Преподобный Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией: Сб. писем /ред. Г. Г. Гуличкина. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 336 с.: ил. – (Письма о духовной жизни). |
и благодать, какая единому
из тысячи дается»
Преподобный
Амвросий Оптинский
Оптинский старец преподобный Анатолий (в миру — Алексей Моисеевич Копьёв (Зерцалов) родился
Когда Алексию исполнилось пять лет, отец приступил к обучению сына грамоте. Алексий рос смышленым и способным ребенком и очень скоро выучил азбуку, после чего его стали учить чтению Часослова и Псалтири. Любознательный мальчик очень охотно учился, и книга была постоянным его спутником.
В восемь лет родители отправили Алексия на обучение в Боровское духовное училище, откуда через четыре года он был переведен в Калужскую духовную семинарию.
После окончания Калужской духовной семинарии, где он получил фамилию Зерцалов, будущий старец некоторое время служил в Казенной палате, но вскоре заболел чахоткой. В то времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексий дал обет: если исцелит его Господь, то он примет монашеский постриг.
Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, получив родительское благословение, Алексий Зерцалов пришел в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника.
Свой иноческий путь в стенах обители Алексий Зерцалов проходил под руководством двух великих старцев — преподобного Макария и преподобного Амвросия.
Старец Макарий проявлял особую любовь и заботу о молодом послушнике, стремясь закалить его дух в терпении и создать в нем доброе иноческое устроение.
Первое послушание, по оптинскому обычаю, ему было назначено на кухне. После непривычных тяжелых трудов спать ему приходилось прямо на дровах, да и то не более одного часа. Кроме того, терпение его испытывалось частыми переходами из одной кельи в другую. Послушник Алексий был очень аккуратный и любил чистоту. Дадут ему келью, он прежде всего всю ее вымоет, вычистит и начнет жить. Поживет немного, а его переводят в другую, только что там обустроится, опять переводят в новую. Не возражая, он покорно брал все свои пожитки: иконочку, войлок и книги и переходил в новую келью. Так, среди трудов, чтения святоотеческих книг и откровения каждой мысли перед старцем, в тишине монашеской кельи, развивалась та духовная опытность, которая впоследствии поставила его в один ряд с великими Оптинскими старцами. Старец Макарий, видя в нем особенное расположение к молитвенному подвигу, сам стал обучать молодого послушника молитве Иисусовой, который с тех пор в свободное время уходил в лес и там молился в уединении.
Незадолго перед своей кончиной старец Макарий поручил своего послушника Алексия старцу Амвросию.
Некоторое время Алексий нес послушание на клиросе, но недолго. Регенту не нравилось, что его подчиненный более его сведущ в пении, и он не благоволил к послушнику. Однажды Алексий заметил неправильность в пении, и регент пожаловался архимандриту, что он его учит. Алексия сейчас же послали на кузницу. Взяв свою свитку, он безропотно пошел на новое послушание. В кузнице была узкая и короткая скамья для сна, на которой он едва помещался. Ляжет, закроется свиткой с головой — ногам холодно, ноги закроет — голова зябнет. Так, путем этих мелких, но тяжелых испытаний, вырабатывался в нем дух смирения и терпения, кротости и твердости.
Смерть старца Макария, которая последовала 7/
В 1860-е годы по благословению старца Амвросия отец Анатолий принимал участие в подготовке оптинских изданий творений аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, преподобного Феодора Студита. Вскоре старец Амвросий стал посылать отца Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбных и печальных. Когда в Оптину пустынь приехал архиепископ Калужский и Боровский Григорий (Миткевич; † 1881), то старец Амвросий попросил благословения у владыки дать ему отца Анатолия в помощники.
