Наш портрет

Все слышали о Свободе, Равенстве и Братстве. Всем должно быть понятно, что эти, украденные у Нового Завета понятия, со времени Французской революции изрядно изменили смысл, связавшись с образом обнаженной дамы во фригийском колпаке и на баррикадах.

Если забыть, что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17), то слово «свобода» начнет выскальзывать из рук, как живая рыба, или исчезать, как пар, или становиться таким тяжелым, что люди добровольно начнут от свободы отказываться.

И равенства никакого в жизни нет, ни между полами, ни между народами, ни между личностями. Нет его ни в стартовых возможностях, ни в загробной участи, да и хорошо, что нет. В лесу, где на всех деревьях одинаково число ветвей и листьев, ни одна разумная душа грибы собирать не согласится. Но мы будем говорить о «братстве».

В своем библейско-историческом смысле «братство» скорее отпугивает, чем притягивает. Первое убийство (Каином Авеля) совершено внутри очень небольшой семьи. Брат пал жертвой братского удара. Иосифа Прекрасного тоже братья чудом не убили из зависти, сменив рабством возможное кровопролитие, и чудом затем не умер Иаков, увидев окровавленную одежду любимого сына. Братьями по отцу (Авраам имя ему) являются арабы и евреи. И что-то подсказывает мне, что вековечному конфликту между кровно родственным потомством Измаила и Исаака, конфликту, начавшемуся еще со времен изгнания из дому Агари, суждено длиться до скончания века.

Знали бы французские революционеры Библию лучше, они не связывали бы так легкомысленно идею братства с одной лишь теплотой семьи и взаимопомощью. Помнили бы они тогда, что спор за наследство и борьба за первородство так же органичны для земного братства, как и вожделенная теплота отношений.

***

Притча о блудном сыне тоже говорит о темных сторонах братских отношений. Внимание молящихся в это воскресенье традиционно сосредоточивается на перипетиях жизни младшего братца, в котором каждый волен узнать себя. «Неблагодарный! Ушел, обидел Родителя, все расточил, опозорился, дошел до дна, до свиного корыта. Теперь смиряюсь и иду домой». Слава Богу! Отец ждет! Теплота объятий, забвение обид, радость, покрывающая собою все! Телец, одежда, пение – Евхаристия. И вот на заднем плане появляется старший брат. О нем мы говорим и думаем мало. А зря.

Уж такова наша жизнь, что если кто-то искренне радуется нашему возвращению, то кто-то непременно спросит: «Ты зачем пришел?» Есть такое и в семьях, есть такое и в Церкви. Братья дерутся за внимание родителей, иногда за первородство дерутся даже в материнском чреве (Фарес и Зара в утробе Фамари). Почему бы тогда и народам, к примеру, не оспаривать свое первенство в Божией семье? С этой точки зрения «братский мир между народами» и есть постоянное оспаривание первородства. Узнаете историческую и богословскую риторику на эту тему?

– Мы первые к Богу пришли, а вы потом у нас научились.

– Да если бы не наши штыки, что было бы с вашими библиотеками?

– Вы всегда были варварами, и вся ваша сила только в количестве людей.

– У нас больше святых.

– А у нас храмы выше.

– А мы поем красивее.

И так далее, и тому подобное. Армяне, греки, русские, евреи, грузины, сербы, поляки… Все вообще в Единого Бога верующие народы способны опознать свое мрачное безумие в этих репликах, а значит и в этой, ежегодно читаемой и разбираемой, притче. При этом ссоры о первородстве и споры за Отчую любовь таковы, что о братстве уже речь не идет. «Этот сын твой», – говорит о младшем брате отцу брат старший. То есть он отказывается назвать братом вернувшегося, что означает– «лучше бы он умер» или «мне он больше не брат».

Земля такая большая, а нам так мало на ней места. И мотив смерти, которой мы желаем для кого-то, или кто-то желает для нас, так явно проступает на поверхности жизни, как симпатические чернила на проявляемой шифровке. Митрополит Антоний Сурожский отмечал, что просьба «дай мне мою часть имения», означает «умри быстрее», так как в обладание своей долей собственности вступали только по смерти родителей. Хочешь жить по своей воле, нужно чтоб отец умер и оставил наследство. Вот так. И даже если в притче отец это – Бог, смысл не меняется. Сказал же Ницше (не от себя одного, а от лица миллионов, ощутив общее настроение), что «Бог умер». Так смерть заползает в невинную по виду просьбу о разделе имения. И так же точно смерть заползает в слова старшего сына о младшем: «Сын твой». «Сын твой» означает «не брат он мне», то есть «нет у меня брата», то есть «умер брат мой».

Для отца блудный сын как раз был мертв, когда отсутствовал, и ожил, вернувшись. Он так и говорит: «Мертв был и ожил, пропадал и нашелся». А для старшего брата наоборот – младший был жив в воспоминаниях, пока отсутствовал, но вот пришел и – умер. Духовно умер, перестал быть братом.

