Сцена из спектакля "Самоубийца". |
Апология… живота
Чтобы ввести читателей в курс дела, вкратце перескажу, о чем спектакль, так как без этого мы не поймем всей проблематики. Банальная семейная ссора, муж отлучается из дома, а экзальтированная женушка разносит по округе, что ее благоверный намерен стреляться. Хотя сам он настолько труслив, что такое ему не приснится даже в страшном сне. Так бы дело, вероятно, и кончилось ничем, но в бой вступают различные общественно-политические силы. Узнав о готовящемся суициде, они пытаются использовать его в своих интересах. И с воплем «Нам нужны идеологические покойники!» принимаются едва ли не в прямом смысле слова делить шкуру еще не убитого героя, чтобы впоследствии водрузить эту самую шкуру на своем идейном знамени. Герой умирать не хочет, в загробную жизнь не верит, ему бы отправить всех в баню и жить дальше, но по крайнему самолюбию он этого сделать не может, ведь он был нулем, а стал такой важной персоной, все с ним носятся, все ждут от него поступка. Но поскольку жить все-таки хочется, он решает симулировать самоубийство и в итоге обводит всех вокруг пальца. И все вроде бы здорово и правильно, так им, продажным негодяям, и надо, если бы не некоторые «но». Первое «но»: среди «продажных негодяев» оказывается Церковь, и, собственно, об этом хотелось бы поговорить подробнее, но сначала о якобы гуманистической проблематике спектакля.
Его поставил режиссер из Воронежа Михаил Бычков по одноименной пьесе советского, а точнее было бы сказать – антисоветского драматурга Николая Эрдмана. В том, что Михаил Бычков талант, профессионал и вообще большая умница, лично я не сомневаюсь, его предыдущий саратовский спектакль «Ревизор» поставлен тонко, умно и… сострадательно. Так что и смеешься до колик над этими непутевыми, жалкими в своих слабостях героями и одновременно жалеешь их. В «Самоубийце» речь вроде бы тоже идет о жалости к человеку, о том, что человек – это не винтик в системе, а именно человек, личность, и эта личность хочет жить, а не приносить себя в жертву каким-то глобальным, но конкретно для нее совершенно абстрактным идеям. Мысль гуманная и вроде бы правильная, но пожалеть героя на этот раз не получается по той простой причине, что жалеть его особо не за что. Он труслив, до крайности самолюбив и больше всего на свете любит себя, любимого, где уж тут говорить о том, чтобы отдать за кого-то жизнь. По крайней мере, своей жене, которая скачет вокруг него, как вокруг какого-нибудь царька, он заявляет: мол, фигушки, Маша, даже за тебя я свою жизнь не отдам, не то что за идею.
Насколько далек этот анатомико-биологический и гуманистический апофеоз от христианского взгляда на жизнь, долго рассказывать не нужно. Христианину и так понятно, что человек, с точки зрения евангельской антропологии, все-таки не растение и не животное. И хотя жизнь человеческая – это безусловная ценность, поскольку дарована Богом, есть вещи, за которые ее не жалко отдать. Трудно представить евангельского Лазаря, который по воскрешению из мертвых вместо благодарности Христу и, быть может, переосмысления собственной жизни начинает в приступе вернувшейся к нему жизнедеятельности до самозабвения целовать свои ручки и ножки. Или, скажем, апостола Петра, который перед тем, как взойти на крест вслед за своим Божественным Учителем, вдруг говорит: «Ты уж, Господи, меня извини, но умирать я за Тебя не хочу, потому что у меня есть “животик” и он мне дороже». Конечно, показанные в спектакле общественные движения не Господь Бог, чтобы отдавать за них жизнь, но уж за Машу-то, жену свою, при необходимости можно было. А иначе – зачем женился?..
