Путь к добродетели

Серию "Письма о духовной жизни" продолжает сборник эпистолярного наследия преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели".

"Преподобный
Преподобный Нил Синайский. Путь к добродетели: Сб. писем/ Сост. иеродиакон Никон (Париманчук). - М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - 320 с.: ил. - (Письма о духовной жизни) ISBN 5-7533-0012-X
В сборник включены избранные письма преподобного Нила Синайского (V в.), достославного среди святых отцов и учителей Церкви. Письма великого подвижника к монашествующим, клирикам и мирянам входят в православное Священное Предание. В этих письмах читатель и сегодня найдет сокровищницу ответов на многие вопросы, а также духовные советы.

Для удобства пользования в конце книги дан предметный указатель. Письма проиллюстрированы репродукциями с икон.

Ниже приводится вступительная статья из книги.

 
«Всему предпочитай душу»

Преподобный Нил Постник, называемый также «Синайским», — один из великих восточных византийских подвижников и церковных писателей IV—V веков. Родился он в Константинополе во второй половине IV века в знатной, богатой семье и получил превосходное образование. По складу своего характера и по воспитанию Нил проводил жизнь добродетельную и богоугодную. После достижения совершеннолетия юноша вступил в брак со столь же добропорядочной девицей, светлого ума и прекрасных душевных качеств. Супруги имели двух детей — сына и дочь.

В кратком житии святого Нила говорится: «Преподобный Нил... вероятно... тогда, как святой <Иоанн> Златоуст был проповедником в Антиохии (то есть еще в сане пресвитера и, значит, до 397 года. — В.О.), был слушателем и учеником его»[1]. Это обстоятельство непременно подчеркивается в различных изданиях творений и житий святого Нила[2].

Знатному и богатому юноше в силу его общественного положения была уготована блестящая светская карьера. И сначала так оно и было. Молодой человек, благородного происхождения, со многими достоинствами, со способностями к государственной службе, был назначен на весьма высокую должность — префекта[3] Константинополя, византийской столицы (столичным префектом было должностное лицо, в подчинении которого находились все, если говорить современным языком, полицейские службы города).

Нил с супругой были близки к императорскому двору — их окружал блеск придворной жизни, они имели постоянное (но, правда, по обязанности) общение как с самим императором, так и с его семейством и ближайшими к монарху царедворцами, с различными высокопоставленными чиновниками, однако светская жизнь тяготила и Нила, и его супругу. И подобное настроение в их душах только укреплялось осознанием суетности всего земного. Это — удивительное явление, говорящее о неоднозначности житейских обстоятельств. Очевидно, что молодые супруги имели все необходимое (и даже более того) в своей повседневной жизни. Но пороки, к прискорбию, распространенные в столице, в том числе и при императорском дворе, отягощали христианскую совесть Нила. Он стремился так или иначе защититься от всех «прелестей» и соблазнов великосветской жизни, как бы отгородиться, уйти от них.

Кстати сказать, спустя несколько лет порочность, распущенность столичных и придворных нравов нелицеприятно и гласно обличал святитель Иоанн Златоуст после возведения его на архиепископскую кафедру стольного града. Его обличительные проповеди вызвали злобу императрицы и самого императора. И монарх жестоко расправился со святителем: изгнал его из столицы и отправил в ссылку.

Святой Нил давно проникся убеждением в том, что весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19) и что «в нем нет ничего постоянного, ничего вечного и справедливого, но все извращено, исполнено неправды. Нил стал стремиться к узкому, но спасительному пути, ведущему к жизни вечной, исполненной истинного и неизменного веселия и бесконечного блаженства»[4].

Позже, подвизаясь уже на Синайской горе[5], в пустыне, преподобный Нил напишет: «Путь к добродетели — бегство от мира — путь благой и краткий <короткий>. Вожделевшему <возжелавшему> нетленного надлежит ни во что вменять все тленное... Возненавидь настоящую жизнь, ибо видишь, как беспорядочно вращается ее колесо. Не вожделевай <не желай> благ, которыми пользование проходит и обладание утрачивается... Всему предпочитай душу, и путь добродетели потечет тогда без труда; ибо все тленно, а душа бессмертна, тленному же надлежит предпочитать бессмертное»[6].

Не сразу, но тем не менее довольно скоро и сам Нил, и его супруга (под благотворным воздействием преподобного) приняли твердое решение оставить совместную жизнь, удалиться из мира и вступить на монашескую стезю. Это событие в жизни супругов произошло около 390 года.

