Архитектор Михаил Филиппов о царственной эпохе, архитектуре как образе человека и той самой красоте, которая спасет мир.
Юбилей, которому исполняется 100 лет
– В этом году исполняется 400 лет династии Романовых. Но, я считаю, гораздо важнее рассматривать эту тему несколько иначе – как столетний юбилей 300-летия Дома Романовых. Дело в том, что династии ведь не 400 лет. Ее, династии, вообще нет сейчас. Во всяком случае, царствующей династии. А тогда она была! И в момент празднования 300-летия это был не просто юбилей, и он ощущался не как исторически-этнографический праздник, а как живая история. Это принципиально важно для понимания того, что я хочу сказать дальше. Живая история.
Набережная Невы. Санкт-Петербург. Фото: О. Пономарева |
Но действительно важно и действительно точно и бесспорно то, что Россия была «впереди планеты всей» в сфере искусства, архитектуры, театра, литературы. Это знали тогда все – и на Западе, и на Востоке. Это настолько общеизвестно, что не нуждается ни в каких доказательствах, свидетельствах ученых и прочая и прочая. Достаточно сказать, что мы имеем города. Мы имеем архитектуру. Мы имеем Петербург, наконец, – столицу царствования. И город этот стоит, он сохранился! Город этот существует практически в том же самом виде. Важно не то, что строилось в Петербурге тогда, а тот факт, что 1913 год как время конца Российской империи обобщил все, что она сконцентрировала в себе, – всю историю русской культуры. Сохранился Петербург, и еще многие-многие памятники, потому что первый декрет советской власти был посвящен охране памятников. По тому самому списку, который был составлен к 1913 году.
Что такое живая история,
и Почему Пушкину не надо было никуда ехать
– Удивительное содержание эпохи в том, что тогда русская культура и русская история не ощущались как история. И тем более как история культуры. Это был именно живой процесс и живая жизнь. Не как сейчас, когда историки занимаются историей, музейщики занимаются музеями, искусствоведы занимаются искусством. Тогда это было немыслимо, и история и культура воспринимались именно как живой, целостный, единый процесс.
Санкт-Петербург |
Архитектура как образ Града Божия
– Я глубоко убежден, что подлинные памятники архитектуры, подлинная красота – то, что было построено именно до конца империи. И эта архитектура останется до конца света. Она будет существовать до самого конца времен. До последнего ее будут любовно восстанавливать и сохранять. Все остальное, что построено в XX веке, скорее всего, будет снесено.
Казанский собор, Санкт-Петербург. Фото: А. Савин |
Но именно тогда – в 1913 году – начинается и противоположный процесс – стремительное развитие русского модернизма. А в 1915 году Малевич пишет «Черный квадрат» и зарождается конструктивизм. Дальше в истории и культуре на протяжении XX века происходило известно что. И в результате образ города – того совокупного города, в котором мы все живем и который мы все создали, – приобрел хорошо всем знакомый вид. Вообще говоря, современные дома, в которых большинство из нас живет, – это и есть сетка из «черных квадратов», взятых в каком-то количестве и поставленных друг на друга. Потому что все, что произошло с российской архитектурой на протяжении XX столетия, связано с уходом Духа с большой буквы из искусства. Того самого Духа. Это мертвый, бездуховный скелет, а не живое Тело Города.
М. Филиппов. Третий Рим. Графика |
Россия за 300 лет правления Романовых осуществляла и осуществила идею Третьего Рима. Но не в политическом аспекте, не в плане господства над другими народами. А исключительно в духовном, культурном отношении. Михаил Романов был избран на царство по очень простой причине. По родословию именно его кандидатура могла претендовать на наследие, идущее через Константина Багрянородного к самому Константину Великому. И этот Третий Рим, в духовном плане, был построен династией.
Апология города
Архитектор Михаил Филиппов |
Человек продолжает род, жизнь, он возделывает землю и предается тысяче других занятий, но конечный итог его деятельности – это ГРАД. Потому что один жить он не может. Человеку нужно войти в сообщество. Градостроительство с самого начала свидетельствует, что человечество – это не разделенная на индивидуумы природа. Мы не можем жить все по отдельности, и свидетельство тому – город, который позволяет этому сообществу жить. Причем мы все должны подчиниться общей воле: мы не можем по улице пройти иначе, чем она спроектирована когда-то давно или здесь и сейчас. Мы не может войти в дом иначе, чем через дверь, или сесть иначе, чем на стул, который кто-то сделал. Поэтому архитектура с самого начала имеет вневременной характер. Человек строит дом, который не умирает, как растение. Он разрушается – его восстанавливают… Архитектура как бы обречена на вечность, и поэтому она должны быть красивой! Очевидно, что все памятники архитектуры сохранились исключительно благодаря красоте. Она, красота, спасла мир, наш русский мир, нашу культуру. Дух Божий дышит в красоте.
И еще важно понимать, что архитектуру строит все человечество. Я понимаю, что как бы ни проектировал, у меня есть заказчик, у меня есть потребитель, есть строители, есть город. В котором я должен поставить свое здание. И если город не хочет видеть его красивым, оно не будет красивым. История ХХ века об этом свидетельствует.
Когда я прочитала эти строки, у меня просто дух захватило от восторга! Автор выразил то, что я чувствовала, но не оформила в стройную мысль.
Приведенное в статье осмысление архитектуры с духовной точки зрения помогло мне понять и объяснить свое отношение к некоторым памятникам архитектуры и к архитектуре некоторых городов, которое раньше было интуитивным (нравится / не нравится ... а почему?), а теперь стало разумным.
Благодарю автора и жду новых публикаций.
В любом случае, это не означает, что последний император был идеальным (или почти идеальным) правителем (а о нем сплошь и рядом именно в таких тонах и пишут). В жизни вообще все намного сложнее, и монархи тоже люди. Историкам еще предстоит изучать эпоху Николая Второго.
http://www.pravenc.ru/text/149259.html
Таким образом, Государь Император Николай Александрович, безусловно, является благоверным Царем и как монарх, имевший такой титул, и как благочестивый монарх. А постановка вопроса о "почитании правления" богословски некорректна даже вне дискуссий о правлении.
Понятие "благоверный" на тех же основаниях употребляется в статье Михаила Филиппова. Очень дельная статья, большое спасибо редакции сайта.
Статья вновь пробудила во мне интерес к некоторым вопросам, на которые я сам не могу однозначно ответить, но в которых бы хотелось разобраться. Например, один из них:
Почему в статье, да и во многих других источниках, наблюдается романтизация дореволюционной России? Взять ту же архитектуру. Да, строили красивые здания. Сейчас строят скворечники в несколько этажей. Строят не потому, что нравится архитектура «скворечник», а потому, что это наиболее экономически выгодно. Думаю, необходимо отметить, что шедевры архитектуры хоть в Петербурге, хоть в каком-то другом городе, строили далеко не бедные люди, которые могли себе это позволить: купцы, дворяне и т. д. Сейчас купцов нет, но есть т. н. «успешные бизнесмены». Они тоже могут себе позволить построить дома с интересными архитектурными решениями. И строях их. Только этот процесс никто не контролирует, и эти дома, расположенные на одной улице в каком-нибудь элитном районе, выглядят разношерстными.
Мы смотрим на ту эпоху в фильмах, картинах, книгах и восхищаемся ею, при этом забывая, что видим лишь незначительную часть жизни привилегированного общества того времени. А основная часть занималась обеспечением этой хорошей жизни в каждодневном рабском труде с осознанием того, что и ты, и твои дети, и твои внуки будут жить точно так же.
И о Государе Императоре. Боимся или не хотим, не смеем, не умеем признать величия всей его жизни, а не только трагических месяцев, предшествовавших 17 июля 1918 года. И не было бы великой, подлинно великой жизни, если бы не было величия души, если бы не было Христовой, до самопожертвования (и не только в последние дни) любви Царя к своим подданным, чадам, не только современным ему, но и последующим, нам, в том числе. Если бы могли смириться перед этим величием!..
Сердечно благодарю и всего самого доброго!
Очень мудрые мысли, взвешенная и спокойная позиция. К сожалению, ныне и в православной среде этого не услышать. Чаще слышно про то, как Россия была богата и жирна и как её потом большевики обманули-задурманили. А ведь итог материального процветания - общество всеобщего потребления. Гораздо важнее великая русская культура.
Только русская душа может понять, почему русские избы деревянные, а храмы златоглавые. И это хорошо для нашего народа.