Ангел Гефсимании

Иконография гефсиманского моления

Евангелист Лука, описывая гефсиманское моление, упоминает об одном эпизоде, который отсутствует в других Евангелиях. А именно: во время моления Христа в Гефсиманском саду «явился… Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22: 43). Вроде бы ничего необычного, текст привычен нам, и мы не воспринимаем его критически. А между тем данный эпизод затрагивает важную богословскую проблему: может ли Творец всего принимать укрепление от твари? Ответ на этот вопрос находится в Предании Православной Церкви. В данном контексте под словом «Предание» мы понимаем не только мысли святых отцов, но и иконографию сюжета «Молитва в Гефсиманском саду» в православной иконе. Важным для анализа темы представляется сопоставление христианских образов Востока и Запада.

Византия; XI в.; памятник Евангелиарий (Athos, Dionisiou 587); местонахождение Греция. Афон, монастырь Дионисиат Византия; XI в.; памятник Евангелиарий (Athos, Dionisiou 587); местонахождение Греция. Афон, монастырь Дионисиат

Святитель Афанасий Александрийский, живший в IV веке, говорит об ангельском укреплении в несколько апофатических тонах; он пишет, что Христос был «как бы ободряемый и утешаемый им»[1], то есть не в прямом смысле, но неким прикровенным образом. Более определенно по этому поводу пишет святитель Епифаний Кипрский, он говорит о том, что не нуждался Сущий Бог в укреплении, но «дабы исполнилось сказанное в великой песне Моисея, воспетой в пустыне, где он говорил: “Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии” (Втор. 32: 43)»[2]. Примечательно, что именно эти слова отсутствуют в Масоретском тексте Библии, в том самом тексте Ветхого Завета, который вплоть до X века по Р.Х. редактировали иудеи-масореты, «подчищавшие» пророческие и мессианские места. Не остался без внимания и рассматриваемый фрагмент, из которого исчезли упоминания о поклонении сынов Божиих и укреплении ангелов[3]. Но что это было за укрепление?

В образе, представленном святителем Епифанием, ангелы являются не укрепляющими, но укрепляемыми: «Потому что в них крепло славословие к тому, чтобы славить Бога, так как Он прославляется непрестанно от ангелов небесных и духовных животных, вопиющих и говорящих: “Тебе принадлежит сила, Твоя держава, Тебе принадлежит крепость” (1 Пар. 29: 11–12)». Ангел, воспевая молитву Спасителю, возвещает Его собственную крепость, бывшую от начала, – в этом и явилось укрепление от ангела[4]. Ту же мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст; он говорит, что не силу получил Христос от ангела, но пение, и даже более – славословие: «Твое, Господи, царство и сила»[5]. Интересную мысль мы находим у блаженного Феофилакта; он говорит, что пение ангела восхваляло домостроительство Господне: победу над смертью и крепость Господню, с которой Спаситель совершил это дело, и в пении ангела звучали слова: «Твоя, Господи, крепость!»[6]. То есть, дополняя святителя Епифания, блаженный Феофилакт говорит о крепости Господней, явившейся в воплощении и спасении[7]. Примечательно, что святитель Димитрий Ростовский даже говорит об имени этого ангела. Он считает, что им был архангел Гавриил, «ибо имя Гавриил значит “крепость Божия”»[8].

Интересно, что споры вокруг толкования этого маленького эпизода с новой силой вспыхнули в эпоху V Вселенского Собора. Дело в том, что в догматической системе Феодора Мопсуестийского Христос постоянно «возрастал духовно» – через преодоление искушений, и ангелы в некоторой мере помогали в этом Христу. В числе прочих нечестивых сочинений Феодора на V Вселенском Соборе были рассмотрены фрагменты с ложным толкованием Гефсиманского борения.

В них Феодор пишет: «Почему Он нуждался в пришествии и явлении ангела, который во время испытания восставлял Его дух, укреплял Его бодрость, воодушевлял Его на предстоящую неизбежность страдания, располагал Его к мужественному перенесению мучений, воспламенял Его на терпеливое преодоление зол, показывал плод от перенесения настоящих мук – имеющую последовать после страданий перемену Его состояния на доброе состояние славы? Ибо кто, по слову евангелиста, укреплял Его, то есть ангел, тот этими словами придавал Ему мужества и убеждал Его стать выше природной слабости и, укрепляя Его мысли, делал Его мужественнее»[9]. И далее: «Объятый во время страданий сильным страхом нуждается в явлении ангела, укрепляющего Его для перенесения и преодоления угрожающих зол (Лк. 22: 43)»[10].