Вне сомнения, оно было вызвано не только желанием самого Нила, но и тем исключительным влиянием, которое оказал на преподобного святитель Иоанн Златоуст — великий вселенский отец и учитель Церкви, богодухновенный проповедник, дивный подвижник, молитвенник, святость которого была явлена Богом всем людям.

Из жития преподобного Нила мы узнаём и о том, что благочестивые супруги раздали свое имущество нищим и всем нуждавшимся, отпустили на свободу рабов и рабынь. Что же касается детей, то родители поделили ответственность за них между собой: дочь осталась с матерью, тогда как Нил принял на себя попечение о сыне, Феодуле (имена супруги и дочери Нила в житии не названы).

Мать с дочерью ушла в одну из египетских женских обителей, там приняла монашество и стала усердно служить Господу, совершая дела благочестия.

Нил с Феодулом покинули Константинополь и направились на Синайскую гору.

Преподобный Нил вместе с сыном поселились в пещере, которую они выкопали своими же руками. В этой пещере святой Нил подвизался затем в продолжение сорока лет. Отшельники питались даже не хлебом: их пищей были дикие горькие травы. Нил стремился подражать жизни преподобных отцов-пустынников строгим постом, молитвенными бдениями, богомыслием — возношением мыслей к Богу, чтением и изучением Священного Писания, другими иноческими трудами.

Многие отшельники, христианские подвижники разных времен, удаляясь от мира с его соблазнами и суетой, с «беспорядочным вращением колеса» жизни, тем не менее не прерывали связующих нитей с теми, кто по-прежнему пребывал в миру. «Оставя, однако же, мир, преподобный Нил не оставил общения с людьми. Из всех мест и всякого рода лица обращались к нему (и писали, и приходили. — В.О.) со своими духовными нуждами, и никто не был оставлен без потребного вразумления и назидания. И царь (император Аркадий. — В.О.) писал к нему, прося молитв, и он писал к царю...»[7]

В своем пустынном уединении преподобный Нил много времени уделял плодотворному литературному труду. […] Здесь же упомянем лишь о письмах, посланиях святого Нила, адресованных различным лицам и, в частности, самому императору Аркадию. Как только святой подвижник узнал о том, что император подверг святителя Иоанна Златоуста изгнанию из Константинополя, он немедленно отправил императору послание, в котором безбоязненно и гневно обличал монарха за жестокость и несправедливость, проявленные по отношению к святителю.

Пустынножительство ошибочно представлять как некий покой, как «отдохновение» от дел мирских, от мирской сумятицы и суеты. Жизнь пустынника — это особое состояние духа: непрерывное, соединенное с молитвой бодрствование и телом, и душой; это и непрестанные демонские искушения через внушение подвижнику «помыслов» (в данном случае — сомнительных, подчас греховных мыслей, ложных, неверных чувств, желаний, намерений), и постоянное противостояние этим помыслам; это — стремление к добродетели и непрерывные труды ради добродетели. Такие труды по силам далеко не всякому делающему и ищущему пустынного уединения. Преподобный Нил пишет: «Старцы очень одобряют отшельничество, когда оно бывает в свое время, — то есть когда кто приступает к нему, усовершившись в добродетели в общежитии (в монашеском общежитии — в монастыре. — В.О.). И такой пусть сначала испытает себя, может ли с успехом жить в отшельничестве; и если найдет сие для себя невозможным, по недостатку сил, пусть возвратится в общежитие, чтобы иначе, не имея сил противостоять ухищрениям помыслов, не лишиться рассудка»[8]. И далее — о трудах ради добродетели: «Как велик этот труд, знают те, которые, будучи преобладаемы <побеждаемы> привычкой, принуждены бывают худой навык преображать в добрый. Велик труд, но не жалеющие себя преуспевают в нем благодатию Божией»[9].

Сама жизнь пустынников нередко подвергалась опасности, иногда — смертельной. И преподобный Нил претерпел в пустыне немало невзгод. Одно из испытаний, ниспосланных ему Господом, было для него особенно тяжелым.

В православном месяцеслове 14 (27) января указана память «преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных» и названы под этим числом имена семнадцати отцов — Исаии, Саввы, Моисея и иных подвижников.

