О фарисее с любовью

Как минимум раз в год, а на деле, конечно, чаще, мы вспоминаем фарисея из рассказанной Спасителем притчи. Главным образом для того вспоминаем, чтобы кого-то обличить в нехристианском, а именно фарисейском, отношении к ближнему. Основные приметы отношения этого суть: превознесение до небес своих собственных добродетелей, похвальба ими, уничижение окружающих людей-грешников, угадывание и тонкое, придирчиво-презрительное рассмотрение их немощей и пороков. А также – чрезмерное внимание к внешнему и небрежение о внутреннем. И мы нередко говорим о ком-то: «Ну, он фарисей!». Или еще: «Это какое же фарисейство!».

Мытарь и фарисей
Мытарь и фарисей
А я вот думаю о фарисее из притчи и мне его почему-то очень жалко. И не только потому, что он вышел из храма «менее оправданным», чем мытарь, хотя и поэтому тоже. В сущности, что нам такого уж плохого о нем известно, чего это мы на него так ополчились, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей».

А может, есть в слове сем и что-то доброе? А может, и в нем, «менее оправданном», тоже что-то положительное удастся найти?

По мне, так точно удастся.

«Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю...». Что в этом плохого? И что плохого в том, что он не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи»? Разве только то, что он сам об этом говорит, сам о себе свидетельствует... Но он же сам и благодарит за это: «Боже, благодарю Тебя». То есть понимает, судя по всему, что если бы не Господь, то не смог бы он устоять в добре, не совершил бы ни одного из дел добродетели, о которых тут речь.

Да, погрешает он, безусловно, в том, что допускает в сердце превозношение над «прочими», а особенно над плачущим о грехах своих мытарем, которого Бог за эти слезы и смирение уже оправдал. Но разве нет у нас причин для того, чтобы и его, фарисея, хотя бы отчасти, хотя бы чуть-чуть оправдать? Когда сам трудишься, подвизаешься, удерживаешься от греха, по крайней мере, делом, то так легко впасть в осуждение! Враг не оставит тебя в покое, но постоянно будет искушать видением грехов чужих, ярким и красочным. И не менее ярким и красочным видением твоих подвигов. И более того: «праведный» гнев будет рождаться в твоем сердце при созерцании чужих беззаконий: ведь беззаконнующий не просто позорит высокое звание человеческое, он Бога своими грехами оскорбляет! Как не сердиться на него за это, когда ты сам более всего боишься оскорбить Творца, почитаешь это за главное несчастье в жизни? Вот и фарисей, бедный, на этом неровном месте претыкается и падает. А мы и рады его, окаянного, пригвоздить к позорному столбу...

Только почему рады-то? Не потому ли, почему почти всегда нам так хочется кого-то «заклеймить», «приговорить» или, по крайней мере, принизить? Ведь только согласимся с помыслом о том, что кто-либо плох, никуда не годен, и, глядишь, мы сами окажемся не так уж плохи и сгодимся на что-нибудь. Вот и фарисея так сладко и так отрадно привычно осуждать! Можно уже и забыть о его вполне реальных добродетелях, можно не давать им никакой цены (они же отравлены гордостью и превозношением!), можно увериться, что с нас этого, внешнего, делания Господь не спросит, мы-то знаем, что внутреннее куда важней! Знаем и... внутренне сами же осуждаем фарисея и превозносимся над ним. И становимся, таким образом, судя по всему, фарисеями в квадрате, не меньше.

А вероятнее всего, и больше. Нам кажется, что мы все понимаем: вот «плохой фарисей», вот «хороший мытарь», грешный праведник и праведный грешник. Но когда на путях своей собственной жизни встречаем очередного «мытаря» (то бишь грешника), не замедляем с тем, чтобы и его осудить. Так и «спасаемся»: не имея дел одного и смирения другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся.

Но все же это не значит, что мы совсем пропащие. Милостив Господь, и если нет для нас другого шанса прозреть, то многоразличными образами Он попускает нам познавать наше убожество и окаянство, нашу предельную нищету и слабость, так что поневоле мы порой твердим уже не молитву того и молитву другого, а свою собственную: «Боже, благодарю Тебя, что дал мне познать и сердцем ощутить, что я, а не кто-то, хуже всех. Худость же свою с сокрушением исповедую и от сознания ее милости смиренно прошу».

Хотя... Почему только собственную? Может, и фарисей так же молился вскоре после описанного Господом эпизода? Не исключено. Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе...

Игумен Нектарий (Морозов)

28 февраля 2013 г.

Смотри также
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митр. Лимассольский Афанасий
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митрополит Лимассольский Афанасий
Любовь не может быть навязана логикой. Любовь выше логики. Поэтому мы не можем применять критерии мирской логики к тем людям, которые любят Бога. Святые руководимы своей логикой, которая отлична от мирской, потому что их логика – это «логика» любви. Так что Церковь не учит нас просто становиться хорошими людьми – хотя и этому тоже. Это все азы. Наша Церковь учит нас любить личность Господа нашего Иисуса Христа.
Поучение в неделю о мытаре и фарисее.
О молитве и покаянии
Поучение в неделю о мытаре и фарисее.
О молитве и покаянии

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
В ныне чтенном Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк., 18:13). Достойно внимания и то, что такая краткая молитва услышана Богом, и то, что она произносилась в храме во время общественного Богослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы: благочестивое рассмотрение ее делается нашим священным долгом.
Библия, изложенная для семейного чтения.
Господни притчи
Библия, изложенная для семейного чтения.
Господни притчи

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
О мытарях, фарисеях и о самих себе О мытарях, фарисеях и о самих себе
Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
В Евангелии святым апостолом Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Что же может так разорить в человеческих душах великое дело Христово? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, где и когда были произнесены эти слова? Они были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу о мытаре и фарисее. Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных катастроф и поражений многих из тех, кто вначале уверует во Христа.
Кто такие фарисеи? Кто такие фарисеи?
Отвечает иером. Иов (Гумеров)
Кто такие фарисеи? Кто такие фарисеи?
священник Афанасий Гумеров
Кто такие фарисеи?
Комментарии
Катерина 17 февраля 2019, 00:01
Очень хорошая проповедь. Не зря в другом месте евангелист приводит совет Спасителя превзойти в своих поступках, вере фарисеев. Как минимум. Т.е. фарисей минус гордыня минимальная планка.
Адриана 2 февраля 2018, 04:18
«Смирение что есть?» - ко старцу был вопрос.
- « А путь его таков: труды телесные и мненье,
Что грешен, паче всех грехов,
И ниже всех стоишь».
- «А как узнать, что ниже всех?»
- «Когда вниманья не даешь грехам других,
А думаешь лишь только о своих
И непрестанно молишь за себя у Бога».
Твтьяна29 января 2018, 22:12
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Поучение 1-е в неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея

"По какому поводу Господь сказал эту притчу? Он сказал ее к людям, которые обольщены и обмануты самомнением, полагаются и уповают на свою праведность, на свои добрые дела, смотрят из своего самомнения и самообольщения на прочих людей, их уничижают, то есть, низко думают о них, презирают, осуждают, злословят и тайно, в душе своей, и явно, пред человеками.
Мрачен взгляд фарисея из его самообольщения на человечество! «Несмь, якоже прочии человецы, – говорил он, – хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или якоже сей мытарь»."
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/6
Ирина28 января 2018, 23:29
Ирина - Анне: Простите, буду откровенна. На мой взгляд, именно в таких оправданиях и кроется суть фарисейства: Анна и Каифа - саддукеи, окончательное решение вообще принимал Понтий Пилат по римским законам, а фарисеи как-бы и ни причем, просто сидели в Синедрионе. В наше время борьба между добром и злом приняла такой характер, что не представляется возможным быть немного фарисеем, немного мытарем. Ты или по эту сторону, либо по ту. Просто зло сейчас рядится в тогу добродетели, все стало очень лукаво и лицемерно, и это особенно страшно. Впрочем, я не утверждаю, что я однозначно права. Вполне возможно, что я ошибаюсь и далека от истины.
Надежда28 января 2018, 14:23
В моем понимании статья побуждает к дерзновению и труду. Порой человек даже не осознает,что нужно в себе искоренить.А лицемерная констатация факта своей греховности не освобождает от вины.
Анна Тарасенкова28 января 2018, 13:10
Для Ирины 5 февраля 2017, 19:18
"Батюшка, есть только одно возражение: именно фарисеи распяли Господа"

По свидетельству Иосифа Флавия, Анна (Анан, Ханан бен-Шет) был из партии саддукеев (книга 20, гл. 9:1), и Кайафа, его зять, тоже были саддукеями. В Синедрионе решающий голос принадлежал именно саддукеям, из них избирались и первосвященники. Иисус был предан римлянам, и казнен по римскому закону (а не побит камнями, Втор. 17:2-5).
Так что не совсем фарисеи распяли Господа.

Сергей Рымарев27 января 2018, 14:46
Многая лета о. Нектарию! Спасибо за прекрасное, любвеобильное и точное толкование этой притчи, которое показывает путь следования православного христианина ко спасению. Разумная аскеза фарисея и искреннее сокрушения мытаря - вот, что должны мы непрестанно делать в нашей земной жизни для достижения Царствия Божия! Помогай нам в этом, Господь!!!
Игорь26 января 2018, 20:27
Замечу, что оправданными вышли оба.
Дмитрий Кузят 7 февраля 2017, 20:15
МытАрь и фарисей

Господня притча ежегодно,
Тревожит грешну совесть нам,
МытАрь и фарисей привычно
Приходят в светлый Божий храм.

Один хваляся перед Богом,
Перечисляет, как он свят,
Другой биет себя упреком,
Стыдится голову поднять.

Сей мнимоправедный кивает,
Сам осуждает мытаря,
А грешник Бога призывает,
Прощенья просит, кается.

Мораль сей притчи нам понятна:
Не возносись, не унижай,
И Богу лести не приятны-
Смиреньем лишь получишь рай.

5.02.2017г. 10.00

© Copyright: Диакон Дмитрий Кузят, 2017
Вячеслав 6 февраля 2017, 06:15
Ныне фарисей оправдывается, а мытарь изгоняется. Тайна беззакония уже деется.
Ирина 5 февраля 2017, 19:18
Батюшка, есть только одно возражение: именно фарисеи распяли Господа, потому что Господь Иисус Христос совершенно не вписывался в их представления о "настоящем" Боге. Стоит только чуть-чуть встать на позиции фарисея, и потом очень трудно избавиться от психологии лицемерия и фальши. Святые отцы говорили, что добрыми делами спастись невозможно, а вот покаянием возможно спастись и без дел. Пример - благоразумный разбойник. А ведь очень многие, совершив массу благочестивых поступков, но не в Имя Божие, а в свое имя, погибли. Хоть в чем-то принять позицию фарисея - по-моему, это очень опасно.
Наталья 5 февраля 2017, 17:01
А мне статья понравилась, и дискуссия в комментариях тоже. Много над чем можно поразмышлять. Спасибо, отец Нектарий, братья и сёстры.
Оля Гизатуллина21 февраля 2016, 22:45
Александру Гончарову. по Преданию Церкви Закхей впоследствии оставил свою работу мытаря и стал епископом, вот только не помню в какой области. так что зря вы так про него. И если Господь сказал что ныне спасение дому сему, то Он то наверное видел в душе его покаяние и перемену. смог он не смог всем все вернуть, это не столь важно, главное что он этого захотел искренне. А Господь и намерение приветствует.
21 февраля 2016, 19:59
Оба ушли оправданными, но мытарь более чем фарисей. Спаси Господи о.Нектарий!
Вера Антоновна21 февраля 2016, 12:43
Выражаю сердечную благодарность отцу Нектарию за статью.Сама уже много лет тщусь приити в меру фарисея и блудного сына.Те явно имеют страх Божий и усердие.А без этого и покаяние не приходит.
Валерий Хомич21 февраля 2016, 06:54
Господи Иисусе Христе Сыне Божий,помилуй мя многогрешного!Благословите,отец Нектарий!И прошу молитв о рабе Божьем Валерии.
20 февраля 2016, 22:48
Был я и фарисеем когда воцерковлялся и мытарем когда грешил после прощения,уж воистину и глаз не поднять,только Боже милостив буди..
Наташа20 февраля 2016, 21:11
Иисус Христос сам сказал кто вышел из храма оправданный.
Юлия 6 февраля 2015, 20:52
"Можно уже и забыть о его вполне реальных добродетелях, можно не давать им никакой цены (они же отравлены гордостью и превозношением!), можно увериться, что с нас этого, внешнего, делания Господь не спросит, мы-то знаем, что внутреннее куда важней! Знаем и... "
... и тех, кто искренне пытаются приводить в порядок и внешнее и внутреннее, спешим поскорее записать в фарисеи, ханжи и лицемеры! В духе самой что ни на есть закваски фарисейской. Об этом статья. Спаси вас Бог, отец Нектарий!
Ирина 1 февраля 2015, 21:53
Ни один из книжников или фарисеев, приведших блудницу на суд к Господу, не осмелился бросить в нее камень, будучи обличаем своей совестью. А мы, православные, лупим друг в друга и камнями, и комьями грязи, и ничего - совесть молчит. Привыкла, наверное.
Ирина 1 февраля 2015, 21:15
Все дело в том, что мы все фарисеи, в большей или меньшей степени. Отличаемся же друг от друга только тем, что некоторые из нас находят в себе смелость в этом признаться, а некоторые - нет. И тогда вторые начинают обличать первых.
Анатолий Пеньшин31 января 2015, 18:25
Александр Гончаров! Богатство духовное чем более отдаётся, тем более возрастает. Закхей с Иисусом именно о таком богатстве беседуют.

Закхей и смоква
[Лк.19:5] Иисус, … увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
Христос говорит ему сойди скорее. Со смоквы. Это значит покинуть иудейскую церковь.
Не Закхей Его увидел, ибо увидеть из ветхозаветной церкви Христа не получается, а смоква это и есть та ветхозаветная церковь, которая не даёт плодов и которую надо срубить и бросить в огонь. Христос же увидел Закхея и сказал, что надо Ему быть у него в доме сегодня.
Почему именно дома? Вспоминаем: [Откр.3:20] Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Это ещё раз подтверждает избраннический характер в христианстве. [Ин.15:16] Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
Следует все-таки отметить, что устремления и Закхея и Христа были взаимны ещё до их встречи. Здесь тайна. Значит не придёт ко мне домой Христос, если и я не ищу Его?

И дальше уже плоды встречи: [Лк.19:8] Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Почему вчетверо? Не втрое или двое, а вчетверо и это тоже не случайно. Нищие это нищие духом и вчетверо это через четвероевангелие.



Анатолий Пеньшин31 января 2015, 18:16
Проблема не в самом этом конкретном фарисее а в закваске, которую он несёт нам в церковь. Потому и сказано нам: [Лк.12:1] Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
александр гончаров 9 февраля 2014, 17:25
Мир вам, дорогие комментаторы и отцу Нектарию благодарность
за прекрасные проповеди в текстовом формате.
Хочу и я напечатать несколько слов в защиту фарисея,и в осуждение мытарям.Прежде прошу вспомнить другого мытаря
из Евангелие от Луки -по имени Закхей. Кроме умения лазать по деревьям он еще и великолепный лгун.Цитата"Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо".
Единственный доход мытаря -это обирание налогоплательщиков
под видом сбора налогов.Так что обидел он всех,кто с ним имел дело и каким образом он собирался возместить вчетверо,имея
деньги только с них,каждому -загадка.И еще одна тонкость:
ни Закхей,ни безымянный мытарь из причты ни словом ни заикнулись о смене профессии.
Теперь - о фарисее
"Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю"
Не орал на площади -какой он замечательный,за все благодарил Бога-не себя .И Богу только это и говорил в молитве
Разве мы не благодарим Бога за все хорошее,что сотворили своими руками?

Галина 9 февраля 2014, 15:59
Ну, народ, как все запущено. Такая веселая, обнадеживающая статья. Зачем так сердито укорять о.Нектария. Вот когда я читаю притчу, то быстро и суетливо начинаю внутри себя перетряхивать: а нет ли во мне фарисейского? А когда прочла статью о.Нектария, то уже основательно перетрясла свое нутро, чтобы обнаружить там фарисея в квадрате. Сплошная польза.
Конечно, я согласна с иеромонахом Игорем (Васильевым), что притчи нам даны не для обсуждения, а для трезвения. Мы все православные, читаем Евангелие и святых отцов, и пытаемся понять что к чему. Разномыслие-то допускается.
Костянтин Чорноус 9 февраля 2014, 02:09
Спаси Господи отче очень интересное и душеспасительное толкование и роздумие!!жаль што не все поняли про што ви хотели сказать...
Яна15 октября 2013, 16:03
Фарисей возносит себя наш другими ! В этом и есть его ошибка .
Ольга20 апреля 2013, 23:33
Одна из самых тяжелых форм секуляризации христианской жизни состоит в допущении компромиссов. Современный человек находит оправдание для любых грехов...
григорий 2 апреля 2013, 03:28
Хуже Фарисея
По вашему мнению сначала надо стать как фарисей, чтоб его осуждать
Увольте ,дорогой друг, а если жизни не хватит ,что вместо спасения и крестного пути, становиться книжником, юристом-бизнесменом, не о спасении говорить а о законе и законности, и о себе в законе.
Первым в Рай вошёл разбойник, а всего то как головешка из огня успел ПОКАЯТЬСЯ не ослеп в неправде своей.
А делал он много,потому что соблюдал Закон Моисея, Вы знаете какой фарисей делал это по воли сердца, а какой по исполнении закона. Осуждать нель-зя, рассуждать думать должно, для чего притча рассказана , для поучения или для погубления? Осуждается не конкретное лицо, персона, а явление. Не нарушил, и мы не нарушаем заповедь "НЕ СУДИ" Сидорова Петра Ивановича.
Ольга29 марта 2013, 10:08
Притча "О мытаре и фарисее" рассказана Спасителем. Отец Нектарий, тогда почему Спаситель не учит этой притчей оправдывать фарисея?
Антоний24 марта 2013, 16:36
Как жаль, что многие из комментаторов ничего не поняли в этой статье...

Откроем Евангелие и прочтём слва Спасителя: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф.5:20).

Вот вам и ответ на вопрос. А у нас что? -- Нет ни дел фарисея, ни смирения мытаря, одно осуждение...

Вспомним ещё и слова из Канона прп. Андрея: "Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися".

Помоги нам Господи!
Хуже фарисея24 марта 2013, 09:51
А кто из нас лучше фарисея? Кто? Хоть кто-нибудь? Только честно?

Кто-нибудь делает хотя бы столько, сколько фарисей делал? Только, опять же, честно? Да, нам еще работать и каяться многие годы, чтобы хотя бы достичь фарисейского уровня благочестия. Он, по крайней мере, говорил то, что искренне думал. Да, он смешон и неприятен. А кто из нас не смешон в наших мысленных потугах перепрыгнуть планку фарисейства, когда даже она нам еще не посилам? Фарисея Господь осудил, а кто мы, чтобы его осуждать?

