О новом храме Сретенского монастыря

Дорогие прихожане Сретенского монастыря!

3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно, что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице.

Сретенский монастырь. Всенощное бдение. Фото: А.Камальдинов / Православие.Ru
Сретенский монастырь. Всенощное бдение. Фото: А.Камальдинов / Православие.Ru
Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.

В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.

«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.

Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.

Сретенский монастырь. Великий пост. Фото: К.Новотарский / Патриархия.Ru
Сретенский монастырь. Великий пост. Фото: К.Новотарский / Патриархия.Ru
В задании конкурса были и непременные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек.

Еще одно требование – предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.

Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

Выставка проектов. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
Выставка проектов. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.

Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.

Выставка проектов. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
Выставка проектов. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.

Представленный образ храма – необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.

ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса
ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса
Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец – Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.

Успенский собор Псково-Печерского монастыря
Успенский собор Псково-Печерского монастыря
Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном – вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.

Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), – что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.

Вид с Рождественского бульвара. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса
Вид с Рождественского бульвара. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса
К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.

На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).

Вид со стороны Сретенского монастыря. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса
Вид со стороны Сретенского монастыря. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса
Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.

Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это – в процессе самой серьезной работы и обсуждений.

Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта – необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, – то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.

Академик В.Д. Шмыков, архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».

Профессор МАРХИ Тимур Башкаев: «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».

Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, – к февралю 2017 года.

Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.

ЗАО «Имидж Дизайн Групп»
ЗАО «Имидж Дизайн Групп»

ООО «Бюро архитектурно-строительного проектирования «АС про»
ООО «Бюро архитектурно-строительного проектирования «АС про»

ООО «Строительно-реставрационная компания «Практика»
ООО «Строительно-реставрационная компания «Практика»

ООО «Мой город»
ООО «Мой город»
  

ООО «Мастерские Андрея Анисимова»
ООО «Мастерские Андрея Анисимова»

ООО «Мастерские Андрея Анисимова»
ООО «Мастерские Андрея Анисимова»

ООО «Мастерские Андрея Анисимова»
ООО «Мастерские Андрея Анисимова»

ООО «Мастерские Андрея Анисимова»
ООО «Мастерские Андрея Анисимова»

ООО «Центр комплексного проектирования ТМ-8»
ООО «Центр комплексного проектирования ТМ-8»

ИП Стрельников Олег Васильевич
ИП Стрельников Олег Васильевич

ИП Стрельников Олег Васильевич
ИП Стрельников Олег Васильевич

ЗАО «РСУ – 103»
ЗАО «РСУ – 103»

ООО «КУРСОР-ХОЛДИНГ»
ООО «КУРСОР-ХОЛДИНГ»

ООО «БИЛДИНГ КОНСТРАКШН»
ООО «БИЛДИНГ КОНСТРАКШН»

ООО «БИЛДИНГ КОНСТРАКШН»
ООО «БИЛДИНГ КОНСТРАКШН»

ООО «Студия Уткина»
ООО «Студия Уткина»

ООО «Творческая Мастерская «ДАБОР»
ООО «Творческая Мастерская «ДАБОР»

ООО «Творческая Мастерская «ДАБОР»
ООО «Творческая Мастерская «ДАБОР»

ООО «МАРКА»
ООО «МАРКА»

ИП Коробицын Игорь Владимирович
ИП Коробицын Игорь Владимирович

ООО Проектный центр «ЭКОТЕКТУРА»
ООО Проектный центр «ЭКОТЕКТУРА»

ООО «Творческая мастерская архитектора О. Гридасова»
ООО «Творческая мастерская архитектора О. Гридасова»

ООО «РисанПроект»
ООО «РисанПроект»

ООО «ВАШ проект»
ООО «ВАШ проект»

ООО «ТРДМ»
ООО «ТРДМ»

ООО «ТЕРЕМ» (Архитектурная студия)
ООО «ТЕРЕМ» (Архитектурная студия)

ООО «ТЕРЕМ» (Архитектурная студия)
ООО «ТЕРЕМ» (Архитектурная студия)
  

ООО «Архитектурная мастерская – ТРИ»
ООО «Архитектурная мастерская – ТРИ»

ФГУ высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная академия), МАРХИ
ФГУ высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная академия), МАРХИ

ООО «Вольф Систем»
ООО «Вольф Систем»

ООО «СтройРестПроект»
ООО «СтройРестПроект»

Гос. предприятие Московской области «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков» (ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»)
Гос. предприятие Московской области «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков» (ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»)

Гос. предприятие Московской области «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков» (ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»)
Гос. предприятие Московской области «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков» (ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»)

ОАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений – ЦНИИПромзданий» (ОАО ЦНИИПромзданий)
ОАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений – ЦНИИПромзданий» (ОАО ЦНИИПромзданий)

ОАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений – ЦНИИПромзданий» (ОАО ЦНИИПромзданий)
ОАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений – ЦНИИПромзданий» (ОАО ЦНИИПромзданий)

ООО «Другая архитектура»
ООО «Другая архитектура»

ООО «ЮрИнвестСтрой»
ООО «ЮрИнвестСтрой»

ООО «Архитектурные мастерские – Классика»
ООО «Архитектурные мастерские – Классика»

ООО «Архитектурная мастерская 1.618»
ООО «Архитектурная мастерская 1.618»

ООО «Проектно-инжиниринговое предприятие «Александръ»
ООО «Проектно-инжиниринговое предприятие «Александръ»

ООО «Проектно-конструкторское бюро имени В.С. Фиалковского»
ООО «Проектно-конструкторское бюро имени В.С. Фиалковского»

ООО «КБК Проект»
ООО «КБК Проект»

ООО «Проект «Двадцать Один»
ООО «Проект «Двадцать Один»

ООО «Мосспецпромпроект-М»
ООО «Мосспецпромпроект-М»

ИП Соловьев Иван Павлович, Чаморовский Игорь Олегович
ИП Соловьев Иван Павлович, Чаморовский Игорь Олегович

Архитектор Варданян Вардан Рафаэлович
Архитектор Варданян Вардан Рафаэлович

Архитектор Варданян Вардан Рафаэлович
Архитектор Варданян Вардан Рафаэлович

Руденко Ирина Ивановна
Руденко Ирина Ивановна

ИП Кузнецов Александр Леонидович
ИП Кузнецов Александр Леонидович

ООО «Тиамат-проект»
ООО «Тиамат-проект»

ИП Котов А.Б., Цеханский Р.В., Тюрин К.А.
ИП Котов А.Б., Цеханский Р.В., Тюрин К.А.

ИП Котов А.Б., Цеханский Р.В., Тюрин К.А.
ИП Котов А.Б., Цеханский Р.В., Тюрин К.А.

Васильев С.А.
Васильев С.А.

3-е место. ООО «Проектная мастерская «Точка сборки»
3-е место. ООО «Проектная мастерская «Точка сборки»

2-е место. ГУП г. Москвы Управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2»
2-е место. ГУП г. Москвы Управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2»

1-е место. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович
1-е место. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Фото: Православие.Ru

25 марта 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Арина 8 октября 2017, 11:47
Новый Храм просто великолепен,выбрали самый лучший проект.Удивительным было то,что когда строили,то мы ожидали увидеть средний по величине Храм(ведь место ограничено по понятным причинам-центр Москвы,каждый метр на вес золота,а соседние офисные здания никто не отдаст).Но когда Храм предстал во всей красе мы были шокированы его величием,он кажется бесконечно возвышающимся,грандиозные лестницы напоминают лествицу Иоанна Лествичника,в архитектуре прослеживается Византийский стиль,а внутри Храма всё продумано.Очень интересно как с помощью правильных архитектурных решений можно сделать и практично и грандиозно.Видно что Архимандрит Тихон провел очень большую,серьезную и ответственную работу.
Елена 3 июня 2017, 00:24
Действительно все проекты замечательны. В каждом есть что-то.. живое, но тот, что выбрали и построили, словно был там всегда. я не понимаю, зачем вы здесь ссоритесь, люди?!Какое прекрасное дело совершили! Храм получился удивительный!!! Слава Богу за всё!
Татьяна29 января 2017, 17:26
Что же я ничего не сделала! Какой храм, и в честь таких людей, которые нас вымолили... Душа радуется, какая божественная красота...
VlaD OvcinnikoV14 января 2017, 23:11
Амбициозный, странный проект. Холодно и не понятно...
Ekaterina Yaskevich 8 апреля 2015, 00:11
Очень нужное дело. Участвую.
Евгений 5 апреля 2015, 19:12
Спасибо огромное за Храм!
С удовольствием поучаствую чем смогу в Его строительстве!
Спаси и Сохрани!
Roman Rezanov28 февраля 2015, 19:12
В суете не замечал, а теперь новые стены видны и со стороны Сретенского бульвара, очень рад за вас!!Строительство идет!
Radu Rascanu18 ноября 2014, 22:44
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Спасителю мира, основавый Церковь Твою на камени веры, да не одолеют Ю врата адовы. Тебе молимся и Тебе просим: благослови ныне начинание сердец и рук наших - созидание храма в честь и славу Твою и Всех Святых Твоих.

