Представляем очередную беседу из книги «О Церкви без предубеждения», на страницах которой игумен Нектарий (Морозов) и Елена Балаян рассуждают о проблемах церковной жизни.
— Порою люди сами, приходя в храм, ведут себя не вполне корректно. Но, наверное, я бы сделал большую ошибку, если бы об этом стал говорить в первую очередь. Нет, я считаю, что действительно на сегодняшний день люди в храмах сталкиваются с холодностью, невнимательностью, равнодушием. И я бы не стал это никаким образом оправдывать: это действительно беда современной церковной жизни. Это то, на что Господь указывал, как на один из признаков бедственного положения мира,— отсутствие любви, ее оскудение. В Евангелии Он говорит об этом так: По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь[1]. Поэтому каждого верующего Господь спросит о том, в чем его вера проявлялась.
Уже апостол Павел отмечал, что есть люди, которые хотя и носят имя верных, но через них имя Божие хулится, а не прославляется[2]. И если неверующий человек, который хочет получить представление о христианстве в его идеальных проявлениях, должен добросовестно исследовать жизнь святых, а не жизнь обычных, таких же, как он, грешных людей, которыми Церковь наполнена сегодня.
— Вы говорите «любовь охладеет», а человек, приходя в Церковь, об этом ничего не знает и ожидает, что именно в ней он эту любовь найдет, потому что — где же еще? Он ожидает, что любовь эта не будет зависеть от того, насколько он плох или хорош, от того, правильно он одет или не очень. Там, в храме, он ждет безусловного приятия и — не находит его.
— Я скажу вещи, может быть, внешне друг другу противоречащие, но тем не менее одинаково имеющие место. Человек, придя в Церковь, вполне возможно, столкнется в ней и с холодностью, и с равнодушием, и где-то даже с грубостью. А с другой стороны, если проявит немного терпения, обязательно найдет в Церкви и участие, и любовь.
— Да, но до этого счастливого момента дело может ведь и не дойти. Человек решит, что Церковь — это закрытая организация, элитарный клуб, отделенный от всего остального мира высоченным забором…
— И, тем не менее, никому не возбраняется зайти за этот «забор» и оказаться внутри этой «организации». И никто из тех, кто сюда зашел, внутри этого «забора» не родился. Все современные христиане сюда пришли своими собственными ногами, сами сделали этот выбор. И каждый из тех, кто пришел в Церковь, тут же мог убедиться в том, что ничего закрытого здесь нет, что это именно общая жизнь. Другое дело, что многие люди этой жизнью не готовы жить.
— Одну мою подругу очень интересует, почему на все вопросы о том, почему человека в Церкви что-то оттолкнуло или обидело, священники отвечают: «Это вас бес искушает». Не является ли это мистическое объяснение попыткой уйти от ответственности?
— Является, безусловно. Объяснять все действиями бесов, конечно, нельзя. Иначе вообще ни в чем бы не было человеческой вины.
— А еще она жаловалась, что однажды священник ответил на ее вопрос настолько грубо и формально, что она потом долго плакала и в церковь возвращаться не хотела…
— Я согласен с тем, что многие из нас, священников, иногда по немощи, иногда по совершенно неправильному пониманию сущности своего служения, людей от Церкви отталкивают. Да, это есть. И говорить, что этого нет, было бы и неправдой, и большим злом, потому что люди видят, как есть на самом деле, и если мы в каких-то благих целях будем их обманывать, то эта ложь блага не сотворит. Но, наверно, все-таки нужно разграничивать те случаи, когда действительно священник отталкивает человека от Церкви и когда обратившийся к нему просто не готов ничего слышать. Бывает, что человек любое невинное замечание воспринимает с обидой. Поэтому, если учесть степень самолюбия современного человека, то можно сказать, что в некоторых случаях виноваты все-таки не священники, а сами люди.
Понимаете, вот кто-то приходит креститься. Священник говорит, что перед этим необходимо пройти хотя бы небольшой курс огласительных бесед, чтобы понять сущность этого таинства. А человек отвечает: «Мне этого не надо». Священник возражает: «Но без этого я не могу Вас крестить, потому что это будет профанация таинства». И слышит в ответ: «Так Вы меня что, к Богу не пускаете?». Но дело ведь не в том, что мы не хотим кого-то «пускать», и даже не в том, что этот кто-то не соблюдает «наших правил», а просто это лишено смысла. Более того, мы будем за это отвечать — за то, что совершили по формальному признаку то, что должны были совершить осмысленно. И, наверное, соотношение здесь где-то пятьдесят на пятьдесят: в пятидесяти случаях из ста кто-то из нас, священников или церковнослужителей, возможно, человека отталкивает. А в другой половине случаев человек просто не хочет смиряться с тем, что является Церковью, с ее правилами и без чего церковная жизнь невозможна.
— А бывает и так, что человек и рад смириться, и ведет себя очень скромно, а его все равно обижают. Я была свидетелем такого случая: к свечному ящику подошла женщина и робко спросила, как бы ей принять крещение и что для этого нужно. Работница свечного ящика обдала ее таким высокомерным презрением, что я бы на ее месте точно убежала…
— Так, безусловно, тоже бывает. Но если человек, который это услышал со стороны, в той или иной степени церковный, то его долг в этой ситуации подойти к обиженному посетителю и восполнить недостаток усердия и любви работницы свечного ящика. И я считаю, что в данном случае, поскольку Вы были свидетелем этой сцены, Вы и должны были это сделать.
— Каким образом?
— Нужно было подойти к этой женщине и рассказать ей, как готовиться ко крещению, в чем заключается смысл этого таинства и объяснить, что не нужно по этой работнице церковной лавки, которая ей как-то чересчур сухо ответила, судить о всей Церкви, потому что эта работница лишь один из ее немощных членов, но не вся Церковь в ее полноте.
