Мирская жизнь образа

Художники призывают защитить церковное искусство от обмирщения

Религиозное искусство – один из самых ярких соблазнов для современного художника. Если долгий процесс изучения и копирования образцов прошлого не очень притягателен, то идея привнести в пространство храма «новый свежий взгляд», который естественно бы продолжил линию, по которой сегодня развивается светское искусство в мировом культурном пространстве, оказывается весьма привлекательным.

Церковь Сент-Бернадетт дю Банлей в Невере (1966). Архитектор Клод Паран
Церковь Сент-Бернадетт дю Банлей в Невере (1966). Архитектор Клод Паран
Секция Рождественских чтений, посвященная современному церковному искусству, была одной из самых дискуссионных. Своим опытом наблюдения над нелегким путем религиозного искусства, которое последние двадцать лет с большим трудом пытается возродиться, с общественностью решили поделиться представители всех ведущих факультетов церковных художеств российских вузов. Среди них – представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Иконописной школы при Московской духовной академии, Иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии, Православного гуманитарного института «Со-действие» и другие.

Современное прочтение образа

Двухдневная конференция привлекла и достаточно неожиданных специалистов. Например, режиссер-мультипликатор Юрий Пронин показал, как «политкорректно» избегается любое упоминание о христианстве даже в мультфильмах, напрямую рассказывающих о подвижниках Православия. Например, князь Владимир в одноименном мультике побеждает зло орудием языческого бога, живущего в волшебном дереве, а святую княгиню Февронию заказчик мультика потребовал нарисовать более «женственной и эротичной». С другой стороны, стала уже привычной профанация образов святых – в мультиках любят собирать все апокрифические факты о жизни того или иного подвижника, ведь так характер получается «интереснее», а картинка забавнее. «Если у вас есть художники-экспериментаторы, которые никак не вписываются со своими эпатажными трактовками христианских образов – присылайте их к нам, они тут точно приживутся», – иронично отметил режиссер.

Кадры из мультфильма «Князь Владимир»
Кадры из мультфильма «Князь Владимир»
Любопытным опытом поделилась Татьяна Кондратьева – педагог, преподающий историю искусства для будущих медиков-психиатров. Она показала, как квазииконичные произведения на христианскую тему иллюстрируют определенные душевные недуги. В качестве примера она привела работы отдельных художников от Казимира Малевича до наших современников, которые, в том числе, дерзают работать и для храма.

Почти каждый из шестнадцати выступавших с докладами экспертов привел собранный в течение последних лет конкретный материал: что и как рисуют, строят, вышивают и вырезают для храмов. Получилось своего рода портфолио того, как трансформировалось понимание иконописного образа за последние годы.

Умерла ли икона?

Как отметил преподаватель ПСТГУ протоиерей Николай Чернышев, эксперты сегодня по-разному оценивают состояние современного религиозного искусства. Часть из них считает, что традиция полностью утеряна и религиозное искусство находится в самой низкой точке своего падения. Кто-то предполагает, что ныне мы переживаем лишь один из периодов упадка, связанный с длительным периодом богоборчества. Наконец, есть и те, кто в целом удовлетворен средним уровнем художественных произведений, которые можно увидеть в православных храмах – ведь за двадцать лет сделано уже немало.

Фото: pstgu.ru
Фото: pstgu.ru
Конечно, в церквях можно увидеть много примеров безвкусицы, гигантомании и китча. Во многом это издержки неопытности. «Архитектор сегодня проектирует торговый центр – а завтра ему закажут построить храм, а сам он при этом может быть не только неверующим человеком, но и абсолютно равнодушным к многовековым традициям церковного зодчества, – высказал свою излюбленную мысль, подсказанную богатым практическим опытом, известный архитектор Андрей Анисимов. – Люди берутся строить храмы, чтобы еще одновременно и самовыразиться. Они даже не осознают, насколько глубоко их незнание и насколько богата традиция христианского искусства».

