Рассказ о том, как в Киеве приход святого равноапостольного князя Владимира (некогда университетский) тринадцатый год ютится в крошечном помещении 18-й городской больницы и не может приступить к строительству храма и как городские власти дважды выделяли землю в центре города и дважды отбирали ее.
Преамбула. В плену раскола
Владимирский собор, Киев |
Настоятелем прихода в 2000 году был назначен молодой священник, выпускник Киевской духовной академии Андрей Миткалик. Благочинный города, секретарь митрополии протоиерей Виталий Косовский предупредил отца Андрея: «Благословляем тебя, отец Андрей, в логово раскола… Напротив – захваченный кафедральный Владимирский собор. Двумя кварталами ниже, на Пушкинской, – бывшая митрополия, тоже захваченная филаретовцами, – так называемая “патриархия” УПЦ КП. Влево по Владимирской – возрожденный Михайловский Златоверхий храм, также отданный анафематствованному лжепатриарху. Можно сказать, что старинный киевский центр с легкой руки чиновников фактически оккупирован раскольниками. Все это – средоточие воинствующих радикальных политических сил, манипулирующих религиозно-национальными идеями. Они первые не потерпят присутствия на “их” территории общины канонической Церкви. А тебе, возможно, придется добиваться строительства нового храма…»
Отец Андрей с сестрами в храме |
Но вернемся к главному сюжету.
Слова опытного благочинного, секретаря и помощника митрополита Владимира протоиерея Виталия Косовского, прошедшего сквозь огонь испытаний Православной Церкви на Украине начала 1990-х, оказались пророческими. Отец Андрей и не предполагал – в какой степени! Казалось потом, что все силы ада восстали на малую православную общину.
Шаг первый
Исторический экскурс: о чем не мешало бы знать властям
предержащим
Первая беседа настоятеля с ректором университета, ныне почившим В.В. Скопенко, о необходимости возрождения университетского храма в его историческом месте не имела успеха. Ректор возразил, что, поскольку в университете учатся студенты разных вероисповеданий, для каждого храм не откроешь, вуз государственный, а Церковь отделена от государства и т.д. и т.п. Как говорится: от ворот поворот. Хотя два столетия назад, когда закладывался университет в православной Российской империи, были учтены религиозные взгляды как православных, так и католиков: в самом университете действовало два храма, просуществовавших до 1920-х годов, когда они были упразднены большевиками.
Университет князя Владимира |
О том, что создание университета как храма науки теснейшим образом связывалось с духовно-нравственной и религиозной идеей, свидетельствует публикация в «Журнале Министерства народного просвещения» за 1835 год:
«Там, где некогда равноапостольный Владимир озарил свой народ Святым Крещением, указав ему путь к вечному спасению, ныне, спустя восемь столетий, открыт под его именем и покровительством храм высших человеческих знаний в пользу жителей западной России…»
По сей день красный корпус университета со стороны главного фасада имеет три этажа, из которых верхний был занят большой «залой общественных собраний», где проходили университетские годовые акты, защиты диссертаций на получение научных степеней, а иногда читались и публичные лекции. Там же до 20-х годов ХХ века в полукруглых частях корпуса находились православная университетская домовая церковь во имя святого Владимира (южная часть) и католический университетский костел (северная часть).
Автор не случайно прибег к столь подробной исторической ретроспективе: есть все исторические основания для того, чтобы православный храм был возрожден в главном храме науки Украины. Таким образом, здесь была бы восстановлена духовная преемственность связи национальной науки и веры, которые, по слову святителя-исповедника и выдающегося ученого-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Шаг второй
Закладка камня – и последующий отказ в
строительстве
В течение нескольких лет община писала письма в соответствующие городские инстанции, отец Андрей с прихожанами обивал пороги кабинетов городских чиновников различного уровня. Наконец ходатайства о предоставлении земельного участка под строительство часовни в Шевченковском районе Киева были поддержаны районной и городской администрацией, и на сессии горсовета определили выделить 10 соток в парке им. Чкалова, по ул. Олеся Гончара, вл. 55–56. Это в десяти минутах ходьбы от университета, в уютном парке старинного киевского района. Радости не было предела!
Михайловский Златоверхий монастырь |
Однако…
Живописный сквер имени советского летчика Чкалова, площадью в 1 гектар земли, располагается вблизи «писательских» домов. Здесь жили и трудились многие известные советские украинские мастера слова. По диагонали через дорогу, в другом сквере, в бронзе на камне в романтической позе застыл сам автор знаменитого романа «Собор» Олесь Терентьевич Гончар. Думается, украинский литературный классик, как и многие его современники, уставшие от исполнения велений партии и социалистического реализма, непременно возрадовался бы такому чудесному соседству – православной часовни в честь Крестителя Руси на окраине парка, в уголке, под кронами старых парковых деревьев.
