"Настала пора убрать из учебников истории гнилой и преступный плюрализм"

Российские школьники должны изучать историю по единому учебнику – к такому выводу пришли члены Российского исторического общества, приехавшие на общее собрание, которое прошло в мироваренной палате Московского Кремля в среду. Собственно, необходимость создания такого учебного пособия под сомнение никто и не ставил, другое дело, кто, как и на основе чего должен его создавать? Предложений о том, как решать эту проблему, было едва ли не столько же, сколько учебников по истории можно найти в школьной библиотеке или продвинутом книжном магазине. Предлагалось даже вынести созданный группой ученых проект учебника в интернет, чтобы другие специалисты в смежных областях смогли оставить свои правки. Правда, доступ к проекту предлагалось предоставить только профессионалам, дабы избежать потоков псевдонаучных фактов и оценок.. В конце концов, участники собрания договорились создать свою рабочую группу, которая должна сыграть не последнюю роль в создании будущего учебника. О перипетиях спора вокруг будущего учебника по истории, а также о том, почему Иван Сусанин не мог вызвать подмогу по мобильному телефону и куда исчез из учебных пособий генерал Карбышев, в материале Накануне.RU.

Российское Историческое общество. Иванов и Нарышкин|Фото: Пресс-служба Президента РФ
Российское Историческое общество. Иванов и Нарышкин|Фото: Пресс-служба Президента РФ
Открывая заседание общего собрания Российского исторического общества, его председатель, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, обозначил несколько тем для обсуждения. Разговор о новом учебнике истории сразу затмил другие темы - 400-летие избрания на российский престол Михаила Романова и подготовку к грядущему 100-летнему юбилею начала Первой мировой войны.

Внимание именно к этому вопросу можно объяснить тем, что первоначально в списке участников встречи значился Президент Владимир Путин, который недавно сам предложил создать единый учебник, и от которого теперь ждали более конкретных суждений на этот счет. Но на встречу в Мироваренную палату Владимир Путин не пришел, и потому все внимание было приковано к словам главы президентской администрации Сергея Иванова.

"Претензии у родителей и учеников к учебнику остаются, и они достаточно сильные. Их беспокоит, прежде всего, отсутствие в учебнике ясного контекста, четко изложенной позиции по ряду ключевых исторических событий. Дети зачастую просто не понимают, о чем идет речь", - сказал Иванов.

"Недомолвки или профессиональные споры историков на страницах учебников превращаются для них в неразрешимые проблемы", - отметил он.

По словам Иванова, новый учебник истории, помимо всего прочего, должен быть написан простым и доступным языком.

Российское Историческое общество. Заседание|Фото: Пресс-служба Президента РФ
Российское Историческое общество. Заседание|Фото: Пресс-служба Президента РФ
Выступавший вслед за Ивановым ректор МГИМО Анатолию Торкунов, вспомнил пассаж главы президентской администрации о доступности текстов и признал, что язык некоторых пособий довольно сложен для понимания. В то же время учебникам, написанным педагогами-новаторами, в доступной для детей и подростков форме, порой не хватает фундаментальности.

"Я считаю, что нужно инициировать создание команд авторов, в которых будут представлены как школьные учителя истории, так и профессиональные историки, работающие в НИИ и вузах. А над созданием учебника для младших классов должны работать детские психологи, которые подскажут, как правильно и доходчиво представить тот или иной период и заинтересовать детей", - подчеркнул Торкунов.

В свою очередь, директор института всеобщей истории Александр Чубарьян заметил, что прежде, чем создавать новый учебник по истории, необходимо понять, на какую целевую аудиторию он будет рассчитан. По мнению ученого, это должны быть ученики 10 – 11 классов.

"Хотя с младшими школьниками тоже есть проблемы. Мультфильмы, может быть, и являются хорошим наглядным пособием для впечатлительных детей, но их обилие создает в голове у ребенка кашу", - отметил он.

Из-за этого, по словам Чубарьяна, дети нередко теряются в историческом пространстве и могут совершенно искренне недоумевать, почему же Иван Сусанин не мог вызвать себе подмогу по мобильному телефону.

Еще одной важной проблемой на пути создания единого учебника, по мнению академика, может стать несоответствие федеральной и региональной компоненты обучения. Так, например, в Татарстане, как он привел пример, региональная трактовка взятия Казани Иваном Грозным весьма сильно расходится с трактовкой федеральных учебников.

Иван Грозный. Взятие Казани|
Иван Грозный. Взятие Казани|
Судя по всему, услышанное задело за живое председателя Попечительского совета Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и общественного фонда "Центр национальной славы", главу ОАО "РЖД" Владимира Якунина, который вспомнил свои прогулки по книжным магазинам Казани.

"Лет семь назад я привез Владимиру Путину брошюру из Казани. Она живописует ужасы нашествия Ивана Грозного и заканчивается словами: "борьба татарского народа за независимость продолжается". Поэтому то, что мы здесь сегодня обсуждаем, является не просто актуальным, а системосохраняющим", - отметил Владимир Якунин.

"Если мы не создадим свой учебник, то наши дети будут учиться по книгам, написанным на средства Сороса, где периоду второй мировой войны и роли Советского Союза отведено несколько абзацев, а вкладу западной коалиции два листа", - добавил он. Последствия образования по такого рода учебникам весьма печальны, отметил он. "Все на собственном опыте познается. Пять лет тому назад мне нужно было подобрать специалистов, чтобы послать их работать во Францию. На собеседовании, они не смогли ответить на абсолютно простой вопрос: кто является председателем Совета Федерации? Эти блестящие инженеры были в полной панике. Один потом меня полушепотом спрашивает: "Что? Путин?" И так говорит подготовленный инженер, а что же говорить о школьниках?" - посетовал Владимир Якунин.

"Будь то написание учебника, будь то исследования в области культуры, складывается впечатление, что подчас государственные бюджетные средства идут на создание того, что противоречит всему тому, о чем мы здесь договариваемся. Ну, например, есть специальный фонд, который помогает школьникам в регионах знакомиться с современным искусством. А кто-нибудь слышал о программах, позволяющих знакомиться с достижениями нашей исторической и классической культуры? Ничего подобного нет!" - воскликнул Якунин.

Определив труд по созданию нового единого учебника как "задачу неподъемной сложности", Якунин предложил наработки, которые в свое время сделал Центр проблемного анализа и государственного проектирования. Он также подчеркнул, что образовательный процесс не ограничивается только созданием одного учебника, и потому на свет должна появиться книга учителя и рабочие тетради, и еще многое из того, что сделает учебу полноценной.

Готовность и желание поучаствовать в деле создания единого учебника истории со стороны общественных организаций понятно, однако как показали выступления, четких ориентиров того, каким должен быть этот учебник, пока нет ни у кого. Ясно, что эта работа будет продолжаться, пока же, наверное, стоит избавиться от очевидных несуразностей в толковании одних и тех же событий. Свою позицию по этому поводу корреспонденту агентства разъяснил участник сегодняшнего собрания, наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов):

архимандрит Тихон (Шевкунов)|Фото:ural.kp.ru
архимандрит Тихон (Шевкунов)|Фото:ural.kp.ru
- Конечно, единый учебник истории необходим. Я как-то спросил у группы студентов в 200 человек, которые были разного возраста, кто такой генерал Карбышев и кто такой генерал Власов? Кто такой Дмитрий Карбышев, не знал никто, а кто такой Власов, знали все. И мнение о Власове разделились пополам. 50% говорили, что это предатель, а другие 50% сказали, что это герой, который воевал против сталинского тоталитаризма. А потом они показали мне учебник, где о Карбышеве действительно не было ни слова, а о Власове сказано даже не двойственно, а просто преступно. Там приведена иллюстрация, где Власов стоит перед строем, а надпись под картинкой гласит: "Генерал Власов перед строем солдат и офицеров РОА. Герой или предатель?" Вот так вот мы и воспитываем то ли героев, то ли предателей! Поэтому должны быть четкие критерии подхода к истории, потому что кто-то может сказать, что и Власов и Гришка Отрепьев - настоящие герои России. А люди, которые понимают, что такое историческая преемственность России, понимают, что есть благо для нашей страны, что ее высшие идеалы выражаются в справедливости, любви, в жертвенной преданности Родине, должны заявить, что именно эти качества и являются критериями, по которым надо оценивать будущий учебник. А пока будет такой гнилой и преступный плюрализм, мы и будем получать абсолютно аморфное поколение за поколением.

Сергей Ганьжин

Источник: Накануне.Ru

28 февраля 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Протоиерей Валентин Кобылин: «Самое страшное – атмосфера безответственности государства» Протоиерей Валентин Кобылин: «Самое страшное – атмосфера безответственности государства»
Ситуация такая: образование просто уничтожают. Не раз в средствах массовой информации чиновники министерства образования, в том числе его руководитель Фурсенко, заявляли, что стране не нужны умные люди, образованных и так слишком много. Необходимы просто здоровые рабочие, то есть патриотически настроенные рабы, которые не доставят хлопот ни власти, ни работодателям.
«Контрольный выстрел» в образование «Контрольный выстрел» в образование
Борис Кагарлицкий
Неправильно «объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина». Также было бы не самой лучшей идеей «объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука». То же самое относится и к истории, «без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения».
Меньше знаешь – крепче спишь Меньше знаешь – крепче спишь
Борис Кагарлицкий
Увы, сейчас даже эта система, в том виде, в каком ее навязали нам за последние два года, может показаться верхом совершенства по сравнению с новой реформой образования, продвигаемой в Государственной Думе депутатами от «Единой России».
Комментарии
Юлия25 мая 2018, 18:52
Единого учебника нет до сих пор (май 2018г.) Студенты техникума (возраст 15-17лет) отечественную историю не знает НИКТО! После школы не могут назвать ни одной даты правильно из истории ХХ века!
Владимир13 октября 2013, 10:38
2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им. Идеология нужна неверующим людям, пусть они и обсуждают нужен им один учебник или несколько при чем здесь православные христиане? вы хотите быть втянуты в политику? потом не верещите и не кричите о гонениях.
Василий26 марта 2013, 19:55
Еще по поводу "гнилого плюрализма" - складывается впечатление, будто это говорит какой-нибудь большевистский идеолог.