— Мысль о том, люди, которые приходят работать в храм, неидеальны, вполне понятна. Но они ведь пришли на эту работу не только чтобы деньги получать, но и с определенной целью — помогать людям на их пути к Богу. Между тем градус раздражения, которое люди наблюдают в храме, особенно за свечным ящиком, порой превосходит градус раздражения в общественном транспорте. Люди не понимают, почему так происходит, и это ставит крест на их только что зародившейся симпатии к вере и к Церкви…
— Что касается раздражения… Если бы Вы знали, с чем приходится сталкиваться человеку, который стоит за свечным ящиком в храме! Я сам, будучи послушником в монастыре, год или полтора стоял за свечным ящиком — нес такое послушание. Это очень сложная вещь, намного сложнее, чем торговать в магазине, потому что степень абсурдности вопросов, просьб, требований людей порою превосходит всякую возможную вероятность. И необходимость отвечать на это каждый раз не просто корректно, а со вниманием, теплом и уважением очень сильно человека выматывает.
Вот представьте себе ситуацию. Это было лет четырнадцать тому назад… Я стою за свечным ящиком, приходит в храм посетитель с изломанными ушами, с якорной цепью на шее, с глазами человека, который неоднократно видел чужую смерть и сам кого-то убивал. Он подает мне записки для поминовения, и я вижу там имена: Заур, Магомед и дальше в том же духе. А сам человек — русский. Надо сказать, что он у меня сразу вызвал чувство, с одной стороны, расположения и симпатии, а с другой — чувство сострадания, потому что я прекрасно понимал, кто передо мной стоит, и понимал, что если этот человек пришел в храм при всем том, что в его жизни есть и было, наверное, в нем есть что-то доброе.
Я пытаюсь ему объяснить, что на Литургии поминовение людей некрещеных невозможно. А он мне отвечает, что его не интересует никакая «летаргия»: «Я так всегда делал и делать буду». И я понимаю, что наш разговор меньше чем за минуту принимает такой характер, что мне надо отступить назад, чтобы не произошел эксцесс, потому что еще немного, и он мне сделает что-то такое, из-за чего потом тоже будет меня поминать в одной из таких записок либо как тяжело болящего, либо об упокоении.
Тем не менее я потом вышел из-за свечного ящика, пошел с ним говорить. Я не принял у него тех записок, но отнесся к нему с полным пониманием, и все закончилось благополучно. Однако есть одно «но»: он был один в этот момент. А если бы в очереди стояло еще 10–15 человек?
— Да, случай забавный. Но Вы намеренно берете такой крайний пример, чтобы создать яркое впечатление. Можно подумать, персонажи с изломанными ушами и якорными цепями заходят к Вам регулярно…
— Что Вы, «крайний пример»… Вы знаете, что в храм приходят отпевать попугаев? Не верите? Смеетесь? А Вы понимаете, что нельзя смеяться в тот момент, когда Вас об этом просят? Ведь человек, который об этом просит, на самом деле скорбит. Он же не просто так пришел, у него, кроме этого попугая или кошечки, в жизни больше никого не было. Это, как правило, бабушка какая-нибудь. А еще порой приходят люди, которые спрашивают, нельзя ли искупаться в купели для крещения за деньги. И люди нездоровые приходят постоянно. Чего только нет… Многие идут в храм, совершенно не понимая, куда они идут,— с ведром, лопаткой, с детским велосипедом, с банкой пива… стоя в храме, пьют воду «из горла». Им даже дела нет ни до благочестия, ни до благоговения. И человек, который стоит за свечным ящиком, принимает на себя первый удар. Люди изнашиваются от этого.
— Да, все это, видимо, действительно нелегко. Но, наверное, люди, которые идут служить в храм, знают, на что идут. Разве их не предупреждают о возможных трудностях, не настраивают относиться к этому со смирением, как к неизбежному испытанию, данному для духовного укрепления?
— Вы знаете, когда юноша идет служить в ряды Вооруженных Сил, его предупреждают, что на войне стреляют. А когда начинают стрелять, он почему-то падает и накрывает голову руками. И не хочет вставать и куда-то идти.
— Психика — вещь тонкая, с этим не поспоришь. Но иногда сотрудницы храмов очень некрасиво ведут себя даже в тех случаях, когда вокруг ничего к этому не располагает. Я хочу рассказать о случае, который произошел со мной, когда я только начала интересоваться Церковью. Я поехала в Оптину пустынь, чтобы пожить там несколько дней. И там мне захотелось написать записки о здравии, а как это сделать правильно — не знала, боялась ошибиться. И обратилась к пожилой монахине, будучи полностью уверенной, что она мне с радостью поможет: она ведь монахиня, почему бы ей не помочь? Каково же было мое удивление, когда вместо подсказки я услышала гневную тираду, обличающую мою неграмотность. Она говорила с таким раздражением, с такой злобой, что я на секунду забыла, где нахожусь. По счастью, я сумела это пережить, но вот причины такого поступка до сих пор не понимаю. Он выглядит абсурдным и алогичным. Как человек может так разговаривать с людьми, живя в монастыре?
— Дело в том, что пребывание человека в Церкви или в монастыре, даже в течение очень долгого времени, не является свидетельством того, что в его душе все благополучно. Очевидно, что в душе этой монахини благополучия духовного не было. И трудно сказать, было ли ей так плохо в тот момент, когда Вы к ней обратились, или ей вообще в жизни плохо и поэтому она находится в таком состоянии, но факт остается фактом.
Впрочем, интереснее другое. Почему разные люди в одном и том же храме или монастыре находят для себя столь разные вещи: одни — утешение, обретение веры и укрепление в ней, а другие — то, что, наоборот, от веры и Церкви отталкивает? Почему так бывает, что одному Господь дает одно, а другому — другое? Недавно на сайте нашего храма началась некая дискуссия между людьми, которые ходят в один и тот же храм. И вот одна женщина говорила о том, что ей в храме очень тесно, мешает то, что рядом стоят люди, что она, когда хочет поклониться, на кого-то натыкается, а стоящие за ее спиной натыкаются на нее. А другая говорила о том, что ей в этом же самом храме бывает очень хорошо: чувство, что рядом с тобой люди, создает ощущение удивительного единства. Два разных человека говорят об одном и том же, только для одного это плюс, а для другого — минус.
