О слове в свете молитвы Ефрема Сирина

Свт. Иннокентий (Борисов) в толковании молитвы св. Ефрема говорит в частности о том, что человек произносит слово, и думает, что оно рассеялось в воздухе и исчезло. А между тем слово пошло в путешествие сквозь дни и столетия, сквозь умы и сердца. Оно доживет до Страшного Суда и станет с нами рядом, чтобы исполнилось сказанное: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

Златоуст замечает, что велика благость Бога, Который будет нас судить не по чужим словам о нас, но нашим собственным. Вот один из мессианских текстов Исайи: «Будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:3-4) То есть не к сплетне приклонится ухо Судьи, но суд будет истинным, и наши слова, а не слова других о нас вынесут нам приговор – оправдательный или осудительный.

Еще говорит Иннокентий (и в этом дополняет Златоустовы слова о суде), что из всех сказанных нами слов можно вполне составить наш правдивый портрет. Это будет точный портрет внутреннего человека, который и будет судим.

Можно ли что-то сказать в свое оправдание? Можно.

Мы родились в празднословную эпоху, когда слово обесценилось изнутри и превратилось в «прикрасу неправды». (Иак. 3:6) В этой эпохе мы сформировались и воспитались, к смраду ее принюхались с детства и сочли его за здоровый воздух. Только по мере прикосновения к нам Духа, Который «дышит, где хочет» (Ин.3:8) мы можем ощутить иную жизнь и переоценить эту. Теперь, когда Дух совершил прикосновение и дохнул, мы знаем, что безмерно виноваты в слове. Мы не сказали нужных слов и сказали ненужные. Как оправдаться? Если ты должен деньги, верни деньги. Если же виноват в слове – рассчитайся словами. Одни слова нужно заменить другими, некоторые вовсе вычеркнуть, вытереть из сознания, и полюбить разумное, посильное молчание.

Слову нужно постараться вернуть изначальное достоинство. Если мы разучимся прислушиваться к урокам Соломона, Давида, Павла и Иакова, то пусть поучат нас лакедемоняне или жители африканских джунглей. Что до первых, то у них вместо денег (деньги спартанцев были тяжелы и громоздки, над чем смеялись все окрестные народы) была валюта слова. Люди с детства учились втиснуть большой смысл в малые звуки, так чтоб слово было делом. «Если мы войдем в ваш город», – писали однажды в послании неприятели, – «мы сожжем ваши дома, заберем все, что увидим, изнасилуем женщин и юношей сделаем рабами». Спартанцы ответили: «Если…»

Что же до жителей тропических лесов, то эти удаленные от промышленной и информационной цивилизации люди не удалены от глубокого восприятия жизни. Им известна целебная и разрушительная сила человеческих слов. Так есть племена, которые прежде нежели срубить дерево кричат на него. Криком они «убивают душу» дерева, а потом уже рубят его умершее тело для своих нужд. Мы можем улыбнуться в ответ на наивность дикарей, но разве мы не убиваем друг друга словами ежедневно? Просто мы делаем это, походя, по злобе и наивности одновременно, а те – сознательно и ради выживания. Другие «лесные люди» если поймают в силки животное для продажи европейцам (обезьяну, например) то усмиряют ее разговорами. Привязывают, скажем, к столбу, садятся вкруг и начинают разговаривать с животным. Чаще это делают женщины, в процессе домашнего ремесла. Вот так шьют или плетут что-то и разговаривают с пленной обезьяной. Через несколько дней животное будет сломленным и совсем ручным. Это потому что слушать человеческую болтовню без перерыва и остаться здоровым не способен ни один представитель фауны.