«Избиений» было описано два. Преподобные отцы в обоих случаях подвергались нападениям арабских кочевых племен сарацин и влеммиан — они грабили и разоряли иноческие пещеры и обители горы Синайской и близко к ней расположенной пустыни Раифы. Кочевники зверски, с лютой свирепостью мучили подвижников и затем с ужасающей жестокостью их убивали. «Первое избиение произошло около 312 года. Оно было описано Аммонием, египетским иноком, очевидцем гибели сорока святых отцов синайских. В то же время арабы избили <то есть убили> тридцать девять отцов в Раифе. Вторичное избиение совершено через сто лет и описано также очевидцем, чудом избежавшим гибели, преподобным Нилом Постником»[10]. Сказаний об этом избиении и о пленении Феодула, сына Нилова, — семь (В. О.).

По Промыслу Божию, во время сего, второго, избиения святых отцов синайских и раифских преподобный Нил оказался на вершине горы, труднодоступной для варваров и находившейся в некотором отдалении от места их нападения на иноческие пещеры и обители, и потому был избавлен от неминуемой гибели. «Сын же его Феодул остался в руках варваров. Так как он был весьма красив лицом, то они не убили его, а, связав, взяли его с собой, с тем чтобы принести его в жертву утренней заре, которую почитали вместо Бога... Нил Постник, взирая с вершины горы на отведение в плен сына (и с ним некоторых отцов-пустынников. — В.О.) и на жестокую смерть преподобных отцов, безутешно рыдал...»[11]

Но так случилось, что Господь сохранил жизнь Феодула. Преподобный Нил узнал о том, «что сын его жив. Он был продан в Емесу[12] (Емеса, Емес — город в Сирии. — В.О.), епископ же этого города выкупил его и сделал своим клириком (посвятив затем во пресвитера. — В.О.). О всем этом сам преподобный Нил Постник подробно говорит в своем слове. Придя туда, преподобный нашел своего сына невредимым и здоровым. Весьма утешенный этим, он благодарил Бога. Епископ принял его с любовию, убедил его принять пресвитерский сан и потом обоих их — преподобного Нила и сына его Феодула — с честью отпустил... домой. Они пошли на Синайскую гору, к своему прежнему местопребыванию, и прожили там немало лет, усердно служа своему Владыке»[13].

После возвращения на гору Синайскую преподобный Нил продолжил свои подвиги и труды, в том числе и письменные, каковые он неутомимо совершал в своем уединении и до Феодулова пленения, и после него. «Преподобный Нил, подобно великому учителю своему, святителю Иоанну Златоусту, много занимался толкованием Священного Писания, также изъяснением догматов веры и особенно известен аскетическими творениями... Все сочинения преподобного Нила, при высоком достоинстве содержания их, отличаются чистотой и изяществом языка, дышат искренностью чувства и исполнены силы мысли, всегда ясной, как свет Божий»[14].

Творения преподобного Нила в переводах с греческого языка на русский были опубликованы в 1858 году в известной патристической серии, имеющей следующее название: «Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии». Довольно значительная часть подвижнических писаний святого Нила помещена во втором томе также весьма известного собрания отеческих творений на русском языке — многотомного «Добротолюбия».

Во второй том «Добротолюбия» вошли «Аскетические наставления преподобного Нила». Все тексты святого Нила, помещенные в «Добротолюбии», переработаны святителем Феофаном Затворником.

В предисловии ко второму тому «Добротолюбия» сказано, что этот том является собранием «богомудрых отеческих наставлений преимущественно о борьбе со страстями для очищения сердца — последней цели подвижничества».

Если же мы просмотрим содержание этой книги, то увидим, что собранные здесь наставления святого Нила Постника отвечают той же цели — дать духовное руководство всякому ищущему пути к преодолению и самих страстей, и склонности к ним человеческой природы. Действительно, все разделы (основные здесь названы «отделениями»), слова, мысли, увещания, сказания — все они приводят человека к осознанию необходимости иметь во главе угла стремление к доброделанию и совершение самых дел добра, так же как и к постоянному очищению души и сердца от всяческой скверны. Так, если святой Нил говорит о воздержании, то он называет его началом и основанием «всех прочих добродетелей, потому что тело, как молодого резвого коня, <воздержание> укрощает и приучает... к благочинию, постепенно усмиряя, сокращая игривость скудостию, обуздывая и делая скромными те страсти, которые роскошь доводит до упрямства и необузданности...» «...И чрево, и море — одно и то же; и то и другое ненасытно зияют, <дабы> поглотить вливающиеся потоки, и <все> входящее в них истребляют, одно — перевариванием, а другое — осолением, и снова алчут <желают, требуют> иной пищи, никогда не замыкают зева, не утоляют алчности непрестанным и непрерывным влиянием».