***

Причина мрачности старшего – сильная любовь Отца. Эта любовь выше человеческой, и оттого она может мучить своей высотой и чистотой. Старший мог бы сказать Отцу: «Я не злился бы так и не обижался, если бы ты любил этого мота и транжиру меньше. Ты бы мог поругать его, пожурить, побить даже. Мог бы подержать между слугами пару недель и покормить объедками. А Ты вот так сразу – одежду, перстень, сапоги, тельца. Обидно мне. Если бы Ты его ругал, то я бы даже жалел его и подкармливал. И еще мне обидно, что мой смиренный труд в тени твоего имени почти не заметен, словно его и не было. Неужели нужно нагрешить и пройти через стыд и потери, чтобы войти в новую радость и попасть в Твои объятия? Не понятно мне. Не понятно и обидно».

Так скулит эгоизм, которым мы пропитаны. Но есть и правда в этих вопросах, и нужно отдать этой правде должное. Бог непонятен. Мысли Его – не наши мысли. Любовь Его является то строгостью высоких требований, то всепрощением. Все, что от Него и в Нем, и с Ним – выше ума и больше всех ожиданий. Поэтому старший сын не похож поведением на Отца, не дотягивает до Его высоты, не может забыть себя, не умеет радоваться.

***

В неделю мытаря и фарисея мы справедливо говорим, что черты того и другого уживаются в нас. И грешим, и гордимся, и молимся напоказ, и считаем себя лучшими других. Но и стенаем, и пытаемся принести чистую молитву, и опускаем глаза. Все в нас есть. Так и с братьями – блудным и верным. Оба они в нас.

О внутреннем тождестве жизни нашего сердца, его духовной истории и истории блудного сына и говорить нечего. Это – наш портрет. (О! Божественное слово Божественного Учителя! Всего несколько предложений, а в них – все нутро детей Адама!) А вот узнаем ли мы себя в старшем сыне? Это вопрос. Подумаем сегодня над ним. Вот список наводящих вопросов:

Кому завидуем?

Кого считаем несправедливо облагодетельствованным от Бога?

Кого из ближних или дальних называем недостойным милости?

Кого не хотим братом назвать?

Какие свои труды считаем несправедливо забытыми Богом?

За что на Отца ропщем и обижаемся?

Вот пишу и чувствую, что все вопросы меня непосредственно касаются. И до чего же это трудное занятие – узнавать себя в самых непривлекательных персонажах Евангелия.

Смотри также
Евангелие о блудном сыне Евангелие о блудном сыне
Святитель Николай (Велимирович)
Бескрайняя любовь Божия к людям являет себя в величайшем терпении, в величайшем прощении и в величайшей радости. Такая любовь на земле может быть уподоблена только любви материнской. Кто имеет большее терпение по отношению к какому бы то ни было живому творению на земле, чем мать ко своему чаду? Чье прощение превосходит материнское? Чьи очи так плачут от радости над исправившимся грешником, как очи матери над исправившимся чадом своим?
Библия, изложенная для семейного чтения.
Господни притчи
Библия, изложенная для семейного чтения.
Господни притчи