Я говорю это на тот случай, если действительно мы станем неспособны учиться у Библии и Предания. Тогда европеец, с кинокамерой в руках проникший в самые отдаленные уголки мира, получит неожиданно живые уроки нестандартного для него пользования словом от людей, не разговаривающих по мобильному телефону. Но лучше учиться у Бога и Его слова. Вот Екклесиаст в третьей главе перечисляет длинный ряд противоположных занятий, для которых есть свое время под небом. Это время разрушать и время строить; время плакать и время смеяться; время сберегать и время бросать. Среди них есть время молчать и время говорить (Еккл. 3:7). Но вот, что интересно. Ни одной парой из перечисленных занятий нельзя заниматься одновременно, и только неправильное пользование языком позволяет много говорить и ничего не сказать. Кому еще как не нам это сегодня известно по политическим дебатам, по ток-шоу, по бесполезным конференциям и собраниям, где каждый доклад действует как снотворное, а общее количество докладов – что пилюль в баночке. Душа современного человека, чтобы выдержать шквал выпущенных в нее ненужных слов, должна отвердеть, одеться в панцирь. Так она и делает, черствея и становясь жесткой, как верблюжье копыто.

А между тем задача остается та же: нести Благую весть людям, не зависимо от того, жесткое в них сердце или нет, доверчивы они к сказанному слову или совсем друг другу верить перестали. Мы находимся в самом удобном периоде времени для того, чтобы научиться молчать и научиться говорить. Тот дух празднословия, в котором мы плаваем, как рыбы, святой Ефрем учит заменять на выпрашиваемый у Бога дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Заметим, что дух этих упомянутых добродетелей немногословен.

Молчаливо целомудрие в противоположность словоохотливому разврату. Тихо ведет себя смиренномудрие, тогда как гордость не может не говорить о себе. Молчит терпениев то время, как нетерпение наполняет воздух криками и воплями. Ну и любовь «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8)     

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
От слов твоих… От слов твоих…
Игум/ Нектарий (Морозов)
От слов твоих… От слов твоих…
Игумен Нектарий (Морозов)
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36). Откуда такая строгость к словам? Точнее не к словам даже, а к нам – грешным и немощным людям? Что же это – и не говорить, может, лучше вообще ничего?
Первая строчка Первая строчка
Протоиерей Андрей Ткачев
Речь – о молитве святого Ефрема, чтение которой скоро надолго пресечется. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Хочется представить образ человека, который допросился до обладания желаемым. Каков будет этот человек?
Как оценить с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина? Как оценить с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Как Вы оцениваете с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина?
Комментарии
Димитрий23 апреля 2013, 07:24