Кроме того, достаточно оглянуться на общий культурный уровень нашего общества – а ведь и настоятели, и ктиторы, и сами художники, которые допускают фальшивую роскошь, так же необразованны, как и большая часть народа. «Иконописный образ сейчас вытеснен из нашей культуры. Икону никогда не покажут по телевидению, ей нет места в публичном пространстве. Долгие годы никто не воспитывал у нас понимание образа, в результате христианские символы и духовная красота иконы представляются обывателям абсолютно непонятными, – рассказала профессор Санкт-Петербургского института живописи, ваяния и зодчества имени Репина Нонна Яковлева. «Такая духовная слепота характерна даже для воцерковленных людей – ведь все мы еще только ищем свой путь в Церковь», – добавила она.

По мнению декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова, «сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России, крайне поверхностно знают традицию».

Фото: pstgu.ru
Фото: pstgu.ru
«Мы не должны пускать в храм художников, равнодушных к Церкви», – отметил он. «А в поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства – это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», – также сказал отец Александр.

«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно “перепрыгнуть” и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим на страну далече, а от своих традиций отказываемся окончательно», – подчеркнул искусствовед.

Человек бунтующий

По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. «Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», – заявил автор нашумевшей книги «Антиискусство» архитектор Андрей Яхнин. По его словам, такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной «элитой» всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, и потому равнодушно, а иногда и с радостью принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.

«Футбольная» икона
«Футбольная» икона
Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, – изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу эту икону благословил один из католических епископов на Украине). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах.

«Современная культура не имеет ничего общего с культурой предыдущей эвдемонической эпохи, которая берет свое начало от Ренессанса и заканчивается началом XX века. Если та культура была антропоцентрична, то современная культура демонична, в центре ее стоит человек бунтующий, человек, выбравший культ “абсолютной свободы” от Бога и Его заповедей», – считает известный искусствовед протоиерей Борис Михайлов.

Католический собор в Ливерпуле
Католический собор в Ливерпуле
«Судя по всему, сегодня наступил именно такой момент, когда все члены Церкви в меру свих сил должны начать соборное осмысление этих острых вопросов современности. Если мы этого не сделаем, то современная культура продолжит проникновение в Церковь. Вспоминая недавние события в Храме Христа Спасителя и особенно дальнейший их пиар, могу сказать, что неожиданностью это стало только для тех, кто совсем не знаком с актуальным искусством», – добавил Андрей Яхнин.

Анализируя действия представителей Римо-католической церкви, которые пытаются «воцерковить» современное искусство, Андрей Яхнин отметил, что, расценивая это желание как положительное, вместе с тем нельзя не сказать о неоднозначности полученного результата. «Чаще всего вместо диалога между церковью и современным искусством, которого добивались католики, мы видим лишь провокации со стороны агрессивной современной культуры», – подчеркнул он.

Капелла Марка Ротко с «черными квадратами» вместо икон
Капелла Марка Ротко с «черными квадратами» вместо икон
В качестве примера такого неудачного сотрудничества архитектор привел историю с привлечением художника-экспрессиониста Марка Ротко для проектирования и оформления католической капеллы при университете св. Фомы в Хьюстоне. «Важную часть евангельской истории для католического богословия – Страсти Христовы, – этот художник изобразил в виде четырнадцати темных геометрических абстракций, символизирующих “четырнадцать остановок” Крестного пути. Результатом такого сомнительного эксперимента стало превращение капеллы в место собрания деятелей современного искусства и культуры, а затем и вовсе в ее трансформирование в откровенно оккультное заведение с туманным названием “Храм всех религий”. Сейчас бывшая капелла открыта для сеансов дзен-буддийской и ламаистской медитации и иудейских и зороастрийских молений», – поведал Андрей Яхнин.

По его мнению, в этой ситуации «отставание Православной Церкви» от западных христиан в деле «сближения» с современным искусством оборачивается безусловным благом, позволяющим Ей спокойно и трезво осмыслить феномен contemporary art и свое отношение к нему.