И когда прочитаны были эти фрагменты, святой Собор воскликнул: «Это мы уже осудили; это уже мы предали анафеме; анафема Феодору Мопсуестийскому, анафема Феодору и его писаниям. Они чужды Церкви; они чужды православным; они чужды отцам; они полны нечестия; они чужды соборам; они восстают на Священное Писание; один Феодор, один Иуда»[11].

Как видим, сочинения Феодора с подобным толкованием были осуждены V Вселенским Собором. Удивительно, как Феодор Мопсуестийский и святитель Иоанн Златоуст, будучи когда-то очень близкими друзьями и имея даже одного учителя, столь сильно разошлись в понимании Писания, причем один был прославлен Церковью, а другой осужден ею.

Но не только Феодора осудил святой Собор – он также осудил и сочинения блаженного Феодорита Кирского, написанные против святителя Кирилла Александрийского. И среди этих осужденных произведений мы находим такой отрывок: «Итак, кому мы припишем следующее… Кому неведение и страх, кто нуждался в помощи ангелов? Если это свойства Бога Слова, то таким образом мудрость обнаруживает неведение»[12]. И хотя сам блаженный Феодорит не был осужден, но эти произведения были преданы анафеме.

Итак, в рассматриваемом вопросе мы обнаруживаем, что святые отцы отвергают суждение, будто Создатель получал помощь от твари. Но архангел Гавриил воздавал славословие Творцу, воспевая не только Его Божественную крепость, но и крепость, которую Он явил в человеческом естестве. И в этом пении сам ангел укреплялся, подавая нам пример в прославлении Творца.

Мозаики собора святого Марка, Италия. Венеция, XIII в. Византийская традиция Мозаики собора святого Марка, Италия. Венеция, XIII в. Византийская традиция

Моление о Чаше, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Косово. Неф. XIV в. Моление о Чаше, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Косово. Неф. XIV в.

Гефсиманское моление. Соборный храм монастыря Пантократор на Афоне XVI в. Гефсиманское моление. Соборный храм монастыря Пантократор на Афоне XVI в.

Моление о чаше. Апостолы в Гефсиманском саду. Фреска. Ц-вь Богоматери Перивлепты в Охриде Византия. Македония. 1295 г. Моление о чаше. Апостолы в Гефсиманском саду. Фреска. Ц-вь Богоматери Перивлепты в Охриде Византия. Македония. 1295 г.

Иконография гефсиманского борения имеет византийские корни. Самые ранние из дошедших до нас образцов датируются XI–XII веками. Примечательно, что византийские образы отображают именно святоотеческое толкование этого эпизода. Так, например, в византийском Евангелиарии XI века гефсиманское борение изображается в виде трех сюжетов: а) Христос с апостолами, б) Христос восходит на гору, в) Ангел воздает хвалу и славословие коленопреклоненному Христу.

Интересно, что на данной миниатюре ангел изображается позади Христа, руки его раскрыты в молении. Внизу горы находятся одиннадцать учеников, трое из которых спят[13].

Похожие сюжеты встречаем:

  • в мозаиках XIII века – в соборе святого Марка,
  • на сербских фресках XIV века (Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Неф),
  • на Афонских иконах XVI века.

Подобный сюжет встречается и на фреске храма Богоматери Перивлепты в Охриде, датируемой 1295 годом. Но на ней изображается не один, а два ангела, будто иллюстрируя уже упомянутую песнь Моисея: «Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии»[14]. Эту песнь, как мы помним, святитель Епифаний прообразовательно относит к явлению ангела в Гефсиманском саду. Таким образом, толкование святителем Епифанием слов Моисея нашло удивительный отклик на стенах македонского храма.

1100г; Италия. Север Италии; XII в.; местонахождение Италия. Болонья. Городской музей средневековья ( 1100г; Италия. Север Италии; XII в.; местонахождение Италия. Болонья. Городской музей средневековья (

Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды, Новгород 15 в. Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды, Новгород 15 в.