Ведаем, Господи, яко Ты еси Бог Предвечный и Вездесущий, и несть Тебе потребно для жилища ни едино же место на земли. Но тако же ведаем, яко прежде живоносных Страданий Своих благоизволил в горнице Сионской установить спасительное Таинство Пречистых Тела и Крови Твоих, кое и нам заповедал совершати.

И ныне благоволи, Владыко, молитвами Всех Святых Твоих, в граде сем - Страсбурге - от недостойных рук наших воздвигнутися благолепному храму ради спасения многих. Да и в нем до скончания мира сего славится Пречестное и Великолепое Имя Пресвятые и Живоначальныя Троицы-Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Александра14 октября 2014, 21:08
Храм безусловно очень красив и, похоже, вместителен. Но в нынешнюю ландшафтную ситуацию не вписывается. Очень люблю теперешнее здание монастыря- оазис в нашей городской жизни. В каждом кусочке монастырской земли чувствуется уют и любовь.
Константин26 апреля 2014, 18:31
Сколько отец Тихон воцерковил людей своей многолетней просветительской работой, столько же и отторгнет, если проект-победитель всё-таки будет реализован. Безмерно жаль!
раб Божий Виталий20 апреля 2014, 16:05
Есть достойные проекты,которые кстати могут воспроизвестись в других уголках нашей родины где скажем требования по дополнительным помещениям не такие.
Nika Viktorovna 7 апреля 2014, 17:25
Я надеюсь, что во Владимирском Храме останется моя Любимая Влалимирская Икона? Или ее перенесут в новый Храм?
А Мощи Священнмученика Иллариона?
Если честно, я так люблю Наш маленький намоленный Хрма, что все равно что то потеряется при постройке нового....жизнь покажет.
Но из-за обилия народа клнечно его постройка просто необходима, Бог в Помощь!))
ирина10 января 2014, 23:23
Проект Смирнова понравился больше остальных.Очень величественный храм, ступеньки расходятся как путь к Богу-трудный, но светлый. Было бы радостно, если бы построили этот храм.Бог в помощь.Чувствуется душа храма, а это , на мой взгяд очень важно.
Fredy 8 января 2014, 21:52
In my humble opinion, the final work of this Temple looks very beautiful even "heavenly." The soft white and silver look of the domes bring a very tender feeling to my eyes. It is a delicate look. I'm sorry for those people on here who do not agree with me maybe you know much more about architecture than I do. I only speak from my heart and having only a very small Orthodox Mission in my small country in Central America, with no building (only meeting in halls and houses) we would probably prostrate and do 100 metanoias if we had and/or saw something like this in our land. You are all blessed to have something like this. Thank the Lord God, Jesus Christ you have this.

With love, your brother in Christ,
Fredy
Людмила 6 декабря 2013, 03:49
Отец Иоанн:"А затем тебе предложат на выбор несколько храмов. Первый не бери! А из остальных выбирай, какой тебе приглянется. Но только не гонись за большими и знаменитыми." (из книги «"Несвятые святые" и другие рассказы»)
Алина, художник15 ноября 2013, 02:23
Имперский стиль. Дворец прямо- таки. Недушевно, холодно и богато.
Лазарь18 октября 2013, 21:25
Где можно узнать реквизиты счета для сбора пожертвований на строительство этого храма?
ирина 18 октября 2013, 16:58
новый храм в сретенском монастыре будет украшением Москвы
Александр Владимирович16 октября 2013, 17:00
Проект-победитель попал в "десятку". ..Не в бровь а в глаз. ЗдОрово!
Жаль, что среди прочих победителей не оказался проект творческого коллектива "Архитектурные мастерские "Классика"". Это, по-видимому, второй проект, в котором высветилась образно идея названия - храм во имя новомучеников и исповедников российских. Не так как в победившем. По иному. Но блеснула.
Спасибо! Теперь бы построить... Без отступлений от проекта...
Александр Владимирович Арутюнян.
Светлана15 октября 2013, 12:47
Победивший проект храма действительно торжественен, мне он понравился и внешне и с функциональной точки зрения, я думаю будет очень удобно служить литургию на улице и для крестного хода место есть, а это очень важно. Но внутренне меня задел (сердце забилось сильнее) проект храма, выполненного ИП Соловьевым И.П., Чаморовским И.О., я думаю этот храм по стилю и по духу более подходит Сретенскому монастырю. Отцу Тихону виднее какой он представлял себе храм, наверное такой, какой и победил.Бог в помощь Вам, отец Тихон и наши молитвы.
Нина Чариева14 октября 2013, 18:02
Очень хороший выбран проект строительства нового Храма. Порадовало!
Александр13 октября 2013, 20:23
Слишком модернистский проект для такого монастыря.Перебор.
Елена Фесенко13 октября 2013, 10:39
Думаю намного правильней будут построить подворье монастыря в одном из спальных районов, где и храмов не хватает и паствы нуждающейся в священниках немало. И для хозяйственных нужд монастыря можно без ущерба история емкому наследию построить столько помещений сколько нужно. Удивительно насколько мы не дорогим памятью места и его намоленностью. Даже сридической точки зрения мне кажется недопустимо такое строительство в этом месте - монастырь сложившийся ансамбль и любое строительство, а уж такое объемное приведет к разрушения среды . К тому же церковь мне кажется должна подавать пример светским властям как надо заботится о памятниках архитектуры и истории, а тут все наоборот. Храм нужен, но в спальном районе
р. Б. Наталия10 октября 2013, 17:53
Здравствуйте. Проект-победитель очень понравился. Видно, что храм правда посвящен событиям и святым нашего времени, а именно новомученикам российским. Возможно, что пьедестал за счет своего размера выглядит помпезно и без него храм был более простым, как хотели некоторые люди. Но он решает многие задачи, какие были поставлены перед новым зданием храма и отцу Тихону и братии виднее, как лучше.
Понравилось и запомнилось мнение, что раз такой проект был выбран, значит именно он угоден Богу.
Хотелось бы отметить также те проекты храмов, которые понравились мне:
1. ЗАО ,,Имидж Дизайн Групп'' (чем-то похож на выбранный проект - те же белые стены, арки и серебристые купола)
2. ИП Стрельников Олег Васильевич - прекрасный проект и, как мне кажется, такой храм тоже бы отлично отражал связь с новомучениками российскими
3. ЗАО ,,РСУ-103" и ООО ''БИЛДИНГ КОНСТРАКШН'' - эти проекты напоминают о том страшном времени и невольно переносишься в недавнее прошлое и вспоминаешь страдания новомучеников (возможно такое ощущение в этих двух проектах дает и цвет стен и один купол)
Хочется надеятся, что многие представленные проекты воплотятся в жизнь. А отцу Тихону Бог в помощь.
Елена.Украина10 октября 2013, 01:00
Вижу много недовольных. Еще раз скажу: С МИРУ ПО НИТКЕ - ХРИСТУ НОВАЯ РУБАШКА. Дорогие спонсоры,и вы просыпайтесь,помогайте о.Тихону строить БОЖИЙ ХРАМ.Ведь все хотят молиться не на улице,а в храме,особенно зимой. Этот проект для 21 века просто замечательный. Бог в помощь всем!
Елена 9 октября 2013, 18:47
Как жалко что выбрали именно это проект. Совершенно не подходит к Сретенскому - древнему и уютному.
Инга 5 октября 2013, 00:57
Как же жалко Москву.никто не хочет с уважением относится к старой застройке, бережно сохранять образ нашей древней многострадальной столицы. Хотят только "выразить свой современный "образ мыслей .
Андрей 4 октября 2013, 19:28
Этот проект - полет современной архитектурной мысли. Наглядное свидетельство превосходства православного художественного и технологического гения. Как и положено всякой великой архитектуре проект создан на грани (и даже за гранью) невозможного. Возведение этого собора будет бесспорным духовным подвигом русского зодчества. Непревзойденный шедевр XXI века.
Храни нас Бог.
шедший мимо 3 октября 2013, 15:24
Коммунисты разрушали старую Москву и храмы ... Лужков Ю.М. продолжил их дело. Теперь Церковь разрушает старую Москву. Может стоит сначала все текущие, исторические храмы города привести в порядок, а затем строить новые ... Или хотя бы строить новые на пустырях, промзонах ... а не по-живому городу, расчищая пространство экскаватором. Заглянул в этот дворик. Картинка хороша. Но места там ... Точечная застройка, да такой махиной. Печально.
Яна19 сентября 2013, 02:59
Здравствуйте! Простите, напоминает вкус новых русских: большое, накручено всего, со "смыслом". Слишком многословно, простоты не хватает проекту. Не была в Сретенском монастыре, но думаю новый собор его задавит, монастырь старый, масштаб архитектуры, соотношение пропорций, все другое. А здесь один подиум чего стоит, убрали бы хоть эти пандусы если возможно, нижнюю часть сделали бы менее вычурной... ну, смешно, нелепо как-то. Понятно, мало ли что посетители пишут.Вам нужно бы посоветоваться с историком архитектуры,известным, опытным, пожилым, а не с архитекторами. Эта братия такого в наших городах понастроила, не всем можно доверять. Кто-то заказ получить хочет, стремится угодить заказчику. Но настоятель, уважаемый о.Тихон, он ведь может не быть докой в искусствоведении, т.е.может ошибаться. Посоветуйтесь с искусствоведами, пожалуйста.
Евгения22 июня 2013, 14:08
Очень красиво, во истину божественная красота. Фасад выполнен в виде алтаря и фонари напоминают подсвечники. Создается ощущение, что находишься внутри. Очень нетривиальное и вместе с тем очень родное такое решение, уже даже от картинки тепло на душе становится. Вот бы еще виды интерьеров посмотреть )))
Сенчихина Ирина28 мая 2013, 21:12
Если этот проект победил, значит на то воля Господня. Пусть благое дело свершится. Всем, кто причастен к этому великому делу, желаю здоровья, силы, радости. Храни всех Господь.
Наталия Сергеевна26 мая 2013, 19:44
Добрый день Всем! Я так счастлива! Это так красиво и величественно. Это, действительно, 1-е место! Пусть будет много церквей и памятников святым! Русь- православная! И пусть, хоть засохнут все от зависти и злости. Собаки лают, а караван идет... С уважением, Наталия Сергеевна.
Войнова Людмила 9 мая 2013, 11:06
Очень красиво и торжественно. Так хочется, чтобы этот проект скорее воплотился в жизнь.
Нина27 апреля 2013, 11:28
Храм - победитель просто Божественный! Это действительно торжество Христа, веры православной. Дух захватывает, когда на него смотрю. Он по праву лучший и не важно, что предстоит трудное строительство. Все великие идеи по началу всегда кажутся труднодостижимыми. Россия всегда была богата мастерами, творящими чудеса архитектуры, и, даст Бог, эти мастера воплотят в жизнь этот чудесный храм. Да поможет им Господь!
Василий14 апреля 2013, 17:43
Николай:
Василию: А как насчет того, что " нет власти не от Бога?" Или для болотных людей это не из Закона Божиего?

Николай, власть, как известно, может быть попущенной за грехи, а не только богоустановленной.
Наталья13 апреля 2013, 00:25
Храм воздушный, но с душой!Лучший из всех представленных.Спасибо всем, кто создал эту красоту!Помоги, Господи!
Диана12 апреля 2013, 01:48
Последняя работа Анисимова( та, что с птичками)... по мне вмеру необычная, современная и символичная. Хотя в комплексе с Владимирским храмом все же вступает в диссонанс. Работа - победитель..как по мне крайне вычурна и монументальна. Понимаю братию им необходимо решить целый ряд проблем идея имеется у проекта и для богослужений под открытым небом так же оптимально. Но все же ощущения для храма - это очень важно. Душевность нашу никуда не деть. Так вот лично меня (подчеркиваю ЛИЧНО МЕНЯ) данный проект не трагает в отличие от самих жизнеописаний и воспоминаний новомучеников..Идет какой-то диссонанс. Но это все глубоко индивидуально. Само начинание - превосходно! Очень люблю монастырь, но приходится частенько ходить куда-то в другое место из-за невозможности пробиться на богослужение.
Николай 7 апреля 2013, 13:36
Василию: А как насчет того, что " нет власти не от Бога?" Или для болотных людей это не из Закона Божиего?
Софии : Ну кто же хочет сносить старый храм, о чем Вы?
Ольга 5 апреля 2013, 23:23
Дорогой о.Тихон!Воистину великолепный проект!Весь светлый, праздничный,торжественный,устремлённый ввысь,полностью отвечает замыслу.Как говорил о.Иоанн, словно в убелённых ризах Новомученики вознеслись к Престолу Славы.Батюшка часто в беседах восхищался беломраморными иконостасами.А есть в Тамбовской области в г.Мордово уникальный фарфоровый иконостас.Вроде хрупкий материал,а пережил богоборческое лихолетье!Тамбовские архиереи частенько возят туда высоких гостей,в т.ч.был там и Патриарх Алексий II. Яркие,выразительные лики на белом парадном фоне.Бог в помощь Вам!А мы прихожане постараемся помочь чем сможем.Этот Храм нам очень необходим,да побыстрей бы!
София 5 апреля 2013, 20:30
Мне очень жаль старый Сретенский.Может быть его надо оставить?Сколько он слышал молитв,его стены пропитаны молитвами прихожан и монахов.Здесь сердце и душа раскрываются!Новый монастырь красив,величав,но в нем вряд ли (лично у меня)будет так литься из души горячая молитва со слезами.Старый монастырь очень напоминает старца,которому много лет и которого хочется видеть и слышать,получать от него благословение.Не сносите его,пожалуйста!
Алевтина 4 апреля 2013, 22:16
Прочитала тут коо
мментарии... Все такие умные!.. А про Бога-то и забыли! Победил тот проект, который Ему угоден! Неужели не понятно? а то рассуждают что так да что эдак! Специалисты! Хорошо что таких специалистов забыли спросить!
Светлана 4 апреля 2013, 20:46
Подалуйста голосуйте за о. Тихона на сайте "Аргументов и фактов". Он-номинант на премию "Национальная гордость России". Сейчас отстает на 200 голосов, было и на 4000! Голосовали чуть не отчаянно.
Ольга 3 апреля 2013, 23:18
Много красивых и необычных проектов. И храм, получивший первое место, мне очень нравится. В нем есть и красота, и строгость, и торжественность. Будем мечтать о том дне, когда сможем посетить его! Бог в помощь!
Елена 1 апреля 2013, 15:58
Бог в помощь!!!
Вихрова Наталья31 марта 2013, 13:37
Отличны материал, спасибо! Подробно, красиво! Люблю хор Сретенского монастыря. Камерная акустика станет торжественным гласом благодарения Господа!
Андрей Геращенко30 марта 2013, 09:12
Полагаю, что все проекты по своему интересны (даже современные, нетрадиционные). Выбран проект также любопытный. Мне лично понравился проект ООО Проектный центр «ЭКОТЕКТУРА» - была бы некая архитектурная, культурная и историческая преемственность с соборами Василия Блаженного и Спаса на крови. А в общем и целом дискуссия и комментарии для того и существуют, чтобы выявлять проблемы или спорные моменты - это идёт делу только на пользу, если не переходит разумные границы.
Катерина29 марта 2013, 00:41
Сергей, я вообще в архитектуре и строительной инженерии ничего не понимаю (я на полном серьезе). Здесь веду разговор лишь как попытку отстоять и поддержать выбор братии Сретенского монастыря и умом среднего человека увидеть, что не смотря на серьезные недочеты и ляпы, проект может быть воплощен в жизнь. Когда читаешь профессиональную критику, как например вашу, приходят мысли о том, что о. Тихон и братия монастыря сделали большую ошибку, выбрав именно этот проект; а ведь выбор они делали с высоким намерением и так хочется, чтобы все у них получилось.