— Видимо, все дело в нашем внутреннем состоянии. Каждый находит в окружающем мире и в Церкви то, что в какой-то мере уже есть в нем самом. Но как объяснить это моей подруге, которая в Троице-Сергиевой Лавре, средоточии российской духовности, стала свидетелем того, как монах выгнал девушку из храма только за то, что она была без платка. Подругу это шокировало. Она не понимает, почему какой-то внешний атрибут может привести к такому радикальному повороту событий. Недавно она призналась, что до сих пор боится Церкви и что ей легче молиться дома у икон, чем ходить в храм, где она натолкнется на грубость и непонимание. До какого состояния, спрашивается, надо довести людей, чтоб они начали бояться Церкви? Наверное, прав был английский писатель Честертон[3], сказав, что самым сильным доводом против христианства являются сами христиане…
— Нет никакого оправдания тому, что сделал монах, выгнав эту девушку из храма, потому что фактически он выгнал человека, который пришел не к нему, а к Богу. Бывают ситуации, когда человека необходимо вывести из храма, потому что он просто нехорошо себя ведет или пришел в храм в купальном костюме. Но случай, Вами рассказанный, не из этого разряда.
— Но почему не все монахи и не все церковные сотрудники, живя в самом сердце Церкви, это понимают?
— По той причине, что все мы люди, испорченные грехопадением и находящиеся в состоянии грехопадения. И выход из него, исцеление человека — это процесс очень долгий и очень мучительный. И, с одной стороны, когда кто-то из нас встает на пути человека, который идет к Богу, и отталкивает этого человека,— это преступление, которое не имеет оправдания. А с другой стороны, и на пути каждого из нас — каждого священника, каждого мирянина — в свое время тоже кто-то вставал, кто-то гнал нас, поступал с нами жестко, невежливо. Но что-то подсказывало и моему сердцу, и сердцу многих других людей, которые пришли в Церковь и служат в ней, что настоящее в Церкви — это то, что есть в ней хорошего, доброго, святого, а ненастоящее, чуждое ей является просто чьей-то бедой, а то и трагедией. Естественное чувство, естественное желание человека, который понимает суть этой проблемы,— это прийти в Церковь и вести себя богоугодно — благоговейно, благочестиво, быть любящим, милующим, помогать другим. И это опять-таки единственный способ помочь исправить что-то в Церкви. И поверьте, если человек будет искать в Церкви правильное, нужное, духовное, он это найдет.
— В вашей епархиальной газете «Православная вера» как-то появилась статья под названием «Мы в ответе за тех, кого оттолкнули»[4], где был приведен вопиющий, но уже не удивительный в контексте нашего разговора эпизод: пожилая «всезнающая» свечница безо всякой деликатности требует от молодой женщины, плачущей перед образом Богоматери, встать с колен, потому что «от Пасхи до Троицы не положено». Так кто все-таки эти «мы», которые ответственны за подобные вещи? Прихожане? Сотрудники храма? Настоятель?
— Тут, с одной стороны, безусловно, первостепенна ответственность настоятеля. И наверное, никто из нас не сможет оправдаться занятостью или другими уважительными причинами, если у нас за свечным ящиком стоят работники, которые людей от Церкви отпугивают. При этом могу сказать, что любой настоятель, как бы занят он ни был, рано или поздно об этом все равно узнаёт и исправляет это положение: сначала напомнит сотруднику, что он был ознакомлен со своими обязанностями, трудностями и особенностями деятельности за свечным ящиком и согласился нести это послушание, которое в Церкви на самом деле является очень ответственным, со вниманием и участием ко всем посетителям, считая делом чести умиротворить каждого, невзирая на его настроение. Если же взаимопонимания добиться не удается и все остается по-прежнему, то с человеком надо без колебаний расставаться и заменять другим.
— А Вам самому приходилось увольнять людей по упомянутым причинам?
— Могу привести совсем свежий пример. У нас рядом со строящимся Петропавловским храмом действует сейчас временный храм, и там, естественно, кто-то постоянно стоит за свечным ящиком. И вот однажды я беседую с директором находящейся по соседству школы, и она рассказывает о том, что и она, и некоторые ее коллеги раньше этот храм посещали, но потом перестали туда ходить, потому что как-то раз она зашла в храм после работы, у нее была с собой папка с какими-то финансовыми документами, и, как это порой бывает с человеком во время молитвы, она настолько обо всем забыла, что оставила там папку и ушла без нее. А потом, вспомнив, отправила за ней своего секретаря. Та пришла, попыталась эту папку забрать и столкнулась примерно с такой реакцией продавца за свечным ящиком: «Зачем ты сюда пришла, с такими ногтями и с такой прической? А вот эта, которая перед тобой приходила, это директор вашей школы? А чего она с такими ногтями и с такой головой сюда ходит? Вам что, делать больше нечего?». И тотчас, выяснив, кто это был, я эту сотрудницу увольняю, причем увольняю показательно, объяснив всем остальным, за что она уволена.
— А как сама женщина объяснила свое поведение?
— Абсолютно неважно, как она будет это объяснять: просто таким людям не место в числе сотрудников церковных структур. Я нашел трех человек, которых она, что называется, отвадила от посещения храма, а о скольких еще мы не знаем? Мы просто не имеем права таких людей оставлять на подобной работе, потому что они будут приносить вред Церкви, людям и, конечно, себе. И сострадание к этому человеку здесь должно проявляться в том, чтобы лишить его возможности губить и свою душу таким образом. К чему я это говорю — к тому, что в Церкви нас всех терпит Господь, и мы должны терпеть друг друга, но непосредственно на ниве церковного служения должны оставаться те люди, которые, по крайней мере, не причиняют вреда приходящим в Церковь.
— А Вас самого, когда Вы входили в церковную жизнь, сильно задевали проявления грубости и холодности или Вы спокойно к этому относились?
— Как ни странно, да — относился к этому вполне спокойно. И не по причине того, что я человек изначально несамолюбивый и неранимый — отнюдь. Просто главное заставляло забывать обо всем второстепенном. Кроме того, мое глубокое убеждение, что обращению человека к Богу должно обязательно сопутствовать чувство покаяния пред Богом: именно с него начинается наша вера и с призыва к нему — евангельская проповедь[5]. Если покаяние в начале церковной жизни у человека отсутствует,— значит, по большому счету его христианская жизнь еще не началась или началась, но совершенно неправильно. А чувство покаяния, чувство того, что ты сам никуда не годишься, заставляет забывать о недостатках других и видеть человека как бы «сквозь» них.
ВОТ ИХ ЛЕГКО ОТВАДИТЬ ИЛИ НАПУГАТЬ, А ВЕДЬ ПРАВДА ОНИ ПРИШЛИ К Богу, а не за твоим советом. ну уж если хочешь помочь, обратись так как хотел бы чтобы обратились к тебе или к твоей может престарелой маме или твоему ребенку. хотя чаще кричат сами немощные духовно.
