Архимандрит
Теолог (Хризантакопулос) родился в 1951 году, в
Греции. Изучал архитектуру в Политехническом
Университете Афин, затем во Франции, в Париже.
Встреча со старцем Паисием пробудила в нем мечту о
монашестве. Его постригли в 1981 году. Сначала он
подвизался в монастыре Кутлумуш на Афоне, затем
восстановил келлию апостола Иоанна Богослова в южной
части Афона, где и обитает по сей день вместе с еще
одним монахом и одним послушником.
Отец Теолог со своей паствой
Молитвенное
послушание сочетает с миссионерством и
восстановлением и строительством церквей. В течение 9
лет работал в Албании: восстанавливал разрушенные
храмы, строил новые, крестил множество мусульман. В
2000-х годах начал приезжать в Африку, в
Демократическую Республику Конго,
Республику Конго (Браззавиль) и Габон. Здесь им также
активно ведется строительство новых храмов, школ,
клиник, – все по его проектам. С 2010 года, с
образованием новой епархии Конго и Габона, назначен
его патриаршим викарием. Также преподает в духовной
семинарии в Киншасе. Ведет активную работу с
молодежью.
Крещение. Конго
– В Конго, Кении
и других африканских странах греческие миссионеры
добились выдающихся успехов. Отец Теолог, скажите, на
что надо в первую очередь обращать внимание в миссии?
Что нужно делать обязательно, как себя вести, а чего
делать нельзя ни в коем случае?
– Миссионер в первую очередь должен свидетельствовать евангельскую весть так, как она была сохранена Православной Церковью на протяжении веков – без изменений, без добавлений, без умолчаний.
Венчание православных африканцев |
Ни в коем случае нельзя относиться к людям свысока, пренебрегать их интересами, унижать их верования.
–
Чем африканцы отличаются от нас? Легко ли
проповедовать им истинную веру? Всерьез ли они ее
воспринимают, или же, быстро загораясь, быстро
остывают?
– Африканцы более непосредственны, они зачастую действительно как дети. С ними легче общаться, установить контакт, они не настолько испорчены привязанностью к материальным благам, комфорту, как европейцы. С другой стороны, они более поверхностны, с ними труднее «идти вглубь», для многих достаточно знать только начатки веры, а изучение святоотеческой литературы им кажется не слишком важным.
Что касается серьезности воцерковления… Все люди разные. Есть и такие, кто не задерживается в Церкви, уходит почти сразу после крещения. Но есть и другие: они и сами остаются, да еще приводят свои семьи. Есть прихожане, которые остались в Церкви со времени самой первой общины, то есть с 1980-х годов.
– Есть ли в Конго монастыри?
И есть ли вообще у африканцев тяга к монашеству, или
же она им не свойственна?
– Совсем недавно, во время приезда Его Святейшества Патриарха Александрии и всей Африки Феодора, в Долизи (третьем по значимости городе Республики Конго), был освящен мужской монастырь во имя святого Иоанна Богослова. Пока там только четыре послушника, и если на то будет Божия воля, они будут пострижены в монахи.
Православная Церковь не может существовать без монастырей; монахи – это свет миру. С другой стороны, среди африканцев тоже есть тяга к монашеской жизни, поэтому и было решено создать монастырь.
– У каждого времени свои
духовные проблемы. Каковы проблемы нашего времени?
Как с ними бороться?
– Главная проблема Православия сегодня – это скудость достойных примеров. Потому что недостаточно просто просвещать, надо еще и показывать – как жить по-евангельски, что такое Православная Церковь, православная община.
Как с этим бороться, вернее – как это вылечить? Очень просто и в то же время трудно: каждому самим быть добрым примером.
Православные конголезцы |
Ya ot svoego imeni poproshu pravoslavnih bratiev i sester pomoch nam v organizacii biblioteki na russkom jazike,