Так думал и митрополит Владимир, приехавший на закладку храма вместе с киевским духовенством 1 мая 2005 года – на пасхальной седмице. При большом стечении киевлян, жителей микрорайона, с участием офицерского состава Министерства по чрезвычайным ситуациям, здание которого также выходит на парк Чкалова, был совершен торжественный молебен, в основание будущего храма был положен камень с фундамента древнего Владимирского храма Херсонеса (окраина Севастополя), ныне отстроенного на месте крещения князя Владимира. Такая прекрасная параллель – соединение истории святости, истории государственности, духовности и культуры!
Сквер имени Чкалова |
Давление на городские власти было столь велико, что вскоре сессия городского совета… отменила свое прежнее решение. Ну чем не атеистический крендель образца большевистской эпохи!
Примечательно, что деревянный крест над камнем из древнего Херсонеса на краю парка все же остался. Чья-то злая рука пыталась его спилить, но то ли пила сломалась, то ли крестная сила отогнала безбожника, но крест и поныне стоит в сквере, освящая его и древнюю Мало-Владимирскую улицу. Любопытная деталь. Сегодня буквально в 10–15 метрах от креста, обозначающего место строительства часовни, – забор, обрамляющий огромную новостройку «евродома», уже нависающего своим остовом над любимым сквером украинского писательства. И никто не протестует. И бронзовый О. Гончар лишь молчаливо взирает на старый сквер с фонтаном, стальным силуэтом советского летчика и святым крестом на обочине…
Шаг третий
Новый участок под часовню – и новые протесты,
судебные процессы
21 апреля 2005 года Киевский городской совет «в связи с протестом жителей по улице Олеся Гончара» своим решением расторг договор о предоставлении православной общине участка на улице Олеся Гончара, вл. 55–56, под строительство часовни во имя равноапостольного князя Владимира и выделил ей другой земельный участок – кварталом ниже, на перекрестке улиц Олеся Гончара и Богдана Хмельницкого.
Проект будущего храма |
Однако община приняла новое хозяйственно-земельное предложение Киевсовета, спроектировав храм таким образом, чтобы не пострадало ни одно деревцо, сохранился памятник героине-подпольщице, аллейки со скамейками для отдыхающих вокруг храма. Мало того, община, среди членов которой было много ветеранов войны и труда (в их числе и участник боевых действий, ныне здравствующий 94-летний писатель Евгений Карпов, автор написанной позже книжки «Будет ли возрожден Владимирский храм?»), выступила с инициативой посвятить новую церквушку и памяти героев-подпольщиков –защитников Киева, положивших свои жизни «за други своя» в оккупированной фашистами столице Украины. Создать музей истории войны, служить заупокойные службы о погибших героях, соединив просветительскую работу с патриотическим воспитанием молодежи. Ну чем не прекрасная идея в наше совершенно «непатриотическое» время?
Отец Андрей, занявшись изучением биографии партизанки, извлек из архивов родословную Зои Космодемьянской: оказывается, замученная девушка была из древнего священнического рода Космодемьянских (фамилия, видимо, происходила от названия храма бессребреников Космы и Дамиана, где служили предки Зои). Дед Зои, священник Знаменской церкви села Осино-Гай Тамбовской губернии, Петр Иоаннович Космодемьянский, был схвачен большевиками в ночь на 27 августа 1918 года и после жестоких истязаний утоплен в деревенском Сосулинском пруду. Священник был похоронен рядом с церковью, но она была закрыта коммунистами. Могила священника-мученика и память его чтится в народе и поныне.
Но все эти новые предложения с историческими параллелями были вскоре жестоко отброшены. Все та же группа «борцов» начала вновь контрагитацию среди жителей прилегающих домов. При этом «агитаторы» прибегли к откровенной лжи и клевете, что сквер-де, который как «зеленый оазис в каменном мешке», будет уничтожен церковниками, что там уже не смогут отдыхать пенсионеры, что памятник Зое будет снесен и т.п. и т.д. Был подключен к протестам и так называемый «Форум по спасению города». Спасения от кого в данном случае: от Бога, веры, молитвы, церковного искусства, сохранения памяти погибших?