А об уровне мытаря даже говорить рано.
Ольга20 марта 2013, 17:47
Мы вспоминаем фарисея не для того чтобы осудить его, а для того, чтобы осудить грех. Если следовать Вашей логике, отец Нектарий, то тогда будет уместно написать серию статей "Об Иуде с любовью" и тогда можно даже "О Гитлере с любовью". Конечно во всех людях есть хорошие черты, здесь никто не будет спорить. И судить их - дело Господа. Но этих людей никто не заставлял идти на грех, они это делали по доброй воле. Чему Вы хотите научить этой статьей? Оправдывать грех? Сейчас идет восстановление христианских традиций после 70-летнего разгрома церквей. Люди нуждаются в каком-то маяке, чтобы понимать и возрождать христианские традиции. И я не первый раз сталкиваюсь на сайте с подобными мутными заявлениями. Наболело. Я тоже по крупице собираю знания - читаю, спрашиваю у батюшек, чтобы не запутаться. Хочу научиться и передать знания детям. Не я одна выражаю возмущение Вашей статьей. Чему она учит? Я считаю, что за такие статьи должно быть стыдно и Вам и редакции сайта.
Александр16 марта 2013, 13:17
Чем плох фарисей? Да всем хорош. Молился, постился, жертвовал... Ходил в храм... Богоубийца.
прот. Петр Никольский 7 марта 2013, 23:30
Иеромонаху Игорю:
"Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися".
Канон преп. Андрея Критского, понедельник, песнь 9.
Видно, что и в Триоди тема неоднозначно трактуется и фарисей тут скорее именно менее оправдан, чем совсем осужден.Присоединяюсь к автору.
грогори 7 марта 2013, 11:02
Фарисей ,пример, он учит нас как делать нельзя, Христос учитель НЕБЕСНЫЙ на примере фарисея, вразумляя на худом.Отчасти ФАРИСЕЙСТВО учитель-примера как делать нелья. Яко мы познаем ЦЕНУ БЛАГОМУ, коли не увидем нечистое, в нас есть Плод от дерева познания ДОБРА И ЗЛА (рассудительность-мать добродетелей(ИЗ НАСТОВЛЕНИЙ ОТЦЕВ)), но делать худое не обязательно чтоб узнать цену добра, АДАМ согрешис и смерть приобрел яко познал-слился со злом, но и узнал что ЕСЬМ добро, как сильно ЛЮБИТ ЕГО ДОГ, не сразу после грехопадения разобрался (В СВОБОДЕ ВЫБОРА) и далие ХОДИЛ ПОД БОГОМ....но только по ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТА для Адама открылась дорога в рай.
григорий 7 марта 2013, 10:33
В чём Фарисей Лучше нас? в статье был задан строчный или подстрочный вопрос.
Фарисей имеет Ветхий Завет и ФОРМАЛЬНО исполняет его, и ему награда по Завету МАКСИМУМ, место в аду-Лоно Авраамова.
Мы же именуемые себя Христьянами имеем НОВЫЙ ЗАВЕТ но формально исполнить Его никак нельзя, это неисполнение, теряем обетованное нам Христом ЦАРСТВО НИ-БЕСИ-НОЕ, наша потеря несравнима с потерей фарисея. ПОКАЕМСЯ!
Светлана Васильевна 6 марта 2013, 19:56
Прот.Александру: простите батюшка, но ведь статья не в оправдание фарисея, а в назидание нам грешным, ибо воистину: " "Спасаемся": не имея ДЕЛ одного и СМИРЕНИЯ другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся."
Простите батюшка Александр и благословите
Михаил 6 марта 2013, 11:02
Кому-то важнее "каноническое прочтение этой притчи - и точка", а кому-то хочется живого, не штампованного слова.
Права Галина - Сострадание - редкость в наше время...
А если бояться соблазнить кого-то, то надо запретить издание Евангелия - там столько поводов...
прот. Александр 5 марта 2013, 21:32
Отец Нектарий, начал читать Ваши рассуждения и заплакал, неужели Вы не читали святителя Игнатия Брянчанинова: "Фарисей", сами рассудите: "Благодарю Тебя Господи, что Я" - только поблагодарил и тут же начал якать, отсюда святые отцы делают вывод, что гордость губит без греха,а учениками господа стали покаявшиеся грешники, мытари и блудницы, а гордые фарисеи распяли Господа. Правда и несколько фарисеев покаялись: прав. Никодим, прав. Иосиф, и прав. Гамалеил, а также апостол Павел. Так что вспомните слова Господа: "берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие"
Михаил 5 марта 2013, 18:04
Не согласен с иеромонахом Игорем!
Вы что всерьёз считаете, что люди не в состоянии понять о чем статья?
Или нужно писать только "2 2", а то вдруг прочтет первоклассник, не поймёт что такое "2*2" и соблазнится...?
Наталия 5 марта 2013, 11:26
на все 100% согласна с иеромонахом Игорем!!!!
Зачем???? путать людей????????
Игумен Нектарий, не боитесь, что ваша такая статья может стать кому то в соблазн?????????????
Да и заголовок статьи- это от себя?
Спаси Господи нас всех и помилуй!
Елена М 4 марта 2013, 21:07
Совершенно согласна с Вами , Н.Н.: "Причина - всегда впереди следствий". Если человек не чувствует по-настоящему того, о чем говорит (и даже других в этом пытается убедить), если поступки (даже хорошие) совершаются им не от чистого сердца, а ради каких-то выгод, создания определенного образа в глазах других людей, то рано или поздно он столкнется с тем, что попадет в ситуацию, когда волей-неволей , а внутренее попрет у него изнутри, его настоящее внутренее: и зависть, и эгоизм, и предательство, и обида, да, вобщем, всё самое нелицеприятное. И, конечно, даже когда мы сами еще в себе не видим того, что в нас сидит, Господь Бог уже видит и знает нас (я Вам уже приводила № псалма, где говорится о том, что Бог о нас уже всё знает даже тогда, когда мы еще в утробе матери нашей находимся.)Так что ничего я за уши не притягиваю.
михаил 3 марта 2013, 23:16
Христос же не говорит о том, что у мытаря не было никаких добрых дел равно как он и умалчивает о грехах фарисея. Значит дело тут совершенно не в этом. Нет на земле человека без греха равно как и нет человека, который не сделал в своей жизни ни одного доброго дела. Богу не угодно, чтобы мы выпячивали пред Ним на молитве свое доброделание и зазирали ближнего. Господь в сей дивной притче учит нас как нужно молиться(везде) и вести себя в храме Божьем-сокрушенно, смиренно, слезно и покаянно. Смирение-мать всех добродетелей(вспомните начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа: "Блаженни нищии духом..." Мытарь осознал свою нищету и убожество души, а это уже начало исправления). Гордость-мать всякого греха, первый грех(вспомните денницу). Фарисей-духовный мертвец, он грехов своих не видит(чужие зорко рассматривает), он все исполнил, дорога 9 Заповедей Блаженства для него закрыта. Поэтому и читается сия притча в преддверии Четыредисятницы,чтоб мы встрепенулись и поняли в чем состоит настоящий пост-о своих добродетелях забываем, грехи вспоминаем и плачем о множестве содеянных лютых, ближних,хоть какими они грешными были не осуждаем и этим стяжаем малые крупицы смирения, чем приближаемся к Богу. Телесный пост, молитвенное правило, выстаивание долгих постовых служб и милостыня пр.-это внешнее проявление(тоже очень и очень необходимое и немаловажное)нашего покаяния. Но все же внутренняя работа над собой важнее. Внешний пост-это лишь средство для внутреннего преображения.
Н.Н. 2 марта 2013, 16:21
2013-03-01
07:39Елена М:

Мне Ваши рассуждения показались интересными, но я согласна с иеромонахом Игорем (Васильев): не стоит путать людей!
Есть каноническое прочтение этой притчи - и точка. Всё остальное - притягивание за уши. Причина - всегда впереди следствий (оговорить невинного - это лишь одно из последствий фарисейства, но и не только фарисейства).
Людмила 2 марта 2013, 00:29
Люди,не встречавшие "вживую" фарисея даже представить полностью не могут насколько чудовищно это явление.Когда человек,сделавший немало для церкви начинает так превозносить себя во услышание,что даже гордиться этим.Перестает уважать и ценить людей,особенно бедных и немощных.Отвердевает сердцем,не считается не с возрастом, не с болезнями других.Любит деньги и власть.Это страшно,особенно в церкви.
Вера 2 марта 2013, 00:04
Простите, о.Нектарий,но считаю заглавие статьи неудачным, ветхозаветным. Недаром Господь предупреждал своих учеников:"Бойтесь закваски фарисейской". Нам Господь оставил только покаяние, нет у нас и не может быть никаких заслуг и добрых дел, т.е. об этом говорить в любом случае не положено. "Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк.17:10).
Владимир 2 марта 2013, 00:03
Вроде бы и неплох, что не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи». Но такие предают праведников на распятие! Даже Бога распяли! А ведь слово ФАРИСЕЙ означало сеющий свет Божественный, просветитель - посмотрите по-русски на это слово, где слог ФА означало СВЕТ. Уверенные в своем знании Священных писаний, в праве наставлять других поражены "закваской фарисейской"- зазнайством. Горе таким, они могут вновь распять Бога так и не поняв, что делают. Сейчас слово это есть синоним слову НЕЧЕСТИВЕЦ. Какое почетное ныне слово на очереди? Читайте книгу "Сынам Божьим".
Ольга 1 марта 2013, 20:31
Меня статья смутила... Притча не для того, чтобы судить или оправдывать героев притчи, а повод задуматься нет ли во мне таких грехов.
Галина 1 марта 2013, 09:06
Сострадание - редкость в наше время...
Прости нас,Господи,и помилуй !
Большое Вам спасибо !
Елена М 1 марта 2013, 07:39
Почитав статьи и поразмыслив на эту тему, я прихожу у интересному выводу: нельзя эту притчу рассматривать в отрыве от дальнейшего повествования. А ведь далее мы узнаем о том, что случилось позднее (а Господь безусловно знал о будущем уже тогда , когда эти двое молились), а случилось следующее:фарисеи распяли Христа, а мытарь всё бросил и последовал за Христом. Вот, на мой взгляд, в чем основная причина того, что один ушел более оправданным, чем другой.А почему так случилось? Да не потому, что фарисей гордился своим положением и считал себя более достойным, а потому, что ради того положения в обществе, которое он занимал, он мог совершить самый тяжкий грех - оговорить невиновного!
Елена.Украина28 февраля 2013, 22:55
Единственное,за что можно пожалеть фарисея, так это за то,что он не видит свой грех,горделиво осуждая смиренно кающегося мытаря. Не просто мытаря,а КАЮЩЕГОСЯ мытаря,которого Сам Бог оправдывает...а фарисей осуждает. Результат известен: "БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ,А СМИРЕННЫМ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ".(1Пет.5.5).
Григорий28 февраля 2013, 19:47
Великая благодарность за статью. Может и не прав, но здесь маленький исторический экскурс, пояснение нужно внести, когда пытаемся разъяснить для себя эту притчу. Она ведь сказана была о иудеях 2 тысячи лет назад. Фарисеи считали, что грешники, которые нарушают закон, такие как мытарь, не имеют оправдания перед Богом, их Бог не прощает. То есть если ты совершаешь грех нарушения Моисеевых законов, ты не спасёшься, не оправдаешься, пока не очистишься через специальные обряды и т. п. Вот почему фарисей и благодарит Бога за то, что он не такой, каким является мытарь.
А Господь говорит, что он любит каждого и оправдывает каждого. Спасение заключается не только в строгом соблюдении законов,обрядов, а прежде всего в покаянии и любви. Гордым, как фарисей, Господь противится. Осуждать мы никого не имеем права, а вот грех назвать грехом должны и отвращаться от него тоже должны. Мытарь это чувствовал, как никто другой. Мы наверно подобное чувствуем лишь в секунды смертельной опасности, тяжёлой болезни или угрызений совести. Простите, если что не так.
иеромонах Игорь (Васильев)28 февраля 2013, 18:56
Постная Триодь.
Неделя о мытаре и фарисее.
Канон на утрене.
Песнь 7:
Смирения аки лествицею употребився образом мытарь, / к небесней высоте возвысися: / гордынею же гнилою и безумием окаянный вознесся фарисей, / сниде до ада преисподняго.