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Беседа в неделю блудного сына при поминовении А.С. Пушкина Беседа в неделю блудного сына при поминовении А.С. Пушкина
Архиеп. Никанор (Бровкович)
Беседа в неделю блудного сына при поминовении А.С. Пушкина Беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении 50-летия по смерти его
Архиепископ Никанор (Бровкович)
29 января / 11 февраля 2017 г. исполнилось 180 лет со дня смерти величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Редакция сайта Православие.Ru предлагает вашему вниманию одно из самых глубоких слов, посвященных памяти поэта, сказанное в 1887 г. архиепископом Херсонским и Одесским Никанором (Бровковичем).
Комментарии
владимир27 декабря 2015, 19:45
Причина мрачности старшего – сильная любовь Отца. Эта любовь выше человеческой, и оттого она может мучить своей высотой и чистотой. Старший мог бы сказать Отцу: «Я не злился бы так и не обижался, если бы ты любил этого мота и транжиру меньше. Ты бы мог поругать его, пожурить, побить даже.
Дорогой отец, причина мрачности лежит в области отношения данного человека к БОГУ, ТРОИЧНОСТИ ИПОСТАСИ. Как вели себя СИМ, ИАФЕТ И ХАМ?
Igor17 февраля 2014, 13:19
Pomolites za menya blunogo sina,otec Andrey,chtobi ya nakonec pokayalsya so slezami i zhil vo Boge i s Bogom.Ne mogu odin,ochen tyazhelo,blagodarya vashim molitvam,vdrug Gospod i yavit pomosh mnogogreshnomu rabu Igory.Spasi Vas Gospodi.
L.T.17 февраля 2014, 06:04
Spasibo
Надя17 декабря 2013, 13:28
Милости и земных благ достоин любой человек. И тут нечему завидовать. Если получил, следовательно так или иначе достоин, и это данность, а не предмет для завистливых стенаний по поводу божественной несправедливости.
Но совсем другое дело, является ли этот удостоенный, равно как и неудостоенный и всего_лишенный человек - мало-мальски достойным человеком. Иов оставался Иовом, и в богатстве и в бедности. Но впрочем, и о чужом человеческом достоинстве тоже, наверное, не нам судить. И вот - это как раз самое трудное. Лично я, как правило, практически никогда не задаюсь вопросами за что тому или этому недостойному какое-то там счастье привалило. Меня удивляет, когда люди еще и такими вещами заморачивают себе голову. И все же, не проанализировать чужую пылинку в глазу я не всегда способна, просто подначивает порой на разбор чужого полета (за что часто себя укоряю). Впрочем, я способна, порой подвергнуть анализу и собственное бревно. Правда, только в том травматическом случае, если напорюсь на него с разбегу. Так, что узнаю, себя и в старшем и младшем брате. В младшем больше.
Елена М21 марта 2013, 11:34
И еще, простите меня,Татиана. Вы молодец, что настолько к себе требовательны, что узнаете себя и в старшем, и в младшем сыне, ведь это значит, что Ваши последующие действия в отношениях с близкими будут иными, т.е. скорректированными, благодаря Вашему пониманию. Бог Вам в помощь.
Елена М21 марта 2013, 11:24
Уважаемая Татиана! Как хорошо, что я заглянула в комментарии к этой статье. Если честно, думала уже, что больше никаких комментариев не будет. Простите меня Бога ради, что Вашу оценку назвала язвительной. Просто я уже привыкла к тому, что некоторые люди, давая мне именно такую оценку, произносят это как-то не от сердца, а, напротив, с претензией, мол, смотрите-ка, тоже мне святая нашлась! Кроме того, Вы, конечно же читали и другие мои комментарии, например, к статье "Божьи Богатства - часть первая", после чего, я думала, что назвать меня святой, вряд ли у кого сможет повернуться язык (по крайней мере, мне так казалось).Еще раз прошу у Вас прощения.
Татьяна17 марта 2013, 13:39
К нашему портрету: для формирования человека очень важно в детстве развивать моторику рук? У девочек всё в порядке - им всегда есть чем заняться и на кухне помогать, и пяльца, и спицы. и иголка, и пианино, вызывают опасение городские мальчики. Игры в ПК? усидеть за пианино не каждому мальчику под силу? А в результате - мальчики хуже учаться в школе - всемирноизвестныцй факт? А потом мы получаем армию? А потом, еще и блатных, - начальников-реформаторов? Портрет? Особенно тремя "Д" прославилась РОссия? И потом, после ПК - они уже не могут ничего - все на что способны сидеть за экраном и наблюдать за голой ж. - получают всё, необходимое им удовольствие? И жениться не надо? Сколько больных женщин (именно по-женски) - какая там рождаемость, когда он всё время пьяный? Спаси Бог.
Простите, если что не так за всё.
Геннадий16 марта 2013, 02:19
Хочу вот ,что сказать хотя достойным говорить себя не считаю потому как невежда в вере мало грамотен два или три раза что то пытался комментировать если конечно мой лепет можно так назвать видимо цензура не сочла нужным показать это людям и Слава Богу . Мне очень нравятся статьи АНДРЕЯ ТКАЧЕВА очень оптимистичны и радостны вселяют надежду даже такому как я не исправимому грешнику .Так уж получается после прочтения статьи обязательно читаешь комментарии интересно же что скажут лучшие из лучших почти всех поглотил спор но ни один не вспомнил что ответил сыну "безгрешному" ОТЕЦ . Мне с моим скудоумием кажется это самым важным .Простите но именно эти ОТЦОВСКИЕ СЛОВА согревают мою израненную грехом душу и именно поэтому я не смог молчать хотя давал себе зарок . Лучше б молчал наверно .ОПЯТЬ В СТОЛ пойдет мой так сказать комментарий .
Татиана14 марта 2013, 22:44
Братья и сестры, у каждого из нас своя мера, и, как сказал апостол Павел, не следует нам спорить о мнениях - более немощные соблазнятся, а менее немощные потеряют мир, так что никто ничего не приобретёт, а потерять и то что имеет - может.
В преддверии Великого Поста хочется попросить у всех ближних прощения: простите меня, Христа ради, и вас Бог простит.
Помоги всем Господь!
Татиана14 марта 2013, 22:25
Елене М
Почему же сразу - съязвить?
Я всего лишь сделала свои выводы из Ваших же слов, потому что ответить на поставленные отцом Андреем в статье вопросы так, как это сделали Вы, по моему мнению, может только святой человек.
За советы спасибо, однако что же делать, если я узнаЮ себя и в блудном сыне тоже?)
Обратиться к психиатру и попросить назначить лечение от щизофрении?)
р.б.Сергий11 марта 2013, 21:15
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Н.Н.(2013-03-08/00:36): "Все покрывает Любовь"...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.б.Сергий11 марта 2013, 21:05
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.Б. ТамарЕ(2013-03-09/19:48):
Во-первых, в отношении меня Вы абсолютно правы, признаю Вашу справедливость.
Во-вторых, в данной статье о.Андрея отсутствуют сколь-нибудь серьезные богословские ошибки и отступления от догматов Православия, в отличие от Вашего комментария (2013-03-04).
В-третьих, простите меня многогрешного за прямолинейность, но быть может именно Вашими молитвами Милосердный Господь помилует и меня...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
р. Б. Тамара 9 марта 2013, 19:48
р.Б.Сергию : Комментарии должны сюда писать читатели на статью или проповедь, а не наступать на язык людям, которые правильно или неправильно поняли прочитанное. Это во-первых. Во-вторых, если вы не читали это очередное умное размышление о. Андрея на Евангельскую притчу о блудном сыне, то не надо делать какие-то "глубокомысленные" выводы на комментарии, которые вы извращенно понимаете, вам это просто не дано. Не надо размахивать как булавой надерганными и подслушанными где-то фразами на тему о религии. И даже если вы чувствуете себя Ангелом во плоти и слышите шуршание крыльев за спиной - все равно не вам судить нас ,грешных: БОГ всем нам судья. Советую перечитать проповедь о.Андрея "Наш портрет" особенно последнюю часть с вопросами к себе и может что-то копошнется в вашей душе такое, с чем надо непременно поспешить на исповедь? Приближается Прощеное воскресение и я прошу у вас прощения и помните одну простую истину : не судите- да не судимы будете
Н.Н. 8 марта 2013, 00:36
Елена М
..." а моим поискам истины, которыми я пытаюсь поделить с другими (и всего лишь(!)) считаете вправе давать свою авторитетную оценку (ересь!)- вот ваш истинный пример, который учит, именно он, а не ваши проповеди учат других."