Малая православная община во главе с отцом Андреем потратила, собрав, как говорится, с мира по нитке, на строительные проекты и разного рода согласовательную документацию: для часовни в парке Чкалова – 200 тыс. гривен (20 тыс. евро), для церкви в сквере – еще 500 тыс. гривен (50 тыс. евро) – суммы для маленького прихода просто фантастические. Люди, особенно пенсионеры, жертвовали свои последние сбережения.
Был уже поставлен легкий металлический забор на строительной площадке размером в 10 х 13 метров, приехали строители.
Но ночью здесь установили палатки протестующих со знаменами политических «революционных» партий. Было приглашено телевидение, репортеры, фотографы, начался штурм… забора. Его попросту сломали и растащили. На полосы охочей до сенсаций столичной прессы выплеснулись новые «жареные» репортажи о том, как «попы захватывают историческую часть города и уничтожают флору».
И вновь решение городской администрации: землю отобрать, общину отстранить! Но православных поддержали более 5000 жителей прилегающих районов. Община молитвенно решила: не отдавать место без компенсации потраченной суммы и предоставления нового места под строительство.
Вид на храм |
В маленьком алтаре больничного храма, в котором тринадцатый год ютится община, отец Андрей хранит в оконном проеме толстые пачки документов: ходатайства, судебные протоколы, бюрократические отписки… Среди этих бумаг и ходатайства предстоятеля Церкви митрополита Владимира к руководству страны, правительству, другим государственным органам, многочисленные письма верующих: киевских медиков, студентов, ученых, преподавателей, пенсионеров. Многие из тех, кто пожертвовал деньги на богоугодное строительство, так и не дождавшись своего храма, ушли из жизни…
Один характерный эпизод. Среди «протестующих» были и две хорошо «обработанные» старушки (имена их опустим из вежливости), которые гневно кричали, стуча себя в грудь, перед валявшимся забором в первый день протеста. В конце дня «забастовки» из сквера их забрала «скорая» – обеих с инсультом. И попадают они, как ни странно, в 18-ю городскую больницу, приходят в себя и просят прислать священника для исповеди и причастия, не ведая, что в больнице сей болящих окормляет их «злостный враг» – отец Андрей Миткалик. Потом одна из них плакала под епитрахилью милосердного отца Андрея, утешавшего ее, соборовавшего, разрешившего от греха. Она выжила, другая нераскаянной ушла в мир иной.
Вместо эпилога
Вниз – по бывшей Мало-Владимирской
Проходя от Ярославова вала вниз по улице Олеся Гончара, бывшей Мало-Владимирской, я читал вывески, в основном на иностранном, блистающих светом и гламуром бутиков, ресторанов, игральных заведений. Даже записал некоторые из них: «Магазин брендового одягу», «Сузір’я зачісок “Elegant”», «Ресторан “Piccitino”», «Харчевня “Старый двор”»… И далее еще кафе, ломбарды, бистро и ресторанчики, масштабное строительство гостиничного комплекса – почти до самой площади Победы, магазины ювелирного завода с огромными витринами, в которых выставлены ювелирные изделия, – все на потребу дня.
По ходу вспомнил еще несколько вычитанных исторических деталей. Оказывается, улица сия оставалась до 1911 года Мало-Владимирской. Когда же в том самом 1911-м в оперном театре террористом Дмитрием Богровым был смертельно ранен Петр Столыпин, его доставили в Хирургическую больницу доктора медицины И.С. Маковского, которая располагалась в доме № 33 по ул. Мало-Владимирской. Здесь через несколько дней премьер-министр умер. Его похоронили в Киево-Печерской лавре, а улица получила новое имя – Столыпинская.
Похороны Столыпина. |
В 1939 году улица была названа в честь Валерия Чкалова – известного советского пилота, Героя Советского Союза, человека, который впервые осуществил беспосадочный перелет через Северный Полюс в Северную Америку (Москва–Ванкувер). Вскоре после провозглашения независимости Украины улица получила имя писателя Олеся Гончара.
Таков перебег времени, революционных бурь, войн, распадов империй, тоталитарных режимов и формирования новых государств.
И, согласитесь, как было бы прекрасно, чтобы, вопреки всем этим историческим потрясениям, из небытия, как бессмертный символ, восстал для новых поколений Украины рукотворный храм великого Князя-Крестителя, положившего новой верой и Вечным Словом конец междоусобным браням, войнам и разногласиям – и начало единству некогда славной державы – Киевской Руси.
Конечно страшно становится, что происходит с Киевом (в плане раскола и небоскребов в историческом центре)
Особенно тяжко когда твои знакомые начинают ходить к раскольникам.