, так сказать, стрессоустойчивости. Чтоб люди не бежали (а скорее - гордо не уходили) всякий раз как на них не так посмотрели!
А что же будет если объявят гонения за слово? Так страшно читать о мучениках. А тут - накричали. Эка невидаль.

Вспомните кровоточивую женщину - ей нельзя было по закону прикасаться к людям будучи в нечистоте. Законы в Ветхом Завете суровые были, не то, что сейчас. Но она прошла через толпу и получила не только исцеление, но и прощение.
Более яркий пример: когда язычница бежала за Христом и просила исцелить ее дочь. Что сказал ей Владыка? Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Негоже забрать хлеб у детей и дать его... псам.
- Это я-то пё-ёс!? - должна была воскликнуть она. Что же в ответ? Смирилась мать и дочь моментально получила исцеление. Любовь к дочери перевесила задетое самолюбие. По толкованию отцев дочь, в сакральном смысле события, - это наша душа.

Мое упражнение от таких искушений, я про себя произношу две фразы: "А не Христос ли испытывает нас?" (слова одного из святителей) и "Что тебе до него? Ты иди за Мною" (Ин). Помогает.
Владислав22 июня 2013, 19:15
Простите братие, продолжу.
Подавляющее большинство из нас хотя и считаем себя воцерковленными православными христианами, но ведем себя как новоначальные и едва делающие первые шажки к познанию истины Евангелия. Поэтому и с той, и с другой стороны свечного ящика мы чаще всего одного духовного калибра, если так можно выразиться. И у всех нас один и тот же грех - гордыня. Наверное было бы полезным, чтобы батюшки почаще беседовали с работниками храма ко их смирению, к терпению и братолюбию. Ведь у свечного ящика стоят не как торговцы, но как стражи у врат, и от этого никуда не деться. Может ту показательно уволенную работницу достаточно было перевести на более легкое послушание, не связанное с непосредственным общением с прихожанами. Но не оставлять ее в таком гибельном состоянии. Спаси Господи!
Владислав22 июня 2013, 19:14
Как-то сердце защемило от рассказа. Грубость за свечным ящиком от разных причин бывает. Хотя обиженному все равно, его ранили и он уже готов к отмщению. Одно неверное, грубое, невзвешенное слово может превратить мир в поле брани. Это бывает всюду, но мы особенно к этому ревностны в нашей последней твердыне, в нашей крепости - Церкви, куда многие пришли как к еще неосознаваемой защите от мира сего, как к будущему спасению. Но именно та же ревность обуревает душу и мысли служащей у свечного ящика женщины, которая в храме находится ровно по той же причине, что и остальные, даже заглянувшие впервые. У нее самой в душе идет гигантская работа в поисках праведного пути. Она так же в мирской суете несет скорби и не ищет утешения. А придя в храм не имеет возможности внимать церковной службе, и даже во время величайших тайнодействующих молитв вынуждена выслушивать от посетителей требования "побыстрее продать".
Татьяна21 июня 2013, 14:29
В продолжение
Я каждое воскресение в храме с 7 до 16-00, служу в Церковной Лавке и провожу катехизаторские занятия/беседы, в остальное время- руководитель крупной производственной компании, с ненормированным рабочим днем. Бывают ли мной недовольны и считают грубой? Думаю что да: ну ни как не хотим мы даже слышать про исповедь и причастие, ни знать о Боге, готовиться к Крещению..Дайте нам амулет, оберег от колдунов, хотим в кошелек икону положить, что бы деньги всегда были, ну не могу я записать что на обучении были те кто не был, и нет в нашей ЦЛ книги про Славика Чебаркульского, как и в прочем другой литературы, которая не прошла Издательский совет , не могу продать Молитву Тибетский монахов, и выдать текст молитвы Запрещения и порекомендовать батюшку для отчиток и.т.д. т.е. «отпеть попугайчика», но не слышать, ни знать ПОЧЕМУ мы не хотим… И это горько.
Татьяна21 июня 2013, 14:27
Спасибо, батюшка за умную и глубокую беседу. Мы любим и читаем ваши книги…..
Дорогие братья и сестры, которых обидели, не так сказали, нагрубили , не пустили в боковой вход, попросили выключить мобильный телефон во время чтения Евангелия и.т.д. , приходите служить в Храм. Вам будут рады в любом нашем Храме, в любом городе, селе. Не то, что образованных и церковно грамотных, даже просто желающих помыть, подмести, помаду с икон убрать, подсвечники почистить, двор от снега убрать, и.т.д. зачастую не хватает. Приходите в свободное от работы время, в дождь, снег, жару, когда болит спина, ноет сердце, против муж, мама, позади 5 тяжелых рабочих дней с подъемом в 5 утра и возвращением в глубокой ночи… Приходите не за деньги, а во Славу Божию, как служит большинство из тех, кого я знаю. После работы, в выходные, в праздники- вместо дачи, клуба, смотрения сериала и покажите нам, служащим Храмов, своим примером КАК надо, без «косяков»... Нам всем не хватает любви, даже к своим ближним…. И это не болезнь Церкви, это болезнь общества, нас…
Максим 12 июня 2013, 20:53

Сантехнику : сказано вами емко и в самую суть! О.Нектарий цитирует , что любовь оскудеет . Оскудела . Вот причина и следствие. И следствием оскуднения любви будет и выгорание "церковных работников" (подобно "выгоранию" медиков - хотя на некоторых это почему то не действует) , а затем и черствость и грубые ответы и плавный уход самих православных, тех 90%, из Церкви.
А люди то уходят !!!Понимаете ! реальная проблема , огромная! Пришли люди поплакаться - ну не к кому больше идти (Придите и утешу вас!!) и вместо утешения - грубость. Какая обида у людей! Они же потом каждый еще двадцати человекам расскажут куда шли и что получили. Они же говорят: никогда мы больше туда не пойдем!!! В интернет кто-то напишет - чего только плохого про Церковь там не написано ! А сколько людей ушло - здесь у каждого высказавшегося есть пример такого ухода.
Батюшка о.Нектарий говорит - каждому православному нужно восполнить недостаток внимания к новопришедшему в храм, если на ящике не так ответили . Это первое.
Второе и главное - где брать любовь в большом количестве???
чтоб самому не выгорать и еще на других оставить?
Инал11 июня 2013, 21:33
церковь всё ещё достаточно закрытая организация, стать в приходе своим непросто, ну и про равнодушие тоже правда.
о. Нектарий постоянно пытается оправдать откровенные и недопустимые "косяки" служителей церковных, хотя честно признает проблемы. а журналист молодец, в ее вопросах не было елейности, она трезво и упорно докапывалась до сути. хорошее интервью.
Сантехник 9 июня 2013, 10:27
Знаете, ув. Авторы! Честно говоря меня не сильно беспокоят проблемы современного Православия, такие как:
- церковный язык; - «бешенные пуськи»; - патриаршие часы и «датые» священники; - «познериты» – гельманы, гузманы…; - «кочетковцы»; - «яйца с глазами»; - «урано…»; - стояние в храмах на больных ногах; - равнодушие клира к вошедшим или случайно заглянувшим в Храм; - одиночество как мирян, так и священства; - маловато реальных дел при изобилии нравоучений-проповедей; - интернетовские ложь и провокаторы…
Меня не очень «достаёт» и то, что священство не говорит прямо: ну, есть неразрешимые проблемки, мы их частично знаем, придёт время - разберёмся... И меня не сильно раздражает даже то, что с каждым днём подобных проблемок становится всё больше и больше…
А вот что действительно серьёзно – так это то, о чём говорил Шатов - 1% храмовых христиан и 90% православных верующих, оказываются вне Храма... Всё ли необходимое из возможного было сделано и делается для попытки спасения этих 90%?! ВОТ ЭТО – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОБЛЕМА!!!
Есть такой принцип: как только будет найдена и исправлена основная, корневая ошибка, то автоматом исправляются все те, которые из неё следовали… Не знаю, понятно ли высказался – извините, если ошибся… 9.6.13. Сантехник.
Cергей Ка. 1 июня 2013, 14:17
На то и щука, чтоб карась не дремал?... Этак мы скоро и Иуду с Пилатом оправдаем, "без них же спасения человечества не произошло бы!" Давайте оставим иезуитство и грех назовём грехом. Где зло называют добром, там нет Христа.
Лиза 1 июня 2013, 05:02
А вообще, не надо никому замечаний делать, за исключением буйного поведения. Человек, кому надо, сам все поймет со временем. А если ему пока не надо, то и будет себе тихонько идти своим путем. А если подумать, мы тоже Бога обижаем, что не о молитве думаем, а о внешнем на Богослужении. Только Бог силен привести к себе человека. Если мы стали в этом проводниками, хорошо, а так- самонадеянно думать, что наши объяснения помогут кому-то уверовать. Я просто помню, когда я пришла в храм по-настоящему, я отчетливо видела, какая разница между красотой Там и на земле. Нам не по силам создать самим веру, тем более, для другого человека. Надо просто чутко следить, когда Бог его ведет, стать этим проводничком, а не изолятором.
Лиза 1 июня 2013, 04:43
Дорогие братья и сестры, недавно пришедшие в храм. Если вы зашли в храм, постарайтесь одеться как подобает. Если не получилось в этот раз, а очень нужно, то заранее приготовьтесь, как в полный трамвай зайти. Может, и обойдется, а если нет, не дрейфите, держите удар, но без хамства. Помоги всем Господь!
Игорь 1 июня 2013, 02:22
Это только внешняя сторона проблемы. Внутренняя проблема в то, что человек, даже "воцерковлённый", не чувствует себя в церкви "среди своих". Потому что нет никаких своих, каждый приходит, молится, причащается и уходит сам по себе. По существу, нет никакой приходской жизни, если не считать суету этих "церковных сотрудников", считающих, что они и есть приход. Проблема, видимо, здесь в том, что не успев толком возродиться, русская православная церковь уже явно показывает признаки упадка. И как бы победно не звучали заявления о том, что большая часть населения страны - 60% - считают себя православными, регресс налицо. В церкви нет творческого духа, у воцерковленных напрочь отсутствует креативность. Среди священства и прихожн доминирует серость и безграмотность. Стремление скрупулёзно выполнять обряд, следовать раз и навсегда застывщему ритуалу - и больше ничего. Причина в слишком стремительном росте церкви, количество в ущерб качеству, масса случайных, своекорыстных людей и среди священства и среди прихожан. Да, РПЦ возродилась, но в облике церкви века 19, в образе формализма, бюрократии и безверья.
Василий Украинец31 мая 2013, 23:30
@@@Я не раз сталкивалась с проявлениями грубости и нетерпения работников в храме@@@

