«В Рязани — грибы с глазами. Их ядят, они
глядят»
Поговорка
Преамбула
В давние времена иконоборцы в Византии запрещали изготовление священных изображений и размещение их не только в храмах и публичных местах, но даже в частных домах. Православные были вынуждены тайно поклоняться иконам, пряча их от «агентов спецслужб» императоров-иконоборцев под угрозой ареста, ссылки, лишения имущества и даже жизни.
«Пасха красная»? |
Яйца с образами
Великий пост подходит к концу. Приближается Пасха. Православные верующие готовятся по традиции встретить ее куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. Кто-то из хозяек по старинке начинает собирать луковую шелуху, другие покупают пищевые красители или ищут старинные рецепты, по которым к Пасхе приготовливаются «крашенки», «драпанки», «крапанки», «писанки»…
Однако мы живем в третьем тысячелетии. На дворе век высоких технологий. Услужливая рыночная экономика предлагает своим потенциальным потребителям не только красители самых неимоверных (и несъедобных) тонов, но и десятки видов наклеек на пасхальные яйца. А ведь есть еще формы, подставки, корзинки, рушники… Загляните в интернет, запустите поиск и уверяю вас, вы поразитесь полученному результату.
Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные “С ликами святых”» (на белой глянцевой бумаге с клейкой подложкой 116 цветных наклеек для декоративного украшения пасхальных яиц),— бодро сообщает нам сайт.
Термопленка, термоэтикетка на 7 пасхальных яиц «Иконы Божией Матери» |
Термопленка, термоэтикетка на 7 пасхальных яиц "Православные Святые"
Казалось бы, зачем такое обилие
«святости» и «православия» в
наклейках. Ведь мы же не иконостас собираем, а всего
лишь хотим яйца святить! Ответ находим тут же, на
сайте магазина, на странице с рекламой серии наклеек
под названием «Святая Русь»:
«Пасхальные дни мы снова и снова обращаем взор
к истокам православия. Здесь наше духовное начало,
источник веры и вдохновения. Термопленка,
термоэтикетка легка в применении, что не составит Вам
большого труда украсить пасхальные яйца в канун
Светлого праздника Пасхи» (орфография и
синтаксис оригинала).
Термопленка, термоэтикетка на 7 пасхальных яиц "Христианские иконы"
Так и хочется
продолжить: «В Одессе есть много таких вещей,
которых не имеют других городов». И
по-одесситски же добавить: «Вы хощите песен? Их
у меня есть».
Термопленка, термоэтикетка на 8 пасхальных яиц "Святая Русь"
Не угодно ли вам пасхальное яичко с наклейкой из серии «Библейская» с обнаженной Евой, искушающей в «раю сладости» еще невинного Адама? Сюжет выбран библейский, не придерешься! Может кому-то покажется, что не пасхальный, но это только на первый, не искушенный богословием и библейской герменевтикой, взгляд. Если же вдуматься, то очень даже в тему. Ведь, если бы Адам и Ева не согрешили в раю, не пришлось бы Сыну Божию умереть на Кресте в уничижении, чтобы потом воскреснуть во славе. Поэтому по логике сих «просветителей», таким нехитрым и выгодным для себя способом возрождающих духовные основы России, получается, что Ева с запретным плодом в руках — виновница нашей пасхальной радости.
Остается только поблагодарить
производителя, что он не предложил нам наклейку со
змеем-искусителем (всё-таки грехопадение началось с
него) и крепко молиться в надежде, что под действием
этой чудной картинки, скрывающей в листве врага рода
человеческого, куриное яйцо таки не изменится в
змеиное.
Термопленка на 7п/я 'Библейская'
Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант — сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?
Яйца и куличи надо
как-то донести до храма. Нет проблем. Вот вам
корзинка, причем совершенно православная. Не спутаешь
ни с католической, ни с протестантской, ни тем более
с сумками всяких нехристей. Гарантия ортодоксальности
— икона Спасителя. Товар называется
незамысловато: «Корзинка пасхальная
ХВ-иконы». «Священность» продуктов
кроме наклеек дополнительно обеспечивается при помощи
«ХВ-икон» на «сосуде».
