Смерть на Пасху

Один мой знакомый рассказал мне как-то поразивший сначала его, а потом и меня случай. На Пасху он был в храме за поздней литургией — хотел причастить еще маленького тогда внука.

К тому времени, когда на амвон вышел священник с Чашей, отворилась дверь баптистерия, и оттуда вышли несколько человек, которых, как оказалось, во время этой пасхальной литургии крестили. Впереди шел батюшка, затем высокий, худощавый с военной выправкой старик в черной шинели офицера военно-морского флота, а за ним, в свою очередь, все остальные. Было понятно, что идут они впервые причаститься Святых Христовых Таин. Но неожиданно случилось что-то страшное. Старик как-то чудно взмахнул руками, начал падать, пытаясь удержаться на ногах, схватился за фелонь священника, но все равно упал. Прихожане, в том числе и мой знакомый, бросились его поднимать, но оказалось, что он уже умер.

Согласно записи, сделанной в метрической книге, ему исполнилось 84 года. Судя по форме, которая была на нем, свою службу в военно-морском флоте он закончил в звании контр-адмирала. И вот так встретил свою смерть — в храме, на Пасху, сразу же после крещения, на пути к Чаше со Святыми Дарами…

…Часто мы пытаемся подчинить какой-то известной схеме или правилу вещи, которые ни в какую схему не укладываются и уложены в принципе быть не могут. По тем или иным внешним фактам судим о том, что скрывается в сердце человека. По таким же внешним фактам заключаем, что кто-то не сподобился милости Божией и теперь навеки осужден. Или, наоборот, с уверенностью утверждаем, что кто-то другой, напротив, удостоился участи спасенных. Но разве можно о чем-то право судить, не зная того, что внутри, не зная того, чего и сам человек не ведает, что по-настоящему явно лишь для Господа?

Есть такое отчасти церковное, отчасти народное поверье, согласно которому умереть на Пасху – знак особой милости Божией к человеку, некая «гарантия спасения». Вместе с тем мы знаем, насколько важно прежде кончины приобщиться Святых Даров, и в приобщении в самый день смерти также видим некое уверение в том, что загробная участь христианина сложится благополучно. Это, что касается наших знаний, мнений и убеждений.

А вот о крещении говорит совершенно определенно Сам Христос: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). И еще: «Кто веру имеет и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16).

И вот, что же? Восемьдесят четыре года ждал Господь Своего раба, хранил во многих жизненных невзгодах, пока он наконец не переступил порог храма и не погрузился в купель крещения, омывшись в ней от всех соделанных им когда-либо грехов, уподобившись в чистоте младенцу и ничем не успев вновь этой чистоты осквернить. Но когда оставалось тому же самому человеку пройти несколько шагов до Чаши с Телом и Кровью Христовой, его восхитила смерть и не дозволила приобщиться. Как это понять? Что сказать о таком странном «стечении обстоятельств», а правильно – о суде Божием? Как узнать причины этого суда? Что думать о судьбе этого безымянного для нас, но Господу ведомого контр-адмирала в вечности?

«Удобее молчание». Как и во многих других, впрочем, случаях, когда мы, тем не менее, судим и говорим, усиливаясь понять недоступное нашему пониманию и выразить невыразимое, в то время как гораздо правильней было бы просто в безмолвии, со смирением и страхом созерцать. И в этом созерцании, смирении и страхе, возможно, открылось бы что-то для нас – нужное и важное. Не укладывающееся, с одной стороны, в несовершенные и однобокие представления наши. А с другой – делающее эти представления чуть более верными и Богу угодными.

Игумен Нектарий (Морозов)