А с проявлениями грубости и нетерпения в магазинах, учреждениях, в транспорте, на улице, в школе, на лестничной площадке и т.д. вы не сталкивались? Да это просто воздух такой! А он всюду одинаковый что в храме что в горсовете!

При чем здесь Церковь??
Лариса31 мая 2013, 18:14
От Иоанна Крестителя до сего дня Царство Божие нудится и нуждцы восхищают его... Хамство - далеко не самое страшное, что подстерегает человека на пути к спасению. Неужели мы сами никогда не нагрубили и были всю жизнь паиньками? Чем грешим, тем и наказываемся. И меня тоже толкали, грубили, отчитывали при всех и громко! Поняла, что нужно изучать с внешней стороны церковный устав, а с внутренней - потерпеть полезно. Тем более что и священники, и бабушки тех, кто часто ходит примечают и претерпевших до конца, так сказать, уже не ругают.
Татьяна31 мая 2013, 14:48
Мне хочется и немного заступится и даже поблагодарить некоторых людей делающих замечания. После них я точно уже раз и на всегда запоминаю что делать нельзя. А если попробовать отнестись к замечанию со спокойствием и благодарностью( хоть и трудно, и обидно, что греха таить) то вскоре видишь обратную реакцию. Мне однажды в храме сделала замечание женщина. Я сумку поставила на пол а в это время священник обходил иконы с кадилом(на вечерней службе), я сама отошла а сумку не забрала. А утром подходит ко мне женщина приятная пожилая и просит извинить за то что она мне замечание вечером сделала.И просит очень искрене. Я ей очень благодарна. И таких случаев не один. Просто они потихоньку нас научают внешним моментам поведения в храме Божием. А духовное становление и развитие конечно же у каждого свое.Слава Богу за все!
владимир31 мая 2013, 03:58
чтоб любить ближнего нужно самому ету любов выстрадать- об таком опыте-поделился святой преподобный силуан афонский в своих дневниках.как говорили раньше русь крещена-но непросвещенаю много хамства в миру и холода вобщении между православными \о таких последствиях общения рекомендую поч в книге\знаю я силу иконы целительной-изд почаевской лавры если человек грубо и нетактучно указывает другим как себя вести в храм это уже не любовь а признак гордыни
Тамара30 мая 2013, 18:35
благодаря вот такой "злобной"бабушке (моя собственная бабушка:) я впервые в Храме смогла искренне помолиться Богу. И руки я не так держу и не так всё делаю и вообще я позорище...Доведённая до слёз я отошла подальше, уставилась на Образ Спасителя и молилась ...и Он ответил на молитву :) Спаси Господи мою Бабулечку :)Самое главное не забывать что в Храм мы ходим к Богу . А, вкусив от Святых Даров мы возсоединяемся в Едином теле Христа :) Христос Воскрес
Людмила30 мая 2013, 17:37
Как правило большинство жалующихся - люди невоцерковленные и всегда нужно выслушать две стороны. Ecли вам нагрубили или если вас оскорбили, всегда можно обратиться к настоятельно и разрешить эту ситуацию. Если церковный работник повел себя недостойно, я не думаю, что настоятель будет его покрывать. Но как правило, невоцерковленные люди воспринимают любое замечание или просьбу, как оскорбление, и тут нужно задуматься, а для чего вы пришли в храм? Люди, которые хотят море внимания и вежливости к себе, сами ведут себя недостойно. Часто видишь, даже при малом замечании, вспыхивают от гнева и недовольства. В церкви есть свои правила поведения и их нужно соблюдать. Хотите этому научиться -вам нужно терпение и все получится. Если душа тянется к Богу, то человек будет хотеть чему то научиться. А если человек пришел раз в год и ищет причину, чтобы больше не приходить, тогда это его проблемы. Нужно работать над своей гордостью и эгоизмом За смирение и терпение Бог вам воздаст во сто крат. Божией вам благодати!
Ирина30 мая 2013, 17:01
С замечаниями "бабушек"мне тоже приходилось столкнуться,хотя я и сама уже "тётенькой "в храм пришла...И обиды в душе были,но и правоту работниц я тоже ощущала-они ПРИХОЖАНКИ,а не ЗАхожан ки и опыт свой трудом и ЖЕЛАНИЕМ приобретали!Тут каждый по своей мере получает,какой САМ меряет.Характер у меня обидчивый но и грубости кругом достаточно,ведь от людей исходит...Главное-НЕ ВТЯНУТЬСЯ В ЗЛО!Я потом на собственном опыте убедилась,как это непросто-пришлось поработать в иконной лавке по благословению настоятеля во Славу Божию.А если Бог позовёт,много чего претерпишь и похуже,но не отступишь!Так что простите тем,кто невольно злом заразился и пожалейте их -вот и сохраните закон Христов...если твёрдо решили с Богом быть...Помогай Вам ГОсподь и Пресвятая Богородица!А уж храм себе каждый может выбрать,благо-сейчас с этим проблем нет!Хо-тя есть места в отдалённых регионах,где такого выбора нет.Но ведь мы не выбираем себе место рождения и родителей тоже,а ведь они нам иногда ах как не нравятся...
Ольга30 мая 2013, 13:54
Спаси Господи! Сталкивалась с грубостью в храмах. Думала про себя:"Обидно, больно, но заслуженно." Понятно, что сама не без греха. можно и пережить. Но довелось мне побывать на службе в Раифском Богородицком монастыре в чистый четверг. Я впервые в жизни поняла всей душей, что Господь любит меня такую, какая я есть. Столько любви, теплоты и доброты было на службе! Все было пронизано любовью. Лучший день в моей жизни! Я так потрясенно плакала! Вспомнила и снова слезы...За все Слава Богу!Слава Богу за скорбь и за радость!
мнение29 мая 2013, 22:39
Можно много писать об обидках, но ведь нужно каждому иметь чувство элементарной ответственности за свое поведение в Божием Храме. Обижаются чаще всего захожане в любое время дня, а надо бы все свои интересы справлять до начала служб чтобы не мешать воздавать общие молитвы. Книжица Первые шаги в Храме может помочь избежать ошибки.
Иван Х.29 мая 2013, 20:47
Спасибо отцу Нектарию за тему.
Убедился ещё раз в инфантильности современных половозрельцев.
Кричат смешные: Долой свечной ящик!
А если убрать, готовы ли они на Пасху молиться во тьме (за электроэнергию не уплачено), мёрзнуть во мраке на Рождество и Крещение (за отопление тоже не уплачено), терпеть падающие на голову кирпичи (за ремонт не уплачено) и т. д.
Введём церковную десятину с КАЖДОГО прихожанина, как у протестантов и католиков, и проблемы вообще не будет - тишь, мир да благодать.
Призываю всех взрослых братьев: научились бриться каждый день - научитесь думать каждый день!
Алексей29 мая 2013, 11:58
Типично патриархальный/ азиатский подход к делу. Гле начальник (епископ/священник/староста) принимает-увольняет. Как в сериале "Интерны". Ни слова в статье о попытке поговорить с подчиненной, ну там простить (ой, а не много ли требую от "православного" начальника). Ну и при чем тут Христианство, друзья - что Вам легче снести: увольнение или "трамвайный" конфликт? Разве такое поведение епископа/настоятеля/старосты/ от храма не "оттолкнет"? Ох,грещники мы. Интерны - это мы...
Ольга29 мая 2013, 11:15
Появление этой статьи подтверждает существующую проблему.Но сейчас хочу рассказать про одну мою знакомую, которая много лет работала при храме в церковной лавке.Я не перестаю удивляться доброте и отзывчивости этой женщины!Познакомились мы с ней как раз, когда я подавала записки. Заметив мои грустные глаза она сразу предложила мне сходить на могилку одной монахини на церковном кладбище и сама меня проводила, помолилась вместе со мной. На прощание я услышала много добрых пожеланий. Домой я пошла со слезами радости и согревающей теплотой в сердце. Я стала часто заходить к Нине.Такое отношение у нее было ко всем без исключения. Для всех были теплые и ласковые слова.Часто Нина жаловалась мне, что за день было очень много искушений. Я не сразу поняла о чем она говорит. Но однажды была свидетелем, когда в очередной раз зашла к Нине и простояла с ней рядом часа полтора. Сколько же за это время пришло "странных людей"!Задавали провокационные вопросы или делали колкие замечания, или они сами с собой вслух разговаривали, произнося не весть что, или с обидой швыряли книги, которые якобы хотели купить. Тут то я и поняла о каких искушениях говорила Нина. И на все это она реагировала ласково, пыталась как то помочь всем. Только приговаривала:"Слава Богу за все!Господи помилуй!". В самых накаленных случаях,глаза опустит,сама покраснеет, как будто виновата, промолчит.Я думаю такой человек не оттолкнет от церкви, а наоборот захочется туда приходить снова и снова.
Михаил29 мая 2013, 10:06
Может быть нужно вовсе отменить такую должность в "церковных структурах" как сотрудник свечного ящика? Если это доставляет столько неприятностей как самим сотрудникам, так и их клиентам? Какая-то бесовская занятость. Зачем этот формализм в церкви? Или сделать так, чтобы прихожане иногда дежурили там. А то получается, что в хоре поют за деньги и формально, у ящика стоят за деньги. Получается так, что все значимые люди в церкви присутствую за деньги и формально. Я как же десятина? Кто кому должен платить? Человек Церкви или Церковь человеку? Нужно привлекать людей к участию в церковной жизни, дать попеть, почитать псалтирь. Бесплатно.
Сергий29 мая 2013, 09:45
Всё правильно описано!
Если вам нагрубят в магазине, вы что совсем кушать перестанете, потому что больше ни в какой магазин ходить не сможете?
А ведь это наша духовная пища, и то что нас "...обидели и я не могу больше ходить в Храм...", это всё оправдание самого себя и поэтому всегда найдутся такие отговорки для своего успокоения, на всё воля Божия!
Татьяна29 мая 2013, 06:55
С грубостью не сталкивалась, а вот с "коммерческим" отношением к прихожанам, непременным желанием что-либо продать, навязать купить - увы, приходилось.
многогр.Елена29 мая 2013, 01:15
Более 30 лет назад, когда только-только стали открываться храмы и монастыри, я несла послушание в трапезной одного монастыря. В воскресный день при обилии народа Наместник монастыря - он же старец, который несколько лет служил на Афоне, стоя на кафедре посреди храма, говорил проповедь. Мы все его слушали с большим вниманием - книг и икон тогда почти не было. Вдруг в храм зашли 2 молодых солдатика - оба в неснятых фуражках. Батюшка очень строго сделал им выговор при всем честном народе... и солдатики вышли из храма и не вернулись..... Я помню, как тогда испугался наш батюшка! И он, будучи уже тогда архимандритом, попросил всех нас: "Дорогие мои братья и сестры! Давайте все вместе помолимся, чтобы эти молоденькие мальчики когда-нибудь вернулись в Церковь!"... и мы всем храмом молились и плакали вместе с ним... Он совершил ошибку и тут же раскаялся, и тут же не постеснялся просить весь народ помочь ему в молитве... Для нас это был огромный урок на всю жизнь: как низко можно упасть в любой момент и как суметь подняться; как нужно каяться, никого не стесняясь, кем бы ты ни был...
раб Божий александр.29 мая 2013, 00:27
В нашем приходском Храме иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость" что на Калитниковском кладбище, когда подходишь к свечному ящику,тебя встречают как родного, долгожданного брата! И провожают со словами "Во славу Господа"! И я понимая, что пришел в дом Господа, и понимаю, что пришел и в свой дом, дом православной молитвы,со своими надеждами, со своим покаянием, неся на Исповедь тяжкий груз совершенных мной и мучающих меня грехов! Братья и сестры, просто не надо забывать зачем мы здесь!И помнить слова:"Не судите, да не судимы будите!" Простите меня, православные - это не нравоучение, а желание видеть всех нас входящими в Храм с надеждой, а уходящих из него с улыбкой! Храни вас всех ГОСПОДЬ !!!
игорь28 мая 2013, 22:41
Сложно! мы все несовершенны.Если я пойду в булочную и меня там толкнули или нагрубили,перестать есть хлеб.И ждать пока наступит идиллия,и все вокруг полюбят меня хорошего.
Людмила28 мая 2013, 21:14
Марии:загляните в свой ларчик и перечитайте,что вы написали.Очень грубо,если,конечно, это не желание вызвать ответную грубость.Полностью согласна с Алексеем,паломником Оптиной.
Марина28 мая 2013, 18:46
Попробуйте-ка целый день постоять за ящиком! Никогда не торговала, но стоя в очереди, всегда сочувствую продающим. Вот бы где потрудиться, для приобретения смирения. Очень тяжёлая, рутинная работа, да ещё с деньгами, да ещё в храме Божьем! Слишком много в нас гордыни, поэтому и плачем от одергивания в храме. Меня тоже дергали за рукав, когда я лезла вытаращив глаза на ковер впереди батюшки, или пыталась пройти там, где не полагается, зато на всю жизнь запомнила чего нельзя делать в храме. А по большому счету нет у таких людей страха Божьего! Это я не осуждаю, про себя говорю! Из храма(на 10 лет) я ушла, не потому, что меня обидели "злые старушки", а потому, что я не знала, кто такой БОГ и зачем ОН нужен. Свечи ставила- не помогает, так зачем ходить? А когда я услышала ЕГО зов, вот тогда боялась дохнуть в храме и сразу в приходскую библиотеку побежала, что бы узнать как нужно вести себя перед НИМ в ЕГО ДОМЕ! Страх Божий начало премудрости, пока его нет человек ничего не понимает!
Сантехник28 мая 2013, 16:39
Ув. Юлия! Я во многом согласен с Вами – даже пример аналогичный был, только вместо «больницы» в нём употреблялась поликлиника…
А вот с Ваш вариант решения проблемы – ужесточение руководства Храмом – у меня вызывает сомнения /хотя и не противоречия/…
Я бы предложил несколько иное, триединое решение:
- более понятный регламент;
- более чёткий порядок;
- более ответственную дисциплину поведения в Храме как «клира», так и «мира».
Понимаете, наличие Устава, как показывает жизнь, не обеспечивает, необходимого порядка и дисциплины в Храме. Согласны?
Но это предложение – результат эмоций, не больше…
Ясно, что сейчас любые изменения могут вызвать резонансные явления в Церкви…
Да ещё и в обновленчестве обвинить могут…
*
Без серьёзной аналитической работы о поведении людей в Храмах /входящих и выходящих из Храмов/, делать выводы – не слишком ли самонадеянно?
У меня же ума для такого анализа явно не хватает…
А без этого пытаться оптимизировать Храмовые процессы – не будет ли это ошибочным?
Может, пусть всё остаётся как есть..?
С уважением, Сантехник. 28.5.13
Раиса28 мая 2013, 15:30
Вчера была в другом городе на престольном празднике. Спрашиваю в лавке, сколько стоит акафист. Что-то пробурчала и ушла продавщица. Жду. Ворзвращается через время. Опять мягко ( по -моему представлению) задаю тот же вопрос. Сую голову в саму лавку, чтоб услышать ответ. Смешно? 1- Я плохо слышу. 2- За мной не было ни одного человека , никакой очереди. Иначе я бы просто ушла. 3- Уже и так понятно, нет элементарных ценников, чтоб не задавали таких вопросов глухие и психи.
НАДЕЖДА28 мая 2013, 15:20
Все мы грешные.Терпение,терпение и терпение.У нас тоже в храме была,отпугивающая людей работница.И вот настал момент апогея - один Бог знает,как там все было,гадать не буду.Но,стала приветливая и заботливая.Спаси нас всех,Господи!
Андрей Васин28 мая 2013, 13:43
Вряд ли что-то исправится, пока в помещении Храма будут находится так называемые "свечные ящики", а по сути дела обычные shop-ы, только церковные.
Это-же полный абсурд, когда идёт литургия, да вообще любая служба, любой молебен, здесь-же рядом идёт бойкая торговля, люди общаются с продавцом (неправильное слово? тогда как назвать человека торгующего в лавке?), заказывают требы, что-то покупают, галдят, да ещё периодически звонит телефон...
Несомненно, человек сам должен выбирать, как ему молиться, стоя или на коленях, молча или петь вместе с хором, - здесь свобода. Вообще христианство это свобода, но не может являться свободой то, что по сути является противоестественным молитвенному настрою тех, кто пришёл в Храм на встречу с Богом.
Разве молящийся будет обращать внимание на то, в чём одет тот или иной прихожанин? То-то же... Обратит внимание только тот, кто пришёл совершенно за другим. Получается, что как-раз те кого мы называем "белые платочки", сегодня совершенно лишние в Храме...
И ещё о священниках. Пусть на них благодать, пусть так. Но ведь благодать исходит от Создателя и будет ли она на том, кто сначала о кармане печётся да о внешних проявлениях веры, а дело на что поставлен, дело пасти стадо Христово, оставлено на далеко заднем плане?
Иван Х.28 мая 2013, 13:07
Опять о стариках.
Заладили: бабушки то, бабушки сё.
А я считаю, что, если ты не можешь стерпеть даже грубого замечания от старого человека, кто бы ты ни был, то ты - выродок. Это я отношу и к себе, так как далеко не безгрешен в этом плане.
При чём тут Церковь? Наш народ разучился почитать матерей: своих, чужих, Родину-Мать. А ведь это моральный долг даже атеиста, даже богоборца.
Мы вырождаемся. Старость стала ругательным словом.