Корзинка пасхальная "ХВ-иконы"
Если вы пожелаете
прикрыть ваши освященные продукты красивой салфеткой
или рушником, или, придя из храма домой, разложить
ваши припасы на праздничной скатерти, к вашим услугам
наиправославнейший товар, изготовленный специально
для этих целей: «Пасхальная салфетка, рушник
пасхальный (декоративное полотенце) №4 (36 х 60см).
Ткань - габардин, многоцветная печать». Можете
также воспользоваться рушником №5.
Пасхальная салфетка №18
Рушник пасхальный №5
Как будет радостно хозяйке застелить праздничный стол таким произведением прикладного искусства и удобно расставить посуду с яйцами, куличом, колбасой, разложить столовые приборы на лике Богородицы или Спасителя, Распятого за нее в Страстную Пятницу, Претерпевшего страдания, поругания и поносную смерть! Ведь всё это было давно, а в этот день она должна радоваться Воскресению Христа и резать на Его Лике колбасу для разговения после продолжительного поста!..
А вот и еще более радостный рушник №10 с изображением Тайной вечери.
Рушник пасхальный - декоративное полотенце №10
Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости. Показывая ученикам пример смирения и служения ближним, Господь умыл им ноги, зная, что умывает ноги и своему предателю — Иуде. За столом ученики обсуждали, кто из них предаст Учителя на смерть и уверяли Его, что готовы отдать за него свою жизнь. На это Господь самому горячему из них Петру предрек, что тот трижды отречется от него еще до пения петуха. А после совершения Тайной вечери Господь с учениками пошел в Гефсиманский сад, где молился до кровавого пота и просил Небесного Отца пронести мимо Него чашу страдания. Однако принял ее, исполняя не волю Своего человеческого естества, страшащегося страданий и смерти, а спасительную волю Отца, благоволившего страданиями Сына искупить падшее человечество от греха, смерти и рабства диаволу.
Но что нам до того. Неужели нам не верить бизнесменам от «Православия», что своей продукцией они возрождают в Отечестве нашем традиции Святой Руси и веру христианскую? Так давайте под возгласы «Христос воскресе!» разложим и порежем пасхальный кулич, сыр и колбаску на дорогих нашему сердцу ликах Спасителя и апостолов и поблагодарим заботливых художников, ткачей и их мудрых и бескорыстных руководителей, предоставивших нам возможность так светло и радостно встретить «праздников Праздник и Торжество из торжеств»…
Не согласны? Быть может кто-то захочет подать на меня в суд за богохульство и оскорбление чувств верующих? А может это надо сделать в отношении тех, кто всё это производит и продает в погоне за прибылью, которая поистине стала самым главным божеством современного мира и пытается в таковом качестве утвердиться и в нашей православной России, национальной идеей которой когда-то действительно была «Святая Русь», столь глумливо поруганная с помощью термонаклеек неограниченного срока годности?
А вы уже приготовили пасхальные подарки себе и близким? Ищите и обрящите! Вот вам «православные» тарелки и кружки с иконами.
Подпись на сайте: «Каталог кружек (цены указаны с изображением любой Иконы)» |
Некая творческая мастерская предлагает кружки с молитвами «Святой Источник» (по выбору из 10 молитв: «молитва Блудного сына на фоне…», а также молитва студента, водителя, влюбленных, молитва ежедневная, на рабочем месте и т.д.), серию кружек «Святые лики», с молитвой на освящение воды и чудотворной иконой (выбор икон из 30 наименований), она также может изготовить кружку с иконами под ваш личный заказ. А еще вы можете приобрести «подарочный комплект, из трех кружек, с иконами: Господь “Вседержитель”, БМ “Живоносный источник”, “Серафим Саровский чудотворец” (орфография оригинала).
Подушки с иконами |
Браслет с иконами |
О священных изображениях на обложках книг и журналов, на первых полосах газет, в календарях, на закладках, в элементах фирменного стиля и т.п. уже было написано[1] и потому не буду повторяться.
