Иераполис (ныне – Памуккале). По следам св. апостола Филиппа

(14 /27 ноября Русская Православная Церковь отмечает день памяти св. апостола Филиппа. Вечером этого дня начинается Рождественский пост, поэтому его называют еще и Филипповым постом)

На юго-западе Турции, примерно в 17-ти километрах севернее большого города Денизли, на горной возвышенности высотою 350 метров находятся развалины античного города Иераполиса Фригийского (греч. Ἱεράπολις; также – Иераполь, Гиераполис или "Священный город"), связанного с именем св. апостола Филиппа. Он проповедовал и мученически скончался здесь ок. 81-95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Уже издали, подъезжая к этим местам, можно видеть необыкновенное зрелище: белоснежные террасы, представляющие собой наплывающие друг на друга природные чаши-ванны, похожие на причудливые и насыщенные кальцием водоемы с известняковыми стенами, - травертины.

Длина травертинов составляет 2700 метров, а ширина - 300 (1, с.433). Туристов здесь привлекает рассказ-легенда о том, что посреди этих природных ванн якобы купалась египетская царица Клеопатра. Поэтому они и стремятся попасть в "бассейн Клеопатры" с тёплой минеральной водой, возникший на месте разрушенных землетрясением римских бань. Местонахождение бывшего города Иераполиса Фригийского в Малой Азии имеет ныне название Памуккале (Pamukkale), что в переводе с турецкого означает "хлопковый замок или крепость". Руины города Иераполиса и сам Памуккале c его горячими источниками и уникальными кальциевыми отложениями в 1988 году включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря чему они стали известным паломническим и туристическим центром современной Турции.

Еще с древних времен эти места с потоками горячей воды, стекающими с горных склонов, и термальными источниками использовались как курортная местность, где приезжающие сюда люди исцеляли многие болезни. Первые жилые постройки на месте Иераполиса появились еще во II тысячелетии до Р.Х. В 190 году до Р.Х. царь Пергам Евмен II построил здесь город и назвал его Иераполис (с гр. - "Священный город"). В 17 году до Р.Х. город пострадал от землетрясения, а через полвека наступил период его расцвета и он приобрел известность в римских аристократических кругах как целебный курорт. Античный бассейн Клеопатры появился после случившегося здесь в VII веке землетрясения, когда мраморные колоны падали в образованный природой водоем, широко используемый в настоящее время многочисленными отдыхающими.

Город Иераполис сыграл важную роль в распространении Христианства после того, как здесь мученически погиб один из 12 апостолов - святой Филипп. После этого события город стали называть "Святым городом", а в 395 году он перешел под управление Византии. Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и одновременно центром епископства. Возведенная здесь церковь во имя святого апостола Филиппа стала одним из важных христианских мест в Малой Азии. Об этом свидетельствуют данные первых раскопок и картографического исследования, произведенного в этих местах с 1887 по 1896 гг. известным немецким археологом и архитектором Карлом Хуманном (Karl Humann; 1839 -1896). Позже здесь работали ученые английского Археологического института(1954-1959 гг.), а также группа ученых Института Археологии Италии под руководством профессора Паолo Верцоне. Кстати, aрхеологo- реставрационные работы здесь продолжаются и по сей день.

Исследователям удалось восстановить карту Иераполиса Фригийского III-IV веков (3), где ныне под номером 11 на ней значится "Мартирий святого Филиппа", находившийся в давние времена за пределами городских стен. Сегодня он представляет собой развалины бывшего каменного храмового сооружения в честь христианского мученика св. апостола Филиппа.

Обнаруженные во время археологических раскопок артефакты из камня и мрамора выставлены ныне на выставке в музее бывшего Иераполиса. Согласно информации этого музея, мартириум (мартирий, мартирон) св. апостола Филиппа в форме храма в IV веке был построен на на Холме Мучеников - "месте гибели и захоронения святого апостола" (2, с.11).

Имя св. апостола Филиппа упомянуто в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин.1:43—46). В тексте этого Евангелия Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для "множества народа" (Ин.6:5—7); приводит к Иисусу "Еллинов" (Ин.12:20—22); просит Иисуса на Тайной Вечере показать Отца (Ин.14:8—9).

Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп-диакон или Филипп-евангелист — другое лицо, тёзка cв. апостола Филиппа. Существует гностический апокриф — Евангелие от Филиппа (создан в III—IV веках), а также апокрифический текст "Деяния Филиппа".

