Кажется, что в православных семьях нет и не может быть нестроений и тем более разводов. Но даже на собраниях духовенства еще несколько лет назад Патриарх Алексий с болью говорил о распадающихся православных браках и браках священников. Архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии, эта проблема также не может не волновать, ведь именно в годы учебы большинство его студентов заводят семьи: как уберечь будущих священников от ошибки? Почему человек разлучает то, что сочетал Бог?
Архимандрит Тихон (Шевкунов) |
Почему распадаются браки христиан
Первая и общая причина — обмирщение. Вульгарная цель гедониста — «бери от жизни всё», — становится если не главной, то во многом определяющей, в том числе и среди церковных людей. Мы становимся все более эгоистичными. Это, несомненно, относится и к нам, к духовенству.
Еще одна причина: православные, а именно о них мы в первую очередь сейчас говорим, зачастую просто не научены тому, чем является христианский брак. Да и примеры счастливого, многолетнего, в высоком смысле ответственного супружества становятся скорее редкостью, чем нормой. А вот противоположных примеров — беспомощности самих супругов, их близких, их духовника перед распадом семьи — сколько угодно. В результате развод, как обычный вариант выхода из семейного кризиса, становится жизненно приемлемой моделью, пусть и крайне нежелательным, но вполне реальным вариантом даже для молодых людей, еще только думающих о свадьбе.
Счастливые, крепкие христианские семьи родителей, друзей и знакомых одним лишь своим существованием учат подростков семейной жизни, являются драгоценными образцами для научения и подражания. Каждая из них, особенно сегодня, воистину является нашим общим церковным достоянием. То, чему учатся дети на примерах огромного множества нынешних неблагополучных семей, не нуждается в комментариях. В России в 2012 году на тысячу браков приходилось восемьсот разводов.
Есть и горькие примеры, когда православный человек фактически живет на две семьи. Здесь надо сказать еще об одной причине, способствующей охлаждению духовной жизни и, в частности, распаду христианских браков. Это — превратное отношение к исповеди. Немало людей в Церкви сегодня убеждены: что бы я ни сделал — мне все простится. Даже совершая тяжкий грех, человек заранее уверен: батюшка его простит, грех отпустит. Происходит по сути искажение самых основ духовной жизни: мягкость священника человек воспринимает как поощрение ко греху.
Христианин должен приносить плоды покаяния
Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, неэффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен — он более чем тридцать лет назад призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли «потаковниками» — иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху.
В Псалтири царь Давид Духом Святым предупреждает нас: «Господь расточит кости человекоугодников». Священник незаметно для себя может превратиться в человекоугодника. Это, конечно, не значит, что следует стать твердолобым ригористом: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Особенно это касается сферы семейных отношений, быть может, самой деликатной и тонкой в пастырской практике, требующей мудрости, времени и заботы. Но все же и в другую крайность низвергаться нельзя.
Христианин должен приносить плоды покаяния и исправления, а не проходить через формальное обнуление грехов. Ради блага кающегося за тяжким духовным преступлением, как неизбежное следствие, должно следовать наказание. И это совсем не пресловутый «юридический» подход. Вспомним, что значит славянское слово «наказание». Оно переводится не как «возмездие» или «кара», а как «научение». Таким «научением», конечно же, в каких-то случаях может быть и полное прощение — сразу, если священник ответственно видит в таком своем пастырском решении пользу для христианина.
Но плодотворнейшим «научением» может стать разумная, разъясненная прихожанину, епитимья — в первую очередь духовное чтение, милостыня, паломничество и соединенная с ним молитва, а также, в особых случаях, временные ограничения, в том числе и в евхаристической жизни. Все это — действенные, врачующие духовные средства, приносящие плоды подлинного исправления злых навыков и горьких ошибок. Надо подчеркнуть, что необычайно важно здесь постоянное общение священника с прихожанином во время несения им епитимьи.
Родители не знают, чем живут их дети
Еще одна новая проблема в устроении семейной жизни — для меня, признаться, неожиданная, — но, возможно, наиболее коварная: родители совершенно не знают, чем живут их дети. И, соответственно, вовремя не могут правильно повлиять на них. И это не просто дежурное сетование.
Несколько лет назад, во время работы над программой противодействия потреблению алкоголя детьми и подростками, мне много пришлось общаться со школьниками средних и старших классов. Вот тогда-то я отчетливо понял, что родители в самом буквальном смысле не представляют, как и чем занимаются их отпрыски.
В контексте нынешнего разговора о семье оставим за скобками даже то, что с виду вполне благополучная девочка, дочь таких же благополучных родителей, может почти каждый день (!) незаметно для папы и мамы привычно употреблять спиртосодержащие коктейли, пиво и вино. Родителям не до детей, формально ребенок ходит в школу, к репетиторам, в секции, а способов скрыть запах спиртного немало. Масштабы этого явления видны уже из того, что, по данным Роспотребнадзора четырехлетней давности, в России ежедневно употребляли алкоголь 33% мальчиков и 20% девочек, начиная с тринадцати лет.