Очень хорошо, что вы пишите все ваши замечания и наблюдения (жаль, что только вы один решились высказаться о недостатках на профессиональном уровне); о. Тихон, читая их, может учесть, когда начнутся серьезные подготовительные работы, а может быть даже и сейчас попросить авторов проекта объяснить как разрешить те недочеты, на которые вы указали здесь.

Может быть вам лучше всего написать личное письмо о. Тихону с перечислением всех недостатков и трудностей, которые вы увидели в проекте; наверняка он будет вам благодарен за то, что решение проблем может быть найдено сейчас, когда строительство ещё не начали, а не потом, когда уже слишком поздно.
Сергей Жаботинский28 марта 2013, 22:10
Катерина, общение с Вами заставило меня более внимательно взглянуть на материалы выставки. И вот что удивительно, все без исключения работы, предоставленные на конкурс, можно увидеть на этой странице, кроме одной... работы, занявшей первое место. Ибо то фото, которое висит здесь последним (и на которое Вы ссылаетесь по цифре наполняемости), никогда не представало перед жюри конкурса. Это всего лишь коллаж из материалов трёх планшетов - выжимка так сказать (сделанная гораздо позже). Вот интересно, почему все работы в полном объёме, а здесь подмена?
Думаю, потому, что если бы Вы увидели все три планшета вместе, вопросов было бы больше. И недоумения тоже...
Начиная с другой заглавной надписи (вот уж зачем?) и кончая тем, что там планы не соответствуют фасадам, фасады не соответствуют перспективам, а перспективы не соответствуют друг другу.
Да Вы и сами, если повнимательнее присмотритесь к последнему фото, под которым подписано "1-е место. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович" легко заметите, что кресты храма повёрнуты на Север-Юг, а должны смотреть на Запад-Восток.
Как тут не вспомнить незабвенное: "Дьявол - в мелочах"...
Сергей Жаботинский28 марта 2013, 20:10
Катерина, вдогонку по лестнице...
Меньше ступеньки сделать невозможно. Люди ноги сломают. Есть такая наука Эргономика. Так вот, сумма высоты проступи и глубины ступеней должна равняться 450 мм (в соотношении от 150/300 до 180/270). Всё остальное - неудобоходимое (о, как сказал). )))
Сергей Жаботинский28 марта 2013, 20:04
Катерина, 1330 - разрешение моего фото выше! ))
Очевидно, что Вы далеки от ПГС. Перекрытие сделать не сложно и оно будет недорогим - монолитный железобетон всем в помощь. ))
Далее, предлагая отказаться от гульбища, я нигде не призывал отказываться от подклета, где можно разместить вообще всё, что угодно будет Заказчику. Но (и я об этом уже писал в комментариях к статье А.Яхнина) ставить в заслугу наличие расширенной подземной инфраструктуры кому-нибудь из конкурсантов - это ошибка. Потому как подземную часть можно разместить практически под любым наземным объектом. Главное в этом конкурсе это то, что будет возвышаться на землёй. И тут мы имеем... то, что имеем.
У архитекторов есть такое понятие "бумажный архитектор". Это те люди, которые всю жизнь участвуют во всевозможных конкурсах и побеждают в них. Как правило, их проекты очень смелы и эффектно поданы. Но штука в том, что они чрезвычайно далеки от реального воплощения (а зачастую совершенно утопичны). Вы, женщина, меня легко поймёте, если проведёте аналогию с "миром высокой моды" - смотреть интересно, носить невозможно. ))
На мой взгляд, у нас здесь как раз тот случай - какое небо! ;-)
Катерина28 марта 2013, 15:33
Касаемо гульбища, действительно расположить храм на втором этаже здания при максимальной заполненности 1500 человек (предположим), а учитывая требования техники безопасности может быть и все 2000-2500 человек нагрузки, потребует высокопрочных материалов, которые же конечно дорогие; ведь конструкция должна быть прочной - никто не хочет "провалиться" вниз во время большого праздника.

Отказать от гульбища вообще, тогда где будут проходить лекции и другие мероприятия, которыми занимается монастырь? Им нужны не только храм, но и дополнительные помещения для хозяйственных нужд. Сделать это все на подземном уровне? Так там будет темно и при всей уютности - неуютно, при этом они лишаться возможности автостоянки, которая им тоже нужна.

Кстати, присмотрелась к лестнице. Возможно, что ступеньки будут низенькими, учитывая длину лестницы и высоту первого уровня; для средне-статистического человека подняться по ним не представит сложности. Ну, а для пожилых людей нужен лифт, в противном случае они просто не дойдут до храма.

К чему я все это пишу? При всей весомой критике, проект выбран и братия монастыря искренно желает его осуществить. Недостатки устраняемы и их можно корректировать по ходу исполнения и кто знает, может быть после изменений храм станет ещё лучше и красивее. Давайте все-таки с благой надеждой ждать воплощения проекта в реальность.
Катерина28 марта 2013, 14:59
Доброе утро Сергей!

Я посмотрела ТЭП по вашей ссылке и там действительно 1330 человек. Здесь какая-то ошибка видимо. Если открыть в большом расширении фотографию победившего проекта, которая находится в конце статьи над строчкой "Архимандрит Тихон (Шевкунов)Фото: Православие.Ru. 25 марта 2013 года", то в ТЭП на этой фотографии цифра 1630.

В статье о. Тихон сказал, что "в идеале" желательно площадь на 2000 человек; таким образом видимо допускалось уменьшение/увеличение количества. Например проект, занявший 3-е место, в ТЭПе указано число молящихся 3400 человек, а это очень много и тем не менее проекту отдали 3 место. Нужно заметить, что проект, занявший 3-е место, кажется, наилучшим образом подходит монастырю (и визуально, и практически), но в нем совершенно не выражена идея памятника; это просто очень красивый монастырский храм и более всех отражает образ монашеской жизни на Руси - смирение, молитву, уединение, доброту, но не победу. Хотелось бы надеяться, что этот проект воплотится в жизнь когда-нибудь, как и многие прекрасные проекты этого конкурса.
Михаил28 марта 2013, 14:29
Про ориентацию храмов (личное мнение):
Редко когда храмы (особенно старые) располагаются алтарем строго на восток (географический). Обычно есть отклонения, вплоть до севера или юга (что редко). Большинство исторических храмов Руси сориентированы скорее на северо-восток. Возможно, это связано с тем, что строили по прямой восход-заход солнца, а эта прямая совпадает с компасом примерно в 20-х числах марта и сентября. Из этого можно предположить, что большинство храмов на Руси закладывалось поздней весной.
Успенский собор Свято-Успенской Почаевской Лавры ориентирован алтарем на север (возможно связано с местом нахождения отпечатка Стопы Пресвятой Богородицы и Святого источника внутри храма), а вот невдалеке Троицкий – алтарем на восток.
Ирина28 марта 2013, 14:25
Уважаемые братья и сестры! Давайте задумаемся, вправе ли мы критиковать выбранный проект, который полностью устраивает заказчика? Отец Тихон написал замечательную книгу, заработал деньги и всё отдал на строительство храма. Для чего строится храм? Для того, чтобы мы с вами не стояли на улице в холод или дождь во время служб Великого поста, Рождества, Пасхи, чтобы мы могли учиться в воскресной школе и семинарии, посещать лекции, читать замечательные книги издательства. Все это дается нам на блюдечке с голубой каемочкой. А мы что? Вместо благодарности, помощи и молитв, высказываем свое недовольство, критикуем.
Ну кто из нас способен заработать деньги и построить на них храм? Отец Тихон подал нам всем хороший пример. Предлагаю всем недовольным объединиться и построить еще один храм по проекту, который будет всех устраивать. Бог в помощь!
нина 28 марта 2013, 13:05
Во славу Божию!Не могу выразить словами свое восхищение проектом!Храм как будто взмахнул крыльями и взмывает в небо!Я не москвичка поэтому не могу представить как он будет выглядеть на месте,да и в архитектурных тонкостях не разбираюсь,поэтому простите,только эмоции от самого проекта,от его внешнего вида.Помоги Господь в исполнении планов !
Сергей Жаботинский28 марта 2013, 09:25
Уважаемая, Катерина!
На счёт цифры 1630 Вы ошибаетесь. Вот Вам ссылка на ТЭП храма: http://files.mail.ru/EAC868E6FF7B4BABB5437A5893B5B297?t=1
Скачайте, там все технико-экономические показатели храма-победителя.

