Все слышали о Свободе, Равенстве и Братстве. Всем должно быть понятно, что эти, украденные у Нового Завета понятия, со времени Французской революции изрядно изменили смысл, связавшись с образом обнаженной дамы во фригийском колпаке и на баррикадах.
Если забыть, что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17), то слово «свобода» начнет выскальзывать из рук, как живая рыба, или исчезать, как пар, или становиться таким тяжелым, что люди добровольно начнут от свободы отказываться.
В своем библейско-историческом смысле «братство» скорее отпугивает, чем притягивает. Первое убийство (Каином Авеля) совершено внутри очень небольшой семьи. Брат пал жертвой братского удара. Иосифа Прекрасного тоже братья чудом не убили из зависти, сменив рабством возможное кровопролитие, и чудом затем не умер Иаков, увидев окровавленную одежду любимого сына. Братьями по отцу (Авраам имя ему) являются арабы и евреи. И что-то подсказывает мне, что вековечному конфликту между кровно родственным потомством Измаила и Исаака, конфликту, начавшемуся еще со времен изгнания из дому Агари, суждено длиться до скончания века.
Знали бы французские революционеры Библию лучше, они не связывали бы так легкомысленно идею братства с одной лишь теплотой семьи и взаимопомощью. Помнили бы они тогда, что спор за наследство и борьба за первородство так же органичны для земного братства, как и вожделенная теплота отношений.
***
Притча о блудном сыне тоже говорит о темных сторонах братских отношений. Внимание молящихся в это воскресенье традиционно сосредоточивается на перипетиях жизни младшего братца, в котором каждый волен узнать себя. «Неблагодарный! Ушел, обидел Родителя, все расточил, опозорился, дошел до дна, до свиного корыта. Теперь смиряюсь и иду домой». Слава Богу! Отец ждет! Теплота объятий, забвение обид, радость, покрывающая собою все! Телец, одежда, пение – Евхаристия. И вот на заднем плане появляется старший брат. О нем мы говорим и думаем мало. А зря.
Уж такова наша жизнь, что если кто-то искренне радуется нашему возвращению, то кто-то непременно спросит: «Ты зачем пришел?» Есть такое и в семьях, есть такое и в Церкви. Братья дерутся за внимание родителей, иногда за первородство дерутся даже в материнском чреве (Фарес и Зара в утробе Фамари). Почему бы тогда и народам, к примеру, не оспаривать свое первенство в Божией семье? С этой точки зрения «братский мир между народами» и есть постоянное оспаривание первородства. Узнаете историческую и богословскую риторику на эту тему?
– Мы первые к Богу пришли, а вы потом у нас научились.
– Да если бы не наши штыки, что было бы с вашими библиотеками?
– Вы всегда были варварами, и вся ваша сила только в количестве людей.
– У нас больше святых.
– А у нас храмы выше.
– А мы поем красивее.
И так далее, и тому подобное. Армяне, греки, русские, евреи, грузины, сербы, поляки… Все вообще в Единого Бога верующие народы способны опознать свое мрачное безумие в этих репликах, а значит и в этой, ежегодно читаемой и разбираемой, притче. При этом ссоры о первородстве и споры за Отчую любовь таковы, что о братстве уже речь не идет. «Этот сын твой», – говорит о младшем брате отцу брат старший. То есть он отказывается назвать братом вернувшегося, что означает– «лучше бы он умер» или «мне он больше не брат».
Земля такая большая, а нам так мало на ней места. И мотив смерти, которой мы желаем для кого-то, или кто-то желает для нас, так явно проступает на поверхности жизни, как симпатические чернила на проявляемой шифровке. Митрополит Антоний Сурожский отмечал, что просьба «дай мне мою часть имения», означает «умри быстрее», так как в обладание своей долей собственности вступали только по смерти родителей. Хочешь жить по своей воле, нужно чтоб отец умер и оставил наследство. Вот так. И даже если в притче отец это – Бог, смысл не меняется. Сказал же Ницше (не от себя одного, а от лица миллионов, ощутив общее настроение), что «Бог умер». Так смерть заползает в невинную по виду просьбу о разделе имения. И так же точно смерть заползает в слова старшего сына о младшем: «Сын твой». «Сын твой» означает «не брат он мне», то есть «нет у меня брата», то есть «умер брат мой».
Для отца блудный сын как раз был мертв, когда отсутствовал, и ожил, вернувшись. Он так и говорит: «Мертв был и ожил, пропадал и нашелся». А для старшего брата наоборот – младший был жив в воспоминаниях, пока отсутствовал, но вот пришел и – умер. Духовно умер, перестал быть братом.
