Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Желание превозношения, славы присуще практически всем без исключения людям. Это желание является движущей силой для многих событий, происходящих вокруг нас. Люди, движимые желанием славы и особо положения, превозношением не спят ночами, трудятся и бьются всю жизнь за то, чтобы занять какое-то особое место в обществе, в семье, среди своих близких, среди своего народа. Стремятся к тому, чтобы быть окруженными почетом, славой, тешить свое тщеславие и обладать особой властью. Это движет многими из нас, даже когда мы прикрываем это вполне благовидным предлогом.
Стремление к наградам, званиям, положению, и есть истинная причина, которая заставляет человека прилагать огромные усилия. Но, помимо этого, желание славы и превозношение, часто толкает людей на страшные преступления. Они борются между собой, пишут доносы, делают друг другу разные пакости. Так называемая конкурентная борьба разворачивается в разных учреждениях, предприятиях, властных структурах, в Церкви, только с одной целью – не допустить ближнего до особого положения, оклеветать его и самому занять это место. Такие отвратительнее вещи заставляет человека делать желание славы и власти.
Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о том, что это желание проявлялось даже среди апостолов. Евангелист Марк повествует о том, как Господь шел со своими учениками в Иерусалим и к Нему подошли двое из них, сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн. Это были одни из самых приближенных ко Христу апостолов, свидетели Преображения Господня, братья, которых называли «сыновья Громовы». Они подходят отдельно и просят Христа о чем-то. Он спрашивает их: «Чего вы хотите?» Они ему говорят: «Господи, позволь нам сесть в славе Твоей одесную и ошуюю Тебя (одному справа, другому слева)» (см.: Мк. 10, 35–37). А евангелист Матфей еще добавляет к этому, что еще и их мать просила об этом Христа (см.: Мф. 20, 20).
Господь, как милостивый и милосердный Отец и Учитель, говорит неразумным ученикам, что они не понимают, чего просят и спрашивает их, готовы ли они для того чтобы достичь этой славы пить чашу, которую Он будет пить и креститься крещением, которым Он крестится. Они, конечно же, соглашаются, и Он обещает им, что все это будет с ними; испьют эту чашу и это крещение, но воссядут ли они одесную Него, это не от Него зависит (см.: Мк. 10, 38–40).
Другие апостолы негодуют, как часто негодуют люди, когда видят такое проявление чужого желания власти и славы; негодуют вроде бы и справедливо, но часто просто потому, что думают: «А почему не мы? Разве мы недостойны такой славы и положения?»
Господь отзывает их и дает им замечательный урок того, как должны поступать его истинные ученики. Мы видим: то, что человек стремится к славе и особому положению уже само по себе очень часто несет смуту в жизнь людей. До этого мы не встречаем в Евангелии, чтобы апостолы между собой ругались, спорили, завидовали друг другу, выражали между собой какое-то соперничество. И вот желание этих двух братьев и приводит к тому, что избранные ученики начинают между собой уже сориться, завидовать, осуждать друг друга. Господь отзывает их и говорит, что в этом мире властители властвуют, вельможи управляют, но среди истинных Христовых учеников не должно быть так, все должно быть по-другому.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 43–44).
Вот к чему призывает нас Господь и что говорит каждому из нас, движимым своим тщеславием. Истинная слава и сила в том, чтобы служить ближним. Сам Божественный Учитель, Сын Божий дает высочайший пример, которого никто из нас не может достичь.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45).
Он пришел пострадать ради нас, Он пришел принять за нас поношение, оплевание, распятие, а не для того, чтобы стать царем и вельможей и управлять этим миром.
Господь в этом мире ничего абсолютно не стяжал. У Него не было никакого имущества, Он жил, где придется, в домах людей, которые Его принимали. Ничего не имел в этом мире, а мы, имеющие все и порабощенные этим имением еще и хотим быть превознесены как-то, боремся за это, и в этой борьбе переступаем через ближнего и идем по головам. Какое жуткое опьянение, ослепление, которое отчасти коснулось и Божественных учеников. Но самое главное, что мы забываем о том, что для того, чтобы быть настоящими учениками Христовыми, мы должны испить чашу страданий вместе с Христом и за Христа и распятие.
Этот мир требует от нас поклонение идолам, страстям; и борьба с этим — это не какая-то легкая и увеселительная прогулка. Это не только чудеса, милость и успех, которого мы просим в своих молитвах у Господа, но это и страдание, и подвиг, и труд. Царствие Небесное только труждающиеся наследуют.
Вот какой замечательный пример для всех людей, стремящихся к славе, к особому положению, людей, в чьей власти находятся целые народы; мы все должны понимать, что мы в этом мире только слуги Божии, слуги наших ближних, а наше особое положение или слава, должны служить для славы Божией, для славы Христа, Господа нашего.
Аминь.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность