Преподобная Мария Египетская |
Два слова: «Прелюбодейный и грешный». Хотя прелюбодеяние тоже грех, нельзя, очевидно, сказать просто «грешный». Нужно все же выделить прелюбодеяние в отдельную категорию, потому что это – грех господствующий. И не говорит Господь: «в роде сем, вороватом, лицемерном, корыстном, ханжеском, жестоком», и прочее, и прочее. Всего этого перечислять не надо, а вот прелюбодеяние – надо. «В роде сем прелюбодейном и грешном».
О Лоте и о Содоме сказано, что он «живя между ними (содомлянами), ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2:8) Притом еще и назван «праведным» тот, кто после бегства из гибнущего города стал отцом собственных внуков, поскольку в пьяном виде спал с дочерьми. Сказано, что Господь «праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил» (2 Пет. 2:7)
Итак, если человек не вполне святой мучается, живя между любителями всякого беззакония, то как же нужно было мучиться Господу Иисусу, живя среди людей! Это нашим больным глазам нынешнее состояние человечества представляется чем-то привычным и естественным. Чистым глазам Богочеловека это же зрелище предстает, возможно, чем-то похожим на лепрозорий.
Становится понятным горький возглас Иисусов: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17) Опять два слова: «неверный и развращенный». Неверность означает и склонность к измене, и непостоянство в добре, и подмешивание лжи в истину. А развращение понятно без объяснений. «Неверный и развращенный», «прелюбодейный и грешный», таков наш мир, согласно кратким Христовым характеристикам. А, значит, таковы и мы в нем, потому что нельзя одной из ниток ковра сказать, что «в этом ковре все нитки грешные, кроме меня». Нет. Если мы все еще живем по понятиям, и обычаям мира сего (обычаи всегда сильнее законов), то все характеристики мира относятся к нам напрямую.
Нужно внутреннему человеку выйти из привычного круга мертвых понятий; выйти, как евреям – из Египта. Тогда исполнится слово Христово из последней Его молитвы: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:15-16)
Блажен, кто понимает, о чем речь, и не только понимает, но и делает. Тот усыновляется Богу, по сказанному: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2 Кор. 6:17-18)
Мир таких не любит. «Таких», это тех, кто живет «здесь», но не «по-здешнему». Те, кто в грехе полагает счастье, те «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет. 4:4). Сначала просто дивятся и едко злословят. Потом…
Но скажет некто: «Я весь осквернился, весь испачкался. Что делать мне? Как освящаться?». То же делать, что и всем христианам. И тот, кто свят с пеленок, и тот, кто грешен до седин, должны духом пламенеть и Господу служить. Евангелие возвещено грешникам. Только нужно ушами сердца расслышать голос Доброго Пастыря и не делать вид, что вы ничего не слышали. «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Пет. 4:3)
Вот к кому обращено слово спасения: и к скотоложникам, и к мужеложникам, и к пьяницам, и к идолопоклонникам. А поскольку совесть все мучит и мучит; и поскольку примеры утешают лучше всего, то есть и особая радость для всех людей, чья память, как архив, полна воспоминаниями, свидетельствующими против самого человека. Эта радость – жизнь Марии Египетской.
Мариино стояние. Рисунок Анны Кудиновой и Дарьи Шабалиной. Издание Сретенского монастыря, М. 2005. |
И плоть бесилась, и сатана злился, и мир издалека щелкал зубами на убежавшую добычу (прочтите Житие). А она знала одно занятие – плач, и одну Заступницу – Матерь Распятого и Воскресшего. Теперь собеседница ангелов, тезоименитая Богоматери, святая имеет силу помогать грешникам. Таков закон Духа: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18)
Закон сей как для Воплотившегося Единородного, так и для любящих Его.
О, Мария, глубоко павшая и великих высот затем достигшая, молись о нас, живущих в мире, не победивших плоть и принимающих в себя раз за разом «раскаленные стрелы лукавого» (СМ. Еф. 6:16).
Горько и страшно думать о том, до каких глубин ты опускалась. Но Божественным весельем дышит твое исправление. Читая и слушая о тебе, мы все понять должны, что твоя святость - не только твоя святость. И грехи твои, это не твои только грехи.
Общий грех на тебе отразился и стал всему миру виден. И общее спасение на тебе проявилось, и об этом нельзя не знать.
Твое дело ныне – радоваться, наше – трудиться и каяться. Помогай нам, просим. Помогай, Мария. И не только в день твоей памяти.
Читаю сейчас "Невидимую брань" преподобного Никодима Святогорца. Вот в этом труде, глава 19 - "Как поборать плотские страсти святой нас учит вместе со Христом:
"...г) Никогда не позволяй себ смло судить о ближнемъ, никого не суди и не осуждай, и особенно за этотъ самый плотскій грхъ, о коемъ у насъ рчь, хотя бы кто явно впалъ въ него, но поимй къ нему состраданіе и жалость; не негодуй на него и не смйся надъ нимъ, но отъ его примра позаимствуй себ урокъ смиренія, и зная, что и самъ ты крайне слабъ и на худое подвиженъ, какъ прахъ на пути, говори себ: нын палъ онъ, а завтра паду я. Вдай, что если ты скоръ на осужденіе и презрніе къ другимъ, то Богъ больно накажетъ тебя за это, попустивъ самому теб впасть въ тотъже грхъ, за который осуждаешь другихъ. Не судите, да не судими будете (М. 7, 1), и на тоже не будете осуждены, чтобъ изъ паденія своего познали пагубность гордыни своей и, смирившись, взыскали врачевства отъ двухъ золъ: отъ гордости и блуда. Но если Богъ по милости Своей и хранитъ тебя отъ паденія и ты удерживаешь неизмнно твердымъ цломудренный помыслъ свой; ты все же перестань осуждать, если осуждалъ, и не самонадянничай, а паче бойся и не врь своему постоянству."
пройти через все воздушные мытарства и да пошлет Господь по твоей молитве ее душе упокоение
я просила тебя Святая Мария в этот день твоей памяти и я понимала что ты слышишь
мое сердечное благодарение тебе родная наша молитвенница
А как у вас с любовью к ближнему? Тоже "держите себя "в руках"?
Покаявшаяся грешница угоднее Богу, чем такие "защитники чистоты". Можете назвать хоть одного святого, который "не прощал"?
ОЧЕНЬ ДАЖЕ ЗНАЕМ, НО ДЕРЖИМ СЕБЯ "В РУКАХ", головой думаем, а не чем другим, так что комплекс недоразвитости нам не приписывайте и жалости не просите, не дадим вам весь свет испачкать.
Вероятно, особенности перевода и самого стиля изложения у Евангелистов имеют место быть, и "род" понимается и как поколение людей и как разновидность бесов. И то, что не всегда понятно нам, грешным, открывается "Преподобным и Богоносным отцам нашим и всем Святым", а нам бы найти в себе силы и веры изучать их наследие.
Именно так,Валентин. А также, к ученикам Его были слова Его.
Но вопрос в другом. Действительно ли интересует Вас то, о чем Вы спросили?
Я пришла с исповеди!! Завтра буду причащаться!!!
Спасибо Господу и всем вам! Храни вас Бог!
Вероятно, что все-таки к отцу, неверному и прелюбодейному, - во всяком случае, по мнению протоиерея Леонида Грилихеса, зав.каф.библеистики МДАиС.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=fw2ZhsNswRk#t=1167s
Батюшка Андрей, а разве не о бесах были эти слова Господа ?
Ведь "доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" не к отцу же и его бесноватому сыну, или даже ко всему Израилю это говорилось ?
В Евангелии: "16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда."
И далее:"21. сей же род изгоняется только молитвою и постом".
Низкий поклон отцу Андрею за призыв "трудиться и каяться", но в отношении остального содержания статьи - "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти." (Притч.,17,25)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Дорогая Ольга СПБ (2013-04-18/12:24), для вас должно быть актуальным лишь ваше непрестанное покаяние перед Господом, предвидя начало которого бесы и внушают вам помысл ложного стыда перед исповедью. Именно непрестанность вашего молитвенного покаяния Богу претворяется Его Благодатию в отторжение греха и оставление его. Не отступайте с выбранного пути, сколь раз не пришлось бы споткнуться и упасть, поднимайтесь и несите крест свой к Грозному Судии, уповая на Милосердие Его. Стучите и отворится вам, просите и дано будет, ищите и обрящете, только веруйте! Да хранит вас Бог!
Если идти на исповедь и не смотреть на возраст батюшки, а держать в сердце, что тебя слушает не молодой человек в сане священника, а сам Господь, то и плач будет и радость будет.
Не лишайте себя этого, не собирайтесь долго.Кто знает, что будет с нами завтра.
И еще. Исповедающий батюшка даже не вспомнит ваши грехи, у него все стирается из памяти.Это милость Божья, а иначе как бы они жили с таким грузом, который мы отдаем Господу.
Для меня статья эта очень актуальна! Ещё одна капля на чашу весов. Надеюсь, что до конца Поста количество таких капель перейдёт в качество. И смогу я, наконец, исповедовать свои грехи. Пока же только сама осознала их, но СТЫДНО проговорить их молодому священнику. Даже Мария рассказала о них священнику (т.е.человеку!) только через 47 лет! Когда уже не так стыдно было.
Помолитесь, братья и сестры, чтобы хватило у меня решимости на исповедь, дабы Пасху встретить с омытой Душой. Новоначальная я, опыта нет, наставника духовного тоже нет...
так 180 градусов и есть - пол-оборота) а всецело - это 360)))"
Нет, Екатерина.
На 360 - это назад,опять в грех, как тот пес на свою блевотину...
так 180 градусов и есть - пол-оборота) а всецело - это 360)))
-Сделать полный оборот - это значит, вернуться в ту же точку, а развернуться на 180гр. - пойти в противоположном направлении...-
Николай:
..."Но и такого пути как у Пр. Марии Египетской не вижу, но может только через скорби, потери и мучения, но как-же страшно при этом впасть в отчаяние и потерять веру".
Дорогой Николай, мне кажется, что самое отрадное то, что Вы на правильном пути! Наверне, путь Марии Египетской вряд ли можно повторить - на то она и святая... Наш удел - осознать свои грехи, чистосердечно раскаяться и больше их не повторять. А "впасть в отчаяние и потерять веру" - я почему-то уверена, что это НЕ ПРО Вас! Господь не оставит Вас!
Спаси Вас Господи, о. Андрей, статья-проповедь замечательная. Лишний раз заставляет задуматься, на краю какой бездонной пропасти мы стоим... И радуемся, что наконец-то СВОБОДА!
А если к грехам примешаны еще и обязательства и неразрешимые вопросы об ответственности за детей и своих родителей.
Где семья там поиск обеспечения ее благополучия, и тут незаметно человек становится мало-помалу стяжателем. Не хочется огорчать жену - нужна квартира «как у людей», машина «как у людей», пластиковые окна, образование детям, квартиры детям, машины детям, пластиковые окна детям и т.д. . . . А если нет! То дома скорбь, обиды, плач и жены, и детей. Развестись и уйти в монастырь – и грех, и незнание своих сил (а вдруг снова потянет к женскому полу). Ну что, по силам подавать милостыню? Это, в общем-то, полезно, но не освобождает душу от рабства греху и страстям. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.» (Лк. 14:33) – сказал Иисус Христос.
Хоть всю вину и свалил на жену, но этим не оправдываю не первый, не второй грех и считаю их грехами - противоборством Божьей воле. И знаю, что основа этому была положена еще в то время, когда и грех не считал грехом, в общем, сам виноват.
Но и такого пути как у Пр. Марии Египетской не вижу, но может только через скорби, потери и мучения, но как-же страшно при этом впасть в отчаяние и потерять веру.