Новый год приближается. Очередной круг пройден и начинается новое повторение. Влечет к разговору слово «новый».
Чувство новизны это чувство, свойственное взрослеющим, юным еще душам, сохраняющим некую гибкость вместе с неопытностью. Для юных многое совершается впервые. Собственно «новое» это и есть «первое». Первый телефон – по-настоящему новый телефон. Второй телефон тоже будет называться «новым», но это будет уже легкая пародия на новизну. Пародия будет только усиливаться со временем. Таков закон в мире вещей и рядовых событий. В области же событий нравственных пародийность возрастает по мере повторений, и к повторениям все более подмешивается горечь насмешки над всей жизнью человеческой.
Новый дом это – просто хорошо. А новый муж – это «хорошо» плюс еще что-то. Если муж не просто «новый», но и по счету – скажем, пятый, то на слове «новый» можно без стыда разрыдаться. Это – вполне законченная насмешка над жизнью.
Первая любовь несказанно окрыляет. Первая разлука просто растаптывает – дешево и сердито. Первая встреча лицом к лицу со смертью лишает мир прежних красок и на все набрасывает темную вуаль. Именно то, что носит имя «первое» достойно имени «новое». Повторения способны либо закружить голову каруселью суеты, либо очерствить человека и превратить сердце его в подошву сапога, либо довести человека до отчаяния – отчаяния от пресыщения или отчаяния от безысходности и повторяемости.
На некотором этапе развития человека (народ, цивилизацию) уже не тешит цикличность природных процессов. Душа ощущает высокую тоску и жажду выхода из круга. Либо выход из круга, либо – одуряющая тоска, влекущая одних к самоубийству, а других – к ложному подобию смирения – к животному довольству.
Но одно дело – ощутить необходимость выхода из круговерти, а другое – совершить сам выход. Мы погружены в водоворот суеты не одним личным усилием, а самим фактом рождения в «суетную жизнь, переданную от отцов» (См. 1 Пет. 1:18). И выходить, стало быть, нам из этой суетной жизни не в одиночку при помощи одних лишь личных усилий, но в ожидаемые времена искупления со всеми чающими утехи; во времена, которые Бог приготовил человечеству. А в период, когда жажда выхода уже созрела, а время освобождения еще не настало, пишутся книги, подобные Екклесиасту и возникают учения, подобные буддизму.
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:9-10)
Это не бесстрастные слова. В них не одна констатация факта, но и тоска о том, что факт таков, а не инаков. Тоска есть верный признак того, что все может быть иначе. если не может, то нужда только в стоическом мужестве. Если же может, то нужда в терпении и вере. Таков код ветхозаветной жизни, выраженный приблизительно и в немногих словах.
***
В порядке земных реалий ничего нового нет. Если и переселения на околоземные орбиты станут реальностью и темой повседневных информационных сводок, то и тогда не будет ничего нового в Галактике. Страсти и гадости переселятся вместе с людьми на орбитальные станции; похоть и ревность, зависть и подлость, да и сама падшесть человеческая и там прикажут пролиться, вначале - семени и поту, затем - крови и слезам. К знакомой драме человечества добавится только некий пошлый антураж в виде скафандров и черного пейзажа в иллюминаторе. Все остальное подпадет под пресс слов Екклесиаста. Все суета!
Человек и человечество обречены метаться в некой мысленной тюрьме, иногда вроде бы находя выход, но потом обнаруживая, что это – лишь западня, приготовленная хитрыми тюремщиками для неугомонных устроителей побегов. Так обстоят дела не по случаю, но по Промыслу. Богу угодно, чтобы человек (человечество) во-первых, ощутил (ощутило) тоску по иной жизни – подлинной, неразрушимой. Тоску и жажду. Во-вторых, угодно Богу, чтобы человек в результате стремлений к непоколебимому счастью выработал весь свой интеллектуальный и физический ресурс, придя в конце в разбитому корыту (см. сказку Пушкина о Золотой рыбке). Ресурс может быть выработан и не весь, но человеку вменяется в обязанность ощутить свою ограниченность и недостижимость желаемого одними человеческими средствами. Как только это произойдет, наступит полоса терпеливого ожидания спасения свыше, о чем предупредительно, хотя и скупо, заранее сообщает Откровение. И вся эта тягостная жизнь, в которой ничто не завлекает человека полностью, ничто не веселит до донышка, ничто не целиком не захватывает и не опьяняет, должна послужить лишь фоном, на котором со временем загорятся слова – НОВЫЙ ЗАВЕТ.
***
Вера в родившую Деву; вера в Бога, приобщившегося человеческой природе и потерпевшего искупительное страдание; вера в блаженное будущее и венцы правды, уготованные «всем возлюбившим явление Его» (См. 2 Тим. 4:8), должна прийти на контрасте с прискучившим повторением одного и того же. В конце концов, дается человеку ощутить, что этот мир будет заменен иным миром, достойным имени «нового».
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1)
В тех же самых словах и категориях изъясняет нашу общую надежду и верховный Петр, говорящий: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13)
***
Сухая выжимка из сказанного проста. «Покорившись суете не добровольно» (Рим.8:20), мы ожидаем перехода от «рабства тлению в свободу славы чад Божиих» (Там же 8:21). Кто имеет в себе «начатки Духа», тот не может уже отдаться беззаботной радости, но «стонет, ожидая усыновления» (Там же 8:23). Часть этого стона и есть длинная книга Екклесиаста, возвещающая об отсутствии чего-либо нового под солнцем. А остальные части стона, как менее поэтичные и не достойные увековечивания, просто разлиты в воздухе истории. Мы дышим именно этим воздухом неудовлетворенности и ожидания, тоски и надежды. Единственное «новое» в мире, это Христос и все, что связано с Ним. И к встрече с именно этой Новизной движется сквозь века все человечество, а сквозь годы - отдельное человеческое сердце.
Движутся они к подлинной Новизне через череду скучных радостей и ложных новинок.
"Успех сложного процесса реального перерождения...ветхого человека в НОВОГО человека определяет не только правильная догматическая вера и евангельская нравственность, но также ЗНАНИЕ и НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЗАКОНОВ", о чем автор почему то умолчал. Не "через череду скучных радостей и ложных новинок" следует идти всем ищущим Христа, а через СОЗНАВАНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И ПРОИСТЕКАЮЩЕГО ИЗ НЕГО ПОКАЯНИЯ!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
P.S. ТАТЬЯНЕ(2012-12-31)- Ваше:"...чтобы мы, живущие в нем, ощутили неполноценность бытия..." - видимо НАДО понимать как "неполноценность СВОЕГО (личнонынешнего) бытия", иначе это будет клеветой на совершенство Творца! Пожалуйста, постарайтесь избегать двусмысленности в СВОЕЙ жизни, ибо Апостол Господа сказал: "будьте мудры как змеи и просты как голуби". "Не все мы умрем, но все изменимся".
Отец Андрей, статья Ваша действительно шикарная, и первая похвала от Лары также блестяща. Кто же уничтожит яд тщеславия, как невольный или вольный наш хулитель.
Бог Вам в помощь! Новых дел о Господе!
Хочется напомнить Геннадию-либералу, что есть действительно всеобщий, всенародный праздник Пасха. Радость Нового года больше ассоциируется с Дедом Морозом и подарками, шампанским и "Иронией судьбы", чем с Божественным. Наверное не следует путать грешное с праведным.
Большое спасибо за статью, отец Андрей. Не во всех храмах можно услышать проповеди, заставляющие задуматься. Не останавливайтесь, пишите. Храни Вас Господь.
Но если обратить внимание на сам факт неистребимого стремления человечества к общему празднику, а таким примером всеобщего праздника является именно Новым год, то не стоит драматизировать официальную отграниченность этого события от религии. Посмотрите на ожидание и неподдельную радость большинства людей, которые на мгновения пересекают свои возраста, тяготы и беды, образуя общее течение к счастью: это ли не доказательство присутствия в людях Божественного.