О Пасхе, страхе Божием и профанации священного
Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).
По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.
На каждой литургии, а на пасхальной особенно, мы приобретаем опыт будущего Царства. Но надо помнить слова апостола: «…приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:28-29). А потому для нас остаются актуальными слова псалмопевца: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс. 2:11).
И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор. Даже изображение обычного человека достойно большего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?
Об этом говорится не в каком-то малозначительном церковном документе, а в оросе (определении) Седьмого Вселенского собора! Ведь почитание икон есть важнейший догмат Церкви, а не просто наше произвольное и никак не регламентированное действие. За этот догмат, за право почитать иконы и священные изображения, многие христиане претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свои жизни и здоровье, став мучениками и исповедниками в период иконоборчества, которое длилось на христианском Востоке более ста лет (с 730-го по 843-й год).
В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней»[2].
Из соборного определения следует, что священные изображения должны 1) размещаться в достойных местах; 2) изготавливаться из долговременных материалов; 3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей; 4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу — Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим; 5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней; 6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.
Как положить предел беспределу
Всё сказанное выше совершенно небезобидные вещи, которые можно отнести к личным пристрастиям автора: мол, если ему не хочется, пусть не пользуется сумкой с иконой, а другим не мешает.
Сейчас обсуждается закон о защите чувств верующих, то есть о законодательных мерах против кощунственных действий в отношении религиозных святынь. Для того чтобы судебные эксперты имели основания различать между почитанием и кощунством, Церковь должна четко определить для самой себя многие вещи, в частности, допустимые и недопустимые формы и способы употребления священных изображений. Скажем, почему браслеты и кружки с иконами это благочестиво (подтверждение тому — торговля ими в церковных лавках и магазинах), а трусы с крестом это кощунство? Или как мы должны относиться к одежде, дизайн которой использует иконные лики и религиозную символику?[3]
Для такого различения нужны официальные церковные документы, предварительное обсуждение их положений в православной среде, в том числе на конференциях. Начало этому уже положено. Так Совет по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России уже выступил с Обращением «О мнимом иконопочитании и подлинном иконоборчестве», в котором призывает к обсуждению неумеренного использования священных изображений в печатной продукции[4]. Совет предложил и свое видение церковных мер по наведению порядка через уже существующие синодальные учреждения Церкви (Издательский совет, Информационный отдел) и введение новых структур, которые будут контролировать торговый ассортимент и правила торговли в церковных магазинах и лавках. Святейший Патриарх Кирилл одобрил инициативу Совета по проведению конференции, призванной обсудить проблему неподобающего использования священных изображений и отношения к ним, в том числе откровенно провокационных и кощунственных действий (скандальные художественные выставки и акции, вандализм в отношении икон в православных храмах и т.п.). Думается, что на этой конференции следует также рассмотреть и дать оценку описанным в данной статье тенденциям на рынке «православных товаров и услуг».
Ни чего в этом плохого я не вижу.
Спаси нас Господи!
Издается это кощунство "Деагостини"(те же, что и разные сборные модели , коллекции кукол, мини-духов и т д)
Может как-то получится это дело хоть сколько нибудь взять под контроль и прекратить это безобразие.
Иконы на покетах подушках бутылках браслетах брелках для ключей наклейки платки тарелки чашки упаковки сувениров
Кто Христа почитает у того рука не поднимется наносить изображение куда попало.
Хотя конечно же, здравый ум восстает против бездумного и огульного применения и использования ликов и церковной символики.
Хотя сталкивалась сама с такой проблемой ребенок просил купить в церковной лавке блюдечко с иконой Божией Матери. И магнитик. отговорила, но объяснить почему "нельзя" если продается у храма, не смогла.
А в России это православный.
Китч, кич (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка») — одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства.
Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства
Да, даже из денег. Вот на монетках 10 и 50 кпеек вместо орла образ святого Георгия Победоносца. Эти монетки давно не в чести у народа, их даже нищие не поднимают с земли. И топчем мы образ нашего молитвенника и заступника, сметаем вместе с мусором. У водителей маршрутных такси есть примета: если на полу лежат монетки, значит будет много пассажиров. Вот только почему-то много аварий случается с мапршрутными такси. Может быть связи и нет с этой приметой, но все равно, попирать образ святого, покровителя столицы нашей Родины, покровителя защитников отечества, ( орден Георгия - высшая награда солдата России) это все тоже иконоборчество. Но я уповаю на то, что все эти происки вражии Господь видит и знает, кто придумал на монетках вместо "кесарево" "Богово" изобразить. А тому, кто соблазнит малых сих - мало не покажется! А нам, братья и сестры, надо следить за собой, благоговейно относиться к святыням, с рассуждением покупать к праздникам украшения, молиться за всех, спасать свою душу, и надеяться на Господа.
редакция: думаем, что тема статьи не относится к иконам в домах, автомобилях, на памятных местах.
ладно, понимаю, на кружках, на браслетах, на футболках, на трусах изображение Креста, ликов Святых не приемлемо. В этом абсолютно согласна. Потому как у нас толерантное государство, и право другого человека на исповедание другой религии нарушать нельзя. (Вспомним, как в Ставрополе девочкам не разрешили придти в школу в хиджабе.) И если бы мы, с этими футболками жили бы в любой другой стране, где не принято так выставлять на показ свои религиозные взгляды (вспомнить ту же Англию), нас бы, мягко скажем, не поняли.
Но с другой стороны, почему на книгах-то нельзя печатать иконки, маленькие репродукции? Если эта книга - труд свт. Иоанна Златоуста, почему бы на обложке (ну ладно, пусть внутри книжки) не напечатать его лик?
Или те же футболки возьмем. ведь есть же такие интернет-магазины, где есть хороший выбор футболок с ненавязчивой христианской тематикой, к примеру Словомне.ру.
Тема весьма наболевшая, нашим преподавателем поднималась неоднократно. На мой взгляд, в любой сомнительной ситуации нужно включать голову и разбирать каждый случай отдельно, не кося все под одну гребенку. Конечно, перестать выпускать православные газеты почти невозможно, но вот печальный факт - хранить все номера обременительно, надо жечь. Встает вопрос - для чего же их издавать? для церковной печи? Лучше уж книги издавать, а для остального интернет есть.
Затем, многие писали о браслетах с иконами. Честно говоря, коробит, когда их вижу. Ведь, как их ни одень, при определенном положении руки лики святых оказываются перевернутыми. Кружки тоже... ну какая польза от иконы на кружке? В походе на нее помолиться? Да я лучше совсем буду без иконы и помолюсь на восток, чем вот так. Необходимо помнить, что наличие иконы не обязательное условие для совершения молитвы. Кстати, по этому поводу Седьмой Вс. Собор высказался совершенно определенно: священные изображения должны изображаться только на СВЯЩЕННЫХ сосудах(привожу не дословно, ороса под рукой нет).
Рыба, как говорится, гниет с головы, поэтому вместо того чтобы говорить: эту продукцию берут только околоцерковные, начнем с нас, мы ведь тоже этим грешны. Необходимо устранить пагубное неведение среди воцерковленных людей, поверьте для этого достаточно 2-3 проповедей на приходе, потому что мы это поняли с первого урока.
Знания важны, без них люди начинают творить непотребства.
Всей душой согласна с батюшкой. Самой не нравится, что кружки ,например,и браслеты продают даже в лавках церковных. Что же они не понимают! Кто благословляет?
Такому не место посреди нас, праведников. Мы яйца не облепливаем наклейками, а если облепливаем, так все сжигаем.
Правильная статья.Давно коробит от таких наклеек.Браслеты - вообще жуть:елозить по столу,например,святыми ликами...
Идея хорошая - утилизировать при храмах...
О вразумлении пришедших освятить куличи и яйца - бывает такое огромное количество народа,что батюшкам некогда совать носы в каждую корзинку.Извините.