Все остальные Ваши предложения - это попытка выхода из положения, в которое сами авторы себя и загнали своим непрофессионализмом.

Теперь по поводу гульбища. Вообще-то монастырь получит храм с эксплуатированной кровлей. А это очень непростое инженерное решение в нашей климатической зоне. Протечки будут гарантированно... Не понимаю, зачем нужно "сложно", когда можно "просто" - откажитесь от гульбища, раздвиньте стены храма до 2000 прихожан; и вокруг вполне хватит 4-х метровой зоны для крестного хода.
Вика28 марта 2013, 01:22
Уже смотрела раньше все проекты. и с выбором окончательным согласна! довольно интересно и необычно.(конечно это взгляд абсолютного не спеца в этих вопросах) думаю в живую будет еще лучше чем на картинке.быстрее бы уже построили, хотелось бы посмотреть какой получится, а вот если бы еще приехать и побывать там... ах ...мечты)
Отец Тихон, Бог в помощь вам всем!верю ,что с Божьей помощью, все у вас выйдет как надо!
р.б. Серафим28 марта 2013, 00:52
Проект, действительно прекрасный, достойный. Но! Как отдельно взятый! Поставьте рядом с ним наш старый Владимирский собор и что получится? Два храма совершенно не сопоставимые ни по высоте, ни по архитектурному стилю. Почему автор не изобразил два собора в одной перспективе? Гигантские многоступенчатые пандусы — все очень впечатляюще (без всякой иронии), но храм из-за них получится труднодоступным. А лифты для прихожан, на мой взгляд, несерьезно. Отдал бы предпочтение второму проекту ОАО ЦНИИ Промзданий.
Екатерина27 марта 2013, 23:29
Я согласна с критикой выбранного проекта - неудачный! Нелепица - классическая лестница из "Версаля" и наш владимирский стиль. Были проекты покрасивше! Жаль....
Катерина27 марта 2013, 23:06
Проблема с ориентацией - тут уже не знаю, может быть правилами не запрещено молиться "в сторону севера". Если последнее, то эта проблема отпадает. А если это противоречит определенным правилам, то архитекторам придется "разворачивать" храм, а с ним и "переделывать" лестничные подъемы.

То есть в принципе проблемы решаемы на уровне фантазии.

Уважаемая редакция портала, не могли бы вы опубликовать в 3D расширении внутреннюю часть храма проекта-победителя? Внешний вид есть, а внутреннего нет.
Катерина27 марта 2013, 23:05
На фотографии проекта-победителя указано число молящихся 1630, а не 1330. При утолщении стен количество сократится до 1500 я так понимаю. Не 2000, но и не 1200, то есть практически на четвертую часть меньше запрашиваемого.

Проблему с "мешками" на крыше видимо предполагают решить с помощью системы водозабора и отвода воды, которую вполне можно провести во время строительства; то есть эта проблема решаема.

Высокие двери для входа: предполагаю, что эту проблему можно решить, использовав "легкое" древо, при этом сделать двери полыми. Ещё вариант - сделать меньшие входные двери внутри больших дверей, то есть в принципе большие будут лишь для вида.

Высокая кованая ограда: на картинке она красиво смотрится, но наверное её "разделят" на несколько секций с несколькими "опорными" столбами, которые не дадут ограде "сложиться".

Остаются проблемы с лестницами для подъема к храму, а то действительно лифты не выдержат тысячи человек, которые будут ими пользоваться. Братии придется их менять чуть ли не каждые 3 месяца и обойдется им это в копеечку. Лестницы можно уменьшить если увеличить вглубь подземную часть здания, тем самым уменьшая общую высоту надземной постройки.

Анна Вадимовна27 марта 2013, 22:40
Замечательный проект-победитель. Художественное решение лучшее из всех представленных на конкурсе. В статье здесь же на сайте очень понравились слова Анастасии Вертинской об этом храме:«В нем нет ничего лубочного, ярмарочного. И при этом он заранее, еще издали притягивает своим аристократическим величием, гармонией, словно зовет тебя: входи, здесь покой, свет, любовь и радость, здесь Бог!» А выдающийся композитор Эдуард Артемьев отметил: «Канон и традиция сосуществуют здесь в гармонии и человекомерных, идеальных пропорциях».
Сергей Жаботинский27 марта 2013, 22:13
Михаил, Вы меня не поняли. Практически все православные храмы (за редким исключением) располагаются алтарём на Восток (в том числе и Успенский собор Почаевской Лавры). Победитель конкурса так же расположил и свой храм. Но... При службе непосредственно в храме прихожане будут стоять и молиться лицом на Восток (как почти во всех православных храмах), а при патриаршем богослужении - лицом на Север. Потому, что патриаршее крыльцо находится на Южном фасаде собора. Вот в чём дело.

Уважаемый "читатель", Вы тоже меня не поняли. Во-первых, я не вешал Вам ярлык хама, я дал оценку Вашему сообщению. Во-вторых, я нигде не называл храм безобразием... безобразием я назвал некомпетентность Моспроекта-2. В-третьих, серебро в принципе не кровельный материал. То чем покрыты купола собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря такое же серебро, как и золото на храме Христа Спасителя. И самое главное, я прошу простить меня, что мои сообщения вызвали у Вас такую реакцию. Спаси Вас Господи!
Марфа27 марта 2013, 21:48
Победитель не понравился. Может, в функциональном отношении он и удобнее других, и все, что требовалось по техническому заданию, предусмотрено, но он "чужой"... А вот победитель, 2е место, - в сердце отзывается, как молитва.
Федор27 марта 2013, 21:25
Ужас! Прощай Сретенский монастырь...
читатель27 марта 2013, 19:38
Уважаемый господин Жаботинский!
Если Вы усмотрели хамство в моем посте - прошу простить. Даже в мыслях этого не было, да и в тексте трудно что-то подобное усмотреть. Вы утверждаете, что купола серебряного цвета почернеют. Вам возражают, что в названном московском монастыре подобные купола есть и они не меняют цвет. Профессионал должен знать, что это возможно. Вы в ответ называете храм безобразием, а меня - хамом. Ну что ж сказать в ответ?..
Марина27 марта 2013, 19:31
Замечательный проект! Бог в помощь!
ingvar27 марта 2013, 14:58
Понравился проект Бюро "АСпро"
Антюхина Ульяна27 марта 2013, 14:37
Согласна с Александром Шевченко. Очень жаль, что выбрали такую безвкусицу. И ещё печальнее, что в этом море безвкусицы есть островки искусства, можно было бы выбрать и сделать действительно памятник новомученикам..
Михаил27 марта 2013, 14:34
Сергей Жаботинский:
«А никого не смущает ориентация по сторонам света?»
В принципе не смущает. Например, Успенский собор Почаевской Лавры сориентирован по сторонам света именно так.
А ведь действительно, если пропорции дверей, ограды и проч. привести в соответствие реальному масштабу, то общее впечатление может измениться и не в лучшую сторону.
Может я чего-то не так понял, кто объяснит, где будет происходить служба на улице (наверху, где иконостас и Царские врата или возле нижних дверей)?
А крестный ход из верхнего храма? Каким образом? Мне не представляется, как бедная бабуля будет преодолевать такой путь по ступенькам, сначала вниз, потом вверх и сколько это будет занимать времени и все ли смогут. А инвалиды? Да и вообще у нас в храме 20-30 ступенек, и для пожилых это проблема, особенно в гололед, а тут … – это или без стариков и инвалидов, или пинания в спину, остановки, ворчание, раздражение и т.д. Да и просто войти в храм для многих будет непросто.
Сергей Жаботинский27 марта 2013, 13:26
Уважаемый "читатель", то о чём вы здесь пишите это Лужковский новодел 2010 года - совершенно не соответствующий первоначальному собору Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевской обители, который не имел "серебряных" куполов. Не было на Руси традиции серебрить купола соборов. Использовали железо и медь под покраску или золочение. С XVII века ещё и лужёное железо серебристо-серого цвета. До XVIII века в русском зодчестве существовала чёткая символика, предусматривающая использование соответствующего цвета покрытия купола, как определенной характеристики посвящения храма. Например, храмы, освященные в честь Живоначальной Троицы, Господа Иисуса Христа, Святого Духа, имели купола, покрытые сусальным золотом. Маковки храмов, освященных в честь преподобных, имели зеленый цвет. А купола собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря должны быть не "серебряные" (как выпендрился Моспроект-2), а синими или голубыми, с накладными золотыми или желтыми звездами. Такова традиция!!! Так что приводить в пример это безобразие, по меньшей мере не корректно. Это во-вторых.
А во-первых, не стоит людям АНОНИМНО хамить - это никого не красит, ни атеистов, ни верующих.
читатель27 марта 2013, 10:04
Кто-то здесь изволил иронизировать над куполами серебряного цвета, что мол они почернеют... Слушайте, хватит публиковать сплетни и домыслы непрофессионалов. Посмотрите хотя бы на купола московского Зачатьевского монастыря, Что с ними стало? Цвет изменился? Хуже нет болтовни дилетантов. Мне победивший проект не нравится. Надо работать в полностью традиционных формах.
Олег Немоляев27 марта 2013, 09:46
Александру Шевыченко:
Это неправда: в статье о. Тихона говориться, что именно образ храма стал решающим при выборе проекта. А Вы пишите, что главное - функциональность и технологичность исполнения. Необходимо и то и другое. Понимаю, что кому-то досадно, что проект пользуется такой любовью и поддержкой большинства людей. Но заниматься очернительством, навешивать ярлыки типа "сахарницы"и интриговать при этом попросту непорядочно!
Александр Шевченко27 марта 2013, 09:14
Это точно, права Наталья – удачные проекты есть, но победителя не судят, и всё же досадно. Похоже, бутафорские цветы Ю.М. Лужкова пустили крепкие корни – дело, начатое им, живёт и процветает. Человек не только изуродовал лицо города своими новостройками, а создал плеяду архитекторов и сформировал вкус заказчика, крепко утвердив в столице стиль чиновного зодчества. Если архитектура это музыка в камне, то мы сейчас живём в эпоху архитектурного шлягера. Всем нравится – мило, симпатично, без затей, простыми приёмами вызывает у публики определённые эмоции, но главное достоинство – удобно. Все нелепости проекта объясняются практичностью – незамысловатость архитектурных форм оправдана технологичностью исполнения, а компенсируется десятком лишних завитков, стандартных арок и полукружий, несуразные пропорции основания и самой постройки – необходимостью разместить много чего, объединив гараж, библиотеку, школу и прочее в постамент, а заодно зрительно весомо подчеркнуть идею памятника.
Всё верно, технические задачи в проекте соблюдены максимально, но утверждение, что хозяйственные задачи удалось решить без ущерба для образа храма, звучит крайне неубедительно. Не удивлюсь, если острословы в скором времени назовут это сооружение «сахарница на табуретке».
Елена27 марта 2013, 08:53
Прекрасный проект! Впечатляет, завораживает!!!
Олег Немоляев27 марта 2013, 08:47
Я не помню ни одного выдающегося проекта, который бы не был подвергнут критике со стороны коллег-архитекторов. То же будет и с этим замечательным проектом. Его главные достоинства: это талантливо и это действительно современная архитектура, зиждущаяся на традиции. Желаю авторам спокойствия и настойчивости в исполнении их замысла.
Катерина27 марта 2013, 01:47
Сергей Жаботинский обратил внимание на некоторые проблемные будущего храма. Могут ли авторы проекта-победителя (или хотя бы профессионалы) прокоментировать перечисленные недочеты.