P.S. От себя добавлю: Среди "случайных" людей встречающихся вам (нам) в повседневной жизни часто бывают Ангелы, так что как говорят Отцы Церкви - "В КАЖДОМ человеке надо видеть Ангела", это не только метафорический образ для отношения к ближнему, но и вполне практический Мудрый Совет Божий.
С Богом! Ангела Хранителя вам!
(отрывок)
Я в храм случайно попадаю и не ропщу – благодарю
Я правил ни каких не знаю и молча про себя молю
Прости Отец, я правил здешних здесь не знаю,
И понимаю лишь одно, должна вести себя здесь тихо.
И в большом - лишь уваженье: к всем тем, кто здесь уже давно.
И Ты мой Бог сказал однажды:
- Не бойся и тихонечко войди, и не чему не удивляйся,
Поможет лишь посланник мой тебе. Все разные вы здесь на свете,
И лишь прошу, не рассуждай и не суди.
(3 ангела)
А в целом, считаю, не надо делать замечания никому. И если делать - то так, словно разговариваете с королём или королевой. Где-то я читала рассказ про грубого человека, который стал вежлив и приветлив , когда ему сказали, что каждый встечающийся ему - король.
А лично я несколько дней поработала помощницей в свечном ящике, и ощущения остались радостные, хотя приходили люди разные и с разными вопросами. А мне и свечнице очень было приятно отвечать на их просьбы и вопросы, даже появилось чувство творческого порыва, но и некоторое чувство своей беспомощности.При этом я поняла, что без Божией помощи в жизни не обойтись.
сама была в ситуации вот такого человека, первый раз пришедшего в храм, и неласковость ко мне тоже была, но меня это ни сколько не оттолкнуло. Думаю,свечниц очень поймут люди, которые работают с очередями ежедневно. Это очень тяжело. Тогда, в первый раз, я не смутилась, ведь я к Богу пришла, в конце-концов к священнику за советом или разговором, а не к свечнице. Она тоже человек, как и все, и ежедневно выслушивать и видеть "глубокое неверие и язычество" у приходящих в храм, тоже задача не из легких, не говоря уже о элементарной усталости от бесконечного потока людей. То, что человек - христианин не означает, что у него всегда бесконечное терпение и отсутствие скорбей в личной жизни, не каждому дано терпение, но каждый христианин должен к этому стремится. Когда в первый раз приходишь в храм, равно как и в тысячный, ты приходишь к Богу, ты приходишь помолится, исповедоваться, Причаститься, и это должно быть главным.
а те, кто уходят в первый же раз после грубости свечниц - это люди, которые пришли в храм просто так, и если не свечница, их бы оттолкнул кто-то еще, вплоть до того, что они не нашли иконы святого в данном храме, которому хотели помолится и уйдут такие люди, не желая слушать о Христе.
не вините свечниц, задумайтесь над тем, какие вы сами христиане, если пришли в храм через 10-40 лет после крещения, прожив жизнь без Христа и Церкви, вышедшие сейчас из храма просто от того, что у вас не хватило терпения улыбнутся в ответ...
Спаси Господи!
Я случайно только что забрался на это обсуждение – думал, оно уже закончено – и вдруг услышал Ваше мнение о мои словах… Не ответить было бы чёрной неблагодарностью – хорошее слышишь редко…
Если мой ответ на Ваш вопрос несколько не совпадает с авторским ответом – у Вас есть реальная возможность сравнения…
*
Я привык к таким ответам со стороны священства на мало-мальски сложные вопросы: молись, крестись, исповедуйся, чаще причащайся, живи по Заповедям Божиим… /Вопросы типа – из какой глины сделаны кирпичи в Храме Василия блаженного меня не интересовали…/.
Такой ответ, конечно, верен… Нечего возразить…
*
Ну, а теперь позвольте на Ваш вопрос ответить Сантехнику – Если я правильно Вас понял, Вас интересовал вопрос – где взять любовь, причем в большом количестве. И как её не утратить, делясь ею ближним…
Дело в том, что существует такой духовно-нравственный закон: «Чем больше любви ты отдаёшь – тем больше ее у тебя становится»… Он несколько не стыкуется с обычными балластными соотношениями нашей жизни – но в духовном мире действуют иные законы…
Если я не прав – священство поправит… Подстрахуйтесь на всякий случай…
Пример-подтверждение: – несколько сказанных Вами в мой адрес приятных слов – и тут же ответ по другому духовно- нравственному закону - закону благодарности - «Благодарю».
Сантехник.28.6.13.
..с Иудой и Пилатом вы загнули конечно.
Никто не оправдывает хамства - ибо проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением. Речь идет о личной, так сказать, стрессоустойчивости. Чтоб люди не бежали (а скорее - гордо не уходили) всякий раз как на них не так посмотрели!
А что же будет если объявят гонения за слово? Так страшно читать о мучениках. А тут - накричали. Эка невидаль.
Вспомните кровоточивую женщину - ей нельзя было по закону прикасаться к людям будучи в нечистоте. Законы в Ветхом Завете суровые были, не то, что сейчас. Но она прошла через толпу и получила не только исцеление, но и прощение.
Более яркий пример: когда язычница бежала за Христом и просила исцелить ее дочь. Что сказал ей Владыка? Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Негоже забрать хлеб у детей и дать его... псам.
- Это я-то пё-ёс!? - должна была воскликнуть она. Что же в ответ? Смирилась мать и дочь моментально получила исцеление. Любовь к дочери перевесила задетое самолюбие. По толкованию отцев дочь, в сакральном смысле события, - это наша душа.
Мое упражнение от таких искушений, я про себя произношу две фразы: "А не Христос ли испытывает нас?" (слова одного из святителей) и "Что тебе до него? Ты иди за Мною" (Ин). Помогает.