Раскольническая церковь в Киеве
Раскольническая церковь в Киеве
«Это не значит, что Церкви надо отстраниться от процессов, происходящих в современной культуре, предоставив своим членам самостоятельно разбираться с ними. Скорее, необходим взвешенный и профессиональный разговор на эту тему. Возможно, даже более или менее однозначная, соборно выработанная позиция. В то же время нужно быть готовым к неизбежным и весьма жестким провокациям со стороны радикального крыла актуального искусства с целью намеренно обострить ситуацию», – заключил эксперт.

Запад нам поможет

Поучительный пример «сближения позиций» современного искусства и христианства дает нам история развития архитектуры и искусства католической церкви в ХХ веке. Этот сложный процесс подробно проанализировала завкафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Шеко.

Монастырь Ла-Туретт. Архитектор Ле Корбюзье
Монастырь Ла-Туретт. Архитектор Ле Корбюзье
Она рассказала, какие изменения прошли в период подготовки, внедрения и развития идей Второго Ватиканского собора в повседневную жизнь католических приходов.

Одним из идеологов этого процесса в католическом церковном искусстве стал Мари-Алан Кутюрье (1897-1954) – бенедиктинский монах, художник и теоретик искусства, который принимал активное участие в деле возрождения Римо-католической церкви во Франции после Второй мировой войны. Именно он привлек и вдохновил Ле Корбюзье на создание его знаменитых «шедевров» – капеллы Роншан и монастыря Ла-Туретт.

Капелла Роншан. Архитектор Ле Корбюзье
Капелла Роншан. Архитектор Ле Корбюзье
«Мари-Алан Кутюрье писал: “Лучше обращаться в сфере искусства к гениям без веры, чем к верующим без таланта”. Многие изыскания Кутюрье в области Церковного искусства были провокационными для своего времени, но теперь они стали эталоном “настоящего искусства”», – рассказала Екатерина Шеко.

«Влияние идей Второго Ватиканского собора постепенно проникает и в православные умы, которые, к сожалению, не совсем понимают, откуда текут эти “флюиды”», – добавила она.

Внутренний интерьер Нотр-Дам-де-Тут-Грас. Композиция носит название «Битва добра и зла»
Внутренний интерьер Нотр-Дам-де-Тут-Грас. Композиция носит название «Битва добра и зла»
«Уступки миру, сделанные тогда, привели католическую церковь к новой фазе кризиса, освободив общество от традиционных христианских моральных устоев. Свободное общение с миром привело церковь к той грани, переступив через которую, ей придется уже отказаться от евангельских истин. И папа Бенедикт XVI справедливо опасается этого шага, к которому толкают Церковь крайние радикалы. “Современное положение Церкви в мире подобно тому, в котором были христиане первых веков – им пришлось вступить в дискуссию с эллинистической культурой, найти ту демаркационную линию, которая отделяет Церковь от мира” (2005 г. Discours du Pape Benoît XVI à la Curie romaine)», – продолжила искусствовед.

Католический храм в Италии
Католический храм в Италии
Католическая церковь сегодня пытается балансировать на этой демаркационной линии и осознает свое положение как подлинно критическое. «Православная Церковь пока еще в лучшем положении, во многом благодаря архаично-традиционному мышлению мирян, не столь сильно модернизированных и внутренне раскрепощенных, как на Западе. Но стремительность интеграционных процессов заставляет задуматься об изучении негативного опыта католической церкви», – подчеркнула Екатерина Шеко.

Важным фактом является также то, что большинство модернистских храмов, которые в свое время вызвали фурор и восхищение, сейчас, по прошествии десяти-двадцати лет, не используются христианскими общинами – здесь не служат литургию. Они либо остаются заброшенными, либо отдаются под культурные учреждения или даже молитвенные дома для сектантов.

Вместе с тем, показательно и то, что в последнее время в католической церкви особый интерес вызывает византийская икона, как вечный источник богословского и символического откровения: ее изучают, копируют, распространяют в храмах. Именно в древних образцах художники вновь хотят найти истинное вдохновение – не сиюминутное, человеческое, а универсальное, способное преобразить душу изнутри.