Если святой Нил ведет речь о тщеславии, то он называет какой-либо поступок тщеславным в том случае, «когда сердце имеет в виду сделать это <тот поступок> напоказ. А пока не обращает оно взоров на уловление человеческой славы, хотя добродетель сияет яснее света (ей, как свету, и должно блистать собственными своими лучами), дотоле <до тех пор, пока> в произволении остается желание быть неизвестным и незаметным, оно делает угодное только одному Богу, не обращает внимания на смотрящих, видят ли, хвалят ли они, почитает суетным и напрасным все, что не споспешествует к приобретению вечной награды...»

Чтение и молитву (имеется в виду чтение Священного Писания и книг духовно-нравственного содержания. — В.О.) преподобный Нил называет делом «прекрасным», ибо и то и другое «значительно и весьма много содействует жизни целомудренной». Чтение и молитва насыщают «разум словесами Божиими», услаждают «его созерцаниями, заключающими в себе беспримесную приятность и навсегда остающуюся пользу, когда сказаниями о мужах древних путеводится ум к соревнованию (“к соревнованию”, то есть к подражанию. — В.О.) их добродетели, с них напечатлевает в себе спасительный образ благочестного жития, и, окрыляемый созерцаниями, воспаряет до Божественного веселия, и, отрешаемый от сопребывания в дольнем <земном>, возводит взор горе, к небесному, восходит к самому блаженному естеству, и, сколько может пребывать в сем состоянии, вкушает то наслаждение, какое вкушают Серафимы, непрестанно окружающие Престол <Божий>. Но молитва, может быть, в отношении к пользе имеет в себе и нечто большее; она приуготовляет к собеседованию с Богом и долговременным навыком вводит с Ним в содружество, потому что некоторым образом производит и соблюдает в нас добрые расположения к Богу, Который и ничтожных людей приемлет в любовь и не стыдится дружественного сближения с ними, пока пребывающая в них любовь дает им <на то> дерзновение».

Из всего преподобным Нилом Постником написанного «видно, как обширны и глубоки были его познания и как неутомим труд его в сем деле»[15].

Глубина мысли этого дивного святого отца сочетается с мягкой и одновременно светлой печалью, столь свойственной многим православным подвижникам; обширность его познаний соединяется с искренним смирением и осознанием суетности человеческого бытия; неоспоримая логика, сила его собственных суждений как бы оттеняются строгой мыслью древних пророков и мудрецов, святых отцов и учителей Церкви и скрепляются словом наивысшей мудрости — словом Священного Писания, словом Божиим. Точность формулировок всегда, особенно в тех случаях, когда речь идет о догматах, об истинах Православной Церкви, характерная для всех отеческих творений, присуща и наставлениям преподобного Нила Постника.

Пустыннический подвиг святого Нила находится в ряду постнических, молитвенных и всех иных трудов преподобных отцов горы Синайской. В нашем православном российском месяцеслове содержатся не только имена преподобного Нила Постника и «преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных», но также имена еще семи (и это далеко не все!) синайских подвижников: преподобного Акакия Синайского (VI век; память 7/20 июля и 29 ноября/12 декабря); святителей Григория († 593) и Анастасия Синаита († 599), патриархов Антиохийских, и преподобного Анастасия, игумена Синайской горы († 685) (их память — 20 апреля/3 мая); преподобного Григория Синаита (XIV век; память 8/21 августа); преподобного Мины Синайского (VI век; память 5/18 января); преподобного Иоанна Лествичника († 649; память 30 марта/12 апреля и в Неделю 4-ю Великого поста).

Имя преподобного Нила Постника — в ряду достославных и святых имен отцов и учителей Церкви как «золотой эпохи» Вселенских Соборов (IV—VIII века), так и всех времен. Духовно-нравственные писания преподобного Нила входят в православное Священное Предание — в великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви.