Сарказм пробы агитпропа
Юрий Ошеров в роли священника в спектакле |
О том, как показан в спектакле священник, даже говорить не хочется. Это не живая фигура, а пародия, карикатура, сродни тем, какие рисовали на своих антирелигиозных плакатах представители Союза воинствующих безбожников. Засушенный сморчок с козлиной бородкой, рассказывающий похабные анекдоты и похотливо засматривающийся на представительниц прекрасного пола – судя по всему, такими заштампованно-отвратительными представлял себе священников Николай Эрдман. И в принципе его, наверное, еще хоть как-то можно понять и простить – жил он в советское время, когда увидеть живого священника можно было чаще где-нибудь на Соловках или в подвалах НКВД, чем в обычной жизни. Так что и представления о том, какими были эти люди, у рядового советского гражданина складывались именно по агитпропу с его стереотипно и бездарно шаржированными образами. Но откуда эти клише в голове у думающего и продвинутого вроде бы современного режиссера? Ведь есть возможность узнать, какие эти люди на самом деле, никто ведь не запрещает, открой глаза и посмотри! Закрой уже, наконец, интернет и зайди в церковь, пообщайся хотя бы с одним священником, поживи церковной жизнью хотя бы секунду. Но ведь видно, что и не общались, и не жили, и понятия никакого не имеют, зато читали про резонансные аварии и «пощечины за веру»… Где в реальной жизни вы, господин режиссер, видели такое убожество, которое вышло на сцену под вашим чутким руководством? Покажите мне хотя бы одного! А если и найдете, то ведь кроме этого одного есть еще много других, которые составляют истинное лицо Церкви и которые не имеют с вашим героем ничего общего. Я не могу вам сказать, уважаемый Михаил, что испытала большое удовольствие от того, что Юрий Ошеров с вашей подачи пародийно крестился на сцене и скороговоркой, карикатурно бормотал молитвы из заупокойной литии. Потому что мы знаем, какая она на самом деле, заупокойная лития. А вы знаете?
А теперь представьте, что юный зритель (ведь ТЮЗ – он для юного зрителя, верно?), далекий от Церкви, приходит на спектакль и видит такого «дядю попа», занимающегося на сцене непотребством. Будет ли он рефлексировать на тему достоверности образа? Вряд ли. Скорее примет как должное. Ну, и погогочет, конечно. И этот гогот навсегда закрепится в нем как доминанта в отношении ко всему церковному. А если придет ребенок из верующей семьи, который в храм регулярно ходит (или думаете, такие дети не ходят в ТЮЗ?), каково ему будет? Вы об этом не подумали? Почему, когда общество и так до предела взвинчено делами вокруг скандальной панк-группы, вы продолжаете его взвинчивать, кидая со сцены давно обглоданную кость?
И ведь общество ее охотно проглатывает, вот что самое удивительное. Больше всего меня огорчила реакция публики. Я, честно говоря, такого по наивности даже не ожидала, ведь не 1937 год на дворе…
Шаржированный образ священника публика приняла на ура. Особенно запомнился один эпизод. Кто-то из героев интересуется у священника, есть ли жизнь после смерти, и слышит из его уст: «Как прикажете отвечать: по религии или по совести?» «А какая же разница?» – спрашивают его с недоумением. «Ко-ло-ссальная!» – отвечает герой Юрия Ошерова после пропущенных на поминках рюмок, и зал… взрывается аплодисментами и смехом. Герой тем временем продолжает откровенничать: «По религии – есть. По науке – нету. А по совести – никому не известно…» И снова взрыв аплодисментов, едва ли не единственный за спектакль, и какое-то всеобщее ликование: дескать, ага, лицемеры, попались! вывели вас на чистую воду!..
Просто так легче…
В чем причина, по которой интеллигентная публика в театре клюет на глупейшие колкости уровня журнала «Крокодил»? Почему принимает их как «свое», близкое и понятное, более того – прогрессивное? Неужели думающие люди всерьез полагают, что тысячи мирян принимают священный сан ради лицемерной игры или просто от безделья? И неужели и вправду считают, что двухтысячелетний опыт Церкви относительно вещей невидимых основывается на вот этой страсти к притворству? И что спроси священников (предварительно, конечно, подпоив, иначе не признаются!), а как по совести, так они, бедолаги, и руками разведут? Если и вправду так, то можно таких людей только пожалеть: их представления о мире, жизни, вере и Церкви сильно ограниченны. И преодолевать эту ограниченность у них, по всей видимости, просто нет желания, потому что так удобнее…
Сцена из спектакля. |
А недавно еще писательница Людмила Улицкая написала книгу,
в которой объяснила, почему она разочаровалась в Церкви.
Отрывок из нее перепечатал «Огонек». И там
есть слова про «плохо одетый, дурно пахнущий
церковный люд», который сильно контрастирует в
представлении Улицкой с роскошными облачениями священников
и не менее роскошными храмами…
Хочется спросить: где она это увидела? В Москве? Пусть
приезжает к нам в Саратов, где один храм никак не может
достроиться, другой уже скоро развалится, в третьем стена
трещит по швам… Или еще куда подальше, в область,
там вообще «роскошь» так и зашкаливает…
Но главное: отчего у людей умных, образованных, интеллигентных такое нелестное мнение о простом народе, том самом, который составляет большинство живущих в нашей стране людей? Быть может, не самых продвинутых и образованных, ну и что с того? Разве это важно перед Богом? Почему вы, простите за прямоту, решили, что вы лучше, чем вот эта необразованная бабушка в потертом пальто, которая истово молится в храме каждое воскресенье и, может быть, даже не очень понимает смысла некоторых молитв, но молится искренне? Может, она вообще мало что понимает, потому что старенькая уже и жизнь у нее была тяжелая, но почему вы уверены, что перед Богом она менее ценна, чем хорошо образованный, умный борец с режимом писатель Дмитрий Быков, к примеру?
Есть ощущение, что вот этот некоторый снобизм интеллигенции, ее нелюбовь к простоте и простому люду во многом определяет и отношение к Церкви. Плюс, конечно, гордое нежелание выходить за пределы собственных стереотипов. Так случилось и с тюзовским спектаклем. Режиссер, который отчаянно критикует советскую систему, ратует за свободу, сам оказывается заложником несвободы и порожденных ею клише. И пока режиссеры, писатели и актеры будут именно таким взглядом смотреть на Церковь, между ними и Церковью будет пропасть, и ничего хорошего из этого не получится.
"Светильник для тела есть око. Итакъ, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло"
Надо ли уточнять, что с экрана и сцены, даже в "хороших" передачах и постановках столько вольной или невольной грязи (реклама или преступная недалекость невоцерковленных режиссеров), что наилучший путь - вообще не пользоваться подобными развлечениями и уж тем паче - беречь детей.
В нашем настоящем нужен крепкий "фильтр входящей информации". Да такой, чтобы вообще исключить попадание на такие сомнительные спектакли. Раньше была замечательное изобретение - цензура. Сейчас - вседозволенность, потому - сам себе цензор. Например - вообще не хожу в театр.
Владимир.
Беларусь.
" За Машу жену жить отдать можно"-женская прелесть-самообман."
Вот так номер )) А если почитать Евангелие?
Еф. 5:25-33 «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».
Под Новый Год мне один пьяный мужик на улице доказывал, что убивать это не грех, потому что Христос сказал - мстить за братьев. А кто думает не так - тот баптист.
Россия похоже давно уже не православная, а языческая страна, судя по мышлению населяющих ее людей.
"За Машу жену жить отдать
можно"-женская прелесть-
самообман.
Чем больше женщину мы
любим ,тем меньше нравимся
мы ей( А.СПушкин)
Всякий смотрящий на женщину с
вожделением(страстью) Ей
уловим будет.
Горше смерти
женщина...Еклисиаст.
Любить должно только Бога, а
спутница твоя есть Драгоценный
Дар Бога на дни жизни твоей,
"ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД"
Автора я понялтак: Женщина -
идол ,истукан-Бог мужа который
должен умиреть за Машу.
Должно умирать за Веру и
Принцыпы-веры "Символ веры",
Муж должен оберегать данное
ему Богом ,и если сложет голову
оберегая мужественно. Мужчина-
мужество чинящий. Мужеснво-
сила Духа поступать как
должно,а не как хочется.
Гнилая интелегенция (В.И
Ленин) Интелегенция в которой
нет ДУХА. Оброзование от слова
Образ, Педагогика от слова....
