На телеканале «Культура» в субботу, 4 мая, выйдет в эфир цикл документальных фильмов, посвященных подвижникам благочестия XX века. Это кинобиографии четырех известных старцев – архиепископа Иоанна Шанхайского, протоиерея Николая Гурьянова, архимандрита Гавриила (Ургебадзе) и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О новом киноцикле порталу «Православие.ру» рассказывает его автор Юлия Варенцова.
Фрагмент фильма об архим. Иоанне (Крестьянкине):
– Поиск духовника, вопросы передачи духовного опыта и осознание феномена старчества – пожалуй, наиболее актуальные проблемы для сегодняшних людей Церкви. Чем будет интересен ваш новый фильм для воцерковленных людей, которые уже знакомы с жизнеописаниями подвижников, выбранных вами в качестве героев? И что может заинтересовать в житиях скромных монахов людей нецерковных?
– Цикл фильмов «Старцы» снимался для широкой аудитории, для зрителей федерального канала «Культура», поэтому он сделан «с прицелом» на людей нецерковных в основном. Этот проект скорее популяризаторский. Мы хотели создать такие портреты наших героев, посмотрев на которые даже человек, далекий от храма, понял бы, кто такие старцы. Поэтому там, может быть, нет глубокого анализа явления старчества или каких-то богословских рассуждений. Нас интересует встреча обыкновенного человека вот с таким «человеком Божиим».
Протоиерей Николай Гурьянов. Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) |
Чью-то жизнь меняла случайная встреча с великим молитвенником. Про Иоанна Шанхайского, к примеру, у нас рассказывает одна прихожанка храма в Сан-Франциско. Клавдия была маленькой девочкой, и для нее отец Иоанн был обычным священником. Однажды у нее случился приступ аппендицита, осложнившийся перитонитом, причем произошло это в Шанхае, в 1930-е годы, антибиотиков не было… Ее матери врачи уже сказали искать гроб для похорон. В больницу к умирающей Клаве тогда пришел отец Иоанн – и на следующее утро она уже была здорова.
|
|
Так что кому-то просто повезло встретиться с чудом в своей жизни, а кто-то действительно искал настоящего духовника, старца. Наша знаменитая актриса Екатерина Васильева рассказывает в фильме, что когда она приехала первый раз в Псково-Печерский монастырь, к отцу Иоанну (Крестьянкину) и он вошел в келью, то как только она его увидела – тут же бросилась ему в ноги, помимо своей воли стала обнимать их и плакать. Отец Иоанн поплакал тогда вместе с ней – и с тех пор стал ее духовником, которому ничего не надо было рассказывать и объяснять. Он сам заранее знал все проблемы, с которыми приезжали к нему люди.
Фильмы построены на воспоминаниях духовных чад старцев. В каждой серии есть главный «рассказчик» – и вокруг его интервью о нашем герое выстраивается вся история. Об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов), а также Екатерина Васильева и монахиня Иудифь (Стриженова). Об отце Николае Гурьянове – певица Ольга Кормухина и ее муж, рок-музыкант Алексей Белов. Об архимандрите Гаврииле (Ургебадзе) – его две родные сестры, а об архиепископе Иоанне Шанхайском – голливудская семья: звезда советского экрана Родион Нахапетов и его жена, кинопродюсер Наталья Шляпникофф.
– Почему вы выбрали именно этих четырех старцев? Их судьбы, характер, духовный опыт чем-то похожи? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Мы выбирали героями фильмов таких подвижников, о которых могли бы рассказать люди, знакомые с ними лично. Очень важно, чтобы в кадре были живые, интересные персонажи. Соответственно, наш круг ограничился старцами, которые жили совсем недавно. Ведь если человек жив в воспоминаниях современников – значит, его портрет можно воссоздать на экране объемно – в документальном фильме, без постановок.
Судьбы совершенно разные. Архиепископ Иоанн Шанхайский за свою жизнь где только не служил – и в Сербии, и в Китае, и на Филиппинах, и в Париже, и в Америке! А другой наш герой, отец Николай Гурьянов, 40 лет прожил на маленьком рыбацком острове Псковско-Чудского озера и был простым приходским священником. Отец Иоанн (Крестьянкин) большую часть жизни провел в стенах монастыря, а архимандрит Гавриил (Ургебадзе) юродствовал, порой жил в каких-то нечеловеческих условиях: то в курятнике, то в земляной яме. Хотя и общее у всех у них все-таки было. Отмечу, например, что владыке Иоанну (Максимовичу), архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому, архиерейскими покоями всегда служила крохотная келья – так что он тоже жил, как живет простой монах в Псково-Печерском или любом другом монастыре.
– Много ли сохранилось свидетельств о жизни этих старцев? Удалось ли вам во время работы над фильмом отыскать какие-либо уникальные или особо интересные материалы?
– Фильмы снимались с октября по декабрь прошлого года. Мы побывали там, где провели большую часть жизни наши герои, – на острове Залит, в Тбилиси и Мцхете, в Псково-Печерском монастыре и в Сан-Франциско. Уникальны, прежде всего, воспоминания людей, свидетельство о том, насколько необыкновенными были эти подвижники. Интересно, как переплетаются их судьбы с судьбами других известных людей. Например, когда отец Гавриил (Ургебадзе) в 1965 году во время первомайской демонстрации сжег огромный портрет Ленина за трибуной вождей, его схватили тут же и должны были расстрелять. Но, как рассказывала нам сестра отца Гавриила, ночью его вызвал на допрос Эдуард Шеварднадзе, долго говорил с ним, увидел, что это человек святой жизни, и вместо расстрела отца Гавриила отпустили с белым билетом и диагнозом «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов».
А известный кинодокументалист Сергей Мирошниченко, оказывается, назвал свою студию «Остров» именно в честь острова Залит – там он снимал свой самый первый фильм, и благословил его на съемки отец Николай Гурьянов.
Еще для меня было открытием, что отец Иоанн (Крестьянкин) из своей Печерской кельи фактически боролся с государственной машиной атеистической пропаганды – «руководил» самиздатом религиозной литературы: подбирал старинные святоотеческие книги и благословлял своих духовных чад их копировать и распространять – то есть заниматься таким вот в то время противозаконным делом.
– Есть ли что-то в опыте героев фильма, что оказалось важным именно для вас? Какие мысли из их наставлений вам было важно донести до аудитории – как церковной, так и нецерковной? Юлия Варенцова
– По-моему, самое емкое наставление, самое образное и по-грузински яркое дал старец Гавриил (Ургебадзе). Он ходил по улицам Тбилиси, нося на шее, на веревочке, маленький дырявый кувшинчик. В него он, как в бинокль, смотрел на прохожих – иногда подходил, разговаривал – и все время повторял одну и ту же фразу: «Человек без любви – как кувшин без дна».
Фильмы цикла «Старцы» выйдут в эфир 4 мая, в субботу
15:05 – 1 серия: Архиепископ Иоанн Шанхайский.
17:05 – 2 серия: Протоиерей Николай Гурьянов.
20:05 – 3 серия: Архимандрит Гавриил (Ургебадзе).
21:50 – 4 серия: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).