О буквах ХВ на куличах(у кого-то было) - что же,и просфорки теперь не есть? А ведь на них не только кресты,но и изображения Богородицы и святых...
Только бы не отключать голову при решении этого вопроса...
Христос воскресе!
Я за луковую шелуху - природный краситель, невредный, традиционный, да и яйца долго хранятся) И очень красиво и естественно выглядит!
Спасибо автору за поднятую проблему! Пишу курсовую про иконоборчество)
Хорошая статья, одобряю.
Переопубликую где только смогу.
Спасибо автору!
Раз принёс, два – а потом он и говорит: - «Больше не приноси – что, мне больше делать нечего, кроме как за тобой мусор сжигать… Сам сжигай…». – «А я имею право сам сжигать подобные вещи»? – Ответ: пожал плечами…
Пример 2. Вчера был в магазине – куличи продают, а на верху у них – «ХВ». Как представил, что придётся резать ножом «ХВ» - так и покупать не стал…
Если экстраполировать – назад и вперёд /по ассоциациям/ - то эта проблема скорее всего ещё более обострится; может, лучше пока остановиться, спокойно подумать, ничего не предпринимая… Не спеша, без эмоций и горячки – Бог и время должны помочь… Если достойны будем…
Ошибаюсь – извините, но «яйца с глазами» далеко не самая важная проблема современной Церкви…
Но – знаковая…
1.5.13 Сантехник - не удержался… Простите…
Лет 6 назад перед Пасхой в Москве Сретенский монастырь устроил акцию - раздавали в метро красивые брошюрки с евангелием от Матфея. Да, на первый взгляд, хорошая миссионерская акция...только все мусорки вокруг метро были переполнены этими евангелиями...наверняка, для кого-то эта акция стала первым шажком к Богу, но в целом все вылилось в осквернение святыни
Так что не надо торопиться все запрещать! Те, первые иконоборцы, тоже боролись с иконами под благовидным предлогом очищения Церкви от того, что указано в цитате в одном из предыдущих моих комментариев. А что вышло в итоге? Борьба со святынями!
Нет, поймите, я не оправдываю ни покупающих, ни производящих. Я просто НЕ ЗНАЮ как правильно. И думаю, многие не знают на самом деле. Поэтому обсуждать надо, но не надо торопиться сразу Соборные решения принимать...
Насчет "достаточно одной иконы"... Да, наверное достаточно. Но ведь и в домашнем иконостасе достаточно, например, одной иконы Пресвятой Богородицы. А у нас бывает, что и Владимирская, и Казанская, и Феодоровская... Просто человек почитает Пресвятую Богородицу в разных образах, чтит те чудеса, которые от сих образов были явлены, как свидетельство милости Матери Божией ко всем нам. Почему нельзя также почитать Пресвятую Богородицу через иконы на браслете? Не понимаю.
См. прод. выше
Про браслет с иконами не скажу ничего. Если человек носит его, чтобы всегда иметь перед глазами образ Пресвятой Богородицы и ему легче было молиться Ей, скажем, по правилу прп. Серафима Саровского для мирян, то Бог ему в помощь!\\\\
Для этого достаточно одного образа, а не 10, которые неряшливо болтаются на руке, которые вносятся в туалет и т.д. - это язычество и иконоборчество
\\\
Кстати, там тоже знать очень любила верхнюю одежду с иконами.\\\ - а можно источник такой информации?
Считаю, что нам на уровне поместного собора необходимо выработать отношение к изображаемым иконам, на церковной продукции
Бутылки, жестяные коробки для чая, упаковочные пакеты, ковры и занавески... Безумное, больное, вывернутое наизнанку благочестие...
Спрос увеличивает предложение.