21 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Промысл Божий в судьбах Оптинских старцев Промысл Божий в судьбах Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Промысл Божий в судьбах Оптинских старцев Промысл Божий в судьбах Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
В жизни Оптинских старцев особенно ясно и явно были видны знаки Божественного Промысла, ведшего их к великому делу пастырского окормления тысяч монашествующих и мирян накануне грозных бурь XX века.
После причастия После причастия
Протоиерей Андрей Ткачев
Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот. И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?
Кошка. Рассказ Кошка. Рассказ
Свящ. Ярослав Шипов
Кошка. Рассказ Кошка
Рассказ
Священник Ярослав Шипов
Прихожу, а бабулька не спит. И рассказывает: «Я, — говорит, — померла уже»… Да-да, прям так и говорит. Мол, сердце во сне очень сильно болело, а потом боль прошла и хорошо-хорошо стало…
Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? В каком случае принимают причастие в свое осуждение?
Иеромонах Иов (Гумеров)
В каком случае причащающийся может принять причастие в свое осуждение, и в чем оно может выражаться? Где есть указания на осуждение в Священном Писании?
Комментарии
Владимир26 декабря 2012, 13:24
До чего же милостив Господь! До чего же безгранична премудрость Его! Насколько непостижим для нас Его промысел о всех и каждом. Удивительный случай описал автор. А ведь нам сразу зудит взять и примерить этот случай на свой личный "премудрый" опыт, как будто не нам написал автор: "...судим и говорим, усиливаясь понять недоступное нашему пониманию и выразить невыразимое, в то время как гораздо правильней было бы просто в безмолвии, со смирением и страхом созерцать."
Как научиться впитывать слова? Как перейти от простого чтения к применению в жизни?
Спаси Господь.
Алексей25 декабря 2012, 11:41
Главное если он успел покаяться и примириться с Богом, тогда я счастлив за него, т.к. он успел это сделать до конца своей земной жизни. И в статье немного вырвано из контекста место писания: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет."(Св. Евангелие от Марка 16:16)-это очень важно и закрывать на это глаза нельзя. Поэтому, надеюсь, что этот человек принял Иисуса, как своего спасителя.
Вячеслав24 декабря 2012, 14:04
Да страшная смерть...хоть и крестился человек..но не причастился... а это очень плохо.. не можем сказать войдёт ли он в вечную жизнь или всё таки нет... но от Бога всЁ нам в пример и знаки... по которым мы должны рассматривать даже такие страшные случаи..видимо этот случай от Бога был допущен чтобы мы задумались что нельзя откладывать долго откладывать на самый даже конец жизни покаяние , крещение и причащение.... видимо всё таки неугодно Богу было так долго ждать.. может человек который крестился размышлял в себе до этого дня...- вот поживу как хочу всю жизнь..а под конец покаюсь покрещусь... и всё... а вот и не так всё вышло ..в этом нам страшный пример для того чтобы простые люди так не поступали.....
Наталья24 декабря 2012, 08:44
Верою спасаемся. Мой родственник после сильного горя покрестился в память о любимом сыне, которого потерял, причастился, и спустя три дня умер. Причем странным образом он явился во сне ко мне в ту ночь, и сказал, что ему надо было уйти. Именно надо. Т.е. не он это решал. Я очень удивилась такому сну. А утром узнала, что он умер. Ровно через четыре недели после смерти сына. И могилы их разделяли 2 ряда... Бывает вот так. Человек жил-жил, думал, что все хорошо, все правильно, а потом происходят в его жизни сильнейшие перемены. Мир переворачивается и открывается другая грань, способная изменить все. Открывается сам Господь. И это очень радует.Что бывает так, что успевает человек...
Татьяна23 декабря 2012, 19:39
Благоразумный разбойник был крещен. Об этом пишет Иоанн Златоуст и другие Святые отцы Церкви.
р.б.Сергий22 декабря 2012, 22:55
"Идеже хочет БОГ нарушается естества чин..."
Слава БОГУ за все.
Александр22 декабря 2012, 09:01
Суд Божий и суд человеческий - это несоизмеримые понятия.
Мы пытаемся через такие примеры вытащить "наружу" Суд Божий. И всё равно ничего не вытащим. И всё равно ничего не поймём. но будем думать, что поняли...
Наш суд корыстен... мы сразу же начинаем спрашивать себя - а я? а как меня бы Господь осудил бы если бы я б ... (оказался а подобной ситуации , и т.д.)
Интересно, что Господь так же говорит и ещё одну фразу: В каком состоянии найду вашу душу - по нему же и судить буду. И там нет слов о крещении и причастии. И мы видим пример такого суда - Господь разрешает убийце (разбойнику) войти в Царствие Небесное. Без крещения и без причастия. Но с покаянием...

Толпами в Царствие Небесное не пропускают... С каждым отдельный разговор.
Екатерина22 декабря 2012, 00:03
Отец Нектарий! Все ваши статьи удивительно точно и правильно отражают православный взгляд на все стороны жизни (и я это не устану повторять).
Но с последним абзацем (по поводу "созерцания" и более правильного молчания, по сравнению с поспешным высказыванием мнения) неожиданно согласился человек совершенно иного вероисповедания и образа жизни.
К слову говоря, мы с этим человеком частенько спорили о различных вопросах бытия))
Максим21 декабря 2012, 22:16
Он умер СРАЗУ после крещения (значит все грехи исчезли) намереваясь совершить таинство Причастия. То есть даже одна грешная мысль в голову не пролезет... Простите кого шокирую, но мне кажется это желанная форма ухода домой.
раб Божий Павел21 декабря 2012, 20:40
Спасибо вам Батюшка
Спаси Господи!
Отец Александр21 декабря 2012, 19:05
Нельзя со измерить , Богу угодно было к Себе взять в преломлении Хлеба и соединении с Телом Христовым
Евгений21 декабря 2012, 17:59
Возможно, чтобы не было у нас мнений о недостойном принятии новообращенным братом Истинного Тела и Крови Христовых ("Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает." 1Кор 11,29-30), Бог и взял его душу сразу после Крещения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×