Например про серебряные купола, проблема с потемнением может решиться если во время отливки добавить какую-нибудь добавку (не химик, не знаю, но предполагаю, что это возможно), что может предотвратить потемнение. Серебряные купола на белом храме - очень красиво. А как быть с остальными недостатками?
мария иконописец27 марта 2013, 00:56
для такого храма неибходимо пространство вокруг.Неорганичен.
Сергей Жаботинский26 марта 2013, 23:09
Вдогонку...
По-поводу икон на стенах храма.
Авторы проекта разместили иконы, ни как на Успенском соборе Псково-Печерского монастыря. Они сделали иконостас с царскими вратами, для возможности совершения богослужений Патриархом под открытым небом. Правильно?
А никого не смущает ориентация по сторонам света? Прихожане на литургии будут молиться лицом на Север! Это нормально?
И вообще, с ориентацией в проекте не всё нормально. В визуализации с птичьего полёта солнце светит по углом 40 градусов. В аккурат с северо-запада - ну прям как в Воркуте в июле. ))) Но это в общем-то мелочь...
Вот серебро на храме - это круто! И первое время (пока не потемнеют) купола точно будут цинковыми вёдрами смотреться. ))) ...а вот когда потемнеют - даже трудно представить на что это будет похоже.
Одно радует, что именно такой "весёлый храмик" точно никогда не построят ни в 2017, ни позже.
Сергей Жаботинский26 марта 2013, 20:37
Кстати, о сопромате. Десятиметровую (с трёхэтажный дом) кованую ограду кто-нибудь представляет как сделать, чтобы она не сложилась? Я - нет.
И о масштабности. Высота дверей в подклет - метров шесть не меньше. А в храм и поболе будет. А теперь представьте сколько они будут весить? А теперь попробуйте их мысленно открыть. ))
А количество ступеней при подъёме на стилобат никого не смущает? Или все 1200 человек будут на лифте в храм подниматься?
Ну, тогда в добрый час. Только не забудьте кровлю исправить - там у авторов проекта сплошные "мешки" для воды и снега.
Сергей Жаботинский26 марта 2013, 20:36
М-да...
Что можно сказать: архитектор-художник победил архитекторов-инженеров.
О вкусах спорить не буду. Кому-то это нравится...
Поговорим о конкретике.
В ТЭП победителя указано число молящихся - 1330 человек. Это далеко не 2000, это всего 2/3 от нужного количества по заданию конкурса.
Храм на 2000 человек на заданной площадке спроектировать и построить можно, но для этого нужно было бы отказаться от стилобата (гульбища). Авторы проекта поставили жюри перед выбором: или помпезность, или функциональность. Жюри выбрало первое...
Более того, при разработке проектной документации цифра 1330 ещё уменьшится и достаточно сильно. Почему? Из-за толщины стен. На проекте они тонюсенькие - такое можно только на конкурсы рисовать. Для РД это не "прокатит". А увеличивать толщину можно только внутрь объёма - наружу некуда (места нет - стилобат всё поглотил). Вот и получается, что общая площадь храма хорошо если в итоге будет вмещать 1200 человек.
Сопротивление материалов, однако, наука не терпящая компромиссов!
Иконописец.26 марта 2013, 20:27
Что может быть выше идеи Храма, как дома Бога Живого,при его создании? - оказывается, идея храма - памятника.Тогда придется написать, что это Храм - памятник подробно, как это осветил о.Тихон в этой статье - как раз крупными буквами на глухих стенах оснований помпезных лестниц, в которые будут упираться взгляды прихожан,молящихся на улице или идущих в храм,чтобы всем понятно было, зачем эти дворцовые лестницы, и вообще, почему храм похож на торт, поставленный сверху своей коробки. - это оказывается, постамент памятника.А если серьезно, то храм сам по себе - лучший памятник, все храмы посвящены Великим Праздникам, Божией матери, Святым, и никогда никому не приходило в голову придавать внешнему виду храмов схожесть с памятниками в честь победы Божией Матери или Архангела Михаила, или Николая Чудотворца к примеру, над злом.Да и стоит ли это делать? - Перегружать зрительный образ, который должен работать именно зрительно, а не через идею. которую нужно знать, вспомнить при виде храма, а лет через 300 её может, и не все будут помнить( что это Храм Новомучеников понятно, а что это ещё и памятник-могут и забыть),а образ храма какой -то помпезный и увы, из-за перегруженности идеей скорее потерявший, чем приобретший, останется как памятник увлечению 20-го века идеей памятников.
Александр26 марта 2013, 18:44
Замечательный проект! Храм завораживающей,неземной красоты!Отец Тихон,поздравляю Вас и братию Сретенского монастыря с таким великолепным проектом! Будем молиться всем миром,чтобы к февралю 2017 года храм был построен!
Галина26 марта 2013, 18:23
Замечательный проект! Под впечатлением со вчерашнего дня. Спасибо жюри, за то что выбрало именно данный проект! Господи, помоги России выстроить такой красивый , а самое главное нужный храм!
Наталья26 марта 2013, 17:59
Здорово! С Богом!
Виктория26 марта 2013, 17:24
Мне очень понравился проэкт Кузнецова Александра Леонидовича. Он очень естественный и гармоничный, красота, но не красивость, но чувствуется, что вместительный.
Михаил26 марта 2013, 15:28
Дорого и практично, но не удается избавиться от мысли, что храм стоит на постаменте от снесенного (недостроенного) дворца. Не хватает для полной идиллии: мраморных статуй римских императоров вдоль лестниц, экипажа с лакеями у дверей, и фонтанов с подсветкой. Простите.
Полина26 марта 2013, 14:15
Я внимательно просмотрела материалы проекта. Считаю места, назначенные победителям очень заслуженные. Я для себя, когда просматривала материалы конкурса сделала такие же выводы. 1 место вполне заслуженно - сочетание нового времени и духа старой Москвы, которую я очень люблю. Моспроект-2 и мастерская Чернявского тоже предложили замечательное проектное решение. Я училась и делала диплом с Моспроект-2, являюсь их ученицей.Также являюсь прихожанкой Сретенского монастыря. Храни нас всех Бог и помоги в решении это замечательной задачи. С уважением, Бирюкова Полина Александровна
Константин26 марта 2013, 12:36
В проектах предусмотрены пандусы, для людей передвигающихся на колясках???
Марианна26 марта 2013, 12:18
Очень понравился проект-победитель, в нем отражены традиции русской архитектуры, в то же время - это не подделка под старину, а современный храм. Это так непросто найти баланс старого и нового, а Д.Смирнову это прекрасно удалось!
Еще очень понравился проект, занявший второе место, но победитель все же лучше.
От всей души желаю вам успеть с реализацией данного проекта в срок!
Галина26 марта 2013, 11:32
Это единственный монастырь с размытыми границами, с перспективой в мир, так что невозможно понять, находишься ты еще в монастыре или уже нет. Победивший проект, какой бы спорный он ни был сам по себе, совершенно не вписывается в существующие обстоятельства и в любом случае будет выглядеть по меньшей мере нелепо.
Лучшая идея у ООО «Бюро архитектурно-строительного проектирования «АС про» - есть и «стена» от мира и «соборная площадь» внутри обители для вышедших из храма 2000.
денис26 марта 2013, 11:19
Как человек далекий от архитектуры, и отбрасывая эту специфику (композиция, сочетание с рядом стоящими зданиями, и т.д. и т.п.), скажу, что храм, который занял первое место, действительно лучший. Единственное лестницы как-то смущают. Хотя наверное они будут выполнять какую-то функциональную роль...
Наталья26 марта 2013, 10:50
Первое впечатление- света, и легкости, необычности что ли как кой-то.На душу ложится.
Есть удачные проекты. Но Победителя не судят.
Как на счет именных кирпичиков?с учетом географической удаленности.
Помогай Вам Господи.
Владимир Раменский26 марта 2013, 10:50
Главное не стены, а Дух Божий. А вот проявится ли он в новостроенном храме будет зависеть от братии монастыря и прихожан храма.
Что же до стен, то многие проекты хороши и могут быть осуществлены в том или ином месте. О вкусах не спорят...
Храни Вас Господь.
Иван26 марта 2013, 09:19
Эти тоже очень понравились:2-е место. ГУП г. Москвы Управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2»
ИП Стрельников Олег Васильевич,
Спасибо за красивую архитектуру!
Елена26 марта 2013, 09:14
Действительно-выбрали самый лучший проект!!!Помоги,Господи!!
Кирик26 марта 2013, 02:15
Лучший проект, как мне кажется ЗАО «РСУ – 103».