Спасибо, отец Андрей!
Лариса30 марта 2013, 12:46
р.б.Сергию - Вас, как вы говорите, не призывают к покаянию.
А по-моему, этим пронизаны все статьи и заметки, рассказы и научные исследования на этом православном сайте. Дело теперь только в нас самих - будем ли мы стоять у подножия своего прозрения( не говоря даже о спасении души) или ждать, развлекая себя болтовней, становясь рабами своих грехов.
О.Андрей очень понятно нас направляет к правильной и праведной жизни, а к покаянию - в первую очередь. Спасибо! Благодарю также всех за комментарии. Простите и Спаси Господи.
Людмила29 марта 2013, 03:07
(Продолжение)Храмы открыты даже где вечная мерзлота, книг богословских море, православные телеканалы круглосуточно вещают, а народ больше скидки интересуют и сериалы. Народ c легкостью приковывается к телевизору на очередную серию мыльной оперы, имея кучу проблем. А когда речь о молитве заходит - крутят пальцем у виска. Но думаю те, кто нашел силы помолиться, должен у Бога вымолить, чтобы народ прозрел. Спасибо вам отче за ваш труд Мы очень ждем ваших статей! А нам всем вразумления и чтобы никогда не настало время, что мы и наши дети стали неспособны учиться у Библии и Предания. Не дай Бог нам скатиться до того, что Рождество Христово - это шопинг, а Христово Воскресение - это зайцы с цыплятами. Всем прозрения!
Людмила29 марта 2013, 03:06
Я думаю, что отец Андрей уже давно копает в точном направлении, способствует посмотреть на себя со стороны. А если записать на пленку то, о чем мы говорим целыми днями - каждый бы пришел в ужас! Кто и что купил на скидке. Или как легко облили кого то грязью и все дружно посмеялись. А ты как часть дружного коллектива, должен поддержать, иначе запишут в изгои и медленно съедят. Как в миру жить и в грязи не валяться каждый день? Я не про то, что кто то лучше или чище кого, я про то, что грех стал коллективным. Молчишь, сразу вcпрашивают почему молчишь. Как выжить в такой среде, где каждую минуту выливается тонны грязи - на работе, в магазине, автобусе и даже на отдыхе. То о чем порой говорят, просто диву даешься, что твои волосы на голове дыбом не встали. О содомском грехе люди с такой гордостью и легкостью рассказывают, что хочется под землю провалится. А ведь полно вокруг литературы и все по несколько образований имеют, а о простых вещах никто и не слышал.
Сергей М.28 марта 2013, 12:14
...Привязывают хвостатую к столбу, садятся вкруг и начинают разговаривать с животным...Вот так..разговаривают с пленной обезьяной. Через несколько дней животное будет сломленным и совсем ручным.Это потому что слушать человеческую болтовню без перерыва и остаться здоровым не способен ни один представитель фауны.
Читал книгу о Святителе Луке (Войно-Ясенецком), в ней описан случай применения к св.Луке непрерывного перекрёстного допроса, длительностью в 13 суток.
И только после вашей проповеди отец Андрей, раскрылся весь бесовской механизм подавления воли не отдельной бедной зверушки, а как сатанинский приём управления-подавления воли человека. Самое страшное то, что этот механизм теперь мы видим на примере и в нашей жизни: часовые выступления татупед(ов), ужасы в СМИ, безконечные сериалы, безсмысленные фильмы и песни, разнообразные шоу, вредные книги и пр. и пр. имя им легион. Ты только смотри и слушай... Напоминило о острове дураков из книги Носова "Незнайка": туда свозили всех кто утратил человеческий облик от безконечных развлечений.
Теперь понятны рассказы людей о невыносимости слушать выступления татупедов (по долгу службы) по несколько раз подряд в день за время выборов.
Да... эк вы ковырнули рогатых то, на чистую воду вывели.
Слава Богу!
Димитрий27 марта 2013, 08:18
Без слов!
Татьяна26 марта 2013, 17:50
Вот, согрешила сегодня празднословием, а потом прочла Ваши замечательные проповеднические слова. Спаси Вас Господь, отец Андрей!
Татьяна26 марта 2013, 15:57
Знаменательно, что буквально за 5 минут до прочтения этой статьи я писала горькое письмо знакомому о том, как больно читать формально написанные слова о святых предметах. Речь шла о провинциальном сайте, на котором постоянно публикуются отписки о событиях в жизни церковного народа города Ор-ска.
Ну ни одного живого слова, а на тему праздника Православной книги - ни одного названия ни одной православной книги...Даже "Несвятых святых" не упомянули...Вот от этого становится просто муторно и тоскливо на душе. Можно оказывается все понятия понизить до уровня формального отчета о событии, которое имело место быть...А скоро, между прочим, намечаются и чтения на тему Дней Славянской письменности и культуры...
Кириллу и Мефодию там делать нечего...
Елена26 марта 2013, 14:44
Очень поучительная статья!Спасибо Отец Андрей и низкий Вам поклон! Мира Вам и Милости Господа!
Елена М26 марта 2013, 05:19
И еще, батюшка Андрей, хотела поблагодарить Вас за то, что Вы как изящный ювелир или хирург (даже нейрохирург) пытаетесь наставить свою интернетпаству на пути истинные. Ваши слова услышаны мною и поняты, не сомневайтесь.Псалом Давида №38, 2 "Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим;буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. 3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвигалась. 4 Воспламенилось сердце мое во мне, и в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим...." Вот, примерно так, батюшка было и в сердце моем....
Ольга26 марта 2013, 02:00
Спаси Господи ,о.Андрей!Дай то Бог нам думать прежде, нежели говорить!
Олег С.26 марта 2013, 01:13
Можно ещё и строить одновременно разрушая другое, но конечно же слово впереди.
Мария25 марта 2013, 22:23
Огромное впечатление- "Оно (слово) доживет до Страшного Суда и станет с нами рядом", проникновенно написано, задумаешься...
р.б.Сергий25 марта 2013, 21:04
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Неустанное проповедничество отца Андрея безусловно заслуживает всяческой похвалы и благодарности. Но к великому огорчению, благовестие, которое он несет, не призывает нас к покаянию, к осознанию собственной немощности и взысканию воли Божией!
По нынешнему благовестию отца Андрея всего лишь и нужно: "одни слова ... заменить другими..., и полюбить разумное, посильное молчание", - а потом прямо в рай, только ноги задирай!
Ни одно священнодействие не заменит таинств Любви!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Н.Н.25 марта 2013, 18:47
Псалом 140
... 3 Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
4 Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие...