Елена, простите меня, но Ваши поиски истины какие-то бесконечные... "Что есть истина?" - Помните? А Вы всё ищите, ищите, ищите... До ереси доискались... Сами же пишите, что пришли к Богу - чего ещё-то искать?!
Вы писали, что " Однако, весело с Вами" (т.е. со мной), а мне - грустно... Р.Б. Сергий по форме резко высказался, но по существу - прав. Его замечания и ко мне относятся, за что ему спасибо большое.
Проповедуют здесь священники, а мы лишь своё мнение высказываем. Как видите, разное оно, и не надо обижаться, если Ваше (или моё) кому-то не нравится. Но есть ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ вещи, которые не надо искажать. Я для себя здесь много чего полезного узнаю и благодарю Бога за это.
р.Б.Анатолий 7 марта 2013, 11:45
р.б.Сергей, а почему вы пишите Бога с маленькой буквы, а свое имя с большой? Спаси Господи!
Елена М 6 марта 2013, 19:32
Татиане М.:
С Вашим комментарием я практически абсолютно согласна: "молиться Богу и Он все управит", именно так я и живу.А вот, как бы кощунственно это не звучало, со словами Иоанна Крестьянкина:"а ко всему внешнему относитесь равнодушно" не могу согласиться. По-моему, равнодушие - это всегда ужасно, мы же живем в этом внешнем! Другое дело монахи, они , живущие не в миру, действительно, наверное, должны относиться равнодушно ко всему внешнему.Думаю, что, когда Иоанн Крестьянкин писал эти строки, он и обращался именно к монахам.
Елена М 6 марта 2013, 19:21
Я уже писала о том, что всегда говорю: не за достоинства свои я облагодетельствована Богом, а просто потому, что Бог меня любит! Но как же эта любовь раздрожает многих! И тех, кто постоянно твердит о том, что Бог всех любит, и тех, кто мне просто завидует.В отличии от многих, я вовсе не пытаюсь никого поучать, потому как не сравниваю себя с Богом, я всего лишь рассуждаю и ищу истину.В 33 псалме написано "10 Бойтесь Господа все святые Его ибо нет скудости у боящихся Его."Заметьте, "все святые Его", т.е. речь идет даже не о нас смертных, а о святых Его.Боящиеся - это не значит испытывающие страх в обычном смысле слова, а испытывающие понимание величия Божиего и полную свою от него зависимость, боязнь нарушать Его Заповеди, ибо только у исполняющих Заповеди Его нет скудости.В акафисте блаженной Евфрасинии написано :"яко мудрость века сего в буйство вменила еси", а внизу пояснение, что буйство - это не значит, что речь идет о буйстве, а имеется ввиду пустословие, невежество.Так и я понимаю и смирение и уничижение.И далее в псалме написано о том, что люди, живущие по заповедям не терпят нужды ни в каком благе, сам Господь помогает таким людям.
Елена М 6 марта 2013, 18:51
В отличии от вас, мои собеседники, я не лицемерю, а признаю то, что, считая себя самой настоящей христианкой, позволяю себе и судить и размышлять и делать выводы, поскольку на то мне и мозги дадены.Уничижать и смирять себя , считаю, это не значит чувствовать себя униженным перед другими и представлять себя другим, точно грушу для битья, а значит это просто довольствоваться малым, отказавшись от излишиств и жить по Заповедям Господним.И весь Старый и Новый Заветы пытаются достучаться до человечества: живите по Заповедям Господним!Вот, по моему представлению, главная задача и мысль Писания. Каждое мое обращение к Богу постоянно сопровождается в конце: и да будет , Боже, всё по воле Твоей, т.е., если я чего-то прошу того, что мне во вред по моему неразумению, то пусть Господь сделает так как надо, а не так как я его прошу.И еще, чем возмущаться моей "ереси", почему бы не подумать о том, что случайных встреч не бывает и , наверное, не зря Господь послал вам меня, а мне вас, не для того, чтобы вы меня судили или я вас, а для того, чтобы мы , все вместе, получили какой-то, необходимый и мне , и вам жизненный опыт, важный для душ наших.
Елена М 6 марта 2013, 18:30
Уважаемые собеседники!Ну что мне вам всем сказать? Только одно: все вы заблуждаетесь самым ужасным образом!Я предполагала, что вы читаете, по возможности, все статьи, что появляются на этом сайте и поэтому читали и другие мои комментарии и поймете, наконец, что не может быть САМОМНЕния у человека, который даже каждую свою мысль никогда и своей-то не считал, а ощущает себя только лишь приемником мыслей и пытается отобрать из этих мыслей те, которыми я должна поделиться с другими.Пусть ошибаясь иногда, но заставляя и вас задуматься.Мои заключения вовсе не безапелляционны. А вы апеллируйте мне, апеллируйте, только убедительно пожалуйста.Собственный пример, говорят - наилучше всего убеждает в том, чему человек хочет научить другого.Вы мне здесь все о смирении и уничижении толкуете, а что-то в вас самих я его не чувствую, напротив, то судите о том, подхожу ли я (нет, не вы сами, для вас это одназначно, а копаетесь во мне, где же ваше: не судите да не судимы будете?)под православную христианку, а моим поискам истины, которыми я пытаюсь поделить с другими (и всего лишь(!)) считаете вправе давать свою авторитетную оценку (ересь!)- вот ваш истинный пример, который учит, именно он, а не ваши проповеди учат других.
р.б.Сергий 6 марта 2013, 02:33
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
р.Б. Тамаре(2013-03-04/09:31):"Добавить нечего: каждый из нас и есть два в одном". - Уж лучше бы вы и не добавляли, ведь по вашему получается, что вокруг одни шизофреники. И хоть "мир лежит во зле", и "во гресех роди мя мати моя", но служить одновременно Богу и мамоне невозможно! Если ненавидите ближнего своего, то ваше искреннее покаяние не истинно, и вы пребываете во Тьме. Может не стоит спешить с выводами?!
Елене М(2013-03-04/20:34): Дерзость - это не дерзновение, и трепет не благоговение, грех - ваше самомнение, а более НИЧЕГО... Не ищете смирения - обретете покорность бесам. Ваше неуважение не стоит благодарения. Вас искренне жаль, из-за безапелляционности суждения о предметах, о которых вы имеете весьма поверхностное представление, полемика с вами ныне беСперспективна.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Лара 5 марта 2013, 20:56
Нет, я всё-таки обожаю Ткачёва! Иногда разочаровывает, а иногда напишет такое, ну прям как будто хорошее вино в прозрачном бокале - красиво, ароматно. Отцу Андрею спасибо :)
Н.Н. 5 марта 2013, 18:46
Елена М:
..."А инквизиция - она что, к христианству никакого отношения не имеет?Вобщем, извините, разумеется , я тоже могу заблуждаться, но и Вы не без того."