Греция; XVI в.; местонахождение Греция. Афон, монастырь Дионисиат (2) Греция; XVI в.; местонахождение Греция. Афон, монастырь Дионисиат (2)

Параллельно с таким иконописным типом существовал иной, в котором фигура ангела помещалась перед Спасителем, но ладони были всё так же распростерты в молении. Так, на итальянской резной иконе 1100 года Спаситель представлен возносящим моление Отцу. От Отца же посылается ангел, который, склонив главу, славит крепость Господню. Об этом иконописном изводе пишет Дионисий Фурноаграфиот в своем «Ерминии»: «Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки».

Такой же образ встречается в Новгородской иконе XVI века и на сербских фресках XVI века.

В то время как на православном Востоке иконописцы следуют святоотеческому Преданию, на Западе идет отрыв искусства от Церкви. Эпоха Возрождения возвеличивает героев языческих мифов и легенд. Западный художник на одних картинах изображает древнегреческих богов, на других – героев Священного Писания. Конечно же, древнегреческая и древнеримская мифологии не могли не синтезироваться в воображении художника с сюжетами Священного Писания.

Себастьян Риччи Моление о Чаше 1730 Себастьян Риччи Моление о Чаше 1730

Адриан ван де Вельде XVII в. Адриан ван де Вельде XVII в.

Эль Греко, 1605 год Эль Греко, 1605 год

Хонтхорст, Геррит ван XVII в. Хонтхорст, Геррит ван XVII в.

Джорджо Вазари. XVI в. Джорджо Вазари. XVI в.

Гефсиманское моление. Людовико Караччи. 1590 г. Гефсиманское моление. Людовико Караччи. 1590 г.

Ангел, славословящий Господа, трансформируется в древнегреческого бога Гермеса, возвещающего герою волю небожителей[15]. Вместо яблока, которое Гермес принес Парису, у ангела-Гермеса появляется чаша. Ангел словно напоминает, какой подвиг должен совершить герой. Он уже не славословит, но снисходительно-укоряюще указывает герою на высшую волю, которую тот должен исполнить.

Школа или худ. центр Екатеринбурга. Конец XIX - начало XX вв. Школа или худ. центр Екатеринбурга. Конец XIX - начало XX вв.

Каким образом у ангела в руках оказывается чаша? Неужели он хочет показать, что Христос не знает, что Ему «должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9: 22)? Конечно, Христос знает о грядущем и Петра называет сатаной за то, что тот просит отвергнуться уготованной Отцом чаши. Так западно-католический иконографический тип моления в Гефсиманском саду не вполне соответствует святоотеческому Преданию. С течением времени данная иконография проникает и в Православную Церковь. Конечно же, мифологические штрихи западных икон отшлифовываются, но перед нами всё равно Христос, предстоящий перед ангелом с чашей.

Итак, даже такая исследованная тема, как страсти Христовы, может открыть новое. Как следует из вышеизложенного, в сюжете «Молитва в Гефсимании» ангел явился не для того, чтобы укрепить Творца всех, но дабы воздать славословие Богу. Данный сюжет получил развитие в визуальных образах. Иконография сюжета сложилась в Византии, но со временем претерпела изменения, так что даже появились расхождения со смыслом евангельского текста. Безусловно, данный беглый обзор не исчерпывает полноты и значимости этой темы, но цель статьи – привлечь внимание к более подробному изучению Предания о жизни и смерти Христа.

Византийская миниатюра. XIII в. Византийская миниатюра. XIII в.

[1] Афанасий Александрийский, святитель. Толкование на Псалмы // http://www.orthlib.ru/Athanasius/ps068.html.

[2] Епифаний Кипрский, святитель. Слово якорное // http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.e_06_0601.

[3] Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием.

[4] Епифаний Кипрский, святитель. Слово якорное.

[5] Иоанн Златоуст, святитель. О Святой и Единосущной Троице // http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z02_2/Z02_2_65.htm.

[6] Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки // http://pagez.ru/lsn/0100.php.

[7] Так же думает и свт. Епифаний: «Так и пред учениками явился Ангел, который покланялся Владыке своему, не неведал преизбытка человеколюбивого домостроительства Его, но удивлялся таковому бывшему в Нем действию крепости, победившему диавола, притупившему жало смерти, восторжествовавшему над началами и властями, сокрушившему силу греха. И по преизбытку удивления Ангел говорил в славословии, покланяясь: “Тебе принадлежит крепость, Владыко. Ибо Ты укрепился против смерти, против ада и против диавола, чтобы притупить жало ее и изгнать ее из человечества”». – Епифаний Кипрский, святитель. Слово якорное.