Было время - меня смущали объявления на Афонском подворье о недопустимости посещения в неподобающем виде.
Трезво подумав, понял смысл.
Почему соблюдать дресскод в т. н. ночных клубах, на работе, у начальства - это нормально, а в храме нет? Перед людьми стелимся, а на Бога смотрим свысока?
Нет юбки - в большинстве храмов дадут на время.
Кончились юбки и платки - сходи домой и возьми. В чём проблема?
Вообще нет юбки? Любая нормальная женщина из простынки за минуту сделает.
Юлия28 мая 2013, 12:30
Статья оставила тягостное чувство…. Как -то сразу подумалось, что грубят, грубили и будут грубить, если священники, в общем-то, оправдывают такую грубость «тяготами работы».
Например, если говорить о грубости в больнице, в школе или детском саду, где работа, я думаю, тоже не из легких в плане общения с людьми, постеснялись бы списывать грубость на тяготы работы, так как это неприемлемо в принципе, то в церкви, судя по статье отношение к этому такое… умерьте свою гордыню и терпите.
Моё мнение, что с грубостью и хамством можно справиться только при «жесткой позиции руководства» к этому вопросу. А если человек чувствует за спиной грустное оправдание своим дурным поступкам, ничего никогда не изменится. Грубость по отношению к прихожанам? это проблема церкви (хотя почитав статью, я как раз усомнилась, что священники так считают), а любую проблему решать надо начинать с себя, а не искать оправдание в «бесовском искушения» и «дремучести прихожан».
Надежда28 мая 2013, 12:26
Пришла первый раз в храм! Помню было жуткое чувство страха! Стояла в самом дальнем углу боялась пошевелиться ничего толком не знала а потом такое участие со стороны так называемых бабушек Низкий им поклон!!!!!!
Александр28 мая 2013, 09:22
А мне не попадались бабушки-злодейки.Раз возникло недопонимание с одной работницей, прихожу через неделю -она прощения просит, всю неделю не спала, а я уж и забыл все. В 80-е годы, задолго до своего крещения, приехал помузейничать в Троице-Сергиевскую Лавру. Ходил, ходил, сел на скамеечку- красота кругом, и чувствую - чужой я тут.Пошел в церковную лавку. Там монашек молодой- буклет продал, медальку продал а помянник не продает. Вру - бабушка, мол, просила. Продал. Отдал я бабушке книжицу. А монашек - он ведь прав был. Мне эта книжка, как папуасу серьга в нос.Зато помню, когда крестился - какой я был правильный, умный, замечательный... На кобыле не подъедешь... Бывает сейчас мне о бесчинствах в Церкви рассказывают люди, которые в нее не ходят. Особенно про бабушек.Скажешь -ты так все замечательно понимаешь, так ходи в Церковь- она лучше будет... Не идут.
Елена Л.28 мая 2013, 08:17
Помню и я себя, когда в молодые годы пришла в Церковь. И мне, естественно, делали замечания свечницы. Зато я узнала, что во время Херувимской ни в коем случае нельзя ставить свечи и вообще чем-либо иным заниматься, а только стоять и молиться. И это осталось навсегда. А в тот момент, конечно, было обидно. Но и я тогда понимала, что существует главное, зачем я пришла в храм, а что меня отругали, это пустяки.
Лия28 мая 2013, 06:54
Любила и до сих пор люблю свое послушание в свечном ящике, хотя уже и не несу его. То, что люди со временем изнашиваются - это точно. То, что бывает сложно - это точно. Там действительно надо иметь чистое сердце, терпение, смирение, и желание отдавать людям все, что получаешь. Но в храме Господь помогает и держит.

И еще наш священник всегда говорил: "Помни - ты лицо Православной Церкви". Это ответственно!
На самом деле Мы все Ее лица. По крайней мере должны быть. А за лицом надо следить..Точнее за тем, что стоит за этим лицом. А когда сам начинаешь следить, то других уже не упрекнешь. Это перефраз одного из законов духовной жизни, ее азов.
Еще могу сказать, что в иконных лавках на святые старицы.
Но кого-то Господь действительно призывает на это послушание и не мерой дает благодать...
Этому надо учиться. Учиться жизнью, учиться на богословских курсах, учиться покаянием. Этой жизнью надо жить. В нее нельзя играть. Про нее нельзя просто читать и откладывать на потом. Это всегда труд и понуждение. Это все по Евангелию. Это все постепенно.

Иногда этим Лицом бывает быть очень сложно...
Просто надо уповать на Бога и помнить, что все же ты человек. Независимо от того, по какую сторону прилавка ты стоишь. Всегда.
Но Господь помогает. По-разному.