Инквизиция (кстати, это тоже своего рода суд) - позор католиков... У нас больное место - раскол, но раскольники сами себя сжигали. Но это же из ряда вон выходящее!
Представьте, что на исповеди, когда Вы называете один и тот же грех уже в который раз (например, берёте на работе и уносите домой без разрешения начальника скрепки), священник достаёт из кармана лезвие и режет Вашу правую руку, а разрез ещё и солью посыпает. С его точки зрения - заслужили: ну сколько можно? Смертный грех - воровство...
Да конечно же не без того! Ветхозаветный человек я. Увы.
Стараюсь-стараюсь - а грехи не убывают...
А сколько я их не вижу! Ужас!
Лариса__ 5 марта 2013, 14:40
Р.б. Сергию: Да, Слава Богу за все!
Если бы Каин не убил Авеля, можно было бы считать,что грех не вошел в Еву и Адама - ВОТ ТАК МОГЛО ПОВЕЗТИ, что даже вкушение от древа познания не изменило бы их Божественной сущности и тогда человечество пощло другим путем. Однако, такое странное убийство, которое не понятно, не понято до конца, чудовищно - и есть крайность человеческого греха. Бог, как Вы знете, дал Адаму и Еве Сифа – еще одного ребенка, потом из потомков выбрал самого праведного - Ноя. Всех остальных потоп уничтожил. Наверное Бог попытался изменить ситуацию таким образом? Я думаю, это ему удалось. Я так понимаю.
Потому мы и можем сейчас, хотя бы осознать свои грехи.
Покаяться. Очиститься. А кому повезет и спа……!!! Спаси Господи!
Татиана М. 5 марта 2013, 13:08
Уважаемая Елена М.
Мы не сможем не осудить ни оправдать других, мы просто не знаем, что у них в душе. Ведь все поступки человека чем - мотивированы, а заглянуть в душу увидеть и оценить этот мотив может только Бог. Апостол Петр - один из самых близких учеников Спасителя несмотря на свое горячее желание идти за Христом даже на смерть, предал Его, о чем сожалел всю оставшуюся жизнь. Мы можем только молиться Богу и Он все управит.