именно оно не не муж и не жена
не то не сё.
Полностью согласен с Вами брат Григорий, хоть и тяжело читать Ваши письмена(с множеством орфографических ошибок или опечаток)
Чем больше женщину мы любим ,тем меньше нравимся мы ей( А.СПушкин)
Всякий смотрящий на женщину с вожделением(страстью) Ей уловим будет.
Горше смерти женщина...Еклисиаст.
Любить должно только Бога, а спутница твоя есть Драгоценный Дар Бога на дни жизни твоей, "ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД"
Автора я понялтак: Женщина -идол ,истукан-Бог мужа который должен умиреть за Машу.
Должно умирать за Веру и Принцыпы-веры "Символ веры", Муж должен оберегать данное ему Богом ,и если сложет голову оберегая мужественно. Мужчина- мужество чинящий. Мужеснво- сила Духа поступать как должно,а не как хочется.
Гнилая интелегенция (В.И Ленин) Интелегенция в которой нет ДУХА. Оброзование от слова Образ, Педагогика от слова.... именно оно не не муж и не жена не то не сё.
Тоже недавно сходил в театр, подарили билет, лет десять не ходил, возникло любопытство, думаю как там сейчас.., и так же как в Саратове так и Москве была попытка посмеяться над заповедями и верующими, сидел как марсианин, публика хлопает, а что в итоге даже не мог вспомнить была ли вообще идея или мысль, кроме желания высмеять моральные основы и продвинуть тему распущенности.
В лишний раз убедился делать в театрах не чего, сплошное "горе от ума", жаль тех кто считает себя интеллигенцией, дистанцируясь от народа-труженика.
Видимо особо одаренным не достаточно того, что было с Россией в 20веке, что не делается, все к лучшему. Так же как и у меня и у многих уже воротит от всего, что называется произведениями "современного искусства", гораздо важнее не терять своих корней и стяжать "Благодать Духа святого.."
Может ли им быть человек, стремящийся соответствовать только духу времени? Признающий лишь культуру, приходящую с Запада? Всерьёз считающий, что для познания мира достаточно одного ума?
То под видом комедии показывают откровенную пошлость (а зрители - смеются), то «новое видение режиссера» сводит классическое произведение к той же пошлости.
Наверное – не везет.
Но не это заботит, книги все же лучше. Там только ты и автор, и нет ни какого режиссера или актера (особенно современных).
Но не мнение о театре взволновало, а не которые мнения об интеллигентах.
Ошибаются те, кто думает, что в театр ходят интеллигенты. Уже по тому, что в театре, в большей части, царит пошлость – настоящий интеллигент там навряд ли будет.
А под настоящим интеллигентом я понимаю человека, о котором Д.С. Лихачев сказал «Интеллигент - человек, обладающий умственной порядочностью…».
Рекомендую послушать часть 13 и 14 (даже читать не надо): «Избранное» Д.С. Лихачева на http://predanie.ru/audio/izdanija-predanie-ru/Dmitry_Likhachov/.
"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел".
Что поменялось в женщине: у русских говорят - "...ей про Фому, а она про Ерему".
Отдельное спасибо Наталье из Москвы за такой теплый комментарий о Саратове!Очень приятно :)Всех с праздником Крещения!
А по поводу театра и вообще... на днях читал книгу архимандрита Рафаила (Карелина) и призадумался. Как то духовно что ли, я с ним согласен. С неточностями, больше от себя: смех - скрытый, тайный блуд, он вводит душу в то же расслабление.
Потому Господь наш Иисус Христос никогда не улыбался, что видел духовными очами своих детей опутанными змеями, покрытыми гноящимися ранами. Видел их такими всегда. Как может родитель тяжело больного любимого ребёнка улыбаться, паче смеяться? Вспомните себя, до улыбок ли, когда дети болеют? А Родитель наш видел болезнь нашу в каждое мгновение! Мы не видим змей и язв наших и смеемся.
Простите меня.
Со Крещением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа! Православные!
Как определить - по образовательному цензу или по характеру добывания "хлеба насущного"?
Есть уверовшие и неуверовшие, и в этом главное различие.
Бытие Божье - не теорема и не нуждается в доказательствах, кому-то открыто а кому-то - нет.
Я по своему опыту знаю, что будучи прежде неуверовавшим, сам непотребно шутил по поводу и Церкви и веры, насмехался и полагал верующих либо лицемерами, либо людьми недалекими.
Может Господь приведет и других таких же насмешников к вере.
Ильф и Петров. Казалось бы, мастера сов. агита, НО по-сути их образы Церковь не затрагивали. И отец Фёдор, и растиражированный недавно Йорген, несомненно, обличали язвы, но не вешали обобщающих ярлыков. Церковь оставалась Церковью, а о. Фёдор самим собой.
Сейчас же от интеллектуала до малолетней шпаны в весьма бранной и скабрезной форме множество людей поливает грязью всю Церковь.
Как случилось, что в СССР богоборцы не опускались до уровня современных как-бы верующих людей? Почему Ильф и Петров интеллигентнее вели себя по отношению к Церкви, чем, к примеру, Ксюша С.?
Вот с себя и начинайте)). Статья не о "новоиудействе" и не о проблемах церкви, а о проблемах интеллигенции.
И вместо того, чтоб на церковь пенять, пора и на себя оглядеться
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что шаржированный священник сосуществует на сцене рядом с шаржированными персонажами из других социальных групп, которые публике ближе. Менеджер - в офисе, политик - на трибуне и по телевизору, страховой агент - в конторе. Со всеми этими персонажами человек сталкивается непосредственно и их комичность не вызывает отторжения, потому что многие знают из чего складывается жизнь офисного клерка, средней руки бизнесмена, политика... Если всерьез спросить человека: "А что правда бывает так в офисе?". Он скорее всего ответит: "На самом деле - нет.". А вот если человек не ходит в церковь и не видит священника при исполнении своих обязанностей, то он становится заложником комичного образа, который подал режиссер. А для кого-то этот образ может оказаться первым и запечатлеться надолго и вызвать негативное отношение к священнослужителям.
Ну и вывод: в церковь надо ходить...
Прошу прощения, если мой комментарий показался сумбурным или неуместным. Поздравляю всех с наступающим праздником Крещения.
Вы написали хорошую статью и затронули действительно непростую проблему. И в общем и целом я с Вами согласен: я не являюсь поклонником театра (ну не сложилось), но я очень люблю кино и мне достанет воображения представить себе священника, как в этом спектакле. Понравилась бы мне комичность такого персонажа? Нет. Не понравилась бы...
А почему? Наверное потому, что персонаж не типичный...
Я слишком долго шел в Церковь, и дошел всего несколько месяцев назад и, читая Вашу статью, я понял, что за эти несколько месяцев в моем сознании изменилось очень многое: отношение к людям, отношение к себе, отношение к тому, что делать можно, а чего нельзя (да, я достаточно взрослый человек, но и в отношении таких, казалось бы простых вещей может измениться мировоззрение). При этом, я понимаю или, можно сказать, знаю и помню как выглядит комичный священник с точки зрения тех людей, о которых Вы пишете.
И ответ Татьяне на "Наша интеллигенция, начиная с советских времен, погрязла в снобизме....": во-первых, не с советских времен, а гораздо раньше, а во-вторых, погрязла далеко не вся интеллигенция, если, конечно под этим словом мы с вами понимаем одно и те же.
Замечательная статья!
Чувствуется-что писал человек умный,истинно интеллигентный,без "шор"!Присоединяюсь к вашим словам о Вере и священнослужителях.А тем,кто ничего не понимает в настоящей,живой церковной жизни-надо поучиться,походить в храм Божий и может быть Господь просветит таких людей.Бедные они,несчастные!Не понимают, что лишают себя такого богатства в жизни,которое при желании дано каждому-общению и молитве с Богом,благодати и милости Его.
С огромным уважением и признательностью!
На всяком месте и на всякий час необходимо поклоняться Отцу,ходить пред Ним,а не только во время богослужений!