О воинской службе и защите Отечества

Из наследия Оптинских старцев

Святые преподобные старцы, подвизавшиеся в Оптиной пустыни, никогда не оставались безучастными к судьбам России и неустанно молились о Родине и о своих соотечественниках.

Нестеренко. Отстоим Севастополь
Нестеренко. Отстоим Севастополь
В 1853 году началась Крымская война, а в 1855 был объявлен сбор народного ополчения. Преподобный Макарий с тревогой следил за ходом военных действий. Когда, после года героической обороны, русские войска оставили Севастополь, преподобный упал на колени перед иконой Божией Матери и долго горячо молился, обливаясь слезами.

Старец писал о воинах, положивших живот свой на поле брани за Отечество:

«Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной, а оставшиеся ближние их, да и все вообще, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере».

Преподобный Антоний, видя, что некоторые молодые дворяне уклоняются от служения Отечеству, с огорчением писал одному из своих духовных чад:

«А посему, отбросив от себя женонравную робость, явите себя патриотом, готовым за спасение Отечества не пощадить и своей души. Срок вызова дворян назначен самый краткий – от шести до пятнадцати дней, почему не отлагая времени и должно поспешить туда, дабы за промедление и уклончивость не подпасть законному осуждению».

Желая подвигнуть молодого человека на скорое и достойное дворянина и человека-христианина действие, старец обращался и к его супруге, своей духовной дочери. Преподобный советовал ей не удерживать мужа:

«Государь Император наш Высочайшим манифестом своим призывает все сословия в государстве к участию, – к сражению всеобщих врагов, кто чем может. А посему в обстоятельствах таковых малодушествовать не должно, но готовым быть за спасение Отечества пожертвовать собственным спасением, и тем показать себя патриотом, как и предки наши в 1612 и 1812 годах.

Оставьте малодушие и предайте себя во всём в волю Божию, ибо силен есть Господь сохранить вашего супруга от выборов и вас успокоить. А если Ему так угодно, чтобы ввести его в подвиг службы, то Он подаст ему и крепость, и сохранит его цела, и, наконец, возвратит вам его здрава».

Преподобный Варсонофийна вопрос о том, можно ли молиться об избавлении от военной службы, отвечал следующее:

«Можно ли молиться об избавлении от военной службы? Нет. Это надо всецело предоставить воле Божией, ибо прежде всего это законно. И потом мы не знаем, будет ли для нас полезно это. Молиться об этом равносильно тому, чтобы молиться об избавлении от послушания. Нет, уж лучше предоставим это воле Божией».

Свои наставления преподобный Варсонофий подтвердил примером собственной жизни. В 1904 году, во время русско-японской войны, пятидесятидевятилетний старец по благословению своего духовника, преподобного Нектария, отправился на фронт. Там он окормлял лазарет имени преподобного Серафима Саровского: исповедовал, причащал, соборовал раненых и умирающих солдат.

Старец и сам неоднократно подвергался смертельной опасности. В духовной беседе с чадами преподобный Варсонофий рассказывал:

«Когда я встретился лицом к лицу с русскими ранеными воинами, я убедился, какая бездна христианской любви и самоотвержения заключается в сердце русского человека, и нигде, может быть, они не проявляются в такой изумляющей силе и величии, как на поле брани.

Только в тяжкие годины войн познаётся воочию, что вера Христова есть дыхание и жизнь русского народа, что с утратою и оскудением этой веры в сердце народа неминуемо прекратится и жизнь его».

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи,
земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии,
любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,
молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше
в Православии и благочестии и спасет души наша!