***
Причина мрачности старшего – сильная любовь Отца. Эта любовь выше человеческой, и оттого она может мучить своей высотой и чистотой. Старший мог бы сказать Отцу: «Я не злился бы так и не обижался, если бы ты любил этого мота и транжиру меньше. Ты бы мог поругать его, пожурить, побить даже. Мог бы подержать между слугами пару недель и покормить объедками. А Ты вот так сразу – одежду, перстень, сапоги, тельца. Обидно мне. Если бы Ты его ругал, то я бы даже жалел его и подкармливал. И еще мне обидно, что мой смиренный труд в тени твоего имени почти не заметен, словно его и не было. Неужели нужно нагрешить и пройти через стыд и потери, чтобы войти в новую радость и попасть в Твои объятия? Не понятно мне. Не понятно и обидно».
Так скулит эгоизм, которым мы пропитаны. Но есть и правда в этих вопросах, и нужно отдать этой правде должное. Бог непонятен. Мысли Его – не наши мысли. Любовь Его является то строгостью высоких требований, то всепрощением. Все, что от Него и в Нем, и с Ним – выше ума и больше всех ожиданий. Поэтому старший сын не похож поведением на Отца, не дотягивает до Его высоты, не может забыть себя, не умеет радоваться.
***
В неделю мытаря и фарисея мы справедливо говорим, что черты того и другого уживаются в нас. И грешим, и гордимся, и молимся напоказ, и считаем себя лучшими других. Но и стенаем, и пытаемся принести чистую молитву, и опускаем глаза. Все в нас есть. Так и с братьями – блудным и верным. Оба они в нас.
О внутреннем тождестве жизни нашего сердца, его духовной истории и истории блудного сына и говорить нечего. Это – наш портрет. (О! Божественное слово Божественного Учителя! Всего несколько предложений, а в них – все нутро детей Адама!) А вот узнаем ли мы себя в старшем сыне? Это вопрос. Подумаем сегодня над ним. Вот список наводящих вопросов:
Кому завидуем?
Кого считаем несправедливо облагодетельствованным от Бога?
Кого из ближних или дальних называем недостойным милости?
Кого не хотим братом назвать?
Какие свои труды считаем несправедливо забытыми Богом?
За что на Отца ропщем и обижаемся?
Вот пишу и чувствую, что все вопросы меня непосредственно касаются. И до чего же это трудное занятие – узнавать себя в самых непривлекательных персонажах Евангелия.
Дорогой отец, причина мрачности лежит в области отношения данного человека к БОГУ, ТРОИЧНОСТИ ИПОСТАСИ. Как вели себя СИМ, ИАФЕТ И ХАМ?
Но совсем другое дело, является ли этот удостоенный, равно как и неудостоенный и всего_лишенный человек - мало-мальски достойным человеком. Иов оставался Иовом, и в богатстве и в бедности. Но впрочем, и о чужом человеческом достоинстве тоже, наверное, не нам судить. И вот - это как раз самое трудное. Лично я, как правило, практически никогда не задаюсь вопросами за что тому или этому недостойному какое-то там счастье привалило. Меня удивляет, когда люди еще и такими вещами заморачивают себе голову. И все же, не проанализировать чужую пылинку в глазу я не всегда способна, просто подначивает порой на разбор чужого полета (за что часто себя укоряю). Впрочем, я способна, порой подвергнуть анализу и собственное бревно. Правда, только в том травматическом случае, если напорюсь на него с разбегу. Так, что узнаю, себя и в старшем и младшем брате. В младшем больше.
Простите, если что не так за всё.
В преддверии Великого Поста хочется попросить у всех ближних прощения: простите меня, Христа ради, и вас Бог простит.
Помоги всем Господь!
Почему же сразу - съязвить?
Я всего лишь сделала свои выводы из Ваших же слов, потому что ответить на поставленные отцом Андреем в статье вопросы так, как это сделали Вы, по моему мнению, может только святой человек.
За советы спасибо, однако что же делать, если я узнаЮ себя и в блудном сыне тоже?)
Обратиться к психиатру и попросить назначить лечение от щизофрении?)
Н.Н.(2013-03-08/00:36): "Все покрывает Любовь"...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.Б. ТамарЕ(2013-03-09/19:48):
Во-первых, в отношении меня Вы абсолютно правы, признаю Вашу справедливость.
Во-вторых, в данной статье о.Андрея отсутствуют сколь-нибудь серьезные богословские ошибки и отступления от догматов Православия, в отличие от Вашего комментария (2013-03-04).
В-третьих, простите меня многогрешного за прямолинейность, но быть может именно Вашими молитвами Милосердный Господь помилует и меня...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
..." а моим поискам истины, которыми я пытаюсь поделить с другими (и всего лишь(!)) считаете вправе давать свою авторитетную оценку (ересь!)- вот ваш истинный пример, который учит, именно он, а не ваши проповеди учат других."