Апостол Филипп проповедовал Евангелие сначала в Галилее, а позже - в Греции, где обратил ко Христу многих ее жителей. Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. Во времена земной жизни апостола Филиппа существовали города Иераполь Сирийский и Иераполь Фригийский. Согласно "Житию святого апостола Филиппа" святителя Дмитрия Ростовского, апостол Филипп после проповеди учения Христа в городе Азот, находившемся на восточном берегу Средиземного моря, прибыл в Иераполь Сирийский, где иудеи, подстрекаемые фарисеями, подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, которого они намеревались убить (5). Однако совершенные апостолом чудеса: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, вразумили иудеев. По преданию, многие из них раскаялись и приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом Иераполя, апостол Филипп отправился в Сирию, Малую Азию, Лидию, Миссию (Мизию) - всюду проповедуя Евангелие и везде претерпевая за это множество невзгод. Спутницей апостола Филиппа была его сестра Мариамна. По преданию, в этих местах к нему присоединился святой апостол Варфоломей, который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. Не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. По преданию, в одном из Лидийских селений, они встретили святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь Фригийский, они проповедали среди его жителей учение Христа. В этом городе жил один слепой человек по имени Стахий. Святые апостолы силой молитвы просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив, Святые остановились в доме Стахия, о прозрении которого пронеслась молва во всем городе. К его дому стал собираться народ. Святые апостолы поучали всех стекавшихся к ним вере во Иисуса Христа. Сюда приносили и многих больных, и святые апостолы исцеляли их молитвой и изгоняли из них бесов. Большое число людей уверовало во Христа и крестилось. Во времена пребывания апостола Филиппа в Иерополе ему стало известно, что город был переполнен идолами, которым поклонялись его жители, посещавшие языческие храмы, в том числе и храм, посвященный змеям.

Апостол Филипп приблизился к храму с обитавшей в нем огромной ехидной и вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Силой молитвы Христовой апостол Филипп умертвил ее и исцелил многих укушенных змеями. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполис для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование.

Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполисе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства. В числе исцеленных была и жена правителя города Анфипата, принявшая Христианство. Узнав об этом, Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. Предание гласит, что за семь дней до кончины апостол Филипп в городе Иераполисе предсказал свою смерть.

По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ Анфипата, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину.

Висевший головою вниз на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходящее, жители Иераполиса уверовали во Христа и потребовали от властей отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив. Он крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, были спасены, скончался на кресте. Святая Мариамна, видевшая страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Св. Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело св. апостола Филиппа. По преданию, на том месте, где истекла кровь святого апостола Филиппа, произросла в три дня виноградная лоза.

Св. Варфоломей с Мариамной после погребения святого Филиппа пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в Армению, в город Албан, где апостол Варфоломей принял мученическую кончину. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась.

Мощи св. апостола Филиппа около 560 года были перенесены в Рим, где и ныне они почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. (Chiesa dei SS. Dodici Apostoli; Piazza SS. Dodici Apostoli, 51). В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти (4).

Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество заиерусалим ского короля Амория. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.

Согласно информационным материалам Памуккале (2,с.11), на месте кончины святого апостола был построен храм восьмиугольной формы размерами 20 х 20 метров. Ныне к руинам этого храма можно подняться по широкой лестнице. Руины можно обнаружить слева по направлению в сторону большого амфитеатра. Храм-мартирий имел центральное помещение, где якобы находилась могила св. апостола Филиппа, которая на сегодняшний день здесь не обнаружена (1, с. 438-439). При храме с деревянной крышей, покрытой свинцом (2, с.11), была терраса с несколькими помещениями, от которых остались только развалины стен. Однако в 2011 году турецкие СМИ сообщили, что итальянским профессором Франческо д'Адрия, возглавляющим в Паммукале археологические раскопки, все-таки обнаружена могила св. апостола Филиппа.

Вход в нее якобы находится в сорока метрах от храма-мартирия, среди развалин другой базилики.Вход в каменный склеп замурован, и до сих пор его еще официально не открыли, хотя Франческо д'Адрия в своих информациях в адрес мировых СМИ уверял, что это "свершится скоро" и "ждать осталось недолго".

...Город Иераполис, окончательно перешедший под покровительство турок в 1210 году, неоднократно до этого подвергался разорениям и землетрясениям, а произошедшее в 1534 году сильное землетрясение окончательно разрушило город и расположенный рядом с ним храм-мартирий св. апостола Филиппа. Об этом повествуют различные справочные материалы, которые можно видеть в магазинах на территории нынешнего заповедника Памуккале.