Игорь Бурлаков26 марта 2013, 02:03
Спаси Господи всех кто приложил руку,а главное-и сердце к этим творениям! Воистину-не оскудела земля русская на талантливых людей.Восхищён!Как светло сразу на сердце!Как приятно, что есть люди умеющие и желающие проектировать не только(а может и не столько)супермаркеты и торговые центры.Во славу Божью!
Лариса26 марта 2013, 01:32
Понравился Соловьев-Чаморовский. Чудо как хорош! Победитель - помпезный монстр. Простите.

Не совсем понятно, вернее, совсем непонятно, зачем такие страсти в виде обсуждения принятого и подтвержденного решения в Великий пост. Пустословие одно.

Что ж, искушения могут быть везде. Даже на любимом сайте.
Дионисий26 марта 2013, 00:50
По праву первое место! Единственный прямо завораживающий проект. Как будто не от мира сего. Настоящее торжество Христовой Церкви! Бог Вам в помощь в создании такой красоты!
Мария26 марта 2013, 00:11
Спасибо вам родные. Я люблю вас, братья.
Сергей25 марта 2013, 23:54
Выбран в самом деле лучший вариант. Теперь дело за малым - построить. Бог в помощь!
просто человек25 марта 2013, 23:43
Мне кажется было бы интересно напечатать и издать единым буклетом все представленные на конкурс работы. Во-первых, на память. Во-вторых, напечатать где-нибудь в уголке титульного листа, что все деньги, вырученные от продажи данного буклета пойдут на финансирование строительства храма. Вот вам - и всем миром.
Евгений25 марта 2013, 23:14
Красота!!! А купола будут золотые?
Вадим25 марта 2013, 23:12
Слава Богу, прекрасный Храм Божий будет!
В том числе очевидно сходство с Печерами!
Батюшка Тихон, Бог в помощь!
Ульяна25 марта 2013, 22:48
Потрясающий храм! Действительно лучший из всех представленных! Это действительно Торжество и Победа! Сильный образ, запоминающийся. И в то же время очень практично и удобно. Это большой подарок всем православным!
Кирилл25 марта 2013, 21:25
Если честно, то мне не понравились ни второй ни третий призёры конкурса. Очень достойно выглядел проект мастерской Анисимова, тот проект где на Рождественский бульвар выходит колокольня в стиле Новгородской архитектуры. Считаю что это один из лучших проектов и безусловно будет реализован. Что касается победившего проекта но мне не очень понятна концепция завершения архитектурного ансамбля со стороны Рождественского бульвара. На мой взгляд было бы правильно возвести на красной линии бульвара надвратный храм под колоколы или колокольню.
Как православный могу только сказать, что те кто критикует размещение икон на внешних стенах собора с той стороны где предусматривается площадка для приставного престола во время открытых Богослужений, видимо боятся икон на внешних стенах храма, улыбаюсь. Считаю что проект интересен, но требует доработок в процессе последующих градостроительных и проектных согласований.
Миша25 марта 2013, 21:15
а Проект "АС про" намного лучше
Николай25 марта 2013, 21:12
Как преподнесено. Браво!Архитектурно-планировочное решение соответствует техническому заданию.Работала команда мастеров.Спасибо!Удачи и с Богом.
Катя25 марта 2013, 20:32
Среди остальных есть минимум три проекта, которые намного более красивые композиционно, и не только, и достойны того, чтобы их построили.
Сергей25 марта 2013, 20:11
Храм - красавец! Помогай вам Господи отец Тихон в этом деле.
Денис25 марта 2013, 20:03
Торжество Православия полное! Вдохновлен, без меры.
Помимо заслуженного победителя, заворожили таланты:
2-е место. ГУП г. Москвы Управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2»
ИП Стрельников Олег Васильевич,
ООО «Архитектурная мастерская 1.618»
ООО «Проект «Двадцать Один»
Бог в помощь!
Григорий25 марта 2013, 19:42
Будет Достойный памятник Новомученикам и Исповедникам: современный, красивый. Молите Бога о нас и о трудах наших, святые Угодники Божии!
Елена.Украина25 марта 2013, 19:12
Чудный проект-победитель,как не от мира сего,Господом подсказанный. Помогай Бог всем в создании Храма,а Новомученики помолятся...
Комков Сергей25 марта 2013, 19:07
Друзья, опомнитесь! На первом месте настоящая бутафория к фильму-фэнтази! Кажется, вот-вот появится и станет подниматься по ступеням своего замка какой-нибудь повелитель несуществующей цивилизации в дурацком блестящем одеянии с высоким воротником! Проекты, занявшие 2и3 места много лучше, хотя я бы лично отдал предпочтение проэктам:бюро архитектурно-строительного проектирования, проектая мастерская "точка сборки", или простому по решению, но очень приятному по внешнему облику проекту Соловьёва и Чамаровского.
Ольга25 марта 2013, 18:47
Просто потрясающе. Достойно!!!
Ваш почитатель25 марта 2013, 18:37
Как глянула... аж сердце взыграло!!!Достойно восхищения!
Сергей25 марта 2013, 18:37
Православная церковь достойна большего. Нам нужно перестать строить то что нужно сносить. Не ужели мы ни когда не поймем что такое красота?! А ведь Алвар Аалто, Константин Мельников, Питер Цумтор уже родились. Давно пора перестать говорить и научится слушать.
Катерина25 марта 2013, 18:02
Еще хотелось бы прокоментировать...

""Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, ""

Очень удивило, что иконы на внешней стороне храма вызвали самую жесткую критику. Удивлена и поражена человеческому лукавству! Такая критика может рассматриваться лишь как бесовский вой, вызванный обжигающим действием благодати Божией (если рассматривать нападки с духовной точки зрения). По-моему нет большей радости для нас верующих лицезреть иконы Спасителя и Святых. Икона Спасителя на внешней стороне храма символизирует любовь и открытость Бога всему миру. Он всех нас любит и ждет, не смотря на то, как мы попирали и хулили Его в последние 80-90 лет нашего всеобщего беснования. А иконы новомученников и исповедников на внешней стороне храма отражают их непрестанные молитвы и заступление перед Господом, не смотря на то, что они были замучены и убиты, оставаясь преданными Христу. Христос есть Свет миру, а Святые - наши заступники. Иконы на фасаде храма - это духовное освящение всего вокруг Светом благодати Христовой и Его Святых.

Как можно это критиковать?????
Архитектор25 марта 2013, 17:47
Завораживающая архитектура! Совершенно непрямолинейно, традиционно, но не банально. Поздравляю с большим успехом!
Максим Полонский25 марта 2013, 17:45
Присоединяюсь к позитивной оценке победившего проекта. Если удастся построить такой величественный храм, тот это будет событием и в церковной и в архитектурной жизни России.
Редакция портала25 марта 2013, 16:51
Уважаемая Вера!
Старый храм никто сносить не собирается. Посмотрите внимательно на вид нового храма с Рождественского бульвара.
Ольга25 марта 2013, 16:50
Впечатляет, очень красиво, настоящий образ Победы Церкви!!!
Дай Вам Бог о.Тихон построить Храм к сроку!!!
С любовью из Казахстана.
Вера25 марта 2013, 16:37
жаль старый Храм снесут. очень уж он уютный и мирный...
Катерина25 марта 2013, 16:15
Первое место проекту-победителю досталось вполне заслужено. Очень красивый. Отличается от других проектов царственностью и величием, что несомненно отражает подвиг русских новомученников. Сразу видно, что проект не из легких, а до 2017 года осталось совсем мало времени. Успеете ли?

Благих вам пожеланий и успехов.
Бог вам в помощь.
Евгений (архитектор из Киева)25 марта 2013, 16:01
Лучшего и представить себе нельзя. Форма, пропорции, компоновка, цветовое решение - всё на мой взгяд идеально! И это при выполнении всех проектных задач. Слава Богу!
Надеюсь, с Божьей помощью конечный результат не будет сильно отличаться от эскизного проекта.
инокиня25 марта 2013, 15:42
Выражаю поддержку победившему проекту. Воплотить идеи торжества и победы удалось вполне, впечатляют и широкие функциональные возможности.
Не сдавайтесь, это наверняка будет один из любимейших храмов России.
Бог в помощь!
читатель25 марта 2013, 15:37

Проект-победитель мне не понравился. Слишком модерново и напоминает всякие дворцы съездов и т.п.
Светлана25 марта 2013, 15:29
Красиво, величественно и, действительно, соответствует всем заданным параметрам!
Константин25 марта 2013, 15:23
Даже не сравнить с другими проектами.Действительно, есть Образ. Поздравляю сретенских прихожан - это современная архитектура в лучших зримых традициях .
р.б.Наталия25 марта 2013, 15:23
Прекрасно, возвышенно, торжественно! Храм устремлен к небу, возносится, как горячая молитва, к Богу. Присоединяюсь к мнению жюри. Дай Бог завершить строительство храма к февралю 2017 года.
редакция25 марта 2013, 15:19
Ирине:
Конечно же, для инвалидов будет предусмотрено все необходимое: лифты, туалеты.
Дмитрий25 марта 2013, 15:18
Очень красиво! Бог в помощь в реализации проекта!
Голосуем за о. Тихона в номинации- национальная гордость Росссии!
http://www.aif.ru/rate/rating/619
Ирина25 марта 2013, 14:57
Первое место заслуженно присуждено проекту г-на Смирнова Д.М. Храм величественный и действительно очень светлый. Но будет ли возможность посетить храм инвалидам и престарелым людям? Ведь не всем по силам одолеть такое количество ступеней. Хорошо бы предусмотреть лифт не только служебный, но и для обычных людей - прихожан.
Также понравился проект г-на Стрельникова О.В., тоже очень достойный.
Помоги нам Господь, грешным, в начинаемом деле.
Никита25 марта 2013, 14:55
Понятно, что помимо эстетической стороны, внешнего вида, в проектах было ещё 1000 нюансов, но именно с точки зрения как храм смотрится - на 100% согласен что это самый красивый проект, точно отражающий озвученные требования. Строгие бело-серебрянные цветы, как мне кажется, отражают связь с современностью, не хай-тек, конечно, но смотрится именно как храм, построенный в 21 веке. Про концепцию "Нового Иерусалима" написано в статье - действительно, завораживает, особенно рисунок "Вид с Рождественского бульвара" - идёшь, идёшь по Москве - и вдруг ВОТ, такой храм - это ведь как особый вид проповеди - архитектурная проповедь... Очень рад за Сретенский монастырь, есть твёрдая вера в то, что храм построят и это будет новая архитектурная жемчужина в столице. Желаю всем, кто работает над воплощением проекта многих сил, долгого терпения, Бог в помощь!
Марина25 марта 2013, 14:45
Как внутри? И мне еще от " Терема" понравился.
Пономарева Ирина25 марта 2013, 14:38
Красиво! Добротно!
Помоги, Господи!
Андрей, архитектор25 марта 2013, 14:37
В какой-то степени я могу согласиться с критиками победившего проекта: архитектура, прямо скажем, "несложная". Но, во-первых, в нём наиболее полно удовлетворены все требования задания на проектирование (из всех представленных проектов), и сделано это, действительно, просто и изящно в функциональном плане (стилобат и наружные лестницы - хорошее решение). А, во-вторых, в проекте заложена хорошая основа для доработок на дальнейших стадиях проектирования: при сохранении общей схемы здания можно работать с деталями, силуэтом и т.д. Несколько смущает обилие разновысоких арок на главном фасаде, думаю, что самые низкие боковые - лишние. В основании открытых лестниц лучше бы сделать не глухие стены, а прорезанные большими проёмами, но это всё решаемо при дальнейших согласованиях.
р.Б. Александр25 марта 2013, 14:30
Замечательный проект! И, правда, в нем чувствуются родные "Печеры": и светлая красота Михайловского храма, и строгое величие Успенского. Дай Бог, чтобы эта красота была построена в срок!
Алексей25 марта 2013, 14:06
Я бы сказал, EPIC!

Храм действительно величественный и своим видом действительно выражает Торжество, с большой буквы. Понятно, почему такое обилие негатива выливают на него злопыхатели церкви.... завидно :)
Елена25 марта 2013, 13:56
Действительно, очень величественно! Зрительно храм как бы над уровнем земли за счет сильного отличия первого этажа. (извините за неправильную терминологию, я не архитектор) Мне очень нравиться!!!
Алла25 марта 2013, 13:45
В серебре, потрясающе!
Марина25 марта 2013, 13:42
Поистине это лучший проект, очень красиво! С нетерпением будем ждать начала строительных работ и молиться об успешном завершении. Да поможет Вам Господь, о.Тихон!
Сергец25 марта 2013, 13:32
Ещё один символ возрождения России.
Ольга из Донецка25 марта 2013, 13:30
Помогай Вам Господи в претворении этого плана в сущее!Буду счастлива посетить новый храм и службу с братией Сретенского монастыря и замечательным хором.
Константин25 марта 2013, 13:30
Учитывается ли в проектах доступ в церковь на инвалидной коляске???
Игорь25 марта 2013, 13:14
Очень хорошо получилось.По праву 1-е место.Торжественно и изящно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×