Людмила28 мая 2013, 03:41
Раба Божия Людмила:
Христос Воскресе!
Много-много лет назад случаи грубых одергиваний и замечаний были, а сейчас все иначе. Даже появились консультанты (например, в Донском монастыре).Также висят разъяснения для желающих креститься и т. д. В настоящее время столько много литературы можно приобрести в церковных лавках и получить ответы на все вопросы. Тем не менее и сейчас в храмы приходят накрашенные и одетые в брюки женщины, но никто их не одергивает потому, что они сами не захотят прийти в таком виде в следующий раз, не захотят оставлять на иконах отпечатки губной помады. Не будем впадать в осуждение, а простим всем обиды.
Спаси Господи

Маша28 мая 2013, 01:37
Что ещё за "церковные структуры"?!
Я точно в структуры ходить не хочу, даже самые дружелюбные. А миссионеры должны, понимаете, Должны, быть терпимы и вежливы. Пусть учатся у тех, кто на телефоне доверия работает.
О.У.28 мая 2013, 01:17
Если душа человека горит любовью к Богу и устремлена к Нему, даже несмотря на незнание церковного устава - его хоть бы и за шиворот выбрасывали из храма сто раз, а он будет туда возвращаться снова и снова, потому что его к Богу тянет.
Алексей28 мая 2013, 01:12
На Вербной неделе был в Оптиной и Шамордино, второй раз в жизни. Удивительное чувство всепроникновения Духа Христова - у свечных ящиков, в книжных лавках, в чайной, наконец, - терпение, спокойствие, любовь, вежливость.

Хамство у свечных ящиков, мне кажется, начинается у Алтаря - с небрежного чтения молитв, формальной проповеди,продолжается - неразборчивым пулемётным чтением Псалтири и нестройным пением хора, и вот: в притворе уже стоят работницы-церберы за тем самым свечным ящиком. Каков поп, таков и приход, от этого никуда не уйдешь.
Кафолик28 мая 2013, 00:42
Все силы ушли на посты,поклоны,многочасовые службы,а на любовь к ближним нет ни времени,ни сил,ни желания. Столько женщин в Церкви,лишенных счастья и любви,что им невыносимо бывает видеть обратное. Силы на обратное может дать только Господь. И это подлинное Православие. Нет полноты счастья на земле! Она лишь в Царстве Небесном. Ох и отчитывал меня монах на глазах у всего честного народа. Ох и вышвыривали меня охранники с территории,приговаривая:еще придешь - милицию вызовем. Ох и ужасала меня строгая бабулька: мол антихрист... Ох и не замечала меня паства,мол ты псих. Ох и убегали от меня девчонки,мол замуж не пойдем... Теперь это все в прошлом. Игумен приглашает,девчонки тоже,бабульки любят,а милиция стала полицией... Эх,мои бабушки-невесты,от игумена привет,православные причуды,приглашают дать обет.
Мария28 мая 2013, 00:23
"А ларчик просто открывался"
Не стоит пенсионерок с провалами памяти, трясущимися руками и издерганными за прошлую коммунистическую жизнь нервами звать пахать в храме с утра до вечера "за послушание" и для спасения души.Им помолится надо, смерть уж недалеко, а они во время Евхаристического канона подсвечники свои трут самозабвенно, потом шепчутся "тихо" всю службу по углам, выглядит это нелепо и грустно.
Надо брать на работу людей среднего возраста, адекватных и физически, и психически, перед этим не поленится отправить их в нарко- и психдиспансер за справкой, что относительно состояния души и тела все у них в порядке, да и узнать, как и что в духовном плане со страстью гнева обстоит. Чтоб не начался "вдруг" какой-то приступ раздражения на пустом месте.Надо дать инструктаж, что относительно духовных вопросов отправлять всех к батюшке на беседу, самим не дерзать на поучения и рекомендации, если не имеют на то особой подготовки и благословения.
Надо объяснит, что в храм приходят не бурно общаться между собой, а служить Богу, что должна быть благоговейная тишина и молитва, а не звук трепа из каждого угла как на базаре.Чешется язык - выйдите из храма и там его чешите, не мешайте другим молится.
Но - это надо платить, хорошо так платить/