Изображения на календарях и в газетах. Хорошо, а какие иллюстрации тогда помещать в православных изданиях?! Допустим, краткое жизнеописание святого. Что помещать в качестве иллюстрации?! Или предлагаете, чтобы газеты выглядели, как дореволюционные: голый текст без картинок? Но современный читатель, привыкший к красочной полиграфии, на такую газету даже и не посмотрит! А ведь газеты - продукция миссионерского характера! Часто для людей, именно только идущих к вере. Как и календари! Ведь нередко рядом помещается краткая информация об образе. А как еще рассказать об иконе невоцерковленному человеку?! В храм он почти не ходит, к иконе этой специально не поедет...
Так что это вопрос не запретов-законов, а православного воспитания людей и внутренней христианской культуры. Когда общество будет подлинно христианским, тогда и христианская культура, в том числе и бытовая, появится!
Не понимаю, а что плохого в кружке со святым ликом (конечно, не в той части, куда жидкость наливают)? Например, пошел ты в поход (много знакомых православных скаутов)... С такой кружкой можно и икону не брать: спокойно перед трапезой где-нибудь в лесу помолился на икону на кружке... Конечно, из такой кружки уже водки не выпьешь, но может оно и к лучшему? Ну, конечно, надо относиться с благоговением, как к кружке с изображением святыни, но что ж такого-то?
См. продолжение выше
Вот чего я абсолютно не понимаю - это пояса с 90 псалмом. Действительно оберег уже какой-то!!! Кто прочитает молитву... на уровне пояса?!!!! Бред!!! А ведь их часто именно в монастырях продают...
Яйца с иконами... Почему никто не поставит в красный угол? Вот сейчас пишу эти строки и смотрю на обычное, куриное яйцо с Пасхи 2010 года. Нет, не с иконой. С парадным портретом... очень почитаемого мною (как историческая личность) императора Александра I. Есть еще и такие наклейки, с портретами государей и орнаментом под Фаберже. Подарили, яйцо было не разбитое и не треснутое, запаха от него нет... Высохло с 2010 года и стоит у меня на столе на работе. Так и на работе появился у меня портрет Александра I. Дома лет 10 в рамочке репродукция висит. Рядом с трехцветным государственным флагом. Так что кто-то и поставит... Может это для кого-то вообще первый опыт встречи со святыней. Не выбросит, начнет почитать, задумается...
См. продолжение выше
Кстати, там тоже знать очень любила верхнюю одежду с иконами. Именно это и породило то, что потом стало ересью иконоборчества. Как всегда: начали бороться с перегибами, не удержались, впали в гордыню и начали борьбу уже со святынями...
Думаю, что священные тексты (молитвы) и изображения (иконы) надо размещать РАЗУМНО. Слово "разумно" - ключевое.
Например, сам я кольцо с молитвой "Спаси и сохрани" ношу. На нем и изображение креста есть... Зачем? Чтобы, например, в автобусе если вдруг тяжело на душе и есть потребность в этом можно было ко кресту приложиться. Нательный же крест не будешь в общественном транспорте доставать! Ну и молитва на кольце лично мне иногда нужна в качестве "подсказки". Понятно, что "Господи, спаси и сохрани мя" можно легко и без кольца произнести. Но бывают ведь и искушения: уныние, раздражение... Не всегда и собразишь, что помолиться бы надо... А тут: на кольцо посмотрел и помолился. Не всегда ведь в публичном месте даже и карманный молитвослов достанешь. Попробуй-ка, в автобусной давке! А кольцо - всегда перед глазами...
См. продолжение выше
Или что бы лики печатали на сумках -пакетах, которые порой подстилают,что бы на них сесть или встать?
Нет. Автор все правильно говорит! Спаси его, Господи!
Хочется добавить к тому, что сказано в статье, что обычно эта продукция очень низкого художественного уровня, что недопустимо при изображениях Святых образов. Раньше иконы писали только монахи, после долгих лет обучения, вначале доверяли писать фон, потом одежду и руки, и только самые опытные мастера прописывали лики, все это, от подготовки доски до нанесения лака, совершалось с молитвой.
Конечно, необходима цензура в печатных изданиях, церковных журналах, газетах, книгах, фильмах, на православных выставках. Те, кто занимается издательством и распространением, должны понимать меру ответственности.
