Как минимум раз в год, а на деле, конечно, чаще, мы вспоминаем фарисея из рассказанной Спасителем притчи. Главным образом для того вспоминаем, чтобы кого-то обличить в нехристианском, а именно фарисейском, отношении к ближнему. Основные приметы отношения этого суть: превознесение до небес своих собственных добродетелей, похвальба ими, уничижение окружающих людей-грешников, угадывание и тонкое, придирчиво-презрительное рассмотрение их немощей и пороков. А также – чрезмерное внимание к внешнему и небрежение о внутреннем. И мы нередко говорим о ком-то: «Ну, он фарисей!». Или еще: «Это какое же фарисейство!».
Мытарь и фарисей |
А может, есть в слове сем и что-то доброе? А может, и в нем, «менее оправданном», тоже что-то положительное удастся найти?
По мне, так точно удастся.
«Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю...». Что в этом плохого? И что плохого в том, что он не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи»? Разве только то, что он сам об этом говорит, сам о себе свидетельствует... Но он же сам и благодарит за это: «Боже, благодарю Тебя». То есть понимает, судя по всему, что если бы не Господь, то не смог бы он устоять в добре, не совершил бы ни одного из дел добродетели, о которых тут речь.
Да, погрешает он, безусловно, в том, что допускает в сердце превозношение над «прочими», а особенно над плачущим о грехах своих мытарем, которого Бог за эти слезы и смирение уже оправдал. Но разве нет у нас причин для того, чтобы и его, фарисея, хотя бы отчасти, хотя бы чуть-чуть оправдать? Когда сам трудишься, подвизаешься, удерживаешься от греха, по крайней мере, делом, то так легко впасть в осуждение! Враг не оставит тебя в покое, но постоянно будет искушать видением грехов чужих, ярким и красочным. И не менее ярким и красочным видением твоих подвигов. И более того: «праведный» гнев будет рождаться в твоем сердце при созерцании чужих беззаконий: ведь беззаконнующий не просто позорит высокое звание человеческое, он Бога своими грехами оскорбляет! Как не сердиться на него за это, когда ты сам более всего боишься оскорбить Творца, почитаешь это за главное несчастье в жизни? Вот и фарисей, бедный, на этом неровном месте претыкается и падает. А мы и рады его, окаянного, пригвоздить к позорному столбу...
Только почему рады-то? Не потому ли, почему почти всегда нам так хочется кого-то «заклеймить», «приговорить» или, по крайней мере, принизить? Ведь только согласимся с помыслом о том, что кто-либо плох, никуда не годен, и, глядишь, мы сами окажемся не так уж плохи и сгодимся на что-нибудь. Вот и фарисея так сладко и так отрадно привычно осуждать! Можно уже и забыть о его вполне реальных добродетелях, можно не давать им никакой цены (они же отравлены гордостью и превозношением!), можно увериться, что с нас этого, внешнего, делания Господь не спросит, мы-то знаем, что внутреннее куда важней! Знаем и... внутренне сами же осуждаем фарисея и превозносимся над ним. И становимся, таким образом, судя по всему, фарисеями в квадрате, не меньше.
А вероятнее всего, и больше. Нам кажется, что мы все понимаем: вот «плохой фарисей», вот «хороший мытарь», грешный праведник и праведный грешник. Но когда на путях своей собственной жизни встречаем очередного «мытаря» (то бишь грешника), не замедляем с тем, чтобы и его осудить. Так и «спасаемся»: не имея дел одного и смирения другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся.
Но все же это не значит, что мы совсем пропащие. Милостив Господь, и если нет для нас другого шанса прозреть, то многоразличными образами Он попускает нам познавать наше убожество и окаянство, нашу предельную нищету и слабость, так что поневоле мы порой твердим уже не молитву того и молитву другого, а свою собственную: «Боже, благодарю Тебя, что дал мне познать и сердцем ощутить, что я, а не кто-то, хуже всех. Худость же свою с сокрушением исповедую и от сознания ее милости смиренно прошу».
Хотя... Почему только собственную? Может, и фарисей так же молился вскоре после описанного Господом эпизода? Не исключено. Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе...
- « А путь его таков: труды телесные и мненье,
Что грешен, паче всех грехов,
И ниже всех стоишь».
- «А как узнать, что ниже всех?»
- «Когда вниманья не даешь грехам других,
А думаешь лишь только о своих
И непрестанно молишь за себя у Бога».
Поучение 1-е в неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея
"По какому поводу Господь сказал эту притчу? Он сказал ее к людям, которые обольщены и обмануты самомнением, полагаются и уповают на свою праведность, на свои добрые дела, смотрят из своего самомнения и самообольщения на прочих людей, их уничижают, то есть, низко думают о них, презирают, осуждают, злословят и тайно, в душе своей, и явно, пред человеками.
Мрачен взгляд фарисея из его самообольщения на человечество! «Несмь, якоже прочии человецы, – говорил он, – хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или якоже сей мытарь»."
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/6
"Батюшка, есть только одно возражение: именно фарисеи распяли Господа"
По свидетельству Иосифа Флавия, Анна (Анан, Ханан бен-Шет) был из партии саддукеев (книга 20, гл. 9:1), и Кайафа, его зять, тоже были саддукеями. В Синедрионе решающий голос принадлежал именно саддукеям, из них избирались и первосвященники. Иисус был предан римлянам, и казнен по римскому закону (а не побит камнями, Втор. 17:2-5).
Так что не совсем фарисеи распяли Господа.
Господня притча ежегодно,
Тревожит грешну совесть нам,
МытАрь и фарисей привычно
Приходят в светлый Божий храм.
Один хваляся перед Богом,
Перечисляет, как он свят,
Другой биет себя упреком,
Стыдится голову поднять.
Сей мнимоправедный кивает,
Сам осуждает мытаря,
А грешник Бога призывает,
Прощенья просит, кается.
Мораль сей притчи нам понятна:
Не возносись, не унижай,
И Богу лести не приятны-
Смиреньем лишь получишь рай.
5.02.2017г. 10.00
© Copyright: Диакон Дмитрий Кузят, 2017
... и тех, кто искренне пытаются приводить в порядок и внешнее и внутреннее, спешим поскорее записать в фарисеи, ханжи и лицемеры! В духе самой что ни на есть закваски фарисейской. Об этом статья. Спаси вас Бог, отец Нектарий!
Закхей и смоква
[Лк.19:5] Иисус, … увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
Христос говорит ему сойди скорее. Со смоквы. Это значит покинуть иудейскую церковь.
Не Закхей Его увидел, ибо увидеть из ветхозаветной церкви Христа не получается, а смоква это и есть та ветхозаветная церковь, которая не даёт плодов и которую надо срубить и бросить в огонь. Христос же увидел Закхея и сказал, что надо Ему быть у него в доме сегодня.
Почему именно дома? Вспоминаем: [Откр.3:20] Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Это ещё раз подтверждает избраннический характер в христианстве. [Ин.15:16] Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
Следует все-таки отметить, что устремления и Закхея и Христа были взаимны ещё до их встречи. Здесь тайна. Значит не придёт ко мне домой Христос, если и я не ищу Его?
И дальше уже плоды встречи: [Лк.19:8] Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Почему вчетверо? Не втрое или двое, а вчетверо и это тоже не случайно. Нищие это нищие духом и вчетверо это через четвероевангелие.
за прекрасные проповеди в текстовом формате.
Хочу и я напечатать несколько слов в защиту фарисея,и в осуждение мытарям.Прежде прошу вспомнить другого мытаря
из Евангелие от Луки -по имени Закхей. Кроме умения лазать по деревьям он еще и великолепный лгун.Цитата"Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо".
Единственный доход мытаря -это обирание налогоплательщиков
под видом сбора налогов.Так что обидел он всех,кто с ним имел дело и каким образом он собирался возместить вчетверо,имея
деньги только с них,каждому -загадка.И еще одна тонкость:
ни Закхей,ни безымянный мытарь из причты ни словом ни заикнулись о смене профессии.
Теперь - о фарисее
"Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю"
Не орал на площади -какой он замечательный,за все благодарил Бога-не себя .И Богу только это и говорил в молитве
Разве мы не благодарим Бога за все хорошее,что сотворили своими руками?
Конечно, я согласна с иеромонахом Игорем (Васильевым), что притчи нам даны не для обсуждения, а для трезвения. Мы все православные, читаем Евангелие и святых отцов, и пытаемся понять что к чему. Разномыслие-то допускается.
По вашему мнению сначала надо стать как фарисей, чтоб его осуждать
Увольте ,дорогой друг, а если жизни не хватит ,что вместо спасения и крестного пути, становиться книжником, юристом-бизнесменом, не о спасении говорить а о законе и законности, и о себе в законе.
Первым в Рай вошёл разбойник, а всего то как головешка из огня успел ПОКАЯТЬСЯ не ослеп в неправде своей.