Что касается нашей темы — вопросов брака и, в первую очередь, будущего брака, — то приходится говорить о том, что сегодня очень многие дети начинают жить «взрослой» жизнью с тринадцати-четырнадцати лет при полнейшем и блаженнейшем неведении родителей. К сожалению, это ничуть не преувеличение. Статистика по этому поводу достаточно красноречива. И к 11 классу дети меняют, как это ни страшно даже просто констатировать, множество «партнеров». Специалисты-медики сообщают, что под словами «множество» имеются в виду не единицы, а десятки.
В результате такие юноши и девушки становятся попросту неспособными к созданию семьи. И вот приходит к священнику на исповедь, скажем, молодая женщина и рыдает от собственного бессилия: «Я люблю мужа, но не могу быть с ним одним!» Навык, воспринятый в подростковом возрасте и завязанный на психику и физиологию, необычайно сложно преодолеть. «Злые навыки хуже бесов», — предупреждали нас еще древние отцы.
Семейное счастье бывает разным
Кажется, святитель Игнатий Брянчанинов (а это середина XIX века) горько сетовал, что за год в его Черноморской епархии произведено два развода. Отмечая это, как страшное падение христианских нравов, святитель вспоминал, что застал еще архиереев, у которых за все их многолетнее управление кафедрой не было ни одного развода. А сегодня по статистике 80% молодых семей распадаются в течение первых пяти лет после заключения брака.
Конечно, это не значит, что раньше все семьи были абсолютно счастливы. Но люди, прожившие долгую жизнь в браке, понимают, что семейное счастье бывает разным: есть «юное» счастье, и есть счастье терпения и многолетней, общей, в высоком смысле слова, единой жизни.
Разводы не являлись системой еще сравнительно недавно. Не говоря уже о дореволюционном времени. Не было этого широчайшего открытого шлюза, этого всегда услужливо находящегося под рукой института развода. Да православные и чисто психологически с огромным трудом могли решиться на разрушение брачного союза.
Сегодня необходимо искать пути церковного решения этой проблемы — готовить людей к браку, помогать семье не распасться, духовно противостоять себялюбию, гедонизму, потаканию и равнодушию ко греху, а архиереям и священникам думать, как делиться пастырским опытом, подробно тому, как это систематически и в обязательном порядке делается в медицинской среде.
Не будем унывать!
И все же, слава Богу, большинство наших юных прихожан и воспитанников семинарии — удивительно чистые подростки! По большому счету, и родителям и нам удается донести до них мысль о чистоте до брака и о самом православном браке, как о всеобъемлющем радостном и ответственном событии, раскрывающем очень многое, в первую очередь, в духовной жизни христианина.
Недавно у нас в семинарии, месяца за полтора до Рождественского поста, одному воспитаннику пришло благословение Святейшего Патриарха на рукоположение во диакона. Этот юноша буквально неделю назад обвенчался, и оба юных супруга представляли собой замечательно красивую, счастливую и любящую пару.
Поскольку после рукоположения дьякон должен служить литургию ежедневно сорок дней (а это время особого строгого поста), да потом еще сразу предстояло сорок дней Рождественского поста, я предложил молодому человеку немного повременить с рукоположением. Но он тут же стал смиренно и искренне упрашивать меня все же рукоположить его сейчас: служение у Престола Божия было его самой заветной мечтой, ничуть не входящей в противоречие с любовью к своей юной супруге.
Так что светлые и прекрасные примеры истинной чистоты жизни нынешних молодых христиан, к счастью, тоже нередки. Не будем унывать!
С точки зрения церковно-юридической, в Вашей ситуации Вы не только не обязаны принимать бывшего мужа, но и имеете полное право вступить в новый, и даже церковный брак.
Но что делать именно Вам и именно в Вашей ситуации, никто за Вас не может и не имеет права решать, в том числе священник. Только Вы сами.
GLORIA AL DIO IO SONO CATTOLICO!ВЕЧНАЯ СЛАВА ГОСПОДУ БОГУ!-Я КАТОЛИК МНЕ ЭТА ЖУТЬ ПРАВОСЛАВИЯ НЕ ГРОЗИТ!
Дорогой Вы наш! Сколь велик Ваш праведный гнев! Этот ужас Православия Вам не грозит, нет! Вы вечно пребудете в свете католичества, где нет фарисеев и книжников, где все святы и никто никого не осуждает. И где всё правильно, всё по Евангелию. Где священники живут в святом целибате, где Папа имеет достоинство св. Петра и не может ошибаться, где Дух Святой, лишённый ипостасного бытия, исходит то от Отца, то от Сына, где родители пресв. Богородицы не имеют никакого отношения к Её рождению, где можно, плотно покушав, идти к Св. Причастию (но нет, один час нужно подождать!), где молитва и медитация - одно и то же, где Страшный Суд Божий так похож на суд человеческий, где осуждение греха и грешника - одно и то же.