Подавляющее большинство из нас хотя и считаем себя воцерковленными православными христианами, но ведем себя как новоначальные и едва делающие первые шажки к познанию истины Евангелия. Поэтому и с той, и с другой стороны свечного ящика мы чаще всего одного духовного калибра, если так можно выразиться. И у всех нас один и тот же грех - гордыня. Наверное было бы полезным, чтобы батюшки почаще беседовали с работниками храма ко их смирению, к терпению и братолюбию. Ведь у свечного ящика стоят не как торговцы, но как стражи у врат, и от этого никуда не деться. Может ту показательно уволенную работницу достаточно было перевести на более легкое послушание, не связанное с непосредственным общением с прихожанами. Но не оставлять ее в таком гибельном состоянии. Спаси Господи!
Я каждое воскресение в храме с 7 до 16-00, служу в Церковной Лавке и провожу катехизаторские занятия/беседы, в остальное время- руководитель крупной производственной компании, с ненормированным рабочим днем. Бывают ли мной недовольны и считают грубой? Думаю что да: ну ни как не хотим мы даже слышать про исповедь и причастие, ни знать о Боге, готовиться к Крещению..Дайте нам амулет, оберег от колдунов, хотим в кошелек икону положить, что бы деньги всегда были, ну не могу я записать что на обучении были те кто не был, и нет в нашей ЦЛ книги про Славика Чебаркульского, как и в прочем другой литературы, которая не прошла Издательский совет , не могу продать Молитву Тибетский монахов, и выдать текст молитвы Запрещения и порекомендовать батюшку для отчиток и.т.д. т.е. «отпеть попугайчика», но не слышать, ни знать ПОЧЕМУ мы не хотим… И это горько.
Дорогие братья и сестры, которых обидели, не так сказали, нагрубили , не пустили в боковой вход, попросили выключить мобильный телефон во время чтения Евангелия и.т.д. , приходите служить в Храм. Вам будут рады в любом нашем Храме, в любом городе, селе. Не то, что образованных и церковно грамотных, даже просто желающих помыть, подмести, помаду с икон убрать, подсвечники почистить, двор от снега убрать, и.т.д. зачастую не хватает. Приходите в свободное от работы время, в дождь, снег, жару, когда болит спина, ноет сердце, против муж, мама, позади 5 тяжелых рабочих дней с подъемом в 5 утра и возвращением в глубокой ночи… Приходите не за деньги, а во Славу Божию, как служит большинство из тех, кого я знаю. После работы, в выходные, в праздники- вместо дачи, клуба, смотрения сериала и покажите нам, служащим Храмов, своим примером КАК надо, без «косяков»... Нам всем не хватает любви, даже к своим ближним…. И это не болезнь Церкви, это болезнь общества, нас…
Сантехнику : сказано вами емко и в самую суть! О.Нектарий цитирует , что любовь оскудеет . Оскудела . Вот причина и следствие. И следствием оскуднения любви будет и выгорание "церковных работников" (подобно "выгоранию" медиков - хотя на некоторых это почему то не действует) , а затем и черствость и грубые ответы и плавный уход самих православных, тех 90%, из Церкви.
А люди то уходят !!!Понимаете ! реальная проблема , огромная! Пришли люди поплакаться - ну не к кому больше идти (Придите и утешу вас!!) и вместо утешения - грубость. Какая обида у людей! Они же потом каждый еще двадцати человекам расскажут куда шли и что получили. Они же говорят: никогда мы больше туда не пойдем!!! В интернет кто-то напишет - чего только плохого про Церковь там не написано ! А сколько людей ушло - здесь у каждого высказавшегося есть пример такого ухода.
Батюшка о.Нектарий говорит - каждому православному нужно восполнить недостаток внимания к новопришедшему в храм, если на ящике не так ответили . Это первое.
Второе и главное - где брать любовь в большом количестве???
чтоб самому не выгорать и еще на других оставить?
о. Нектарий постоянно пытается оправдать откровенные и недопустимые "косяки" служителей церковных, хотя честно признает проблемы. а журналист молодец, в ее вопросах не было елейности, она трезво и упорно докапывалась до сути. хорошее интервью.
- церковный язык; - «бешенные пуськи»; - патриаршие часы и «датые» священники; - «познериты» – гельманы, гузманы…; - «кочетковцы»; - «яйца с глазами»; - «урано…»; - стояние в храмах на больных ногах; - равнодушие клира к вошедшим или случайно заглянувшим в Храм; - одиночество как мирян, так и священства; - маловато реальных дел при изобилии нравоучений-проповедей; - интернетовские ложь и провокаторы…
Меня не очень «достаёт» и то, что священство не говорит прямо: ну, есть неразрешимые проблемки, мы их частично знаем, придёт время - разберёмся... И меня не сильно раздражает даже то, что с каждым днём подобных проблемок становится всё больше и больше…
А вот что действительно серьёзно – так это то, о чём говорил Шатов - 1% храмовых христиан и 90% православных верующих, оказываются вне Храма... Всё ли необходимое из возможного было сделано и делается для попытки спасения этих 90%?! ВОТ ЭТО – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОБЛЕМА!!!
Есть такой принцип: как только будет найдена и исправлена основная, корневая ошибка, то автоматом исправляются все те, которые из неё следовали… Не знаю, понятно ли высказался – извините, если ошибся… 9.6.13. Сантехник.
А с проявлениями грубости и нетерпения в магазинах, учреждениях, в транспорте, на улице, в школе, на лестничной площадке и т.д. вы не сталкивались? Да это просто воздух такой! А он всюду одинаковый что в храме что в горсовете!
При чем здесь Церковь??
Убедился ещё раз в инфантильности современных половозрельцев.
Кричат смешные: Долой свечной ящик!
А если убрать, готовы ли они на Пасху молиться во тьме (за электроэнергию не уплачено), мёрзнуть во мраке на Рождество и Крещение (за отопление тоже не уплачено), терпеть падающие на голову кирпичи (за ремонт не уплачено) и т. д.
Введём церковную десятину с КАЖДОГО прихожанина, как у протестантов и католиков, и проблемы вообще не будет - тишь, мир да благодать.
Призываю всех взрослых братьев: научились бриться каждый день - научитесь думать каждый день!
Если вам нагрубят в магазине, вы что совсем кушать перестанете, потому что больше ни в какой магазин ходить не сможете?
А ведь это наша духовная пища, и то что нас "...обидели и я не могу больше ходить в Храм...", это всё оправдание самого себя и поэтому всегда найдутся такие отговорки для своего успокоения, на всё воля Божия!
