«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».
Преподобный писал о разных ступенях молитвы:
«Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.
Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва всё совершается.
Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.
Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».
Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно:
«Первый от Господа дар в молитве – внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая.
Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.
Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы, например состояние души человека, так, как мы видим чувственные предметы, – как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух».
Как правильно творить Иисусову молитву
«Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, когда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послётся, что ищешь и желаешь».
Старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.
Преподобный Амвросий объяснял:
«Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцев, опытом прошедших всё это».
На вопрос, как достигнуть сердечной молитвы и что означает «опускать ум в сердце», преподобный Анатолий (Зерцалов) отвечал, предостерегая:
«Сердечного места отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».
Во время Иисусовой молитвы часто находит буря помыслов, которые всевает враг.
Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию:
«А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры».
Оптинские старцы предупреждали о необходимости смирения при молитве. Как-то духовное чадо отца Амвросия пожаловалась ему на то, что при произнесении Иисусовой молитвы она запинается на словах «Помилуй мя, грешную». Старец отвечал:
«Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах “Помилуй мя, грешную”; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово “грешную” с должным понятием».
Преподобный Варсонофий напоминал о том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби, которые, однако, нужно принимать без ропота:
«Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».
Об опасности «выпрашивания» духовных даров и молитвы высокой степени
Преподобный Лев писал, что, не очистив сердца, не победивши страстей, нельзя сохранить духовное богатство без вреда для себя:
«Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей сей потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть».
Преподобный Варсонофий также предостерегал об опасности «выпрашивания» даров и молитвы высокой степени:
«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой степени; Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок…»
Старец Макарий написал статью «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где он предупреждал, что Иисусову молитву нужно читать просто и главным должно быть чувство покаяния, а не искание высоких духовных даров.
Преподобный Макарий учил:
«Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».
Более доступных и полных ответов в вопросах духовных чем у святителя Игнатия Брянчанинова не встречал в т.ч. и о молитве Иисусовой. Сквозь призму его творений приходит правильное понимание св. отцов, писания которых по большей мере уже не доступны нашему времени.
Как бы мне хотелось пребывать в словесной молитве Иисусовой до конца своих дней без гордого стремления стяжать умную. Тяжела она.
Братья и сестры, простите если кого обидел своим отзывом, это мой опыт.
Слава Богу за все!
Хотел бы сделать два комментария по поводу практики И.М...
Первое: Нужно обязательно благословление духовника для И.М.;
Второе: ЛЮДИ!!! НЕ ЧИТАЙТЕ ЕЁ БЫСТРО - НУЖНО ЧИТАТЬ МЕДЛЕННО, ВНИМАТЕЛЬНО И ЗАКЛЮЧАЯ УМ В СЛОВА МОЛИТВЫ - иначе как я - до заикания дойдёте или чего по хуже!!!!!!
(Хотя у меня и отмазка есть :) - когда я начинал, был ещё совсем новоначальным (да и остаюсь таким пока что) - и плюс плохо было от бесов - МОЛИЛСЯ СЛИШКОМ ГОРЯЧО и БЫСТРО.!.. - Но ДОЛОЙ ОТМАЗКИ - прости меня Господи и исправи - очень прошу)!
Так что Внимание, Внимание и ещё раз Внимание!
Вот основное, что хотел сказать - простите пожалуста за сумбурность - грешен этим, знаю.
Благослови всех нас Господь!
Помыслы - вот, что мешает нам чисто молиться. Но с другой стороны, через помыслы мы познаём свою немощь. Что своими силами бороться с помыслами невозможно.
Все, почти мы новоначальные, и поэтому противоречить помыслам нам не под силу - это достояние совершенных в духовной жизни. Но спасение для нас Иисусова молитва, пришёл помысел - отсеки его, т.е. тут же читай Иисусову молитву.
Но борьба с помыслами - это второй этап, а первый это не делать злых дел, неугодных Богу. И опять здесь помогает молитва Иисусова и всякое обращение к Богу.
Если же мы согрешаем на деле, то бесы нас не искушают через помыслы, но прекратив, творить злые дела - помыслы тучей нападают на нас.
Как только мы понадеемся на свои силы, внутренне возгордимся, Господь попускает нам пасть, чтобы смирились.
Преподобный Марк Подвижник пишет: "Всё то, что мы без молитвы говорим или делаем, бывает в последствии или погрешительно, или вредно и обличает нас через дела"
Всем же желаю пребывать в Иисусвой молитве, молитва может прерываться, но главное устоять, не бросить молитву, и за терпение Господь сподобит истинной молитвы.
Чаще, чем мы, может быть, сами себе в этом признаемся, мы молимся в надежде на таинственное озарение, в надежде, что с нами что-то случится, в надежде испытать какое-то захватывающее переживание. Это ошибка, такая же ошибка, какую мы совершаем иногда в наших отношениях с людьми и которая практически может полностью разрушить эти отношения: мы приближаемся к человеку и заранее ожидаем ответа определенного рода; когда же ответа нет или ответ не тот, какого мы ожидали, мы разочаровываемся или отталкиваем этот ответ. Точно так же, когда мы молимся, мы должны помнить, что Господь Бог, допускающий нас свободно в Свое присутствие, и Сам свободен по отношению к нам; это не значит, что проявляемая Им свобода носит характер произвола, подобно тому, как мы бываем то любезны, то грубы, в зависимости от настроения; но это значит, что Он не обязан открывать Себя нам только потому, что мы пришли и глядим в Его сторону. Очень важно помнить, что и Бог и мы свободны прийти или уйти; и свобода эта имеет огромнейшее значение, потому что она является признаком подлинных взаимоотношений.