Притчи рассказанные Иисусом, Господом нашем, даны нам не для того, чтобы кого-то судить или оправдывать, а для того чтобы трезвиться, взирая на правду и неправду. И еще для того, чтоб честно взирая на себя видеть в данном случае фарисеем себя любимого и всеми силами бороться с этим уродством своей души. Отцы это очень хорошо сознавали, а вот современные сочинители, от них же первый я есть, часто подменяют понятия.
Не согласен с Вами, не стоит путать людей. Простите, дорогой отец Нектарий.
Антоний28 февраля 2013, 18:42
Фарисей чувствует в себе греховную поврежденность и раз он перечисляет: грабители, прелюбодеи и тд, значит видит это в себе и благодарит, что не таков. Людям, которым Господь помог избавитьться от какого то явного греха, при виде человека, согрешающего, понимают, что могли сейчас быть на его месте и благодарят Господа за милость к себе. А то что перечисляет добродетели, тоже анализ, что я сделал доброго, только ветхозаветный. И никай фарисей не злодей, каким его нам часто пытаются показать, почему и скзано о нем- пошел менее оправданным, а не сказано неоправданным. Другое дело мытарь- это образ глубочайшего покаяния, покаяния новозаветного. Это малодостигаемый образ, но он должен быть, чтобы не закоснеть в покаянии ветхозаветном.
Елена М28 февраля 2013, 17:55
Н.Н. "Может, но этого никто не знает. Мы не осуждаем фарисея, как человека, но обращаем внимание на НЕДОПУСТИМОСТЬ того, КАК он приносит своё покаяние! Согласитесь, что благодарить Бога за то, что у тебя нет каких-то грехов и плакать над своими грехами - совсем ни одно и тоже! О чём, собственно, и притча."
Ну да, по-видимому, фарисей просто, в данном случае, не каялся, а приносил благодарственные молитвы Богу,потому и ушел менее оправданным? Может он просто, увидев того, кто настолько грешен просто забыл о своих собственных грехах?
Мне кажется всё-таки, смысл в том, что нам разглядеть не под силу,а Богу было ясно: фарисей все свои добродетели совершал не потому, что чувствовал потребность души своей в их исполнении, а так, как у людей, мол, чтобы люди о нем имели хорошее мнение, чтобы среди людей слыть уважаемым, чтобы внешне всё было пристойно, но, если его земной устроенной и размеренной жизни вдруг что-то начнет угрожать, то сразу же проявится его гнилая сердцевина: и распнет, и предаст и т.д. и т.п., а главное, что даже и не раскаится.
Светлана Николаевна28 февраля 2013, 16:11
Думаю, что фарисей не лгал, когда перечислял свои добродетели и Бога благодарил искренно. Но скажи кто ему, что этот мытарь тоже оправдан, даже не более, чем фарисей, а также, в ту же меру, что и он...
Как легко молиться и благодарить, будучи уверенным (в глубине души), что ты "избран", что Господь ИМЕННО ТЕБЯ выбрал для праведности, для будущего спасения. Тогда и Бог видится как бы "своим" (прости меня, Господи!), и соглашение о твоем личном спасении уже как бы "подписано обеими сторонами". Ты, главное, своих обязательств не нарушай, и Бог своих не нарушит. Как всё понятно!
И вдруг мытарь?! Который в жизни ничего не соблюдал, но тем не менее, и он оправдан! Где же справедливость? В чём? И тихий ответ Господа:"друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со Мною? Возьми своё и пойди, Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве Я не властен в Своем делать, что хочу?"
Господи! Все мы "за динарий" договорились с Тобой! И кто получит его, чьи труды окажутся действительно "в винограднике Твоем", а не "в себя богатея"? Помилуй нас всех, Господи, и мытарей, и фарисеев, и тех, кто не пришел еще в Храм Твой! Прости нам грехи наши, дай еще время на покаяние!
А притча о мытаре и фарисее, по-моему, это еще и притча о надежде - о том, что как бы ни жил человек, Господь не забудет его и услышит, только бы ты пришел к Нему...
Муразов28 февраля 2013, 14:44
Присоединяюсь к благодарностям.
Проблема нашего времени - фарисейство в квадрате, которое не позволяет нам адекватно понимать, казалось бы, простые притчи. В этом отношении статья очень своевременна.
Лера28 февраля 2013, 14:33
Так у нас сейчас фарисеями или даже ханжами называют иногда просто тех, кто относится строго к себе и не поддерживает дух либерализма в Церкви...
Светлана28 февраля 2013, 14:07
Спаси Бог батюшка Нектарий за душеспасительные статьи.
Всегда нахожу в Ваших статьях много для себя спасительного, они заставляют взглянуть на себя со стороны. Прочитала "О фарисее с любовью" и поняла, что во мне тоже есть от фарисея, что каяться надо не превозносясь иначе сам в этот же грех впадешь - за гордость твою наказан будешь.
Простите и благословите батюшка. Поклон земной Вам и Бог в помощь.
Борис28 февраля 2013, 13:15
Так ужас(священный.., впрочем у кого как...) в том, что сказано в Писании:
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.(Мф.5)
Так мы валяем фарисея сколько веков, и считаем, что то, что он исполнял, нам и не обязательно; тщание в исполнении особенно не приветствуется...А зачем? Что я, фарисей? так он такой сякой.
P.S.
Часто странны и изображения: фарисей всегда изображается этаким надутым богачем, а мытарь вроде как почти нищий...Странновато...
р.б.Сергий28 февраля 2013, 13:10
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон отцу Нектарию, за "поднятие" столь важной темы.
Безусловно, что "Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе..."
А вот в том, "что фарисей не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» плохо то, что ЕМУ для творения "добрых" дел НЕ НУЖЕН ХРИСТОС (Спаситель). Поэтому, как только возникла угроза внешнему благочестию фарисеев, они распнули Сына Божия, отверглись Бога. Сей притчей Господь освящает нам исчерпанность Ветхого и необходимость Нового Заветов. Именно потому разбойник, мытарь и блудница, не имеющие духовной коросты внешнего благочестия, принесением истинного покаяния через осознание своей немощности самостоятельного творения добра, оправдываются Господом более! Фарисей если и будет оправдан, то будет "спасен, как бы из огня, без добрых дел", ибо "если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1,Ин.,1,8) и "кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме" (1,Ин.,2,9).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Вячеслав28 февраля 2013, 13:04
Добродетели -- это дар Божий, за который фарисей справедливо благодарит Бога, но это не сам Христос. Способность стяжать Христа в сердце своём оказалась больше у того, кто этих добродетелей не имел...
Слова Спасителя о Страшном суде, где Он, обращаясь к некоторым, говорит: "... не Твоим ли именем мы изгоняли бесов?", а затем осуждает их, наводят меня на страшную мысль о том, что не все имеющие добродетели спасутся...
Люди праведной жизни советуют нам оправдывать ближних, а в себе искать недостатки.
Александра28 февраля 2013, 12:04
Большое спасибо за статью! Прочитала с большим интересом, буду думать.
Н.Н.28 февраля 2013, 11:53
..."Может, и фарисей так же молился вскоре после описанного Господом эпизода? Не исключено. Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе...".

