Благотворительность и милостыня

Из наследия Оптинских старцев

Слепцы. Художник: А. Пластов
Слепцы. Художник: А. Пластов
Время поста – самое благоприятное для дел милосердия. Старцы Оптинские часто напоминали о милостыне и благотворительности.

«Блаженны милостивые»

Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

Преподобный Антоний писал:

«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».

Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:

«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!»

Милостыня по силе и возможности

Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности:

«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря
Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря
«Твоим благословением, Господи, совершил я это»

Старец Нектарий напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся:

«Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».

Оставить Промыслу Божию

Преподобный Амвросий учил, что если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются»:

«Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются.

Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: “Избавление мужу свое ему богатство”. И в другом месте: “Милостынею и верою очищаются грехи».

Не следует заботиться о том, как употребляется пожертвованное нами, а оставить это Промыслу Божию.

«Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что “они разграбление имений своих с радостию прияша”. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении и особенно не заботиться о том, так ли или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а, может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно», – писал старец духовному чаду.

Иногда с просьбой о милостыне обращаются люди, хорошо одетые и, с нашей точки зрения, не нуждающиеся в деньгах. Но мы никогда не можем знать, почему этот человек просит у нас помощи и насколько он нуждается на самом деле. Поэтому преподобный Амвросий напоминал слова святителя Димитрия Ростовского:

«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Есть ли различие в делах милосердия?

В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.
В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.
Преподобный Амвросий объяснял, что и в таком добром деле, как милостыня, может быть различие. Выше всего ставил старец милостыню, оказываемую святым монашеским обителям:

«Когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительнее.

Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир?

Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».

Старец Амвросий писал своему чаду, что «устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие», – самое угодное Богу дело:

«…большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесять, на шестьдесят и сто».

Ольга Рожнёва

6 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Отданное возвратится Отданное возвратится
Игум. Нектарий (Морозов)
Отданное возвратится Отданное возвратится
Игумен Нектарий (Морозов)
Сколько людей, которые мучаются оттого, что их «никто не любит»»! А ты начни любить сам. Или, если нет в тебе любви или чего-то, хотя бы отдаленно ее напоминающего, делай дела любви. И ты увидишь, что тебя полюбят. Знаешь, почему? Потому что будет наконец, за что.
Инвалиды души. Как творить добрые дела.
Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном (Шатовым)
Инвалиды души. Как творить добрые дела.
Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном (Шатовым)