А вот с Ваш вариант решения проблемы – ужесточение руководства Храмом – у меня вызывает сомнения /хотя и не противоречия/…
Я бы предложил несколько иное, триединое решение:
- более понятный регламент;
- более чёткий порядок;
- более ответственную дисциплину поведения в Храме как «клира», так и «мира».
Понимаете, наличие Устава, как показывает жизнь, не обеспечивает, необходимого порядка и дисциплины в Храме. Согласны?
Но это предложение – результат эмоций, не больше…
Ясно, что сейчас любые изменения могут вызвать резонансные явления в Церкви…
Да ещё и в обновленчестве обвинить могут…
*
Без серьёзной аналитической работы о поведении людей в Храмах /входящих и выходящих из Храмов/, делать выводы – не слишком ли самонадеянно?
У меня же ума для такого анализа явно не хватает…
А без этого пытаться оптимизировать Храмовые процессы – не будет ли это ошибочным?
Может, пусть всё остаётся как есть..?
С уважением, Сантехник. 28.5.13
Это-же полный абсурд, когда идёт литургия, да вообще любая служба, любой молебен, здесь-же рядом идёт бойкая торговля, люди общаются с продавцом (неправильное слово? тогда как назвать человека торгующего в лавке?), заказывают требы, что-то покупают, галдят, да ещё периодически звонит телефон...
Несомненно, человек сам должен выбирать, как ему молиться, стоя или на коленях, молча или петь вместе с хором, - здесь свобода. Вообще христианство это свобода, но не может являться свободой то, что по сути является противоестественным молитвенному настрою тех, кто пришёл в Храм на встречу с Богом.
Разве молящийся будет обращать внимание на то, в чём одет тот или иной прихожанин? То-то же... Обратит внимание только тот, кто пришёл совершенно за другим. Получается, что как-раз те кого мы называем "белые платочки", сегодня совершенно лишние в Храме...
И ещё о священниках. Пусть на них благодать, пусть так. Но ведь благодать исходит от Создателя и будет ли она на том, кто сначала о кармане печётся да о внешних проявлениях веры, а дело на что поставлен, дело пасти стадо Христово, оставлено на далеко заднем плане?
Заладили: бабушки то, бабушки сё.
А я считаю, что, если ты не можешь стерпеть даже грубого замечания от старого человека, кто бы ты ни был, то ты - выродок. Это я отношу и к себе, так как далеко не безгрешен в этом плане.
При чём тут Церковь? Наш народ разучился почитать матерей: своих, чужих, Родину-Мать. А ведь это моральный долг даже атеиста, даже богоборца.
Мы вырождаемся. Старость стала ругательным словом.
Было время - меня смущали объявления на Афонском подворье о недопустимости посещения в неподобающем виде.
Трезво подумав, понял смысл.
Почему соблюдать дресскод в т. н. ночных клубах, на работе, у начальства - это нормально, а в храме нет? Перед людьми стелимся, а на Бога смотрим свысока?
Нет юбки - в большинстве храмов дадут на время.
Кончились юбки и платки - сходи домой и возьми. В чём проблема?
Вообще нет юбки? Любая нормальная женщина из простынки за минуту сделает.
Например, если говорить о грубости в больнице, в школе или детском саду, где работа, я думаю, тоже не из легких в плане общения с людьми, постеснялись бы списывать грубость на тяготы работы, так как это неприемлемо в принципе, то в церкви, судя по статье отношение к этому такое… умерьте свою гордыню и терпите.
Моё мнение, что с грубостью и хамством можно справиться только при «жесткой позиции руководства» к этому вопросу. А если человек чувствует за спиной грустное оправдание своим дурным поступкам, ничего никогда не изменится. Грубость по отношению к прихожанам? это проблема церкви (хотя почитав статью, я как раз усомнилась, что священники так считают), а любую проблему решать надо начинать с себя, а не искать оправдание в «бесовском искушения» и «дремучести прихожан».
И еще наш священник всегда говорил: "Помни - ты лицо Православной Церкви". Это ответственно!
На самом деле Мы все Ее лица. По крайней мере должны быть. А за лицом надо следить..Точнее за тем, что стоит за этим лицом. А когда сам начинаешь следить, то других уже не упрекнешь. Это перефраз одного из законов духовной жизни, ее азов.
Еще могу сказать, что в иконных лавках на святые старицы.
Но кого-то Господь действительно призывает на это послушание и не мерой дает благодать...
Этому надо учиться. Учиться жизнью, учиться на богословских курсах, учиться покаянием. Этой жизнью надо жить. В нее нельзя играть. Про нее нельзя просто читать и откладывать на потом. Это всегда труд и понуждение. Это все по Евангелию. Это все постепенно.
Иногда этим Лицом бывает быть очень сложно...
Просто надо уповать на Бога и помнить, что все же ты человек. Независимо от того, по какую сторону прилавка ты стоишь. Всегда.
Но Господь помогает. По-разному.
Христос Воскресе!
Много-много лет назад случаи грубых одергиваний и замечаний были, а сейчас все иначе. Даже появились консультанты (например, в Донском монастыре).Также висят разъяснения для желающих креститься и т. д. В настоящее время столько много литературы можно приобрести в церковных лавках и получить ответы на все вопросы. Тем не менее и сейчас в храмы приходят накрашенные и одетые в брюки женщины, но никто их не одергивает потому, что они сами не захотят прийти в таком виде в следующий раз, не захотят оставлять на иконах отпечатки губной помады. Не будем впадать в осуждение, а простим всем обиды.
Спаси Господи
Я точно в структуры ходить не хочу, даже самые дружелюбные. А миссионеры должны, понимаете, Должны, быть терпимы и вежливы. Пусть учатся у тех, кто на телефоне доверия работает.
Хамство у свечных ящиков, мне кажется, начинается у Алтаря - с небрежного чтения молитв, формальной проповеди,продолжается - неразборчивым пулемётным чтением Псалтири и нестройным пением хора, и вот: в притворе уже стоят работницы-церберы за тем самым свечным ящиком. Каков поп, таков и приход, от этого никуда не уйдешь.
Не стоит пенсионерок с провалами памяти, трясущимися руками и издерганными за прошлую коммунистическую жизнь нервами звать пахать в храме с утра до вечера "за послушание" и для спасения души.Им помолится надо, смерть уж недалеко, а они во время Евхаристического канона подсвечники свои трут самозабвенно, потом шепчутся "тихо" всю службу по углам, выглядит это нелепо и грустно.