Отрадно, что в нескольких сувенирных киосках православные паломники могут приобрести иконки с изображением св. апостола Филиппа, изготовленные в России. На территории самого храма-мартирия и рядом с ним можно встретить и паломников-христиан. Сюда приезжают группы католиков, отмечающих здесь 3 мая память святого апостола. По данным того же информационного центра Памуккале, уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви торжественно отмечают на месте храма-мартирия день памяти cв. апостола Филиппа. К ним присоединяются и прибывающие сюда группами или одиночками верующие других Православных Церквей.

Литература:

  1. Mehling M. Knaurs Kulturfuhrer in Farbe Turkei.- Munchen:Droemer Knaur,1987.
  2. The Apostle Philippe.- Pamukkale Introductory Bulletin, N 04. (Б.г.)
  3. Pamukkale. Путеводитель. - UNESKO World Heritage. Listing Date of Inscription., 1988.
  4. Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание римских священных мест и находящихся в них вселенских святынь. Cоставитель: архимандрит Дионисий (Валединский). Издание Русской Православной Церкви в Риме, 1912 г.
  5. Свт. Дмитрий Ростовский. Житие святого апостола Филиппа.

Анатолий Холодюк

Источник: Воскресение.de

30 ноября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Хеврон – место, где можно погрузиться в живую ветхозаветную историю» «Хеврон – место, где можно погрузиться в живую ветхозаветную историю»
Беседа с иеромонахом Алексием (Елисеевым), ключарем подворья Русской духовной миссии в Хевроне
Уникальность русского участка в Хевроне в том, что это единственное принадлежащее Русской Православной Церкви место, которое связано с ветхозаветной историей, с явлением Бога человеку. Его будущее мне видится только в создании полноценного мужского монастыря. Есть идея и разбить здесь ботанический сад библейских растений, который смог бы стать частью миссионерской работы.
Лестница, по которой ступал Христос Лестница, по которой ступал Христос
Анатолий Холодюк
В начале IV столетия равноапостольная царица Елена обнаружила в Иерусалиме так называемую «лестницу Пилата» – ступени, по которым некогда ступал Христос, идя на суд. Царица Елена распорядилась доставить ее в Рим. Сейчас Святая лестница – одна из святынь Вечного города, место паломничества верующих, в том числе и из России, которые устремляются сюда в последнюю седмицу Великого поста.
Турция, которую мы не знаем Турция, которую мы не знаем
Юлия Шабанова
Турция, которую мы не знаем Турция, которую мы не знаем
Юлия Шабанова
Здесь жили и проповедовали святые апостолы Петр, Павел, Иоанн, Филипп, Андрей, а их последователи сформировали крупнейшие христианские общины. В древнем городе Миры Ликийские служил епископом и совершал чудеса святитель Николай Чудотворец. Именно здесь жили такие христианские святые, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Малая Азия — родина великомучеников Георгия, Пантелеимона, мученика Иоанна Русского, особо почитаемого Греческой церковью.
О паломничестве О паломничестве
Игумен Пахомий (Брусков)
Часто именно с паломнической поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием?
Афонскими тропами Афонскими тропами
Иеромонах Дорофей (Баранов)
Одна из заповедей монашеской жизни заключается в чередовании труда и молитвы. Причем на Афоне молитва в основном совершается ночью, а трудятся монахи днем. Вечернее богослужение начинается около шести вечера и продолжается полтора-два часа. Затем монахи удаляются в кельи, отдыхают, совершают свое келейное молитвенное правило. Уже в 4 утра начинается утреня и литургия. Весь день посвящен послушаниям, то есть трудам, которые поручаются монахам настоятелем.
Комментарии
Юрий17 сентября 2014, 09:17
А разве источники Памуккале не есть отрытый Архангелом Михаилом "источник, всякий недуг телесный врачующий" "иже в Хонех"? По географическому описанию я так понял, что это он и есть. Или я ошибаюсь?
Эдуард16 июля 2014, 23:52
на месте мортирия ведутся археологические работы. если получиться договориться, то можно подойти непосредственно к мортирию и заглянуть внутрь. интересно и познавательно.
Юрий21 марта 2014, 19:58
Последний раз были с супругой в Иераполисе в октябре 2013, ехали целенаправленно чтобы посетить места жития и казни св.апостола Филиппа. Договорились с гидом и поднялись самостоятельно на гору, где расположены мартирион и место захоронения св. Филиппа. Всюду установлены указатели с подробным описанием что было на местах развалин. К сожалению описание на Турецком и Английском языках. Склеп, само захоронение св. Филиппа, выглядит лучше, надо отдать должное Турецкому правительству, идут реставрационные работы. Склеп размурован, на месте входа установлены решетчатые двери, правда они закраты на замок. Паломников в том месте не много, единицы - греки, армяне, немцы и как не странно китайцы. Место захоронения св. Филиппа похоже готовится к поломничеству, но к сожалению ни один из туоператоров пока к этому не готов. Так что, господа, надо просто проявить активность, и может пожертвовать купанием в "бассейне Клеопатры" в пользу посещения святых мест. Духовные печатления, которые Вы получите не изгладимые и грандиозные.
Алёна12 августа 2013, 10:02
Спасибо авторам статьи. Очень интересно. Сама только что оттуда приехала. Но гид нам попался "неудачный" - Тимур (можно Тимурчик). Видимо ему не нравилось все, что связано с православием.На вопрос туристов "есть ли здесь какая-то церковь", он махнул в сторону театра: "да, там какой-то языческий храм, какого-то бога виноделия", все сразу потеряли интерес к развалинам, потом он быстренько (чтобы не заморачиваться)повел нас к бассейну Клеопатры, собрал денежку и скрылся. По дороге ничего не рассказывал ни об апостолах, ни о православии. Полдороги говорил о мечетях, о своей вере, о том, как в Турции отмечают праздники религиозные, восхвалял Турцию,рекламировал магазины, о России несколько раз высказался в уничижительном тоне. В последствии, мы ездили на экскурсию "Демрэ - Миры - Кекова", там у нас был гид Мустафа - настоящий историк, сам он был в России, в Кремле, в русских храмах, вот он нам рассказал об апостоле Филиппе и о многом другом. Так что, кто поедет туда на экскурсию от фирмы "Пегас", просите себе гида Мустафу - историка.
Naylya 3 августа 2013, 16:38
Я в июле посетила Иераполис и Эфес.
Отдыхала в Турции ( Мармарис) и решила поехать в тур в свободное время. Ехала в основном чтобы посмотреть Памуккале.
Но во время пребывания в Эфесе и затем Иераполисе я ощутила состояние душевного покоя Энергетика двух этих городов её сложно передать. Такие же у меня возникают при посещении Иерусалима ( храм гроба Господня и Рождества Христова.
Каждый по своему воспринимает энергетику. Для себя я могу определить как состояние умиротворенности. Вернулась из поездки и решила найти материалы о ценности этих городов и что же меня так задело в двух этих старых городах. Теперь я понимаю в чем дело. Есть намерение поехать отдельно и полностью ощутить энергию этих ( действительно святых) мест.
Памуккале- это красивое природное чудо. Но самое ценное в Памуккале это Иераполис. Рекомендую Вам поездку. С уважением Найля
Николай 6 декабря 2012, 13:33
Статья очень познавательная, как-будто вновь побывал в Памуккале. Автор для меня открыл новые ранее неизвестные факты о жизни святого Филиппа.Хотелось бы почитать и о других святых местах, находящихся в том регионе.Большое спасибо за доставленное удовольствие от чтения и приобретенные знания.
о.Сергий 5 декабря 2012, 12:17
Безусловно у автора статьи есть огромный талант образного восприятия мира и его статьи передают весь колорит увиденного,
чтение коих вызывают полную ассоциацию присутствия на всех описываемых им Святых местах или увиденных Святынь, что требует переработки большого архивного материала и приложения
духовных сил. Приносим ему нашу благодарность за понесенные труды.Молитвами св.Апостола Филиппа Господи Иисусе Христе помилуй нас.
Парамон 5 декабря 2012, 07:33
Очень интересная статья. Давно не получал такого удовольствия!
Сергей Идричан 1 декабря 2012, 18:11
Хочется поблагодарить Вас за очень интересные и познавательные статьи. Мы стараемся использовать информацию, которую почерпнули из Ваших статей в наших паломнических поездках по Италии, Греции, Германии. Мы находим в Ваших статьях много интересных и познавательных фактов из истории. Узнаем много о местонахождении Святынь. Ждем с нетерпением следующих Ваших работ.
Дмитрий . Иерусалим . 1 декабря 2012, 13:24
С интересом прочитал. Даже захотелось побывать , на месте упокоения св.апостола Филиппа. А в Баку тоже имеются мощи этого апостола ?
Лев Бремен 1 декабря 2012, 00:21
Интересное описание жизни св.Апостола Филиппа.Хотелось бы,чтобы автор или его коллеги описали жизнь других Апостолов на территории современной Турции
николай30 ноября 2012, 21:46
Очень интересная статья. Автор не отвечает на вопрос когда откроют могилу Св. Апостола Филип.
Олег30 ноября 2012, 18:05
Поеду и посмотрю Заинтересовал автор
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×