Антон Леонтьев

28 января 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Рождение постмодернизма из духа буддийской метафизики Рождение постмодернизма из духа буддийской метафизики
Виктор Аксючиц
Рождение постмодернизма из духа буддийской метафизики Рождение постмодернизма из духа буддийской метафизики
Виктор Аксючиц
Буддизм предельно антитеистичен и антиперсоналистичен и будто специально ориентирован на отрицание главной христианской истины – о Богочеловеке, со всеми вытекающими отсюда следствиями.
«Красота греха» и современная культура «Красота греха» и современная культура
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы можем видеть, как постепенно происходит в истории деградация культуры: религия, потом гуманизм, так называемые «общечеловеческие ценности», а потом, оказывается, и от этого легко можно отказаться. Последним этапом будет, и это сейчас уже происходит, попытка соединения религии с самым растленным злом, освящение зла, романтизация диавола. Сегодняшняя массовая культура не только глубоко атеистична — она глубоко демонизирована.
Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн? Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн?
Антон Леонтьев
Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн? Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн?
Антон Леонтьев
Любопытный разговор о современном церковном искусстве состоялся на днях на конференции «Богословие образа», организованной редакцией «Журнала Московской Патриархии» и посвященной проблемам храмовой архитектуры и литургических искусств.
Духовный опыт современного искусства Духовный опыт современного искусства
Антон Леонтьев
Серьезные дискуссии о современном искусстве не так часто собирают много участников, если только они не являются искусствоведами. Гораздо большие аудитории способны привлечь сами современные художественные или псевдохудожественные явления, будь то авангардная инсталляция, зрелищное стадионно-политическое действо или, скажем, рок-концерт в монастыре. Игровой принцип, нивелирование массового и элитарного искусства и другие особенности, которые присущи постмодерну, безусловно, являются сильными средствами выразительности, которые способны «зацепить» как просвещенного знатока, так и неспециалиста.
Комментарии
Игорь16 февраля 2013, 10:02
Приходите и выскажитесь на выставке современного Православного искусства в Храме Христа Спасителя. Там есть о чем сказать! см.http://dionisi.ru/27/10/ Нужно встречаться с иконописцами, говорить с ними, ведь они все это не читают!
Юрий Пронин11 февраля 2013, 16:26
Антон, прошу вас внести небольшую поправку в статью. Заказчик мультфильма "Петр и Феврония" Андрей Рязанов, один из учредителей фирмы Россельмаш, вполне порядочный человек, но с широкими взглядами (например, выступал за легализацию проституции в стране), не "требовал нарисовать образ святой Февронии более женственной и эротичной", а отдал всю тему "на откуп" одному из создателей фильма "Князь Владимир" - режиссеру Юрию Кулакову, нынешнему режиссеру фильма "Петр и Феврония". Который и пытается делать то, что может и так как может - в результате получается "женственно и эротично", но как бы само собой, в поисках красоты, так сказать... Так понимают святость многие творческие люди, находясь на разных расстояниях от Святости. Авторы этого нового православного блокбастера оправдываются тем, что рассказывают нам историю святого до его святости, ну, когда была меньшая степень церковности что-ли... Ну, как у большинства сейчас... Иначе как еще привлечь массового зрителя? Есть ведь неверующие, мусульмане, да и блудники-развратники -тоже люди. Тоже в кино ходят, и могут повлиять на сборы с проката...)))))) Так что сам заказчик почти не виноват, да и работа продолжается, а значит есть надежда, и сбудется изречение, что "Бог поругаем не бывает!"
Василий29 января 2013, 13:59
И те постройки, которые мы видим на фотографиях, и слепое копирование древних образцов (а именно последнее, как правило, мы и наблюдаем в современной России) - это две крайности. Любых крайностей надо избегать. Не будем забывать, что храмовая архитектура средневековой Руси была во многом новаторской по отношению к византийской. То же относится и к иконописи.
Анатолий 29 января 2013, 13:35
В данной статье были продемонстрированы образцы в основном католической и протестантской архитектуры (показан один раскольничий "храм"). К сожалению, эта напасть не обошла и православных. Кому интересно, взгляните на этот "шедевр" http://www.dioceseorthodoxe.org/gr/saint_paul_gr.php.
Эта "подводная лодка" есть храм православного центра Вселенского Патриархата в Шамбези близ Женевы.
Иван Х.28 января 2013, 21:35
Спасибо за поднятие темы с мультиком "Князь Владимир". Такой попсового и дешёвого продукта, как современный российский мультфильм, практически любой, ещё поискать надо. Редкий западный до таких глубин безвкусия, глупости, а порою и аморальности опускается. Лучшее детям? Своим точно буду старые советские показывать и лучшие зарубежные.