Надо брать на работу людей среднего возраста, адекватных и физически, и психически, перед этим не поленится отправить их в нарко- и психдиспансер за справкой, что относительно состояния души и тела все у них в порядке, да и узнать, как и что в духовном плане со страстью гнева обстоит. Чтоб не начался "вдруг" какой-то приступ раздражения на пустом месте.Надо дать инструктаж, что относительно духовных вопросов отправлять всех к батюшке на беседу, самим не дерзать на поучения и рекомендации, если не имеют на то особой подготовки и благословения.
Надо объяснит, что в храм приходят не бурно общаться между собой, а служить Богу, что должна быть благоговейная тишина и молитва, а не звук трепа из каждого угла как на базаре.Чешется язык - выйдите из храма и там его чешите, не мешайте другим молится.
Но - это надо платить, хорошо так платить/
Всегда будет существовать противоборство между двумя, имя им в первом случае невежество, гордыня, распущенность а во втором благость, смирение, покаяние. Конечно же мне православному человеку хочется чтобы второе стояло за свечным ящиком в любом случае, но я знаю что и первое и второе есть во всех нас. Как правильно сказал игумен Нектарий что всякое бывает в жизни человека, даже на служении у Бога в церкви. Главное что бы мы возлюбили ближнего своего и даже врага своего. Всегда надо начинать с самого себя.
девочка проболела 2 года и все таки поправилась, скорее всего, молитвами и этих подростков в том числе...
чей Ангел-хранитель радовался? я думаю, этих размалеванных детей.
а не прогони она их - глядишь, и они бы стали хорошими прихожанами...они шли не к ней- шли они к Богу и были уверены, что Он поможет
не всем дано чтобы угодить каждому и быть таким смиренным
кротким но и в тоже время мудрым и рассудительным и любящим людей.
Но необходимо выбирать людей подходящих к работе с населением -
это самая главная ответственность настоятеля!это как бы надо пройти экзамен --
тест а есть ли в тебе кротость
а есть ли в тебе человеколюбие а знаешь ли ты Святое Писание а знаешь ли ты что говорят Святые Отцы
о любви к людям а есть ли мир в твоей душе
От этого во многом зависит и все настроение паствы особенно вновь пришедших
ведь в основном народ идет в горе найти спасение сначала как бы просто успокоиться
от горя а потом уже получает понятие что пришел то-- чтобы получить Спасение у Господа.
И тогда уже никакая сила не отведет от церкви.
Однажды меня позвала к себе девушка - мой товарищ, чтобы поплакаться, а я её пожалел. Я примчался по первому зову в ужасе, думаю - катастрофа. Когда понял ситуацию: она позвала меня, чтобы я оправдал её недостойное поведение, поплакаться. Я отругал её и разрешил ситуацию жёстко и чётко. Она бы нагородила...
Я не стал тогда жилеткой, но реально помог, хотя это было неприятно. Увы многие девушки воспринимают своих товарищей как жилетки.
Так и в Церкви. Не всегда нужно быть сопливыми и сентиментальными. Мы говорим правду, свидетельствуем о Истине.
Да, мы ошибаемся. Но в каждой второй церковной молитве говорится, что безгрешен только Бог, мы говорим это не ради красного словца - это лютая боль наших душ, наших судеб.
Да, нужно быть добрее и отзывчивее, и мы стараемся, а если нет, то гнать из Церкви нужно нас.
Скажу своё мнение. Оно не обо всех.
Есть такие люди, которых мне не жалко выгнать, которым не жалко нагрубить.
Они идут в храм кормить свечками Бога и поливают грязью заслуженных старых женщин - лампадниц, годами несущих свою службу, когда те тушат их свечи и убирают, чтобы своими старыми морщинистыми руками поставить их в другой раз.
Тем женщинам, которые спрашивают меня, почему у меня такие белые, изнеженные руки, я что бездельник? И мне нечего им ответить, потому что их руки знают труд.
Да, порою они ворчат, но имеют на это право. Доживите до их возраста - поговорим!
И вот, в храм приходит дама, по лицу читаю: дама из управленцов. Сразу же хамит старухам, что в мать ей годятся. Начинает успокаивать пономарь, при этом далеко не сопляк. И на него орать в храме. Поминает чёрта.
Не мог не вступиться за уважаемых людей, за храм. Иначе бы чувствовал себя сволочью.
Спрашиваю после: как? Отвечают: мы привыкли, это на каждом шагу.
Таких надо гнать, пока они не придут к Богу, а не к Кумиру-Свечееду. Человек идущий за помощью будет скромнее.
Многие привыкли вытирать ноги о других людей, несут это в храм. Таким нельзя потакать нам. Иначе это уже не будет храм.
Вот что я видела в церкви ужасное, по другому и не скажешь, когда "церковные", в основном укорененнные прихожане, закрытый элит-клуб, гнобят новичков или тех людей, тоже давнишних прихожан, с которыми у них тёрки. И виной для жертвы-человека может стать даже то, что он грубо говоря "рожей не вышел", вот не нравиться его фейс кому-ниб. из элит-клуба церковного, и все, в "черный список". Видела как смеются над одеждой, над внешностью других людей, как презирают и насмехаются. Вот это точно ужас. Христом совсем не пахнет.
Приходя в Церковь, надо начинать с себя, со своего душевного настроя. И тут сознание своего делитанства „неофитсва“ поможет преодолеть гордыню.Тогда легче будет перенести обиду или резкое замечание, понять и простить церковных служителей на их нелегком поприще.
Мне как то повезло, и меня это миновало. Либо уже не помню.Да и далеко мне еще до воцервления то. Просто первый раз когда я зашла в церковь без платка, в мини платье без рукавов меня никто не выгонял и не попрекал. Меня тогда притянула икона Богородицы. И потом она меня таки привела туда еще и еще раз.
Кто то слышит этот зов, кто то нет Мне кажется, нельзя никого винить, что "меня там обидели".
Вина 50 на 50. И тех кто ушел, и тех кто обидел. У самой такое было.
Церковь в нашем приходе очень бедненькая, маленькая и пр. Стоит толпа ждет крещенскую воду. Дамы судачат - "У нас не церковь, а сарай!!!"