Недаром же есть пословица : Слово - серебро, а Молчание - золото... Страшно даже подумать, сколько, чего и как было сказано! Господи, помилуй!
Да, и р.Б. Тамара права - у верблюда нет копыт...
Простите.
Татьяна25 марта 2013, 17:29
Статья очень хорошая и своевременная - мы буквально тонем и захлёбываемся в лавине хорошо бы только пустых, а то просто зловредных слов. Матерщина из непечатной стала очень даже печатной, распространённой как "добрый день", достаточно пройтись немного по страничкам подростков "Вконтакте". Автору давно хочу сказать вот что: дай Вам, Боже, сил, здоровья, желания и вдохновения на всю Вашу оставшуюся жизнь, чтобы Вас всегда на всё хватало. Очень жаль, что больше нет Вашей радиопередаче на "Эре" - раньше я всю неделю жила в ожидании этого глотка чистой воды.
Галина25 марта 2013, 15:51
Спасибо,о.Андрей,нашла ответ на свои горести,осталось только покрепче закрыть "уста" и как то понадеяться,что стану мудрее.
раба Божия Тамара25 марта 2013, 15:46
О.Андрей, не смогла смолчать: вот только у верблюда - нет копыт! Прости Господи!
раба Божия Тамара25 марта 2013, 15:38
Спасибо, батюшка Андрей, за напоминание! слова наши совсем обесценились, бросаемся ими на-лево и на-право! И сама грешна - порой говорю, сама не знамо что! трудно обуздать себя! только молитвой можно спросить разумения... Господи Иисусе Христе Сын Божий, будь милости ко мне грешной!
Елена М25 марта 2013, 14:57
"То есть не к сплетне приклонится ухо Судьи, но суд будет истинным, и наши слова, а не слова других о нас вынесут нам приговор – оправдательный или осудительный." - спасибо, Вам, большое, батюшка Андрей, что Вы меня успокоили, значит суд всё-таки будет истинным, а это, собственно всё, о чем я и мечтаю.
Константин25 марта 2013, 14:47
"Кому дано вместить, да вместит."
Наверно, поэтому люди не всё понимают, что написано и не всё, что говорят...
Наталия25 марта 2013, 13:14
Немного не по теме,но все мучает вопрос как спасутся люди с разных племен,которые не ведают Бога и почему так попущенно .Кажется ,они то в первую очередь должны быть ближе к Господу.Вот бы получить ответ компетентного в этом вопросе человека...
Анна25 марта 2013, 12:17
Спаси Господи, о. Андрей!
андрей25 марта 2013, 11:58
очень своевременная и полезная проповедь о силе и действии слова на человека. чувствуется яснось и правота убеждения бережного и внимательного отношения к тому, что говорится думается и совершается...
Евгений25 марта 2013, 11:16
Хорошая статья!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×