[8] См.: Димитрий Ростовский, святитель. Собор святого архангела Гавриила.

[9] Деяния Вселенских соборов. Казань, 1913. С. 37.

[10] Там же. С. 40.

[11] Там же. С. 47.

[12] Там же. С. 127.

[13] По Евангельскому тексту, Христос оставил всех учеников под горой и только трех возвел с собой на гору – тех, которые видели Царство Божие, пришедшее в силе на Фаворской горе.

[14] Епифаний Кипрский, святитель. Слово якорное.

[15] Сцена греческой мифологии «Гермес приносит яблоко раздора Парису» формально напоминает гефсиманское моление в западно-католической трактовке.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беседа об ангельском мире Беседа об ангельском мире
Диак. Владимир Василик
Беседа об ангельском мире Беседа об ангельском мире
Диакон Владимир Василик
Когда были сотворены ангелы; кто такой сатана; управляют ли бесы миром; могут ли они покаяться; откуда берется ангел-хранитель.
Почему ангел изображается иногда в облачении диакона? Почему ангел изображается иногда в облачении диакона?
Видел фреску, на которой ангел изображен в облачении диакона. Что это означает?
Прошу прояснить точку зрения Православной Церкви по поводу "моления о чаше" - в Гефсимании? Прошу прояснить точку зрения Православной Церкви по поводу "моления о чаше" - в Гефсимании?
священник Афанасий Гумеров
Прошу прояснить точку зрения Православной Церкви по поводу "моления о чаше" - в Гефсимании. "...если возможно, да минует Меня чаша сия. Но, впрочем, да будет не Моя воля, а Твоя". Складывается впечатление, что Господа молит Человек. А ведь молит Одна из Ипостасей Святой Троицы Другую?
Комментарии
Виктор Басов29 апреля 2016, 14:45
Блестящая статья! Спасибо за вразумление!
Саня Чапля29 апреля 2016, 07:23
Наравне с ангелом возможно лукавый искушал Христа .
АлександрГ.29 апреля 2016, 00:04
Лично мне кажется, что в этой ситуации не совсем верно брать цитату из Евангелия и пытаться раскрывать ее смысл через мнения Святых Отцов. Дело в том, что мнения Святых Отцов стоят уровнем ниже, чем само по себе Евангелие. Поэтому, в первую очередь нужно обращаться к самому Евангелию, задав простой вопрос: а в каких еще местах Евангелия, упоминаются ангелы? ………… Но начинать наверное, нужно с начала. Господь Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся в человеке, посланный к человекам Богом-Отцом. Для христан, это аксиома, не подлежащая обсуждению. И вот здесь уместен вопрос: а зачем Бог-Отец, посылает к человекам Бога-Сына? Ответ только один: человеки опять запутались и снова начинают блудить в разные стороны. И не помогают им никакие фарисейские юридизмы, с прописанием вплоть до малейших деталей всей жизни иудеев. Не помогают, все равно заплутали. И Бог-Отец посылает Бога-Сына, чтобы Тот показал, запутавшимся людям Путь к Богу. И вот Бог-Сын, облекшись в плоть человеческую начинает показывать людям на своем примере этот Путь. Начинается Путь с Крещения. Далее, следует искушение Иисуса диаволом в пустыне. Наиболее полно, это прописано в главе 4 Евангелия от Матфея. Это искушение хлебом, гордыней, властью. И вот именно здесь, впервые появляются ангелы. В этом моменте, очень важна очередность. Ангелы приступили и служили Иисусу, только после того, как он отверг предложения сатаны. Не "ДО", не "ВМЕСТО", а именно "ПОСЛЕ". По сути, Господь наш Иисус Христос своим примером говорит нам, что ангелы Господни на пути к Богу, будут служить только человеку, прошедшему искушения "хлебом", гордыней, властью. А еще, Он говорит, что этой "станции" на Пути к Господу не минует никто. Это очень важная "станция". К слову сказать, на ней же многие и остаются. И вот, в следующий раз ангел упоминается евангелистом Лукой в Гефсиманском саду. Нуждался ли Господь - Сын в его помощи? Нет. И тем не менее, облекшись в плоть человека и чувствуя всю немощь человеческую, Господь Иисус показывает нам, что все это человек может преодолеть, только укрепившись помощью Божией, посылаемой через ангелов. ......………… Мы часто говорим, Господь - Искупитель, Господь - Слово. Это так. И не очень-то озадачиваемся вопросом, а почему в Православии 99,9 процентов проповедей нашего священства посвящено указанию пути человека к Господу. А между тем, в ответе на этот вопрос, кроется другой ответ, на другой вопрос: почему Православие проповедует живую Веру. Следует ли это понимать, что Господь Иисус Христос, это еще и Господь - путь? Нет, не следует, ибо Господь-Слово вмещает в себя все, в том числе и сам по себе Путь человека к Господу. ………… Но, если все так, то и таинство Евхаристии, из-за которого в христиан летит столько камней, раскрывается достаточно просто. Ибо мы вкушаем божественное, облекшееся в материальное. Изменяется ли при этом сама материя? Да меняется. P.S. Если, в чем не прав, простите меня и поправьте. Написал так, как понимаю.
Соня Фогман28 апреля 2016, 22:37
Мне кажется, что картина Эль Греко, хоть и западная и написана католиком, но благоговейная, и ангел на ней предстоит Христу благоговейно. То, что ангел держит Чашу, вполне возможно трактовать православно.(Все знают, что Эль Греко начинал как иконописец, наверное, это как-то обогатило его духовное творчество)
Андрей28 апреля 2016, 21:55
Прп. Максим Исповедник: главу об укрепившем Его ангеле нужно воспринимать не вопреки толкованию святого Писания, ибо это мыслится применительно к плоти. И в другом ведь месте Евангелие говорит, что после искушений «ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:11), что Он «утрудился от пути» (Ин. 4:6) и что Он «взалкал» (Мф. 4:2). Все ведь это показывает, что Он воспринял в Себя совершенного человека вместе с его страданиями. Но кто-нибудь спросит: «Какая была надобность в ангеле, когда тут было Божество?» Мы отвечаем, что Бог чаще всего через ангелов чудодействует, об этом и все божественное Писание говорит.
Комментарии к сочинениям святого Дионисия.
Саня Чапля28 апреля 2016, 20:55
Я так и не пришел к окончательному пониманию зачем Спасителю ободрение ангела может это нужно было самим ангелам для того чтобы Господь исполнил все что задуманное ???
Lyudmila Toll28 апреля 2016, 02:15
Владимиру --я уверена что здесь словосочетание-- Ангел укреплял
--слово-- укреплял-- имеет другое значение
ведь это из Библии....... тысячи лет прошло с тех пор....
и старинное значение некоторых а иногда многих современных слов
имеет или сходное или другое значение
Артем10 апреля 2015, 01:01
Может Христос молился как Человек, а ангел Его укреплял? Почему молился как Человек? По причине оставленности Отцом, как на Кресте например? На Кресте Христос ведь почувствовал что значит быть не одним целым с Отцем, а просто Человеком и умереть как Человек, в страхе и одиночестве. Не умри Христос как Человек, не было бы Спасительной Жертвы. Отец оставил Иисуса один на один с Человечеством, дал Сыну почувствовать что ощущает Человек к которому приближается смерть. Потому Иисус молился - да минует меня Чаша сия, но будет Воля Твоя, а не моя. Ангел укреплял Человека в тот момент и обращался Христос к Отцу три раза. И три раза говорил заканчивал молитву - да будет воля Твоя.
Александр29 мая 2013, 09:17
Прекрасная и очень нужная статья. Но возникают два вопроса:

1. “Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии” (Втор. 32: 43)»


Нету такого места:
43 Возвеселитеся, небеса, купно с ним, и да поклонятся ему вси ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми его, и да укрепятся ему вси сынове Божии: яко кровь сынов своих отмщает и отмстит, и воздаст месть врагом и ненавидящым его воздаст: и очестит Господь землю людий своих.
(Втор.32:43)

2. В принципе, для самих Ангелов, воплощение Бога в человека, оставалось тайной до самого Воскрешения. Как тогда соотнести сцену с тем, что из комментариев Св.Отцов исходит то, что ангелы прославляют Христа, именно как Бога?
Валерия 6 мая 2013, 18:47
Спасибо, отец Петр!
Диакон Петр 3 мая 2013, 21:31
"Если написано, укреплял, значит укреплял, и ненужно фарисейских натяжек."

Дорогой Владимир, ап. Павел пишет в своём послании о участи грешников после страшного суда: "у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам СПАСЕТСЯ, но так, как бы из огня.
(Первое послание к Коринфянам 3:15)". Прочитав этот отрывок вы будете считать, что все грешники СПАСУТСЯ? ведь написано слово СПАСЕТСЯ?
Владимир 3 мая 2013, 16:36
43 И явился Ему ангел с неба, чтобы укрепить и поддержать Его.

(От Луки 22 глава / Библия. Современный перевод)

Если написано, укреплял, значит укреплял, и ненужно фарисейских натяжек.
Гладченко Таисия 3 мая 2013, 13:58
Спаси Господи! Я выскажу свое видение. Мне кажется, что это урок для всех верующих. Во время молитвы, даже если другие люди не могут больше молится рядом с тобой или о тебе, не нужно забывать об Ангеле, который молится вместе с тобой.
В данном случае, Христос дает нам урок и понимание присутствия рядом с нами Ангела. Понимание того, что человек никогда не одинок.
Христа укреплять не надо было, но нам грешным стоит укрепляться пониманием ежесекундного присутствия Ангела в нашей жизни.
Очень многие люди страдают от одиночества среди людей, забывая или не зная, что в их жизни всегда рядом Господь, Троица Единосущная и Ангелы, которым заповедано нас хранить.
Простите.
Парамон 3 мая 2013, 12:53
Владимир,
\\\Владимир:
Этот ответ говорит о том же, что соединяются две природы – Божественная и человеческая.

http://www.pravoslavie.ru/answers/6468.htm
\\\

"Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Слово усвояет Себе человеческие свойства, ибо все, что принадлежит святой Его плоти, есть вместе и принадлежность Слова." - но дело в том, что укрепление от ангела, это не естественное укрепление плоти, а сверхестественное, Христос не нуждался ни в пище ни в сне, но попускал своей человеческой природе испытывать то, что естествено: печаль, страх, голод, жажду и т.д.

Ангельское же укрепление - акт сверхестественный.Зачем Богу прибегать к сверхестественному укреплению от англеа, если он Сам Себя может укрепить, имея Божественную личность -Логос
Николай 3 мая 2013, 10:46
Спасибо!
Читал с упоением!
Владимир 3 мая 2013, 04:53
Этот ответ говорит о том же, что соединяются две природы – Божественная и человеческая.

http://www.pravoslavie.ru/answers/6468.htm
Алексей 3 мая 2013, 04:18
Владимир, прочитайте еще раз повнимательнее статью, особенно в начале, и сами себе ответите на свой вопрос.
"Более определенно по этому поводу пишет святитель Епифаний Кипрский, он говорит о том, что не нуждался Сущий Бог в укреплении, но «дабы исполнилось сказанное в великой песне Моисея, воспетой в пустыне, где он говорил: “Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии” (Втор. 32: 43)»[2]".
Благодарен автору за статью! Спаси Господи!
Диакон Пётр 2 мая 2013, 22:59
Владимир: Дело в том, что борение состояло не в истощании человеческой плоти. Борение состояло в борьбе человеческой воли, которая просит: да мимоидет чаша сия и Божественной, которая говорит: не моя воля, но Твоя да будет. В такой ситуации ангел не может укреплять Христа в выборе(а именно об этом говорит западная живопись).

Но даже если предположить, что он укреплял человеческую плоть Христа, то получиться, что Христос будучи Богом не мог Сам Себя укрепить. Неужели ангел укреплял Христа собственной силой? Нет ангел таковой не имеет, но тогда чем? Божественной благодатью? Но ведь она природно присуща и Отцу и Сыну и Св. Духу.
Владимир 2 мая 2013, 16:48
Не совсем понял. По Православному учению, Христос 100% Бог и 100% человек - Богочеловек. Молясь на камне, Христос молился как человек. Пот крови был природы человека. Ну и ангел укреплял человеческую природу Христа - причем тут тварь укрепляет Творца? Или я что то не понял? Христос ведь был полноценным человеком? Ангел укреплял Христа в смысле Его человеческой природы. «явился… Ему Ангел с небес и УКРЕПЛЯЛ Его» (Лк. 22: 43)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×