Марина28 мая 2013, 00:17
Конечно, очень многое зависит от настоятеля, от того, как он подбирает сотрудников, от его внимания ко всему, что происходит в храме. Наш приход в этом отношении - счастливое исключение. Все сотрудницы свечного ящика - люди не случайные, а хорошо, много лет известные батюшке. Впрочем, и у них промахи иногда бывают, но это сразу же обсуждается с настоятелем - и ситуация исправляется.
Юлия)))28 мая 2013, 00:13
Делать замечания людям, впервые пришедшим в храм, не круто((( Могу честно сказать, что нередко мне самой так хочется это сделать. Я не могу смотреть спокойно, когда люди неправильно крестятся, когда вместо креста изображают на себе непонятно что. Но я всегда сдерживаю себя, потому что знаю: без меня это сделают и другие, да и кто я, чтобы их осуждать. Правда один священник сказал мне, что можно показать, как креститься правильно, но сделать это с любовью. По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если любовь будете иметь между собою. Это нам надо помнить, это делает нас православными христианами. Меня останавливает перед тем, чтобы сделать замечание, мысль: а когда я в последний раз молилась нормально? Когда справлялась со своими недостатками? Когда читала Евангелие в последний раз? Я ведь 10 лет в храм хожу... Так что пойду я лучше Евангелие почитаю, чего и вам советую, уважаемые ревнители благочестия нашего храма и всея Руси))) Простите)))
Татьяна28 мая 2013, 00:07
Хочу поблагодарить отца Нектария за статью и Игоря за комментарий. По просьбе духовника 10 месяцев пришлось поработать за свечным ящиком и поняла, что свечном ящике культурные христиане долго не могут работать. Никакая зарплата не удержит. Психологи в первую очередь сбегут, выдержать такую психологическую нагрузку, о которой никто из уважаемых комментаторов даже не подозревает, женщинам архитрудно. Если бы вы знали, сколько душевнобольных людей, "целителей", псевдонищих, мошенников приходит за день в храм! Редкий день, если никто не лишит душевного покоя и равновесия. А отойти помолиться нет возможности (в нашем храме почти всегда очередь у свечного ящика). И занятия с психологом у нас проводились. Как думаете, каковы советы? Да очень просто ситуация психологом разруливается: "уйдите из поля зрения неадекватного человека, скажите, что у вас неотложные дела, что не можете с ним больше разговаривать". А представьте, как монахиням-то тяжело! Они пришли в монастырь подвизаться в духовном делании, стяжать молитву, а их отправляют на люди, на суетное послушание в свечной ящик. Не обижайтесь, пожалуйста, братия и сестры, но большинству постоянных прихожан элементарная культура не знакома.
Людмила27 мая 2013, 23:41
С удивлением узнала,что есть "церковные работники" с денежной оплатой труда.Наш храм открыт без выходных с утра до вечера и несмотря на маленький приход,все дежурят по очереди без денег,во славу Божию.Уверена,что и должно быть,потому что тогда явно чувствуешь помощь Божию во всем.Больно,что за 20 лет люди так и не изменили своего отношения к Церкви,постоянно одно и тоже.Не хочу повторять написанное,но если бы приходящие в храм понимали,что приходят в духовный рентген-кабинет,где перед очами Господа вся душа,вся жизнь,весь ты как на ладони.Вся твоя гордыня,все страсти,все твои мысли-все проявляется,как грязное пятно на белоснежной скатерти пред Богом.И стоит горделиво срамной человек,весь в "грязи" с головы до ног и вместо "Господи,помилуй мя,грешного!" пятерней обмахнется ,голову запрокинет,"картинки" посмотрит как в музее,свечку поставит и довольный собою (если злые тетки "не достанут")пойдет грешить дальше.А платок-это не дресс-код,а символ смирения женщины.Подумайте,кто знает,что будет с нами завтра,может не злая тетка,а нежелание изменяться причина отпадения от Бога.
р. б. Людмила27 мая 2013, 23:25
Затронутая тема очень актуальна,особенно сейчас,когда люди стали тянуться душей к церкви.Описанные в беседе случаи действительно (увы)бывают.Я приведу слова,написанные в православном собеседнике"Живой родник"(№1-2 2013г.):"Возлюбите всех стоящих рядом с Вами:и ворчливую старушку,и раскрашенную женщину,и девицу в брюках.Завтра девица придет в юбке,женщина сотрет помаду,старушка покается,а Вы можете в суете мирской забыть смыть грехи с души своей и за это ответите и в сем веке. И в будущем." "Может быть,не все еще правильно в действиях тех,кто пришел в церковь,но они сделали первый шаг.А пришли ли Ваши дети,близкие сегодня в храм?" Спаси Господи и помилуй нас грешных.
Максим27 мая 2013, 23:11
Можно и замечание сделать с любовью, можно и доброе слово так сказать, что избиение было бы легче.
Алексей27 мая 2013, 21:58
Очень хорошая статья, нужная, актуальная.
Всегда будет существовать противоборство между двумя, имя им в первом случае невежество, гордыня, распущенность а во втором благость, смирение, покаяние. Конечно же мне православному человеку хочется чтобы второе стояло за свечным ящиком в любом случае, но я знаю что и первое и второе есть во всех нас. Как правильно сказал игумен Нектарий что всякое бывает в жизни человека, даже на служении у Бога в церкви. Главное что бы мы возлюбили ближнего своего и даже врага своего. Всегда надо начинать с самого себя.
Светлана27 мая 2013, 21:12
Существует понятие "миссионерская приветливость". и всем сотрудникам Храма нужно проводить ликбез по этому поводу.Пример из жизни: внезапно и тяжело заболела родственница, молоденькая девочка, училась она в колледже. все родственники молились за неё дома, в Храме , заказывали службы о здравии... её соученики и соученицы, люди неособо образованные, безусловно, накрашенные в лучших традициях безвкусицы, устремились в Храмы заказывать ей сорокоусты о здравии... заказывали-заказывали и надоели одной служительнице и она стала их гнать...
девочка проболела 2 года и все таки поправилась, скорее всего, молитвами и этих подростков в том числе...
чей Ангел-хранитель радовался? я думаю, этих размалеванных детей.
а не прогони она их - глядишь, и они бы стали хорошими прихожанами...они шли не к ней- шли они к Богу и были уверены, что Он поможет
Татьяна Андреевна27 мая 2013, 21:08
Комментарий "по касательной" насчёт отпевания попугаев: "Это, как правило, бабушка какая-нибудь". Почему-то в последние лет десять (а возможно, и раньше) слова "бабушка" и "старушка" стали у нас РУГАТЕЛЬНЫМИ. А как же Пятая заповедь? Ведь каждая бабушка оглохла и умом помутилась в трудах - не для себя, - когда была чьей-то матерью, женой, сестрой да и той же бабушкой! И сейчас бабушки не лишние в нашей жизни. Просто стыдно за православных, уж простите. От избытка сердца глаголют уста. Я, когда стала уже выглядеть бабушкой, дважды средь бела дня подверглась нападению малолеток. Спасло то, что характер неробкий. Такие вещи в нашем, в прошлом очень почтительном к старикам, народе происходят не случайно, а с автоматичной подачи беспечных уст.- Кланяюсь.
Татьяна27 мая 2013, 20:55
Спасибо, очень полезная статья! Я сама в первое время своего воцерковления пережила несколько таких моментов, когда бежала из храма с мыслью, что больше туда - ни ногой! Но потом приходило понимание, что в храм я хожу к Богу, а не к хамоватым "старушкам" или грубому священнику. Сейчас же воспринимаю подобные вещи, как горькое лекарство от гордыни и самомнения. Со временем нашлись уже и добрые женщины, и душевный батюшка. Всякое, конечно, бывает, но сейчас переносится по-другому, слава Богу. Хорошего - больше!
millie toll27 мая 2013, 20:30
спасибо! так задела статья согласна с отцом Нектарием
не всем дано чтобы угодить каждому и быть таким смиренным
кротким но и в тоже время мудрым и рассудительным и любящим людей.
Но необходимо выбирать людей подходящих к работе с населением -
это самая главная ответственность настоятеля!это как бы надо пройти экзамен --
тест а есть ли в тебе кротость
а есть ли в тебе человеколюбие а знаешь ли ты Святое Писание а знаешь ли ты что говорят Святые Отцы
о любви к людям а есть ли мир в твоей душе
От этого во многом зависит и все настроение паствы особенно вновь пришедших
ведь в основном народ идет в горе найти спасение сначала как бы просто успокоиться
от горя а потом уже получает понятие что пришел то-- чтобы получить Спасение у Господа.
И тогда уже никакая сила не отведет от церкви.
Иван Х.27 мая 2013, 20:29
Любовь это не сопливое чувство.
Однажды меня позвала к себе девушка - мой товарищ, чтобы поплакаться, а я её пожалел. Я примчался по первому зову в ужасе, думаю - катастрофа. Когда понял ситуацию: она позвала меня, чтобы я оправдал её недостойное поведение, поплакаться. Я отругал её и разрешил ситуацию жёстко и чётко. Она бы нагородила...
Я не стал тогда жилеткой, но реально помог, хотя это было неприятно. Увы многие девушки воспринимают своих товарищей как жилетки.
Так и в Церкви. Не всегда нужно быть сопливыми и сентиментальными. Мы говорим правду, свидетельствуем о Истине.
Да, мы ошибаемся. Но в каждой второй церковной молитве говорится, что безгрешен только Бог, мы говорим это не ради красного словца - это лютая боль наших душ, наших судеб.
Да, нужно быть добрее и отзывчивее, и мы стараемся, а если нет, то гнать из Церкви нужно нас.
Иван Х.27 мая 2013, 20:20
Хорошая беседа.
Скажу своё мнение. Оно не обо всех.
Есть такие люди, которых мне не жалко выгнать, которым не жалко нагрубить.
Они идут в храм кормить свечками Бога и поливают грязью заслуженных старых женщин - лампадниц, годами несущих свою службу, когда те тушат их свечи и убирают, чтобы своими старыми морщинистыми руками поставить их в другой раз.
Тем женщинам, которые спрашивают меня, почему у меня такие белые, изнеженные руки, я что бездельник? И мне нечего им ответить, потому что их руки знают труд.
Да, порою они ворчат, но имеют на это право. Доживите до их возраста - поговорим!
И вот, в храм приходит дама, по лицу читаю: дама из управленцов. Сразу же хамит старухам, что в мать ей годятся. Начинает успокаивать пономарь, при этом далеко не сопляк. И на него орать в храме. Поминает чёрта.
Не мог не вступиться за уважаемых людей, за храм. Иначе бы чувствовал себя сволочью.
Спрашиваю после: как? Отвечают: мы привыкли, это на каждом шагу.
Таких надо гнать, пока они не придут к Богу, а не к Кумиру-Свечееду. Человек идущий за помощью будет скромнее.
Многие привыкли вытирать ноги о других людей, несут это в храм. Таким нельзя потакать нам. Иначе это уже не будет храм.
Наталия27 мая 2013, 20:16
От "церковных сотрудников", как ни странно, особо никогда не страдала. Действительно, обижаться на каждое сухое слово - только выставлять свое самолюбие. Да и в неподобающем виде в храм ходить, в платье, которое легче майкой назвать, а тебе уже не пять годиков, тоже не умно. Многие сейчас не хотят понимать и принимать никаких "правил благочестия". Я была свидетелем, когда две девушки в прекоротеньких юбочках сидели на скамье в храме, и они так залихватски ногу на ногу обе положили и сидят, юбки вообще задрались до не знай каких пределов, и мимо проходила одна из певчих, а она такая кроткая по себе, и она ласково сказала им: "девчушеньки, милые мои, так же в храме нельзя сидеть наверное", и поправила им ножки. А они, когда она ушла, ее дурой обозвали.