«Положитесь на Промысл Божий и усердно молитесь. Господь не оставит вас, Господь все устроит Сам наилучшим образом; а ко всему внешнему относитесь равнодушно». отец Иоанн Крестьянкин.
Елена М 4 марта 2013, 20:34
Уважаемая Н.Н. Насчет того, что христиане всегда были аки овцы, что-то сомневаюсь. Может быть, крестовые походы бескровными были или крещение Руси проходило добровольно, без каленого железа?(я, конечно, свидетелем не была, но кое-что читала).А инквизиция - она что, к христианству никакого отношения не имеет?Вобщем, извините, разумеется , я тоже могу заблуждаться, но и Вы не без того.
А насчет ереси, так я просто хотела образно передать свое видение, свое восприятие. А, если Ваши ответы на вопросы батюшки, что Вы написали искренние и относятся к Вам непосредственно, то я могу предположить, что Вы еще более, чем я недоросли до понимания очень многих вещей, так что и у Вас всё еще впереди. Однако, весело с Вами, благодарю Вас за то, что откликнулись.Всегда готова на диалог с Вами. Елена М
р.б.Сергий 4 марта 2013, 16:33
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Всего то и понять: за что Каин Авеля убил?!...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.Б. Тамара 4 марта 2013, 09:31
Добавить нечего: каждый из нас и есть два в одном. Идем к Богу и каемся с одной стороны, а с другой стороны - порой всеми фибрами ненавидим ближнего своего, созданного по образу Божию... И ведь ничего не поделать, это почти в каждом заложено от рождения своего.
Александр из Од. 4 марта 2013, 08:47
Ох,уж эта ВФР!Стишок в тему:

Дождалась Европа кровавой премьеры,
Когда засверкал вдруг топор Робеспьера
И мчится с тех пор безумным галопом
К погибели вечной больная Европа!
Н.Н. 3 марта 2013, 20:22
Елена М:
"Но, может быть, иногда всё-таки пытка по заслугам?"
---Елена, Вы где-нибудь читали или слышали, чтобы христиане призываи (уж не говоря о действии)пытать своих врагов?! А про братьев по духу и по крови - и говорить-то нЕчего.
По заслугам может быть только наказание, которое определяет Суд.

"Вот меня многие пытаются убедить в том, что человека и его грех следует рассматривать отдельно друг от друга.Пытаюсь согласиться и всё-таки не могу."
--- Вам надо признать, что пока просто не доросли до этого понимания... Но у Вас ещё всё впереди!

"Человек(его тело), душа(этого человека) и действия этого человека (грехи и добродетели) - это, на мой взгляд такая же неделимая троица. Поэтому, когда мне говорят, что мы можем осуждать грех этого человека, но не самого человека, мне это кажется несколько натянутым, выбор-то сделал человек, троица, так сказать..."
--- Прямо ересь какая-то!
Ольга 3 марта 2013, 20:00
Отче Андрее, спаси Вас Господи за такие пилюльки к нашим душам, полезны очень - спору нет! Да научиться бы нам не лукавить с ответами на вопросы, и еще поставить "сторожа" душе, чтобы видеть "врагов" и не соблазняться мнимой справедливостью. Помоги нам, Господи!
Елена М 3 марта 2013, 16:33
Татиана:"А мне вот тоже приходится с горечью и болью узнавать себя в старшем брате..." Уважаемая Татиана, для того, чтобы Вам не приходилось с горечью узнавать себя в старшем брате, на мой взгляд нужно понять следующее: помнить о том, что никто Вас насильно не заставлял, совершать Ваши добродетели, оставшись с отцом, а Вы это сделали добровольно (иначе какие же это добродетели, что-то делать только для того, чтобы потом указать отцу: посмотри какая я хорошая?), а еще есть другой выбор, отказаться от того, что может впоследствии стать Вашей долей наследства и зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, также вдали от отца, т.е. не делать ему благодеяний в виде собственного труда на его полях, а отец, возможно, тогда сам задумается прежде , чем выделять долю наследства при жизни младшему сыну.А может и испытать то, что испытал король Лир....