Преподобный Нил Постник подвизался в пустыне почти 60 лет и скончался около 450 года. После кончины его сподвижника, сомолитвенника и сына — достославного пресвитера Феодула — честные тела обоих подвижников были перенесены императором Иустином (Юстином) Младшим (2-я половина VI века. — В.О.) в Константинополь — в храм Святых Апостолов в Орфанотрофии, то есть в Странноприимном доме[16]. Память преподобного Нила Постника совершается 12 (25) ноября. А на следующий день Церковь творит память святителя Иоанна Златоуста. Столь удивительно оказались рядом две памяти — учителя и наставника, ученика и верного последователя.

Святитель Иоанн Златоуст именуется в церковных песнопениях «Церкве утверждением», «добродетелей сокровищем», «мудрости глубиной», «лжи обличителем», «учителем покаяния». Преподобный Нил Постник также удостоен Церковью великих похвал. В службе, ему составленной, он назван «чашей мудрости и знания», «молебником крепчайшим», «законов Богоданных искуснейшим толковником», «догматов Богодуховных ведателем», «Ангелов собеседником, преподобных сопричастником и праведных»[17].

Святая Церковь именует преподобного Нила «монахов множества наставником». Действительно, подвижнические творения сего отца Церкви предназначены по преимуществу тем, кто переступил порог монашеской обители и принял или намерен принять иноческий образ. Однако каждый православный человек, и не монах, в той или иной мере сведущий «в церковных писаниях» и ищущий большей полноты духовного вразумления, может и должен черпать богодухновенную мудрость из сего светлого и чистого источника. По слову святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского († 1867), если «Церковь дает нам молитвы, взяв <их> из уст святых, чтобы молитвы были хороши и чувством, и примером, и разумом», то и творения отцов Церкви, исшедшие из сердец чистых и из рук благоговейных и непорочных, точно так же приносят читающим несомненную пользу — и их уму, и душе, и сердцу.

Вячеслав Овсянников,
кандидат богословия

Текст писем печатается по изданию: «Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Том 32 и 33. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Москва. 1858 и 1859». Цитаты из книг Священного Писания, кроме Псалтири, даны в русском переводе по синодальному изданию. Неоговоренные примечания принадлежат публикаторам.



[1] Добротолюбие. 2-е изд. — М., 1895. Т. 2. С. 203–204.
[2] Статья с незначительными сокращениями печатается по: Вячеслав Овсянников, кандидат богословия — «Преподобный Нил Постник, Синайский, и его творчество». Вступительная статья в книге «Творения преподобного отца нашего Нила Синайского». М.: Издательство Московского подворья ТСЛ, 2000. С. 3–13.
[3] Или епарха. Епарх — это начальник города или области. О Ниле как префекте говорится в книге 3-й (ноябрь) Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского и во 2-м томе «Добротолюбия»; о нем же как о епархе сказано в книге 5-й (январь) Четьих Миней и в некоторых других изданиях.
[4] Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. Кн. 3: Ноябрь. — М.: Синодальная типография, 1905. С. 304–305.
[5] Гора Синай, Синайская гора — находится на Синайском полуострове, на его южной оконечности. Полуостров расположен в северной части Красного моря, между заливами Суэцким и Акаба. На горе Синай святому пророку Моисею Самим Господом были переданы скрижали завета — каменные доски с написанными на них заповедями Божиими (см.: Исх. 31, 18). На Синае, в пещерах и в близлежащих пустынях, издревле подвизались многие христианские постники и молитвенники; здесь находится прославленный монастырь Святой великомученицы Екатерины (основан в VI веке).
[6] Добротолюбие. Т. 2. С. 279–280.
[7] Добротолюбие. Т. 2. С. 203.
[8] Добротолюбие. Т. 2. С. 292.
[9] Добротолюбие. Т. 2. С. 301.
[10] Настольная книга священнослужителя. — М.: Издательство Московской Патриархии, 1978. Т. 2. С. 500.
[11] Жития святых... — Кн. 5: Январь. С. 447.
[12] В «Добротолюбии» и в «Сказаниях об избиении...» указан город Елуза.
[13] Жития святых... — Кн. 5: Январь. С. 452.
[14] Жития святых... — Кн. 3: Ноябрь. С. 306–307.
[15] Добротолюбие. Т. 2. С. 203.
[16] См.: Жития святых... — Кн. 5: Январь. С. 452.
[17] Минея. — М.: Изд. Московской Патриархии, 1980. Кн. 3: Ноябрь. Ч. 1. С. 365–367.

Преподобный Нил Синайский

28 сентября 2006 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту