О конце света можно говорить по-разному. Одни пытаются рассчитать времена и сроки. Другие задаются вопросом о причине. И в самом деле, почему истории предстоит закончиться? Почему Бог намерен в определенный момент прекратить естественную смену поколений?
Любопытная деталь: даже совсем не религиозные философы задаются вопросом: как развивается кризис культуры богообщения? Почему диалог с Богом становится невозможным? В 1885 году Фридрих Ницше восклицал: «Смотрите! Я показываю вам последнего человека. “Что такое любовь? Творение? Устремление? Что такое звезда?” – спрашивает последний человек и моргает».
Это-то вот «моргание» и было тем отличительным признаком, который больше всего раздражал Ницше в последнем человеке. Почему? Столетием позже этот вопрос прояснил французский философ Ги Дебор, подробно описав нечеловеческое «общество спектакля».
Евангелие от Луки содержит весьма примечательный эпизод встречи Спасителя с Иродом Четверовластником. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его. Тетрарх много слышал о галилейском Проповеднике и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. Он принял Христа приветливо и предлагал Ему многие вопросы, однако Тот ничего ему не отвечал.
Великая Пятница. Христос перед Иродом. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в. |
Дело в том, что Ирод Антипа – это и есть ницшеанский «последний человек», типичный представитель деборова «общества спектакля». Он не способен отнестись к чему-то всерьез. Даже Самого Христа Ирод воспринимает как фокусника, развлекающего зрелищем праздную толпу. Но «спектакль противоположен диалогу» – отмечает Ги Дебор. И в самом деле, что бы ни ответил Ироду Спаситель, Он не смог бы вступить с ним в диалог. Любая реакция, кроме молчания, автоматически включила бы Христа в предложенный тетрархом спектакль. Неизбежно Спаситель мира начал бы играть роль шута, предназначенную Ему «моргающим» зрителем.
Но спектакль в любом случае должен окончиться смехом. Галилеянин молчит и не показывает чудес? Для Ирода это означает только одно: Иисус Назарянин плохой шут. «Что ж! – решает тетрарх. – В таком случае посмеемся над Его сценической неудачей! Ведь чем хорош спектакль? Тем, что он способен включить в себя всё. Даже реальная смерть, приключись она с актером-комиком на сцене, станет хорошей шуткой». И вместе со своими воинами Ирод уничижает Христа и осмеивает Его.
Вне диалога жизнь невозможна. Именно поэтому Дебор называет общество спектакля «зрелищной организацией небытия», «отрицанием жизни, которое стало видимым». Всякое действие последних времен превращается в шоу. В новейшей истории России уже было тому ужасное подтверждение. Террористы, ворвавшиеся в театральный центр во время исполнения в нем популярного мюзикла, были озадачены тем, что их никто не воспринял всерьез. Зрители сочли вооруженных людей актерами, участниками действия, и только первые трупы смогли их отрезвить. Современный терроризм есть не что иное, как порождение «общества спектакля». С точки зрения теоретика-радикала, в современном мире нет иного способа заставить людей относиться к тебе серьезно, кроме как убивая их.
Ги Дебор был одним из идейных лидеров майской революции 1968 года. Однако впоследствии философ был вынужден признать, что «общество спектакля» и восстание против себя превратило в спектакль. Даже наиболее самоотверженные и искренние революционеры не смогли избежать роли шутов. Что случилось с именем Че Гевары? Оно превратилось в популярный молодежный бренд, стало символом «хорошо упакованного и политически корректного бунта против мира, где царит политкорректность и все хорошо упаковано для продажи». Поняв это, философ спился и покончил с собой.
«“Счастье найдено нами”, – говорят последние люди и моргают». В речи Заратустры неоднократно повторяется эта фраза. Очевидно, Ницше акцентирует внимание на двух признаках «последнего человека». Они-то и становятся главными основаниями прекращения богообщения. Господь будет молчать перед «моргающим» зрителем из «общества спектакля», как Он молчал когда-то перед Иродом Антипой. А сам последний человек, со своей стороны, будет молчать перед Богом, потому что структуры его личности будут зеркально противоположны заповедям блаженства: вместо духовной нищеты, жаждущей Бога и алчущей правды, там будет «культурная» пресыщенность; вместо миротворчества, происходящего от милости, кротости и чистоты сердца, – малодушная политкорректность; вместо благородства трагических слез – дешевый смех комедии; вместо благодарности Богу, доходящей до жажды мученичества за Христа, – болезненная забота о здоровье, поставленная во главу угла.
когда люди на небе увидят искусственное изображение Христа и прельстятся.
http://www.youtube.com/watch?v=kWrrB2NLp3A
Характерно, что среди режиссеров современных "спектаклей" преобладают представители одного племени, в чем-то связанные с теми кто в свое время кричал "распни его".
Время сейчас очень страшное при всей относительной внешней безопасности.
Еще страшнее, что в условиях происходящей нравственной катастрофы, произойдет не природный конец света
(в культурно-цивилизационном плане, он уже, возможно, произошел), а получится "прогрессивная" цивилизация уродов-мутантов в рамках контролируемого глобального технотронного концлагеря, где
христианам отведут декоративную роль "дурачков".
Упаси Боже.
Лично за себя не могу сказать, что смогу понять глубокий и ужасный смысл предупреждения в словах автора, - этого и боюсь.
Господи, помилуй нас, грешных и неразумных, помоги неверию нашему!
____________
Полностью согласен
Спаси Вас Господь за такую статью, вот об этом-то и нужно сейчас говорить, кричать, писать. Детям нужно это объяснять, только очень аккуратно.
Кирилл, заложники Норд-Оста восприняли в первые минуты захват именно так, посмотрите запрещенный фильм о Норд-Осте снятый BBC, там очень много таких свидетельств, даже через несколько минут после штурма люди, звонившие в Службу спасения не могли объяснить конкретно что происходит!!!
Спаси Вас Господь!
"Террористы, ворвавшиеся в театральный центр во время исполнения в нем популярного мюзикла, были озадачены тем, что их никто не воспринял всерьез. Зрители сочли вооруженных людей актерами, участниками действия, и только первые трупы смогли их отрезвить."
Звучит крайне неправдоподобно. Ссылка на рассказ очевидца? Иначе такие сочные аналогии выглядят приплетенными для красного словца. И в данном случае это совсем неуместно.
Ницшеанский «последний человек» молчит перед Богом и не слышит Его потому, что "ветхий Адам" в нем не преобразился в нового из-за слабой, оскудевшей веры в Бога. Духовной нищеты всем нам, жажды Правды Божией и укрепления в вере в Господа Спасителя нашего. Да сострадаем Ему сегодня в Страстную Пятницу!
Страсти Христовы
Всемогущество являя
Чудесами много раз,
Божий Сын Себя смиряет
До страданий в поздний час…
Меч блестит в руке Петровой –
Всех готов он изрубить!
Но сказал Господь сурово:
«Чашу должен Я испить!»
И – испил! Сполна! До смерти!
Плоть и кровь Свою отдал…
Люди! Вы Христу поверьте!
Из любви Он к вам страдал…