виктор 3 марта 2013, 16:17
спаси Господи а действительно нас больше во втором брате одна зависть чего стоит Господи спаси и сохрани нас от этих страстей и помоги нам в борьбе с ними виктор
Елена М 3 марта 2013, 15:20
Татиане:Не понимаю, почему Вы назвали меня святой. Это что, Вы так решили съязвить что ли? Понимаете, я просто никогда бы не стала заниматься разделом не принадлежащего мне имущества (т.е. имущества отца), каждый собственник волен распоряжаться своим по своему усмотрению, тем более волю отца следует уважать.
Н.Н.:"Мне кажется, что только из самого себя человек может грехи выжигать калёным железом; а когда это делает другой человек, да ещё без любви - то это пытка." Но, может быть, иногда всё-таки пытка по заслугам?
Вот меня многие пытаются убедить в том, что человека и его грех следует рассматривать отдельно друг от друга.Пытаюсь согласиться и всё-таки не могу. Есть Великая Троица, которую некоторые пытались разделить и были признаны неправыми. Человек(его тело), душа(этого человека) и действия этого человека (грехи и добродетели) - это, на мой взгляд такая же неделимая троица. Поэтому, когда мне говорят, что мы можем осуждать грех этого человека, но не самого человека, мне это кажется несколько натянутым, выбор-то сделал человек, троица, так сказать....
Ярослав 3 марта 2013, 13:51
Спаси Господи, отец Андрей! Вы помогли приобрести стереоэффект виденья себя. Большинство из нас грешных и своевольных видит себя на месте блудного сына. Потому-что так хорошо осознавать, что признав свою греховность, ты будешь прощен Отцом Небесным в своем покаянии. А вот понимание реакции старшего брата заканчивалось, казалось бы на справедливой его обиде, что за свое послушание не удостоился внимания и благодарности Отца. При этом, даже малейшего намека не возникало у меня, что старший брат в своей сущности является потенциальным Каином. И теперь стало понятным, почему всевидящий Отец не воздавал благодарности старшему сыну за его служение. Поскольку видел, что тот имея все, не имел даже искорки милосердия. В этой связи, не нужно забывать, что в нашей греховной сущности тлеет уголек как Иуды, так и Каина.
Н.Н. 2 марта 2013, 16:00
ЕленаМ
"- А, простите за вопрос, но младший брат пока кутил, он разве не занимался непослушанием? Его каленым железом, чтобы из него выжечь этот грех,да ?"

Мне кажется, что только из самого себя человек может грехи выжигать калёным железом; а когда это делает другой человек, да ещё без любви - то это пытка.
Андрей 2 марта 2013, 11:51
Спасибо, отец Андрей! Особенно за высказывание собственного переживания об узнавании себя в "самых непривлекательных персонажах Евангелия". Это действительно очень трудно и порой даже болезненно. Помоги нам, Господи!
Людмила 1 марта 2013, 23:42
А меня всегда интриговал вопрос: а какое продолжение имела бы эта притча.Как сложилась бы дальнейшая жизнь в доме отца блудного сына?Стал бы он послушно трудиться и жить размеренной,спокойной жизнью или тяготился бы ею.Как относился бы к слугам,как равный или как хозяин.Насколько изменили его страдания?Принял бы от Отца все как должное и думал:вот, я пострадал,а теперь поживу нормально.Или,получив богатство сам захотел помогать людям,а не пользоваться самому.Есть в размеренной,устоявшейся,хорошо налаженной жизни нехорошее свойство-внутреннего убаюкивания.Все хорошо,спокойно,гладко так,что перестаешь замечать других людей с их проблемами,а даже и раздражаться на них.Иногда ловлю себя на мысли:может грязный бомж,роющийся в мусорном ящике быть лучше чистюли-православного,с брезгливостью смотрящего на сего и проходящего мимо?
Татиана 1 марта 2013, 21:04
Елене М:
Хорошо Вам, Вы святая...
А мне вот тоже приходится с горечью и болью узнавать себя в старшем брате...
Спаси Вас Господи, отец Андрей, за живые проповеди!
Мария 1 марта 2013, 20:45
Спаси Господи Вас о.Андрей. Здоровья Вам и долгих лет жизни!
Леван 1 марта 2013, 20:33
Спаси Господи!