Может, но этого никто не знает. Мы не осуждаем фарисея, как человека, но обращаем внимание на НЕДОПУСТИМОСТЬ того, КАК он приносит своё покаяние! Согласитесь, что благодарить Бога за то, что у тебя нет каких-то грехов и плакать над своими грехами - совсем ни одно и тоже! О чём, собственно, и притча.

..."Так и «спасаемся»: не имея дел одного и смирения другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся."

А вот за эти слова - низкий Вам поклон, о.Нектарий, и огромное спасибо! Этот "диагноз" не в бровь, а в глаз!
Ольга28 февраля 2013, 11:45
Но как трудно, понимая свое внешнее достоинство, зная что все делаешь правильно, сознавать вместе с тем и свое недостоинство (и откуда его берут?)- мытарю здесь проще, так может и не надо ничего делать доброго, чтобы не погибнуть от превозношения над теми, кто не делает, но оказывается ближе к Богу? Если "внешнее" не имеет значения без "внутреннего" - то это отменяет все дела, достаточно поплакать перед смертью - и в рай! Ничто так не приводит к покаянию, как чувство своей вины - фарисей живет по совести и как ему заполучить "сердце сокрушенно и смиренно"? Мытарь перечеркнул все его дела. Если бы Андрей Критский не согрешил, у нас бы не было Великого покаянного канона, если бы Мария Египетская так не пала, то не смогла бы и так вознестись, если бы Давид не убил и не соблудил, у нас бы не было 50 псалма, а нет греха - нет и покаяния. Бедный фарисей! Хочется перефразировать Грибоедова: "Мытари блаженствуют на свете!"
ирина, киев28 февраля 2013, 10:43
Бдагословите, дорогой отец Нектарий!
Кланяюсь Вам и благодарю каждый раз Господа за возможность услышать душеполезные размышления.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×