Елена, простите меня, но Ваши поиски истины какие-то бесконечные... "Что есть истина?" - Помните? А Вы всё ищите, ищите, ищите... До ереси доискались... Сами же пишите, что пришли к Богу - чего ещё-то искать?!
Вы писали, что " Однако, весело с Вами" (т.е. со мной), а мне - грустно... Р.Б. Сергий по форме резко высказался, но по существу - прав. Его замечания и ко мне относятся, за что ему спасибо большое.
Проповедуют здесь священники, а мы лишь своё мнение высказываем. Как видите, разное оно, и не надо обижаться, если Ваше (или моё) кому-то не нравится. Но есть ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ вещи, которые не надо искажать. Я для себя здесь много чего полезного узнаю и благодарю Бога за это.
С Вашим комментарием я практически абсолютно согласна: "молиться Богу и Он все управит", именно так я и живу.А вот, как бы кощунственно это не звучало, со словами Иоанна Крестьянкина:"а ко всему внешнему относитесь равнодушно" не могу согласиться. По-моему, равнодушие - это всегда ужасно, мы же живем в этом внешнем! Другое дело монахи, они , живущие не в миру, действительно, наверное, должны относиться равнодушно ко всему внешнему.Думаю, что, когда Иоанн Крестьянкин писал эти строки, он и обращался именно к монахам.
р.Б. Тамаре(2013-03-04/09:31):"Добавить нечего: каждый из нас и есть два в одном". - Уж лучше бы вы и не добавляли, ведь по вашему получается, что вокруг одни шизофреники. И хоть "мир лежит во зле", и "во гресех роди мя мати моя", но служить одновременно Богу и мамоне невозможно! Если ненавидите ближнего своего, то ваше искреннее покаяние не истинно, и вы пребываете во Тьме. Может не стоит спешить с выводами?!
Елене М(2013-03-04/20:34): Дерзость - это не дерзновение, и трепет не благоговение, грех - ваше самомнение, а более НИЧЕГО... Не ищете смирения - обретете покорность бесам. Ваше неуважение не стоит благодарения. Вас искренне жаль, из-за безапелляционности суждения о предметах, о которых вы имеете весьма поверхностное представление, полемика с вами ныне беСперспективна.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
..."А инквизиция - она что, к христианству никакого отношения не имеет?Вобщем, извините, разумеется , я тоже могу заблуждаться, но и Вы не без того."
Инквизиция (кстати, это тоже своего рода суд) - позор католиков... У нас больное место - раскол, но раскольники сами себя сжигали. Но это же из ряда вон выходящее!
Представьте, что на исповеди, когда Вы называете один и тот же грех уже в который раз (например, берёте на работе и уносите домой без разрешения начальника скрепки), священник достаёт из кармана лезвие и режет Вашу правую руку, а разрез ещё и солью посыпает. С его точки зрения - заслужили: ну сколько можно? Смертный грех - воровство...
Да конечно же не без того! Ветхозаветный человек я. Увы.
Стараюсь-стараюсь - а грехи не убывают...
А сколько я их не вижу! Ужас!
Если бы Каин не убил Авеля, можно было бы считать,что грех не вошел в Еву и Адама - ВОТ ТАК МОГЛО ПОВЕЗТИ, что даже вкушение от древа познания не изменило бы их Божественной сущности и тогда человечество пощло другим путем. Однако, такое странное убийство, которое не понятно, не понято до конца, чудовищно - и есть крайность человеческого греха. Бог, как Вы знете, дал Адаму и Еве Сифа – еще одного ребенка, потом из потомков выбрал самого праведного - Ноя. Всех остальных потоп уничтожил. Наверное Бог попытался изменить ситуацию таким образом? Я думаю, это ему удалось. Я так понимаю.
Потому мы и можем сейчас, хотя бы осознать свои грехи.
Покаяться. Очиститься. А кому повезет и спа……!!! Спаси Господи!
Мы не сможем не осудить ни оправдать других, мы просто не знаем, что у них в душе. Ведь все поступки человека чем - мотивированы, а заглянуть в душу увидеть и оценить этот мотив может только Бог. Апостол Петр - один из самых близких учеников Спасителя несмотря на свое горячее желание идти за Христом даже на смерть, предал Его, о чем сожалел всю оставшуюся жизнь. Мы можем только молиться Богу и Он все управит.
«Положитесь на Промысл Божий и усердно молитесь. Господь не оставит вас, Господь все устроит Сам наилучшим образом; а ко всему внешнему относитесь равнодушно». отец Иоанн Крестьянкин.