Глубоко...
Есть над чем задуматься.
Елена.Украина 1 марта 2013, 20:27
Мало "узнавать себя в самых непривлекательных персонажах Евангелия". Пора уже что-то конкретно менять,по списку наводящих вопросов,или без списка,но менять. Того,кто оступился,болен,беден и смирен сердцем,всегда больше хочется любить и жалеть,чем того,кто силен,благополучен и самоуверенно шагает по прямой. Он не очень-то нуждается в любви и милосердии. Если бы нуждался,то стал бы искать этой Любви,сорадуясь Отцу о возвращении младшего брата. Делал бы все во Славу Божию,не замечая своих трудов,и не ожидая никакой награды за них. Любовь Отца Небесного приходит к тому,кому Она нужна больше воздуха. И если человек действительно нуждается в этой Любви,то он будет покаянием искоренять в себе все то,что может отталкивать Ее.
Наталья 1 марта 2013, 18:46
Грустно себя узнавать. Спаси нас Господи.
Елена М 1 марта 2013, 14:09
Н.Н."Согласна, в нас очень много ветхозаветного человека (от нихже первый есмь аз)! Калёным железом надо выжигать непослушание, зависть и гордыню..." - А, простите за вопрос, но младший брат пока кутил, он разве не занимался непослушанием? Его каленым железом, чтобы из него выжечь этот грех,да ?
1.Кому завидуем? Совершенно искренне - никому.
2.Кого считаем несправедливо облагодетельствованным от Бога? - никого.
3.Кого из ближних или дальних называем недостойным милости?- Того, кто не хочет исправляться согласно заповедям.
4.Кого не хотим братом назвать? - ответ №3
5.Какие свои труды считаем несправедливо забытыми Богом? - У меня таких забытых трудов нет, скорее я еще в долгу перед Богом.
6.За что на Отца ропщем и обижаемся? - У меня причин для ропота на Отца не имеется.

Лариса 1 марта 2013, 14:05
О.Андрей, да хранит Вас Господь от "всякия беды и напасти" за Ваш проповеднический труд и писательское мастерство. Всегда с нетерпением жду Ваших статей и рассказов и жадно их читаю. Жаль, что книгу Вашу из "зеленой серии" у нас в Литве не скоро можно будет приобрести.
Н.Н. 1 марта 2013, 13:06
Всё так, но и не совсем так! О.Андрей пишет о братстве по крови - но это ветхозаветное. Братство по духу - выше братства по крови. Зависть ест нас тогда, когда мы себя любим больше, чем ближнего своего; а если по заповеди (возлюби ближнего своего...) - то она уйдёт, и на её место придёт радость за брата (уже не важно, по духу или крови).
Согласна, в нас очень много ветхозаветного человека (от нихже первый есмь аз)! Калёным железом надо выжигать непослушание, зависть и гордыню...

"Кому завидуем?" ---- ближнему своему, который выше нас.
"Кого считаем несправедливо облагодетельствованным от Бога?" --- ближнего своего, который выше нас.
"Кого из ближних или дальних называем недостойным милости?"
--- всех, кто выше нас.
"Кого не хотим братом назвать?" --- ближнего своего, которого Отец любит...
"Какие свои труды считаем несправедливо забытыми Богом?"
---повседневный, кропотливый труд, который мы обязаны выполнять, не ожидая награды за него...
"За что на Отца ропщем и обижаемся?" --- за любовь к ближнему (брату) своему.
Спасибо, о.Андрей, статья замечательная!
Татьяна 1 марта 2013, 12:20
И еще, о. Андрей, о сестрах во Христе. Они так не любят друг друга! Так хотят своих сестричек загнобить по своему образу и подобию. Ух, даже вспоминать не хочется...
А я вот только теперь поняла, как мне сейчас трудно казалось бы с сестрами во Христе, как меня они смиряют, своим поведением - холодным отстранением - я ведь в их представлениях завзятая грешница, а они - мученицы. Потому что я позволяю себе и радоваться, и благодарить Бога за благодеяния постоянные, а они - сестры - только о том, что все плохо и будет еще хуже. А как же иначе? Все! Конец близок и давайте все валить в одну кучу! Мне с людьми, которые не говорят постоянно Господи, помилуй - напоказ - намного лучше было. Ей Богу! Но я понимаю их, хотя не всегда готова пожалеть. А надо бы...
Людмила 1 марта 2013, 11:43
СпасиБог отец Андрей.Очень много мне стало понятно,почему у меня чужие,холодные отношения с сестрой.Всегда винила мать,а теперь понимаю,что виновата во всем сама.Помоги мне Господи,СПАСИ мою душу грешную. Дай вам Бог здоровья,отец Андрей ,на многая лета!!!
Светлана 1 марта 2013, 07:28
Все так, все правильно..... Помоги нам всем, Господи, каятся истинно и стараться не повторять то, в чем расскаялся!!!! Людям это невозможно, но Богу - все возможно! Укрепи нас, Господи!
Ирина 1 марта 2013, 07:13
Спаси Господи, отец Андрей! Как хорошо на сердце легло! Так хочется почувствовать себя блудным чадом и обратиться, наконец, со слезами к Отцу нашему Небесному! Да всё идём своими путями... Хочется быть младшим! Но гордыня мешает.
Владимир 1 марта 2013, 01:36
Спаси Господи!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×