А историю нельзя загонять в идеологические рамки. История - это расследование.
Василий 5 марта 2013, 19:30
Простите, Виталий Я-за, а с каких это пор закон всемирного тяготения - ложь?

А что касается идеологии - исторические факты следует трактовать объективно, а не в угоду идеологии или устоявшимся взглядам. А в истории России действительно много весьма неоднозначных моментов (например, та же Октябрьская революция).
Кстати, о.Тихон Шевкунов упоминает Отрепьева - а ведь на самом деле до сих пор неизвестно, кем был Лжедмитрий Первый. То, что это был Отрепьев - не более чем одна из версий.
Виталий Я-ЗА 5 марта 2013, 03:39
Анна, Вы написали ложь. (Ложь - это такой научный термин, означающий утверждение, не соответствующее истине).
Факты падения тел на землю - это наука, а закон всемирного тяготения, объединяющий все эти факты - это не наука. Это ложь.
Факты падения тел на землю - это наука, а закон всемирного тяготения - это не наука, а идеология. Это ложь.
"В традиционном учебнике детям надо разъяснить, что такое хорошо и что такое плохо... один учебник - и объяснение одно..."
"Учебник", разъясняющий, что такое хорошо и что такое плохо (в том исключительном смысле этих слов, в котором Вы их употребили) - это Библия, он действительно один и объяснение, действительно одно.
К Вашему сведению, сейчас России запрещено (внешним интервентным жестким воздействием и манипулятивным мягким - все, что с этим понятием связано, подается сми в отрицательном ключе) иметь идеологию. А идеология – это "некоторая совокупность идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей (например, русский народ) выражает свое отношение к существующей социальной реальности, отдельным ее проблемам и конфликтам" ("Философский словарь" под ред. Фролова). Идеология "упорядочивает социальную реальность", задает "систему координат, позволяющую ориентироваться в пространстве и совершать осмысленные действия". Идеология – это карта реальности. Как без этой карты? Что вместо нее?
Геннадий-либерал 2 марта 2013, 13:14
В интересе сохранения преимущества Православия на исконных территориях славянских народов необходим не учебник истории, пусть даже самый достоверный по фактическому материалу (что в принципе невозможно), а учебник сравнительного религиоведения, что будет иметь обязательным следствием следующие эффекты:
- очевидная историческая перспектива и роль славянских народов в процессе общего развития человечества;
- ущербность иных отличных от Христианства религиозных конфессий и учений;
- несомненность преимущества принятия Православного вероучения для каждого народа, так и отдельной личности;
- доказательства фактора неминуемой деградации общества (причем во всех отношениях) при отступления или изоляции от Православного вероисповедания.
В отношении фрагментов передаваемой в статье дискуссии хочется получить вразумление:
- а в чем ненормальность не знать кто является председателем СФ РФ?
- какие такие "неразрешимые проблемы" возникают у учеников 10-11 классов в связи с существующими "спорами историков"?
- какого критерия праведности должен держаться каждый человек, чтобы быть героем или предателем: "жертвенной преданности Родине" или "историческая преемственность России" или "высший идеал справедливости и любви"?
Анна 2 марта 2013, 10:52
Виталию Я-ЗА:
история - это прежде всего набор фактов: тогда-то родился, тогда-то умер. а вот трактовка фактов - это уже и не совсем история... это уже идеалогия... а поскольку в традиционном учебнике детям надо разъяснить, что такое хорошо и что такое плохо... один учебник - и объяснение одно...

Василию:
пятен белых я думаю немного. много мнений на счет того как к этому относится...
Павел 1 марта 2013, 15:38
Боюсь, что сегодня из этой затеи ничего не выйдет. Нет сегодня историка, равного по таланту, силе и вдохновению Иловайскому. Да и за саму эту фамилию в некоторых "приличных обществах" могут вежливо покрутить пальцем у виска. Надо, чтобы сначала у самих историков в голове сложился хоть какой-то порядок, безотносительно к коньюнктуре.
Наталия 1 марта 2013, 12:22
Очень благодарна Тороповой Вере Демьяновне,учителю химии-биологии(!)за то, что знаю, кто такой генерал Карбышев.
Виталий Я-ЗА 1 марта 2013, 05:05
Василию:
Не знаю, не знаю. Как бы введение русского языка как государственного на территории Российской Империи не привело к уничтожению национальных языков, к появлению "единственно правильной культуры (малтикультуры, multiculturalism)", при том, что в русском современном языке немало всяких спорных заимствований, букв, кстати, тоже слишком много (вон, в английском всего 26).
Как Вам такая постановка вопроса?
Василий28 февраля 2013, 23:02
Не знаю, не знаю. Как бы создание единого учебника не привело к новой идеологизации истории, к появлению "единственно правильной точки зрения" на те или иные исторические события (при том, что в истории России немало белых пятен).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×