На прошедшем пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был принят проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Его комментируют член Межсоборного Присутствия Епископ Бобруйский и Быховский Серафим, а также руководитель проекта по энергоэффективности Гринпис России Игорь Подгорный.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим: Христианский образ жизни - огромный вклад в защиту окружающей среды
Русская Православная Церковь не в первый раз обращается к этому вопросу. Так, например, в Основах социальной концепции уже есть раздел «Церковь и проблемы экологии».
В целом, с начала девяностых годов Русская Православная Церковь активно участвует в дискуссии на экологические темы. Установлен день – 1(14) сентября – День молитвы о Божием творении. Это общеправославное решение всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
Сегодня масштабы техногенных катастроф таковы, что наша Церковь считает важным и необходимым вновь ясно и определенно заявить о своей позиции и более активно действовать в вопросах экологии. Церковь ведь не может игнорировать, что вокруг нас происходит.
На обсуждении документа было также обращено внимание, что в современной экологической дискуссии есть опасность политизации и идеологизации этой темы. А потому было заявлено, что Церковь не участвует в политической борьбе, в том числе в случаях, когда эксплуатируется экологическая тематика.
В итоге была выверена официальная церковная позиция по вопросам экологии, и был подготовлен проект документа, который затем будет уточнять и принимать уже Архиерейский Собор.
Так что теперь представителям Церкви будет проще ответственно объяснить людям, как Церковь видит столь острые и жгучие сегодня вопросы экологии.
Было отмечено, что христианская проповедь, христианский образ жизни сами по себе - это уже огромный вклад в защиту окружающей среды, реальная альтернатива потребительскому обществу. Ведь Церковь говорит о необходимости самоограничения, о необходимости аскетического отношения к природе, к миру, к себе.
А чем еще можно ответить на навязываемый сегодня дух потребительства и гедонизма?
Мы включаем экологическую озабоченность во все сферы жизни и работы Церкви. Она должна быть компонентом пастырской, миссионерской, молодежной деятельности приходов, монастырей, церковных учреждений образования.
Вообще, я защищал кандидатскую на близкую, хотя и более узкую, тему - «Учение святого апостола Павла об отношении человека к тварному миру». Этот круг вопросов мне более-менее знаком. Поэтому было особенно приятно, что Святейший Патриарх тонко понимает и чувствует эту тему. Вычитывая документ, он давал компетентные и очень точные, на мой взгляд, оценки…
Игорь Подгорный: «Общество
потребления – одна их глобальных
проблем»
Когда читаешь любую концепцию, любую стратегию, видишь там очень правильные вещи (как и в данном документе), всегда задаешься вопросом, а как это воплотиться в каких-то конкретных делах, как это будет работать?
Здесь некоторая необычность ситуации, что документ написан не каким-то государственным министерством или ведомством, по своему роду деятельности вроде как охраняющим природу.
Еще такой момент, что в последнее время Церковь не ругает только ленивый, в том числе по экологическим моментам, связанным с каким-то строительством, «захватом земель». В документе написано, что Церковь готова открыто все это обсуждать, в том числе с людьми, которые по роду деятельности заняты в природоохранной системе - с государственными структурами, с общественными организациями. И это даст возможность, в том числе, уменьшить спекуляции по этим вопросам.
Я не готов что-то советовать, но мне кажется, было бы эффективно сейчас собрать встречу, может быть, максимально широкого круга, чтобы были представители Церкви, общественных природоохранных организаций, государственных организаций. Тогда многие вопросы можно было бы просто снять. Потому что люди порой возмущаются тем или иным вопросом, поскольку они, как говорится, «не в теме». Когда начинаешь разбираться, оказывается, что за разговорами на самом деле нет повода для возмущения.
Не секрет, что наибольший вред природе наносят те государственные структуры, ведомства, которые поставлены природу защищать. Мы с этим, к сожалению, сталкиваемся очень часто. Как переломить эту ситуацию, я не знаю. И если со стороны Церкви в этой области будет какое-то воздействие, думаю, это станет продуктивным моментом.
Мне очень близко то, что в документе написано про общество потребления. Это одна из самых наших серьезных и самых глобальных проблем. Мне кажется, в этом кроется большая часть наших проблем, связанных с отношением к природе, с использованием природных ресурсов и так далее.
Для того, чтобы это понять, не нужно быть природоохранником. Достаточно зайти в любой магазин и посмотреть, что там продается и для чего. 90% вещей, которые там предлагаются в первый же месяц, если не раньше, окажутся на свалке.
И если с помощью Церкви попытаться людям донести простую вещь: все, что мы имеем, сделано из ресурсов, которые не восполняются. Или восполняются, но крайне не быстро. Мы киваем на ту же Америку, что там высокий уровень потребления. Но ведь и мы не отстаем. Пусть у нас не по пять автомобилей на семью, но мы с легкостью покупаем, скажем, продукты в индивидуальной упаковке, потом выбрасываем этот пакетик на свалку и думаем, что ничего не происходит. А на самом деле достаточно хоть раз посмотреть на свалку со стороны, чтобы понять, какой объем отходов мы производим.
То есть вопрос уже даже не о бережном отношении к природе, а хотя бы – о разумном. То, что мы сейчас делаем – на грани разума.