Повестка ему уже выдана, но дата не поставлена: явка в суд может произойти в любой день года и в любое час. Адвокатов не будет. Прокуроров тоже. Правда, будут охранники, с бесстрастными лицами стоящие за спиной. И будет Судья, справедливый и неподкупный. И конечно, будет подсудимый, которому всё будет ясно без лишних слов.
Любого из нас – говорил Дюрренматт – можно посадить в тюрьму без объявления вины, и каждый в глубине души будет знать, за что. Страшно слушать, но трудно возражать.
Редкий из сынов человеческих на том последнем Суде сможет поднять глаза на Сидящего на престоле. Большинство будет стоять, опустив голову. Это в привычной земной реальности мы скручиваем нити оправданий и сплетаем кружева силлогизмов. На том Суде все будет проще и быстрее.
Не подумайте, что речь идет об абсурдном мире Йозефа К., который не знает, за что, и не знает, кем, но уже осужден и должен умереть. Кафка описал внутренний мир человека, который уже не верит в Бога и не знает, Кто будет его судить, но саму неумолимость и неотвратимость суда продолжает ощущать в сокровенной глубине своего сердца. Такова внутренняя трагедия человека новейшей эпохи. И тогда действительно возникает абсурдная ситуация, замешанная на чувстве обреченности. Но в нашем случае Судья не прячет лицо и не скрывает статьи обвинения. Равно как и заранее объявляет вслух, что нужно для оправдания.
Ничего сверхъестественного. Нужно просто понять, что мир сей не есть место наслаждений, но каторга и юдоль печалей. Люди болеют, нуждаются в еде и одежде, терпят насилие, сидят в тюрьмах, бьются о тысячи окаменевших проблем, как рыба об лед. И нужно помогать людям нести крест свой. Нужно плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Нужно делиться едой, пускать под кров путешествующих, навещать больных и переживать о заключенных. Нужно, по слову Антона Павловича Чехова, чтобы у дверей каждого счастливого человека стоял некто с молоточком и стуком в дверь напоминал счастливцу, что мир продолжает страдать, и многим нужна помощь. Счастливый обязан быть сострадательным. У дверей нашего сердца как раз и стоит Некто, стучащий и ждущий, что Ему откроют. Это сказано в Апокалипсисе, и лучшее, что есть в литературе, традиционно вторит тому, что есть в Писании.
Христос – это действительно Бог, ставший человеком. Он стал одним из нас, чтобы мы ежедневно могли Его встретить. Как легендарные халифы древности одевались в простую одежду и обходили город, смешивались с толпой, вслушивались в разговоры, так и Господь наш смешался с нами и ходит ежедневно среди людей неузнанный. Он есть в регистратуре поликлиники и на автобусной станции; Его можно заметить в закусочной и в очереди у окошка в кассу.
Мы можем одеть Его, а можем отобрать у Него же последнюю рубашку. Мы можем пустить Его к себе в дом, а можем согнать Его же с Его жилплощади и завладеть ею преступно. Мы можем прийти к Нему в темницу, но можем Его же в темницу и посадить, или по ложному приговору, или без суда и следствия. Мы можем бить Христа и лечить Христа. Мы можем вступаться за Единородного и можем сталкивать Его с дороги, как беззащитного слепого старика. В этом и будет заключаться великая новость Судного Дня. Люди вдруг узнают, что все, что они сделали, – это они лично Христу сделали. Лично Христа оболгали, лично за Христа заступились, лично Христа обокрали, лично Христу вытерли слезы или перевязали раны. Тогда у праведников вскружится голова, и они выдохнут в изумлении: «Когда же мы видели Тебя алчущим или жаждущим, раздетым или больным?» И Он ответит им удивительными словами, которые всякий из нас должен знать наизусть. Также и грешники взвоют. Их претензии будут просты. «Разве я выбивал бы Тебе зубы, если бы знал, что это Ты? Разве мне жалко было бы дать Тебе денег, если бы я узнал Тебя?» И так далее, и тому подобное. Но в том-то и вина, что не видели, не узнавали, не замечали. Ломали кости Ивану Ивановичу, а плакал Христос. Писали донос на Петра Петровича, а в «воронок» ночью посадили Господа. И не узнавали Его потому, что не верили, не думали, не слушали совесть. Явись Господь ныне во славе, кто не преклонится перед Ним, кто откажется Ему послужить? Карьеристы и подхалимы обгонят всех, чтобы первыми поцеловать оттиск Его стопы на земной пыли. Но Он благоволил поступать иначе. Он скрывает Лик Свой и является нам ежедневно в простом виде, чтобы служили Ему те, кто имеет веру и носит в себе благодать, как сокровище в глиняном сосуде. Чтобы действительно были достойны награды те, кто ходит «верою, а не видением».
Сегодня уже несколько раз каждый из нас видел Христа и не узнал Его. Мы привычно жмем Ему руку и спрашиваем «как дела?» Мы молимся Ему, не замечая Его Самого. Такова наша слепота. Таково поведение узников в тюрьме эгоизма. Но Слово Божие живо и действенно. Оно острее всякого меча обоюдоострого и проникает в наше сознание раз за разом, когда Евангелие читается и проповедуется. Христос рядом. Он воплотился не призрачно, но истинно и непреложно. Ему можно и нужно служить ежедневно через творение самых малых, самых простых добрых дел, сознательно совершаемых нашим ближним с памятью о Человеке-Господе.
Христианский мир – это мир сознательного человеколюбия, которое рождается от мысли, что перед тобой в смиренном виде – Царь неба и земли. В конце концов, по этому критерию Он и отнесется к нам на том Суде, повестка о котором нам вручена верой, и дата которого в повестке еще не указана.
– Ты верил в Меня? Ты думал обо Мне? Ты замечал Мое присутствие в повседневности? Если да, то Я одет в тобою подаренную одежду и накормлен на твои деньги. А если нет, то Я обкраден тобою, обманут тобою, унижен тобою. Тобою лично или с твоего согласия.
«И идут сии в муку вечную, праведники же в жизнь вечную».
Очень нравятся беседы о. Андрея на телеканале Спас с молодежью и на многие свои вопросы я нахожу ответы в этих телепередачах. Хотя я уже пенсионерка, недоумения нас не покидают в любом возрасте. И ответы на них имеем в лице такого замечательного проповедника как о. Андрей. Многая лета вам, отец Андрей !!!
Надо бы с детства всем знать, что "мир сей не есть место наслаждений, но каторга и юдоль печалей".
Спаси вас, Господи!
прости немощи наши,спасибо большое
низкий поклон отцу Андрею а нам всем
смирения послушания и
чистосердечного слезного исповедания
Уважаемому гостю (2013-03-16/15:44): Хотя и с большим опозданием, но благодарю Вас за труд пояснения, «что встреча человека с Богом - это всегда суд»! Ведь именно этим и вызвана моя ирония, заключенная в риторическом вопросе по поводу знаний автора, на которых основывается его категоричная уверенность, относительно «проще и быстрее того Суда», который творится в реальности ВЕЧНОСТИ!
Приводимое отцом Андреем утверждение Дюрренматта о том, что «любого из нас можно посадить в тюрьму без объявления вины, и каждый в глубине души будет знать, за что» легко улавливает нас в сети лукавого из-за обмирщвленности нашего сознания, из-за растворенного в нем зла. Ремарка же автора: «страшно слушать, но трудно возражать» сродни отказу от «нищеты духа», сродни отказу от нашего собственного произволения познания воли Божией! А навязанный им призыв-поучение «нужно помогать людям нести крест свой» и вовсе подменяет собой благовестие Христово. Да помилует нас Господь за слепоту Нашу!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Спасибо, Евангилие я читаю...
Да, уважаемая Н.Н., когда я прочитала то, о чем идет речь, радость моя была столь велика, что я совсем забыла посмотреть, кто же это написал!А потом обыскалась, перерыла всё, что у меня есть, поехала к подруге, в надежде на то, что, наверное, это я в ее книгах прочитала, а найти не смогла. Тогда я подумала, что, видимо, прочитала это в какой-то одной из статей, печатающихся на сайте, но за это время появилась такая масса новых статей, что, на мой взгляд, я уже вряд ли смогу самостоятельно найти. Может быть, кто-то еще читал и мне поможет перед Вами оправдаться (Вы же именно этого от меня ожидаете?)Поэтому я попытаюсь Вам всё-таки объяснить, на основании чего я пришла к заключению о том, что Христос не запрещает наказывать злом злом и отличать добро от зла.Только формат не позволяет мне ответить в этом комментарии, так что мое объяснение будет в следующем.
Зачем вообще вразумление, если человек не хочет слышать?
Расскажу о услышанном случае в наше время от одного православного:
- шла Литургия, человек хотел исповедоваться, а на сердце камень - нет и намёка на покаяние. Взмолился он: Господи! Помоги покаяться! Вот ту всё и произошло.
Как он сам рассказывал, в этот момент у него было видение перед очами внутренними, длилось оно, по ощущуниям, доли секунды, а пищи дало на многие годы.
С его слов. Стою я пред Сидящим на престоле с золотым подносом в руках, просто знал перед Кем стоял. Одежды своей не видел, на месте сердца чернота. Что странно; в этот момент знал мнгновенно всё и сразу, всю свою жизнь, знал что от Него от рождения получил всё и с избытком для жизни земной. А сейчас, стоя пред Ним с золотым подносом в руках, должен был дать ответ за свои дела. Дела же мои на подносе суть куски блевотины кала и пр. мерзости. От Него исходили чувства любови, доброты, сочувствия; Он не осуждал и не обвинял; всё понимал... Любящий Отец ждал возвращения сына, а сын принёс Ему на подносе ТАКОЕ. Это было сильным потрясением!!! Осознание своих беззаконий было мучительно: как если ваш земной родитель просит напится воды, а вы несёте ему кружку с поносом.
Он спросил: Сын мой, что ты принёс Мне?
Так вот р.б. Сергий, в том мире, знаешь всё и сразу, вы открыты со всех сторон и нет места, где может затаиться грязь.
Св отцы говорят, что встреча человека с Богом - это всегда суд.
..."Это не мои слова, я их переписала, только вот откуда именно и чьи они не помню. Постараюсь найти и уточнить, единственное, что могу сказать на данный момент - это фраза принадлежит кому-то из православных священнослужителей."
Не бездумно же Вы их переписывали? Как сами-то понимаете - наказывать ЗЛО ЗЛОМ? В Священном Писании (в Новом Завете) что, где и как про это сказано?
Низкий поклон отцу Андрею за энергию и постоянство, с которыми он печется о нашем спасении. Но ныне, при сокращении времен, по причине умножения беззакония, недостаточно пусть даже и яркого, красочного напоминания о необходимости творения добрых дел, требуется подробное научение истинному покаянию в нашей повседневности.
Помимо недостатка, о котором уже сказано, статья содержит и ряд других серьезных погрешностей":
- "На том Суде все будет проще и быстрее." - Хотелось бы знать на чем основывается такая категоричная уверенность автора...
- "Христос – это действительно Бог, ставший человеком." - Господь Сам свидетельствует о Себе, человеческое свидетельство Ему не требуется...
- "В конце концов, по этому критерию Он и отнесется к нам на том Суде, повестка о котором нам вручена верой, и дата которого в повестке еще не указана." - Видимо те, которые не имеют христианской веры, обойдутся без повестки...
Без истинного покаяния не возлюбить нам ближнего своего, не наполнить сердце Любовью!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
..."Запрещая осуждать ближнего, Господь не запрещает ЗЛО наказывать ЗЛОМ и отличать ДОБРО от ЗЛА".
Елена, не могли бы Вы объяснить, что Вы имеете ввиду? особенно - ЗЛО наказывать ЗЛОМ?
В Писании сказано, что Бог отдал суд Иисусу Христу. Я что-то не могу припомнить, чтобы Иисус Христос учил такому...
Совсем другое дело, как написал о.Андрей Ткачев в одном рассказе: "Пусть духовные вопросы решаются духо. Пусть душевные вопросы решаются душевно. Ну а мирские вопросы пусть решаются по-мирски. А то мы склонны всегда надеяться на явное чудо, вот и ставим свечки за негодяев,вместо того чтобы дать им по шее". С этим трудно не согласиться. Но это же не о наказании зла злом!
Есть одно смущение: я при всём желании не могу видеть Его в (грустно, но таких много на улицах, а зимой в метро) непотребного вида нетрезвом человеке, опустившемся, просящем на еду. Я не возвышаюсь над ним, я понимаю, что могла оказаться на его месте, я понимаю, что его душа и жизнь в тех же руках, что и моя, и душа его бесценна, а помощь ему - мой святой долг... но я не могу видеть Его в этом образе. Я не права? Прошу помощи, развейте пожалуйста моё заблуждение.
как важно нам доносить именно эти мысли до тех, кто такие статьи не читает!
хотелось бы обратиться к нему за написанием 2-й части, которая дополнила бы 1-ую и уже был целостный фундамент для воспитания и больших и малых. а именно: о сопротивлении злу силой. в каждом человеке образ Христа, а с кем или с чем мы боремся, когда противостоим в этой жизни человекам, делающим зло (убийцам, насильникам, доносчикам...)?
вот бы все это сказать словами отца Андрея и в логике этой статьи
нижайше прошу ресурс Православие.ру донести просьбу сию до автора!!!!!!
Вчера наконец-то купила книгу "Страна чудес" - прочитала уже больше половины, с трудом оторвалась (во 2-ом часу ночи, а служба сегодня в 6.40...). Потом муж взял посмотреть- и тоже "завяз"... . Слава Богу, что есть у нас такие пастыри, которые доходчиво и КРАСИВО могут выражать свои мысли, и о.Андрей - один из них!
Спаси Вас Господи, отче, здравия, спасения и во всём благое поспешание!
Статья - волнующая совесть, беспощадно и реально.
Спаси Господи, отец Андрей! Ваши статьи любимы многими.
Свят Ты Господи! Слава Тебе!
Спаси Господи!
Дыхание перехватило от слез после этих слов.
Уже многие годы читаем и слушаем Ваши статьи с чувством поддержки и единомыслия! Донецк и Санкт-Петербург.