Хотелось повернуться и сказать, - "какие прихожане, такая и церковь."
Правильно батюшка написал, любовь оскудевает в мире.
Мы, грешники в Доме Господнем собравшиеся, потом будем вместе взывать к милости Господа нашего и помощи. И кто знает, может именно молитва только что обидевшего меня и теперь стоящего рядом со мной, будет услышана Господом и милость Его коснется всех рядом молящихся.
Спаси всех Господь.
Всё правильно пишем о прихожанах, которые должны идти в Церковь не к людям, а к Богу, о том, что скорби нам - за грехи наши...
Но есть ведь и ещё одна сторона вопроса.
Прихожане-то (или даже и "захожане"), они в основном зачем в Храм идут? Правильно, свечи поставить, помолиться, помощи попросить и т.д. А "тетеньки за свечным ящиком"? Работать они идут, дорогие мои, работать! И как бы ни было велико желание такой "тетеньки" сегодня, сейчас, в эту службу, непременно помолиться, так ли уж много у нее возможностей исполнить это своё желание?
Кто из нас может с полной уверенностью сказать о себе, что в силах сохранить молитву или, как минимум, молитвенный настрой в постоянной суете, когда именно к тебе все обращаются с просьбами, вопросами, а иногда и с претензиями? И кто может с чистой совестью потребовать такой нерассеянной молитвы от "тетеньки", которой иногда за всю службу не удается даже раз воздохнуть ко Господу, даже услышать: а что там сейчас хор поёт, что батюшка возглашает?
Должны быть выходные дни у них, обязательно! Такие выходные, когда труженицы у свечного ящика могут просто постоять на службе, помолиться вместе со всеми. И, думается, что если это присутствие на службе в качестве прихожанки, будет не в "своем" храме (в том, где работаешь), то это еще и лучше. В "своем" храме как-то уже на"автопилоте" стремишься порядки наводить, а в чужой со своим уставом не пойдешь.
О. Нектарий, огромное спасибо за честные и глубокие ответы; а последний абзац - это просто чудо как хорошо! В самую-самую точку.
Мне мой духовный отец в самом начале воцерковления сказал такую вещь: в церкви много "пограничников", и слава Богу, что они при храме, а не в больнице,ведь и священников кому-то смирять надо; а те, кто обиделся и ушел - или обязательно вернутся (может, и в другой храм), или не пришла их пора. Если Господь попустил такую ситуацию - значит, она ПОЛЕЗНА обеим сторонам.
Честно скажу, сколько раз я ходила в церковь (я из Сургута), ни разу не сталкивалась с каким-то негативом, наоборот, люди стараются помочь, объяснить что-то, очень доброжелательные и отзывчивы. Но от знакомых слышала много плохих отзывов об организации крещения, исповеди и проч. Даже помню эпизод - пошли мы с подругой на службу, я - одетая в темную куртку, без косметики, в очках, платочек обычный. А подружка - в яркой красной куртке, с накрашенными глазами, в хорошенькой юбке, на каблучках - такая молодая и красивая! После службы (так получилось, стояли не рядом) она пожаловалась, что работница храма сделала ей какое-то замечание в грубой форме. Я ее, конечно, утешила, но про себя подумала, что обращая на себя внимание красотой, рискуешь вызвать и негативное отношение тех, кто этого уже лишен - все мы люди...
Вот поэтому стоит сначала внимательно изучить хотя бы то, в каком виде следует приходить в храм - неужели, если вы придете в офис в спортивной одежде, начальство будет радо?
А замечания... У меня от природы обидчивый характер, но став христианкой, я за все плохое стараюсь благодарить Бога - по моим грехам Он еще ничтожно мало дает мне испытаний и бесконечно милует! С таким отношением, как мне кажется, намного легче и светлее жить. Всем любви и понимания! Слава Богу!
И если авторы статьи столь аргументированно и авторитетно утверждают, что работа за свечным ящиком - это не просто деньги и записки взять/свечки выдать, а с незнакомой человеческой душой пообщаться, которая вообще-то к Богу пришла, часто в печали, недопонимании, неадеквате, то, возможно, стоит задуматься над тем, кто у нас, в принципе, за свечными ящиками работает?
Наверное, сейчас это прозвучит несколько революционно, но на этой "передовой линии фронта", которой в наши дни является свечной ящик, работать должны люди с хорошим психологическим образованием. Да. И за хорошую зарплату. А на подхвате - те самые тётеньки на пенсии и послушники, которые, и свечки выдадут, и в процессе сами каким-то правильным психологическим навыкам в работе с людьми научатся.
Да, сейчас это маловероятно, поскольку не все священники, даже прекрасно зная Священное Писание, также хорошо разбираются в человеческой душе.
Я не раз сталкивалась с проявлениями грубости и нетерпения работников в храме. Не буду об этом рассказывать, чтобы никого не искушать. Надо молиться о таких людях, особенно о монахах и монахинях, ведь где рядом Бог, там и бес не дремлет.
Приведу, все же, один поучительный пример. Моя мама была в одном прославленном женском монастыре, стояла на службе. Храм большой, в него есть несколько входов. Около бокового входа стояла монахиня и не пускала прихожан входить через него, отправляя всех заходить через центральный. Делала она это очень грубо, так, что люди даже пугались. На следующий год мама опять приехала в этот монастырь, но этой монахини сначала на службе не было,а через некоторое время ее прикатили в инвалидной коляске. Инсульт. Помоги ей, Господи! Прости нас, грешных!
Если человек не смиряется сам, Господь его смиряет. Лучшее средство смирения - телесная болезнь.
Братья и сестры! Не будем дожидаться наказания свыше, будем бдительны и чутки к своим словам и поступкам!
Хочется попросить настоятелей храмов, чтобы они были внимательны к церковным работникам. Книгу жалоб и предложений что ли завести. А лучше ввести требование, чтобы все церковные работники, в том числе певчие, регулярно исповедовались и Причащались. Исповедную книгу вести, как в царской России.
Простите, грешную!
Буквально вчера видела подобную картину: в храм зашла мама с дочерью-подростком, одетой в короткое летнее платье, и сотрудница у свечного ящика так накричала на них, что они уж не знаю - зайдут ли когда-либо ещё в церковь... И вот теперь мучаюсь, что не окликнула их и не поговорила...