В 1873 году скончался начальник скита Оптиной пустыни и духовник старец Иларион. В 1874 году по указанию преподобного старца Амвросия иеромонах Анатолий был назначен скитоначальником и братским духовником. Когда обсуждался вопрос о его назначении, то старец Амвросий сказал: «По-моему, лучше отца Анатолия нам не найти». Сам отец Анатолий принял свое назначение со смирением, единственно из послушания своему старцу. К этому времени относится начало его старчества. Обремененный различными делами, заботами и неизбежной суетой, когда находилась свободная минутка, отец Анатолий стремился уйти в лес и там где-нибудь в глуши питал душу свою богомыслием.
В 1875 году по благословению старца Амвросия монахиня Амвросия (в миру — помещица А.Н Ключарева) приобрела имение Калыгино близ деревни Шамордино, где стала устраиваться женская община.
Сначала сестер в общине было немного, а работ по благоустроению обители много и они работали везде сами. От тяжелых трудов сестры иногда, по малодушию, унывали. В таких случаях приезд отца Анатолия был очень благотворным для сестер. Сестры, узнав, что едет их батюшка, с радостью бежали ему навстречу. Каждую сестру он благословит, ободрит, даст пряников или баранок, привезенных из Оптиной, и сестры, утешенные, весело принимаются за прерванную работу. Когда отец Анатолий приезжал в Шамордино в праздничные дни, то часто во время отдыха матушка София брала сестер и вместе с отцом Анатолием уходили на прогулку в лес. Прогулки эти были огромным утешением для сестер и скрашивали их трудовую жизнь. Однажды, любуясь красотой и величием родной природы, матушка София спросила: « А что бы нам сказала преподобная Сарра, которая 30 лет жила на берегу Нила и ни разу не выходила из пещеры, чтобы полюбоваться рекой?» На что отец Анатолий возразил: «Нет, конечно, всякий спасается своим путем, но я более сочувствую тем подвижникам, которые любили природу, например преподобный Сергий, Савва Звенигородский, Антоний и Феодосий Печерские. Все они выбирали самые красивые места для своих обителей, потому что природа возвышает дух человека». И как бы в подтверждение своих слов, велел сестрам петь: «Благослови, душе моя, Господа… вся премудростию сотворил еси…
Когда матушка София серьезно заболела, то сестры очень опасались за ее жизнь. Отец Анатолий со свойственным ему твердым убеждением и верой успокаивал сестер, поясняя, что когда человек созреет для вечности, то Господь не медлит ни минуты, как бы он ни был нужен для людей. В пример он приводил святого Василия Великого, которого Господь, несмотря на пользу, взял молодым. Когда матушка София скончалась, то он утешал сестер тем, что на небесах прибавилась новая молитвенница за них, и часто посылал сестер в скорбные минуты на ее могилку. Сестры привыкли со всеми своими повседневными нуждами и горестями обращаться к их печальнику батюшке Анатолию.
День своего Ангела, 3 июля, отец Анатолий часто проводил на скитской даче, куда приезжал ранним утром с кем-нибудь из иноков, и служил молебен святителю Анатолию, патриарху Цареградскому. В скиту и в Шамордино готовили в этот день угощение. В праздники он почти всегда служил или в скиту, или в монастыре. Служение его было особенно благолепное. Постоянный делатель молитвы Иисусовой, он, совершая литургию, совершенно погружался в созерцание великого Таинства — вся его фигура выражала необычайное благоговение и лицо его нередко как бы озарялось внутренним светом. Строго требовал он от своих духовных детей благоговейного внимания в церкви. « В церкви стой как Ангел, — говорил он, — не разговаривай и не оглядывайся, потому что церковь есть земное Небо. Иди из церкви, читай: «Богородице Дево, радуйся…» — и ни с кем не заговаривай, а то будешь подобна сосуду, который был полон, да дорогой расплескался. Когда говеешь, тогда особенно прилежно читай молитву Иисусову. Когда идешь приобщаться, то в эту обедню особенно смотри за собой, ни с кем не говори и никуда не обращай своих помыслов. Иди к Чаше со спокойной душой, призывая молитвы своего духовного отца. Бойся в храме смутить чью-нибудь душу; ты идешь просить милости у Бога и в Его же храме оскорбляешь своего ближнего». Требуя совершения строго уставного богослужения, неопустительного хождения в церковь и благоговейного в ней стояния, старец Анатолий не одобрял действия тех, кто, будучи истомлен послушанием, добивался непременно выполнить все и церковные и келейные правила, видя в этом недобрые зачатки духовной гордости. Не благословлял садиться во время чтения 1-й кафизмы за воскресным бдением, указывая при этом на игумена Антония (брата архимандрита Моисея), у которого ноги были в ранах, но он никогда в это время не садился. Не благословлял выходить из церкви во время чтения кафизм, говоря: «Волки бегают, утащат».