Про contemporary art с одной стороны тема выжата из пальца, а с другой возможно, что и не очень. При всём моём уважении к творчеству З. К. Церетели, искреннем уважении, его монументальные работы в храме на Поклонной было видеть не сказать, чтобы очень уж, но не комфортно (особенно подписи - в иконах это нехорошо). Кто знает, может быть, это первый шажок?
Однако и крайность в сторону копирования древней иконы очень огорчает. Современному человеку не постигнуть того мироощущения, поэтому большинство таких работ скорее карикатурны, может быть даже и невольно.
Почему так происходит? Лень и невежество художников-иконописцев, штамповка. Икона ныне вышла в тираж, это уже не личный разговор с Богом.
Выход? Учиться, учиться, и ещё раз учиться. Хорошее академическое образование - единственный способ делать достойные иконы, если душа не на уровне.
Бог достоин лучшего. Это ИМХО молящегося на иконы человека.
Катерина28 января 2013, 21:20
Какой кошмар на фотографиях в статье. Не дай Бог нам такого. Господи помилуй. (Сердце кровью обливается, глядя на безобразие построек, а икона Богородицы...Пресвятая Богородица прости нас!)

Мы может быть и потеряли живую связь с нашим православным прошлым, но мы не потеряли нашу православную историю. Эту историю нужно хранить и изучать, и конечно же строго держаться нашей православной традиции и культуры. Да говорить о том, что зло, а что добро нужно, но иногда лучше вообще не знать о зле и "королевстве кривых зеркал" и хранить душу и ум от развращающих образов. "Атака" на православную культуру будет, но нужно уже сейчас подготавливать людей, способных отстоять православные традиции и культуру - это прежде всего касается тех людей, которые непосредственно занимаются строительством и отделкой храмов, написанием икон и всем, что наполняет внешнюю сторону Церкви воинствующей.
Н.Н.28 января 2013, 13:33
"Анализируя действия представителей Римо-католической церкви, которые пытаются «воцерковить» современное искусство, Андрей Яхнин отметил, что, расценивая это желание как положительное, вместе с тем нельзя не сказать о неоднозначности полученного результата. «Чаще всего вместо диалога между церковью и современным искусством, которого добивались католики, мы видим лишь провокации со стороны агрессивной современной культуры», – подчеркнул он."

ПРОВОКАЦИЯ и АГРЕССИЯ - это методы ПОЛИТИКИ, не имеющие к искусству никакого отношения. До тех пор, пока мы будем идти на поводу у маааленькой группки не совсем психически нормальных людей, называть их "элитой" хотя бы и в ковычках и причислять их бред к "искусству" - МЫ всегда будем проигрывать! Недобросовестные полтитики умело пользуются услугами этих людей - ТАК и НАДО называть всю эту возню ПОЛИТИКОЙ и не вступать ни в какие дискуссии и не отвечать на всевозможные выпады. А когда дело доходит до богохульства и кощунства - действовать ДРУГИМИ МЕТОДАМИ!
valentina28 января 2013, 11:58
Хорошо бы почаще писали, говорили, встречались на эту тему! Наша церковь( я говорю о церкви как о собрании людей) нуждается в такого рода сеянии, на мой взгляд. После многолетнего безбожия, конечно же, в головах просто каша , и от активности людей, пропагандирующих Слово Божие во всех его ипостасях, зависит, в какой стране и с каким народом мы будем жить. Спасибо за ваш вклад!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×