Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.
О чревоугодии
«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».
Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:
«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».
О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:
«Объястливые уста – свиное корыто».
От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:
«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».
Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:
«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»
Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:
«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».
Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:
«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».
Страсть винопития: как с ней бороться
Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:
«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».
Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:
«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»
Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:
«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».
Преподобный Амвросий наставлял:
«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».
Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:
«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».
Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:
«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».
Старец Иосиф советовал:
«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».
Борьба со страстью курения
Страдающему страстью курения преподобный Амвросий писал:
Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с 7 лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».
Таким образом, все Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием Святых Христовых Таин, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению, следованием заповедям Божиим.
Курить бросал очень долго и тяжело! Вроде прекращал - через какое то время опять начинал. Глупый, думал, что своими силами справиться мог.
Только придя к убеждению, что "червь я, а не человек", что своими силами я ничего не могу, и возложив все упование на Бога, вскоре (очень быстро) оставил это дело.
Теперь размышляя об этом даре и возможной причины его получения сокрушаюсь, что в такое состояние души касаемо других страстей не могу придти... ГИХСБПМГ.
А вот с грехом чревоугодия, ну никак. Грех да и только.
Я много и жутко пил.
Жена много молилась за меня.
Я сам в последнее время часто причащаяюсь.
Не надо пьющему уповать на себя - это бесполезно.
Только на Бога.
Молиться утром и вечером, причащатся каждый месяц, а лучше каждую неделю. Тогда отпустит.
Что дальше я не знаю.
Всем помощи Божией.