Любовь – это ежедневная работа. Просто так чувство не сохранишь. Любовь надо постоянно приумножать какими-то конкретными делами, жертвами, уступками друг другу. Чувства приходят и уходят, но любовь должна оставаться.
Как подать милостыню бездомному Как подать милостыню бездомному
Теймураз Кристинашвили
Как подать милостыню бездомному Как подать милостыню бездомному
Теймураз Кристинашвили
Тем, кто вообще не подает милостыни «бомжам», считая, что эти люди сами виноваты во всех своих бедах, скажу так: может, вы и правы, но разве Господь не всемогущ помочь и воскресить даже мертвого? Или Он не может накормить голодного, одеть мерзнущего, дать жилье бездомному? Благой Господь может все это, но доверяет сделать это нам.
Неправильные нищие или запотевшая милостыня Неправильные нищие или запотевшая милостыня
Иногда делаешь все вроде бы правильно, а душа не на месте. У меня так бывает всякий раз, когда иду вдоль шеренги помятых личностей, выпрашивающих на подходах к храму денежку «во славу Божию». Или когда в метро вижу очередную печальную женщину с картонкой в руках: «Помогите Христа ради! Умирает сын-дочь-внук-муж».
О социальном учении Православной Церкви О социальном учении Православной Церкви
Архиепископ Нафанаил (Львов)
Доктрина Католической Церкви по социальному вопросу в значительной степени совпадает с учением о том же Православной Церкви. Конечно, Православная Церковь своей основной целью полагает вечное спасение человеческих душ и ставит человеческую душу безгранично выше всякого коллектива. Церковь исповедует: «Вся суета, елико не пребывает по смерти», то есть не имеет подлинной ценности ничто, что не вечно. А во всем земном мире только душа человеческая, человеческая личность имеет вечную жизнь. Все остальное, и по церковному воззрению и по научным представлениям, через мгновение или через эоны веков исчезнет.
Об увеселительной благотворительности Об увеселительной благотворительности
Священномученик Иларион (Троицкий)
Об увеселительной благотворительности Об увеселительной благотворительности
Священномученик Иларион (Троицкий)
Увеселительная благотворительность становится у нас явлением обычным. Постоянно устраиваются концерты, спектакли, бал-базары то в пользу недостаточных учеников и учениц, то в пользу голодающих. На афише обычно красуется: после спектакля танцы до 3-х или до 4-х часов ночи, конфетти, серпантин, летучая почта.
Комментарии
Сергий27 июня 2015, 22:49
Просьба о помощи.
Братья и сестры, кто поедет в какой-либо монастырь и имеет некие деньги на милостыню, то прошу Вас ради Христа:
Подайте, если будет желание, часть из них и за православную семью (все крещенные) - о здравии Сергия, бол. Елены, отр. Даниила.
Алексей28 ноября 2013, 10:42
Уважаемая, Раиса.
С таким вопросом лучше обратиться к священнику. Одно знаю, что болезнь конкретного человека не всегда есть именно его грехи. Это как индикатор болезни всего общества. Кто заболел уже начинает переосмысливать свою жизнь (имею ввиду не простуду). Лечите, исцеляйте. На то Вы и целитель, что через Вас Христос может действовать. Не нам судить. кого надо лечить, кого нет. Лечите и не "сумневайтесь". Поищите в интернете притчу "Душевный доктор".
Человек заболевает, к Вам идёт, а вы ему доброе слово, глядишь и его сердце размягчится. Так что лечите с любовью и молитвой. Но лучше к священнику с таким вопросом ещё подойдите.
Елена18 августа 2013, 15:07
ЛЮБОВЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО. нам нужно проявлять свою любовь к ближним, помогая им, облегчая их страдания. Так, как бы мы хотели, чтобы поступили по отношению к нам, окажись мы в беде. А кому полезно, действительно излечится по милости и промыслу Божьему.
Раиса23 марта 2013, 05:41
Спасибо, что имею возможность знакомиться со статьями о православии. Но меня все время мучает один вопрос:" Люди получают свои болезни по грехам нашим, и это накзание, кому-то в смирение, кому-то в назидание" А я будучи врачом, облегчаю их страдания. Правильно-ли это? Может все-же человеку нужно пострадать во исцеление своей души? Наверное я в чем-то не права, но сомнения не покидают. А как вы думаете? р.б. Раиса.
Людмила 9 декабря 2012, 20:36
Повсюду появилось в великом множестве людей в монашеском одеянии, представляющихся порой и архимандритом, и схимонахом, и просто монашествующими, собирающих немалые поборы с доверчивых православных. Как правило, эти сборщики просят на обитель и храм или на нужды каких - то сильно бедных людей. На вопрошение об обители ответы туманны и загадочны.
По нашему городу бродят несколько лет побирающиеся адепты ИПЦ, нимало не скрывая целей сбора денег.
И подают! И вступают в долгие беседы, с сочувствием слушают о гонениях на веру истинную.
Есть ли такая подать - милостыня, а для слушателей не искушение ли?
Н.Н. 8 декабря 2012, 18:24
Никогда не задумывалась на эту тему! А выходит, что зря.
Обычно раздаёшь всем подряд, пока деньги не кончатся (когда они есть), только пьяных пропуская (за них молюсь).
А ведь говорили мне,что в монастыре, даже если только поднимешь бумажку с земли - и та в зачет пойдёт, как доброе дело. Только прочитав статью, вспомнила об этом.
Спасибо автору.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×