Вот что я видела в церкви ужасное, по другому и не скажешь, когда "церковные", в основном укорененнные прихожане, закрытый элит-клуб, гнобят новичков или тех людей, тоже давнишних прихожан, с которыми у них тёрки. И виной для жертвы-человека может стать даже то, что он грубо говоря "рожей не вышел", вот не нравиться его фейс кому-ниб. из элит-клуба церковного, и все, в "черный список". Видела как смеются над одеждой, над внешностью других людей, как презирают и насмехаются. Вот это точно ужас. Христом совсем не пахнет.
Наталия27 мая 2013, 19:35
Низкий поклон батюшке Нектарию за мягкость, доброжелательность, объективность в рассуждении и на эту тему!
Приходя в Церковь, надо начинать с себя, со своего душевного настроя. И тут сознание своего делитанства „неофитсва“ поможет преодолеть гордыню.Тогда легче будет перенести обиду или резкое замечание, понять и простить церковных служителей на их нелегком поприще.
николай27 мая 2013, 19:06
Что посеет человек,то и пожнёт. Да,Православие жёстко,но если бы не дисциплина,то оно давно бы уже раздробилось на тысячи сект.
Ксения27 мая 2013, 17:54
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, православные! Хочу поделиться своими воспоминаниями по обсуждаемой теме: во время моего воцерковления, я на исповеди каялась своему батюшке, что обижаюсь на тех, кто делает замечания в церкви. Ответ батюшки был краток: "ТАК НА ТЫЧКАХ -ТО БЫСТРЕЕ НАУЧИШЬСЯ!" я восприняла как единственно верный и не пожалела! Те сердца, которые действительно стремятся к Господу, пройдут все "испытания" и не отвратятся от храма.И прошу всех не забывать, что внешнее благочестие тоже важно! Служителям храмов желаю терпения и понимания. Низкий поклон тем, кто в церкви даёт добрые советы, а не делает грубые замечания. СПАСИ ВСЕХ ГОСПОДЬ!
Ольга27 мая 2013, 17:35
А у меня после прочтения статьи возник вопрос к себе.А почему меня никто никогда не "отчитывал"в храме?И ответ на него мой же.А перед тем как идти в храм я смотрела,а как же старушечки одеваются?может и мне последовать их примеру и потом в храме тоже всегда,сначала со стороны смотрела как себя вести,а потом уже подходила и к свечному ящику и свечечки ставила.Ответ очевиден.Надо с себя начать, в сторонке постоять один день и присмотреться как себя ведут в этом храме другие.В Почаевской Лавре вопрос с юбками и платочками решен на уровне привратников.Вас туда не пустят без них, даже во двор.Не хочешь одеть,тебя просто не пустят,хочешь обижайся,а хочешь не обижайся.Вы правильно сказали об спортивном костюме.А,что же получается,ЛЮБИТЕ МЕНЯ ВСЕ,Я ВЕДЬ ПРИШЕЛ.Нет мои хорошие так не бывает.Женщины,которым пришлось жить в доме мужа,наверное помнят как они сначала ко всему присматривались,и,не требовали к себе усиленного внимания.Что-то похожее,если можно сравнивать,надо чувствовать придя в храм.Присмотритесь.К вам обязательно подойдут добрые отзывчивые люди.Поверьте моему слову.
Татьяна В.27 мая 2013, 17:13
Какой важный вопрос поднят в статье. Все наверняка с этим сталкивались в церкви, с грубостью и чувством превосходства людей воцерковленных.
Мне как то повезло, и меня это миновало. Либо уже не помню.Да и далеко мне еще до воцервления то. Просто первый раз когда я зашла в церковь без платка, в мини платье без рукавов меня никто не выгонял и не попрекал. Меня тогда притянула икона Богородицы. И потом она меня таки привела туда еще и еще раз.
Кто то слышит этот зов, кто то нет Мне кажется, нельзя никого винить, что "меня там обидели".
Вина 50 на 50. И тех кто ушел, и тех кто обидел. У самой такое было.
Церковь в нашем приходе очень бедненькая, маленькая и пр. Стоит толпа ждет крещенскую воду. Дамы судачат - "У нас не церковь, а сарай!!!"
Хотелось повернуться и сказать, - "какие прихожане, такая и церковь."
Правильно батюшка написал, любовь оскудевает в мире.
Ольга27 мая 2013, 16:57
Сама столкнулась с хамством в храме теперь хожу в церковь в Куркино !Церковь небольшая но сколько там тепла! И не хамят! А вообще с теплотой вспоминаю церкви и работающих в них людей моего родного города Серпухова !
ruzolyan@rambler.ru27 мая 2013, 16:45
Моя прабабушка похоронив свою маму зашла в церковь ей дали просфору помянуть усопшую и у бабули скатилась по ладони кроха на пол она стала ее поднимать в этот момент женщина которая прислуживает отвесила ей подзатыльник бабушка его до сих пор помнит! Это все было с криком что бабушка на том свете буде лизать раскаленный пол ада! Бабуля до сих пор ходит в церковь с опаской!
Андрей27 мая 2013, 16:43
Благослови, Господи, всех, кто обижает меня и по пути в Храм, и в Храме, всех, кого я раздражаю и вызываю неприязнь и прости их, потому что все они тысячу раз правы. Уж мне то, грешнику обижаться на кого-то. Не по беззакониями моим воздает мне.
Мы, грешники в Доме Господнем собравшиеся, потом будем вместе взывать к милости Господа нашего и помощи. И кто знает, может именно молитва только что обидевшего меня и теперь стоящего рядом со мной, будет услышана Господом и милость Его коснется всех рядом молящихся.

Спаси всех Господь.
Евгений27 мая 2013, 15:45
Вот уже много доводилось слышать в интернете об этой "грубости", но ни разу не приходилось её замечать, проблема из ниоткуда. А если вас от Христа оттолкнули какие-то нервные бабушки, значить не очень вы ко Христу хотели идти.
Игорь27 мая 2013, 15:34
Да,все сказоное имеет место,да и наверное было всегда.У меня бабушка, задолго до своей кончины,просила покреститься.Я пришол в храм,и с трепетом стал в очередь к свечному ящику.Мне было около 30лет.Служащая просто строго стала перечислять,что мне нужно выучить наизусть что бы батюшка стал со мной разговаривать о крещении.И как то стало ясно,что меня не ждут здесь.Бабушка умерла,а я еще много лет заходил в разные церкви,ставил свечки,брал воду.И вот однажды от полной душевной опустошенности,я опять встал в очередь с твердым намерением покреститься,и уверяю вас,даже если бы меня стали гнать палкой я бы не отступил.Но как толька я сказал о своем желании,служащая ласково улыбнулась и сказала-"Ну слава Богу!"Наверно нужно просто созреть что бы понять,что тебя призывает Господь и уже все остальное неважно.Помогай Господи всем кто работает для нас в стенах храма,и да умножит в них любовь и терпения к нам Великий Бог.
Светлана Николаевна27 мая 2013, 15:15
Христос Воскресе!