знамя - это святой образ, так как раньше вместо знамен использовали хоругви с Ликами Господа, Богородицы. Знамя не выбросить на помойку, как отработанный материал. В статье идет речь о повседневной жизни, где нужно очень внимательно все обдумывать. У Вас не вызывает никаких чувств образ Христа рядом с очистками и гниющей требухой в помойке? Если нет, то мне жаль Вас.
проблема в потребителе
стилистика самого текста статьи - типично "форумские" поразбираться;
если будем людям говорить адекватно, грамотно и культурно, с любовью - будет результат
Христиане и так понимают, если есть подобающее отношение к образу, язычники будут делать амулеты из сего вподряд, эксплуатируя популярные образы
проблема всегда в "голове", сознании; когда будем настоящими христианами и показывать пример, а не "захожанами на Пасху" или всех поосуждать как бабули на лавочке, зациклимся не на том.
"....Фабер перелистывал книгу (речь идет о Библии), останавливаясь иногда, пробегая глазами страничку. - Все та же, та же, точь-в-точь такая, какой я ее помню! А как ее теперь исковеркали в наших телевизорных гостиных! Христос
стал одним из "родственников". Я часто думаю, узнал бы господь бог своего сына? Мы так его разодели. Или, лучше сказать,- раздели. Теперь это настоящий мятный леденец. Он источает сироп и сахарин, если только не
занимается замаскированной рекламой каких-нибудь товаров, без которых, мол, нельзя обойтись верующему."
поможет прекратить эти кощунственные продажи.
небогатый верующий мечтает иметь дома икону именно ту что на яйце или на салфетке
он не может купить --в церковной лавке это дороговато для него а тут за мелочь взял салфетку и вот она мечта
уже дома но не будет верующий покупать этот или тот предмет а только посожалеет что вот в церковной бы лавке были необходимые иконы на разный бюджет
Не все знают, но знаменитое рейнское "Liebfraumilch" - это совсем не "молоко любимой женщины", а "молоко возлюбленной Госпожи" (Liebfrau), как называют Богородицу немцы.
Поэтому будьте осторожны (хотя бы с утилизацией этикетки - на ней - имя Богородицы и, как правило, Её живописное изображение с Младенцем)!
А о церковных лавках отдельный разговор - за все что продается в них нести ответ будут батюшки, а нам остается только молиться о вразумлении пастырей наших, чтобы думали не о карманах своих, а о душах наших.
Прости Господи нас неразумных.
Красиво, дёшево, полезно (а если подсолить покрепче еще при варке, то и долгое хранение - до самой РАДОНИЦЫ !!!
БЛАГОДАРЕНИЕ великое за поднятый к обсуждению такой важный вопрос - Борьба с КОЩУНСТВОМ должна стать давно открытой и без всяческого приглядства!!!Да поможет нам Сам Господь!!!
Спаси Вас Господи,Владимир. Я абсолютно разделяю Вашу позицию и считаю, что батюшкам на приходах не должно освящать подобную продукцию.
Больше никакого значения у этого словосочетания нет, это конкретный и чёткий термин.
Разве возможно заменить благочестие внутренней жизни на внешнюю оболочку, обклеенную крестами и другой церковной символикой?
Однозначно, что для многих это просто традиция. Да-да, такая традиция - христианство: венчания, отпевания, свечки, иконы. Всё так красиво... Поют так красиво...
Ну пусть это хорошая традиция, красивая и даже добрая, но - от этого не менее страшная. Именно страшная...
Страшно ведь, заменить смысл живой веры в Спасителя, смысл глубокого покаяния и старания исправления своей жизни по заповедям Христа, вот такой оболочкой. Пусть даже и благочестивой, и доброй, и красивой.
Эту проблему без впитывания веры с молоком матери или без включения того, чем человек мыслит, совершенно невозможно.
