Москва, 26 декабря 2012 года
«В основе своей это поздний XVI век, но есть включения и XVII, и XIX века. Безусловно, в прошлом это был храмовый образ, и, по всей видимости, он был создан в северных — архангельских — землях. Иконографическая схема, которая представлена на иконе, по предварительным оценкам экспертов, формируется к середине XVI века и совмещает в себе сразу два очень древних иконографических извода изображения праздника Покрова Пресвятой Богородицы: Суздальский и Новгородский. В данном случае мастера отходят от центрического построения иконографической композиции, и Богородица обращается ко Христу в пол-оборота, с развернутым свитком в руках. В одной руке Она держит развернутый свиток, а в другой одновременно держит в руках Покров. За Ее спиной мы видим предстоящих святых: в нижней части это традиционно изображения Романа Сладкопевца и Андрея Юродивого. Такая схема становится излюбленной у иконописцев в последующее время — в XVII-XVIII веках. А этот памятник является одним из самых ранних примеров такого сформировавшегося стиля изображения», — рассказала Анна Иванникова.
«Это беспрецедентный, не характерный для музейной практики случай — когда памятник, в настоящее время находящийся в процессе реставрации, в связи с таким важным и знаковым событием мы изымаем из реставрации и передаем в храм», — отметила эксперт.
Икона Покрова установлена над киотом со святыней на некотором возвышении — таким образом, чтобы избежать возможности непосредственного прикосновения к ней.