Отец Анатолий, имея детски чистую душу, особенно любил детей. Когда в Шамординской обители устроился детский приют, то малютки сделались маленькими друзьями «большого батюшки Анатолия». Он часто присылал им гостинцы, ходил с ними гулять, вникал во все их интересы.
Насколько заботился отец Анатолий о духовном преуспеянии своих чад духовных, воспитывая в них чуткость совести и приучая к телесным трудам, настолько же мудро охранял от всякого повода к тщеславию и самомнению вследствие взятых на себя подвигов. Одна монахиня просила у отца Анатолия благословения жить одной, чтобы поститься, молиться и спать на голых досках. Старец ответил ей: «Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, — а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией — вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби — это выше всех подвигов!»
Одна сестра огорчилась тем, что ей, по послушанию, все приходилось копаться в саду, и старец в утешение рассказал ей про одного подвижника, который тоже сомневался, угодна ли Богу его работа. Однажды этот подвижник видит сон, будто он умер и стоит на Суде. Грехи его перевесили чашу весов, и нечего было больше положить на противоположную сторону. Тогда Ангелы принесли и положили лопату, которой он копал землю, и она перетянула весы.
В обращении отец Анатолий был очень прост: весело, шутливо что-нибудь рассказывал, но в этих рассказах иногда очень метко обличал чьи-нибудь мысли или недостатки. Иногда любившим его сестрам было неприятно, что некоторые, не понимая его, составляли о нем превратное понятие, но отец Анатолий отвечал на это: «Мне все равно, что обо мне подумают; правда выше всего». Он был очень доверчив и, относясь сам ко всем просто, не подозревал ни в ком обмана. Старец Амвросий говорил про него: «Это израильтянин, в немже льсти несть». Ко всем он имел самую искреннюю любовь, но особенно любил своих духовных детей. Когда он узнавал что-нибудь дурное о ком-либо из своих духовных чад, то никогда не делал выговора, а ждал, когда сам человек сознается и раскается, и только тогда делал строгие наставления. Он очень дорожил вниманием и усердием к нему, ценил услуги и дорожил людьми, полезными для дела. Очень внимательно относился к работам, которые ему дарили, и иногда говорил: «А вот я хоть убей так не сделаю».
Все эти тяжелые события сильно отразились на здоровье отца Анатолия. Потеря старца, лишение возможности в самые трудные и скорбные минуты утешить и поддержать унылых шамординских сестер причиняли тяжелую скорбь его любящему сердцу. Некрепкий здоровьем, надорванным и без того суровою монашескою жизнью, 30 лет страдавший головными болями, отец Анатолий после кончины старца Амвросия стал быстро слабеть. Задумчивый и грустный, он глубоко ощущал свое духовное сиротство.
Через некоторое время сестрам разрешено было пользоваться духовным руководством Оптинских старцев. Поездки отца Анатолия в Шамордино возобновились и по-прежнему служили отрадой и утешением для его духовных детей.
