Слепцы. Художник: А. Пластов |
«Блаженны милостивые»
Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).
Преподобный Антоний писал:
«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».
Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:
«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!»
Милостыня по силе и возможности
Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности:
«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».
«Твоим
благословением, Господи, совершил я это»
Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря
Старец Нектарий напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся:
«Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».
Оставить Промыслу Божию
Преподобный Амвросий учил, что если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются»:
«Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются.
Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: “Избавление мужу свое ему богатство”. И в другом месте: “Милостынею и верою очищаются грехи».
Не следует заботиться о том, как употребляется пожертвованное нами, а оставить это Промыслу Божию.
«Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что “они разграбление имений своих с радостию прияша”. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении и особенно не заботиться о том, так ли или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а, может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно», – писал старец духовному чаду.
Иногда с просьбой о милостыне обращаются люди, хорошо одетые и, с нашей точки зрения, не нуждающиеся в деньгах. Но мы никогда не можем знать, почему этот человек просит у нас помощи и насколько он нуждается на самом деле. Поэтому преподобный Амвросий напоминал слова святителя Димитрия Ростовского:
«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».
Есть ли различие в делах милосердия?
В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г. |
«Когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительнее.
Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир?
Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».
Старец Амвросий писал своему чаду, что «устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие», – самое угодное Богу дело:
«…большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесять, на шестьдесят и сто».
Братья и сестры, кто поедет в какой-либо монастырь и имеет некие деньги на милостыню, то прошу Вас ради Христа:
Подайте, если будет желание, часть из них и за православную семью (все крещенные) - о здравии Сергия, бол. Елены, отр. Даниила.
С таким вопросом лучше обратиться к священнику. Одно знаю, что болезнь конкретного человека не всегда есть именно его грехи. Это как индикатор болезни всего общества. Кто заболел уже начинает переосмысливать свою жизнь (имею ввиду не простуду). Лечите, исцеляйте. На то Вы и целитель, что через Вас Христос может действовать. Не нам судить. кого надо лечить, кого нет. Лечите и не "сумневайтесь". Поищите в интернете притчу "Душевный доктор".
Человек заболевает, к Вам идёт, а вы ему доброе слово, глядишь и его сердце размягчится. Так что лечите с любовью и молитвой. Но лучше к священнику с таким вопросом ещё подойдите.
По нашему городу бродят несколько лет побирающиеся адепты ИПЦ, нимало не скрывая целей сбора денег.
И подают! И вступают в долгие беседы, с сочувствием слушают о гонениях на веру истинную.
Есть ли такая подать - милостыня, а для слушателей не искушение ли?
Обычно раздаёшь всем подряд, пока деньги не кончатся (когда они есть), только пьяных пропуская (за них молюсь).
А ведь говорили мне,что в монастыре, даже если только поднимешь бумажку с земли - и та в зачет пойдёт, как доброе дело. Только прочитав статью, вспомнила об этом.
Спасибо автору.