А делал он много,потому что соблюдал Закон Моисея, Вы знаете какой фарисей делал это по воли сердца, а какой по исполнении закона. Осуждать нель-зя, рассуждать думать должно, для чего притча рассказана , для поучения или для погубления? Осуждается не конкретное лицо, персона, а явление. Не нарушил, и мы не нарушаем заповедь "НЕ СУДИ" Сидорова Петра Ивановича.
Откроем Евангелие и прочтём слва Спасителя: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф.5:20).
Вот вам и ответ на вопрос. А у нас что? -- Нет ни дел фарисея, ни смирения мытаря, одно осуждение...
Вспомним ещё и слова из Канона прп. Андрея: "Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися".
Помоги нам Господи!
Кто-нибудь делает хотя бы столько, сколько фарисей делал? Только, опять же, честно? Да, нам еще работать и каяться многие годы, чтобы хотя бы достичь фарисейского уровня благочестия. Он, по крайней мере, говорил то, что искренне думал. Да, он смешон и неприятен. А кто из нас не смешон в наших мысленных потугах перепрыгнуть планку фарисейства, когда даже она нам еще не посилам? Фарисея Господь осудил, а кто мы, чтобы его осуждать?
А об уровне мытаря даже говорить рано.
"Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися".
Канон преп. Андрея Критского, понедельник, песнь 9.
Видно, что и в Триоди тема неоднозначно трактуется и фарисей тут скорее именно менее оправдан, чем совсем осужден.Присоединяюсь к автору.
Фарисей имеет Ветхий Завет и ФОРМАЛЬНО исполняет его, и ему награда по Завету МАКСИМУМ, место в аду-Лоно Авраамова.
Мы же именуемые себя Христьянами имеем НОВЫЙ ЗАВЕТ но формально исполнить Его никак нельзя, это неисполнение, теряем обетованное нам Христом ЦАРСТВО НИ-БЕСИ-НОЕ, наша потеря несравнима с потерей фарисея. ПОКАЕМСЯ!
Простите батюшка Александр и благословите
Права Галина - Сострадание - редкость в наше время...
А если бояться соблазнить кого-то, то надо запретить издание Евангелия - там столько поводов...
Вы что всерьёз считаете, что люди не в состоянии понять о чем статья?
Или нужно писать только "2 2", а то вдруг прочтет первоклассник, не поймёт что такое "2*2" и соблазнится...?
Зачем???? путать людей????????
Игумен Нектарий, не боитесь, что ваша такая статья может стать кому то в соблазн?????????????
Да и заголовок статьи- это от себя?
Спаси Господи нас всех и помилуй!
07:39Елена М:
Мне Ваши рассуждения показались интересными, но я согласна с иеромонахом Игорем (Васильев): не стоит путать людей!
Есть каноническое прочтение этой притчи - и точка. Всё остальное - притягивание за уши. Причина - всегда впереди следствий (оговорить невинного - это лишь одно из последствий фарисейства, но и не только фарисейства).
Прости нас,Господи,и помилуй !
Большое Вам спасибо !
А Господь говорит, что он любит каждого и оправдывает каждого. Спасение заключается не только в строгом соблюдении законов,обрядов, а прежде всего в покаянии и любви. Гордым, как фарисей, Господь противится. Осуждать мы никого не имеем права, а вот грех назвать грехом должны и отвращаться от него тоже должны. Мытарь это чувствовал, как никто другой. Мы наверно подобное чувствуем лишь в секунды смертельной опасности, тяжёлой болезни или угрызений совести. Простите, если что не так.
Неделя о мытаре и фарисее.
Канон на утрене.
Песнь 7:
Смирения аки лествицею употребився образом мытарь, / к небесней высоте возвысися: / гордынею же гнилою и безумием окаянный вознесся фарисей, / сниде до ада преисподняго.
Притчи рассказанные Иисусом, Господом нашем, даны нам не для того, чтобы кого-то судить или оправдывать, а для того чтобы трезвиться, взирая на правду и неправду. И еще для того, чтоб честно взирая на себя видеть в данном случае фарисеем себя любимого и всеми силами бороться с этим уродством своей души. Отцы это очень хорошо сознавали, а вот современные сочинители, от них же первый я есть, часто подменяют понятия.
Не согласен с Вами, не стоит путать людей. Простите, дорогой отец Нектарий.
Ну да, по-видимому, фарисей просто, в данном случае, не каялся, а приносил благодарственные молитвы Богу,потому и ушел менее оправданным? Может он просто, увидев того, кто настолько грешен просто забыл о своих собственных грехах?