Оговорюсь, что я вовсе не причисляю себя к ярым противником католического исповедания и совсем не отношусь к католикам, как Вы к нам. Да и то сказать, плохие христиане мы православные, грешные и фарисеи. Что есть,то есть. А Вы бы не на нас смотрели, а на Афонских святых и мучеников за веру, в том числе в новейшей истории России. Глядишь - и язык бы Ваш не повернулся клеймить Православие позором. А глаза бы повернулись в свою сторону. По Евангелию: Дай я выну сучёк из глаза брата моего, и вот, у меня в глазу бревно.
С уважением
Простите меня, если в чем-то оказалась резкой, но наболело... Скоро Прощеное Воскресенье... Только Православие и дает надежду и силы.
А православие движется к утопии!Сколько в праваславии постов дней 268 или больше Петров,успенский и.т.д.-в католичестве 2 это -АДВЕНТ(ад Венирэ-предрождественски) и Великий (пред Пасхой)А православны фарисеи и книжники бьются и крестятся на всех углах!Выдумывают строгие законы и прочие нормы морали и нравственностисами их не соблюдая даже к Примеру в Новый Год с 31-на 1-вель идёт Рождествеский пост ло 7 января-30 дней!... СМЕШНО!ВЫ фарисеи креститесь на всех углах в душе не имея ничего святого и выдумываете новые нормы морали и нравственности!Создали кучу постов в году 268-а соблюдаете ли их-не пить,и не быть в духовной близости?За были слова христа когда его спрашивали книжники:"дозволено ли ослицу водить к водопою в субботу или поднимать овцу упавшую в яму?"-и ответил он им не человек для субботы,но суббота для человека!Ведь не хлебом единым,но И ХЛЕБОМ ТОЖЕ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК!Вы этого не понимаете!С БОГИМ!
LAUDETUR IESUS CRISTUS!
получив познание истины,
произвольно грешим,
то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня,
готового пожрать противников.
(Евр.10:26,27)
Очень хорошая статья. Я посещаю сайт "Азбука веры". Там публикуют свои материалы петербургские священники и имеется служба знакомств для православных "Азбука верности". Сама я замужем вот уже тридцать пять лет. На "Азбуке верности" я воочию увидела то, о чем Вы говорите в вышеуказанной статье: множество разведенных людей, считающих себя православными. Гедонистическое отношение к жизни. И еще меня потрясло то, что на сайт приходят женатые мужчины в поисках легких удовольствий. И находят их на православном-то сайте! Один из них об этом даже написал открыто.
Дорогой о. Тихон! На этом же сайте я столкнулась с человеком, который осуществляет техническую поддержку этого сайта. Он занимается коучингом. И является сторонником нового языка в богослужениях и молитвах. Мне очень бы хотелось знать Ваше мнение о том, как совместим коучинг с Православием.
Бог сочетал правила Жизни в Евангелии!
Разлучение, в данном случае, является то - когда люди "отсоединяют" слово Евангелия от своей жизни, живут не по Евангельским законам!
О духовном - надобно судить духовно!
Когда мужу - глава Христос, то и жена(одно) с мужем, благопристойная и мудрая!
Дети... - Дерево познается по плоду!
Детки "питаются" родителями!
Ангела Хранителя всем!
Низкий поклон автору статьи...
По опыту - с помощью Божией исправлять в СЕБЕ САМОЙ эти же недостатки, а наипаче - женское своеволие. Наши ближние показывают нам самих себя, как это ни тяжело иногда принять.
В Священном Писании сказано, что "в конце времен" "беззаконие умножиться". Статистика, которую приводит отец Тихон, лишь подтверждает это. А вот то, что малая часть "очнувшихся от атеистического сна" (Марина:2013-01-23) начинает вместо покаяния исповедовать "ветхого человека", является явным и тревожным признаком того, что православные христиане на постсоветском пространстве, а это менее 9% населения, уже находятся на рубеже новой атаки князя тьмы, на линии его шквального "обмирщвляющего" огня, который средствами массовой информации (пропаганда разврата, насилия, всевластия денег), законодательными актами (внутренней и внешней политики), призывом к национально-освободительному движению нацелен поразить (соблазнить или уничтожить) "и избранных".
Ныне избранникам Божиим для "спасения" претерпевать скорби придется "до конца". Братия и сестры, преодолевая отчаяние и уныние, уповая на милость и помощь Божию храните Мир в сердцах ваших!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
"злые навыки хуже бесов"!
Спаси Господи о.Тихон! Мне нехватало этих простых и очень правильных слов.
Если девушка идет полуголая в компании родителей (семьи) или со своим парнем, то никто не понимает что это плохо?
Слишком мало примеров хотя бы хорошего супружества, а статья хорошая
Семинария тоже далеко неоднородное общество, но в большинстве компаний убеждены, что блуд и священство несовместимы.
За одно это уже можно благодарить отца Тихона. Это невероятно важно для будущих священников и Церкви.