Спасибо автору статьи, что просветил! Об этом надо действительно рассказывать всем, потому что это кощунство и хула, но ведь это настолько неочевидно, что люди делают и сами не знают. Здесь я не согласен с комментариями про "антицерковные" организации, которые поруганием занимаются ради прибыли - есть вероятность что у этого Пасхального Дома верующие и сотрудники и владелец, и они просто не догадываются даже, что делают! А когда все будут осведомлены, то и запрещать не надо будет - ведь покупают эту продукцию на 99%, я уверен, именно православные (или таковыми себя считающие).
Начало Богохульства, это когда священники думают
о прибыли.Когда обрядности предают первоначальное
значение.Спасают ли душу крашенное яйцо или кулич?
Притча:В одном монастыре великий пост Настоятель
обходил свои владения и унюхал запах жаренного.
Он зашёл в келию от куда исходил этот запах и видит,
как монах на жестяной крышке на свече яйцо жарит.
Увидев Настоятеля, он упал ему в ноги и стал говорить,
что бес его попутал. А бес в углу стоит и говорит,
да нет, я сам у его учусь.
Иоанн Богослов видел Ангела с вечным Евангелием, который
громким голосом говорил: убойтесь Бога и воздайте Ему
славу.
подушек и ковриков. По-моему это сущее кощунство. Как можно из золота туалетную бумагу делать? Как можно Любимого унизить? Равнодушие к святыне, даже по умолчанию, порождает кощунство! А кощунники Царства Небесного не наследуют...
А еще, храмы наши очень стали напоминать рыночные развалы, торговля в воскресные дни кипит... Молиться некогда, Литургия полным ходом, а людям надо успеть рассмотреть и купить яркий "товар", галдёж, разговоры у церковного прилавка, остальные, молясь, прислушиваются к громким репликам покупающих. Мне думается, убрать надо из храма эти торговые "лавки", не к месту они! Пусть в отдельном помещении, отдельно от храма продаются свечи и все остальное.... Да и записочки можно подать там же. А то одной рукой молимся, а другой впопыхах, рассчитываемся за свечи - бред. Храм - святое место и торговать в нем - кощунство. От молодежи часто слышала: в Церковь зайдешь, все продается и покупается, чувства неприятные возникают, даже приходить больше не хочется. Простите меня. Бог в помощь вам!
Окончание соборного ороса гласит:
«Осмеливающихся же иначе думать или учить или давать профанное употребление священным сосудам или монастырям постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения.»
Однако нанося священные изображения на различные предметы, мы, тем самым, превращаем их в «священные сосуды», потому что не чин освящения делает их священными, как не этот чин делает священным предметом икону, а имя (ипостась) изображенного на ней. Об этом говорится в шестом деянии названного Собора. Возражая иконоборцам, утверждавшим, что иконы являются обыкновенными вещами, поскольку не имеют освящающей их молитвы, Собор утвердил: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати». Таким предметом является и животворящий крест, даже напечатление которого в воздухе прогоняет демонов. «То же самое и относительно иконы: обозначая её известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение. Равным образом, когда мы целуем и объемлем различные священные сосуды, то надеемся, что получим чрез них некоторое освящение» (ДВС.Т.4.С.541.СПб.,1996).
как метко!!!спасибо!
СПАСЕ СПАСИ НАС!
Давно бы об этом надо уже говорить.
Мы всем знаемым говорим, что даже просто скорлупу от крашеных яиц, но освященных нужно закапывать в землю, (т.к. сжечь трудно) но в местах где животные не раскопают.
А происходит это действительно от отсутствия страха Божия, которого и у меня грешного нет. Но БЛАГОЧЕСТИЕ то где наше.
Прости нас Боже и вразуми.
Р.Б.Георгий
Нужна четкая позиция церкви по этому вопросу.
У нас дома из подобных вещей только настенный календарь с указанием праздников и постов - каждый год покупаем новый, а прежний либо убираем на хранение (если просто с видом - храм и т.п.), либо вырезаем лик святого и кладем в соответствующее место.
Очень надеюсь, что Православная церковь сумеет пресечь подобные неприглядные вещи, и со своей стороны буду распространять информацию о том, как должно относиться к "яйцам с образами". Спаси Господи!