Мне кажется всё-таки, смысл в том, что нам разглядеть не под силу,а Богу было ясно: фарисей все свои добродетели совершал не потому, что чувствовал потребность души своей в их исполнении, а так, как у людей, мол, чтобы люди о нем имели хорошее мнение, чтобы среди людей слыть уважаемым, чтобы внешне всё было пристойно, но, если его земной устроенной и размеренной жизни вдруг что-то начнет угрожать, то сразу же проявится его гнилая сердцевина: и распнет, и предаст и т.д. и т.п., а главное, что даже и не раскаится.
Как легко молиться и благодарить, будучи уверенным (в глубине души), что ты "избран", что Господь ИМЕННО ТЕБЯ выбрал для праведности, для будущего спасения. Тогда и Бог видится как бы "своим" (прости меня, Господи!), и соглашение о твоем личном спасении уже как бы "подписано обеими сторонами". Ты, главное, своих обязательств не нарушай, и Бог своих не нарушит. Как всё понятно!
И вдруг мытарь?! Который в жизни ничего не соблюдал, но тем не менее, и он оправдан! Где же справедливость? В чём? И тихий ответ Господа:"друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со Мною? Возьми своё и пойди, Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве Я не властен в Своем делать, что хочу?"
Господи! Все мы "за динарий" договорились с Тобой! И кто получит его, чьи труды окажутся действительно "в винограднике Твоем", а не "в себя богатея"? Помилуй нас всех, Господи, и мытарей, и фарисеев, и тех, кто не пришел еще в Храм Твой! Прости нам грехи наши, дай еще время на покаяние!
А притча о мытаре и фарисее, по-моему, это еще и притча о надежде - о том, что как бы ни жил человек, Господь не забудет его и услышит, только бы ты пришел к Нему...
Проблема нашего времени - фарисейство в квадрате, которое не позволяет нам адекватно понимать, казалось бы, простые притчи. В этом отношении статья очень своевременна.
Всегда нахожу в Ваших статьях много для себя спасительного, они заставляют взглянуть на себя со стороны. Прочитала "О фарисее с любовью" и поняла, что во мне тоже есть от фарисея, что каяться надо не превозносясь иначе сам в этот же грех впадешь - за гордость твою наказан будешь.
Простите и благословите батюшка. Поклон земной Вам и Бог в помощь.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.(Мф.5)
Так мы валяем фарисея сколько веков, и считаем, что то, что он исполнял, нам и не обязательно; тщание в исполнении особенно не приветствуется...А зачем? Что я, фарисей? так он такой сякой.
P.S.
Часто странны и изображения: фарисей всегда изображается этаким надутым богачем, а мытарь вроде как почти нищий...Странновато...
Низкий поклон отцу Нектарию, за "поднятие" столь важной темы.
Безусловно, что "Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе..."
А вот в том, "что фарисей не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» плохо то, что ЕМУ для творения "добрых" дел НЕ НУЖЕН ХРИСТОС (Спаситель). Поэтому, как только возникла угроза внешнему благочестию фарисеев, они распнули Сына Божия, отверглись Бога. Сей притчей Господь освящает нам исчерпанность Ветхого и необходимость Нового Заветов. Именно потому разбойник, мытарь и блудница, не имеющие духовной коросты внешнего благочестия, принесением истинного покаяния через осознание своей немощности самостоятельного творения добра, оправдываются Господом более! Фарисей если и будет оправдан, то будет "спасен, как бы из огня, без добрых дел", ибо "если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1,Ин.,1,8) и "кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме" (1,Ин.,2,9).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Слова Спасителя о Страшном суде, где Он, обращаясь к некоторым, говорит: "... не Твоим ли именем мы изгоняли бесов?", а затем осуждает их, наводят меня на страшную мысль о том, что не все имеющие добродетели спасутся...
Люди праведной жизни советуют нам оправдывать ближних, а в себе искать недостатки.
Может, но этого никто не знает. Мы не осуждаем фарисея, как человека, но обращаем внимание на НЕДОПУСТИМОСТЬ того, КАК он приносит своё покаяние! Согласитесь, что благодарить Бога за то, что у тебя нет каких-то грехов и плакать над своими грехами - совсем ни одно и тоже! О чём, собственно, и притча.
..."Так и «спасаемся»: не имея дел одного и смирения другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся."
А вот за эти слова - низкий Вам поклон, о.Нектарий, и огромное спасибо! Этот "диагноз" не в бровь, а в глаз!
Кланяюсь Вам и благодарю каждый раз Господа за возможность услышать душеполезные размышления.