Автор несомненно ощущает порочность оторванности человечества от Своего Отца, но разрешает иллюстрацию этого неудобно. Зачем делать нелогичный для разума акцент на понятие "новый"? При любой степени абстрагированности Вы не сможете доказать, что число 2013 (год) это не истинно новое наименование в истории человечества. Это будет новый интервал в жизни любого, даже аскета и праведника: это будет неповторимое время в любом отношении, причем оно совершенно уникально для Вашей воли, как лист чистой бумаги. Если Вы считаете, что новые молитвы и причащения Святых Таинств это суета сует, то воистину, Вы воцерковленный человек, однако оставьте называть "новым" таковые для менее совершенных человечков.
Недавно сама думала о том томлении, в котором живет человек всю свою жизнь. Тоска и томление духа - неизбежность земной жизни. Слава Богу, что у нас есть надежда на Господа. Слава Богу что за этой жизнью есть другая жизнь, настояща; без Бога, без надежды изменения и преображения человеческая жизнь становится трагедией.
Про горечь цикличности жизни сказано хорошо и красиво, но про новизну Христа конкретного не сказано ничего, про разрыв порочного круга жизни в истинной церковности не сказано ничего, про жизнь как восхождение к Богу, а не бег по кругу, не сказано ничего определённого. Читаешь и создаётся впечатление, что жизнь - это Сизифов ад, а потом вдруг "раз, два, три" и всё резко поменяется. Чудо спасения растворено в церковной жизни, наполняет её светом и смыслом, это не дело одного мига, а всей жизни.
В статье слишком уж узкоколейное восприятие великого таинства земной жизни человека, в том числе и ветхозаветного. Вывод книги Экклесиаст - последние два стиха: "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Эккл. 12: 13-14)". Великий Проповедник не считал все дела напрасными.
Это нужно подчеркивать.
Статья не завершена.
И многие этого не знают...Я совсем недавно стала задумываться, как же так - такой веселый праздник перед Рождеством, в Рождественский пост. Всю жизнь прогрешили.
"Такое впечатление, что автор сказал себе: "Надо бы новую статью написать. Эх, о чем бы?"
И вот - написана статья. Без вдохновения..."
Дуиаю, Вы ошибаетесь, Лара. Глубоки и истинны слова о. Андрея. Они бережно увлекают нашу мысль и возносят ее от повседневной шелухи - к горнему. Посмотрите, как подвел о. Андрей к мысли о промысле Божием, устроившем мир таковым, чтобы мы, живущие в нем, ощутили неполноценность бытия и возжаждали Христа Бога и Истины Его, вечно новой и окрыляющей. Это же потрясающе!
Очень люблю проповеди о.Андрея, он всегда расставляет все по своим законным местам, часто загружаю их на своей страничке на сайте Яндекс.Фотках (Я.ру), и по комментариям вижу, что не я одна восхищена талантом слова, который подарил ему Господь.
самое главное,спасительное только в том,что дал нам погибающим Господь и Бог наш Иисус Христос.Только беда - многим это новое не нужно,за "новое" принимается многократно "обношенное" и "пережёванное".Да и стоит ли удивляться?Если к примеру пожить пару дней на вонючей свалке,дай Бог неделю отмыться от запашка.А тут пожили в "советской" помойке 80 лет.Попробуй отмыть эту "грязь" в мозгах,нужны десятилетия.Да и хороший пример есть: сколько времени добирался израильский народ до земли обетованной из египетского плена?Да и с "египетским мусором" в голове кто дошёл до Новой земли?Никто,только те , которые родились в пути.И в наше время алкоголь и наркомания косят кого? - "строителей светлого будущего".У кого в мозгах "египетская похлёбка".Недаром Патриарх Московский и Всея Руси взывает на всю Россию - люди! Меняйте своё отношение к жизни,к ближним. (после "чумы" 20 века - "Советской Власти").Вот и Вы,уважаемый отец Андрей,тоже призываете измениться нам самим с настоящей надеждой на истинно НОВОЕ в нас самих.Но много ли Вас кто услышит?Но,впрочем, - блаженны те,кто услышит!
Да хранит Вас Бог !
И вот - написана статья. Без вдохновения...