Одного только не прочёл у вас: т.е. ВСЕ вы УЖЕ прошли этап молитвы устной и теперь, по благословению (не самочинно) вступили на поприще умной молитвы Иисусовой?
Т.е. все вы, по слову Преподобного Льва, очистили сердце, победили страсти и дерзаете молиться умной молитвой Иисусовой?
Слово о молитве Иисусовой, Святитель Игнатий (Брянчанинов).
...Но преподобный Нил Сорский наставляет, что “память Божия, то есть, умная молитва выше всех деланий, добродетелей глава, как любовь Божия. Кто бесстыдно и дерзко захочет войти к Богу и беседовать с Ним чисто, кто нудится стяжать Его в себе, тот удобно умерщвляется бесами, если будет попущено, как взыскавший достигнуть того дерзостно и гордостно, превыше своего достоинства и устроения. ”При поверхностном взгляде завещание преподобного Нила может представиться противоречащим законоположению Священного Писания, святых Отцов и преданию Церкви. Тут нет противоречия, тут говорится о молитве Иисусовой в ее высшей степени. Всем христианам можно и должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со СТРАХОМ Божиим и ВЕРОЙ, с величайшим ВНИМАНИЕМ к мысли и словам молитвы, с СОКРУШЕНИЕМ ДУХА; но не всем дозволяется приступать к молитвенному священнодействию умом, в сердечной клети.
Пытался добраться до Вас через Оптину - "отфутболили", естественно...
Сразу к делу - не спешите с ответом - если существует умная молитва, то может быть существует и умное смирение, покаяние и даже вера..?
Понимаете, иногда слушаешь умных людей по телеку - и невольно возникает желание остаться дураком...
Или об умном смирении говорить вообще безсмысленно, если не запрещено..?
Ладно, это просто эмоции... Ваша Тема - архиважная...
Может, для многих наших современников М. И. - единственный доступный путь-надежда на спасение... Благодарю...
ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
6.1.13 Сантехник.
Мы не можем освободиться и избавиться от бесовских помыслов при помощи помыслов человеческих. В час искушения многие пытаются противостоять греховному помыслу силами человеческого разума. Однако, какою бы силой ни обладал разум, ему не сравниться с силою диавольского помысла. Ведь, сражаясь с помыслом, мы в действительности ведем брань не только с ним, но и с диаволом.
Старец Силуан говорил, что в опыте святых отцов можно усмотреть несколько различных способов борьбы с помыслом, но лучший из них – совершенно не вступать в беседу с ним(помыслом).
Объясните, если можно на конкретном примере, что значит не противоречить помыслам. Вот пример, допустим идет пост, и вдруг возникает "непреодолимое" желание, которое якобы исходит от тебя самого, а по сути и есть помысл от врага, ну типа, "а не выпить ли тебе винца, или не съесть ли тебе мороженое тд.
Так что значит не противоречить - принять то что предлагается? Или как?
Православные, такое предупреждение надо написать на всех молитвословах, и это не преувеличение. Молитва это великая сила и оружие, как меч из дамасской стали. При неумелом обращении,очень легко пораниться и даже смертельно. Многие люди на пути неправильной молитвы впадали в состояние прелести, и вместо пути к Богу попадали на дорогу в преисподнюю. Как и для каждой вещи для молитвы есть инструкция по эксплуатации, в данном случае - это святоотеческие наставления. Любое своеволие и отступление от наставлений святых отцов, есть проявление гордости, а гордым Господь противится. Помните судьбу денницы, того ангела светла, который из-за гордыни был низвергнут с небес, и стал врагом рода человеческого.
В духовной жизни ключевое слово-СМИРЕНИЕ!
Нужно знать и читать святых отцов, ну или хотя бы послушать тех кто их читал. Ну вот например http://www.aosipov.ru/video/04_video_lektsii_a_i_osipova_duhovnaja_zhizn.html
Осипов Алексей Ильич, душевный дядька, немного юмарной, но начитанный во святых отцах.
Да хранит вас Бог!
1. Иисусову молитву надо начинать тогда, когда в сердце созреет духовное покаяние перед ближним и Богом; Господи- Аз первый грешник есмь аз.
2.Иметь чувство настроенности на то, что если бы сейчас вас оскобил бы самый близкий человек,для которого вы бы сделали все, и уже сделали многое, - промолчать перед ним и в своей душе сказать;- Аз первый грешник есмь аз, и даже сказать ему кратко-ПРОСТ,и помолиться о нем с усердием.
3. Не унывать, не отчаивать,не осуждать,а сказать в своей душе; Да будет Господи воля Твоя, Славлю тебя Отче,что не бросил ты меня, а наказываешь-кого любишь.
4.Не падать духом о веселиться о Господе,что Он Сущий и Человеколюбец, и каждого ведет своим путем, кого-то через богатства, кого-то через славу, кого-то через нищету, к покаянию великому,к молитве Иисусовой. Да возгорится этот огонь в сердцах человеческих,да вспомнят все о заповедях моих и положат их себе на сердце, и буду им Богом.
Простите меня, это мое мнение; аз первый грешник есмь аз.
P.S:для возможных молодых посетителей портала.Мне 20 лет:)