Многоглаголание, пустословие и любопытство

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.

Татьяна Юшманова. Тишина. 2005 г.
Татьяна Юшманова. Тишина. 2005 г.
Преподобный Амвросий наставлял:

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

«Больше молчите»

Преподобный Варсонофий
Преподобный Варсонофий
Преподобный Варсонофий советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Безрассудное молчание

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

Ольга Рожнёва

24 января 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
От слов твоих… От слов твоих…
Игум/ Нектарий (Морозов)
От слов твоих… От слов твоих…
Игумен Нектарий (Морозов)
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36). Откуда такая строгость к словам? Точнее не к словам даже, а к нам – грешным и немощным людям? Что же это – и не говорить, может, лучше вообще ничего?
Уникальный инструмент Уникальный инструмент
Игум/ Нектарий (Морозов)
Уникальный инструмент Уникальный инструмент
Игумен Нектарий (Морозов)
Слово — очень важный, по-своему уникальный инструмент. Настолько уникальный, что святые отцы нередко — по праву обладания им — именовали человека не как-то иначе, а «существом словесным».
О святом пророке Илие и о вреде многословия О святом пророке Илие и о вреде многословия
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Кажется, что мы ведем невинный разговор, но на самом деле мы предаемся многословию как своей страсти, как духовному пьянству и словоблудию. Пьяный часто просыпается под забором в своих нечистотах, с пустыми карманами, так и мы после долгих разговоров чувствуем духовное опустошение, чувствуем боль в голове, чувствуем, что страшнее всего, – потерю благодати.
Комментарии
Сергей23 ноября 2021, 17:56
Здравствуйте! Вот жизненная ситуация. В своем кабинете сидишь с коллегами, устаешь от рабочего напряжения и постоянных криков и брани (полиция). Встаешь и идешь в другой отдел, где люди мирные и спокойные. С ними немного поговорил, вспомнил как раньше было здорово и спокойно, немного пошутил по-доброму, еще что-то обсудил (не осуждая никого, а просто какую-то ситуацию, может быть смешную). Уже в хорошем настроении идешь обратно в свой кабинет и так в течение дня ходишь отвлечься. Это празднословие или все таки способ не сойти с ума? Кто как считает?
argos30 ноября 2016, 00:09
Аминь
Лена Григорьева26 января 2014, 21:13
Спаси Господи!Статья в помощь пусть будет нам, Дай Бог!
Ирина19 февраля 2013, 15:33
Благодарю за статью. Спаси Господи.
доморощенный филолог 4 февраля 2013, 03:10
Всё и просто, и не очень...
Разбираем слова по частям:

ЛюбоПытность = любить пытать (без комментариев),
ЛюбоЗнательность = любить знать (тяга к знаниям).

Жонглируйте воображением - русский язык богат!
Михаил27 января 2013, 17:00
Алексей, не путайте пожалуйста любопытство от любознательности,это разные слова и смысл.Вы говорите о любознательности.И любопытсво тоже бывает разное.Например интересоваться историей и наукой это одно,а интересоваться сплетнями в бульваврно-желтой прессе а потом эти сплети обсуждать, это совсем другое.В этой статье и в этих россуждениях и наставлениях есть очень тонкая грань между мирской пустой суетой и вечностью.-"Не сообразуйтесь с миром сим,а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы позновать вам что есть воля Божия"(Евангелие)
Елена26 января 2013, 21:52
я где-то читала, что любознательность это очень хорошо и благодаря ей были сделаны многие открытия и т.п. а любопытство, во всяком случае я его себе так понимаю это когда один человек очень сильно интересуется мыслями жизнью и поступками другого человека и все это совершенно его не касающиеся вопросы, что называется " в кишки лезет" другому.
Алексей Николаевич26 января 2013, 20:26
Алексею:
Не путайте любознательность с любопытством. Если Вы посещаете исторический кружок - это любознательность. А вот если Вам очень хочется узнать содержание чужого письма или подслушать разговор соседей - стоит подумать, принесёт ли Вам это пользу, будет ли это Вам душеспасительно.
Говорят, что любознательный заглядывает в книгу, а любопытный в замочную скважину.

Кстати, как Вы думаете, почему не только старцы, но и простой русский народ хорошо понимал, что слово "любопытство" как раз имеет оттенок совать свой нос, куда не просят, интерес к сплетням и чужим делам? И широко известны русские народные пословицы: "Любопытство не порок, а большое свинство", "Любопытной Варваре на базаре нос оторвали".

Что касается "древних монахов-подвижников, которые кроме молитвы ничего не знали", то Оптинские старцы не отвергали науку, почитайте главу "Оптинские старцы о науке"http://www.pravoslavie.ru/put/57430.htm
Алексей26 января 2013, 17:33
Многоглаголание-грех, любопытство-грех. Как это возможно испонить при современной жизни в миру. Попробуй ка помолчи на работе да и дома. Отношения с окружающими быстро испортятся. Про любопытство тоже непонятно, если я с радостью хожу в школу ВУЗ это неправильно? Если я посещаю исторический кружок, люблю читать научную литературу -в этом надо каяться на исповеди? Любопытство во многом определяет жизнь современного человека, именно благодаря любопытству были сделаны многие научные открытия и изобретения. Для древних монахов-подвижников всё это было так, они кроме молитвы ничего не знали. А мы готовы так жить? А если нет, то для кого тогда эта статья (эти советы) о том что нужно как можно больше молчать и не проявлять любопытство?
Диана Квасова25 января 2013, 11:49
Спасибо Вам огромное за статью! Она является учением для души. Слава Богу, что есть возможность читать Такое. Спаси Господи.
Алексей25 января 2013, 01:06
О картине: автор Татьяна Юшманова. "Тишина". 2005.Холст, масло. 100х120 см. Более подробно: www.pravoslavie.ru/gallery/gallery88.htm
р.б.Сергий24 января 2013, 18:45
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело."(Иак.,54зач.,III,1-2)
Спаси, Господи, автора за назидание!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Руслан24 января 2013, 16:23
Очень хорошая статья ! Спасибо !
Сантехник24 января 2013, 13:06
В наше время "так много книг, что стали все премудрыми ужасно...
- Напротив - выбор их сегодня так велик, что мудрость убывает ежечасно"...

С искренней благодарностью, ув. Ольга Рожнёва.

Сантехник...
Кажется, 24 января...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×