Ольга Рожнёва

9 мая 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Студент Сретенской духовной семинарии Иван Букарев после четвертого курса ушел в армию добровольцем – и по собственному желанию попал в разведроту ВДВ. О том, почему десантники называли его отцом и зачем выполнять долг перед Родиной, он рассказал своим друзьям и порталу Православие.Ru.
Свящ. Григорий Куценко: Пастырский долг там, где была война Свящ. Григорий Куценко: Пастырский долг там, где была война Свящ. Григорий Куценко: Пастырский долг там, где была война Пастырский долг там, где была война
Беседа со священником Григорием Куценко, настоятелем храма архангела Михаила в Грозном
Наталья Нестеренко
Несколько лет назад разрушенный храм в Грозном пережил второе рождение. Сейчас здесь проходят регулярные богослужения, а сам храм стал центром социальной помощи для местного русского населения. О приходском житье-бытье рассказывает настоятель православной общины священник Григорий Куценко.
Опорные столпы Опорные столпы
Прот.Андрей Ткачев
Опорные столпы Опорные столпы
Протоиерей Андрей Ткачев
Воин не работает. Он служит. И это служение связано с жертвой. То тепло во взаимоотношениях Церкви и армии, которое бросается в глаза всякому человеку, имеющему «глаза, чтобы видеть», коренится в духовном сродстве. Церковь всегда любила солдата не потому, что отрабатывала госзаказ, а потому, что всегда угадывала черты подвига духовного в подвиге армейском.
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
Протоиерей Александр Григорьев
Святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение… И у нас сколько князей прославлены мощами, кои воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским». А священномученик Иоанн Восторгов говорил о необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к ним с посильной помощью».
Священное Писание о войне и воинском служении Священное Писание о войне и воинском служении
Протоиерей Александр Григорьев
В Священном Писании и у святых отцов Церкви можно найти исчерпывающие ответы на основные вопросы, связанные с духовными проблемами современной армии. Вспомнить, что же говорит Священное Писание о воинском служении, особенно важно именно в наше время, когда в обществе распространяются протестантские представления о том, что будто бы христианину запрещено служить в армии и даже брать в руки оружие.
Комментарии
Татьяна10 ноября 2022, 21:02
Очень понравился комментарий Валерия. В Евангелие обратный призыв "Любите врагов своих". Иудеи распяли Христа, когда поняли, что Христос не собирается свергать римскую власть и становится их земным царём. Христос на насилие не отвечал насилием, а принёс себя в жертву. Мы христиане должны подражать Христу.
Dmitry Baranov 6 августа 2016, 22:19
Благодарю составителя за ценный материал!

Необходимо различение войны ради защиты Отчизны и... службы в призывной армии ради чистки воинских частей и построения генеральских дач.
Валерий16 июня 2013, 07:35
С интересом читаю все Ваши статьи , к сожалению, думаю эта самая слабая, плохо аргументированная. Может быть, мне это кажется потому, что в Евангелии я не встречал призывов ни к мести, ни к крестовым походам, ни к свержению Римской оккупации , ни к службе в армии)).
Нет, Вы не подумайте , я не пацифист - белобилетник, 5 лет в Советской армии , капитан. Но мне кажется церковь ( да и Вы Ольга ) не вправе призывать к убийству ( подготовке к убийству), даже на войне.
Это наш грех и нам его нести и просить Господа о прощении.....

владимир 4 июня 2013, 02:05
Россия не добила Францию в 19-м веке. Франция-как низко ты упала в 21-м веке!
Максим28 мая 2013, 00:01
Наконец то нашел близкий по времени и такой правильный ответ всем, кто ненасилием оправдывает собственную трусость и подлость. Молиться чтобы не служить нельзя. А ведь находят еще себе авторитетов типа Кислякова.
Татьяна10 мая 2013, 09:23
и в Нидерландах прикрыли голую грудь хохлушек-фиминисток от голландских гомосеков чеченцами: "А вы можете себе представить, чтобы в Чечне разрешили однополые браки? Надо понимать, господа, в каком обществе мы живем, и с ... Эхо планеты,№15, 2013, с30. А заодно и заседавшей в парламенте Чиччолины, рвущейся в мэры Рима?
Кстати интересно, замечено, что зараженных вирусами тянет в людные места и "объяснить логически столь острую тягу к общению, причем краткосрочному, не смог, никто" тамже с.34.
Овладение ручкой доверчивой Меркель, пока охрана занята смелыми дамами, не осталось не замеченным?
Без мужа с такими людьми лучше не связываться? Лопатой не отмахаешься? Спаси Бог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×