Всё правильно пишем о прихожанах, которые должны идти в Церковь не к людям, а к Богу, о том, что скорби нам - за грехи наши...
Но есть ведь и ещё одна сторона вопроса.
Прихожане-то (или даже и "захожане"), они в основном зачем в Храм идут? Правильно, свечи поставить, помолиться, помощи попросить и т.д. А "тетеньки за свечным ящиком"? Работать они идут, дорогие мои, работать! И как бы ни было велико желание такой "тетеньки" сегодня, сейчас, в эту службу, непременно помолиться, так ли уж много у нее возможностей исполнить это своё желание?
Кто из нас может с полной уверенностью сказать о себе, что в силах сохранить молитву или, как минимум, молитвенный настрой в постоянной суете, когда именно к тебе все обращаются с просьбами, вопросами, а иногда и с претензиями? И кто может с чистой совестью потребовать такой нерассеянной молитвы от "тетеньки", которой иногда за всю службу не удается даже раз воздохнуть ко Господу, даже услышать: а что там сейчас хор поёт, что батюшка возглашает?
Должны быть выходные дни у них, обязательно! Такие выходные, когда труженицы у свечного ящика могут просто постоять на службе, помолиться вместе со всеми. И, думается, что если это присутствие на службе в качестве прихожанки, будет не в "своем" храме (в том, где работаешь), то это еще и лучше. В "своем" храме как-то уже на"автопилоте" стремишься порядки наводить, а в чужой со своим уставом не пойдешь.
Елена27 мая 2013, 15:05
Выставленный на обсуждение вопрос сложен из-за своей неодномерности, из-за заложенной в нем множественности точек отсчета. И результат будет определяться именно той точкой, которая и взята за исходную. С позиции прихожанина, получившего упрек, - обида; с позиции "лавочников", насельников монастырей (т.е. всех людей "по сю сторону церковной ограды") - стремление соблюсти устав. И каждый будет прав – в своей системе. А "золотая середина", "царский путь" решения проблемы заключается в сочетании всех этих точек. Период моего новоначальства, как это часто бывает, был отмечен чередованиями периода сугубой ревности с последующим периодом ее охлаждения. Ситуация острой борьбы с собой завершилась осознанием того, что без храма я не смогу. Одев, что оказалось под рукой – брючный костюм (основы церковной жизни, поведения в храме мне были известны, просто другой одежды в тот момент не было), я помчалась в монастырь на литургию, попав лишь к ее окончанию и не смея подойти ко кресту. Помню, долго стояла в слезах перед иконой преп. Серафима Саровского, и в этот момент подошел старенький иподьякон со словами: «Деточка, не ходи в брюках. Тебе ничего, а монахам потом так трудно. Им молиться нужно, а придется и епитимью нести». Я-то пришла к Богу, понимая, что ему все равно, в каком я виде. Но что я могу быть соблазном для кого-то ДРУГОГО, что кроме МЕНЯ у других людей тоже есть нужды, и все они сосредотачиваются в Церкви, - эта мысль до того случая в голову не приходила.
Ольга27 мая 2013, 14:41
Я пришла в Церковь с таким грузом грехов, с такой тяжестью и слезами, что не хотела ничего кроме прощения, а за подсказки была благодарна несказанно. И мне не то что никто грубо не ответил и не посмотрел, а еще и помогали и подсказывали, за что я благодарна и священству, и бабушкам, и прихожанам нашего Храма. Теперь я пою на клиросе, читаю, шью облачения для священников, для престолов, да и вообще помогаю как могу. У меня появился духовник, сложились очень теплые отношения со многоими прихожанами. А "злые" бабулечки, если с ними пообщаться по доброму, на самом деле очень хорошие, у каждой своя судьба. Слава Тебе Господи за все!
Н.Н.27 мая 2013, 14:24
Христос Воскресе!
О. Нектарий, огромное спасибо за честные и глубокие ответы; а последний абзац - это просто чудо как хорошо! В самую-самую точку.
Мне мой духовный отец в самом начале воцерковления сказал такую вещь: в церкви много "пограничников", и слава Богу, что они при храме, а не в больнице,ведь и священников кому-то смирять надо; а те, кто обиделся и ушел - или обязательно вернутся (может, и в другой храм), или не пришла их пора. Если Господь попустил такую ситуацию - значит, она ПОЛЕЗНА обеим сторонам.
Ольга27 мая 2013, 13:16
Какая замечательная беседа!
Честно скажу, сколько раз я ходила в церковь (я из Сургута), ни разу не сталкивалась с каким-то негативом, наоборот, люди стараются помочь, объяснить что-то, очень доброжелательные и отзывчивы. Но от знакомых слышала много плохих отзывов об организации крещения, исповеди и проч. Даже помню эпизод - пошли мы с подругой на службу, я - одетая в темную куртку, без косметики, в очках, платочек обычный. А подружка - в яркой красной куртке, с накрашенными глазами, в хорошенькой юбке, на каблучках - такая молодая и красивая! После службы (так получилось, стояли не рядом) она пожаловалась, что работница храма сделала ей какое-то замечание в грубой форме. Я ее, конечно, утешила, но про себя подумала, что обращая на себя внимание красотой, рискуешь вызвать и негативное отношение тех, кто этого уже лишен - все мы люди...
Вот поэтому стоит сначала внимательно изучить хотя бы то, в каком виде следует приходить в храм - неужели, если вы придете в офис в спортивной одежде, начальство будет радо?
А замечания... У меня от природы обидчивый характер, но став христианкой, я за все плохое стараюсь благодарить Бога - по моим грехам Он еще ничтожно мало дает мне испытаний и бесконечно милует! С таким отношением, как мне кажется, намного легче и светлее жить. Всем любви и понимания! Слава Богу!
Игорь27 мая 2013, 12:31
Несколько покоробило в статье названия "церковный работник", "церковный сотрудник". На мой взгляд это завуалированная попытка надеть на Церковь маску этакой госструктуры с ее бюрократически-чиновничьим аппаратом. Церковь - не приемная господина путина! И человек, переступая порог храма, должен всегда помнить, что он пришел к Господу Богу, а не к конкретной монахине (монаху), священнику или "работнице свечного ящика". И исходя из этого относиться к людям пришедшим в храм или служащим там. Относиться с позиции самого Господа - реального Хозяина храма - смирения, терпения и доброты. И тогда проблемы грубости со стороны кого-то не будет. Следующее. Требуя от Господа Бога в лице Церкви проявления таких качеств как абсолютное добро, абсолютная любовь и прощение, люди забывают от другом Его качестве - абсолютная дисциплина. И в отношениях с Богом и в храме есть жесткие требования к поведению, не соблюдать которые недопустимо. И замечания, которые делаются священниками и служащими храма, по большей степени справедливы. И в этих условиях жаловаться на какую-то грубость и холодность - это оправдать свое неверие в Господа и свое тайное нежелание идти к Нему. Храни всех Господь.
просто человек27 мая 2013, 12:23
Не трудно себе представить, сколько будет комментариев с конкретными примерами из жизни на эту злободневную статью. Все мы в своей жизни, хоть раз, да спотыкались о свечной ящик.
И если авторы статьи столь аргументированно и авторитетно утверждают, что работа за свечным ящиком - это не просто деньги и записки взять/свечки выдать, а с незнакомой человеческой душой пообщаться, которая вообще-то к Богу пришла, часто в печали, недопонимании, неадеквате, то, возможно, стоит задуматься над тем, кто у нас, в принципе, за свечными ящиками работает?
Наверное, сейчас это прозвучит несколько революционно, но на этой "передовой линии фронта", которой в наши дни является свечной ящик, работать должны люди с хорошим психологическим образованием. Да. И за хорошую зарплату. А на подхвате - те самые тётеньки на пенсии и послушники, которые, и свечки выдадут, и в процессе сами каким-то правильным психологическим навыкам в работе с людьми научатся.
Да, сейчас это маловероятно, поскольку не все священники, даже прекрасно зная Священное Писание, также хорошо разбираются в человеческой душе.
Наталья27 мая 2013, 12:02
Очень важная статья!
Я не раз сталкивалась с проявлениями грубости и нетерпения работников в храме. Не буду об этом рассказывать, чтобы никого не искушать. Надо молиться о таких людях, особенно о монахах и монахинях, ведь где рядом Бог, там и бес не дремлет.
Приведу, все же, один поучительный пример. Моя мама была в одном прославленном женском монастыре, стояла на службе. Храм большой, в него есть несколько входов. Около бокового входа стояла монахиня и не пускала прихожан входить через него, отправляя всех заходить через центральный. Делала она это очень грубо, так, что люди даже пугались. На следующий год мама опять приехала в этот монастырь, но этой монахини сначала на службе не было,а через некоторое время ее прикатили в инвалидной коляске. Инсульт. Помоги ей, Господи! Прости нас, грешных!
Если человек не смиряется сам, Господь его смиряет. Лучшее средство смирения - телесная болезнь.
Братья и сестры! Не будем дожидаться наказания свыше, будем бдительны и чутки к своим словам и поступкам!
Хочется попросить настоятелей храмов, чтобы они были внимательны к церковным работникам. Книгу жалоб и предложений что ли завести. А лучше ввести требование, чтобы все церковные работники, в том числе певчие, регулярно исповедовались и Причащались. Исповедную книгу вести, как в царской России.
Простите, грешную!
Елена за свечным ящиком27 мая 2013, 11:56
Пять лет назад в порыве самосожаления,а на самом деле находясь в состоянии греха, пришла в монастырь в брюках.Дома на тот момент не имела ни одной юбки. На замечание монахини по поводу брюк дико обиделась и ушла. Через пять лет в моем гардеробе нет ни одних брюк и теперь я понимаю, почему монахиня сделала мне замечание. А брюки я перестала резко носить после молебна в одном храме, когда четверть прихожан дико выли, лаяли и т.д. Любовь, конечно, прежде всего, но думаю, мало людей, которые зайдут, например, в мечеть обутыми или пьяными. Работников храма очень понимаю, т.к. они не святые, а только стремятся к святости. Надеюсь, что всех кого оттолкнули, вернутся обратно в свое время.
Мария27 мая 2013, 11:49
Спаси Господи!
Буквально вчера видела подобную картину: в храм зашла мама с дочерью-подростком, одетой в короткое летнее платье, и сотрудница у свечного ящика так накричала на них, что они уж не знаю - зайдут ли когда-либо ещё в церковь... И вот теперь мучаюсь, что не окликнула их и не поговорила...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×