В конце 1892 года отец Анатолий ездил в Петербург и Кронштадт, где встречался с отцом Иоанном Сергиевым. Чувствуя большое недомогание, отец Анатолий был осмотрен врачами, которые обнаружили у него слабость деятельности сердца и отек легких, предписав лечение эмсскими водами. Вскоре от лечения ему пришлось отказаться, так как у него стали опухать ноги.
Старец Анатолий начал слабеть и
Рождество прошло грустно. Старец не поднимался с постели. На Крещение, увидя в окно идущих в церковь монахов, он с грустью сказал: «Вот чада Божии идут в храм, а я грешный сижу дома, ни людям ни себе».
В понедельник
Во вторник
Он был погребен у стен Введенского собора рядом с любимыми своими учителями и наставниками.
В 2000 году преподобный Анатолий прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 11/24 октября и 25 января/7 февраля). Святые мощи были обретены и перенесены во Владимирский храм.
Даже при самом поверхностном знакомстве с письмами преподобного старца Анатолия читатель заметит, что ни одно из них не нарушает эпистолярную традицию, сложившуюся в Оптиной пустыни.
«Мы не найдем в письмах о. Анатолия того разнообразия содержания, тех ответов на разного рода практические вопросы, которыми так богаты письма о. Амвросия, — писал протоиерей Сергий Четвериков[3] в предисловии к сборнику писем старца, — но письма о. Анатолия имеют свои собственные высокие достоинства. Живя исключительно внутреннею жизнью, будучи опытным делателем умной молитвы, о. Анатолий отпечатлел в своих письмах свою высоко нравственную христианскими думами и чувствами душу. Исполненный живой и глубокой веры, опытно познавший извилистый и тернистый путь внутреннего духовного христианского возрастания души, восторженный почитатель монашеского подвига в духе и по заветам великих старцев Паисия, Феодора, Льва, Макария и Амвросия и великих наставников древности — аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других, — о. Анатолий соединял с глубиною и богатством духовного познания нежно любящее сердце, детски простую душу и удивительную способность настраивать других на свой тон, переливать в их душу собственное духовное содержание.
Он умел ласково, нежно, отечески прикасаться ко всякой больной, мятущейся, ни себя ни других не понимающей душе человеческой, успокаивать ее, расчищать пред нею путь жизни духовной и указывать ей, куда и как идти. И его по всей справедливости, как и его современника и друга, о. Амвросия, можно назвать истинным врачевателем душ скорбящих и недоумевающих.
Письма о. Анатолия учат знать и любить Бога, разъясняют высокую цель жизни христианской и монашеской, ободряют в подвиге борьбы со страстями и немощами, учат молитве Иисусовой и вообще заключают в себе много полезных уроков для всякого, ищущего жизни духовной»[4].
Письма преподобного Анатолия (часть их) впервые были напечатаны в 1902—1906 гг. в журнале «Душеполезное чтение».
В 1910 году Оптина пустынь осуществила отдельное издание 382 писем старца к 65 адресатам.
О принципах издания писем писал иеромонах Климент (Зедергольм; †1878) к монахине Афанасии, казначее Троицкого Севского монастыря, которая занималась переписыванием писем старцев: «Орфографии прошу Вас держаться правильной; также и знаки препинания выставлять правильно. Имена можно выписывать сполна, чтобы нам было понятно; при печатании же будут выставлены буквы»[5].
В настоящем сборнике письма публикуются согласно этим принципам и повторяют оптинское издание 1910 года.
[3] Четвериков Сергей Иванович (1867—1947), протоиерей. В 1896 году окончил Московскую духовную академию и в том же году был рукоположен. Был священником при Неплюевском братстве, законоучителем в Полтавском кадетском корпусе с 1907 по 1920 гг. Эмигрировал. В 1920—1923 гг. — приходской священник в Югославии. В 1924—1928 гг. — духовник Русского студенческого христианского движения (РСХД) и настоятель церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на бульваре Монпарнас в Париже. Организовал внутри Движения христианское содружество с более строгой церковной дисциплиной. В