А насчет ереси, так я просто хотела образно передать свое видение, свое восприятие. А, если Ваши ответы на вопросы батюшки, что Вы написали искренние и относятся к Вам непосредственно, то я могу предположить, что Вы еще более, чем я недоросли до понимания очень многих вещей, так что и у Вас всё еще впереди. Однако, весело с Вами, благодарю Вас за то, что откликнулись.Всегда готова на диалог с Вами. Елена М
Всего то и понять: за что Каин Авеля убил?!...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Дождалась Европа кровавой премьеры,
Когда засверкал вдруг топор Робеспьера
И мчится с тех пор безумным галопом
К погибели вечной больная Европа!
"Но, может быть, иногда всё-таки пытка по заслугам?"
---Елена, Вы где-нибудь читали или слышали, чтобы христиане призываи (уж не говоря о действии)пытать своих врагов?! А про братьев по духу и по крови - и говорить-то нЕчего.
По заслугам может быть только наказание, которое определяет Суд.
"Вот меня многие пытаются убедить в том, что человека и его грех следует рассматривать отдельно друг от друга.Пытаюсь согласиться и всё-таки не могу."
--- Вам надо признать, что пока просто не доросли до этого понимания... Но у Вас ещё всё впереди!
"Человек(его тело), душа(этого человека) и действия этого человека (грехи и добродетели) - это, на мой взгляд такая же неделимая троица. Поэтому, когда мне говорят, что мы можем осуждать грех этого человека, но не самого человека, мне это кажется несколько натянутым, выбор-то сделал человек, троица, так сказать..."
--- Прямо ересь какая-то!
Н.Н.:"Мне кажется, что только из самого себя человек может грехи выжигать калёным железом; а когда это делает другой человек, да ещё без любви - то это пытка." Но, может быть, иногда всё-таки пытка по заслугам?
Вот меня многие пытаются убедить в том, что человека и его грех следует рассматривать отдельно друг от друга.Пытаюсь согласиться и всё-таки не могу. Есть Великая Троица, которую некоторые пытались разделить и были признаны неправыми. Человек(его тело), душа(этого человека) и действия этого человека (грехи и добродетели) - это, на мой взгляд такая же неделимая троица. Поэтому, когда мне говорят, что мы можем осуждать грех этого человека, но не самого человека, мне это кажется несколько натянутым, выбор-то сделал человек, троица, так сказать....
"- А, простите за вопрос, но младший брат пока кутил, он разве не занимался непослушанием? Его каленым железом, чтобы из него выжечь этот грех,да ?"
Мне кажется, что только из самого себя человек может грехи выжигать калёным железом; а когда это делает другой человек, да ещё без любви - то это пытка.
Хорошо Вам, Вы святая...
А мне вот тоже приходится с горечью и болью узнавать себя в старшем брате...
Спаси Вас Господи, отец Андрей, за живые проповеди!
Глубоко...
Есть над чем задуматься.
1.Кому завидуем? Совершенно искренне - никому.
2.Кого считаем несправедливо облагодетельствованным от Бога? - никого.
3.Кого из ближних или дальних называем недостойным милости?- Того, кто не хочет исправляться согласно заповедям.
4.Кого не хотим братом назвать? - ответ №3
5.Какие свои труды считаем несправедливо забытыми Богом? - У меня таких забытых трудов нет, скорее я еще в долгу перед Богом.
6.За что на Отца ропщем и обижаемся? - У меня причин для ропота на Отца не имеется.
Согласна, в нас очень много ветхозаветного человека (от нихже первый есмь аз)! Калёным железом надо выжигать непослушание, зависть и гордыню...
"Кому завидуем?" ---- ближнему своему, который выше нас.
"Кого считаем несправедливо облагодетельствованным от Бога?" --- ближнего своего, который выше нас.
"Кого из ближних или дальних называем недостойным милости?"
--- всех, кто выше нас.
"Кого не хотим братом назвать?" --- ближнего своего, которого Отец любит...
"Какие свои труды считаем несправедливо забытыми Богом?"
---повседневный, кропотливый труд, который мы обязаны выполнять, не ожидая награды за него...
"За что на Отца ропщем и обижаемся?" --- за любовь к ближнему (брату) своему.
Спасибо, о.Андрей, статья замечательная!
А я вот только теперь поняла, как мне сейчас трудно казалось бы с сестрами во Христе, как меня они смиряют, своим поведением - холодным отстранением - я ведь в их представлениях завзятая грешница, а они - мученицы. Потому что я позволяю себе и радоваться, и благодарить Бога за благодеяния постоянные, а они - сестры - только о том, что все плохо и будет еще хуже. А как же иначе? Все! Конец близок и давайте все валить в одну кучу! Мне с людьми, которые не говорят постоянно Господи, помилуй - напоказ - намного лучше было. Ей Богу! Но я понимаю их, хотя не всегда готова пожалеть. А надо бы...